деятельности. Преобладало плохое настроение: мрачное, унылое, печальное и озабоченное. Испытуемые выражали часто недовольство и разочарование.
Корригирующие мероприятия улучшили функциональное состояние лиц с нарушениями двигательной сферы. Средние показатели достигли уровня нормы: самочувствие (5,6), активность (5,56), настроение (5,61). Испытуемые, в большинстве своем, начали чувствовать себя более комфортно. У многих появилось желание выйти за рамки статуса недееспособного человека.
По методике «Шкала депрессии» Бека получены следующие результаты: до коррекции у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 42% случаев наблюдалась умеренная депрессия. После коррекции данного уровня депрессии зафиксировано не было - 0%. Умеренная депрессия включает 2 основных признака (снижение настроения, утрата интересов и энергии) + 4 дополнительных (нарушение когнитивных функций, снижение самооценки, аппетита, пессимистическое видение будущего, нарушение сна и т.д.)
Умеренная депрессия свидетельствует о том, что признаки угнетенности, подавленности и тоскливого настроения становятся устойчивыми и начинают наносить ощутимый вред социальному функционированию и здоровью человека. Однако негативные последствия пока не имеют фатальный характер, как при повышенной и высокой депрессии, которая в выборке не обнаружилась.
Депрессия отсутствовала до коррекции у 24%, после - у 40% респондентов. У этого числа испытуемых нормальный мотивационный и энергетический показатель, с отсутствием упаднических и пессимистичных настроений.
Выводы:
1. Коррекционная программа позволила уменьшить выраженность ситуативной тревожности.
2. Коррекционная программа способствовала снижению уровня ощущения одиночества, в результате чего у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата улучшились параметры открытости и коммуникативности.
3. Психологическая коррекция улучшила функциональное состояние испытуемых: показатели самочувствия, активности настроения из низкого диапазона значений перешли на уровень нормы.
4. Коррекционные мероприятия повлияли на уровень депрессивного фона среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У больше половины испытуемых фиксируется субдепрессия или скрытая депрессия, т.е. не доходящая до формальной депрессии.
5. Коррекционная программа позволила повлиять на эмоциональные проявления лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, перевести их из негативного полюса эмоций в направлении позитивных эмоций. Существует прямая корреляционная связь между тревожностью и чувством одиночества. Уровень одиночества растет с уменьшением показателей самочувствия, активности и настроения. Чем выше уровень депрессии, тем хуже функциональное состояние.
Литература:
1. Вайберт М.И. Психология личности с нарушением психических функций: тестовые задания и методические указания - Чебоксары: ЧувГУ, 2008. - 63 с.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: «Просвещение», 2001. - 215 с.
3. Пятакова Г.В., Кутузов А.П. К вопросу о формировании личности детей, страдающих детским церебральным параличом // Патология крупных суставов и другие актуальные вопросы детской ортопедии. -М.: Педагогика, 2000. - 128 с.
4. Шипицына Л.М., Сергеева Т.А., Политова А.В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. - СПб.: «Питер», 2001. - 187 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук Демец Екатерина Геннадиевна
АНО ВО «Воронежский институт (филиал)
Московского гуманитарно-экономического института» (г. Воронеж); кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна
АНО ВО «Воронежский институт (филиал)
Московского гуманитарно-экономического института» (г. Воронеж)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Аннотация. В статье представлены результаты социально-психологического анализа понятия межличностного конфликта в студенческой среде, его типов и основных методов разрешения, а также эмпирического исследования влияния особенностей темперамента на стиль поведения студентов в ситуации межличностного конфликта.
Ключевые слова: межличностный конфликт, период студенчества, особенности темперамента, стратегия поведения в межличностном конфликте.
Annotation. The article presents the results of a socio-psychological analysis of the concept of interpersonal conflict among students, its types and the basic methods of resolution, as well as empirical studies of the impact of the characteristics of temperament on behavior of students in situations of interpersonal conflict.
Keywords: interpersonal conflict, the period of studentship, peculiarities of temperament, the strategy of behavior in interpersonal conflict.
