Данные взаимосвязанные аспекты определяю вектор трансформации практик дошкольного образования в направлении создания условий самодвижения ребенка культуросообразным целям, определяемым пересечением сфер его индивидуального и социального развития.
Каждая образовательная ситуация должна сочетать поле развития и поле саморазвития ребенка, интегрируя активность ребенка и взрослого, создавая культурные практики, основанные на актуальных и потенциальных тенденциях саморазвития ребенка и приводящие к приобретению им позитивного жизненного опыта на основе субъектной активности.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова // М.: ПЕР СЭ, 2008, - 431 с.
2. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и ценности дошкольного возраста детства [Текст] / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. 2014, - № 8. С. 8 - 22
3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова // М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012, - 208 с.
4. Кудрявцев В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития // Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца / Ред. коллегия: Л.А. Парамонова, В.И. Слободчиков, О. С. Ушакова, Т.И. Алиева, Е.М. Волкова, И.Л. Кириллов, В.И. Раздин, М.М. Цапенко. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
5. Кудрявцев В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Детский сад: теория и практика. 2011, - № 1. С. 12-21
6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина // Издательство: СПб, 2013. - 304 с.
7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддъяков // М.: Речь, 2010, - 144 с.
8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. СПб: Питер, 2005, - 336 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат педагогических наук, доцент Вайберт Маргарита Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат психологических наук, доцент Ермакова Ирина Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация. В статье рассматривают особенности эмоциональных состояний у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводятся данные экспериментального исследования тревожности, депрессии, ощущения одиночества, функциональных состояний, самочувствия, активности, настроения до и после коррекции. Результаты подтверждаются математико-статистическими методами.
Ключевые слова: эмоциональные состояния, опорно-двигательный аппарат, адаптация, коррекция, тревожность, депрессия.
Annotation. The article considers the peculiarities of emotional conditions in persons with disorders of the musculoskeletal system. Experimental data on anxiety, depression, loneliness, functional conditions, condition of health, activity, mood before and after correction are presented. The results are confirmed by mathematical and statistical methods.
Keywords: emotional conditions, musculoskeletal system, adaptation, correction, anxiety, depression.
Введение. С изменившимися социально-экономическими и политическими условиями интерес к проблеме инвалидности и аномалиям психического и физического развития существенно возрос. Патологическое развитие личности при нарушении опорно-двигательного аппарата детерминированы различными факторами: биологическим, психологическим, социальным. Наличие физического недостатка оказывает значительное влияние на социальную позицию индивида и его взаимоотношения с окружающим миром. Результатом подобных процессов является искажение ведущей деятельности и социальная изоляция, что ведет к нарушениям личностного развития, среди которых отмечается пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. На развитие личностной сферы лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата значительное влияние оказывают нарушения эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сфер.
Цель: исследование особенностей возникновения негативных эмоций у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- дать психологическую характеристику лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- раскрыть роль биологических и социальных факторов в формировании эмоциональной сферы у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- описать особенности проявления негативных эмоций у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и основные формы и методы работы при купировании этих состояний.
Объект исследования: эмоциональная сфера лиц с физическими дефектами.
Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза: лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны негативные эмоциональные состояния, которые требуют корригирующих мероприятий.
Изложение основного материала статьи. В последнее время для человечества все актуальнее становится вопрос об образе жизни и его особенности. Развитие современных технологий и транспортной сферы сделали жизнедеятельность человечества малоподвижной, с минимальной затратой физических усилий для обеспечения комфортного существования. Как следствие, нарушается функциональность опорно-двигательного аппарата, мышцы теряют свой тонус.
Физическое состояние людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требует особых условий жизни, получения обучения, трудовых навыков и будущей трудовой активности. Таким образом, социальная адаптация людей данной категории имеет две стороны. С одной стороны, необходимо приспособить окружающую среду к личности с нарушением опорно-двигательного аппарата. С другой стороны, необходимо научить человека с дефектом двигательной активности самостоятельно приспосабливаться к окружающим условиям, взаимодействию с людьми. Для этого и необходимы специальным образом организованные программы по психологической и педагогической коррекции.
Реакция человека на повреждения и, как следствие, инвалидность имеет ряд особенностей, которые проявляются в поведении людей с нарушениями двигательной системы. Эмоциональные состояния сменяются адаптацией личности к сложившимся жизненным ситуациям. Адаптация будет представлять собой приспособление к изменившимся условиям жизнедеятельности.
