Научная статья на тему 'Музыкальная культура и образование: инновационные подходы (по материалам II Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»)'

Музыкальная культура и образование: инновационные подходы (по материалам II Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура и образование: инновационные подходы (по материалам II Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»)»

УДК 008.009

О. В. Бочкарева

Музыкальная культура и образование: инновационные подходы

(по материалам II Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития»)

O. V. Bochkariova

Musical Culture and Education: Innovative Approaches

(On materials of the II International scientific and practical conference «The musical culture and education: innovative ways of the development»)

20-21 апреля 2017 г. в Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского прошла II Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». На конференции обсуждались проблемы современного этапа развития музыкальной культуры и образования.

В конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития» приняли участие более 60 представителей различных регионов России и ближнего и дальнего зарубежья. Среди наиболее активных участников необходимо отметить представителей из следующих городов: Алматы, Гродно, Вологды, Иркутска, Калуги, Москвы, Минска, Ростова, Рыбинска, Саранска, Саратова, Таганрога, Ярославля и многих других. На приглашение участвовать в конференции откликнулись и участники из стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Казахстана, Молдовы и др. Работа конференции включала пленарное заседание и работу секционных заседаний. Открывая конференцию, с приветственным обращением выступили проректор по научной работе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского А. М. Ходырев, декан педагогического факультета кандидат психологических наук Ю. Н. Слепко и заведующий кафедрой теории и методики музыкально-художественного воспитания кандидат искусствоведения А. В. Плохов.

Работу конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития» определили следующие направления: методологические и теоретические проблемы музыкально-педагогического образования; искусствоведческие научные исследования; современные актуальные вопросы, нацеленные на изучение профессиональных и психолого-педагогических

© Бочкарева О. В., 2017

проблем подготовки учителя музыки; проблемы реализации стандартов ФГОС на уроке музыки; современные научные достижения в дополнительном художественном образовании детей; использование новых информационных технологий в музыкальном образовании.

Отличительной особенностью пленарного заседания стало сочетание глубоко осмысленных теоретических проблем философского уровня (понимание онтологической сущности личности; роли культуры, образования и искусства в саморазвитии личности; проблема диалога, понимаемого как совместное бытие с «Другим» («общество», «другой человек», «внутреннее «я»); проблема акмеологического развития личности в процессе присвоения культурных смыслов и ценностей) с практической составляющей - демонстрацией новых методов и приемов музыкально-педагогической деятельности.

Открывая пленарное заседание докладом на тему «Методология диалога в исследовании истории музыкальной культуры и образования Ярославского края», О. В. Бочкарева подчеркнула, что системный анализ такого феномена предполагает объединение нескольких направлений в изучении:

— процессуальный (выявление этапов (стадий) развития музыкальной культуры и образования Ярославского края в едином контексте отечественного культурно-исторического и музыкально-педагогического знания в целом);

— личностный (выделение значимых субъектов: музыкантов, музыкантов-педагогов, музыкальных критиков, хормейстеров и т. д., прямым образом повлиявших на культурно-историческую перспективу и музыкально-педагогический процесс в Ярославском крае);

— деятельностный (осуществление интерпретации деятельности персоналий, рассмотрение примеров их музыкально-педагогической деятельности) [1].

В докладе отмечалось, что рассмотрение проблематики данного исследования определялось логикой изучения основных направлений: «мировое -национальное - региональное», «светское - религиозное», «столичное - провинциальное», «народное -профессиональное», «традиционное - новаторское», «музыкально-педагогическое - музыкально-

просветительское», «музыкально-

профессиональное - музыкально-критическое» и др.

