Научная статья на тему 'О результатах Международной конференции по непрерывному образованию в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского'

О результатах Международной конференции по непрерывному образованию в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. В. Байбородова, Л. Г. Титова, В. В. Юдин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результатах Международной конференции по непрерывному образованию в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского»

О результатах Международной конференции по непрерывному образованию в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

On results of the International conference on continuous education in YSPU named after K. D. Ushinsky

Процессы глобализации, социальные трансформации на рубеже ХХ-ХХ1 вв. поставили российское общество перед необходимостью выработать новые пути развития личности. Становится очевидным, что воспроизводимый из поколения в поколение опыт передачи знаний, постоянное использование традиционных форм обучения уже не дает необходимых результатов ни для общества, ни для отдельной личности. Для ее формирования, развития и поддержания саморазвития необходимы новые подходы и методы, требуется новый взгляд на человека, его место и роль в обществе. Историческое движение привело к пониманию необходимости осмыслить развитие человека как самоцель, в то время как социальная практика по-прежнему демонстрирует отношение к человеку как средству, капиталу, оценивая его по способность решать узкопрофессиональные задачи. Непрерывное образование, становясь социальной потребностью, еще не воспринимается как необходимое для каждой личности, общественное сознание только подходит к пониманию пользы и значимости образования как средства постоянного самообразования. Перевести непрерывное образование на язык общественной и индивидуальной потребности - значит выработать последовательную и ясную концепцию, которая сможет определить базу практической деятельности.

Особенностью разработки концепции непрерывного образования в России является стремление подойти к ней многосторонне, используя современную науку. В этом плане непрерывное образование предстает, прежде всего, как педагогический, психологический и социальный феномен. Дискуссионный характер проблемы потребовал более широкой площадки, нежели научные статьи и монографии, отсюда - проведение ряда конференций, каждая из которых становилась новым шагом к осмыслению направлений изучения непрерывного образования в России.

Акцент на социально-педагогическом аспекте непрерывного образования был сделан на втором этапе 15 Международной научно-практической конференции (МК-15-2), состоявшейся в Яро-

славле в сентябре 2017 г. (первый прошел в июне 2017 г. в Астане, Казахстан). Организаторы МК-15-2 основывались на опыте четырнадцати ежегодных конференций по непрерывному образованию, проведенных ГАОУ ВО «Ленинградским государственным университетом имени А. С. Пушкина» (Россия, Санкт-Петербург), выстраивающим проблематику конференций в лоне рекомендаций международных форумов по непрерывному образованию, рекомендаций Всемирного Комитета по непрерывному образованию (Париж), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Института непрерывного образования ЮНЕСКО (Гамбург).

Во многом благодаря конференции «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого сообщества», ежегодно почти 20 лет проводимой в Санкт Петербурге на базе ЛГУ им. А. С. Пушкина и прежде всего усилиями ее лидеров - профессоров Николая Андреевича Лобанова, Вячеслава Николаевича Сквор-цова, проблема непрерывного образования признается научным сообществом как актуальная в теоретико-методологическом и практическом значении, а понятие «непрерывное образование» приобретает статус научной категории, представляющей и организационную систему образования и сам процесс. Насущной потребностью стала разработка целостной общей концепции непрерывного образования, включающей актуальные организационные решения на уровне муниципальных районов и регионов, фиксацию новаций в подготовке человека и отвечающей на вопрос «как его обучать?», предъявляя при этом новые требования к педагогу.

Педагоги Ярославля и области в свое время были инициаторами развития системы непрерывного профессионального образования путем кооперации учреждений среднего и высшего профессионального образования [3]. Но каждая эпоха предъявляет свои цели и задачи, свое понимание и свой механизм образования, который в той или иной степени осуществляется в зависимости от

© Байбородова Л. В., Титова Л. Г., Юдин В. В., 2018

наличных ресурсов общества, его экономических потребностей. Непрерывное образование, нацеленное сегодня на поддержку мобильности работ-

В соответствии с рекомендациями комитета по подготовке Международного Форума по непрерывному образованию 2017 г. (5th World Forum for Lifelong Learning held on from 27 Sep to 29 Sep 2017 in Madrid, Spain) Ярославская конференция была нацелена на рассмотрение следующих проблемных блоков:

— Обучающиеся территории и сообщества как залог устойчивого развития.

