Научная статья на тему 'Дошкольник в современном мире: хуже развитой или иначе развитой?'

Дошкольник в современном мире: хуже развитой или иначе развитой? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILD / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL DEVELOPMENT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEVELOPING EDUCATION / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / CULTURAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонькина Юлия Александровна

В статье представлен научный анализ тенденций психического развития ребенка дошкольного возраста на основе сопоставления теоретических подходов в современной психологической науке, деятельность дошкольника представлена как совокупность культурных практик, отражающих специфику современной ситуации взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL IN THE MODERN WORLD: WORSE DEVELOPED OR OTHERWISE DEVELOPED?

The article presents a scientific analysis of trends in mental development of preschool children on the basis of comparison of theoretical approaches in modern psychological science, the activities of preschool children is presented as a set of cultural practices that reflect the specifics of the current situation of growing up.

Текст научной работы на тему «Дошкольник в современном мире: хуже развитой или иначе развитой?»

эмоциональных явлений вообще и эмоционального интеллекта в частности. Его решение может быть существенно продвинуто с помощью нейропсихологических исследований, направленных на оценку роли различных мозговых структур в осуществлении эмоциональных реакций и состояний.

Литература:

1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости / Л. М. Аболин. - Казань: Казанский гос. университет, 1987. - 262 с.

2. Айзенк, Г. Ю. Понятие и определение интеллекта / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. -№ 1. - С. 111-131.

3. Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 83-95.

4. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. - Москва: Педагогика, 1984. - Т.6. - С. 90-318.

5. Кравцова, А. К. Эмоциональный интеллект лидера организации как фактор изменения организационной культуры: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / А. К. Кравцова [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т|. - Саратов, 2013. - 25 с.

6. Кузнецова, К. С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / К. С. Кузнецова; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского]. - Саратов, 2012. - 24 с.

7. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Москва: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.

8. Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / И. Н. Мещерякова [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Курск, 2011. - 239 с.

9. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции: монография. - Днепропетровский национальный университет. - Киев: Высшая школа, 2003. -126 с.

10. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект»: Руководство - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. - С. 176.

11. Солодкова, Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Т. И. Солодкова; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. образования]. - Иркутск, 2011. - 160 с.

12. Сысоева, Т. А., Овсянникова В. В. Скорость переработки эмоциональной информации как коррелят эмоционального интеллекта / Т. А. Сысоева, В. В. Овсянникова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. - № 2. - С. 160-171.

13. Хомская, Е. Д., Батова, Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. - Москва: Издательство Московского университета, 1992 - с. 180

14. Ваг-Од R. Development of the Ваг-Оп EQ-I: А measure of emotional intelligence. Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association. Chicago, 1997.

15. Payne W. L. A study of emotion: Developing emotional intelligence; Selfintegration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. 1986. V. 47(01). 203A. (University Microfilms N AAC8605928).

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ДОШКОЛЬНИК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ХУЖЕ РАЗВИТОЙ ИЛИ ИНАЧЕ РАЗВИТОЙ?

Аннотация. В статье представлен научный анализ тенденций психического развития ребенка дошкольного возраста на основе сопоставления теоретических подходов в современной психологической науке, деятельность дошкольника представлена как совокупность культурных практик, отражающих специфику современной ситуации взросления.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, психическое развитие, деятельность, развивающее образование, культурные практики.

Annotation. The article presents a scientific analysis of trends in mental development of preschool children on the basis of comparison of theoretical approaches in modern psychological science, the activities of preschool children is presented as a set of cultural practices that reflect the specifics of the current situation of growing up.

Keywords: preschool child, mental development, activities, developing education, cultural practices.

Введение. В науке и практике сложилось представление о том, что современные дошкольники, существенно отличаясь от своих сверстников предшествующих поколений, демонстрируют негативные тенденции психического развития. Отмечаются, среди прочих особенностей, задержка в развитии речи, стойкие отклонения в эмоциональной сфере, трудности в психомоторике, девальвация игры как ведущей деятельности. Однако недостаточно внимания уделено новым перспективным характеристикам развития дошкольника. Такое понимание развития ребенка препятствует созданию адаптивного образовательного пространства в системе дошкольного образования, приводит к тому, что усилия взрослых направляются на поддержание функционирования таких форм образовательной деятельности, которые идут вразрез с потребностями взросления современного ребенка, а не на необходимую их трансформацию.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в научном анализе подходов к специфике психического развития современного дошкольника и в определении эвристических оснований для понимания новых тенденций, характеризующих это развитие, что может послужить теоретически основанием для инновационного проектирования практик развивающего дошкольного образования.

