Научная статья на тему 'Современный этап развития музыкальной культуры и образования'

Современный этап развития музыкальной культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бочкарева О. В., Новикова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития музыкальной культуры и образования»

УДК 78.01

Современный этап развития музыкальной культуры и образования

(по материалам III Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»)

The Modern Stage of Musical Culture and Education Development

(On materials of the II International scientific and practical conference «Musical Culture and Education: Innovative Ways of Development»)

26-28 апреля 2018 г. состоялась III Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». В этом году она проходила совместно в двух городах: Ярославле, на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и в Вологде, на базе Вологодского государственного университета. Цель конференции - обсудить основные тенденции и проблемы развития музыкальной культуры и образования в России и за рубежом. Необходимо отметить, что в этом году круг ученых (музыковедов, музыкантов-педагогов, музыкантов-психологов и учителей музыки), представляющих различные регионы России, ближнего и дальнего зарубежья, расширился до 65 человек. В III Международной конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития» приняли участие ученые и музыканты-практики из Алматы, Гродно, Вологды, Донецка, Иркутска, Калуги, Могилева, Москвы, Минска, Петрозаводска, Ростова, Рыбинска, Самары, Ярославля и др. Изъявили желание поделиться своим опытом и научными изысканиями и ученые стран зарубежья: Белоруссии, Казахстана, Украины, Сербии.

Первый день конференции прошел в Ярославле. По традиции работу конференции открыло пленарное заседание, с приветственным обращением выступил заведующий кафедрой теории и методики музыкально-художественного воспитания, кандидат искусствоведения А. В. Плохов. Работа конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития» определялась следующими направлениями: «Теория и методология музыкально -педагогического образования», «Научные иссле-

дования в сфере музыкальной культуры и образования: современные проблемы, актуальные вопросы», «Инновационные подходы в профессиональной и психолого-педагогической подготовке учителя музыки», «Реализация образовательных и воспитательных задач на уроке музыки», «Профессиональные и психолого-педагогические проблемы подготовки учителя музыки», «Реализация стандартов ФГОС на уроке музыки», «Современные достижения в дополнительном художественном образовании детей» и др. Отличительной особенностью первого пленарного заседания конференции, проходившей в Ярославле, стало сочетание глубоко осмысленных теоретических проблем философского и музыкально-теоретического уровня, таких как понимание аксиологического потенциала музыкально-художественного диалога, роли культуры, образования и искусства в саморазвитии личности; проблемы бытования оперной музыкальной классики в пространстве массовой культуры, теоретический музыковедческий анализ музыкального произведения с точки зрения существования музыкально-информационных процессов с демонстрацией новых методов и приемов музыкально-педагогической деятельности.

Открылось пленарное заседание докладом на тему «Аксиологический потенциал музыкально-художественного диалога», в котором О. В. Боч-карева подчеркнула, что «художественный диалог как непосредственно эмоционально переживаемый смысл в ценностном выражении осознается личностью с позиции единства "я" и мира, понимания его истинной диалогической сущности» [1, с. 28]. Отмечая, что аксиологическая направленность музыкально-художественного диалога позволяет осознать диалогическое отно-

© Бочкарева О. В., Новикова Л. П., 2018

шение к миру как ценности, автор подчеркнула, что его духовное содержание исходит из опыта миропонимания и мироотношения личности, входящего в структуру идеала. Автор в докладе особенно выделила классификацию ценностных суждений в зависимости от их принадлежности к культурно-смысловым образованиям, функционирующим в обществе:

- «ценностные смыслы, затрагивающие наиболее стержневые, глубинные культурно-ментальные образования («музыкальные шедевры»);

- ценностные смыслы, окружающие повседневность, так называемый «музыкальный быт»;

- ценностные смыслы, декларируемые социальными институтами государства, часто продиктованные политическими интересами («произведения-агитки»);

- спекулятивные ценностные смыслы, отражающие влияние моды, рекламы, коммерциализации и др. («произведения-однодневки»)» [1, с. 29].

Второй докладчик, профессор Ярославского государственного театрального института И. А. Бродова, размышляла о теоретических проблемах музыкознания, в частности о музыкальном произведении как аккумуляторе музыкально-информационных процессов, «которое вбирает в себя многовекторную информацию посредством изоморфного моделирования средствами музыки немузыкальных информационных процессов» [2, с. 37]. Автор анализировала современные тенденции в теории анализа музыкальных произведений, касалась недостаточно разработанных проблем информационного взаимодействия музыкальных и немузыкальных составляющих музыкального произведения. И. А. Бродова подчеркнула, что применение информационного подхода к музыкальному процессу требует уточнения некоторых критериев музыкально-информационного анализа.

