Научная статья на тему 'Половые различия темпераментальных свойств личности'

Половые различия темпераментальных свойств личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3052
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грошев И. В., Давыдова Ю. А., Загузова Т. А.

In the article the problem of gender differences in the temperamental qualities of a personality are examined. The traits and characteristics of a temperament, its velocity aspects and adaptive qualities are analyzed in detail. The gender differences data about the temperament plasticity, the somatype bonds, the selfestimation of a personality and temperament, as well as about the influence of gender and temperament on the efficiency of a joint cognitive activity are given. The dependence of expression of personal opinion about others on temperamental qualities of man and woman is confirmed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половые различия темпераментальных свойств личности»

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

И. В. ГРОШЕВ, Ю. А. ДАВЫДОВА, Т. А. ЗАГУЗОВА Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

In the article the problem of gender differences in the temperamental qualities of a personality are examined. The traits and characteristics of a temperament, its velocity aspects and adaptive qualities are analyzed in detail. The gender differences data about the temperament plasticity, the somatype bonds, the selfestimation of a personality and temperament, as well as about the influence of gender and temperament on the efficiency of a joint cognitive activity are given. The dependence of expression of personal opinion about others on temperamental qualities of man and woman is confirmed.

В природе не существует отдельных изолированных признаков. В конечном итоге исследователя должен интересовать сам субъект с его характеристиками, а не наоборот. Пытаясь вычленить какое-либо свойство субъекта, абстрагируясь при этом от остальных, мы должны отдавать себе отчет в искусственности производимой операции, поскольку изолированных признаков в природе не бывает.

Рассмотренные выше половые различия в психо- и сенсомоторных функциях могут быть сопоставлены с отдельными фактами половых различий в темпераменте, отмеченными в литературе. Выбор темперамента в качестве одного из аспектов рассмотрения проблемы половых различий сделан нами по ряду соображений: 1) темперамент - наиболее удачная модель для изучения опосредования биологических и социальных факторов в развитии индивидуальности; 2) темперамент (в отличие от других подструктур индивидуальности) полно и объективно измеряется с помощью современных психометрических методов; 3) темперамент, являясь базовой характеристикой и необходимым компонентом более высокоорганизованных структур личности, в первую очередь интеллекта и характера, по мнению

С. Д. Бирюкова [7], дает ключ к пониманию механизмов развития других ее подструктур: способностей, мышления и других индивидуальнотипологических характеристик человека; 4) темперамент - это такое свойство психики, которое не зависит от содержания поведения, другими словами, отражает формальный аспект деятель-

ности; оно устойчиво в течение длительного периода жизни человека, универсально, т. е. обнаруживается во многих сферах деятельности, высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем организма и проявляется уже в детстве [19].

Проблема соотношения пола и темперамента наиболее глубоко изучена зарубежными психологами. Обширный экспериментальный материал раскрывает проблему проявления половых различий в отдельных свойствах и структуре темперамента в целом. Мнения исследователей по представленной проблеме противоположны. D. K. Carson (1987), Т. К. McNell, I. Person-Blenow (1988), L. Mufson et. al. (1990), S. A. Ashadi (1993), N. W. Shultz, L. P. Pakuio, N. Hollet (1991),

D. E. Smart, A. V. Sanson (1994), I. M. Goodyer

(1993), P. C. Fischer et. al. (1993) говорят о различиях структуры темперамента лиц разного пола.

А. Сэнсон с сотрудниками пришли к выводу о том, что в детстве половых различий в структуре темперамента не только не наблюдается, но и не выявляется. Однако с возрастом половые различия в темпераменте появляются, и их количество возрастает: у мальчиков отмечается более высокая активность и агрессивность. Другие психологи отрицают существование половых различий в структуре темперамента в целом на протяжении всего онтогенеза. Так, Н. S. Hagins, R. Koestner (1993), P. V. Guerin, A. W. Gottfried

(1994), K. Keenan, P. S. Shaw (1994) не обнаружили половых различий в структуре темперамента, его стабильности и агрессии [13].