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, обусловленного врожденными причинами характерны расстройства эмоциональной сферы, которые проявляются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, застенчивости и робости. Подобные нарушения эмоциональной сферы приводят к различным нарушениям поведения, которые заключаются в желании изоляции, повышенной агрессивности и т.д.
При нарушениях опорно-двигательного аппарата, возникших в результате травмы или заболевания, личность претерпевает целый ряд изменений, но при должной психокоррекционной и реабилитационной работе находит пути адаптации к изменившимся условиям существования, с целью жить дальше.
Занимаясь изучением особенностей аномального развития лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, ряд авторов определили их предрасположенность к развитию аффективных расстройств, которые сопровождаются изменением настроения, аффективной взрывчатостью, страхами, тревожностью, склонностью к поступкам девиантного характера. Так, Г.В. Пятакова, изучая особенности эмоциональной сферы у лиц с двигательными дефектами, отмечает, что аномалии эмоциональных реакций приводят к формированию психологической зависимости, лимитирует область их активности, что влечет за собой социально-психологическую деформацию личности [3]. В работе М.И. Вайберт представлены методики по работе с людьми с нарушением психических функций [1]. Согласно М.Ю. Левченко для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны отсутствие познавательной активности, переживания и страхи, которые связаны с передвижением и общением, желанием быть одному [2].
Многообразие исследований, посвященных изучению данной темы, позволяет вывести общую закономерность, согласно которой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерным является нарушение эмоциональной стабильности и саморегуляции, следствием чего, зачастую, выступает деформация самой личности. Итогом подобной нестабильности со стороны эмоциональных реакций выступает вероятность возникновения дезадаптивных форм поведения.
Отрицательные эмоциональные реакции у лиц с двигательными нарушениями, с одной стороны, могут быть обусловлены органически и носить патологический характер. Так, в своих исследованиях, психологи отмечают, что у детей еще с младенческого возраста прослеживаются такие формы поведения как раздражительность, тревожность, капризность, негативизм. Следствием подобных форм поведения могут стать развитие таких личностных характеристик, как противоречивость, сензитивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность.
Л.М. Шипицына и др., занимаясь изучением подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечает характерное развитие эмоционально-волевой сферы по типу психического инфантилизма [3].
Чрезмерные физические и интеллектуальные нагрузки, ошибки воспитания, становятся основой для развития патологического склада характера у личности, обусловленной врожденными причинами возникновения дефекта опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, ведет к нарушениям ее деятельности и межличностного общения, а также может стать причиной патологического развития личности.
Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата проходило на базе ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие». В нем приняли участие 50 пациентов стационара «сложного и атипичного протезирования», проходящих реабилитацию. Возраст испытуемых составлял от 20 до 40 лет.
Целью специалистов стационара является максимальная реабилитация людей с ограниченными возможностями. Реабилитация предусматривает возвращение пострадавшего к труду и создание оптимальных условий для активного участия в жизни общества. Реабилитация носит комплексный характер: в ней участвуют не только медицинские работники, но и другие специалисты (психолог, социолог, представители органов социального обеспечения, юристы и т.п.).
Методы, которые применяют специалисты для психологической коррекции эмоциональных нарушений принято делить на основные и специальные. Основные методы составляют базовую поддержку для психологической работы, к ним относятся: игротерапия, арт-терапия, психоанализ, символдрама, психодрама, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы - это тактические и технические способы психокоррекции, цель которых устранить дефект или облегчить состояние, связанное с данным дефектом, в случае, когда его устранение невозможно. Применение специализированных методов возможно только с учетом индивидуальных особенностей личности.
В случае людей с ограниченными возможностями опорно-двигательной системы целесообразно применять игры-драматизации, данный вид работы направлен на коррекцию эмоциональной сферы личности.
В процессе группой психокоррекции людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать особенности физического состояния представителей группы. В психокоррекционной группе участники разыгрывают свои настоящие жизненные ситуации по типу кейс-метода. Доверительная и комфортная атмосфера позволяет открыто говорить о своих эмоциональных проблемах, а в ответ получить эмоциональную помощь и поддержку.
Психологическая коррекция является важной частью всей системы психологической помощи людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая направлена на исправление существующих отклонений развития личности, продиктованных как тяжестью и структурой дефекта, так и средовыми факторами.
При сравнительном анализе данных до и после коррекционных мероприятий получены следующие результаты.
По методике Спилберга в отношении ситуативной тревожности до коррекции у 24% испытуемых была низкая тревожность, после показатель вырос до 28%. Ситуативная или реактивная тревожность активизирует вегетативную нервную систему человека в случае актуальной угрозы или воздействия стресс-фактора. Низкий уровень указывает на недостаточную активность и с какой-то стороны слабую мотивацию. Человек спокоен, однако за таким спокойствием может скрываться вытесненная тревожность, обусловленная желанием казаться лучше.