Д. Ю. Густякова в своем выступлении осветила проблему репрезентации оперной классики в пространстве массовой культуры. Автором были выявлены творческие решения разных режиссеров, как в России, так и за рубежом в современном оперном театре. Пытаясь приблизить «архаичную» оперную классику к современному слушателю, режиссеры перекодируют классический текст, стирают его уникальность, приближая к унификации, заигрывая со зрителем. В данных

интерпретациях «создается парадоксальная раздвоенность художественного образа, своего рода "разлом" репрезентации классического текста, проходящей между эпатажем режиссерской интерпретации сценического действия и аутентиз-мом режиссерско-исполнительской трактовки музыкальной партитуры» [4, с. 332].

Выступление С. А. Томчук было нацелено на анализ образовательного стандарта урока музыки, его направленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности учащихся. Автор отметила, что урок музыки, являясь уроком искусства, связан с преобразовательной и социально значимой деятельностью ученика, направленной на его самореализацию и личностный рост. Отметив важность системно-деятельностного подхода к уроку музыки, автор подчеркнула, «что в этом случае создаются условия для мотивации и познавательной активности учеников, используются проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. На уроке присутствует интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, проблемные ситуации, задания с включением творческого начала» [10, с. 147].

Л. П. Новикова представила на пленарном заседании доклад на тему «Традиции церковного пения в практике любительского хора». Она отметила важность сохранения традиции Богослужебного пения в русской православной церкви, которое имеет ряд характерных особенностей: «молитвенный характер песнопений, антифонное пение, исполнение гласовых напевов в их вариативности исполнения, пение а саре11а на церков-но-славянском языке и др.» [8, с. 114]. Светло и проникновенно звучали церковные напевы в исполнении любительского хора Яковлевско-Благовещенского храма г. Ярославля под руководством Л. П. Новиковой, вызвав сердечный отклик в сердцах слушателей.

О процессе коллективного музицирования на блокфлейтах в ходе реализации экспериментальной программы «Мелодия здоровья» рассказала педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения культурно-образовательного центра «ЛАД» г. Ярославля С. И. Кузнецова. Она подчеркнула, что в «объединении системного, аксиологического и культурологического подходов осуществляется про-

цесс знакомства детей с музыкальной культурой Ярославского края. Интеграция двух образовательных областей - инструментального музицирования на блокфлейтах и музыкального краеведения - находит свое практическое воплощение в проектной деятельности учащихся» [7, с. 89]. Слушатели тепло и радушно встретили юных музыкантов ансамбля «Музыкальная шкатулка» под руководством С. И. Кузнецовой, яркое выступление которых продемонстрировало результат работы по внедрению теоретических изысканий в практику [4].

Е. Г. Стратилатова, педагог дополнительного образования высшей категории МОУ ДО Центр анимационного творчества «Перспектива», в докладе «Формирование танцевальной культуры личности» обобщила опыт работы клуба «Зазеркалье» г. Ярославля. Автор считает, что «танцевальная культура - сложный, комплексный феномен, самодостаточная сфера повседневности, которая выполняет ряд социокультурных функций: коммуникативную, идентификационную, интегративную, гедонистическую, регулятивную» [9, с. 143]. Участники объединения ежегодно принимают активное участие в международных фестивалях и научных конференциях (Санкт-Петербург, Москва, Ярославль и др.). Для участников бала необходимо максимально приблизиться к выбранной эпохе, которая отражала жизнь Ярославской губернии, включить аутентичную «живую» музыку и сложные танцы на ампирной технике, салонные игры и др. Участники конференции смогли поучаствовать в нескольких салонных играх и понять происхождение и значение широко распространенного выражения «водить за нос». Участники клуба «Зазеркалье» Е. Г. Стратилатова и Б. Г. Стратилатов в исторических костюмах продемонстрировали танец эпохи XIX в., который вызвал неподдельный интерес и восхищение публики.

Последующие дни работы конференции прошли в Вологодском государственном университете. 27 апреля там состоялось пленарное заседание, на котором с приветственным словом выступили декан факультета иностранных языков, культуры и искусств кандидат филологических наук Ольга Михайловна Редкозубова; заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов доктор искусствоведения Марина Геннадьевна Долгушина; заведующая кафедрой пения и музыкального образования 408

кандидат педагогических наук Татьяна Павловна Брова и др.