— Качество жизни (долголетие, здоровье, экология) в фокусе непрерывного образования.

— Влияние непрерывного образования на социальную жизнь общества (гендер, конфессии, самоуправление).

— Роль образования (в частности, высшего и неформального) в становлении непрерывного образования.

— Технологии и организация непрерывного образования (партнеры, управление, институциа-лизация).

— Социальная ответственность бизнеса за непрерывное образование работающих.

ника, становится насущной необходимостью, определяющей перспективы развития общества и человека.

Таблица 1

На конференции были представлены все сферы непрерывного образования, что отразилось в структуре ее программы:

— Методологические проблемы непрерывного образования.

— Практики разных отраслей непрерывного образования (молодежь вне школы, «серебряный возраст», бизнес и производство, социальные процессы как ресурс и как цель непрерывного образования).

— Педагогическое образование для реализации непрерывного образования.

— Нормативно-управленческое обеспечение непрерывного образования.

Приоритетом анализа был подход к непрерывному образованию как к процессу. Главный ракурс темы - не в обеспечении преемственности структур и не в создании условий обучения в течение всей жизни, а в формировании у человека способности, готовности и потребности образовываться всю жизнь. Итог обсуждений, оформленный в монографии по результатам Конференции, представлен следующим пониманием термина: «Непре-

Основные этапы понимания термина «непрерывное образование» в отечественной педагогике

Понятие «непрерывное образование» Факторы, вызвавшие необходимость такой трактовки понятия Организационное обеспечение системы и ее возможности

I. Образование, получаемое человеком в формальных организациях в течение трудоспособного возраста Необходимость обучения взрослых, работников производства на протяжении всего периода занятости Государственные образовательные учреждения, включая курсы повышения квалификации на производстве. «Доучивание» работника

II. Ступенчатая система образовательных институтов и программ Отсутствие преемственности ступеней образования и образовательных организаций, затрудняющее непрерывное образование. Необходимость изменения профиля То же, плюс системы дополнительного образования и переподготовки взрослых. «Переучивание» работника

III. Образование, получаемое человеком в течение всей жизни (lifelong learning) Активный труд в предпенсионном и пенсионном возрасте. Трудовым ресурсом становятся личностные качества человека Добавляется развернутая сеть предложений неформального образования, охватывающая и «серебряный возраст». Формирование разнообразных актуальных компетенций

IV. Процесс личностного и профессионального становления человека в течение всей жизни Особенный процесс образования, формирующий самоопределяющуюся личность, необходимость самообразования и самосовершенствования в течение всей жизни Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса в базовом образовании, развертывание сферы образовательного сервиса. Развивающаяся личность, способная к самообразованию в полной мере

V. Система социально-образовательных ресурсов и условий территории для образования человека в течение всей жизни Создание условий для непрерывного самообразования. Единицей непрерывного образования становится территория Образовательная среда как пространственное и пространственно-временное единство, способствующее постоянному профессиональному и личностному совершенствованию личности

рывное образование - не система подогнанных друг к другу образовательных программ, а процесс личностного и профессионального становления человека в течение всей жизни, обеспечивающий соответствие его опыта запросам меняющегося производства и социальных отношений» [1].

Ядром образовательного процесса, отражающего принципы непрерывного образования, является субъектно-ориентированный педагогический процесс, предполагающий становление личности, имеющей свои цели и умеющей их достигать, процесс, обеспечивающий готовность человека к самодвижению, выстраиванию программы своих действий на основе собственных смыслов и задач.

По результатам конференции подготовлены две монографии: отдельная по непрерывному педагогическому образованию в силу значимости темы для ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (под ред. проф. Л. В. Байбородовой) [2] и охватывающая другие тематические разделы программы конференции (под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина) [1]. В первой сделана попытка систематизировать наработки ряда исследователей по данной проблеме, рассмотреть специфику управления непрерывным педагогическим образованием с уче том особенностей взаимодействия образовательной системы и общества, его перспектив, современных вызовов к образованию.