Изложение основного содержания статьи. В 2013 году академик Д.И. Фельдштейн сделал доклад "Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества" [5], в котором изложил представление о том, что представляет собой современное Детство, какие факторы обусловливают его реальное состояние. Он приводит данные, полученные учеными Российской академии образования, которые демонстрируют достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения, которые позволяют утверждать: современный ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника, проходящего процесс взросления двадцать-тридцать лет назад, он просто стал другим.

Д.И. Фельдштейн проводит систематику факторов, определяющих названные выше тенденции, выделяя усиливающуюся ориентацию детей на потребление, а также адопция, то есть искусственное включение в какую-то группу, отрывающая ребенка от культурных традиций общества; маргинализацию, рост девиаций -детям ставят диагнозы, которые раньше ставили только взрослым.

Изменилась социальное пространство детства, которое в настоящее время характеризуется низким уровнем развития родительской мотивации, безразличием взрослых к чужим детям, потеря ответственности взрослого общества за детей и их взросление, а также общественного контроля данных процессов, своеобразная «деградация» воспитательного компонента образования, изменение жизненного пространства детей в связи с появлением и масштабным распространением новых источников информации.

В современных исследованиях имеет место и иной взгляд на тенденции развития современных детей. Выдвигается идея об объективных эволюционных изменениях человеческой популяции.

Ряд современных исследований показывает, что в детской популяции с начала XXI происходят существенные изменения в отношении их физического и психического развития.

Одним из первых данная тенденция была описана и изучена Л.А. Рудкевичем [4]. Он выделяет так называемые эпохальные тенденции эволюционного развития человека XXI, а именно:

1. Астенизация, проявляющаяся в увеличении в детской популяции пропорции лиц эктоморфного или астенического типа (с 33 до 51 % по данным автора), при том происходит снижение агрессивности, силы нервной системы и степени экстравертированности. Автор считает. что в современном обществе психологически выигрывают слабые интроверты, потому тенденцию астенизации рассматривает как прогрессивную.

2. Увеличение в детской популяции доли левшей и амбидекстров почти в двое (11% и 30 % соответственно), которые по мнению, автора отличаются более гибким интеллектом, ярко выраженной интуицией, значительными креативными способностями. Доминирование таких характеристик значительно меняет тенденции возрастного развития.

3. Замедление темпов онтогенеза, пролонгированность традиционно выделяемых возрастных периодов выражается в преобладании процессов ретардации над процессами акселерации.

Ретардацию следует рассматривать как прогрессивную эволюционную тенденцию, поскольку ретарданты в значительно большей степени, чем акселераты, ориентированы на познание, на развитие своих интеллектуальных возможностей.

4. Ювелинизация как прогрессивная эволюционная тенденция, проявляющаяся в усилении мозгового черепа при одновременном ослаблении или редукции лицевого.

Индивида ювенильного типа характеризует более выраженный интеллект, слабая нервная система, меньшая агрессивность, склонность к интроверсии и значительно выраженные творческие способности.

Набор выделенных признаков, как считал Л.А. Рудкевич, характеризует психологический прогресс человечества на современном этапе эволюции. Его теория позволяет сделать как минимум два важнейших вывода.

Во-первых, замечаемые педагогами и родителями изменения в тенденция развития и поведения современных детей раннего и дошкольного возраста является объективными и связаны не только с трансформацией социальной среды, но и с новыми эволюционными тенденциями в человеческой популяции.

Во-вторых, для понимания психологических особенностей развития современных детей необходимо пристальное внимание и детальное изучение их психофизиологической сферы, наиболее чутко реагирующей на эволюционные изменения и во многом определяющей закономерности психического и физического развития современного ребенка.

На наш взгляд, изменения тенденций возрастного и индивидуального развития современных детей нельзя оценивать в дефинициях «хорошо-плохо», «лучше-хуже».

Если рассматривать детство как социокультурный феномен, что является отправной точкой любых исследований в психологии развития для отечественной науки, то становится очевидным, что сравнение особенностей развития современных детей с особенностями развития детей предшествующих поколений вряд ли следует считать продуктивным подходом, поскольку сегодня ребенок взрослеет в принципиально иных социальных, культурных, экономических, технологических и иных условиях.

Эмпирически зафиксированные изменения в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах у современных детей требуют только одного - соотнесения этих изменений с трансформациями окружающей среды и серьезного пересмотра на этой основе педагогических средств и условий, в которых взрослеет современный подрастающий человек. Сущность данных изменений станет понятной, если установить их связь с трансформациями в области детской деятельности, ее видов, посредством которых ребенок взаимодействует со своим окружением.

