Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 411 с.)'

Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 411 с.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 411 с.)»

Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 411 с.)

Review of D. Yu. Gustyakova's monograph «Representation of the Russian classical opera in space of popular culture» (Yaroslavl: RIO of YSPU, 2017. - 411 pages)

В издательстве ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в 2017 г. вышла в свет монография Дарьи Юрьевны Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры», которая стала заметным явлением в научной и культурной жизни не только нашего региона, но и страны в целом. Презентация книги состоялась в областной библиотеке им. Н. А. Некрасова, автор изложила ее основное содержание, сопроводив яркой демонстрацией видеофрагментов из различных постановок оперных спектаклей современных режиссеров у нас в стране и за рубежом.

Обозначая цель написания работы, исследователь старается соотнести феномен массовой культуры, «сложной, аморфной и противоречивой сферы», с «традициями классики»; выявить «парадоксальные творческие решения, осуществляемые режиссерами современного оперного театра» в стремлении «приблизить кажущуюся им архаичную оперную классику к малоподготовленной публике» [2, с. 18].

Теоретической основой представленного в монографии материала послужили не только собственные исследования автора, но и многочисленные труды ведущих культурологов -Т. С. Злотниковой [4], Т. И. Ерохиной [3], Л. П. Киященко [4], Н. А. Хренова [5], Е. Н. Шапинской [6] и др.

В четырех главах, изложенных в определенной логике, отражается основное содержание монографии. Методология изучения русской классической оперы как объекта и субъекта массовой культуры представлена достаточно объемно и рассматривается автором на протяжении всех четырех глав. Исследователь опирается на междисциплинарный методологический подход, «учитывающий влияние эпохи, новых эстетических и технологических открытий и, наконец, социокультурные влияния на процесс репрезентации русской музыкальной (оперной) классики в культуре конца ХХ-ХХ1 в.» [2, с. 76]. Суще-

ствованию музыкальной классики в современной культуре, осмыслению парадоксов ее интерпретации и репрезентации, рассмотрению феномена «массовая культура» посвящена первая глава монографии. Вторая и третья главы нацеливают читателя на осмысление проблем интерпретации музыкальных шедевров П. И. Чайковского, русских классических опер «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» в культуре современности, представленных как бренд массовой культуры. В четвертой главе автор рассматривает русскую классическую оперу более широко, в объективе постмодернистского дискурса от М. И. Глинки до Д. Д. Шостаковича.

О новизне данного исследования, по мнению автора, свидетельствует тот факт, что в современной культурологической науке мало отре-флексирован этот феномен, представлено сравнительно небольшое число научных работ, посвященных проблеме интерпретации русской оперной классики в современной массовой культуре. В основном анализ функционирования элитарного жанра оперы в пространстве массовой культуры сводится к многочисленным интервью с режиссерами, рецензиям спектаклей в прессе. Обращение исследователя к данной проблематике особенно значимо «в условиях глобальных вызовов и локальных запросов современной культуры» [2, с. 71]. Авторское видение оперного шедевра в современную эпоху, порой провокационная тактика постановки, стремление шокировать, удивить, «приблизить» спектакль к вкусу массового зрителя и слушателя проявляется в таком феномене, как «режиссерская опера», которая определяет парадоксы существования русской оперной классики в пространстве современной массовой культуры. Потребность режиссеров в творческом самовыражении, рождая мыслимые и немыслимые эксперименты, где все возможно, где действует только одна установка: «а я так вижу», приводит к всеядности средств путем достижения признания любой ценой, по-

© Бочкарева О. В., 2018

Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 411 с.)

рой даже шоковой терапии для зрителя и слушателя.

Необходимо особо отметить тот обширный музыкальный материал, который позволил автору монографии выстроить разнообразные модели репрезентации русской классической оперы в отечественной и зарубежной массовой культуре. В центре внимания исследователя оказались постановки отечественных режиссеров в российском оперном театре: «Пиковая дама» П. И. Чайковского в постановке А. Галибина на сцене Мариинского театра (1999), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в постановке Д. Чернякова в Большом театре (2006), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в постановке К. Серебренникова в Большом театре (2011), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки в постановке Д. Чернякова в Большом театре (2011) и др. Безусловный интерес представляет содержание параграфа, посвященного анализу сценических интерпретаций оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского за рубежом: Р. Карсена (Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 2007), С. Херхайма (Нидерландская опера, 2011), А. Бреат (Зальц-бургский фестиваль, 2007), А. Жагарса (Латвийская Национальная опера, 2010) и др.

Автор анализирует особенности «нетрадиционной» режиссерской трактовки классической оперы, ее «спекулятивный дискурс», актуализирующий признаки массовой культуры, дихотомию «интерпретатор - автор», приближение к культурному полю повседневности [2, с. 72].

Несомненно, достоинством данного издания является изучение бинарной оппозиции «русская классическая опера», с одной стороны, и «массовая культура» - с другой. Автор рассматривает двойственность феномена репрезентации: принцип отторжения и принцип присвоения русской классики в общекультурном мировом пространстве. Исследователь экстраполирует в сферу изучения репрезентации русской классической оперы признаки массовой культуры, обозначая ее характерные признаки: «тенденция к упрощению», «парадоксальная интеграция агрессии и толерантности в социокультурной сфере», «ти-ражируемость», «вторичность и эклектичность продукции массовой культуры» и др. [2, с. 78]. Д. Ю. Густякова в монографии убеждает нас в том, что понятия «классика» и «мода» практически несовместимы друг с другом, хотя анализируемые постановки убеждают нас в возможности их сосуществования. Слушатель, приходя на оперный спектакль как на развлечение, в первую

очередь, обращает внимание на его упаковку, визуальный ряд, технические решения и др. Автор рассматривает приемы современной нетрадиционной режиссерской трактовки классической оперы: «новая трактовка сюжета и мотивов действий персонажей»; «внедрение чужеродных интертекстуальных элементов в текст классического произведения», «спекулятивная актуализация действия», «эпатаж, скандал и провокация как основа и мотив интерпретаторского решения» и др. [2, с. 84].

