Научная статья на тему 'Сохранение Детства - стратегия фгос дошкольного образования'

Сохранение Детства - стратегия фгос дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ФЕНОМЕН ДЕТСТВА / CHILDHOOD PHENOMENON / КРИЗИС ДЕТ-СТВА / CRISIS OF THE CHILDHOOD / СТРАТЕГИИ / STRATEGY / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁН-КА / PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF THE CHILD / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / INTERACTION OF CHILDREN AND ADULTS / СОЦИ-АЛИЗАЦИЯ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумичева Раиса Михайловна

В статье представлен анализ работ учёных по проблемам Детства, кризиса Детства и условий развития ребёнка в пространстве и времени Детства; актуализированы тренды ФГОС дошкольного образования как вызовы времени и факторы преодоления кризиса Детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of Childhood - as a strategy of the federal state educational standard of the preschool education

The analysis of works of scientists on problems of the Childhood, crisis of the Childhood and conditions of development of the child in space and time of the Childhood is presented in article; trends of Federal State Educational Standard of preschool education as calls of time and factors of overcoming of crisis of the Childhood are staticized.

Текст научной работы на тему «Сохранение Детства - стратегия фгос дошкольного образования»

- предоставление квалифицированных кадров для работы в детских оздоровительных лагерях;

- включение студентов в социально-культурную жизнь;

- комплектация педагогических отрядов смен, трудоустройство.

Деятельность детских оздоровительных лагерей рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования и воспитания, которая обеспечивает ребёнку полноценные условия для всестороннего развития.

Р. М. Чумичева

УДК 371.113.1:159.955.4

СОХРАНЕНИЕ ДЕТСТВА СТРАТЕГИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

'' ГОС дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и является документом, закрепляющим право ребёнка дошкольного возраста на образование и самоценность и уникальность Детства. Создание стандарта дошкольного образования позволяет осознать и утвердить права ребёнка, проживающего на территории России, в контексте прав, принятых в международном сообщества и зафиксированных в ряде документов: Всеобщая Декларация прав человека (1948); Декларация прав ребёнка (1959); Конвенция ООН о правах ребёнка (1989); Всемирная Декларация

об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990); План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (1990) и др.

Именно в этих документах сосредоточена ценностно-ориентированная стратегия ФГОС дошкольного образования, определившая принципы нового для российской системы документа на уровне дошкольного образования. Ценностно-ориентированная стратегиями ФГОС ДО представлена рядом положений, определивших вектор проектирования образовательной программы Организации и психолого-педагогические условия ее реализации: дети - единственно привилегированный класс и гарантия будущего развития общества; утверждение гуманистических права ребёнка на жизнь, образование, здоровье, культурное развитие как подтверждение реальной любви к детям; признание детства важным этапом в жизни человека и обеспечение детям счастливого детства и пользование им на собственное благо; защита детства от любых посягательств и обеспечение справедливости со стороны взрослых, т. к. мир детский отличается от мира взрослых.

Принятие ФГОС дошкольного образования совпало с кризисным этапом развития России, что, несомненно, сказывается и на состоянии детства, поскольку, по утверждению Д. И. Фельдштейна, «Детство не только как совокупность множества детей и не просто как объект воздействия Взрослого мира, а как особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных функциональных связях с этим миром и для которого устойчиво сохраняются определенные закономерности развития, во многом зависят принципы организации отношений Взрослого сообщества к Детству, возможности построения процесса взаимодействия с ним» [15, с. 170]. Реальный смысл Детства как раз и состоит в том, что оно особое состояние в обществе, но, с одной стороны, Детство противостоит и отличается от мира Взрослых, а с другой - зависимо от мира Взрослых, нахо-

дится под его влиянием или во взаимодействии.

Анализ научных исследовании по проблемам Детства позволяет констатировать наличие множества концепции Детства, которые отличаются идеями, положениями и характеристиками различных сторон, состояний, особенностей феномена Детства. Психологические концепции Детства определяют его как фазу психологического созревания (В. Зеньковский); судьбу и жизнь взрослого человека (З. Фрейд); формы отношения мира детей и мира взрослых (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец); становление человеческой ментальности (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец); самобытный способ усвоения новых сторон социальной действительности (Д. Б. Эль-конин); период события и авторства собственной жизни (В. И. Слободчиков); пространство - время вхождения в социальный мир взрослых (Д. И. Фельдштейн). Детство представляет собой обобщённый субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых объективно ставятся задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяются направления их деятельности с ним (В. В. Давыдов, Е. И. Исаев, В. Т. Кудрявцев, А. Б. Орлов, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.).

