Научная статья на тему 'Современный дошкольник: новый контекст психического развития'

Современный дошкольник: новый контекст психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1069
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILD / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / АМПЛИФИКАЦИЯ / AMPLIFICATION / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / CHILD SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонькина Юлия Александровна

В статье представлен научный анализ современных концепций и подходов к психическому развитию ребенка дошкольного возраста как теоретическое основание для трансформации традиционных образовательных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRESCHOOL: A NEW CONTEXT OF MENTAL DEVELOPMENT

The article presents a scientific analysis of modern concepts and approaches to the mental development of preschool children as a theoretical basis for the transformation of traditional educational practices.

Текст научной работы на тему «Современный дошкольник: новый контекст психического развития»

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся является одним из путей оптимизации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе, так как одни ученики более успешно справляются с задачами, другим требуется увеличение числа подготовительных упражнений, часть учеников нуждается в более подробном развёртывании какого-либо этапа работы над задачей, некоторым школьникам необходимо больше тренировочных упражнений для того, чтобы подвести их к нужному обобщению. Младшие школьники с умственной отсталостью затрудняются в определении последовательности действий при решении задач, в составлении плана решения, поэтому для лучшего запоминания последовательности работы над арифметической задачей целесообразно использование внешних опор. Применение алгоритма при формировании умения самостоятельно решать задачи, позволяет осуществить в дальнейшем переход к решению соответствующих задач в мыслительном плане.

Моделирование связей между числовыми данными, а также между данными и искомыми величинами на разных уровнях: от задач, представляемых на основе инсценировки к задачам, представляемых на основе предметно - практических действий с конкретными предметами к задачам, представляемых на основе наглядно-образной формы к задачам, представляемых с помощью представлений.

Нами разработана педагогическая технология работы над простой арифметической задачей, которая включает определенную последовательность работы над задачей по этапам, внедрение усложненных текстов задач, имеющих более сложную конструкцию, введение комплекса коррекционно-развивающих упражнений для первого и второго классов, использование дидактических игр на основном этапе работы («Задачи-ловушки», «Тайный агент»), применение алгоритма работы над задачей, включение в учебный процесс интерактивной доски, а также проведение работы с лексической стороной речи прежде, чем приступить к знакомству с задачей.

Выводы. Таким образом, мы предполагаем, что представленные условия и педагогическая технология работы позволят оптимизировать работу над простой арифметической задачей для дальнейшего перехода к решению составных арифметических задач.

Литература:

1. Афанасьева, Ю.А. Анализ контингента обучающихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида / Ю.А. Афанасьева, И.М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 19 - 24.

2. Зайцева, С.А., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Обучение детей младшего возраста решению простых текстовых задач. - Шуя: ШГПУ, 2004. - 63 с.

3. Зыгманова, И.В. Умение учащихся вспомогательной школы решать арифметические задачи с опорой на предметные действия // Дефектология. - 1993. - №3. - С. 65 - 76.

4. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 408 с.

5. Перова, М.Н. Развитие методических основ преподавания математики в специальной (коррекционной) школе / М.Н. Перова, И.М. Яковлева // Инновации в образовании. - 2013. - С. 60-66.

6. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с.

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК: НОВЫЙ КОНТЕКСТ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлен научный анализ современных концепций и подходов к психическому развитию ребенка дошкольного возраста как теоретическое основание для трансформации традиционных образовательных практик.

Ключевые слова: дошкольное образование, ребенок дошкольного возраста, психическое развитие, амплификация, детская субкультура.

Annotation. The article presents a scientific analysis of modern concepts and approaches to the mental development of preschool children as a theoretical basis for the transformation of traditional educational practices.

Keywords: Preschool education, preschool child, mental development, amplification, child subculture.

Введение. Современный мир изменчив и динамичен. Его глубинные, масштабные изменения касаются глобальных процессов в мироустройстве, экономике, социальной сфере, информационном пространстве. Такие изменения требуют от человека новых способов познания и преобразования, как окружающей действительности, так и самого себя.

В то же время, наряду с прогрессивными изменениями современного общества, имеют место и другие трансформации, создающие для человека поле риска. Меняется информационная среда, возникают новые источники информации. Происходит виртуализация многих человеческих видов деятельности, повседневных практик в ущерб общению. Новые технологии вытесняют гуманитарные аспекты жизни общества на периферию общественного осознания. Технологизация навязывает человеку функцию исполнительства, требует владения строгой, четкой последовательностью в выполнении действий, лишающих его самостоятельности и возможности творчества. В восприятии действительности господствуют стандарты, штампы, заданные установки и действия. Общество при этом не выигрывает, поскольку человек, демонстрирующий приверженность привычному, устоявшимся стереотипам, не сможет нестандартно взглянуть на происходящее и соответствующим образом действовать, часто оказываясь несостоятельным в решении жизненных задач.

