Научная статья на тему 'Дошкольное образование: научный взгляд'

Дошкольное образование: научный взгляд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5573
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРИРОДНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ. ВОЗРАСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / PRESCHOOL EDUCATION / AGE OF THE VALUE OF PRESCHOOL / THE NATURAL EMOTION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежкова Нина Сергеевна

В статье раскрываются перспективные направления совершенствования системы дошкольного образования с позиции возрастных ценностей детей. Рассматривается возможность организации дошкольного образования с ориентацией на природную эмоциональность детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежкова Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-SCHOOL EDUCATION: ACADEMIC PERSPECTIVE

In the article perspective directions of perfection of system of preschool education from a position age values of children. The possibility of organizing pre-school education with a focus on natural emotion of children.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование: научный взгляд»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Н. С. Ежкова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД

В статье раскрываются перспективные направления совершенствования системы дошкольного образования с позиции возрастных ценностей детей. Рассматривается возможность организации дошкольного образования с ориентацией на природную эмоциональность детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, возрастные ценности дошкольников, природная эмоциональность детей.

In the article perspective directions of perfection of system of preschool education from a position age values of children. The possibility of organizing pre-school education with a focus on natural emotion of children.

Keywords: preschool education, age of the value of preschool, the natural emotion of

children.

Современные условия жизнедеятельности вызвали необходимость основательного переосмысления ценностей образования, идеологии его функционирования, значимости конечных результатов. Ориентация на образованность, а не просто обученность и воспитанность детей, утвердила приоритетные направления работы дошкольных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. К ним относится обогащение индивидуального мировосприятия детей, поддержка их субъектной позиции в разных видах деятельности, личностно избирательной целенаправленности, ценностного отношения к окружающему миру и т.д. Всего того, что связано с качественными приращениями к личности ребенка и со становлением его как субъекта деятельности и собственной жизни. Значимость и ценность любой дошкольной образовательной организации, в связи с этим, определяется тем, насколько внимательно относятся дошкольные работники к самой природе детства, учитывают его неповторимое своеобразие, самоценность этого периода жизни ребёнка в целом.

Сосредоточение внимания на возрастных ценностях дошкольников позволяет, во-первых, преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что даётся в качестве содержания методов, форм образования

N. S. Yezhkova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)

PRE-SCHOOL EDUCATION: ACADEMIC PERSPECTIVE

детей; во-вторых, определить новые формы со-деятельности, со-творчества, служащие источником совместных переживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта культуры; в-третьих, выстроить образовательный процесс с учётом двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, его потребностями, желаниями и педагогически обусловленной активности ребёнка, стимулируемой взрослыми.

Характер проявления возрастных ценностей, как отмечают В. С. Мухина, Я. З. Неверович и др., во многом связаны с образом жизни детей. Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определённую внутреннюю позицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых развёртывается педагогическое взаимодействие взрослого и ребёнка (детей).

Содержательную основу понятия «ценности дошкольного возраста» составляют психофизиологические особенности детей, которые находят практическое отражение и свой жизненный смысл в организации и осуществлении образовательного процесса, проективной практической деятельности по созданию моделей развивающего дошкольного образования, а также разнообразных проявлениях детской субкультуры.

Каждая возрастная ценность дошкольного детства (наивность и непосредственность дошкольников, сказочно-мифическое мировосприятие, повышенная двигательная активность, эмоциональность и др.) имеет свою значимость в развитии личностных сфер ребёнка, свою специфику проявления. Отсюда, их совокупное осмысление в образовательной работе с детьми не может принести оптимального развивающего эффекта, малозначимо и в аспекте образованности как конечном результате педагогической работы. Одним из путей повышения эффективности образования дошкольников является осуществление исследовательски-необходимой рефлексии его организации в аспекте научного осмысления роли каждой возрастной ценности в образовательном процессе дошкольных организаций. Именно в этом видятся перспективы дальнейших теоретических разработок в области педагогики дошкольного детства.

Важной возрастной ценностью дошкольников выступает природная эмоциональность, эмоции дошкольников. Эмоции окрашивают общение, процесс познания, отношение ребёнка к окружающему миру. Яркие, быстро нарастающие во времени эмоциональные проявления придают особую выразительность детской жизни. Для дошкольников характерна непосредственность подвластность эмоциям и чувствам. Зеньковский В. В. писал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых кладет печать непосредственности на всю детскую активность - в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности» [2, с. 40].

И хотя психологическая наука даёт ответы на ряд кардинальных для педагогики вопросов (о сущности эмоций, возрастных закономерностях их развития, об индивидуальном и типичном в эмоциональной сфере), отсутствие

концепций, раскрывающих механизмы педагогического управления эмоциональной сферой, осуществление образовательного процесса через влияние на эмоциональную сферу личности является причиной того, что в дошкольных образовательных организациях, часто не находят практической реализации мысли Л. С. Выготского о том, что можно не только талантливо мыслить, но и чувствовать и что только единство «аффекта и интеллекта» способно обеспечить полноценное, разноплановое развитие детей. В этом видится новый ракурс восприятия социальной значимости дошкольных организаций и логики их практического функционирования.