В докладе были представлены результаты проектной работы студентов, нацеленной на изучение и осмысление исполнительской, музыкально-просветительской, музыкально-педагогической деятельности ярких творческих личностей Ярославского края, повлиявших на процесс становления и развитие музыкально-культурной региональной среды: Н. Н. Алмазова, М. А. Балакирева, В. Е. Баснера, Н. М. Владыкиной-Бачинской, В. Н. Городовской, В. Н. Зиновьева, Д. М. Кучеренко, А. Д. Львовой, Л. В. Собинова, Е. М. Стомпелева, М. Л. Челищевой, Ф. И. Шаляпина и др. [5]. Докладчик рассказала об опыте использования электронного УМКД «История музыкального образования», подчеркнув при этом своевременность и актуальность его создания. Остановившись на региональном компоненте данного курса, автор прояснила возможные направления деятельности студентов в этом курсе: осуществление анализа культурно-исторических текстов (свидетельства периодики, воспоминания, статьи; типологизация разнообразных музыкально-краеведческих текстов, относящихся к истории Ярославского края; изучение деятельности различных музыкально-творческих и музыкально-образовательных структур, таких как Ярославское отделение Императорского Русского Музыкального общества, Ярославское и Рыбинское Общества любителей музыкального и драматического искусств, Ярославское Хоровое Общество, Ярославская духовная семинария и др.). О. В. Бочкарева подчеркнула, что в ходе освоения электронного УМКД используются разнообразные виды деятельности студентов: написание докладов, эссе, исследование архивных материалов, работа в музее, составление презентаций и др. Особый интерес у слушателей конференции вызвала демонстрация фрагментов презентаций, выполненных студентами в рамках проектной деятельности. Интерес у обучающихся вызвали разнообразные темы,

отражающие историю музыкальной культуры и образования Ярославского края: «Претворение народных национальных традиций в творчестве Е. М. Стомпелева» (Д. Бахмицкая), «В. Е. Баснер и Ярославский край» (А. Корнева), «Путешествие в музей Л. В. Собинова: тайна рождения великого певца» (М. Поцелуева), «Ярославский орган - творчество Л. Шишхановой»

(К. Тихомирова), В. Н. Городовская

(А. Пономарева) и др. Студентки 3 курса музыкально-педагогического отделения в рамках доклада представили результаты собственной проектной деятельности: Т. Шлимакова - презентацию на тему «Ф. И. Шаляпин и Ярославский край», Н. Иброгимова - презентацию на тему «М. А. Балакирев в истории музыкальной культуры Ярославля».

Т. П. Брова, заведующая кафедрой пения и музыкального образования, кандидат педагогических наук, профессор Вологодского государственного университета остановилась на методологическом анализе научных текстов, который, по ее мнению, должен, открывать ценности и смыслы педагогических преобразований и инноваций. Только в этом случае, подчеркнула автор, научно-педагогические знания приобретают статус «живого», осмысленного знания, которое выступает в качестве инструмента решения учителем личностно значимых педагогических задач обучения и воспитания. По мнению автора, необходимо связать методологическое знание с педагогической деятельностью учителя музыки, разработку содержания педагогической диагностики и прогностики - с анализом этико-эстетических идей. Методологический анализ, как считает автор, помогает студентам осмыслить цель и задачи музыкально-педагогической деятельности. Анализ и самоанализ музыкально-педагогической деятельности необходимо осуществлять с позиций аксиологического, лич-ностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов, актуальных для современного музыкального образования [2].

И. А. Бродова, профессор Ярославского государственного театрального института, в докладе размышляла о состоянии духовности в современную эпоху, которая демонстрирует заметную утрату ценностных позиций, соответствующих идеалам. Автор отметила, что все чаще прагматичные ценности становятся приоритетными для большинства людей. Распутать клубок данного несоответствия стараются в своем творчестве наиболее чуткие и думающие современные композиторы А. Шнитке, А. Пярт, В. Гаврилин, Г. Свиридов, Г. Канчели, В. Сильвестров,

В. Мартынов и др. Направленность их поисков связана со стремлением к открытию новых смыслов, адекватных времени. Анализируя творчество композитора В. Мартынова, И. А. Бродова подчеркивает его кредо о том, что «новое сакральное пространство», созданное путем актуального культурного синтеза, должно функционировать в виде «единого многомерного текста», чтобы стать своего рода оппозицией «распадающемуся современному миру». Автор подчеркнула, что стремление к первоначальному единству и синтезу художественных средств выражения для Мартынова-композитора означает отказ от жестких предметных структур, молчаливое созерцание Красоты посредством звуковой иконографии, ибо, говоря словами композитора, «истина Божья начинается с молчания» [3].