Черты и характеристики темперамента Первые научные результаты, полученные по половым различиям темперамента, связываются с нейроандрогенетической концепцией полового диморфизма [16, с. 48-50], с помощью которой исследователи пытались выяснить, какие именно признаки темперамента могут быть в среднем чаще выражены у мужчин по сравнению с женщинами. Предполагалось, что такие черты и характеристики темперамента, как предметная эр-гичность [18, с. 15-16], отражающая энергетический уровень потребности в освоении предметного мира, предметная пластичность [18, с. 14], выражающая способность к переключению с одних форм поведения на другие, легкость перехода от одной деятельности к другой, несколько более выражены у представителей мужского пола, поскольку поиск новых раздражителей, территориальная открытость могут выступать в качестве

биологических компонентов данных черт темперамента. Согласно данным нейроандрогенетиче-ских исследований, существует не менее 12 специальных врожденных программ мужского поведения, отличных от женского [16, с. 55].

Изучением связи пола и темперамента занимался отечественный психолог В. М. Русалов. Исследуя испытуемых дефинитивного возраста1 для многих психологических характеристик, в том числе для темперамента, В. М. Русалов обнаружил и подтвердил существенное влияние пола на шесть шкал темперамента из восьми: эргич-ность, пластичность, социальную пластичность, индивидуальный темп, эмоциональность и социальную эмоциональность [7]. Две шкалы - социальная эргичность и социальный индивидуальный темп - оказались с полом практически не связанными (табл. 1).

Таблица 1

Половые различия между средними значениями (X) и дисперсиями (о) шкал темперамента

Шкалы Мужчины Женщины

п = 241 п = 532

X а X а 1 Е

ПЭР 7,86 8,53 6,28 9,49 6,70*** 1,11

СЭР 8,14 7,29 8,11 7,67 0,14 1,05

ПП 9,92 9,61 5,78 9,67 4 74*** 1,00

СП 4,69 6,61 5,29 7,56 2,86*** 1,15

ПТ 8,99 6,50 7,71 9,61 5,61*** 1,49*

СТ 7,43 7,45 7,49 7,13 0,29 1,05

ПЭМ 4,95 9,99 6,79 10,76 7,10** 1,08

СЭМ 4,97 6,67 7,59 6,25 13,08*** 1,07

Примечание:

* -р < 0,05;

** -р < 0,01;

*** -р < 0,011;

ПЭР - эргичность предметная (мера напряженности взаимодействия человеческого организма с предметной средой); СЭР -эргичность социальная (степень напряженности взаимодействия человеческого организма с социальной сферой); ПП - пластичность (степень легкости перехода с одних предметных программ на другие); СП - социальная пластичность (степень легкости перехода одних социальных программ поведения к другим); ПТ - индивидуальный темп (скорость предметных программ); СТ -социальный темп (скорость реализации коммуникативных программ); ПЭМ - эмоциональность (чувствительность к несовпадению результата предметного действия с акцептором этого действия); СЭМ - социальная эмоциональность (чувствительность к несовпадению результата социального действия с акцептором этого действия) [18].

Исследование В. Русалова показало, что у мужчин средние значения всех трех шкал предметной активности (эргичность, пластичность и индивидуальный темп (скорость)) существенно выше, чем у женщин. Мужчины, по сравнению с женщинами, характеризуются более широкой

1 Дефинитивный возраст (18-25 лет) - это возраст, в котором психологические характеристики можно считать уже устоявшимися, а онтогенетическое правило В. А. Геода-кяна [11], утверждающее, что у женщин наблюдается с возрастом увеличение признаков, а у мужчин - уменьшение, уже не действующим [18].

«сферой деятельности». У них чаще проявляется жажда деятельности, наблюдаются избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность, более выражено стремление к напряженному умственному и физическому труду. Для мужчин также более характерны гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм деятельности. У них несколько чаще наблюдается высокий темп поведения, более высокая психомоторная скорость выполнения опера-

ций при осуществлении предметной деятельности. Многочисленные литературные данные также свидетельствуют, что у мужчин меньше выражена эмоциональная чувствительность (ней-ротицизм, тревога, депрессия и т. д.) [24, 26, 27]. Кроме того, более узкая норма реакции у мужского пола лежит в основе того, что в дискомфортных зонах отбора остается в основном мужской пол, который может покинуть эти зоны, только находя новые решения, т. е. за счет предметной эргичности, пластичности и темпа, а также более низкой эмоциональной чувствительности. Данные факты согласуются с эволюционной теорией пола В. Геодакяна, которой мы касались ранее. Однако это противоречит данным по межполушарной асимметрии мозга, о чем мы также указывали ранее.