Анализ исторических аспектов дошкольного образования вплоть до настоящего времени показывает, что эмоциональная жизнь детей во многих проявлениях остаётся вынесенной за рамки педагогического процесса. Это во многом связано с тем, что долгие годы в образовании дошкольников важное внимание отводилось формированию сознания, развитию познавательной сферы детей, способов действий (игровых, практических и др.), привычек поведения. В значительной степени обусловлено и слабой научной разработанностью самой теории педагогического управления эмоциями. Экспериментальное изучение проблемы показывает, что детские эмоции, воспринимаются педагогами дошкольных образовательных организаций в качестве второстепенной, фоновой стороны образования. У практических работников отсутствуют полные и целостные представления о направлениях, технологиях управления эмоциональной сферой личности ребёнка, не прослеживается и ценностное отношение к этой стороне образовательной работы. Для убедительности представим ответы на некоторые вопросы анкеты, иллюстрирующие правомерность сделанных выводов. Анкетирование 230 практических работников дошкольных образовательных организаций показало, что 59 % - испытывают трудности в планировании работы в области эмоционального развития детей, управления эмоциональной сферой дошкольников. Примеры ответов: «Специально такую работу мы не планируем», «Задачи в области эмоционального развития в планах фиксируем, когда описываем сюрпризные моменты, работу над выразительностью речи, постановку театрализованных игр и др.». 36 % - отождествляют эмоциональное развитие с развлекательными, досуговыми мероприятиями, а также педагогическим симулированием, включая сюда использование сюрпризных и соревновательных моментов. Примеры ответов: «Развивать эмоции детей нужно посредством проведения красочных увлекательных мероприятий: праздников, театрализованных представлений и др.», «Для развития эмоций необходимо использовать сюрпризные моменты, игры», «Эмоциональное развитие детей успешно осуществляется во время командных соревнований»; 56% - связывают эмоциональное развитие с эмоциональным благополучием детей в аспекте преобладания спокойного, уравновешенного, либо радостного состояния. Приведем примеры «На эмоциональное развитие детей влияет атмосфера в группе, нужно обеспечить положительные взаимоотношения между детьми», «Эмоциональное развитие детей связано с его положением в группе сверстников, от этого зависит его эмоциональное состояние»,

«Эмоциональное развитие детей - это создание условий в группе сверстников для пребывания детей в спокойном, уравновешенном состоянии, а также проявление радости, удовольствия во время игр»; 84 % - подчёркивают необходимость развития эмпатии, как важного средства социализации личности, формирования гуманных взаимоотношений. Примеры ответов: «В эмоциональном развитии детей важное место занимает проявление сопереживания и сочувствия по отношению к детям, взрослым, игрушкам и др.», «Очень важно, чтобы ребёнок был чувствительным, проявлял сочувствие», «Эмоциональное развитие должно быть направлено на проявление отзывчивости»; 62 % - затруднялись в выделении направлений, входящих в процесс эмоционального развития дошкольников. Типичными ответами являлись «Не знаю», «Не уверена, поэтому не буду отвечать на этот вопрос»; 82% - затруднялись в выделении средств, методов, форм педагогической работы, направленных на эмоциональное развитие детей. Примеры ответов «К средствам педагогической работы можно отнести художественные произведения, дидактические игры. Методы и формы педагогической работы затрудняюсь выделить», «Специальных средств, методов, форм педагогической работы, направленных на эмоциональное развитие детей выделить не могу». 12 % - отметили невозможность влияния на эмоциональную сферу педагогическими средствами, за исключением успокаивающих, утешительных действий. Примеры ответов: «Считаю, что педагогическими средствами добиться повышения уровня эмоционального развития детей невозможно», «Эмоциональное развитие вряд ли осуществляется педагогическими средствами, воспитатель может только помочь детям преодолеть печальное настроение, неуверенность, агрессивное поведение и др.».

Отмеченные факты дают основание говорить о том, что реализация эмоционально-развивающего подхода к образованию детей предполагает своевременную и качественную подготовку дошкольных работников. Такая подготовка должна включать следующие направления: развитие умения применять знания о содержании, структуре, методике эмоционального развития дошкольников в образовательном процессе дошкольных организаций; развитие способности профессионально подходить к выбору и компоновке методического инструментария, методического материала, обеспечивающий успешность эмоционального развития детей 3-7 лет в 4 направлениях: развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики; обогащение технологиями взаимодействия с семьями в направлении эмоционального развития детей 3-7 лет с целью обеспечения единства требований к той стороне развития ребёнка в дошкольной организации и семье; развитие умения выявлять уровни эмоционального развития с помощью отбора диагностических методик и проведения диагностического обследования детей.

Согласование образования с одной из основных ценностей дошкольного возраста - природной эмоциональностью детей позволяет достичь значительных позитивных изменений в личностном развитии дошкольников, характере их самореализации в деятельности, отношении к окружающему миру

в целом. Ориентация на природную эмоциональность детей способствует переосмыслению профессиональных функций педагогов, подходов к организации образовательного процесса и, в свою очередь, позволяет достичь качественных изменений в функционировании дошкольных образовательных организаций, их целевой направленности и результативности работы.

Литература

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

2. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. М. : Академия, 1996. 346 с.

3. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование: научно-ретроспективный анализ и перспективы совершенствования [Текст] / Н. С. Ежкова // Педагогика. 2015. № 7. С. 78-93.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»: http://base.garant.ru/70512244/

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology] [Text] / L.S. Vygotsky; ed. by V.V. Davydov. Moscow: Pedagogika-Press, 1996. 536 p.

2. Zen'kovskiy, V. V. Psikhologiya detstva [Psychology of childhood] [Text] / V.V. Zen'kovskiy. Moscow: Akademiya, 1996. 346 p.

3. Yezhkova N.S. Doshkol'noye obrazovaniye: nauchno-retrospektivnyy analiz i perspektivy sovershenstvovaniya [Preschool education: scientific retrospective analysis and prospects for improvement] [Text] / N. S. Yezhkova // Pedagogika. 2015. No 7. P. 78-93.

4. Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource]: approved by the order No 1155 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013. Accessed from reference and legal system 'Garant': http://base.garant.ru/70512244/ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.