И. В. Субботина, кандидат педагогических наук, доцент Вологодского государственного университета, заострила проблему профессионально-личностного саморазвития будущего учителя музыки. В докладе были рассмотрены педагогические подходы к обучению: индивидуальный, компетентностный, технологический. Автор отметила, что индивидуальный подход в образовании включает использование индивидуально-личностных образовательных технологий и связан с формированием «я-концепции». Ком-петентностный подход, по мнению автора, определяется спецификой педагогической деятельности, обусловленной социально-психологическими качествами, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками: рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность. И. В. Субботина убеждена, что технологический подход включает разработку индивидуальных программ профессионально-личностного саморазвития, педагогическую поддержку профессионального развития студента-музыканта в контексте личностно-ориентированного образования [7].

О методах обучения школьников в процессе коллективного музицирования на блокфлейтах в ходе реализации экспериментальной программы «Мелодия здоровья» рассказала С. И. Кузнецова, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения культурно-образовательного центра «ЛАД» г. Ярославля. Возможности использования в музыкальном образовании разнообразных методов, нацеленных на развитие музыкальности и сохранение здоровья детей, значительны и реализуются в процессе ансамблевого музицирования детей на блокфлей-

тах. Слушатели тепло и радушно встретили юных музыкантов «Ансамбль флейтистов» под руководством С. И. Кузнецовой, яркое выступление которых продемонстрировало результат работы по внедрению теоретических изысканий в практику [4].

Е. Г. Стратилатова, педагог дополнительного образования высшей категории, МОУ ДО Центр анимационного творчества «Перспектива», рассказала об опыте работы Клуба исторической реконструкции и ролевого взаимодействия «Зазеркалье», который входит в Ассоциацию исторического танца (АИТ). Его участники ежегодно выступают на международных фестивалях и научных конференциях (Санкт-Петербург, Москва, Ярославль и др.). Для объединения, по мнению автора, важно исследование и воссоздание старинного танца в первоначальном виде, насколько это возможно. Педагог рассказала об опыте проведения исторического бала «Ярославль в 1812 году». Для участников бала необходимо было максимально приблизиться к выбранной эпохе - передать реалии жизни в Ярославской губернии того времени, используя аутентичную «живую» музыку и сложные танцы на ампирной технике, салонные игры и др. [6]. В заключение доклада был показан видеофрагмент этого бала. Участники клуба «Зазеркалье» С. В. Микляева и Б. Г. Стратилатов в исторических костюмах продемонстрировали танец эпохи Людовика XIV, который вызвал неподдельный интерес и восхищение публики.

Не менее интересно прошли и секционные заседания конференции «Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития». Их участники отметили, что образование в настоящее время все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Участники конференции представили разнообразные доклады: обсуждалась проблема использования методов арттерапии в музыкальном образовании; проблемы, связанные с психологией музыкального творчества и исполнительства и др. Много докладов было посвящено проблематике, связанной с профессиональной подготовкой учителя музыки, формированием его специальных и педагогических компетенций. Обобщая, можно сказать, что проблематика конференции интегрировала весьма актуальные, инновационные междисциплинарные теоретические вопросы, отражающие диалог культуры и образования.

Библиографический список

1. Бочкарева, О. В. Методология диалога в исследовании истории музыкальной культуры и образования Ярославского края [Текст] / О. В. Бочкарева // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - С. 24-27.

2. Брова, Т. П. Учебный курс «Методологический практикум» в вузовской подготовке музыканта [Текст] / Т. П. Брова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. -С. 28-30.

3. Бродова, И. А. О сакральном смысле тишины в «Тихих песнях» Валентина Сильвестрова [Текст] / И. А. Бродова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. -С. 34-37.

4. Кузнецова, С. И. Методы обучения школьников в процессе коллективного музицирования на блокфлейтах [Текст] / С. И. Кузнецова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - С. 81-83.

5. Новикова, Л. П., Бочкарева, О. В. Освоение студентами электронного курса «История музыкальной культуры и образования Ярославского края [Текст] / Л. П. Новикова, О. В. Бочкарева // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - С. 24-27.