Обозначенные объективные преобразования общества создают вызовы современному образованию, требуя смены его приоритетов, и определяя необходимость становления адекватных происходящим

изменениям образовательных моделей, развивающих умение самоизменяться, нестандартно решать проблемы, действовать в ситуации неопределенности, коммуницировать в процессе разрешения проблем, находить и продуктивно использовать необходимые ресурсы.

Решение выше обозначенных глобальных задач в образовании требует переориентации внимания педагога с обеспечения ребенка знаниями и расширения кругозора на проработку познавательных и личностных проблем и отыскание возможных решений в совместной деятельности, применения умений с учетом социальных, межличностных и предметных контекстов, что обеспечивает достижение устойчивого образа жизни и формирует уважительное отношение к разнообразию.

Особую важность разработка новых образовательных моделей, отвечающих вызовам времени, приобретает в дошкольном образовании, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент будущей личности. В свою очередь, построение образовательных моделей, которые могли бы отразить новые приоритеты образовательной работы с дошкольниками требуют учета тех новых объективных контекстов развития, которые характеризуют современного ребенка дошкольного возраста.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в научной интерпретации контекста психического развития ребенка дошкольного возраста на основе анализа современных подходов и в определении перспективных направлений преобразования традиционной образовательной практики.

Изложение основного содержания статьи. Современный дошкольник развивается в принципиально иных условиях, чем его сверстники десятилетие назад. Для анализа тенденций его развития на современном этапе значительные эвристические возможности имеет идея А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Как показывает В.Т. Кудрявцев [4], развивающий идеи автора применительно к современности, в точном смысле слова амплификация означает процесс содействия в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, которая предполагает творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, а ее главным результатом выступает возникновение у дошкольника нового образа себя и образа своих возможностей, благодаря чему деятельность, все многообразие ее видов, присущих дошкольному возрасту, из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации субъекта деятельности - ребенка.

Такие трансформации были изучены в многочисленных исследованиях последователей научной школы А.В. Запорожца. Например, простейшие формы предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, обеспечивающие усвоение общественных способов употребления вещей преобразуются в свободное экспериментирование с предметами. Тем самым ребенок проникает в новые, ранее для него скрытые «измерения» предметного мира, что, в свою очередь, способствует формированию у него предпосылок постигающего мышления.

В.Т. Кудрявцев [5], исходя из идеи уникальности человеческого детства, которая заключается в особом месте детства в социокультурной системе, создает современную теорию детского развития, которую он воплощает не только в исследованиях, но и программном продукте, в качестве которого выступила программа «Тропинка».

Детство в его теории определяет как бытие культурного целого, так и судьбу отдельного индивида. В концепции автора детство рассматривается как «макрокосмология», а не «развивающая производная» от «развивающегося социума». Ценность детства состоит в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры.

Таким образом, ребенок решает задачи, которые определяют его развитие: культуроосвоение и культуросозидание. Те же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для взрослого выступает особая субкультур - субкультура детства.

Понимание процессов развития в детстве как становления детской субкультуры отражено в психологических исследованиях В.В. Абраменковой [1], Е.В. Субботского [8], М.В. Осориной [6].

Так, по мнению В.В. Абраменковой, содержание детской субкультуры включает игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магию и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей, то есть все то, что, с одной стороны, составляет неповторимую «психологическую ткань развития» в дошкольном возрасте, с другой, - вносят определяющий вклад в дальнейшее психическое развитие, создают его своеобразный задел.

В современной концепции психического развития ребенка от рождения до 6 лет Н.Н. Поддьякова [7] впервые в отечественной детской психологии категорию психического развития связывает с понятиями саморазвития, самодвижения. Автор переосмысливает понятие ведущей деятельности, признавая в качестве таковой детское экспериментирование. Дух экспериментирования, по его мнению, пронизывает любую детскую игровую деятельность.

Н.Н. Поддьяков вводит понятие игровой позиции и рассматривает ее как основную характеристику дошкольного возраста, определяющую все иные возрастные черты.