Автор не обходит вниманием и проблему восприятия современного оперного спектакля публикой, которая изменилась в связи с ускорением темпа жизни людей, опутанных сетью Интернета, общающихся между собой через телефоны и смартфоны и «лайкирующих» свою жизнь псевдоуспехами. Иллюзорность, отход от подлинного, настоящего искусства стали нормой агрессивной информационной среды, в которой рождается клиповое мышление современного человека. Зачем осваивать толстые клавиры опер, вычерпывать смыслы, закодированные автором в звучащей на протяжении трех часов опере, если гораздо проще создать свой смысл, нацеленный на коммерческий успех, под него подстраивать шедевр и «стричь от этого купоны»? «Деятели массовой культуры обращаются к классике, чтобы создать более успешный (востребованный, продаваемый) продукт: классика - это «качественно, дорого и престижно», приближение и прикосновение к классическим образцам поднимает социальный статус зрителя и работает на имидж интерпретатора» [2, с. 105].

Работа Д. Ю. Густяковой является по многим показателям современным изданием, отражающим научное индивидуальное видение столь животрепещущей проблемы нашего времени. Это подтверждает мысль о том, что перед нами уникальное исследование, знакомство с которым будет интересно как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами интерпретации и постановки спектаклей оперного искусства в современное время. Автор делает попытку заглянуть в будущее, интерпретируя проблемы настоящего.

В заключение необходимо с сожалением отметить, что объем рецензии не позволяет в полной мере оценить все многообразие представленных в монографии материалов. Каждый раздел исследования рождает мысли и вопросы для дальнейшего рассмотрения проблемы. Хочется высказать уверенность, что книга найдет своего

340

О. В. Бочкарева

читателя, тираж ее будет увеличиваться, в связи с чем пожелаем автору дальнейших изысканий в области изучения современных постановок в оперных театрах мира, тем более, что каждый год увеличивается их количество. Интерес публики к современным музыкальным спектаклям растет, так как «музыкально-театральная постановка, соединяющая в себе разные виды искусства и связанная с непосредственным выразительным действием актера на сцене, нацелена на живой диалог с публикой» [1, с. 233].

Библиографический список

1. Бочкарева, О. В. С. П. Дягилев в культурном диалоге «Россия - Запад» на рубеже Х1Х-ХХ веков [Текст] / О. В. Бочкарева // Ярославский педагогический вестник. -

2016. - № 2. - Т. 2. - С. 231-235.

2. Густякова, Д. Ю. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры [Текст] / Д. Ю. Густякова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 411 с.

3. Ерохина, Т. И. Глобализационный и аутентичный контексты российской массовой культуры [Текст] / Т. И. Ерохина, Т. С. Злотникова // Обсерватория культуры. -

2017. - № 14(3). - С. 268-277.

4. Злотникова, Т. С. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России [Текст] / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 211-219.

5. Хренов, Н. А. Социальная психология искусства: переходная эпоха [Текст] : монография / Н. А. Хренов. - М. : Альфа, 2005. - 622 с.

6. Шапинская, Е. Н. Музыка на все времена: классическое наследие и современная культура [Текст] / Е. Н. Шапинская. - Ярославль : ЯГПУ, 2015. - 426 с.

Reference List

1. Bochkareva, O. V. S. P. Djagilev v kul'turnom dialoge «Rossija - Zapad» na rubezhe XIX-XX vekov = S. P. Dyaghilev in cultural dialogue «Russia - the West» at the turn of the 1920th centuries [Tekst] / O. V. Bochkareva // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. - T. 2. - S. 231-235.

2. Gustjakova, D. Ju. Reprezentacija russkoj klassicheskoj opery v prostranstve massovoj kul'tury = Representation of the Russian classical opera in space of mass culture [Tekst] / D. Ju. Gustjakova. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. - 411 s.

3. Erohina, T. I. Globalizacionnyj i autentichnyj konteksty rossijskoj massovoj kul'tury = Globalization and authentic contexts of the Russian popular culture [Tekst] / T. I. Erohina, T. S. Zlotnikova // Observatorija kul'tury. - 2017. - № 14(3). -S. 268-277.

4. Zlotnikova, T. S. Dialog o metodologii sociokul'turnogo issledovanija massovoj kul'tury v Rossii = Dialogue about methodology of a sociocultural research of popular culture in Russia [Tekst] / T. S. Zlotnikova, L. P. Kijashhenko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. -2015. - № 3. - S. 211-219.

5. Hrenov, N. A. Social'naja psihologija iskusstva: perehod-naja jepoha = Social psychology of art: transitional era [Tekst] : monografija / N. A. Hrenov. - M. : Al'fa, 2005. - 622 s.

6. Shapinskaja, E. N. Muzyka na vse vremena: klas-sicheskoe nasledie i sovremennaja kul'tura = Music for all times: classical heritage and modern culture [Tekst] / E. N. Shapinskaja. - Jaroslavl' : JaGPU, 2015. - 426 s.

Н. В. Бочкарева

Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 411 с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.