Научная статья на тему 'Детство как социально-педагогический феномен'

Детство как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1365
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ТРАДИЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МИРОМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / СОКРАЩЕНИЕ ДЕТСТВА / АМПЛИФИКАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА / СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА / CHILDHOOD / THE TRADITIONAL EDUCATION PARADIGM / THE PRINCIPLES OF RELATIONSHIPS BETWEEN CHILDREN AND ADULTS / SHORTENING OF CHILDHOOD / AMPLIFICATION / THE SPACE OF CHILDHOOD / THE SUBCULTURE OF CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Елена Владимировна

В статье с позиций культурно-исторической психологической теории раскрыта социально-педагогическая и психологическая характеристика детства как самостоятельного и самоценного периода развития личности, теоретически обосновано содержание дошкольного образования, которое не может быть оторвано от опыта переживаний и действий ребенка, от его жизненного пространства и образа мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childhood as a social and pedagogical phenomenon

The author describes social, pedagogical and psychological characteristics of childhood as independent and valuable period in personality development and theoretically justifies the contents of pre-school education, which cannot be separated from a child's experience of feeling and acting, from his/her life space and the image of the world.

Текст научной работы на тему «Детство как социально-педагогический феномен»

ББК 74.1 УДК 373.2 Г 65

Е.В. ГОНЧАРОВА

ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Y.V. GONCHAROVA

CHILDHOOD AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

В статье с позиций культурно-исторической психологической теории раскрыта социально-педагогическая и психологическая характеристика детства как самостоятельного и самоценного периода развития личности, теоретически обосновано содержание дошкольного образования, которое не может быть оторвано от опыта переживаний и действий ребенка, от его жизненного пространства и образа мира.

The author describes social, pedagogical and psychological characteristics of childhood as independent and valuable period in personality development and theoretically justifies the contents of pre-school education, which cannot be separated from a child's experience of feeling and acting, from his/her life space and the image of the world.

Ключевые слова: детство, традиционная парадигма образования, принципы отношений между миром детей и взрослых, сокращение детства, амплификация, пространство детства, субкультура детства.

Key words: childhood, the traditional education paradigm, the principles of relationships between children and adults, shortening of childhood, amplification, the space of childhood, the subculture of childhood.

Детство является предметом пристального внимания и изучения в теории и практике дошкольного образования. Детство представляет собой субкультуру жизни человека, оно имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Детство представляет труднопостижимое, самобытное пространство, тесно связанное с пространством взрослых. Ребенок дошкольного возраста отличается непосредственностью, фантазией, воображением. В пространстве детства отсутствуют шаблон, трафарет, инертность и т.д. Этот период характеризуется информационной чистотой, готовностью к познанию мира, открытостью.

Мир детства имеет свою историческую логику развития, соответствует социокультурным условиям развития общества, обеспечивает взаимодействие двух миров - взрослых и детей, культур и субкультур. С социологической точки зрения, дети - это социально-демографическая группа (в возрасте от рождения до 11-12 лет), существование которой практически полностью зависит от родителей или попечителей.

Детство представляет этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием

высших психических функций. Детство, по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (до 18 лет).

Э. Эриксон, изучая детство, устанавливает влияние воспитания и культурного окружения на ребенка. Он доказал, что в детстве происходит становление исторической и социокультурной личности. Ребенок впервые начинает открывать социальный мир, характер отношений, прежде всего, через социальную картину своей семьи.

В исследованиях Ф. Арьеса, М. Коула, Н. Постмена и др. отмечается, что вне зависимости от исторического периода развития общества основная ценность детства состоит в становлении моральных ценностей, картины собственного дома, индивидуальности и общения. Среда образовательного учреждения помогает формировать представления о социальной картине мира, а коммуникации обеспечивают путь становления собственного поведения.

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни (Л.С. Выготский). В детском возрасте действует закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок -это не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что авторитарная педагогика пронизывает всю человеческую историю. Растущий человек -не человек или еще не человек - распространенное отношение к детству всех народов на протяжении веков. Закрепившееся веками понимание детства как поры, когда человек готовится к жизни, привел к осуществлению главной задачи воспитания - делать детей, похожих на взрослых. Для этого надо формировать по своему образу и подобию, прививать детям нормы и ценности, задаваемые взрослыми, заставить подчиняться, часто любой ценой.

Психолог А.Б. Орлов [5] отмечает, что в основе традиционной парадигмы образования лежат такие принципы (субординации, монологизма, произвола, контроля, взросления, инициации, деформации), которые создали устойчивый и ригидный стереотип различных культур. Данным принципам А.Б. Орлов противопоставляет принципы гуманистической парадигмы: равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия.

Обобщая анализ традиционной педагогики, можно отметить, что она исходит из понимания образовательно-воспитательной системы как равновесной и строится на трех фундаментальных представлениях: на объектном статусе растущего человека, авторитарной этике, воспитании в соответствии с нормами и ценностями, задаваемыми извне; репродуктивности обучения, получения знаний в готовом виде, усвоения значений, всегда оцениваемых извне; выработке оперантного поведения с помощью наказаний и поощрений.

По мнению зарубежных ученых (Ph. Aries, G. Erning, H.-J. Laewen, A. Krenz, K. Neumann, N. Postman, К. Tom, H. Hengst и др.) и отечественных ученых (В.Т. Кудрявцев, Р.М. Чумичева, Т.В. Фуряева и др.), современное детство находится в серьезной опасности. Оно как самостоятельное развитие ребенка в пространстве и во времени вытеснено из жизни общества и превращено в процесс «выращивания детей в заданных условиях». При этом задается или жестко планируется не только само содержание детской жизни, но и повседневный опыт общения с окружающим миром. Своим пренебрежением или дестабилизацией мира детской игры, внутренней логики и целостно-

го способа освоения окружающей среды, характерных для ребенка, взрослые разрушают детство. Они используют детей в коммерческих целях, не учитывают их интересы и потребности в своих жизненных программах-стратегиях, не задумываются и не защищают детей от жестоких последствий экономических неурядиц, перестроек, экологических катастроф и т.д. [7].