Инновационной является его идея о ведущей роли неясных знаний для решения задач умственного развития. Он противопоставляет хрестоматийной педагогической идее о необходимости как можно скорее перевести детские знания от расплывчатых к четким и дифференцированным. Н.Н. Поддьяков доказывает, что важнейшим моментом развития является насыщение ума ребенка новыми, еще стихийными впечатлениями, «свежими, загадочными» знаниями, которые постепенно поясняться через годы.

Теория Н.Н. Поддьякова позволяет дошкольной педагогике уйти от постоянного воспроизведения в разных вариантах дидактических моделей на основе понимания того, что дальние горизонты развития ребенка определяет не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития», а неясные и нечеткие, и значит подвижные, гибкие знания, образы и представления.

Н. Ежкова представления о самоценности дошкольного возраста наполняет конкретным содержанием, оперируя понятием «ценности дошкольного возраста». Автор, анализируя идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, подчеркивает необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Она делает акцент на важности понимания детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть подготовка к следующему периоду.

По мнению Н. Ежковой [2], самоценность дошкольного возраста должна рассматриваться как часть научной идеологии, аксиологический ориентир современных научных исследований и практики функционирования системы дошкольного образования. Детство в качестве социокультурного феномена должно рассматриваться с позиции ценностей возраста. Сосредоточение внимания на возрастных ценностях дает реальные возможности выстраивать образовательный процесс с оптимальным обогащением и развитием всех видов субъективного опыта ребенка.

Подход Н. Ежковой позволит решить три важнейшие взаимосвязанные задачи, а именно: во-первых, преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что дается в качестве содержания методов, форм образования детей; во-вторых, определить новые формы совместных практик детей и взрослых, которые можно определить как содеятельность и сотворчество, служащие источником сопереживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса; в-третьих, выстроить педагогическое взаимодействие с учетом таким выделенных Н.Н. Поддьяковым таким типов детской активности, как собственная активность ребенка, полностью определяемая им самим, и активность ребенка, стимулируемая взрослым.

Н. Ежкова в качестве психофизиологических особенности детей раннего возраста называет интенсивный темп физического развития, подражательность сенсомоторная потребность, повышенная эмоциональность и ранимость организма ребенка, внушаемость, впечатлительность, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем, недостаточная подвижность нервных процессов. У детей дошкольного возраста автор определят следующе особенности: постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение, повышенная двигательная активность, взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, что находит отражение в эмоциональном тоне ощущений, доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих людей, недостаточное развитие произвольности всех психических процессов и самоконтроля, преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной.

Каждая психофизическая особенность детей служит основанием для обозначения самих возрастных ценностей, таких, как:

- сказочно-мифическое мировосприятие; -повышенная двигательная активность; -особая восприимчивость и впечатлительность ребенка; -детская непосредственность, наивность, особая доверчивость. -природная эмоциональность детей и открытость миру.

Н. Ежкова утверждает, что, если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых строится этот процесс. Дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития. Образование в аспекте личностного развития детей, а также их саморазвития может быть эффективным лишь в том случае, если будет ориентировано на возрастные ценности дошкольников. Они выступают ключевым основанием для проектирования его содержания и процесса реализации.

В педагогических исследованиях идея о культуросозидающем смысле детства нашла свое развитие в работах Н.А. Коротковой [3]. Интересен тот факт, что развитие концепции психического развития в современном образовании связано со стремлением дать психологическое обоснование разрабатываемым образовательным программам и технологиям. Так, Н.А. Короткова предлагает психологические основания конструирования образовательного процесса в детском саду, опираясь на идеи Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Э. Эриксона.

Автор в качестве центральных психологических преобразований в дошкольном возрасте называет изменения в мотивационной и интеллектуальной составляющих деятельности, а именно:

-от ситуационной связанности с внешним полем к отрыву от него, к идеаторной обусловленности действия, что предполагает поведение, определяемое внутренними целями;

-от процессуальной мотивации к мотивации достижения определенного результата. Обе составляющие характеризуют ребенка как субъекта собственной активности и сводятся в понятии «замысел»: построить идею будущего и воплотить ее в действии.

Таким образом, происходит значительно усложнение внутреннего мира ребенка, одновременно с чем, дифференцируется его инициатива: выделяются ее сферы, которые Н.А. Короткова обозначает как творческую, созидательную, познавательную и коммуникативную. Своеобразную периодизацию обозначенных преобразований в дошкольном возрасте она рассматривает следующим образом.