Вторая отразила обсуждение участниками конференции требований современного производства и жизни к профессиональной подготовленности работников и образованности граждан, гуманитарные программы повышения качества жизни населения и формирование устойчивого сообщества. Это одна из системных попыток создания целостной концептуальной модели непрерывного образования, управления им с учетом особенностей взаимодействия образовательной системы и общества, его перспектив, отражающая пересечение разнообразных современных вызовов к образованию.

В результате пришли к выводу, что непрерывное образование представлено как естественный процесс, добавляющий в экономический ресурс мощные сущностные силы человека; как демократический социально ориентированный процесс, позволяющий получить образование каждому без исключения и способствующий адекватному запросу производства, распределению рабочей силы, формированию новых производственных и общественных отношений, основанных на принципах гуманизма.

В целом устроителям Ярославской конференции удалось преодолеть ограниченность только временного понимания непрерывного образования - обучение на протяжении всей жизни. Сформулировав пространственно-временную концепцию непрерывного образования, авторы избежали понимания его исключительно как системы соответствующих образовательных структур, сделав акцент на деятельностной основе образования, в частности - на нацеленности субъектов непрерывного образования на формирование готовности к самообразованию, составляющей суть lifelong learning - образования в течение всей жизни.

В процессе обсуждений были выявлены проблемы становления непрерывного образования:

— отсутствие широкой практики, поддерживающей обучающегося как заказчика своего образования. Особенно это наблюдается в структурах повышения квалификации работающих, нацеленных на освоение специальных знаний и навыков, в дополнительном образовании взрослых;

— противоречивость нормативного обеспечения непрерывного образования. Особо следует отметить акцентированное профессором Н. А. Лобановым положение о том, что современная нормативно-правовая система, несмотря на значительное количество законодательных актов, не фиксирует принципиальной постановки человека в центр непрерывного образования, не учитывает его сугубо социальный характер, специфику форм финансовой поддержки. Не преодолены противоречия в государственных образовательных стандартах, что затрудняет процессуальную преемственность ступеней образования. Все это препятствует становлению практик непрерывного образования и управления ими.

В результате обсуждения были определены актуальные с позиций настоящего этапа развития и продвижения непрерывного образования задачи:

— представить целостную теорию непрерывного образования, построенную на выявленных и акцентированных принципах и обновленных теоретических позициях (гомоцентричность, саморазвитие, технологичность, типизация педагогических процессов, субъектная ориентированность, управленческая адекватность образовательным задачам);

— в опоре на эту теорию определить роли отдельных ступеней и форм образования, дать методические рекомендации для реализации непрерывного образования, то есть выстроить систему

и определить процесс, в котором разворачиваются все направления непрерывного образования;

— для профессионального образования, в частности, для сферы бизнеса - разработать структурные характеристики человеческого капитала, соответствующие запросам нарождающегося технологического уклада, а также методики определения спектра и уровня сформиро-ванности запрашиваемых производствами качеств, в частности деятельностного потенциала;

— разработать типологию социально-ориентированных инициатив, поддерживающих становление непрерывного образования на территории муниципального района, моногорода.

Сегодня мы можем говорить о последействии этой конференции в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, где целенаправленно организована совместная деятельность профессорско-преподавательского состава университета, Ярославского областного института развития образования, педагогических колледжей и органов образования по созданию концепции и программы развития непрерывного педагогического образования в регионе. В рамках проекта «ЯГПУ имени К. Д. Ушинского: модернизация педагогического образования» создан региональный комплекс по непрерывному педагогическому образованию и стратегический совет по управлению этим процессом, открыты лаборатории на базе научного центра Российской Академии Образования, созданного при ЯГПУ, которые занимаются исследованиями и разработкой научно-методических материалов по отдельным аспектам обсуждаемой проблемы. По инициативе преподавателей института педагогики и психологии второй год действует методологический семинар по проблемам непрерывного образования. Открыта Гимназия К. Д. Ушинского с целью целенаправленной и системной допрофессиональной подготовки школьников, формируются проблемные группы по запросу преподавателей университета для обсуждения и решения актуальных проблем педагогики общего и профессионального образования.