Данные особенности в структуре темперамента у мужчин коррелируют и хорошо согласуются с нейроандрогенетической теорией Ли Эллиса [22]. Например, более высокая предметная эргичность у мужчин является, по-видимому, реализацией обобщенных программ «мужского» типа поведения, для которого характерны поисковое поведение (охота и т. п.), стремление к риску, наступа-тельное эротическое поведение, способность к более длительному сохранению поведения без подкрепления и др. Сравнительно более низкая эмоциональность у мужчин также является, вероятно, следствием того, что они в силу врожденных нейроандрогенетических программ поведения в меньшей степени испытывают тревожность, менее чувствительны к страху, к неизвестным объектам и т. д. Шкала социальной пластичности более выражена у женщин. У них же более выраженными являются и средние значения по обеим шкалам эмоциональности. Иными словами, широкая норма реакции обеспечивает женскому полу повышенную адаптивность, а это, на поведенческом уровне, ни что иное, как восприимчивость к воспитанию и обучению. К аналогичным выводам приходит и другой отечественный исследователь В. П. Багрунов [2]. Для женщин более характерна легкость вступления в новые социальные контакты, шире набор коммуникативных программ, более выражена коммуникативная импульсивность, легкость в переключении в процессе общения, повышенная чувствительность к неудачам, как на работе, так и в общении, у них чаще наблюдается беспокойство, неуверенность, тревога по поводу работы и в ситуации взаимодействия с другими людьми. Более того, по вербальным тестам во всех возрастных группах более высокий уровень наблюдается у

женщин: речи в целом и беглости, в частности, правописанию, навыкам чтения, по кратковременной памяти и др. При этом, как указывает В. Русалов, вполне разумно ожидать, что у женщин, с одной стороны, произойдет увеличение значений эргичности и пластичности, а с другой -постепенное уменьшение выраженности социальной пластичности, связанной с импульсивностью поведения, а также - снижение эмоциональной чувствительности [17, с. 62].

Еще одной темпераментальной особенностью женщин (польская и итальянская выборка), которая была отмечена в докладах С. Иваваки (Япония) и П. Сан Мартини (Италия) на Международной конференции по диагностике темперамента в сентябре 1987 г. в Билефельде (Германия), является меньшая сила возбуждения по сравнению с мужчинами, выявленная по опроснику Я. Стре-ляу. Однако при этом половые различия по силе торможения и подвижности, данными исследователями не установлены, ни в польской, ни в итальянской выборках [14, с. 162].

В исследовании Н. Е. Высотской и А. М. Сухаревой изучались нейродинамические процессы нервной системы (подвижность возбуждения и торможения) у учащихся хореографического училища в сравнении с этими же признаками у школьников (возраст одинаков). Анализ показал, что различия между учащимися мальчиками хореографического училища и мальчиками общеобразовательной школы значительно больше, чем между девочками этих учебных заведений. Особенно ярко это проявилось в показателе «подвижность торможения». У мальчиков эта разница составила 21 условную единицу, у девочек -только 5 единиц в пользу учащихся хореографических училищ [10].

Практическое отсутствие половых различий по двум шкалам темперамента теста ОСТ (опросник структуры темперамента) - социальной эр-гичности (потребность в общении, тяга к людям) и социального темпа (скорость вербализации, развитие речедвигательных навыков) [18], - с точки зрения обще-биологической теории В. А. Гео-дакяна [11], может указывать на то, что эволюция данных признаков темперамента к настоящему времени практически завершена. Учитывая то, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины - консервативных, соответственно, возникает большая величина вариации любых признаков у мужчин, чем у женщин, при равенстве средних значений [11, с. 176]. Факт половых различий более высоких значений эргичности, пластичности и темпа