Культурно-деятельностный подход в развитии научной мысли открывает новые грани понимания феномена Детства как источника саморазвития родовой культуры (Л. С. Выготский); формообразующее порождающее начало в культуре и истории (В. Т. Кудрявцев); идеал ментальных состояний, духовных ценностей, открытость души, идеальное отношение к миру (А. С. Науменко); начало новизны в творчестве (К. С. Пирогов); субкультуры жизни человека, а ребёнок - субъект культуры, способный к самоизменению, которому необходимо создать условия для социализации и культурной идентификации» (Н. Е. Щуркова); феномен жизни человека и культуры, в котором пересекаются различные явления социальные, культурные, образовательные (В. А. Караковский).

В Южном федеральном университете на протяжении ряда лет изучался феномен Дет-

ства в контексте культуросообразной парадигмы образования, открывшей новые грани феномена Детства:

- признание самоценности детства, пер-востепенности детства для общего развития ребёнка и права ребёнка на свободное саморазвитие, наполненность его культурными смыслами, необходимости бережно-охранительного отношения к душевной жизни ребёнка и поддержка его детской индивидуальности (Е. В. Бондаревская);

- время духовно-нравственного становления личности (Т. И. Власова);

- период защиты и поддержки детей в открытии мира социальных отношений (Е. Н. Со-рочинская);

- основа судьбы, особая ментальность и субкультура проявления свободы, постижения смыслов культуры и творческой самореализации, утверждения достоинства и уважения к себе и пространству собственной жизни, ответственности за своё поведение в различных ситуациях (Р. М. Чумичева);

- период освоения категориальной картины мира (И. Э. Куликовская);

- мир постижения полоролевых моделей поведения (Н. Е. Татаринцева);

- время познания культуры движений и способов здоровьесбережения (Л. В. Абдуль-манова);

- период складывания системы «мать-дитя» и начало открытия ребёнком своего образа «Я» (Л. В. Грабаровская);

- система субъект-субъектных отношений как основа развития речевых коммуникаций и культуры речевой деятельности (И. И. Лосева, И. А. Кумова);

- мир социальных эмоций и культурной идентичности (И. В. Житная, О. А. Сенько).

Принятие ФГОС дошкольного образования можно рассмотреть как современный тренд на вызовы времени, призванный по-новому решать задачи обучения, воспитания, развития в период Детства. В работах учёных изучается феномен «кризис Детства» (Д. Б. Эль-конин, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев), характеристики которого можно определить как своеобразный вызов времени, как сово-

купность противоречий, сложившихся в мире Взрослых и мире Детства и требующих разрешения. Обозначим кризисные моменты Детства, выявленные в работах учёных, и попробуем найти положения ФГОС ДО, позволяющие утвердиться в том, что он направлен на преодоления противоречий и кризиса, возникших межу мирами Детства и Взрослости, и является своевременным и актуальным.

1. Отмечается разрыв между миром Взрослости и миром Детства и, как следствие этого, потеря связи и посредников между настоящим и будущим детей, между сегодняшним и завтрашним днём. Разрыв между миром детей и миром взрослых сокращает родитель (педагог) как посредник, способный выстроить «переход» между взрослением и культурой, социумом и личностью. По мнению Б. Д. Эльконина, это противоречие возможно разрешить путём организации пространства совместной работы взрослых и детей таким образом, чтобы взрослый оказался как бы между своей собственной культуросозидательной работой и культу-ротворческой деятельностью ребёнка и взрослого. В. С. Мухина подчёркивает особую роль культуры и взрослого в становлении личности ребёнка в период детства: «Известно: культура всегда несёт в себе символическую природу, которая влияет на все сферы самосознания человека, в том числе и на сферу притязаний на признание <...>. В детстве потребность в признании формируется благодаря пристрастному отношению взрослого к проявлениям ребёнка» [7, с. 394-395]. ФГОС ДО создан на базовой потребности ребёнка - притязании на признание и это право ребёнка взрослому необходимо поддерживать.

