Научная статья на тему 'Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми'

Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5932
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / САМОЦЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВА ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / CHILDREN'S RIGHTS / CHILDHOOD / SELF-WORTH / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шахманова Айшат Шихахмедовна

Статья знакомит читателей с задачами всестороннего изучения и осмысления феномена детства, поиска оптимальных путей взаимодействия мира взрослых с миром детства, обеспечивающих решение задач развития личности ребенка, его успешной социализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-worth of childhood and responsibility of adults to children

The article introduces readers to the objectives of a comprehensive study and understanding of the phenomenon of childhood, search for optimal ways of interaction between the adult world with the world of childhood which provides developing the individuality of the child and his/her successful socialization

Текст научной работы на тему «Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми»

А. Ш. Шахманова

(Москва)

САМОЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЗРОСЛЫХ ПЕРЕД ДЕТЬМИ

Статья знакомит читателей с задачами всестороннего изучения и осмысления феномена детства, поиска оптимальных путей взаимодействия мира взрослых с миром детства, обеспечивающих решение задач развития личности ребенка, его успешной социализации

Детство - социокультурный феномен, неотъемлемая часть образа жизни и культуры отдельного человека и человечества в целом, особое социальное явление, требующее всестороннего научного осмысления и изучения. Попытки осмыслить феномен детства предпринимались с позиций философии, истории, этнографии, социологии, психологии и педагогики (Ф. Ариес, А. Г. Асмолов, П. П. Блонский, А. Валлон, А. В. Запорожец, В. И. Исаев,

О. А. Карабанова, Я. Корчак, И. С. Кон, О. Е. Кошелева, М. Мид, Л. Поллак, Е. М. Рыбинский, В. И. Слободчиков, Р. М. Чумичева, Д. Б. Элько-нин, Д. И. Фельдштейн и др.].

Теоретическое исследование феномена детства свидетельствует о том, что трансформации образа детства и отношения к нему общества позволяют ориентировочно выделить четыре этапа в развитии данного явления:

Детство - период созревания.

Данный этап охватывает ранние ступени цивилизационного развития и характеризуется отрицанием значения детства, его своеобразия, преобладанием в общественном сознании взрослоцентризма. Ценность жизни ребенка была крайне низкой, отношение к детям характеризовалось жестокостью, распространением насилия и даже разрешенного убийства детей. Об этом свидетельствует анализ текстов древних трактатов, мифов, произведений живописи, в которых ребенок предстает как уменьшенная копия взрослого; как пишет О. А. Карабанова, преобладало мнение, что «ребенок - есть взрослый со знаком минус» [4, с. 52].

Детство - период подготовки к взрослой жизни.

Детство рассматривается как прелюдия к взрослой жизни. Ребенок - объект воспитания. Задача воспитания - вылепить из «чистой доски» личность по определенному социальному заказу. В фокусе внимания воспита-

ние и обучение и связанное с ними развитие личности. «В XVIII-XIX веках... возникает новый общественный образ детства как периода воспитания и приобретения знаний, подготовки к дальнейшей взрослой жизни» [4, с. 53]. Взрослоцентризм доминирует.

Детство - прекрасная пора невинности, чистоты, надежд.

Ребенок рассматривается как существо от рождения доброе, чистое, благородное. Постепенно, становясь взрослым, он портится в результате взаимодействия с обществом. «Противопоставление несправедливого и порочного мира взрослых и счастливого мира детства определяет особенность социальной трактовки детства. Возникает лозунг «Назад в детство!» как попытка улучшить общество» [Там же].

Детство как период самоценного развития личности.

В конце XVIII - в начале XIX века благодаря открытиям психоаналитической школы признается самостоятельное значение детства и его роль во взрослой жизни. «Новый тезис „Все мы родом из детства“ заставляет исследователей искать разгадку настоящего в прошлом» [Там же].

Таким образом, в ходе исторического развития оформилось несколько концептуальных подходов к трактовке феномена детства. Согласно традиционному христианскому пониманию, ребенок рассматривался как носитель первородного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли, подчинением родителям и духовным пастырям.

Активное научное изучение своеобразия детской природы, ведущее к признанию ее самоценности, началось только в XX веке. Большой вклад в ее развитие внесли российские ученые В. В. Зеньковский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.

Выдающийся философ, психолог и педагог В. В. Зеньковский, подчеркивая своеобразие детства, писал: «Основная наша ошибка в отношении детей заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, - только еще не развитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» [3]. Такой подход, считал В. В. Зеньковский, не позволяет понять своеобразие детства и его задачи.

Особую роль в развитии идеи самоценности детства сыграли взгляды А. В. Запорожца, который понимал процесс психического развития как саморазвитие, спонтанное самораз-вертывание внутренних противоречий деятельности ребенка с позиций культурно-исторического подхода. Идея самоценности детства получила в работах А. В. Запорожца и его школы содержательное наполнение.

