Научная статья на тему 'Современные задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников'

Современные задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / финансовая грамотность / готовность к предпринимательской деятельности / активные методы обучения / high school students / financial literacy / readiness for entrepreneurial activity / active teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Кошелев

В статье рассматриваются вопросы обеспечения развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников в процессе освоения Экономики и Обществознания. Рассматривается и анализируется оптимальное содержательное и методическое решение в области теоретического преподавания микроэкономики. Доказывается, что развитие финансовой грамотности и формирование готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников может быть эффективным только при соблюдении условия практической направленности обучения и применения активных методов обучения деловых игр, тренингов, проектных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of financial literacy development and formation of readiness for entrepreneurship among high school students

The article deals with the issues of ensuring the development of financial literacy and the formation of readiness for entrepreneurial activity among high school students in the process of mastering the Economy and Social Science. The article considers and analyzes the optimal content and methodological solution in the field of theoretical teaching of microeconomics. It is proved that the development of financial literacy and the formation of readiness for entrepreneurial activity among high school students can be effective only if the conditions of the practical orientation of education and the use of active teaching methods business games, trainings, project assignments.

Текст научной работы на тему «Современные задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-297-300

Современные задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников

Е.В. Кошелев

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1210»

123098, г. Москва, ул. Гамалеи, д. 17, корп. 1

State budgetary educational institution “School No 1210”

Gamalei str., 17, build. 1, Moscow 123098 Russia

e-mail: kroln@yandex.ru

Ключевые слова: старшеклассники, финансовая грамотность, готовность к предпринимательской деятельности, активные методы обучения.

Key words: high school students, financial literacy, readiness for entrepreneurial activity, active teaching methods.

Резюме: В статье рассматриваются вопросы обеспечения развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников в процессе освоения Экономики и Обществознания. Рассматривается и анализируется оптимальное содержательное и методическое решение в области теоретического преподавания микроэкономики. Доказывается, что развитие финансовой грамотности и формирование готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников может быть эффективным только при соблюдении условия практической направленности обучения и применения активных методов обучения - деловых игр, тренингов, проектных заданий.

Abstract: The article deals with the issues of ensuring the development of financial literacy and the formation of readiness for entrepreneurial activity among high school students in the process of mastering the Economy and Social Science. The article considers and analyzes the optimal content and methodological solution in the field of theoretical teaching of microeconomics. It is proved that the development of financial literacy and the formation of readiness for entrepreneurial activity among high school students can be effective only if the conditions of the practical orientation of education and the use of active teaching methods - business games, trainings, project assignments.

[Koshelev E.V. Modern problems of financial literacy development and formation of readiness for entrepreneurship among high school students]

Современное среднее общее образование - сложная педагогическая система, призванная обеспечить будущим выпускникам школы готовность эффективно функционировать в постоянно меняющихся реалиях социально-экономической жизни, что закреплено в тексте Федерального государственного стандарта среднего общего образования: «…методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся…» (ФГОС COO). Структура программы среднего общего образования закономерным образом неоднородна: в нее входят предметы, обеспечивающие выработку более или менее прикладных знаний, умений и навыков и, в связи с этим, формы преподавания данных предметов должны различаться. При том, что и общее, и профессиональное образование в Российской Федерации построено на основе компетентностного и деятельностного подходов, в настоящее время заметно единое сквозное свойство подавляющего большинства компонентов школьной программы: опора в первую очередь на знаниевый подход, что вполне целесообразно применительно к таким дисциплинам, как История, Литература и т.д., но оказывается недостаточно эффективно в отношении таких предметов, как Экономика и Обществознание, значительная часть содержания которых направлены на экономическую социализацию личности будущего выпускника школы (Лазарев, 2018). Поэтому применительно к таким важнейшим аспектам экономической социализации личности, как развитие финансовой грамотности и формирование готовности к предпринимательской деятельности, необходимо диверсифицировать методику реализации названных педагогических действий.