в предметной сфере у представителей мужского пола означает, по мнению В. М. Русалова [18, с. 14-15], что эволюция этих темпераментальных признаков еще не закончилась. Также как по обеим шкалам эмоциональности и социальной пластичности (средние значения, по которым у представителей мужского пола меньше, чем у представителей женского пола) и в дальнейшем предстоит, возможно, сдвиг этих признаков у женщин к значениям, которые наблюдаются в настоящее время у мужчин. Что же касается признака индивидуального предметного темпа, то здесь эволюция имеет, по-видимому, конвергентный характер, то есть в будущем можно ожидать увеличения выраженности данной черты темперамента у представителей женского пола, что должно привести к исчезновению половой дифференциации по данному признаку. И далее, как указывает В. М. Русалов, это означает, что русскоязычные мужчины и женщины в отечественной студенческой культуре имеют практически одинаковую общительность, одинаковую жажду социальных контактов. И мужчины и женщины обладают также практически одинаковой легкостью и плавностью речи, одинаково развитой речевой активностью и быстротой вербализации [17, с. 62]. Однако это противоречит данным других авторов, чьи результаты исследований приведены в данной работе.

Таким образом, полученные В. М. Русаловым результаты свидетельствуют о том, что половые различия на данном этапе эволюции человека на уровне темперамента носят вполне устойчивый характер, и эти различия, по мнению исследователя, будут иметь еще очень длительное существование, поскольку дисперсия большинства тем-пераментальных признаков не отличается значимо у представителей мужского и женского пола. В связи с этим, как указывает автор, выявленные половые различия носят, скорее всего, биологически обусловленный характер. Аналогичную точку зрения высказывает и другой отечественный исследователь темперамента С. Д. Бирюков, который так прямо и пишет, что «... только тем-пераментальные свойства имеют биологическую обусловленность» [7, с. 65].

Более того, согласно мнению В. М. Русалова, в ближайшем будущем трудно ожидать существенного сближения этих признаков темперамента под влиянием каких-либо социальных факторов (обучения, воспитания, тренировок и т. д.), которые могли бы привести к полному исчезновению различий между полами по этим признакам. Однако для отдельных видов профессий уже сейчас

характерно отсутствие четких половых различий в структуре темперамента [17, с. 64].

Опираясь в объяснении полученных фактов, на два различных подхода - эволюционную концепцию В. А. Геодакяна и нейроандрогенетиче-скую концепцию Ли Эллиса, - проведенное исследование показало, что половые различия в структуре темперамента носят устойчивый характер и объясняются скорее не результатами обучения, образования и т. д., а преимущественно действием врожденных биологических факторов. Современная среда (социальная, экологическая, экономическая и т. д.), для темперамента является скорее движущей, а не стабилизирующей, т. е. эволюция основных черт темперамента продолжается. Однако является дискуссионным утверждение автора о том, что полученные результаты позволяют понять, почему одни признаки темперамента более выражены у мужчин, а другие - у женщин [17, с. 63], так как остается открытым вопрос о влиянии на структуру темперамента социальных составляющих, с одной стороны, и возраста человека, - с другой.

Скоростные аспекты темперамента

Нельзя не упомянуть результаты проведенных исследований половых различий по скоростным аспектам темперамента, полученные К. Б. Булаевой на разных популяционных выборках. Так, в изоляте Мехельта и выборке экзогамов дисперсия минимального темпа (Тмин) достоверно выше у мужчин; в этих же группах максимальный темп (Тмах) у мужчин в среднем оказывается выше, чем у женщин. Мужчины - потомки от экзогамных браков - отличаются от соответствующих женщин большим средним значением и дисперсией оптимального темпа моторной деятельности и эргичности. В изоляте Тинди обнаруживаются достоверные различия между мужчинами и женщинами по скорости и продуктивности решения комбинаторных задач из марбургской игры: мужчины в среднем быстрее и вернее решают эти задачи, чем женщины, однако дисперсия в мужской выборке здесь выше. Большую дисперсию по указанным показателям, а также по скорости и продуктивности решения логических задач из теста Р. Кеттела обнаруживают мужчины и в изоляте Чуртах. При этом мужчины этого аула характеризуются достоверно большей продуктивностью решения логических задач, чем женщины [19, с. 164-165].

Результаты исследований К. Б. Булаевой продемонстрировали отсутствие статистически достоверных, ярко выраженных межпопуляцион-ных различий между полами по некоторым ней-

родинамическим параметрам. Можно предположить, что это объясняется однотипностью генетической детерминации (в случае жестко генетически детерминированных антропометрических и ряда нейродинамических признаков) и общностью социальных норм и установок в воспитании мальчиков и девочек (в случае наименее генетически детерминированных психодинамических признаков) по разным этническим группам респондентов.