Введение. Проблема социальных конфликтов, причин их возникновения и путей разрешения представляет неизменный интерес в современном мире. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, являясь необходимым условием общественного развития. Человек, желая добиться поставленной цели, зачастую может действовать в ущерб другим, что, в свою очередь, порождает соперничество и напряжённость между людьми.
В зависимости от ситуации, человек выбирает различные стратегии конфликтного поведения, при этом существует определённая взаимосвязь его индивидуально-психологических особенностей с поведением в конфликте. Одной из таких особенностей является темперамент.
Учитывая свойства темперамента человека, можно с определённой вероятностью предсказать особенности его реагированияв конкретной ситуации, в том числе, в ситуации межличностного конфликта. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.
Студенческий возраст характеризуется как период интенсивного психического, личностного и интеллектуального развития. Именно в этот период у молодых людей меняется картина мира, они взрослеют, идёт пересмотр ценностей и взглядов, активно строится профессиональное будущее, расширяются контакты и появляются новые социальные роли. Успешность данных преобразований будет во многом зависеть от построения социальных связей со сверстниками, сотрудниками образовательной организации, работодателями. Ведущую роль в этом процессе играет умение вести себя в конфликтных ситуациях, поскольку межличностные конфликты неизбежны в студенческой среде. Важно выбрать конструктивную стратегию поведения и, если не предотвратить конфликт, то сделать его как можно менее продолжительным.
С учётом выше изложенного, существенный интерес представляет дополнение теоретических построений, относящихся к изучению взаимосвязи индивидуальных особенностей и поведения личности, исследованием взаимосвязи особенностей темперамента и стратегии поведения студентов в ситуации межличностного конфликта, чему и посвящена данная статья.
Изложение основного материала статьи. В отечественной и зарубежной психологии изучению конфликтов уделяется достаточно много внимания. При этом сложились разные точки зренияна психологическую природу этого сложного и многоаспектного феномена социального взаимодействия. Достаточно сложно выбрать среди множества определений одно наиболее универсальное.
По мнению Н.Ф. Вишняковой, конфликт (от лат. «сопШСш» - столкновение) - это возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [1].
А.Я. Анцупов рассматривает конфликт как резкое обострение противоречий, борьбу двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников [2].
Е.П. Ильин определяет конфликт как отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений(мнений, взглядов, оценок и т.п.) [3].
Разнообразие и масштабность конфликтов, их повсеместность втягивают в конфликтные действия представителей всех групп населения, включая и молодёжь, студенчество.
Самым распространённым типом конфликта в студенческой среде является межличностный конфликт. Это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
Можно выделить следующие основные типы межличностных студенческих конфликтов:
1. Ценностные конфликты - это конфликтные ситуации, в которых разногласия между студентами связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер.Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и молодые люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно учиться и работать вместе, иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда данные различия оказывают влияние на студенческое взаимодействие или же они начинают «посягать» на ценности друг друга.
2. Конфликты интересов - это ситуации, затрагивающие интересы студентов, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Такие ситуации часто называются ресурсными, поскольку их участники претендуют на один и тот же ресурс - материальный предмет, финансы, дружбу, внимание противоположного пола, групповую роль и т.д. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной части общего ресурса.
3. Конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила студенческого взаимодействия являются неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь скрытый характер или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных, но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия [4].
Межличностные методы разрешения конфликтов в студенческой среде обычно подразделяют на уклонение (или избегание), сглаживание (приспособление); компромисс, конкуренцию, сотрудничество.
Уклонение - это реакция на конфликт, выражающаяся в его игнорировании и фактическом отрицании. Его предлогом у студентов могут быть ссылки на недостаток времени, полномочий, ресурсов, незначительность проблемы или неверно выбранный адресат.
Сглаживание - это удовлетворение интересов другой стороны через «приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов. Причиной такого поведения в студенческой среде может быть стремление сделать «жест доброй воли», завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника». Такого рода согласие может быть частичным и внешним.
Компромисс - это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество такого исхода студенческого конфликта -взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс, действительно, снимает напряжённость, помогает найти оптимальное решение. Студенты, идущие на компромисс, исходят из того, что совместный выигрыш выгоден, что компромисс в одном может дать выигрыш в другом, что плохое решение лучше, чем его отсутствие.