Умеренную ситуативную тревожность до коррекции можно было фиксировать у 42% лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и у 64% после коррекции. Эмоциональные состояния у таких респондентов напоминают легкую нервозность. Это уровень считается мобилизационным, когда психофизиологические ресурсы в умеренной пропорции способствуют преодолению насущных, текущих проблем.
У 34% испытуемых до тренинга ситуативная тревожность имела дезадаптивную конфигурацию. После коррекционной программы число снизилось до 8%. У этой категории лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата реакция на стресс (на текущую ситуацию беспомощности, на отсутствующую дееспособность) могла перерастать от выраженного беспокойства до паники и потери контроля над ситуацией.
До коррекционных мероприятий число лиц с низкой личностной тревожностью составляло 24%, после коррекции показатель увеличился до 28%.
Личностная тревожность характеризует склонность индивидуума демонстрировать реакцию тревоги, даже если контекст ситуации не несет явной угрозы его физическому, психологическому и социальному благополучию.
В 48% случаях до коррекции и в 58% - после, выявлялся умеренный уровень тревожности. Такая тревожность указывает на склонность или тенденцию опасаться, волноваться по каким-то поводам, но она быстро нивелируется путем рационального вмешательства, или не выходит за пределы контроля, то есть, не нарушает адаптивную функцию.
Высокая личностная тревожность обнаруживалась у 28% лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата до коррекции и 14% после корригирующего воздействия. Данный факт можно трактовать как наличие у этого круга лиц невротического конфликта, при котором вероятны психосоматические нарушениям, проблемы сна, аппетита и социальных взаимоотношений.
Различия обнаружились и по шкале ситуативная тревожность (1=2,7; р=0,008). Коррекционные мероприятия способствовали уменьшению среднего балла до 34,4±7,2, что соответствует умеренной тревожности. Уровень психологического напряжения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата снизился. Они стали общаться более непринужденно, чаще улыбаться и смеяться.
Данные по личностной тревожности фактически не изменились. Это, вероятно, обусловлено тем, что подобные изменения должны носить глубинный характер, на что требуется больше ресурсов, времени и усилий со стороны психологической службы.
По методике Д. Рассела и М. Фергюсона «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» получены следующие результаты: до коррекции почти у половины лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (42%) наблюдался высокий показатель субъективного ощущения одиночества. После коррекции процентный показатель снизился до 14%. Им не хватает общения, поддержки, сопереживания, а если конкретнее - понимания, веры в себя, в свои возможности, на фоне страха перед будущим. Все это порождает отчужденность и чувство покинутости.
Менее остро и тотально ощущали одиночество до психологической коррекции чуть больше трети испытуемых - 34%. После реализации психологической коррекционной программы их число выросло до 58% - куда вошли преимущественно лица, имеющие до коррекции высокий уровень одиночества. То есть, улучшились показатели общительности и открытости.
Средний уровень уже указывает на тенденции к одиночеству, либо на конструктивное (не болезненное) восприятие феномена одиночества (ограничение социальных связей), когда человеку предоставляется возможность заняться рефлексией, самоанализом, самонаблюдением и планированием. Эта категория лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Низкий показатель одиночества вырос незначительно с 24% до 28% после коррекционных мероприятий. Коммуникационные проблемы у таких респондентов отсутствуют. Они оптимистичны и непринужденны в межличностных отношениях, легко выражают свои мысли и чувства.
По критерию Стьюдента установлена статистическая достоверность и значимость различий в субъективном ощущении одиночества лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата до и после коррекции.
Зона значимости ^критерия Стьюдента лежит в пределах критических значений: при р<0,05, Жр=1,98, при р<0,01, Жр=2,63.
По методике САН (Доскин В.А. и др.) получены следующие результаты: до коррекции ни один из испытуемых не набирал высокий показатель общего функционального состояния, после коррекции высокий уровень фиксировался у 40%. Высокий балл указывает на хороший энергетический потенциал, который обусловлен позитивными эмоциями, работоспособным состоянием и созидающим желанием менять что-то в своей жизни (преодолевать свою болезнь).
Средний уровень вырос с 28% до 60% после коррекционной программы. Этот показатель является среднестатистической нормой. О таких респондентах нельзя говорить как об «усталых», как в случае низкого уровня, который до коррекции наблюдался у 72%. Это нейтральный уровень, которому требуется должная мотивация, чтобы получить нужный эффект.