Приспособительные свойства темперамента

Другой отечественный психолог В. В. Белоус в своих исследованиях, пытался обнаружить и объяснить половые и возрастные различия приспособительной значимости темперамента, то есть роль свойств темперамента в приспособительной деятельности людей в зависимости от пола и возраста. Им было установлено, что у мужчин и женщин, одного и того же возраста 1823 лет существенным образом изменяется нормированная величина свойств темперамента. Так,

у мужчин, средняя нормированная величина эмоциональности выше, а экставерсии-интроверсии -ниже. У женщин, наоборот, ниже средняя нормированная величина эмоциональности и выше -интроверсии [4, 6]. При этом, несмотря на отсутствие статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по средним нормированным значениям эмоциональности, экстравер-сии-интроверсии и ригидности приспособительная роль указанных свойств темперамента у мужчин и женщин в теппинг-тесте - не одинакова, что обнаруживается в статистически значимых различиях в величине компенсаторного отношения между динамикой моното-нии и утомления. Иными словами, степень влияния эмоциональности, экстра-версии-интроверсии и ригидности, на компенсаторные отношения между динамикой монотонии и утомления и, следовательно, их приспособительная значимость в монотонной моторной деятельности детерминируется полом (табл. 2) [3, с. 65].

Таблица 2

Величина компенсации динамики утомления динамикой монотонии в темпинг-тесте в зависимости от нормализованной величины свойств темперамента у мужчин и женщин

Эмоциональность Экстраверсия - интроверсия Ригидность

нормированные величина нормированные величина нормированные величина

Испытуемые значения индекса значения экстраверсии - индекса значения индекса

эмоциональности компенсации интроверсии компенсации ригидности компенсации

Мужчины 19-22 и 50-55 лет 4,7 0,25 5,2 0,38 5,1 0,32

Женщины 19-22 и 50-55 лет 9,0 0,69 4,4 0,58 4,6 0,60

1-критерий Стью-дента и уровень т, 2, II 1 = 2,09 1 = 2,17

значимости незначимы р < 0,05 незначимы р < 0,05 незначимы р < 0,05

Это значит, что эмоциональность у мужчин является менее значимым свойством, чем экстра-версия-интроверсия; у женщин, наоборот, более значимой является эмоциональность и менее значимой - интроверсия. А, судя по данным В. В. Белоуса, В. П. Бояринцева и А. К. Карповой [3-6, 8, 12], экстраверсия и пластичность регулируют быструю монотонию и медленное утомление, а интроверсия и ригидность, наоборот, -медленную монотонию и быстрое утомление, то есть разным свойствам темперамента свойственны противоположные компенсаторные механизмы, с опорой на которые люди разного темперамента достигают одинакового приспособительного эффекта в монотонной моторной деятельности. Следовательно, у мужчин быстрое наступление состояния монотонии сочетается с медленным наступлением состояния утомления. У женщин,

наоборот, медленное возникновение состояния монотонии сочетается с быстрым возникновением состояния утомления в тех же самых условиях монотонной моторной деятельности. Иными словами, женщины более успешно преодолевают состояние монотонии по сравнению с мужчинами.

На медленное возникновение у женщин состояния монотонии и на быстрое возникновение того же самого состояния у мужчин указывал Б. Г. Ананьев [1, с. 186].

Представленные результаты со всей убедительностью подтверждают существенное влияние не только нейропсиходинамического (темперамента), но и половозрастного фактора на качественное своеобразие способов действия, в частности компенсаторное отношение между динамикой монотонии и динамикой утомления и регуляцию ими степени успешного преодоления моно-

тонии и качественной специфики выполнения индивидуальностью монотонной моторной деятельности.

Как показывают исследования В. М. Теплова,

В. Д. Небылицина, В. С. Мерлина, К. М. Гуревича, В. М. Русалова, В. В. Белоуса и др., нейроди-намические свойства дают огромную проекцию в индивидуально-психические (психодинамические) свойства личности и отсюда выступают как вполне определенные детерминанты личности -продуктивности ее деятельности, адаптации к условиям монотонии и стресса. Следовательно, поиск и определение характера взаимосвязей различных уровней индивидуальности, имеет значительную теоретическую и практическую ценность, рассмотрение которых через призму половой дифференциации обнаруживает интересную картину.