В разработанной В.Т. Кудрявцевым [3], концепции развивающего дошкольного образования, автор исходит из положения о том, что главная характеристика любой человеческой деятельности — ее творчески-преобразующий характер. Он утверждает, что виды деятельности дошкольника могут формироваться на творческих началах, что реализует развивающий потенциал дошкольного образования.

Автор показывает, что специфике дошкольного возраста соответствует особое деятельное начало. Реализации развивающего дошкольного образования способствуют также особенности видов деятельности дошкольника, а именно: открытость многообразию проблемных содержаний действительности; универсальная пластичность, способствующая построению в плане воображения целостного образа любого объекта; надситуативность, инициативность, ненасыщаемость деятельности, нескованность требованиями тех конкретных задач, которые непосредственно ставит перед ребенком взрослый; тенденция к постоянному выходу за рамки данных требований; стремление к постановке новых целей и новых проблем; непрагма-

тическая, бескорыстная мотивация; отсутствие специализированности — многофункциональность; синкретизм — слитность образующих деятельности (например, ее рациональных и эмоциональных моментов), их неотторжимость друг от друга; примат смысловой стороны деятельности над операционно-технической; эмоциональная насыщенность и выразительность; ориентация на образ взрослого как персонификатора собственных возможностей дошкольника.

В.Т. Кудрявцев делает вывод о том, что именно развитие деятельности приводит к изменению, обновлению духовного мира ребенка. Уже маленький ребенок начинает играть. Игра привлекает его тем, что она, протекая в воображаемой ситуации, позволяет удовлетворять такие потребности, которые не находят удовлетворения в реальной жизни. Участвуя в играх, дети реализуют потребности в признании, в достижении, в самопознании.

Н.А. Короткова [2], рассматривает виды детской деятельности как культурные практики, в качестве каковых называет помимо игровой, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики и чтение художественной литературы. Причем всех их роднит с игрой моделирующий характер. Обобщив идеи автора, можно представить развивающий потенциал культурных практик (видов деятельности) в дошкольном возрасте следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Специфика и развивающий характер культурных практик дошкольника

Вид культурных практик Сфера моделирования Сфера инициативы ребенка Развивающий потенциал

Игровая Переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания» Сюжет игры-виртуальный мир возможных событий. Творческий субъект Трансформация игрового отношения ребенка к миру от непосредственного единства деятельности к ее дифференциации.

Продуктивная Моделирует вещественны мир. Связана с реальным преодолением сопротивления материала в ходе воплощения замысленного - создания реального продукта- результата с определенными критериями качества. Позволяет уйти от изолированности содержания по принципу учебных предметов, проектируя широкий диапазон разных работ ребенка с конкретными материалами. Созидающий волевой субъект Выполняет общеразвивающие функции (развитие чувства инициативы. формирование целеполагания, произвольной организации деятельности, ее целевой регуляции, развитие образных форм познания, творческой активности, ручной моторики) и специфические (связаны с определенными материалами и инструментами).

Познавательно-исследовательская Обеспечивает переход к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата деятельности. Суть ее в вопрошании-как устроены вещи почему происходят те или иные события. Исследователь Развитие познавательной инициативы (любознательности), освоение основополагающих культурных форм упорядочивания опыта (причинно-следственных, видо-родовых, пространственных и временных отношений), восприятия, мышления, речи в виде словесного анализа-рассуждения, расширение кругозора.

Коммуникативная Осуществляется на фоне других культурных практик, требует артикулирования замысла, его осознания и предъявления другим в совместной деятельности. Задает социальные критерии результативности. Партнер по взаимодействию и собеседник Освоение практики человеческого общения, развитие ролевого репертуара, приобретение позитивного опыт взаимодействия.

Чтение художественной литературы Позволяет интуитивно схватывать целостную картинку мира во всем многообразии вещей, событий, отношений, дополняя моделирующий характер других культурных практик. Все позиции Универсальное развивающе -образовательное средство. Выполняет два класса функций: познавательно-нравственную (развитие и активизация воображения, расширение осведомленности о мире, освоение таки средств упорядочивания мира как временные и причинно-следственные связи событий, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоционально-ценностных установок) и эстетическую (приобщение к словесному искусству, развитие разговорной речи, ориентация на собственное словесное творчество, воспитание культуры чувств и переживаний).

Итак, идеи авторов с очевидностью выводят в качестве ведущего для понимания тенденций психического развития современного ребенка культорологический подход.

