Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития музыкальной культуры и образования'

Актуальные проблемы развития музыкальной культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бочкарева Ольга Васильевна, Новикова Любовь Павловна, Слепко Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития музыкальной культуры и образования»

УДК 78.01

О. В. Бочкарева, Л. П. Новикова, Ю. Н. Слепко

Актуальные проблемы развития музыкальной культуры и образования O. V. Bochkariova, L. P. Novikova, Yu. N. Slepko

Topical Problems of Musical Culture and Education Development

21-22 апреля 2016 г. в Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского прошла I Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». Конференция была посвящена обсуждению современного состояния исследований, связанных с проблемами музыкальной культуры и образования.

Конференция была проведена по инициативе преподавателей кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания педагогического факультета ЯГПУ. Председателем оргкомитета выступила доктор педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания О. В. Бочкарева. В состав организационного комитета конференции вошли М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; Г. А. Гайсин, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания; Л. П. Новикова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания, А. В. Плохов, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой теории и методики музыкально-художественного воспитания, Ю. Н. Слепко, кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; О. М. Фалетрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания; Н. В. Теплова, методист кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания.

В работе I Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития» приняли участие более 70 представителей различных регионов России и ближнего и дальнего зарубежья. Среди наиболее активных участников необходимо отметить представителей из

Владимира, Вологды, Калуги, Кемерова, Краснодара, Москвы, Петрозаводска, Ростова, Саранска, Ярославля и многих других. Тематика конференции привлекла внимание и участников из стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Германии, Казахстана, Сербии, Украины и др. Работа конференции включала пленарное заседание и работу секционных заседаний. Открывая конференцию, с приветственным обращением выступили декан педагогического факультета кандидат психологических наук Ю. Н. Слепко и заведующий кафедрой теории и методики музыкально-художественного воспитания кандидат искусствоведения А. В. Плохов.

Работа конференции определялась следующими направлениями: теория и методология музыкально-педагогического образования, научные исследования в сфере музыкальной культуры и образования: современные проблемы, актуальные вопросы; профессиональные и психолого-педагогические проблемы подготовки учителя музыки; реализация стандартов ФГОС на уроке музыки; современные достижения в дополнительном художественном образовании детей; новые информационные технологии в музыкальном образовании.

Отличительной особенностью пленарного заседания стало обращение к проблемам философского осмысления музыкально-педагогической деятельности, связанной с пониманием онтологической сущности личности, с механизмом саморазвития; совместным бытием с «Другим» (общество, другой человек, внутреннее «я»); ак-меологическим восхождением личности в диалоге с культурой и искусством. Открывая пленарное заседание, О. В. Бочкарева подчеркнула, что диалог как методология музыкально-педагогического образования нацеливает преподавателя на формирование у студентов разнообразных видов компетентностей: специально-музыкальной, педагогической, проектной, орга-

© Бочкарева О. В., Новикова Л. П., Слепко Ю. Н., 2016

низационной, управленческой, просветительской, социальной, информационно-коммуникативной. В докладе отмечалось, что искусство - это сердцевина человеческой психики, идеальное пространство становления и развития человека. Искусство этично, этнично и национально, так как в каждом произведении искусства существует образ человека, и только в общении с подлинным искусством человек становится Человеком. О. В. Бочкарева в рамках осуществления диалогических взаимосвязей «Россия - Сербия» познакомила присутствующих с опытом ученых-музыкантов Сербской академии наук и искусств г. Белграда. Н. Б. Мосусова, музыковед, исследователь и историк танца, научные интересы которой группируются вокруг истории музыки славянских стран, истории оперы и балета, утверждает, что нельзя преподавать европейскую историю музыки без прочного овладения музыкальной теорией и теорией народного творчества. Автор считает, что студентам, изучающим предмет «История музыки», надо вслушиваться в звучание самой музыки, именно это и есть самая главная мысль и цель исследования. Милена Петрович и Вера Миланкович представили доклад на тему «Интегрированные музыкальные занятия в современной музыкальной педагогике: от движения к мюзиклу». Они считают, что движение в музыке по набору определенных параметров способствует более полной интеграции музыки и пониманию элементов музыкальной структуры (пульс, темп, характер, метр, ритм, мелодия, динамика, артикуляция).

Студенты эффективно учатся, когда музыкальное содержание их обучения представлено в интеграции прослушивания, пения, игры, движения (танца), речи. Такое обучение объединяет все сенсорные системы, все чувства, которые активизируют и интегрируют различные аспекты обучения. Елена Йованович, доктор этномузыко-логии, размышляла о роли педагога по вокалу в сохранении навыков традиционного пения в современное время. Обобщая опыт проведения фестивалей в городе Тополи (Центральная Сербия) с 2011-2015 гг., автор утверждает, что народная песня несет богатый жизненный опыт, являясь частью жизни. Ученой выявлены и основные подходы к изучению и исполнению народных песен Сербии: этнический, музыковедческий, практический. Автор изучила основные методы работы, направленные на сохранение традиций в исполнении сербских народных песен, обращая

внимание на навыки традиционного пения в работе с молодыми певцами.

Т. П. Брова, заведующая кафедрой пения и музыкального образования, кандидат педагогических наук, профессор Вологодского государственного университета, раскрыла феномен художественного резонанса, который ярко проявляется в полихудожественной деятельности студентов, ориентированной на установление взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Автор подчеркнула, что перенос признаков одного вида искусства на другой на основе анализа их интонационных особенностей способствует осмыслению образного содержания, при этом художественные обобщения наполняются личностными смыслами воспринимающего. И. В. Субботина, кандидат педагогических наук, доцент Вологодского государственного университета, проанализировала проблемы педагогической поддержки профессионального развития студента-музыканта в контексте личностно-ориентированного образования. Докладчик подчеркнула, что преподаватель вуза формирует у студента готовность к профессиональному саморазвитию, диалогу, рефлексивной позиции при решении педагогических задач.