Пластичность1 темперамента

Выявлению половых различий в пластичности, как одного из компонентов подструктуры общей активности темперамента, было посвящено исследование С. Д. Бирюкова [7, с. 65-66]. Результаты проведенного исследования показали отсутствие половых различий по показателю пла-

Самооценка личности и темперамент Как известно, темперамент тесно связан с самооценкой личностью своих возможностей. Девушки в групповой оценке, которая осуществляется не по формально-динамическим показателям, а по содержанию деятельности и соответственно в самооценке, перед юношами имеют значительное преимущество [15, с. 43]. Относительная величина самооценки (относительно соответствия групповой оценке), то есть адекват-

1 Пластичность - это легкость перехода субъекта от одного вида активности к другому, способность к осуществлению различных форм поведения [7, с. 65].

стичности. По мнению автора, отсутствие возрастно-половой дифференциации свойства пластичности поведения вызвано в первую очередь той ролью, которую оно играет в процессе адаптации индивидов к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Соматотип и темперамент

Изучению взаимосвязи симптокомплексов свойств темперамента и соматотипа (биологического фактора) с учетом пола посвящено исследование Б. А. Никитюка и С. А. Соловьевой [15]. Результаты показывают, что во всех мужских и женских выборках имеется преимущество на статистически значимом уровне астеноидных лиц над дигестивными в экстраверсии по методике «Широта классификации»: астеноидные в среднем набирают 45 баллов, а дигестивные - менее 30 баллов (р < 0,001). Имеется некоторое преимущество (на статистически незначимом уровне) астеноидных девушек и юношей над диге-стивными и по другому показателю экстравер-сии-интроверсии - тесту на «Воображение» и едва заметное преимущество в темпе письма. Половые различия между типами по показателям темперамента представлены в таблице 3 [15, с. 45].

ность самооценки, больше у имеющих высокую групповую оценку, так называемых «коммуникативных коллективистов». Они в меньшей степени завышают свою оценку относительно групповой, чем имеющие низкую групповую оценку. Особенно это характерно для мальчиков и юношей [15, с. 44].

Взаимное влияние пола и темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности

Проблема взаимного влияния пола и темперамента на продуктивность совместной деятельности является одной из малоизученных и непла-

Таблица 3

Соматотипологические и психодинамические различия между юношами и девушками

''''X. Соматотип Показатели свойств темперамента Количество баллов Количество слов в тесте

широта классификаций «воображение» «прямое и обратное письмо» коэффициент

1 2 2:1

юноши

Дигестивные (n = 39) 26 9,7 15,3 11,9 0,79

Астеноидные (n = 36) 46,6 11,35 17,4 12,76 0,78

Значимость различий по t-критерию Стьюдента t = 5,11 p < 0,001 Незнач. Незнач. Незнач. Незнач.

девушки

Дигестивные (n = 23) 37,7 12,5 17,3 12,5 0,71

Астеноидные (n = 38) 43,3 14,3 17,4 13,5 0,75

номерно исследующейся в отечественной дифференциальной психологии. В литературе имеются лишь единичные данные, характеризующие соотношение пола и темперамента и их взаимного влияния на деятельность человека. Это относится и к экспериментальным работам, раскрывающим влияние пола на продуктивность совместной деятельности детей. Нам удалось обнаружить лишь немногочисленные данные по этому аспекту проблемы.

Так, В. В. Белоус [5] изучал возрастнополовые различия в приспособительной значимости свойств темперамента, образующих инвариант типа уравнения параболы. Были выявлены четкие половые различия в приспособительной значимости некоторых синтетических характеристиках темперамента.

Группа американских психологов, исследуя влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками (старшими дошкольниками) на их когнитивное развитие, выявили различия продуктивности совместной деятельности однополых диад «мальчик-мальчик» и «девочка-девочка». В двух из трех серий эксперимента деятельность диад «мальчик-мальчик» была более продуктивной, прогрессивной, с применением более эффективных способов решения поставленных задач. Но в предлагаемом исследовании сопоставлялись лишь однополые группы. В другой экспериментальной работе изучалась совместная деятельность лишь разнополых диад дошкольников, каждой из которых было предложено раскрасить один рисунок. Детям давали два карандаша. По окончании эксперимента оказалось, что на всех рисунках доминировал цвет мальчиков [25].