До коррекции средние значения самочувствия (3,12), активности (3,36) и настроения (3,08) находились в низком диапазоне значений. Их можно было охарактеризовать, скорее, как пассивными, чем готовыми к
деятельности. Преобладало плохое настроение: мрачное, унылое, печальное и озабоченное. Испытуемые выражали часто недовольство и разочарование.
Корригирующие мероприятия улучшили функциональное состояние лиц с нарушениями двигательной сферы. Средние показатели достигли уровня нормы: самочувствие (5,6), активность (5,56), настроение (5,61). Испытуемые, в большинстве своем, начали чувствовать себя более комфортно. У многих появилось желание выйти за рамки статуса недееспособного человека.
По методике «Шкала депрессии» Бека получены следующие результаты: до коррекции у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 42% случаев наблюдалась умеренная депрессия. После коррекции данного уровня депрессии зафиксировано не было - 0%. Умеренная депрессия включает 2 основных признака (снижение настроения, утрата интересов и энергии) + 4 дополнительных (нарушение когнитивных функций, снижение самооценки, аппетита, пессимистическое видение будущего, нарушение сна и т.д.)
Умеренная депрессия свидетельствует о том, что признаки угнетенности, подавленности и тоскливого настроения становятся устойчивыми и начинают наносить ощутимый вред социальному функционированию и здоровью человека. Однако негативные последствия пока не имеют фатальный характер, как при повышенной и высокой депрессии, которая в выборке не обнаружилась.
Депрессия отсутствовала до коррекции у 24%, после - у 40% респондентов. У этого числа испытуемых нормальный мотивационный и энергетический показатель, с отсутствием упаднических и пессимистичных настроений.
Выводы:
1. Коррекционная программа позволила уменьшить выраженность ситуативной тревожности.
2. Коррекционная программа способствовала снижению уровня ощущения одиночества, в результате чего у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата улучшились параметры открытости и коммуникативности.
3. Психологическая коррекция улучшила функциональное состояние испытуемых: показатели самочувствия, активности настроения из низкого диапазона значений перешли на уровень нормы.
4. Коррекционные мероприятия повлияли на уровень депрессивного фона среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У больше половины испытуемых фиксируется субдепрессия или скрытая депрессия, т.е. не доходящая до формальной депрессии.
5. Коррекционная программа позволила повлиять на эмоциональные проявления лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, перевести их из негативного полюса эмоций в направлении позитивных эмоций. Существует прямая корреляционная связь между тревожностью и чувством одиночества. Уровень одиночества растет с уменьшением показателей самочувствия, активности и настроения. Чем выше уровень депрессии, тем хуже функциональное состояние.
Литература:
1. Вайберт М.И. Психология личности с нарушением психических функций: тестовые задания и методические указания - Чебоксары: ЧувГУ, 2008. - 63 с.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: «Просвещение», 2001. - 215 с.
3. Пятакова Г.В., Кутузов А.П. К вопросу о формировании личности детей, страдающих детским церебральным параличом // Патология крупных суставов и другие актуальные вопросы детской ортопедии. -М.: Педагогика, 2000. - 128 с.
4. Шипицына Л.М., Сергеева Т.А., Политова А.В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. - СПб.: «Питер», 2001. - 187 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук Демец Екатерина Геннадиевна
АНО ВО «Воронежский институт (филиал)
Московского гуманитарно-экономического института» (г. Воронеж); кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна
АНО ВО «Воронежский институт (филиал)
Московского гуманитарно-экономического института» (г. Воронеж)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Аннотация. В статье представлены результаты социально-психологического анализа понятия межличностного конфликта в студенческой среде, его типов и основных методов разрешения, а также эмпирического исследования влияния особенностей темперамента на стиль поведения студентов в ситуации межличностного конфликта.
Ключевые слова: межличностный конфликт, период студенчества, особенности темперамента, стратегия поведения в межличностном конфликте.
Annotation. The article presents the results of a socio-psychological analysis of the concept of interpersonal conflict among students, its types and the basic methods of resolution, as well as empirical studies of the impact of the characteristics of temperament on behavior of students in situations of interpersonal conflict.
Keywords: interpersonal conflict, the period of studentship, peculiarities of temperament, the strategy of behavior in interpersonal conflict.
Введение. Проблема социальных конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения представляет неизменный интерес в современном мире. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, являясь необходимым условием общественного развития. Человек, желая добиться поставленной цели, зачастую может действовать в ущерб другим, что, в свою очередь, порождает соперничество и напряжённость между людьми.