Конкуренция может привести к доминированию и в конечном итоге «уничтожении» одного партнера другим. Это неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что
конкуренция среди студентов может стимулировать развитие их способностей и талантов. Конкуренция чаще всего возникает при переоценке себя и недооценке противника. Конкуренция в студенческой среде может быть вызвана потребностями защищать свои интересы, любовь, семью, а также желанием всегда брать верх, пренебрежением к другим.
Сотрудничество - это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной из сторон не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены,по крайней мере, частично, интересы и другой стороны. Ни одна из сторон не стремится добиться цели за счёт другой. Если студент выбирает сотрудничество, то первое, что нужно сделать - это отказаться от тактики самообороны, ведущей к неравенству и изоляции сторон [4].
На сегодняшний день существует незначительное количество исследований особенностей конфликтов между студентами в образовательной организации, в частности, влияния индивидуально-психологических особенностей студентов на их поведение в межличностном конфликте. В то же время известно, что межличностные конфликты, если они остаются вне поля зрения, могут не только ухудшать самочувствие молодых людей, формировать чувство неудовлетворённости учёбой, но и сказываться на эффективности освоения навыков профессии.
Для изучения взаимосвязи особенностей темперамента и стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта было проведено обследование 40 студентов 2-го, 3-го и 4-го курсов одной из образовательных организаций г. Воронежа, в котором планировалось разделение испытуемых по половому признаку.
Изучение структуры темперамента осуществлялось с помощью методики В.М. Русалова [5]. Результаты, полученные в следствии применения данной методики, позволяют сделать заключение о том, что в структуре темперамента испытуемых преобладает социальная эргичность (23%), то есть они имеют «широкий» круг контактов, общительны, стремятся к лидерству, легко устанавливают социальные связи, присутствуют открытость и тяга к людям.
В структуре темперамента у юношей преобладающей является социальная пластичность (27%). Это свидетельствует о том, что молодые люди в исследуемой группе легко вступают в новые социальные контакты ипереключаются в процессе общения, имеют широкий набор коммуникативных программ. У девушек в структуре темперамента преобладает социальная эргичность (24%), то есть присутствует жажда социальных контактов, поэтому они имеют широкий круг контактов, тянутся к людям.
В результате применения темпераментального опросника Яна Стреляу [6], было установлено, что в группе респондентов преобладающим свойством нервной системыявляется сила процессов возбуждения (50%).
Данная характеристикатакже преобладает как у юношей(40%), так и у девушек (56%)исследуемой группы, поэтому их нервная система способна выдерживать длительные и часто повторяемые возбуждения.Девушки и юноши обладают сильной реакцией на внешние раздражители и способностью к осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных действий.
Методика диагностики коммуникативного контроля М. Снайдерапредназначена для изучения уровня коммуникативного контроля личности [6]. Результаты проведённой диагностики показывают, что у респондентов выбранной группы преобладает высокий уровень коммуникативного контроля (45%), то есть испытуемые постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций, не позволяют лишних высказываний в разговоре.
Преобладающим уровнем коммуникативного контроля у юношей является средний его показатель (60%). Это означает, что респонденты непосредственныв общении, искренне относятся к другим, но в то же время сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. Для опрошенных девушек характерен высокий уровень коммуникативного контроля (48%), поэтому они постоянно следят за своими высказываниями, стараются управлять эмоциями.
Ориентационное предпочтение личности в выборе стиля поведения в ситуации конфликта исследовалось с помощью методики К. Томаса [5]. По результатам проведённого исследования преобладающими стратегиями поведения в конфликтной ситуации в исследуемой группе являются соперничество (27%) и сотрудничество (27%). Это свидетельствует о том, респонденты в одной ситуации, отстаивая собственные интересы, вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны, а в другой ситуации - не очень заинтересованы в сотрудничестве с противоположной стороной.
Преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации у юношей является сотрудничество (33%), следовательно, респонденты стремятся прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.Преобладающей стратегией поведения в конфликте у девушек выступает соперничество (28%), что свидетельствует об их незначительной заинтересованности в сотрудничестве с противоположной стороной и стремлении в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Статистическая обработка результатов эмпирического исследования осуществлялась в программе MicrosoftOfficeExcel 2013. Для сравнения данных, полученных в ходе эмпирического исследования, был проведён корреляционный анализ с применением коэффициента К. Пирсона (для уровня статистической значимости р<0,05), результаты которого представлены в таблицах 1 - 3.