Среднее общее образование в наши дни обеспечено исключительно полно и совершенно разработанным содержанием и методическими разработками. В качестве примера можно привести опубликованные на портале «Российская электронная школа» методические разработки по Экономике И.А. Серебренниковой, включающие анонсы уроков, основное содержание, тренировочные задания, контрольные задания, конспект и дополнительные материалы (тезаурус, список литературы, поясняющий текст). Особенно детально проработан конспект урока, содержащий место урока в дисциплине и школьной программе, перечень рассматриваемых вопросов, глоссарий, тематический материал для самостоятельного изучения, структурированное содержание и периодическими обобщающими выводами, примеры и разбор заданий тренировочного модуля, и список рекомендованной литературы, содержащий актуальные источники (Королёва, Бурмистрова, 2017). Данная поурочная разработка может быть представлена как оптимальное методическое решение теоретического занятия, содержащая все необходимые знания по (в данном случае) макроэкономической проблематике, важной в процессе развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у школьников 10 класса. Вырабатывающиеся в процессе освоения материала умения концентрируются вокруг определения общих показателей прибыльности и издержек деятельности коммерческого предприятия; определение реализуется в формате решения простейших арифметических примеров.

Анализируя работы современных педагогов, исследовавших проблемы и задачи развития финансовой грамотности и формирования готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников (Дзюба, Бакулева, 2020), можно прийти к доказательному выводу о том, что выработка знаний социально-экономического характера представляет собой лишь начальную ступень повышения рассматриваемых компетентностных качеств будущих выпускников средней школы, за которой открывается перспектива практической отработки организационных, аналитических и инициативных умений осуществлять действия по целесообразному оперированию финансовыми ресурсами и коммерческими проектами (Лазарев, Ласкин, 2020). При том, что профессиональная деятельность в области финансов и предпринимательства включает в себя обширное множество знаний, умений и навыков, по определению недостижимых в средней школе, элементарный уровень готовности к простейшим эффективным действиям в этой сфере, позволяющий выпускникам школы обладать минимально достаточным доходом, может быть обеспечен в процессе освоения школьной программы. Однако педагогическими средствами этого процесса должны стать активные методы обучения практико-ориентированного характера.

Обладая собственным опытом реализации практико-ориентированных занятий в старших классах школы, направленных на развитие финансовой грамотности и формирование готовности к предпринимательской деятельности, автор настоящей статьи может привести несколько видов активных методов обучения, принесших максимальный результат при работе со старшеклассниками, и оказавшихся особенно интересными им. К числу таких активных методов принадлежат деловые игры, тренинги и проектные задания, создаваемые кейсами на основе реальных современных рыночных ситуаций. Характерно, что результаты применения подобных активных методов обучения, включающих в себя и знаниевый материал, показывают не только значительно более высокий уровень остаточных знаний у обучающихся, чем исключительно теоретические занятия, но и формируют навыки непосредственного ориентирования в меняющихся рыночных реалиях.

ЛИТЕРАТУРА

Дзюба В.В., Бакулева А.В. 2020. Навыки XXI века. Формирование финансовой грамотности и предпринимательской компетентности у школьников и студенческой молодежи: сборник методических материалов для проведения деловых игр. Омск: ИРООО. 52 с.

Королёва Г.Э. Бурмистрова Т.В. 2017. Экономика. 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2017. 192 с.

Лазарев М.А. 2018. Роль возрастных особенностей в формировании школьного коллектива. - Педагогика. Вопросы теории и практики. 2 (10): 24-28.

Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2020. Кибербезопасность как ставка в цивилизационной игре в контексте цифровой экономики. - Вестник Московского университета МВД России. 1: 219-222.

Липсиц И.В. 2018. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс. 352 с.

Серебренникова И.А. Экономика. 10 класс. Урок 13: конспект. [Электронный ресурс] - URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5418/conspect/81390/ [25.01.2021].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с изменениями и дополнениями).

Получена / Received: 14.01.2021

Принята / Accepted: 26.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.