Взаимное влияние пола и темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности в старшем школьном возрасте исследовалось О. А. Костиниковой [13, с. 11]. Результаты исследования выявили, что диады мальчиков любого типа темперамента существенно опережают диады девочек или девочек и мальчиков любого типа темперамента как по индивидуальным, так и по интегральным показателям продуктивности совместной познавательной деятельности. Иными словами, среди диад разного пола по индивидуальным показателям продуктивности совместной познавательной деятельности наиболее продуктивными (60 %) оказываются диады мальчиков в сравнении с диадами девочек или мальчиков и девочек. Самая низкая продуктивность совместной познавательной деятельности отмечается у девочек как по индивидуальным, так и по интегральным показателям. Среди поло-

темпераментальных диад по интегральным показателям продуктивности совместной познавательной деятельности более высокую результативность показывают мальчики с разнородными типами темперамента (50 %), далее идут смешанные диады по полу и типу темперамента (33,3 %) и мальчики типа «В» по темпераменту. Среди по-ло-темпераментальных диад по индивидуальным показателям продуктивности совместной познавательной деятельности наибольшую эффективность демонстрируют мальчики типа «В» по темпераменту [13, с. 12].

Таким образом, результаты экспериментальных работ А. В. Либина (1993), А. И. Винокурова (1996), В. В. Белоуса (1982), Р. И. Руденко (1996),

В. М. Русалова (1993) и др. позволяют прийти к выводу о том, что половые различия проявляются на психофизиологическом, психомоторном и психологическом уровнях индивидуальности человека. Однако при этом характер и степень интеграции разнородных свойств структуры индивидуальности у лиц разного пола качественно различны.

Темперамент и выражение собственного мнения об окружающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выражение собственного мнения об окружающих также зависит от свойств темперамента. Модифицирующее воздействие на эту зависимость оказывает пол. Свободнее выражают свое мнение о других мальчики с низким уровнем реактивности и высоким уровнем подвижности. У девочек имеется сходная, но менее тесная связь между свободой выражения мнения о других и реактивностью. Связь между свободой выражения мнения и подвижностью носит криволинейный характер: свободнее выражают свое мнение девочки с низкими или высокими показателями подвижности, при среднем уровне подвижности появляется осторожность в выражении собственного мнения о других. По степени свободы высказываний мальчики и девочки не отличаются друг от друга [28].

В докладе Р. Мартина (США) на Международной конференции по дигностике темперамента в сентябре 1987 г. в г. Билефельде (Германия), были отмечены половые различия, касающиеся оценки темперамента ребенка его родителями. Оказывается, что степень сходства в оценках темперамента ребенка зависит от многих факторов: пола, возраста, интеллекта, перцептивномоторных навыков ребенка, уровня образования родителей и др. Так, было выявлено, что чем выше образование матери, тем больше сходна ее оценка темперамента с оценкой учителя. Мать

оценивает более положительно умного ребенка, отец - более положительно менее умного ребенка [14, с. 161]. Это согласуется с данными других исследований [23].

Приведенные по различным этническим выборкам, результаты исследований показывают разнонаправленность половой изменчивости признаков разных интегративных уровней: большая изменчивость антропометрических признаков и меньшая изменчивость в целом психофизиологических у мужчин по сравнению с женщинами. Но при этом результаты исследований К. Б. Булаевой [20, 21] и ряда других исследователей [16], демонстрируют тенденцию к большей вариабельности и изменчивости нейродинамических параметров в выборках мальчиков в 15 лет по сравнению с девочками. Однако, по данным К. Б. Булаевой, у взрослых мужчин обнаруживается противоположная тенденция к меньшей изменчивости. Возможно, это объясняется процессом гетеро-хронности созревания полов в онтогенезе, то есть тем, что в 15 лет мальчики развиты неравномерно и несколько отстают от девочек.