Идея самоценности детского периода жизни человека развивается в трудах Д. Б. Элько-нина, который рассматривал природу детства в контексте конкретно-исторических условий, определяющих его развитие, закономерности, своеобразие и характер. Он определял детство как необходимое условие для освоения личностью человеческих способов удовлетворения своих потребностей (органических, социальных, духовных] и в итоге - овладение человеческой культурой. Овладеть культурой ребенок может только с помощью взрослых. Таким образом, по мнению Д. Б. Эльконина, ценность детства заключается в присвоении богатств человеческой культуры, в процессе которого осуществляется развитие человека.

Феномен детства и сегодня привлекает пристальное внимание исследователей. Ученые пытаются понять сущность данного явления, тенденции его развития. Так, Д. И. Фельдштейн трактует детство как особое явление социального мира, несущее в себе функциональные, содержательные и сущностные характеристики: детство это процесс вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества; процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, определения своего места в этом пространстве, рефлексии всех отношений в нем в процессе все более расширяющихся и усложняющихся контактов ребенка с окружающим миром; является со-

стоянием социального развития, в процессе которого биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка и активно проявляющие себя, все более регулируются социальными условиями.

В соответствии с концепцией В. Т. Кудрявцева уникальность детства человека определяется его местом в социокультурном пространстве. Детство является тем фактором, который определяет бытие отдельного индивида и общества в целом. Детство это не «развивающая производная» от «развивающегося социума», а «макрокосмология». Ценность детства заключается в развивающем взаимопроникновении культуры и детства, как сферы самой культуры. В связи с этим высвечиваются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, - освоение культуры и созидание культуры. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и взрослых будет субкультура детства.

Идею понимания детства как процесса становления детской субкультуры поддерживают в своих исследованиях В. В. Абраменкова, М. С. Каган, А. В. Петровский, Е. В. Субботский, Р. М. Чумичева и др.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своей концепции развития субъективности человека считают, что самоценность детства заключается в:

- становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;

- развитии субъектных средств регуляции поведения (эмоций, воли, способностей];

- оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям.

Ярчайшим примером воплощения идеи о самоценности детства являются труды и педагогическая деятельность Ш. А. Амонашви-ли, по мнению которого детство - это безграничность и неповторимость, особая миссия для себя и людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого» [1, с. 12-13].

Мы видим, что идея самоценности детства находит все больше сторонников в научном мире.

Значение детского периода в жизни человека очень велико и многообразно. Оно понимается как «саморазвертывание внутренних противоречий ребенка с позиций культурноисторического подхода» (А. В. Запорожец]; период присвоения богатств человеческой культуры, в процессе которого осуществляется развитие (Д. Б. Эльконин); особое явление окружающего мира, несущее в себе функциональное, содержательное и сущностное значение (Д. И. Фельдштейн); период освоения культуры человечества и создания культуры, то есть взаимопроникновения детства и культуры (В. Т. Кудрявцев); период выполнения своей миссии (Ш. А. Амонашвили) и т.д.

Сегодня человечество пришло к пониманию непреходящего значения детства в жизни человека и ответственности взрослых перед детьми. Приняты важнейшие международные документы, защищающие права детей (Декларация ООН о правах детей, Конвенция о правах ребенка и др.), в которых провозглашены: право ребенка на семью; право на заботу и защиту со стороны государства; право на образование; право на равенство; право свободно выражать свои мысли; право на собственное мнение; право на имя и гражданство; право на защиту от насилия и жестокого обращения; право на медицинское обслуживание; право на отдых и досуг; право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности, и т.д.

К сожалению, в реальной жизни многие из этих прав носят декларативный характер и часто нарушаются взрослыми. В научном сообществе является аксиомой тот факт, что рассматривать феномен детства можно только в контексте взаимоотношений с миром взрослых. Именно взрослые несут ответственность за детство детей. Характер взаимоотношений со взрослыми, особенно близкими, является основой дальнейшего развития ребенка.

Приходится признать, что на сегодняшний день взаимодействие мира взрослых с миром детей имеет ряд существенных проблем. Исследователи указывают на кризис детства, который проявляется в разрыве между миром взрослых и миром детей. Реалией современности стала наблюдающаяся «отчужденность взрослых от мира детства, которая порождает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования» [6, с. 83].

В данной связи особенно актуально начинает звучать вопрос об ответственности взрослых перед детьми, о том, в чем конкрет-

но она должна проявляться, в каких действиях выражаться.

Общепризнано, что детство представляет собой живую развивающуюся систему. Существуя в меняющемся мире, оно, несомненно, испытывает на себе его влияние. В настоящее время исследователями отмечаются качественные изменения, происходящие в рамках данного периода. Перед миром взрослых в первую очередь стоит задача всестороннего изучения и осмысления феномена детства, процессов и новообразований, разворачивающихся в его рамках.