Развернутая работа отражается и в рамках продолжающейся традиции Международных конференций «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». На прошедшей в ноябре 2018 г. в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону) конференции были представлены содержательные наработки в рамках проблематики непрерывного образования ярославской научной педагогической

школы, даны рекомендации по актуальным направлениям исследований. Обозначенные ведущие направления работы, несомненно, послужат предметом обсуждения на следующих научных, научно-методических и научно-практических конференциях, семинарах и вебинарах.

Библиографический список

1. Непрерывное образование: методология, технологии, управление [Текст] : коллективная монография / под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2018. - 287 с.

2. Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы [Текст] : коллективная монография / под редакцией Л. В. Байбородовой. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2017. - 211 с.

3. Новиков, М. В., Литвинов, А. В. Становление и перспективы развития системы непрерывного профессионального образования в Ярославле [Текст] / М. В. Новиков, А. В. Литвинов // Вестник ТПГУ / 2012. - № 8 (123). - C. 17-21.

4. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции [Ярославль, 26-27 сентября 2017] [Текст] / отв. ред.: проф. Л. В. Байбородова, проф. Н. А. Лобанов. - Ярославль : РИО ЯГПУ. -Ярославль, 2017.- 472 с.

5. Титова, Л. Г., Юдин, В. В. Актуальные проблемы непрерывного образования (опыт ярославской конференции) [Текст] / Л. Г. Титова, В. В. Юдин // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сборник научных статей. - Могилев : МГУ имени А. А. Кушелева, 2018. - С. 17-21.

6. Юдин, В. В. Педагогические технологии в поддержку непрерывного образования [Текст] / В. В. Юдин // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 14-й международной конференции 3-5 июня 2016 г. ; НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. Вып. 14. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. - Ч. 1. - С 349-352.

Reference List

1. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologija, tehnologii, upravlenie = Continuous education: methodology, technologies, management [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. N. A. Lobanova, L. G. Titovoj, V. V Judina. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - 287 s.

2. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: prob-lemy, opyt, perspektivy = Continuous pedagogical education: problems, experience, prospects [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod redakciej L. V. Bajborodovoj. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. - 211 s.

3. Novikov, M. V, Litvinov, A. V. Stanovlenie i perspektivy razvitija sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija v Jaroslavle = Formation and prospects of development of the continuous professional education

system in Yaroslavl [Tekst] / M. V. Novikov, A. V. Litvinov // Vestnik TPGU Bulletin of TPSU / 2012. - № 8 (123). - C. 17-21.

4. Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obra-zovanie v interesah ustojchivogo razvitija: materialy vtorogo jetapa 15-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Jaroslavl', 26-27 sentjabrja 2017] Education through all life: continuous education for the benefit of sustainable development: materials of the second stage of the 15th international scientific and practical conference [Yaroslavl, on September 26-27, 2017] [Tekst] / otv. red.: prof. L. V. Bajborodova, prof. N. A. Lobanov. - Jaroslavl' : RIO JaGPU. - Jaroslavl', 2017. - 472 s.

5. Titova, L. G., Judin, V. V. Aktual'nye problemy nepreryvnogo obrazovanija (opyt jaroslavskoj konfer-encii) = Current problems of continuous education (experience of the Yaroslavl conference) [Tekst] / L. G. Titova,

V. V Judin // Filosofsko-pedagogicheskie problemy nepreryvnogo obrazovanija: sbornik nauchnyh statej. Philosophical and pedagogical problems of continuous education: collection of scientific articles. - Mogilev : MGU imeni A. A. Kusheleva, 2018. - S. 17-21.

6. Judin, V. V. Pedagogicheskie tehnologii v pod-derzhku nepreryvnogo obrazovanija = Pedagogical technologies in support of continuous education [Tekst] / V. V Judin // Obrazovanie cherez vsju zhizn'. Nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija : materialy 14-j mezhdunarodnoj konferencii 3-5 ijunja 2016 g. ; NII soc.-jekon. i ped. problem nepreryv. obrazovanija. Vyp. 14. Education through all life. Continuous education for the benefit of sustainable development: materials of the 14th international conference on June 3-5, 2016; Scientific research institute of social and economic problems continuous educations Issue 14. - SPb. : LGU im. A. S. Pushkina, 2016. - Ch. 1. - S 349-352.

Л. В. Байбородова, Л. Г. Титова, В. В. Юдин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.