М. Г. Долгушина затронула проблему музыкального краеведения, рассказала, какими возможностями обладает учебный курс «Музыкальная культура Вологодского края», подчеркнув при этом, что он «не только приобщает студентов к региональной истории и культуре, формирует чувство гордости за малую родину и воспитывает гражданскую позицию». Деятельностный подход в освоении данной дисциплины, по мнению автора, пробуждает у студентов «интерес к предмету и процессу обучения, развивает навыки самообразования, формирует активную жизненную позицию» [5, с. 54].

Раскрытию педагогической технологии, ориентирующей студентов на процесс моделирования художественного познания музыкального сочинения, был посвящен доклад Т. П. Брова. Автор привела примеры педагогических ситуаций, связанных с распредмечиванием музыкального произведения. Распредмечивающее понимание, по мнению автора, «направлено на восстановление тех смыслов, которые опредмечены автором текста в выразительных формах. По мнению исследователя, именно распредмечивание авторских средств и приемов формирует смысловое понимание» [2, с. 33]. Само понимание она рассматривает как процесс освоения текстовой содержательности.

Выступление Н. Ю. Камраковой было посвящено проблеме выявления и поддержки творческого потенциала ребенка в условиях музыкальной школы. Автор рассказала об опыте применения методики Ф. Вильямса. В ходе диагностических и аналитических процедур были выявлены особенности респондентов: «в целом школьники способны к продуцированию разнотипных и оригинальных идей, к их разработке, но в малой степени способны защищать собственные идеи, конструктивно воспринимать критику, самостоятельно исследовать неизвестное, приводить в порядок неупорядоченное, усматривать простое в сложном, доверять своей интуиции» [6, с. 68].

Ярославскую делегацию в составе О. В. Боч-каревой, Л. П. Новиковой, Н. И. Лесаковой, Т. Е. Кокотковой, Е. А. Смирновой и А. Г. Ерофеевой тепло встретили участники конференции в Вологде. Приятным сюрпризом для ярославских педагогов стала экскурсия в кабинет-музей М. Ш. Бонфельда. Морис Шлемович Бонфельд, О. В. Бочкарева, Л. П. Новикова

доктор искусствоведения, авторитетный ученый, композитор и музыкальный критик, заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов, почти 30 лет, до самых последних дней, преподавал на музыкально-педагогическом факультете ВГПУ. Его книга «Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства» является фундаментальный трудом в области музыкознания. В Вологодском государственном университете и других вузах страны этот труд используется в качестве учебного пособия для студентов, изучающих теоретические дисциплины. Доцент кафедры, а в прошлом его аспирантка Светлана Владимировна Блинова с большой теплотой и волнением рассказала о жизни, научном и музыкальном творчестве этого уникального человека.

Не менее интересно прошли и секционные заседания III Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». Участники форума отметили, что образование в настоящее время все более начинает осознаваться как личностно-ориентированная культурная деятельность, сложный культурный процесс. Часть докладов были посвящены проблематике, связанной с профессиональной подготовкой учителя музыки, формированием его общих, культурных и специальных, педагогических компетенций. Участниками конференции в дискуссии обсуждались разнообразные проблемы музыкальной культуры и образования: использование разнообразных принципов и методов в системе музыкального образования; психология музыкального творчества и исполнительства, теоретические вопросы музыкознания и др. Интересной и насыщенной была и культурная программа конференции. Участникам была предоставлена возможность побывать в Ферапонтовом и Кириллово-Белозерском монастырях - жемчужинах Русского Севера. Светлые радостные краски росписей Дионисия не могли никого оставить равнодушными. Важно подчеркнуть, что проблематика конференции поднимала весьма актуальные, важные для современности, инновационные, междисциплинарные теоретические вопросы, отражающие диалог культуры и образования.

Библиографический список

1. Бочкарева, О. В. Аксиологический потенциал музыкально-художественного диалога [Текст] / О. В. Бочкарева // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Боч-каревой, д-ра иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2018. - С. 27-30.

2. Брова, Т. П. Распредмечивание музыкального произведения как фактор формирования ценностно-смыслового понимания [Текст] / Т. П. Брова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / под науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой, д-ра иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 31-33.

3. Бродова, И. А. Музыкальное произведение как аккумулятор музыкально-информационных процессов [Текст] / И. А. Бродова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой, д-ра иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2018. - С. 37-40.

4. Густякова, Д. Ю. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры [Текст] : монография / Д. Ю. Густякова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 411 c.

5. Долгушина, М. Г. Деятельностный подход в процессе освоения музыкально-краеведческого материала в вузе [Текст] / М. Г. Долгушина // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой, д-ра иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. -С. 52-55.

