DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-183-186
Деятельностный подход как эффективное методологическое основание развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников
Е.В. Кошелев
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1210»
123098, г. Москва, ул. Гамалеи, д. 17, корп. 1
State budgetary educational institution “School No 1210”
Gamalei str., 17, build. 1, Moscow 123098 Russia
e-mail: kroln@yandex.ru
Ключевые слова: средняя школа, старшеклассники, финансовая грамотность, готовность к предпринимательской деятельности, деятельностный подход.
Key words: middle school, high school students, financial literacy, readiness for entrepreneurial activity, activity approach.
Резюме: В статье рассматриваются педагогические задачи развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников в условиях изменения экономической ситуации и содержания экономических знаний и навыков. Доказывается эффективность деятельностного подхода, дающего максимальные результаты в развитии финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников. Предлагается активно применять два деятельностных педагогических метода - деловую игру и проектный метод.
Abstract: The article deals with the pedagogical tasks of developing financial literacy and readiness for entrepreneurship in high school students in the context of changing economic situation and the content of economic knowledge and skills. The article proves the effectiveness of the activity approach, which gives maximum results in the development of financial literacy and readiness for entrepreneurial activity in high school students. It is proposed to actively apply two activity-based pedagogical methods - the business game and the project method.
[Koshalev E.V. Activity-based approach as an effective methodological basis for the development of financial literacy and readiness for entrepreneurship in high school students]
С переходом отечественной экономики на рыночный уклад обеспечение финансово-хозяйственная самостоятельность и самозанятости подрастающих поколений стали насущными задачами образовательной системы. Частные коммерческие организации с каждым годом обеспечивают население все большим количеством рабочих мест, и роль негосударственных предприятий в отечественной экономике последовательно повышается. Начиная с первых лет внедрения в нашей стране рыночной экономики стали появляться научно-педагогические исследования по проблемам развития у школьников финансовой грамотности и способности к реализации самостоятельных коммерческих проектов. Пик числа подобных исследований пришелся на вторую половину 1990-х - начало 2000-х годов (Максимов, 2002; Пуденко, 1998), впоследствии интерес педагогического сообщества к данной проблеме начал затухать, и в настоящее время мы можем констатировать, что подавляющее большинство работ, затрагивающих проблему развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у школьников, выполнены относительно рыночных реалий, значительно отличающихся от современных и перспективных. Именно поэтому научно-педагогические решения в области развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у школьников необходимо актуализировать.
В связи с возрастными психологическими особенностями и содержательной динамикой обучения в школе, развитие развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у школьников необходимо начинать в старших классах, когда, с одной стороны, подросток уже накопил достаточный массив знаний, умений и навыков, позволяющий ему разобраться в непростой проблематике финансово-хозяйственной деятельности, а с другой - уже успел на практике познакомиться с экономическими реалиями общества, в котором экономические отношения глубоко диверсифицированы и определяют значительную часть общественной жизни (Тихомирова, Бородкина, Соловьев 2018).
Готовность к предпринимательской деятельности и финансовая грамотность - практико-ориентированные качества личности, и их формирование умозрительными теоретическими средствами контрпродуктивно. Можно утверждать, что названные качества наиболее оптимально развиваются в условиях, когда знаниевая компонента обучения реализуется одновременно и взаимосвязанно с практической подготовкой, в контексте имитационного наставничества. В настоящей статье мы специально применяем термин «имитационное», так как ресурсоемкая и чреватая ответственностью финансово-хозяйственная деятельность на может и не должна реализовываться несовершеннолетними иначе, как в формате обучающей игры, не позволяющей допускать непоправимые ошибки. Но эта обучающая игра должна быть максимально приближена к действительности и осуществляться под руководством наставника, имеющего собственный опыт самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности.
Как можно убедиться, только максимальное приближение к реалиям финансово-хозяйственной деятельности, может обеспечить эффективное развитие финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников. Иными словами, данная система педагогических действий востребует применение деятельностного подхода.
Деятельностный подход в педагогике активно применяется уже несколько десятилетий, и его методологические основания многогранно изучались такими выдающимися отечественными педагогами-теоретиками, как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Хуторской и др. В работах этих и иных исследователей убедительно доказывается эффективность погружения обучающегося в деятельность, реализации педагогических задач посредством последовательного практического научения всем процедурам осваиваемой деятельности.
Возрастная специфика обучающихся старшей школы определяет активность, любопытство и инициативность старшеклассников, желающих попробовать на практике все, что только возможно (Репринцева, 2017). Именно эта возрастная группа наиболее органично воспринимает практико-ориентированное обучение и зачастую игнорирует его сугубо теоретическую компоненту. Поэтому обучение финансовой грамотности и развитие готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников необходимо осуществлять методами, производными от деятельностного подхода (Русский, 2017).
На основании собственного опыта преподавания в старших классах средней школы автор настоящей статьи предлагает применение для развития финансовой грамотности и готовности к предпринимательской деятельности у старшеклассников, двух педагогических методов деятельностного характера, на практике доказавших свою эффективность в достижении заявленной цели - деловой игры и проектного метода. Именно эти педагогические средства, позволяющие пошагово освоить процедуры рационального обращения с финансовыми ресурсами и эффективной предпринимательской деятельности, наиболее комфортно воспринимаются старшеклассниками, вызывают у них интерес и целостно формируют необходимые навыки. В процессе их применения также значительно полнее усваивается необходимый теоретический материал, чем в условиях реализации предварительных занятий лекционного типа.
ЛИТЕРАТУРА
Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 года. Пенза - Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 388 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. 2001. Педагогический словарь. М.: Академия. 176 с.
Макаров С.И., Севастьянова С.А. 2008. Формирование профессиональной математической компетенции экономистов с использованием электронных образовательных ресурсов. - Вестник Самарского государственного экономического университета. 12 (50): 70-78.
Москвина А.С., Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. 2018. Современные информационно-коммуникационные средства в системе подготовки педагога для дошкольного образования. - Педагогическое образование и наука. 5: 122-126.
Осин А.В. 2007. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Агентство «Социальный проект». 32 с.
Рубинчик Ю.С. 2014. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования. - В сб.: Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 1: 205-210.
Словарь педагогического обихода. Под. Ред. Проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. 71 с.
Получена / Received: 14.01.2021
Принята / Accepted: 24.02.2021