В природе не существует отдельных изолированных признаков. В конечном итоге исследователя должен интересовать сам субъект с его характеристиками, а не наоборот. Пытаясь вычленить какое-либо свойство субъекта и абстрагируясь от остальных, необходимо отдавать себе отчет в искусственности производимой операции, поскольку изолированных признаков в природе не бывает. Половые различия в темпераменте могут быть сопоставлены с другими отдельными фактами, отмеченными в литературе, но не получившими должной известности.

Таким образом, в соответствии с представлениями В. А. Геодакяна о связи полового диморфизма с эволюционной пластичностью представленные данные можно интерпретировать следующим образом:

1) связь полового диморфизма с эволюционной пластичностью антропометрических и психофизиологических признаков разнонаправленна;

2) связь полового диморфизма с эволюцией разных групп признаков также неоднозначна: половой диморфизм более четко выражен для эво-люционно более древних групп признаков (антропометрических), чем для эволюционно более молодых (психофизиологических).

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 365 с.

2. Багрунов В. П. Воспитание юных и психология пола // Шахматы. 1980. № 4. С. 14-15.

3. Белоус В. В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента // Вопросы психологии. 1978. № 2.

С. 65.

4. Белоус В. В. Общевидовые нелинейные инварианты ортогональных свойств темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Вып. 6. С. 34-47.

5. Белоус В. В. Психологические симптомоком-плексы и инварианты темперамента: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1982. 46 с.

6. Белоус В. В., Палкина Т. П. К вопросу о количественном критерии видового инварианта темперамента // Вопросы теории темперамента. Пермь, 1974. Вып. 9. С. 24-31.

7. Бирюков С. Д. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 64-71.

8. Бояринцев В. П. Компенсаторные отношения между состоянием монотонии и утомления в умственной деятельности в зависимости от свойств и структуры темперамента // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М., 1975. С. 57-64.

9. Булаева К. Б. Генетические основы психофизиологии человека. М., 1991. 364 с.

10. Высотская Н. Е., Сухарева А. М. Особенности нейродинамических процессов у учащихся хореографических училищ // Человек в системе интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1994. С. 54-59.

11. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 171-189.

12. Карпова А. К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие успешного выполнения трудовых операций // Вопросы теории темперамента. Пермь, 1974. Вып. 9.

С. 74-83.

13. Костиникова О. А. Взаимное влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной деятельности старших дошкольников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Пятигорск, 1996. 16 с.

14. Международная конференция по диагностике темперамента // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 162-170.

15. Никитюк Б. А., Соловьева С. А. Взаимосвязь темперамента и морфологических основ интегральной индивидуальности // Человек в системе интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1994. С. 38-46.

16. Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б. Ф. Ломова, И. В. Равич-Щербо. М., 1978. 378 с.

17. Русалов В. М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 55-64.

18. Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 10-21.

19. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.

20. Bulayeva K. B. Population-genetic analysis of some neurodynamic parameters of man // Behav. Genet. 1981. Vol. 11. № 4. P. 303-308.

21. Bulayeva K. B. Population-genetic analysis of some psychophysiological parameters // XXII Intern. Congr. Psychol. Leipzig, 1980. Vol. 1. P. 314-315.

22. Lee Ellis Evidence of Neuroandrogenic etiology of sex roles from a combined analysis of human, non hyman primate and non primate mammalian studies // J. of Person individ. diff. 1986. Vol. 7. № 4. P. 519-552.

23. McGuinness D. Sex differences in the organization of perception and cognition // Exploring sex differ-rences / Eds. B. Lioyd, J. Archer. L. etc. 1976. P. 41-123.

24. Nolen-Hoeksema S. Sex differences in unipolar depression: evidence and theory // Psychol. Bull. 1987. № 101. P. 259-282.

25. Stein S. B. Temperament and Development. N. Y., 1983. 328 p.

26. Van Doornen L. P. J., Van Blokland R. Serumcholesterol: Sex-specific psychological correlates during rest and stress // J. of Psychosomatic Research. 1987. № 31. P. 279-307.

27. Wing J. K., Bebbington P. Epidemiology of depression. In: Handbook of Depression: Treatment, Assessment and Research, eds E. E. Beckman, W. R. Leber, 1985. P. 765-794.

28. Zalewska A. Temperament a ujawnianie opinii o innych // Prr. Psychol. 1989 (1990). Vol. 32. № 2. P. 411-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.