6. Камракова, Н. Ю. Опыт применения тестов Ф. Вильямса для оценки креативности обучающихся музыкальных школ [Текст] / Н. Ю. Камракова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой, д-ра иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 67-69.

7. Кузнецова, С. И. Экспериментальная программа «Музыка вокруг нас» и ее реализация в системе дополнительного образования [Текст] / С. И. Кузнецова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой, д-ра

иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 88-90.

8. Новикова, Л. П. Традиции церковного пения в практике любительского хора [Текст] / Л. П. Новикова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-р пед. наук О. В. Бочкаревой, д-ра иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 114-116.

9. Стратилатова, Е. Г. Формирование танцевальной культуры личности (обобщение опыта работы клуба «Зазеркалье», г. Ярославль) [Текст] / Е. Г. Стратилато-ва // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-р пед. наук О. В. Бочкарева, д-р иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. -С. 142-144.

10. Томчук, С. А. Современный урок музыки с позиций требований ФГОС [Текст] / С. А. Томчук // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы III Международной научно-практической конференции 26-28 апреля 2018 года / науч. ред. д-р пед. наук О. В. Бочкаревой, д-р иск. М. Г. Долгушиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. -С. 147-150.

Reference List

1. Bochkareva, O. V Aksiologicheskij potencial muzykal'no-hudozhestvennogo dialoga = Axiological potential of musical and art dialogue [Tekst] / O. V. Bochkareva // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: inno-vacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 27-30.

2. Brova, T. P. Raspredmechivanie muzykal'nogo pro-izvedenija kak faktor formirovanija cennostno-smyslovogo ponimanija = Desobjectivation of the piece of music as a factor of formation of valuable and semantic understanding [Tekst] / T. P. Brova // Muzykal'naja kul'tu-ra i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / pod nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 31-33.

3. Brodova, I. A. Muzykal'noe proizvedenie kak ak-kumuljator muzykal'no-informacionnyh processov = Piece of music as accumulator of musical and information

processes [Tekst] / I. A. Brodova // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2628 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 37-40.

4. Gustjakova, D. Ju. Reprezentacija russkoj klas-sicheskoj opery v prostranstve massovoj kul'tury = Representation of the Russian classical opera in space of popular culture [Tekst] : monografja / D. Ju. Gustjakova. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. - 411 s.

5. Dolgushina, M. G. Dejatel'nostnyj podhod v processe osvoenija muzykal'no-kraevedcheskogo materiala v vuze = Activity approach in the course of development of musical and local history material in higher education institution [Tekst] / M. G. Dolgushina // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : ma-terialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 52-55.

6. Kamrakova, N. Ju. Opyt primenenija testov F. Vil'jamsa dlja ocenki kreativnosti obuchajushhihsja muzykal'nyh shkol = Experience of application of F. Williams' tests for assessing music school students' creativity [Tekst] / N. Ju. Kamrakova // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2628 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 67-69.

7. Kuznecova, S. I. Jeksperimental'naja programma «Muzyka vokrug nas» i ee realizacija v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija = The experimental program «Music around Us» and its realization in the additional education system [Tekst] / S. I. Kuznecova // Muzykal'na-ja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 88-90.

8. Novikova, L. P. Tradicii cerkovnogo penija v prak-tike ljubitel'skogo hora = Traditions of church singing in practice of amateur chorus [Tekst] / L. P. Novikova //

Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-r ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-ra isk. M. G. Dolgushi-noj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. -S. 114-116.

9. Stratilatova, E. G. Formirovanie tanceval'noj kul'tury lichnosti (obobshhenie opyta raboty kluba «Zazerkal'e», g. Jaroslavl') = Formation of the personality's dancing culture (synthesis of experience of the club «Zazerkalie», Yaroslavl) [Tekst] / E. G. Stratilatova // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of develop-

ment: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-r ped. nauk O. V. Bochkareva, d-r isk. M. G. Dolgushinoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 142-144.

10. Tomchuk, S. A. Sovremennyj urok muzyki s pozicij trebovanij FGOS = Modern lesson of music from positions of FSES requirements [Tekst] / S. A. Tomchuk // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-28 aprelja 2018 goda = Musical culture and education: innovative ways of development: materials of the III International scientific and practical conference on April 26-28, 2018 / nauch. red. d-r ped. nauk O. V. Bochkarevoj, d-r isk. M. G. Dolgushinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. -S. 147-150.

О. В. Бочкарева, Л. П. Новикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.