Первый этап предполагает пробование себя ребенком во внешнем поле, замысел еще не оформлен, не выделился ребенком из сферы инициативы (2-3 года).

Второй этап предполагает овладение артикулированного (осознанного и произнесенного) замысла и опробование себя в разных сферах (3- 5 лет).

На третьем этапе действия подчиняются артикулированному замыслу, отчетливо дифференцируются сферы инициативы (5- 7 лет).

К 7 годам деятельность нормально развивающегося ребенка характеризуется целью, сформированной во внутреннем плане, устойчивостью осознанного замысла, намеченным заранее продуктом - результатом.

Исходя из того, что основной характеристикой дошкольного возраста является игровое отношение к миру, Н.А. Короткова выделяет «интригу» данного возраста как столкновение изначально игрового (процессуального, непрагматичного) отношения ребенка к миру с дифференцированными и идущими от взрослого видами деятельности, требующими специфических средств - способов, что приводит к постепенному разламыванию диффузной инициативы ребенка на разные ее сферы.

Выводы. Итак, анализ современных научных трактовок психического развития ребенка дошкольного возраста позволяет рассматривать данный процесс как овладение культуросодержащими смыслами человеческой деятельности, с одной стороны, и как процесс обогащения человеческой культуры развивающейся субкультурой детства.

Данные взаимосвязанные аспекты определяю вектор трансформации практик дошкольного образования в направлении создания условий самодвижения ребенка культуросообразным целям, определяемым пересечением сфер его индивидуального и социального развития.

Каждая образовательная ситуация должна сочетать поле развития и поле саморазвития ребенка, интегрируя активность ребенка и взрослого, создавая культурные практики, основанные на актуальных и потенциальных тенденциях саморазвития ребенка и приводящие к приобретению им позитивного жизненного опыта на основе субъектной активности.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова // М.: ПЕР СЭ, 2008, - 431 с.

2. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и ценности дошкольного возраста детства [Текст] / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. 2014, - № 8. С. 8 - 22

3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова // М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012, - 208 с.

4. Кудрявцев В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития // Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца / Ред. коллегия: Л.А. Парамонова, В.И. Слободчиков, О. С. Ушакова, Т.И. Алиева, Е.М. Волкова, И.Л. Кириллов, В.И. Раздин, М.М. Цапенко. М.: Центр «Школьная книга», 2005.

5. Кудрявцев В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Детский сад: теория и практика. 2011, - № 1. С. 12-21

6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина // Издательство: СПб, 2013. - 304 с.

7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддъяков // М.: Речь, 2010, - 144 с.

8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. СПб: Питер, 2005, - 336 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Вайберт Маргарита Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат психологических наук, доцент Ермакова Ирина Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. В статье рассматривают особенности эмоциональных состояний у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводятся данные экспериментального исследования тревожности, депрессии, ощущения одиночества, функциональных состояний, самочувствия, активности, настроения до и после коррекции. Результаты подтверждаются математико-статистическими методами.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, опорно-двигательный аппарат, адаптация, коррекция, тревожность, депрессия.

Annotation. The article considers the peculiarities of emotional conditions in persons with disorders of the musculoskeletal system. Experimental data on anxiety, depression, loneliness, functional conditions, condition of health, activity, mood before and after correction are presented. The results are confirmed by mathematical and statistical methods.

Keywords: emotional conditions, musculoskeletal system, adaptation, correction, anxiety, depression.

Введение. С изменившимися социально-экономическими и политическими условиями интерес к проблеме инвалидности и аномалиям психического и физического развития существенно возрос. Патологическое развитие личности при нарушении опорно-двигательного аппарата детерминированы различными факторами: биологическим, психологическим, социальным. Наличие физического недостатка оказывает значительное влияние на социальную позицию индивида и его взаимоотношения с окружающим миром. Результатом подобных процессов является искажение ведущей деятельности и социальная изоляция, что ведет к нарушениям личностного развития, среди которых отмечается пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. На развитие личностной сферы лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата значительное влияние оказывают нарушения эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сфер.

Цель: исследование особенностей возникновения негативных эмоций у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

- дать психологическую характеристику лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

- раскрыть роль биологических и социальных факторов в формировании эмоциональной сферы у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- описать особенности проявления негативных эмоций у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и основные формы и методы работы при купировании этих состояний.

Объект исследования: эмоциональная сфера лиц с физическими дефектами.

Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза: лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны негативные эмоциональные состояния, которые требуют корригирующих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.