Стандарт разработан на основе принципов, определённых в Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребёнка, в частности, поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе,

без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Стандарт утверждает высшие ценности жизни человечества - уважение к личности ребёнка и гуманный характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей)), педагогов и детей. Стандарт предусматривает возможности создания в образовательной среде дошкольной организации условий содействия и сотрудничества детей и взрослых в совместной культуро-творческой деятельности, где обе стороны выступают равноправными партнёрами. Миссия взрослого в этой деятельности меняется -от воздействия на ребёнка к признанию личности ребёнка как субъекта отношений, поддержка инициативы ребёнка в различных видах деятельности, организация сотрудничества в достижении целей. «Ведь взрослый, по утверждению М. В. Осориной, - это оплот стабильности, символ безопасности, важнейший ориентир в детской системе координат» [9, с. 61]. Учёт взрослыми возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, потребностей ребёнка обеспечивает не только развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, но сокращение разрыва отношений между взрослым и детским мирами.

2. Происходит разрушение традиционного представления о развитии мира Детства как о взрослении, стремлении ребёнка к образу взрослой жизни, наступает период ломки образа взрослости, форм взаимодействия между жизнью взрослых и жизнью детей -«короткие дистанции общения», «равные партнеры», «омоложение родителей, бабушек, дедушек». У родителей снижается степень ответственности за воспитание ребёнка или наблюдается перенос своих обязанностей на старшее поколение. Дети и родители не ощущают эмоциональных привязанностей и постепенно отдаляются друг от друга, т. е. происходит отрыв формы проживания одного возрастного периода от форм проживания другого, в этом и концентрируется кризис-ность. В связях возрастов и через их со-

держание, по мнению Д. Б. Эльконина, ребёнку должны быть представлены будущее и образ взрослости, отношения содержаний разных возрастов.

ФГОС ДО отражает пути преодоления кризиса Детства, а именно, обеспечение реализации основного принципа дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; решение задачи - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. В совокупности это создаёт ситуацию постепенного и поэтапного постижения ребёнком способов, моделей поведения и уверенного при поддержке взрослых продвижения в мир взрослых. Формирование у ребёнка картины детского и взрослого мира обеспечивается системой знаний, формирующих первичные представления о себе и других людях: детях и взрослых. ФГОС ДО отразил две модели мира - детский и взрослый, - идущих навстречу друг другу, познающих друг друга, взаимодействующих и сотрудничающих друг с другом. В этом пересечении и рождается педагогическая инновация в организации ситуации познания друг друга и себя, и у каждого потребность самовыражения.

3. Отмечается потеря образцов, идеальных форм взрослости, они размываются, расслаиваются, у детей появляется «страх взрослости», создаётся образ «несчастного взрослого», теряются оптимизм и надежду, которые всегда считались естественной принадлежностью детства. Д. Б. Эльконин считал, что идеальная форма, образ взрослости, является центральной категорией, задающей целостность детства. Образ взрослости, образ совершенного (идеального) взрослого является

единственным способом и опорой представления детьми их будущего.

Профессиональный стандарт педагога предусматривает освоение педагогами проектных компетенций, позволяющих ему создавать оптимальные условия детской жизни и видение ребёнком перспектив будущего. Стандарт дошкольного образования обеспечивает свободу выбора детьми деятельности, которая соответствует детским интересам, а взрослые создают условия для принятия детьми самостоятельных решений, для выражения своих чувств и мыслей, для проявления позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В образовательной среде взрослые обязаны демонстрировать детям образцы, правила и модели взаимодействия в разных социальных ситуациях, способы разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми. Дети, по утверждению Л. С. Выготского, должны постигать реальные отношения, события взросления и совершенствования, смыслы совершений и явлений. Проектирование социальных ситуации, где взрослые демонстрируют детям образцы взрослости - это и есть один из выходов из кризиса, где взрослый выступает как посредник — выразитель и «явитель» идеальной формы отношений, что рождает у ребёнка уверенность в будущем.

4. Учёные отмечают, что современные дети ориентированы не на оценки и нормы поведения взрослых, как это было раньше, а на ценности сверстников, на модели поведения, транслируемые СМИ. Необходимо преодоление «взрослоцентризма», построение отношения к детям как неравноценной и подчиненной части мира взрослых, где они вечные ученики, задачей которых является взросление в усвоении, воспроизводстве содержания и образа жизни взрослых (Ф. Даль-то). Взрослому необходимо стать посредником, проводником в мир культуры и истинных ценностей.