До сих пор ведутся споры о возрастных границах детства. Биологи и физиологи считают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет]. Психологи и педагоги определяют возрастные границы детства, обычно разделяя его на периоды: младенчество - до 1 года; раннее детство - до 3 лет; дошкольный возраст - до 7 лет; младший школьных возраст -до 10-11 лет. Как отмечают исследователи (Д. И. Фельдштейн, О. А. Карабанова и др.], в последние годы прослеживается тенденция изменения возрастных границ разных периодов детства, граница начала дошкольного возраста снизилась, а границы младшего школьного и подросткового возраста поднялись. Согласно международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В последнее время становится очевидным то, что детство и дети очень сильно изменились, произошли качественные психические, психофизиологические и личностные изменения современного ребенка. В своем выступлении на обсуждении форсайт-проекта «Детство 2030» Д. И. Фельдштейн подробно остановился на важнейших изменениях в развитии современного ребенка. Это снижение уровня когнитивного развития детей дошкольного возраста, энергичности, желания активно действовать при росте эмоционального дискомфорта, уровня развития сюжетноролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы, воли и произвольности ребенка; снижение детской любознательности и вообра-

жения; дефицит произвольности, что свидетельствует о несформированности определенных мозговых структур; недостаточная социальная компетентность; экранная зависимость, возникающая у детей потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка; обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, переживаемое ими чувство одиночества; растущее число детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и другие.

Большая группа современных детей характеризуется неблагоприятным проблемным течением психического развития в онтогенезе. Примерно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции, распространенность основных форм психических заболеваний детей каждые 10 лет возрастает на 10-15%; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения] отмечается у 22,5% детей, а психопатии у 26%; увеличивается количество одаренных детей, среди которых дети-лидеры, дети-»золотые руки» и дети-художники, дети, обладающие двигательным талантом; наблюдаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества; прослеживается негативная динамика культурных и общественных ориентаций школьников.

В исследованиях отмечается тенденция к поляризации детского развития. Если раньше развитие большинства детей характеризовалось средним уровнем при относительно небольшом проценте опережающих или отстающих в развитии детей, то сегодня, с одной стороны, выросло количество одаренных детей, обладающих очень высокими характеристиками развития, с другой - неуклонно растет число детей, имеющих проблемы и отстающих в личностном развитии.

Еще одной характерной особенностью современного детства являются изменения процесса социализации. Реалией современного детства является перекос в сторону интеллектуального развития ребенка в ущерб социальному и личностному. Как пишет Г. М. Коджаспирова, «Современное детство стало, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии, направленной на окружающий мир в целом; с другой - более инфантильным в плане социальной направленности» [5, с. 50].

Если раньше основным каналом социализации для ребенка были окружающие люди, в первую очередь близкие взрослые, и детское сообщество, то сейчас на процесс социализации огромное влияние оказывают компьютер, телевидение и другие средства массовой информации. Этим обусловлены радикальные изменения процесса социализации.

Виртуальный мир, ориентированный на «облегченное потребление», не требующее никаких мысленных и духовных усилий, «засасывает» ребенка своей легкостью, зрелищностью, динамикой. Он не требует от него усилий по налаживанию контактов с партнерами.

С другой стороны, как справедливо отмечает Г. М. Коджаспирова, сами «взрослые не только стали меньше заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований... В школе до сих пор не создаются в должной мере возможности включения детей в ситуации, требующие проявления ими личностной социальной активности, самоопределения и ответственности» [5, с. 51].

Можно согласиться с А. Г. Асмоловым в том, что в настоящее время образовательная работа с детьми в условиях образовательных учреждений строится преимущественно с ориентацией на «культуру полезности». На этот подход ориентированы учебные планы и программы в школе. Необходимо переориентировать весь образовательный процесс (образовательные планы, программы, пособия и т.д.] на позиции «культуры достоинства». Это значит, перед образовательными учреждениями стоят задачи не только и не столько подготовки ребенка к будущей жизни, сколько организации детской жизни. Школа должна стать не только центром подготовки ребенка к будущей взрослой жизни, а центром детской жизни.

Важнейшим аспектом, определяющим ответственность взрослых перед детьми, является качественное изменение взаимоотношений между взрослыми и детьми. Имеется в виду увеличение удельного присутствия взрослого в жизни ребенка. В настоящее время дети недополучают от взрослых внимания, любви, эмоциональной поддержки. Широкое распространение получило такое уродливое явление, как «социальное сиротство», когда взрослые просто отказываются от воспитания собственных детей.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М., 1995.

2. Детство как социокультурный феномен : [материалы «круглого стола» в Федерал. ин-те развития образования, выступл. А. Г. Ас-молова] // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 98.

3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики // Педагогика детства. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

4. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 52-61.

5. Коджаспирова Г. М. Феномен детства с позиций педагогической антропологии // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 11.

6. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире : психолого-педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 82-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.