Работы Е.Е. Клопотовой [1], раскрывающие культурологический подход к детскому развитию, дают понимание того, какие преобразования необходимо осуществить в организации образовательного пространства для того, чтобы придать детскому развитию прогрессивный, а не рецессивный или регрессивный характер, через рассмотрение автором детской субкультуры и ее современных проблем. Анализ идей автора позволил выделить следующие необходимые преобразования: усиление непосредственных контактов ребенка с действительностью, создающее альтернативу виртуализации его активности, создание условий для проявления спонтанности в противовес чрезмерной упорядоченности и структурированности детского образа жизни, создание физического пространства детства для формирования разновозрастных детских объединений; предоставление возможностей детям самостоятельно насыщать содержанием свое свободное время на счет использования непрямых способов руководства детской активностью и предоставления возможности выбора; целенаправленное культивирование детской субкультурой, поскольку жизнь ребенка сегодня перенасыщена элементами культуры взрослых; постоянное отслеживание информации, наполняющей детскую субкультуру и работа с данной информацией в направлении ее осмысления и преобразования детьми.

Выводы. Итак, специфика психического развития современного дошкольника характеризуется новыми тенденциями, имеющими позитивный смысл для вхождения ребенка в социокультурное пространство и отражающими новые способы его взаимодействия со средой. Имеющие место негативные тенденции по сути выступают для взрослого сигналом необходимости трансформации детских видов деятельности, им организуемых, а также способов руководства этими видами деятельности. Базовым для дальнейшего хода психического развития выступают следующие психологические достижения дошкольного возраста.

Литература:

1. Клопотова, Е.Е. Изучение субкультур современных дошкольников [Текст] / Е.Е. Клопотова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №1. - С. 87-91.

2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. - 2-е изд. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 208 с.

3. Кудрявцев, В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 12-21.

4. Современная практическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. М. К. Тутушкиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bleckt.com/publication/interesting/12694.htmI, свободный. - (Дата обращения: 11.02.2018).

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В работе представлены результаты проведенных методик на выявление типологических особенностей личности разработанный К. Юнгом, тест «Как вы относитесь к обучению» (адаптация и модификация для учащихся - Ю.А. Кореляков). Полученные данные дают возможность каждому обследуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. Результаты и выводы указаны в статье.

Ключевые слова: старшеклассники, профориентация, просвещение, интересы, склонность, деятельность, психодиагностика, мотивация.

Annotation. This paper presents the results of undertaken methods on definition of typological aspects of personality developed by K. Yungom, test "Where do you stand on education" (adaptation and modification for students - Yu.A. Korelyakov). Findings give an opportunity of each observed and worked with teacher to get an insight into concern of each investigated to professional education and readiness to continue. "Differential-diagnostic questionary (DDO)" (E.A. Klimov) allows to identify appetite of teen-ager to appropriate professional sphere. The results and output are mentioned in the article.

Keywords: high school students, carrier guidance, education, interests, appetite, performance, psychodiagnosis, motivation.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации и выбора профессии старшеклассником.

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы ее фундаментальных отношений с профессиональной и рабочей средой, развитием и самореализацией духовных и физических возможностей, формированием адекватных профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Вот почему изучение и проведение профессионального обучения старшеклассников в условиях общеобразовательных школ является наиболее актуальным на данный момент.

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой; профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание [21.

Вопросами профориентации занимались выдающие психологи и педагоги - Климов Е.А. Калугин Н.И., Максимов В.Г., Сазонов А.Д. и др.; личностно-ориентированным подходом, рассматривающим взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростков занимались Абрамова Г.С., Кон И.С., Немов Р.С., и др.; по формированию этапно-уровневого подхода к формированию мотивационной структуры школьника и формированию мотивов профориентации занимались Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., и др. системный подход в решении проблемы профориентации Захаров Н.Н., Симоненко В.Д.

Несмотря на разработанность учеными этого вопроса, в общеобразовательной школе в настоящее время существует множество проблем. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.

Старшеклассники, так или иначе сталкиваются с проблемой выбора учебного заведения, не имеют ясных понятий о современном рынке труда и о его профессиях. В этом и состоит противоречие.

Формулировка цели статьи. Различные способы формирования мотивации старших школьников по профессиональному самоопределению.

Изложение основного материала статьи. Проблема подготовки подрастающих поколений к труду -извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута Президентом РФ В.В. Путиным в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005».

Профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: воспитание уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий, развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к осознанному выбору профессии.

Это проблема комплексная, многоаспектная, включающая социальные, экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано [21.

В результате психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения очень важно донести до сознания старших школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.