Для преодоления кризиса между миром взрослых и детей, связанного с введением ребёнка мир культуры и искусства, педагогу и родителю необходимо занять не авторитарную позицию, а позицию проводника в мир культуры, дающую возможность для сотрудничества разных поколений. ФГОС ДО предусматривает широкий спектр возможностей, в части, образовательной области - художественное развитие. Стандарт принципиально изменил подходы к художественно-эстетическому развитию ребёнка: от педагога, родителя требуется овладение способов выражения своей позиции, эстетического отношения к окружающему миру, сопереживания персонажам художественных произведений, раскрыть перед ребёнком ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства и свои умения реализовать себя в самостоятельной творческой деятельности совместно с ребёнком. В этом и будет заключаться великая миссия посредничества взрослого, когда он станет сопричастен к жизни ребёнка и поведет его к истокам Красоты, Добра, Морали и пониманию, кто есть взрослый Человек в этом большом мире жизни. Стандарт дошкольного образования поднимает на вершину образовательного пространства личность ребёнка и его идеал -личность взрослого - маму, папу, дедушку, бабушку, педагога - носителей культуры и нравственности. В этой сопричастности к миру взрослых, миру культуры и нравственности необходимо позволить детям оставаться детьми, разграничить роли взрослых и детей. Взрослые должны обеспечивать сохранность мира Детства, быть защитниками своей семьи, воспитать детей, способствовать их развитию, а задача детей - развиваться, получать знания и присваивать социокультурный опыт и творчески самореализовываться в нем.

5. Наметилась и такие тенденции кризиса Детства как обособление семьи от образовательных учреждений и приоритет государственного доступного дошкольного образования. Обе формы воспитания ребёнка должны дополнять друг друга и взаимодей-

ствовать, открывать ребёнку смыслы жизни. К сожалению, не всегда взрослые демонстрируют ребёнку лучшие черты взрослого как человека, любящего и заботящегося, как носителя лучших качеств: достоинства, чести, добропорядочности, трансформируя образ взрослого в восприятии ребёнка. Мир взрослых все больше инфантилизируется, в культуре появляются детские психологические характеристики (непосредственность, эмоциональность, «детскость» в рекламе, шоу-бизнесе, изобразительном творчестве и пр.). Игра как атрибутивная характеристика детства стала занятием многих взрослых. Для решения возникшей проблемы в мире взрослых, влияющей на мир Детства и ребёнка, необходимо уделить внимание образованию взрослых, определяющее освоение гуманитарных, общекультурных, социальных, коммуникативных, личностных компетенций, создающее ситуацию «свободы выбора», что и является показателем социальной зрелости и готовности нести ответственность перед детьми. И тогда, по мнению С. Н. Некрасова, взрослые смогут стать достойным примером, а главное, желаемым примером подражания для детей.

ФГОС дошкольного образования актуализирует проблему взаимодействия институтов семьи и дошкольной организации как одного из условий обеспечения качества обучения, развития и воспитания ребёнка, взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Семья и дошкольная организация призваны защищать детей от всех форм физического и психического насилия; приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; оказывать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, про-

ектной, познавательной и т. д.). Стандарт чётко обозначает пути достижения совместного успеха в деятельности семьи и ДОУ, направлен на обучение, воспитание, развитие ребёнка; профессионального развития педагогических и руководящих работников, просвещение и консультативную поддержку педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования; поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы и взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Педагоги и родители совместно должны проектировать формы организации взаимодействий, виды активности в совместной деятельности и общении, образовательные виды деятельности и культурные практики приобщения к миру взрослых, культуре, истории своей семьи и своего народа. Совместная деятельность детей и взрослых - это не только возможности для развития и воспитания ребёнка, но и условия самоизменения взрослых. Т. Харт пишет: «Когда мы воспитываем или учим детей, у нас появляется возможность перевоспитать самих себя. Помните, что мы растём вместе с детьми - наше развитие обоюдное. Дети выступают в роли зеркала, которое ещё и «увеличивает» наше изображение, позволяя нам увидеть себя более отчётливо» [16, с. 267].

6. Фиксируется отчуждение детей, утрата у них ощущения сопричастности к миру взрослых, разрушение отношений добровольной зависимости отмечается как «катастрофа» в социализации личности ребёнка. Для успешной социализации, по мнению Д. Смел-зера, необходимо действие трёх фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трём различным стадиям: подражания и копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети

осознают поведение как исполнение роли; стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. В период Детства от взрослых требуется тесное и ответственное взаимодействие и сотрудничество с детьми, быть позитивным примером для подражания детям, авторитетом, основывающимся на уважении и доверии. Именно в этом случае ожидания детей и взрослых совпадут, будут способствовать эффективной социализации подрастающего поколения.