Немецкие педагоги Th. Winkels, А. Krenz, анализируя современное изменившееся детство, отмечают существенное ограничение возможностей получения социального и личностного опыта у детей. Их способ освоения мира превращается из непосредственного в опосредованный телевидением, литературой, компьютером и т.д. Дети постоянно испытывают целевое или смысловое давление, выражающееся в требованиях взрослых обязательного успеха в деятельности, или в определенных ожиданиях.

Взрослые не воспринимают такие естественные характеристики детского поведения, как единство внешнего и внутреннего миров, существование ребенка в собственном настоящем, необходимость немедленной реализации своих идей и потребностей, собственные представления о ценностях и чувствах. Утрате эмоционального стабильного базиса способствуют условия жизни детей - минимум свободного места для игр на улицах, отрыв от природы, интенсификация уличного движения и возрастание опасности для жизни, нехватка времени у родителей для естественного общения с собственными детьми, проблемы с их воспитанием в молодых семьях и т.д.

Отечественными исследователями детство определяется как самостоятельная социальная подсистема, как развернутое во времени, в пространстве, «ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние существования особого детского мира» [6]. Современное детство, по мнению психолога Д.И. Фельдштейна, стало более активным в рефлексии окружающего мира. Вместе с тем, оно отличается особой социальной инфантильностью. В связи с вышеуказанным актуализируется проблема содержательного взаимодействия, наполнения диалога между детьми и взрослыми особыми «конструктами», которые бы способствовали превращению ребенка в активного, реального субъекта. Налицо серьезная «деформация» во взаимодействии двух миров (детского и взрослого), которая находит свое отражение в слабой структурированности сложной системы взаимоотношений на общественном, государственном и индивидуальном уровнях. Взрослое сообщество утрачивает способность видеть сам процесс развития детства, теряется целостное социально-психологическое отношение, обобщенное понимание детства в каждом ребенке.

В теории отечественной дошкольной педагогики предпринимаются значительные усилия по формированию в общественном, в первую очередь, в педагогическом, сознании понимания детства как уникального социокультурного феномена в конкретном ребенке. Детский возраст - это тип особой ментальности, это наличие мощного энергетического ресурса, творческого потенциала, который должен как-то реализовываться. В ребенке заключены мощные творческие способности.

Перед современным обществом стоит задача не сокращения детства, а его обогащения. Проблема обогащенного детского развития в контексте идеи сохранения и обогащения детства была поставлена выдающимся детским психологом А.В. Запорожцем. Выступая против узкопрагматического подхода взрослых к ребенку как существу, в котором нужно быстро, форсированными темпами сформировать определенные личностные качества и умения. А.В. Запорожец разработал научную концепцию амплификации - обогащения детского развития за счет максимального развертывания детских видов

деятельности, базирующихся на образных, практических формах познания окружающего мира. Каждый период детства, по утверждению А.В. Запорожца, вносит неповторимый вклад и обладает непреходящей ценностью, т.к. создает особые благоприятные условия для построения нового «этажа» будущей личности [1, с. 74].

Продолжая традиции культурно-исторической психологической школы, В.Т. Кудрявцев понимает детство не только как исторически порожденный продукт, но и как формообразующее начало в культуре и в истории. При этом акцент делается не столько на изучении зависимости, производности закономерностей, механизмов, динамик психического развития ребенка от культурно-исторических условий, от взрослых, сколько на отношении мира детства к миру взрослых, к культуре в целом, к самому себе. В этой связи выявляется иной образ детства, прежде всего дошкольного, обладающий чертами «развитой гармонической и самобытной целостности» (В.Т. Кудрявцев) [4].

Перед современной дошкольной педагогикой стоят актуальные вопросы:

- каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы сохранить детство как особый социокультурный феномен, самоценный и имеющий свою динамику саморазвития?

- как педагогически сконструировать пространство самоопределения каждого ребенка, чтобы у него была действительная возможность реализации своих социальных и культурных приобретений?

В современной литературе для дошкольных работников все чаще артикулируется мысль о том, что детский сад - это не место реализации даже самой лучшей программы. Детский сад - это пространство жизни детей. А жизнь детей в учреждении - это не пассивное существование, а способ активного действования. Окружающая ребенка предметно-пространственная, социальная, природная среда - это то, что вмешивается в его жизнь в качестве поддерживающего или разрушающего условия (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский).

В исследованиях последних лет в отечественной педагогике и психологии детства активно разрабатывается идея о том, что содержание дошкольного образования не может быть оторвано от опыта переживаний и действий ребенка, от его жизненного пространства и образа мира.

Литература

1. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. / А.В. Запорожец. -М.: Просвещение, 1986. - Т. 1. - 125 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

3. Кошелева, О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии [Текст] / О.Е. Ко-шелева // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 81-87.

4. Кудрявцев, В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий (Научная концепция института) [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. -С. 7-14.

5. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1995. - 187 с.

6. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. -С. 13-21.

7. Фуряева, Т.В. Сравнительная педагогика детства [Текст] / Т.В. Фуряева. - Красноярск: КГУ, 2004. - 464 с.

8. Фрумин, И.Д. Тайны школы [Текст] / И.Д. Фрумин. - Красноярск: КГУ, 1999. - 147 с.

ББК 88.836+57.336.14-332 УДК 159.922.7+616-053.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.