УДК 159
Н. В. Нижегородцева, Т. В. Ледовская
Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое благополучие современной семьи»
N. V. Nizhegorodtseva, T. V. Ledovskaya
The interregional scientific and practical conference with the international participation «Mental wellbeing of a modern family»
1 декабря 2016 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского состоялась межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов «Психологическое благополучие современной семьи». Организаторами конференции выступили институт педагогики и психологии, кафедра педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Конференция организована для обсуждения актуальных проблем психологии современной семьи в науке и в сфере практической деятельности психолога, обусловленных социокультурными изменениями общества.
Организационно-программный комитет возглавил проректор по научной работе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент А. М. Ходырев. Заместитель председателя - заведующая кафедрой педагогической психологии ЯГПУ, доктор психологических наук, профессор Н. В. Нижегородцева. В состав программно-организационного комитета конференции вошли профессора Л. В. Байбородова (Ярославль), Л. Г. Жедунова (Ярославль), Т. Л. Крюкова (Кострома), М. В. Сапоровская (Кострома), доцент Т. А. Ковальчук (Брест), -представители различных направлений исследования психологии и педагогики современной семьи в области теории и практики.
В обсуждении актуальных проблем современной семьи приняли участие ученые и практики, более 200 представителей разных сфер образования: преподаватели вузов и средних профессиональных учреждений; студенты, магистранты, аспиранты; учителя школ и воспитатели до-
школьных учреждений; практические психологи и работники центров психологической помощи населению. География участников конференции достаточно широкая. В обсуждении проблем современной семьи приняли активное участие представители различных регионов Российской Федерации (Архангельск, Воронеж, Екатеринбург, Костром, Москва, Омск, Рязань, Шуя, Ярославль) и Республики Беларусь (Минск, Брест, Барановичи).
Организаторам удалось создать благоприятные условия для активного общения и обмена мнениями. Работа конференции проходила не в привычной академической форме пленарного и секционных заседаний. Обсуждение проблем психологии и педагогики современной семьи проходило в формате панельной дискуссии и мастер-классов.
Конференцию открыл и. о. ректора ЯГПУ им. К. Д. Ушинского М. В. Груздев, выступив с приветственным словом и отметив важность и актуальность темы конференции и вынесенной на обсуждение проблематики. Н. В. Нижегородцева во вступительном слове к панельной дискуссии отметила, что семья выступает решающим фактором психического развития ребенка в ранних и дошкольном возрастах. Значимые взрослые и иные члены семьи оказывают влияние на познавательное и личностное развитие ребенка, способствуют процессам социализации, освоению новых видов деятельности, становлению самосознания и формирования самооценки [3].
В дискуссионной проблеме «Психологические проблемы современной семьи», заявленной профессором Л. Г. Жедуновой и профессором О. Н. Посысоевым, было отмечено, что в современных условиях семья претерпевает целый ряд
© Нижегородцева Н. В., Ледовская Т. В., 2017
Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое благополучие современной семьи»
изменений, обусловленных воздействием внешних средовых факторов [2]. Происходящие в семье изменения можно охарактеризовать как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями. Исследования последних лет позволили участникам панельной дискуссии предполагать, что семья как социальный институт может потерять свою привлекательность и ценность, поскольку основные потребности, которые удовлетворялись ранее только внутри семьи, могут теперь удовлетворяться и вне нее. Исчезает необходимость устанавливать, поддерживать и сохранять длительные устойчивые отношения между мужчиной и женщиной, свидетельством чего является появление альтернативных форм семейных союзов (пробные браки, гостевые, однополые, заключение контракта на услуги суррогатного материнства для мужчин, не желающих вступать в брак и т. п.).
Л. В. Байбородова, модератор по проблеме «Способы влияния педагогов на развитие отношений между детьми и родителями», отметила, что взаимодействие педагогов и семьи направлено на решение двух основных задач: а) обеспечить благоприятные, комфортные условия для воспитания, обучения и развития ребенка; б) содействовать единению, сплочению семьи, взаимопониманию родителей и детей, развитию семейных отношений [1]. В процессе обсуждения участники конференции выделили следующие направления и средства влияния педагогов на развитие взаимоотношений детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье:
— создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям;
— взаимодействие с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье;
— организация совместной деятельности детей и родителей в учебном процессе;
— организация совместной внеурочной деятельности детей и родителей;
— помощь в разработке программы жизнедеятельности семьи.
Проблеме новых форм семьи как способа бесконфликтных семейных отношений была посвящена дискуссия, организованная Л. Г. Титовой [6]. Участниками конференции было отмечено,
что в данный момент происходит глубокая трансформация семьи, отражающая глубинные социальные изменения. Это, прежде всего, трансформация состава и формулы семьи (родители - дети). Из традиционной, нуклеарной семьи она превращается в более сложное образование со значительно усложняющимися, более рационализированными отношениями, в которых чувственно-эмоциональная, нравственная составляющая начинает уступать место нормативно-правовой и меркантильной. Все чаще встречается заключение брачных договоров, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство. Растет количество семей с одним родителем, семей без детей, семей с приемными детьми. Широкое распространение в России получают «сожительство» и «гостевые браки». Участники дискуссии пытались ответить на вопрос о том, как относиться к происходящим переменам? Прежде всего, необходимо понимать те риски и опасности, которые новые формы семьи несут для будущих поколений. Л. Г. Титова отметила, что найти риски, которые связаны с трансформацией семейных отношений, понять причину их появления, разрушительное действие на личность, на человеческое в человеке - это значит увидеть опасность в лицо. Следующий шаг -научиться ее предупреждать или преодолевать.