Социализация детей дошкольного возраста является стержневой доминантой в ФГОС дошкольного образования и не случайно, потому что, по утверждению ученых, социализация - это аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей общества (Т. Шибутани, Э. Эриксон и др), «вбирание» в себя общих ценностей в процессе общения с другими (Т. Парсонс), вхождение в социальную среду и приспособление к ней (Б. Д. Парыгин), присвоение ребёнком норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение, формирование себя как субъекта социальной среды (Д. И. Фельдштейн).

В ФГОС ДО определена образовательная область - социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Решение задач данной образовательной области обеспечивается освоением социальных компетенций педагогами и родителями и пониманием механизмов социализации и ин-

дивидуализации как неразрывных процессов, обеспечивающих непрерывность процесса взросления и бескризисного выхода из мира Детства. Эти механизмы системно и обоснованно изложены в работе выдающегося ученого Д. И. Фельдштейна: учет личностных новообразований, закономерностей социального созревания, актуализация системы отношений, вычленение позиции «Я» и появление бифуркационных точек, разрешение противоречий в процессе социализации и индивидуализации.

Созданный ФГОС дошкольного образования базируется на деятельностном подходе, обуславливающем необходимость проектировать деятельность детей и взрослых как взаимодействие Миров, как социальная ситуация развития. Условиями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующими специфике дошкольного возраста, в ФГОС ДО определены обеспечение эмоционального благополучия, непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям, поддержка индивидуальности и инициативы, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Ещё в своё время В. В. Зеньковский отмечал, что «раннее детство может быть охарактеризовано как фазы эмоциональной свободы, свободы развития чувств, а, следовательно, и воображения» [2, с. 65-67].

В период Детства деятельность выступает и условием и средством развития, обучения и воспитания ребёнка, и, по словам Л. С. Выготского, источником развития, т. к. в ней возникают цели, действия, возможности, активность, ориентиры движения ребёнка к результату своей деятельности. В ФГОС ДО отражены разнообразные виды деятельности, при сохранении ведущей деятельности -игровой. Именно данный вид деятельности позволяет не перегружать не окрепшую психику детей, предоставить им возможность играть, входить в мир общества и культуры.

ФГОС ДО направлен на поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Достоинством ФГОС ДО является то, что он открывает новые возможности игры в развитии личности ребёнка: усвоить половую идентичность, «воплощение «перспективного» Я-образа ребёнка <...> готовность ребёнка к саморегуляции, т. е. развивается регулятивная функция самооценки» [11, с. 220].

Однако следует заметить, что феномен игры как показателя Детства в современном информационном мире и 1Т-техноло-гий недостаточно изучен. Требуется осмысление вопросов влияния виртуальтной игры на личностное, коммуникативное, социальное развитие ребёнка; роли взрослых и ситуации восприятия ребёнком супер-героев, механизмов интеграции ценностей игровой культуры и виртуальной игры и их влияние на становление личности ребёнка и представление о мире и человеке. Стандарт дошкольного образования, актуализируя ценность Детства и игры, предупредил вытеснение игры из жизни детей и появление «псевдошкольных» форм обучения и жизнедеятельности. С. Т. Шацкий призывал педагогов к тому, чтобы они не рассматривали Детство как подготовку к жизни, а ценили в нём саму жизнь ребёнка, понимали его как самоценное время жизни. Непонимание педагогами феномена Детства ведёт к форсированию адаптации детей к системе ценностей и представлений о мире, утверждаемых взрослыми, обеднению и сокращению Детства (Ш. А. Амо-нашвили, Г. С. Батищев, В. В. Горшкова и др.). Сегодня необходимо изучать и осмыслять своеобразную культуру Детства, понимать логику развития Детства как феномена культуры вне зависимости от эпох и времён (А. А. Грякалов).

7. В ряде научных работ отмечается, что в «детском мире» проявляются ослаблен-ность физического и психического здоровья; потеря навыков коммуникации и эмпатии; неразвитость внутреннего мира ребёнка; искажение его морально-нравственных категорий и ценностей и др. Основными причи-

нами являются нарушение принципа приро-досообразности, педагогические действия, не соответствующие законам развития ребёнка, неблагоприятные факторы современной цивилизации, «атакующие Детство». Ребёнок не рассматривается как целостное существо, в котором специфически индивидуально взаимодействуют духовная, душевная и телесная организации, определяющие необходимость точно следовать возрастным законам развития ребенка (В. А. Пего в).