Интересные доклады представили наши коллеги - преподаватели Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова. Е. А. Снежкова, кандидат искусствоведения, обобщила опыт работы в детской музыкальной школе, созданной на базе ЯМУ им. Л. В. Собинова, подчеркнув при этом требования, которые предъявляются в современное время педагогу-музыканту: профессионально-педагогическая компетентность, эрудиция и образованность. Методологическая оснащенность, установка на диалог, глубокие психолого-педагогические знания и сформированные умения, высокий уровень специальной подготовки, владение новейшими технологиями, развивающими способность к целеполаганию, проектированию и организации образовательного процесса в школе - «это те современные требования, которые в настоящее время необходимы современному учителю», подчеркнула докладчик.

А. А. Харчев, заместитель директора ЯМУ им. Л. В. Собинова, остановился на проблеме становления и профессионального самоопределения начинающего музыканта в конкурсной среде. Докладчик отметил, что при обучении детей игре на музыкальных инструментах в детских школах искусств важно сформировать понятие о профес-

332

О. В. Бочкарева, Л. П. Новикова, Ю. Н. Слепко

сии музыканта, усилить их мотивацию. Поддержка музыкально одаренных детей для дальнейшей их подготовки к профессиональному самоопределению может быть реализована в профессиональных учебных организациях. О реализации экспериментальной программы «Мелодия здоровья» рассказала С. И. Кузнецова, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения - культурно-образовательного центра «ЛАД» г. Ярославля. Возможности использования в музыкальном образовании технологии, нацеленной на сохранение здоровья детей, очень значительны и реализуются в процессе ансамблевого музицирования детей на блокфлейтах. Завершилось пленарное заседание небольшим концертом квартета гитаристов под руководством А. Харчева и ансамбля флейтистов центра дополнительного образования «Лад» под руководством С. И. Кузнецовой. Слушатели тепло встретили музыкантов, выступление которых продемонстрировало результат работы по внедрению теоретических изысканий в практику.

Участники секционных заседаний конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития» отметили, что образование в настоящее время все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Участники конференции представили разнообразные доклады: это и музыковедческие исследования, и исследования, связанные с проблематикой музыкального творчества, исполнительского искусства. Много докладов было посвящено проблематике, связанной с подготовкой учителя музыки, формированием его разнообразных компетенций. Обобщая, можно сказать, что проблематика конференции интегрировала весьма сложные междисциплинарные теоретические вопросы, находящиеся на пересечении культуры и образования.

Библиографический список

1. Бочкарева, О. В. Диалог как методология музыкально-педагогического образования [Текст] / О. В. Бочкарева // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. -С. 22-25.

2. Брова, Т. П. К проблеме создания художественного контекста на уроке музыки [Текст] / Т. П. Брова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-

практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2016. - С. 25-28.

3. Кузнецова, С. И. Реализация экспериментальной программы «Мелодия здоровья»: ярославский опыт [Текст] / С. И. Кузнецова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 100-103.

4. Новикова, Л. П. Антропологический подход к музыкальному образованию [Текст] / Л. П. Новикова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 119-121.

5. Слепко, Ю. Н. Формирование системы мотивов учебной деятельности в период обучения в вузе [Текст] / Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 188-193.

6. Снежкова, Е. А. Феномен «Учитель - ученик» в образовательном процессе (на примере деятельности [Текст] / Е. А. Снежкова ; ДМШ при колледже им. Л. В. Собинова) // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. -С. 163-166.

7. Субботина, И. В. Педагогическая поддержка личностно-профессионального развития студента [Текст] / И. В. Субботина // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 171-173.

8. Харчев, А. Музыкальный конкурс как среда для становления и профессионального самоопределения начинающего музыканта [Текст] / А. Харчев // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы I международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2016 года / науч. ред. д-ра пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 22-25.

Bibliograficheskij spisok

1. Bochkareva, O. У Dialog kak metodologija muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Tekst] / O. V. Bochkareva // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 22-25.

2. Brova, T. P. K probleme sozdanija hudozhestvennogo konteksta na uroke muzyki [Tekst] / T. P. Brova // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie:

innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 25-28.

3. Kuznecova, S. I. Realizacija jeksperimental'noj programmy «Melodija zdorov'ja»: jaroslavskij opyt [Tekst] / S. I. Kuznecova // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21 -22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. -S. 100-103.

4. Novikova, L. P. Antropologicheskij podhod k muzykal'nomu obrazovaniju [Tekst] / L. P. Novikova // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 119-121.

5. Slepko, Ju. N. Formirovanie sistemy motivov uchebnoj dejatel'nosti v period obuchenija v vuze [Tekst] / Ju. N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2016. - № 1. - S. 188-193.

6. Snezhkova, E. A. Fenomen «Uchitel' - uchenik» v obrazovatel'nom processe (na primere dejatel'nosti [Tekst] / E. A. Snezhkova ; DMSh pri kolledzhe im. L. V Sobinova) // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 163-166.

7. Subbotina, I. V. Pedagogicheskaja podderzhka lichnostno-professional'nogo razvitija studenta [Tekst] / I. V. Subbotina // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 171-173.

8. Harchev, A. Muzykal'nyj konkurs kak sreda dlja stanovlenija i professional'nogo samoopredelenija na-chinajushhego muzykanta [Tekst] / A. Harchev // Muzykal'naja kul'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 21-22 aprelja 2016 goda / nauch. red. d-ra ped. nauk O. V. Bochkarevoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 22-25.

334

О. В. Бочкарева, Л. П. Новикова, Ю. H. Слепко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.