Таблица 1
Результаты сравнения структуры темперамента (по В.М. Русалову) и свойств нервной системы
(по Я. Стреляу)
Свойства нервной системы, шкалы Структура темперамента, шкалы
ПЭ СЭР П СП Т СТ ЭМ СЭМ
Возбуждение 0,0992 -0,0406 0,0193 -0,0499 -0,0414 0,0410 0,1920 0,1196
Торможение -0,1846 -0,2117 0,0400 0,3227 0,0118 -0,0841 -0,0770 0,1435
Подвижность нервных процессов -0,2374 -0,0994 0,3596 -0,3421 0,0011 0,1325 -0,0590 0,0512
Обозначения: ПЭ - предметная эргичность, СЭР - социальная эргичность, П - пластичность, СП -социальная пластичность, Т - темп, СТ - социальный темп, ЭМ - эмоциональность, СЭМ - социальная эмоциональность
Таблица 2
Результаты сравнения структуры темперамента (по В.М. Русалову) и уровня коммуникативного
контроля (по М. Снайдеру)
Уровень коммуник. контроля, шкалы Структура темперамента, шкалы
ПЭ СЭР П СП Т СТ ЭМ СЭМ
Высокий -0,1518 0,3114 0,1229 0,1925 -0,0319 0,1769 -0,0770 -0,0699
Средний 0,1814 -0,3641 -0,1990 -0,0243 0,0902 -0,1575 -0,1415 0,0072
Низкий -0,0987 0,0683 0,0825 -0,1430 0,0243 -0,1499 0,2516 0,1895
Обозначения: ПЭ - предметная эргичность, СЭР - социальная эргичность, П - пластичность, СП -социальная пластичность, Т - темп, СТ - социальный темп, ЭМ - эмоциональность, СЭМ - социальная эмоциональность.
Таблица 3
Результаты сравнения структуры темперамента (по В.М. Русалову) и стратегии поведения в ситуации конфликта (по К. Томасу)
Стратегия поведения в конфликте, шкалы Структура темперамента, шкалы
ПЭ СЭР П СП Т СТ ЭМ СЭМ
Соперничество -0,2097 0,3120 -0,1203 0,2002 0,0940 0,1580 0,2118 -0,0972
Сотрудничество 0,2268 0,2588 -0,2446 0,0332 0,0075 0,0484 0,0665 -0,0512
Компромисс 0,0122 0,0668 -0,0018 -0,0728 0,0047 -0,0942 -0,1525 -0,0374
Избегание -0,0799 -0,0756 0,0835 0,0280 -0,0918 -0,1844 -0,0377 0,1798
Приспособление 0,0957 0,0881 0,1741 0,0076 -0,3386 -0,2211 0,2169 0,1622
Обозначения: ПЭ - предметная эргичность, СЭР - социальная эргичность, П - пластичность, СП -социальная пластичность, Т - темп, СТ - социальный темп, ЭМ - эмоциональность, СЭМ - социальная эмоциональность
При сравнении данных опросниковВ.М. Русалова и Я. Стреляу обнаружено наличие положительной корреляции между шкалами «Пластичность» и «Подвижность нервных процессов». Это свидетельствует о том, что испытуемые, легко переключающиеся с одного вида деятельности на другой, стремящиеся к разнообразию форм предметной деятельности, будут способны к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией. Положительная корреляция установлена также между шкалами «Социальная пластичность» и «Торможение», следовательно,респонденты, легко вступающие в контакт, имеют широкий набор коммуникативных программ и обладают хорошим самоконтролем.
При сравнении данных опросника В.М. Русалова и методики М. Снайдера обнаружено наличие положительной корреляционной связи между шкалами «Социальная эргичность» и «Высокий уровень коммуникативного контроля». Это свидетельствует о том, что испытуемые, имея широкий круг контактов и являясь очень общительными, обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, то есть постоянно следят за собой в процессе общения и умеют управлять своими эмоциями. Также положительная корреляция наблюдается между шкалами «Эмоциональность» и «Низкий уровень коммуникативного контроля». Следовательно, респонденты, являясь очень эмоциональными, постоянно ощущают беспокойство, неуверенность и тревогу, что приводит к низкому уровню коммуникативного контроля.