В качестве приоритетных стратегий ФГОС дошкольного образования, позволяющих нивелировать негативные тенденции в мире Детства и в развитии ребенка, можно определить учёт возрастных, психологических, индивидуальных закономерностей развития ребёнка; приоритет гуманистических принципов в зоне ближайшего развития; переориентировку воспитания на жизненные принципы детей; ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности и создание психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребёнка с учётом способностей и интересов личности в раннем возрасте; приоритеты подготовки детей к полноценной жизни в обществе: творческая активность, высокие нравственные качества, патриотизм и гражданственность; создание эффективной комплексной системы государственной поддержки детей (диагностика, профилактика, реабилитация); создание здоровой образовательной, социальной, экономической, экологической среды для полноценной жизнедеятельности ребенка; выявление, развитие и поддержка одаренных детей и инклюзивное образование для детей с ОВЗ; усиление института семьи как социальной среды развития ребенка; обеспечение психолого-педагогических, нормативно-правовые, материально-технических, финансово-экономических, организационных условий.

Совокупность обозначенных в ФГОС ДО принципов, целей, задач, психолого-педагогических требований и ресурсов определяет эффективность и успех в достижении целе-

вых ориентиров развития ребёнка дошкольного возраста и сохранение самоценности Детства как пространства свободы ребёнка, взаимодействия со взрослыми, эмоционального открытия ценностей мира, постижения культурных связей поколений. Как справедливо заметили в диалоге два гуманиста Д. Икеда и А. Лиханов, «... мир Детства зависим от взрослых, и все мы ответственны за детей - своих и чужих» [4, с. 6].

В заключение хотелось бы отметить, что Детство, понимаемое как феномен социального и культурного бытия, определяет развитие личности ребёнка, цивилизации и человечества, закладывает программы поведения людей и включённость их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности. ФГОС дошкольного образования призывает педагогическое и родительское сообщество познавать и понимать мир Детства, сохранять уникальность Детства, которая заключена в творческом характере развития, в сензитивности периодов развития, в зоне ближайшего развития, в амплификации, в ведущем виде деятельности, в единстве деятельностной, аффективной, личностной составляющей, в механизмах развития - ин-териоризации и экстериоризации, неравномерности развития, в определяющей роли знаково-символической системы в образовании связей и освоении мира. В современном мире происходит не просто активный процесс саморазвития Детства, но этот процесс реально воздействует и на установки взрослого мира. Педагогам и родителям необходимо изменить взгляды по отношению к Детству, переориентировать педагогическое и родительское мышление от взгляда на Детство как счастливый и беспечный период жизни человека к принятию его как самоценного феномена. От педагогов потребуется понимание нового смысла своей деятельности в контексте требований Профессионального стандарта педагога, осмысления значимости Детства как времени и пространства развития и саморазвития ребенка, построения совместной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ работ учёных по проблемам Детства, кризиса Детства и условий развития ребёнка в пространстве и времени Детства; актуализированы тренды ФГОС дошкольного образования как вызовы времени и факторы преодоления кризиса Детства.

Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, феномен Детства, кризис Детства, стратегии, принципы развития ребёнка, взаимодействия детей и взрослых, социализация, игровая деятельность.

SUMMARY

The analysis of works of scientists on problems of the Childhood, crisis of the Childhood and conditions of development of the child in space and time of the Childhood is presented in article; trends of Federal State Educational Standard of preschool education as calls of time and factors of overcoming of crisis of the Childhood are staticized.

Key words: Federal State Educational Standard of preschool education, Childhood phenomenon, crisis of the Childhood, strategy, principles of development of the child, interaction of children and adults, socialization, game activity

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

2. Зеньковский В. В. Екатеринбург, 1995.

3. Ильин В. А. Археология детства. М., 2002.

4. Икеда Д., Лиханов А. Страна Детства: книга-диалог. М., 2007.

5. Кудрявцев В. Т. психология развития человека: основание культурно-исторического подхода. Рига, 1999.

6. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2006.

7. Мухина В. С. Таинство детства: в 2 т. СПб., 2000.

8. Некрасов Н. С. Образование взрослых вчера и сегодня. Екатеринбург, 2003.

9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2000.

10. Пегов В. А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к здоровому // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9.

11. Психология детства / под ред. А. А. Реан. СПб, 2003.

12. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. М.: Эксмо-Пресс, 2007.

13. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2000.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

15. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личность. М., 2005.

16. Харт Т. Таны духовного мира детей. СПб., 2010.

17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

18. http://forum.rksmb.org

Ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.