6. Стратилатова, Е. Г., Петров, В. И. Исторический танец: вопросы реконструкции (из опыта работы Клуба исторической реконструкции и ролевого взаимодействия «Зазеркалье») [Текст] / Е. Г. Стратилатова,

B. И. Петров // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. -

C. 119-123.

7. Субботина, И. В. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя музыки в педагогической практике [Текст] / И. В. Субботина // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития : материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 апреля 2017 года / под науч. ред. докт. пед. наук О. В. Бочкаревой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - С. 123-125.

ШЫ^гаЛсЬевкц $р1$ок

1. БоеЬкагеуа, О. V Мей^^уа Ша^а V 1з51е^уапи 181огИ шшукаГпо] киПшу 1 obrazovanija Jaros1avskogo kraja [ТекБ!] / О. V. БосИка^а // Muzyka1'naja киПига 1 obrazovanie: innovacionnye рий razvitija : ша1епа1у II Mezhdunarodnoj nauchno-ргакйсЬе8^ ^^еге^И 20-21 аргеЩа 2017 goda / pod шиск red. dokt. ped. тик О. V. Bochkarevoj. -Jaros1av1' : ШО JaGPU, 2017. - 8. 24-27.

2. Brova, Т. Р. исЬеЬщ] ките «Metodologicheskij ргакйкит» V vuzovskoj podgotovke muzykanta [Тек81] / Т. Р. Brova // Muzyka1'naja ки1Ъга ! obrazovanie: innovacionnye рий razvitija : materia1y II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2021 аргеЦа 2017 goda / pod тиЛ. red. dokt. ped. шик

0. V. Bochkarevoj. - Jaros1av1' : МО JaGPU, 2017. -8. 28-30.

3. Brodova, I. А. О sakra1'nom smys1e ^Ыпу V «ТШШ реБщаЪ» Valentina Sil'vestrova [Тек81] /

1. А. Brodova // Muzyka1'naja киГШта ! obrazovanie: innovacionnye рий razvitija : materia1y II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2021 аргеЦа 2017 goda / pod тиЛ. red. dokt. ped. шик О. V. Bochkarevoj. - Jaros1av1' : ЯЮ JaGPU, 2017. -8. 34-37.

4. Kuznecova, 8. I. Metody obuchenija shko1'nikov V processe ko11ektivnogo muzicirovanija na b1okflejtah [Tekst] / 8. I. Kuznecova // Muzyka1'naja kш1'tura i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materia1y II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2021 apre1ja 2017 goda / pod nauch. red. dokt. ped. nauk О. V. Бochkarevoj. - Jaros1av1' : ЯЮ JaGPU, 2017. -8. 81-83.

5. Novikova, Ь. P., Бochkareva, О. V Osvoenie studentami jelektronnogo kursa «Могуа muzykal'noj ku1'tшry i obrazovanija Jaros1avskogo kraja [Tekst] / Ь. Я Novikova, О. V. Бochkareva // Muzyka1'naja ku1'tura i obrazovanie: innovacionnye рий razvitija : materia1y II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2021 аргеЦа 2017 goda / pod nauch. red. dokt. ped. шик О. V. Bochkarevoj. - Jaros1av1' : ЯЮ JaGPU, 2017. -8. 24-27.

6. Strati1atova, Е. О, Petrov, V I. Istoricheskij tanec: voprosy rekonstrшkcii (iz opyta raboty Ы^а istoricheskoj rekonstrukcii i rolevogo vzaimodejstvija «2а7егка1'е») [Tekst] / Е. С Strati1atova, V. I. Petrov // Muzyka1'naja ku1'tшra i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija: materia1y II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20-21 apre1ja 2017 goda / pod nauch. red. dokt. ped. nauk О. V Bochkarevoj. - Jaros1av1' : ЯЮ JaGPU, 2017. - 8. 119-123.

7. 8ubbotina, I. V. Professiona1'no-1ichnostnoe samorazvitie budushhego uchite1ja muzyki V pedagogicheskoj praktike [Tekst] / I. V. 8ubbotina // Muzyka1'naja киГШга i obrazovanie: innovacionnye puti razvitija : materia1y II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20-21 apre1ja 2017 goda / pod nauch. red. dokt. ped. nauk О. V. Bochkarevoj. -Jaros1av1' : ЯЮ JaGPU, 2017. - 8. 123-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.