Авторской концепции «Межпоколенные отношения и копинг в семье» была посвящена дискуссия, организованная Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской, О. Б. Подобиной,
Т. Г. Григоровой и другими представителями костромской научной школы. Участники дискуссии отметили, что в современном мире остаются актуальными вопросы индивидуального и группового «выживания». Выживание в значительной степени зависит от накопленного предыдущими поколениями опыта и передачи его потомкам. Значимым элементом опыта поколений является совладание с жизненными трудностями определенного социального контекста. Каждая семья, состоящая из разных поколений, вырабатывает индивидуальные и групповые способы совлада-ния с повседневным стрессом. Разновидностью группового совладания является межпоколенный копинг, который связан с типом межпоколенных отношений в семье. М. В. Сапоровская сделала вывод о том, что межпоколенный копинг имеет как положительные, так и отрицательные последствия для развития семьи, а его изучение в Н. В. Нижегородцева, Т. В. Ледовская
контексте поэтапного, уровневого развитии семьи как группы позволяет не только определить его роль в формировании «зрелости» семейной группы и ее жизнеспособности как особой групповой характеристики, но раскрывает новые грани данного феномена, дает возможность обозначить его роль в структуре межпоколенных отношений в семье [5].
Обсуждение положений и мнений, высказанных в ходе панельной дискуссии, было продолжено в формате мастер-классов, где были представлены практики использования современных технологий работы с проблемами семьи. Содержание работы мастер-классов конференции было определено в соответствии с ключевыми идеями, обозначенными в работе панельной дискуссии. Было организовано четыре площадки мастерских:
— «Театральный ринг»: организация развивающей среды в семье средствами театрализованной деятельности (ведущие: Н. Н. Пушкова, Е. В. Белякова, Е. Б. Шумакова, г. Углич).
— «Пойми меня»: медиация как способ разрешения семейных конфликтов (ведущие: Т. В. Ледовская, М. А. Юферова, г. Ярославль).
— «Секреты семейного счастья»: любовь, ценности и компромиссы (ведущий: С. Л. Таланов, г. Ярославль).
— «Как стать успешным родителем»: эффективные способы гармонизации детско-родительских отношений (ведущая: Т. А. Ковальчук, г. Брест).
Работу конференции завершил «круглый стол», в ходе которого обсуждались итоги дискуссии и перспективы дальнейшего сотрудничества. Участники высоко оценили уровень организации и результаты конференции: отметили мно-гоаспектность, научную ценность и практическую направленность обсуждаемых проблем, полезность для совершенствования научной работы, деятельности практических психологов и образовательных организаций. Участники конференции рекомендовали продолжить обсуждение проблемы психологического благополучия современной семьи
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Способы влияния педагогов на развитие отношений между детьми и родителями [Текст] / Л. В. Байбородова // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегио-
нальной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 19-21.
2. Жедунова, Л. Г. Психологические проблемы современной семьи [Текст] / Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоев // Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 50-51.
3. Нижегородцева, Н. В. Поступление в школу как трудная жизненная ситуация в семье начинающего школьника [Текст] / Н. В. Нижегородцева // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 110-113.
4. Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием [Текст] / под. ред. доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - 192 с.
5. Сапоровская, М. В. Межпоколенные отношения и копинг в семье [Текст] /М. В. Сапоровская // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 139-142.
6. Титова, Л. Г. Современные модели и образ семьи: истоки появления и способы формирования [Текст] / Л. Г. Титова // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 181-184.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Sposoby vlijanija pedagogov na razvitie otnoshenij mezhdu det'mi i roditeljami [Tekst] / L. V. Bajborodova // Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennoj sem'i : materialy mezhregional'noj nauchnoprakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod. red. doktora psihologicheskih nauk, professora N. V Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 19-21.
2. Zhedunova, L. G. Psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i [Tekst] / L. G. Zhedunova, O. N. Posysoev // Psihologicheskoe blagopoluchie
Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Психологическое благополучие современной семьи»
sovremennoj sem'i; materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem I pod. red. doktora psihologicheskih nauk, professora N. V Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' i RIO JaGPU, 2016. -S. 50-51.
3. Nizhegorodceva, N. V. Postuplenie v shkolu kak trudnaja zhiznennaja situacija v sem'e nachinajushhego shkol'nika [Tekst] I N. V. Nizhegorodceva II Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennoj sem'i i materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem I pod. red. doktora psihologicheskih nauk, professora N. V Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' i RIO JaGPU, 2016. -S. 110-113.
4. Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennoj sem'i i materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Tekst] I pod. red. doktora psihologicheskih nauk, professora
N. V Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' i RIO JaGPU, 2016. -192 s.
5. Saporovskaja, M. V. Mezhpokolennye otnoshenija i koping v sem'e [Tekst] IM. V Saporovskaja II Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennoj sem'i i materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem I pod. red. doktora psihologicheskih nauk, professora N. V Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' i RIO JaGPU, 2016. -S. 139-142.
6. Titova, L. G. Sovremennye modeli i obraz sem'i istoki pojavlenija i sposoby formirovanij a [Tekst] I L. G. Titova II Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennoj sem'i i materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem I pod. red. doktora psihologicheskih nauk, professora N. V Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' i RIO JaGPU, 2016. -S. 181-184.
378
Н. В. Нижегородцева, Т. В. Ледовская