Отрицательная корреляция выявлена между шкалами «Социальная эргичность» и «Средний уровень коммуникативного контроля». Это свидетельствует о том, что испытуемые, у которых присутствует жажда общения, легко устанавливают контакты и при этом могут быть порой несдержанными в своих эмоциональных проявлениях.
При сравнении данных опросника В.М. Русалова и методики К. Томаса было выявлено наличие положительной корреляционной связи между шкалами «Социальная эргичность» и «Сотрудничество». Это объясняется тем, что респонденты, которые могут легко включаться в разговор, часто обращаются к партнёру, в конфликтной ситуации будут сотрудничать с другой стороной, то есть при отстаивании собственных интересов принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Также положительная корреляция наблюдается между шкалами «Социальная эргичность» и «Соперничество». Следовательно, испытуемые, имеющие широкий круг общения, стремящиеся к лидерству в конфликте, будут соперничать, а именно стремиться добиться удовлетворения собственных интересов даже в ущерб другой стороне.
Корреляционный анализ также показал наличие отрицательной корреляционнойсвязи между шкалами «Темп» и «Приспособление». Это свидетельствует о том, что опрошенные, имея высокий темп поведения, не станут в конфликте приспосабливаться к противоположной стороне, принося в жертву собственные интересы.
Выводы. Проведённое эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение студентов в ситуации межличностного конфликта позволяет сделать следующие выводы:
1) изучение структуры темперамента личности с помощью опросника В.М. Русалова показало существенную зависимость её компонентов от половой принадлежности студентов. Преобладающей составляющей у юношей является социальная пластичность, у девушек - социальная эргичность;
2) результаты изучения свойств нервной системы на основе темпераментального опросника Яна Стреляу позволили констатировать, что преобладающим свойством нервной системы респондентов как мужского, так и женского полаявляется сила процессов возбуждения;
3) исследование уровня коммуникативного контроля с использованием методики М. Снайдера показало различие данного уровня у девушек и юношей. При этом девушкам присущ высокий, а юношам - средний показателькоммуникативного контроля;
4) результаты изучения ориентационного предпочтения личности в выборе стратегии поведения в ситуации конфликта с помощью методики К. Томаса показали, что в исследуемой группе респондентов преобладающими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются соперничество и сотрудничество. При этом девушки в конфликте предпочитают стратегию соперничества, а юноши -сотрудничества;
5) по результатам корреляционного анализа, проведённого с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона, выявлено наличие положительной корреляционной связи между шкалами: «Пластичность» -«Подвижность нервных процессов», «Социальная пластичность» - «Торможение», «Социальная эргичность» - «Высокий уровень коммуникативного контроля», «Социальная эргичность» - «Сотрудничество», «Социальная эргичность» - «Соперничество», «Эмоциональность» - «Низкий уровень коммуникативного контроля». Отрицательная корреляция выявлена между шкалами: «Социальная эргичность» - «Средний уровень коммуникативного контроля», «Темп» - «Приспособление».
Таким образом, проведённое исследование показало, что особенности темперамента оказывают существенное влияние на выбор стратегии поведения студентов в ситуации межличностного конфликта.
Литература:
1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? / Н.Ф. Вишнякова. - Минск: Свет, 1996. - 317 с.
2. Анцупов А.Я.Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. -5-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. -576 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).
5. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Оленникова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2011. - 639 с.: ил.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. Дом БАХРАХ-М, 2006. - 672 с.
Психология
УДК 370
кандидат психологических наук Енгибарян Людмила Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» (г. Армавир)
ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлена интегративная методология исследования влияния гендерных особенностей индивидуальности на эффективность деятельности, лежащая на стыке таких дисциплин, как общая психология, дифференциальная психология, социальная психология, психология личности.
Ключевые слова: индивидуальность, гендер, гендерные особенности, гендерная роль, маскулинность, фемининность, деятельность.
Annotation. The article presents an integrative methodology for studying the impact of gender identity on the effectiveness of activities that lies at the intersection of such disciplines as General psychology, differential psychology, social psychology, personality psychology.
Keywords: individuality, gender, gender, gender role, masculinity, femininity, activity.
Введение. Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как общая психология, дифференциальная психология, социальная психология, психология личности. Становление отечественной «гендерной психологии» связано на разных этапах развития с научными разработками таких исследователей как: Б.Г.Ананьева (1969), И.С.Кона (1975), Т.А.Репиной (1984), В.С.Агеева (1985), Я.Л.Коломинского и М.Х.Мелтсас (1985), Т.И.Юферевой (1985), И.И. Лунина (1986), В.Е. Кагана (1987), В .В. Абраменковой (1988), Н.А. Смирнова, В.В.Знакова (1994), Б.И.Хасан и Ю.А.Тюменева (1997), С .И. Кудинов (1998), Т.А.Араканцева и Е.М.Дубовской (1999) Г.М.Андреевой (2001, 2002), В.Ф.Петренко (2002), Е.П. Белинской, (2002), И.С.Клециной (2004), Л.М.Ожиговой (2006), И.Г.Малкиной-Пых (2006) и др.
В зарубежной психологии данной проблеме уделено пристальное внимание в работах З.Фрейда (1905), К.Юнга (1920), Е.Эриксон (1960), Е.Маккоби и К.Джеклина (1974), С.Бэм (1974), Дж.Стоккарда и М.Джонсона (1980), Л. Колберга (1970), Г.Таджфела и Дж.Тернера (1986), Р.Ангер (1990), Р.Ассаджиоли (1994), М.Хорнер, Д.Лорбера и С.Фаррелла (2000), К.Уэста и Д.Зиммермана (2000) и др.
Изложение основного материала статьи. Впервые понятие "гендер" в отечественной научной литературе появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием "Женщины и социальная политика". По замыслу авторов сборника, введение данного термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлечению внимания к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни; пропаганде феминистских идей равенства вне контекста марксистской методологии, отмечает Клецина И.С. (1998) (12).
Гендерный аспект индивидуального своеобразия личности связывается с понятием гендерной идентичности. Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И.С. Клёцина, 1998). Гендерная идентичность - осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (5); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака (19). Наиболее общее определение гендерной идентичности связано с тем, что ее понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (4; 8).
При всем многообразии компонентов, которые могут быть включены в структуру гендерной идентичности, наиболее часто повторяющимися являются два компонента: биологический пол (мужчина/женщина) и маскулинность/феминность как конструкты культуры и интериоризированные психологические черты (О.А. Воронина, Д.В.Воронцов, Е. Здравомыслова, В.В.Знаков, В.А.Лабунская, Н.И. Ловцова, Л.Н.Ожигова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, А.Темкина, Р. Хоф), отмечает в своей работе Рымарев Н.Ю. (2006). (20).
Как указывает Зиновьева Э.Х., методологическим основанием для гендерных исследований в области психологии, также как для гендерно-ориентированных исследований в других сферах науки, является гендерная теория или гендерный подход (Воронина О.А, Здравомыслова Е.А., Темкина А.А.). Исследования в гендерной психологии выявляют механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социально-культурных контекстах, а также обосновывают возможность изменения идентичности мужчин и женщин в современной ситуации (7).
Гендерный подход, считает И.Г. Малкина-Пых, - методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он изучает последствия половой дифференциации и иерархичности в отношениях между мужчинами и женщинами и в процессе их индивидуального жизненного пути. (18).
В этом сложном процессе конструирования и реализации гендерной идентичности выделяются ряд особых психологических переживаний и кризисов личности, которые описываются в исследованиях как ролевой конфликт, проблема двойной идентичности, кризис маскулинности, повышение тревожности и чувства вины, страх потери/приобретения феминности и т.д. (6; 9; 19 и др.). В общем виде данные психологические переживания личности определяются как кризис гендерной идентичности. Преодоление данного кризиса требует от личности развития особой психологической гибкости и умения осознанно подходить к реализации того гендерного ролевого репертуара, который задается средой (Зиновьева Э.Х., 2010).
Не менее значимой категорией для анализа гендерных особенностей индивидуальности является понятие «гендерная роль». Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов