Научная статья на тему 'Понятийно-категориальный обзор предпринимательской грамотности'

Понятийно-категориальный обзор предпринимательской грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ENTREPRENEURIAL CULTURE / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / ENTREPRENEURIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Людмила Ильинична

Цель статьи провести понятийно-категориальный обзор понятия «предпринимательская грамотность» как условие ее формирования и развития у обучающихся образовательной организации. Автор анализирует имеющиеся в литературе трактовки предпринимательской культуры, предпринимательской компетентности и предпринимательской грамотности и показывает, что предпринимательская грамотность представляет собой начальную (базовую) степень владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющую ему сознательно и целенаправленно участвовать в общественных процессах производства, обмена и потребления материальных благ. Предпринимательская грамотность предполагает наличие начальных предпринимательских знаний и умений, но не включает соответствующих навыков в их традиционном понимании как автоматизированное действие. Эти навыки нарабатываются позднее, по мере формирования предпринимательской компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареева Людмила Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL CATEGORY REVIEW ENTREPRENEURSHIP LITERACY

The purpose of the article is to conduct a conceptual-categorical review of the concept of «entrepreneurial literacy» as a condition for its formation and development. The author analyzes the existing interpretations of entrepreneurial culture, entrepreneurial competence and entrepreneurial literacy in the literature and shows that entrepreneurial literacy is the initial (basic) degree of a person's mastery of the skills of economic activity, allowing him/her to participate consciously and purposefully in social processes of production, exchange and consumption of material goods. Entrepreneurial literacy presupposes the availability of initial entrepreneurial knowledge and skills, but does not include relevant skills in their traditional understanding as an automated action. These skills are developed later, as the entrepreneurial competence is formed.

Текст научной работы на тему «Понятийно-категориальный обзор предпринимательской грамотности»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-85-94

УДК 378.14 ББК 74.484.4

Л.И. Гареева

(Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия)

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ОБЗОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Цель статьи - провести понятийно-категориальный обзор понятия «предпринимательская грамотность» как условие ее формирования и развития у обучающихся образовательной организации. Автор анализирует имеющиеся в литературе трактовки предпринимательской культуры, предпринимательской компетентности и предпринимательской грамотности и показывает, что предпринимательская грамотность представляет собой начальную (базовую) степень владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющую ему сознательно и целенаправленно участвовать в общественных процессах производства, обмена и потребления материальных благ. Предпринимательская грамотность предполагает наличие начальных предпринимательских знаний и умений, но не включает соответствующих навыков в их традиционном понимании как автоматизированное действие. Эти навыки нарабатываются позднее, по мере формирования предпринимательской компетентности.

Ключевые слова: предпринимательская культура, предпринимательская компетентность, предпринимательская грамотность, формирование предпринимательской грамотности.

CONCEPTUAL CATEGORY REVIEW ENTREPRENEURSHIP LITERACY

о о

L.I. Gareeva

(Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia) |

<u

4

<u

CP d

о со Ю о

The purpose of the article is to conduct a conceptual-categorical review of the concept of «entrepreneurial literacy» as a condition for its formation and development. The author analyzes the existing interpretations of entrepreneurial culture, entrepreneurial competence and entrepreneurial literacy in the literature and shows that entrepreneurial literacy is the initial (basic) degree of a person's mastery of the skills of economic activity, allowing him/her to participate consciously and purposefully in social processes of production, exchange and consumption of material goods. Entrepreneurial literacy presupposes the availability of initial entrepreneurial knowledge and skills, but does not include relevant skills in their traditional understanding as an automated action. These skills are developed later, as the entrepreneurial competence is formed.

Key words: entrepreneurial culture, entrepreneurial competence, entrepreneurial literacy.

го

ш

ф

ф го

Основа стабильности экономически развитого общества - это здоровый и многочисленный слой предпринимателей, которые сами обеспечивают себя рабочим местом и заработной платой. Развитие предпринимательского потенциала населения, и в первую очередь молодежи, требует приложения усилий многих государственных и частных структур. В «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» [26] предлагается превратить его в один из приоритетов государственной политики, что невозможно без формирования предпринимательской грамотности населения. Неслучайно 2018 год был объявлен в Российской Федерации Годом предпринимательства. Это сделано с целью активного вовлечения в предпринимательскую деятельность различных групп населения, в том числе представителей молодого поколения. В связи с вышеуказанным в настоящее время в системе профессионального образования актуализируется проблема формирования предпринимательской грамотности, в том числе в системе профессионального образования.

В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [12]. В настоящее время существует немалое количество определений понятий «предприниматель» и «предпринимательство», что неудивительно. Исследователи отмечают: «несмотря на то, что термин «предпринимательство» рассматривался еще в римском праве, до настоящего времени нет какой-то общепризнанной теории предпринимательства» [20, с. 13]. Мы полагаем, что ее созданию может способствовать конкретизация профессиональных характеристик, отраженных в понятиях «предпринимательская культура»,

«предпринимательская компетентность» и «предпринимательская грамотность».

Понятие «предпринимательская культура» активно вводится в научный оборот со второй половины XX века, но его содержание (как и иные видовые проявления родового понятия «культура») толкуется весьма разноречиво:

- «климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия, которые предопределяют место организационной структуры, ее внутренние и внешние отношения являются как бы образцом» [11, с. 328];

- «определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законодательными, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса» [15, с. 353];

- «экономическая культура того социального слоя, который представляют предприниматели» [20, с. 21];

- «система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития» [25, с. 327];

- «мастерство исполнения предпринимательской деятельности, условие ее успеха и цивилизованности» [28, с. 194].

Разумеется, это далеко не полный перечень. В публикациях экономического характера как синонимичные пред-

принимательской культуре бытуют упоминания «хозяйственной культуры», «корпоративной культуры», «культуры предпринимательства», «культуры предприятия (фирмы)» и даже «организационной культуры». Как подчеркивают авторы учебника «Культура организации: проблемы формирования и управления», «это все аналогичные понятия, под которыми понимается жизнь людей в предпринимательской среде, их ощущения, действия, идейное и нравственное состояние» [2]. Систематизируя существующие подходы к определению предпринимательской культуры, социологи П.Л. Глухих, Л.В. Воронина и А.В. Иванова выделили три уровня данного понятия: в качестве элемента предпринимательской экосистемы (на макроуровне); на уровне предприятия (многие зарубежные исследователи идентифицируют предпринимательскую культуру с организационной культурой предприятия); на уровне индивида [10, с. 54]. В последнем случае ряд исследователей определяет предпринимательскую культуру в этическом контексте, как нормы и правила поведения при ведении предпринимательской деятельности. Отметим, кстати, что отождествление понятий «культурный» и «хорошо воспитанный» широко распространено в обыденном сознании россиян.Мы не разделяем субъективно-личностное толкование предпринимательской культуры, которое представляется крайне зауженным, и солидаризируемся с теми исследователями, которые рассматривают его как явление: во-первых, профессиональное («профессиональная экономическая деятельность, направленная на расширенное воспроизводство собственного капитала с целью получения прибыли безотносительно к конкретной сфере производства, материального или духовного» [18, с. 13-14]); во-вторых, социально-историческое («проекция социальной культуры (базовых социальных

ценностей и норм) на сферу социально-экономических отношений выступает непосредственным регулятором предпринимательской деятельности, обеспечивая ее мотивацию и легитимизацию, передачу накопленного социального опыта, а также способствует ее устойчивости как особого типа социального действия [33, с. 155]»).

Первым исследователем предпринимательской культуры был М. Вебер. В классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» [6] он показал, что предпринимательская активность формируется под влиянием традиций и установок, принятых в социальной группе. Аналогичное видение мы встречаем у современных российских исследователей:

- О.Б. Александрова: «Культура предпринимательства формируется под воздействием ряда факторов: политических, технологических, образовательных, религиозных, языковых, правовых, социальных, пространственных факторов и воплощается в носителях, образуя определенные институциональные структурные единицы» [1, с. 227];

- Е.В. Орлова: «Субъектом предпринимательской культуры не может быть отдельная личность или общность, ее субъектом может быть только социум» [21, с. 135];

- Е.В. Ширнина: «Можно сказать, что культура - это неэкономическая составляющая экономической деятельности, но именно она делает невозможным произвольный выбор моделей предпринимательской деятельности» [33, с. 155].

Солидаризируясь с подобным видением, мы считаем, что предпринимательская культура представляет собой интегративную характеристику процесса и результата профессиональной предпринимательской деятельности, закрепленную в виде принципов, норм и ценностей, регулирующих основы этой

о о

го

о _0

5

ф С

о. о

СО

Ю О

_0

ГО ^

О

1_

ф

н

го ^

0

1

к

I

о с

деятельности, и передаваемых от поколения к поколению под контролем специфических социальных институтов.

В основе предпринимательской культуры лежит общая экономическая культура социума. За их очевидностью, нет необходимости доказывать различие описанной М. Вебером предпринимательской культуры протестантов и, например, японских предпринимателей. Если в основе первой лежит убеждение в том, что «честным быть выгодно», то вторая связана с ключевым значением, придаваемым человеческим ресурсам. «От европейских фирм их отличает широкое развитие горизонтальной координации между подразделениями, основанной на обмене компетенциями, а не на специализации, организационной гибкости и прагматизме» [17, с. 39].

Специфическим социокультурным феноменом выступала предпринимательская культура русских старообрядцев. С одной стороны, свыше 60% представителей торгово-промышленного класса дореволюционной России составляли старообрядцы, в чьих руках было сосредоточено 64% всего российского капитала [14, с. 171]. С другой стороны, как отмечает Ю.В. Боровиков, «хозяйственная деятельность и ее результаты для старообрядцев были средством нравственного самосовершенствования и поддержания жизни, но никогда не становились самоцелью или показателем «богоизбранничества», как это было в протестантизме» [5, с. 279].

«Поколение за поколением, - отмечает американский исследователь старообрядчества Джеймс Л. Уэст, - фундаменталистские нормы старообрядчества служили рассадником привычек и взглядов, отличных от окружающей крестьянской культуры: стремление к избытку вместо минимума, необходимого для пропитания, постоянный труд вместо сезонных ритмов, долгосрочный рас-2 чет вместо моментальной выгоды» [13, ^ с. 136]. И это отличает старообрядчество ^ от традиционной предпринимательской ^ культуры России.

Для национального российского мировосприятия, отмечает А.С. Франц, оказалась нехарактерна ориентация на «успех»: нет этого понятия в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля, следовательно, в XIX веке проблемы успеха ни была обсуждаемой. В России, подчеркивает тот же автор, проявление прагматизма никогда не вызывало уважительного отношения ни у каких слоев населения, поэтому деловое поведение предпринимателей долгое время всеми этими слоями населения подвергалось осуждению [30, с. 142].

Исходя из сказанного, можно утверждать, что предпринимательская культура представляет собой социально-типологическую характеристику профессиональной деятельности предпринимателя. Одной из ее составляющих выступает предпринимательская компетентность. Поскольку содержание этого понятия толкуется по-разному, задержимся на рассмотрении определений наиболее цитируемых авторов.

В кандидатской диссертации Т.М. Матвеевой предпринимательская компетентность понимается как подготовленность к решению реальных предпринимательских задач на основе знаний в сфере экономики, маркетинга, менеджмента, права и первоначального опыта практической предпринимательской деятельности. В качестве компонентов предпринимательской компетентности автор выделяет организаторскую, исследовательскую, проектную, инвесторскую, правовую, управленческую и коммуникативную компетенции [16, с. 18].

В диссертационном исследовании Е.П. Сулаевой, наоборот, описывается предпринимательская компетенция, которая рассматривается как компонент профессиональной компетентности, обеспечивающий направленность деятельности на достижение коммерческого результата в реализации технических и социальных проектов [27, с. 6].

В диссертации Л.А. Трусовой также рассматриваются предпринимательские

компетенции, под которыми автор понимает круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [29, с. 6].

В докторской диссертации М.Х. Гати-ятуллина предпринимательская компетентность рассматривается как комплекс личностно-профессиональных качеств. Автор разделяет их на три группы - интеллектуальную (умение комбинировать, развитые воображение и интуиция, творческая фантазия, перспективное мышление), коммуникативную (умения координировать усилия сотрудников, способность четко и кратко формулировать свои мысли, готовность к толерантному общению с другими людьми, умение аргументировать и отстаивать свою профессиональную позицию) и мотива-ционно-волевую (способность к принятию ответственных решений в зоне риска, умение контролировать ситуацию, стремление к преодолению препятствий в достижении поставленной производственной задачи, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудач) [5, с. 17].

Е.В. Хлопотова характеризует понятие «экономическая компетентность» как «интегральное профессионально-личностное качество, порожденное смыс-лотворческой деятельностью студента в качестве субъекта обретения собственного опыта экономической деятельности в процессе профессиональной подготовки, характеризующееся наличием интегрированных профессиональных знаний и умений, профессиональной нравственно-ценностной мотивации, позволяющее говорить о правомочности эффективно осуществлять профессиональную деятельность ...» [31, с. 9].

Одно из редких исключений в рассмотрении интересующего нас понятия представляет позиция А.А. Чернявского, который, изучая предпринимательскую

компетентность бакалавра-регионоведа, определяет ее как компонент общекультурной компетентности, который имеет надпредметный характер, базируется на просоциальных ценностях, интегрирует знания, умения, навыки, способность к проектной деятельности и личност-но-профессиональные качества, в том числе - социальную ответственность, рефлексию [32, с. 13]. Но подавляющее большинство авторов относит названное понятие к числу профессиональных. В частности:

- Ю.А. Безруких под предпринимательской компетенцией понимает личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться определенных результатов [3];

- И.М. Воронина и М.Ю. Хаустов трактуют его как один из видов профессиональной компетентности, обеспечивающий направленность деятельности на достижение коммерческого результата при реализации различных проектов

[7, с. 128];

- Ю.М. Гавриленко, А.В. Дудко характеризуют предпринимательскую компетентность совокупностью личностных качеств и свойств, определяющих способность к эффективному выполнению предпринимательской деятельности [8, с. 76];

- В.С. Морозова дефинирует предпринимательскую компетентность как совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности [19, с. 199];

- Ю.Б. Рубин понимает под ней совокупность профессиональных знаний, профессиональных по-

о о

го

о _0

5

ф

с Q.

О со Ю О

_0 Ц

ГО S

о ф

н

го ^

0

1

к

I

о IZ

ниманий, профессиональных умений и навыков людей в сфере предпринимательской деятельности [23, с. 13-15].

Анализируя позиции названных авторов, Е.А. Серебренникова правомерно отмечает, что ни один из них не определяет данное понятие как интегративную характеристику, сформированную на основе общих и профессиональных компетенций [24, с. 148].

Перечень дефиниций и взглядов на предпринимательскую компетентность можно продолжить, но, памятуя о «бритве Оккама», мы ограничимся тем, что выскажем свою солидарность с коллегами, для которых она относится к числу профессиональных. Но для того, чтобы эта профессиональная компетенция сформировалась, необходима некая первоначальная основа. Таковой основой, на наш взгляд, выступает предпринимательская грамотность.

Понятие «предпринимательская грамотность» не относится к числу разработанных, упоминается крайне редко и фигурирует лишь на уровне тезисов в материалах конференций. Между тем, на наш взгляд, оно крайне интересно, поскольку представляет собой форму начального профессионального образования применительно к предпринимательской сфере деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционно слово «грамотность» означает степень владения человеком умениями и навыками чтения и письма согласно нормам изучаемого языка и является одним из базовых показателей его социально-культурного развития. Чаще всего названное понятие характеризует степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Вместе с тем, нельзя не отметить, что его содержание исторически расширялось и если первоначально оно включало элементарные умения (читать, писать, считать), то

го

$ сегодня ими не ограничивается и пред-^ полагает овладение неким комплексом ^ общественно необходимых знаний и ^ навыков, позволяющих человеку созна-

тельно участвовать в социальных процессах (так называемая функциональная грамотность).

Исходя из педагогического понимания грамотности как определённой степени владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка [22, с. 57], предпринимательская грамотность определяется нами как начальная (базовая) степень владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющая ему сознательно и целенаправленно участвовать в общественных процессах производства, обмена и потребления материальных благ. Это означает способность участвовать в элементарных хозяйственных процессах согласно установленным нормам экономики и права.

Предпринимательская грамотность предполагает наличие начальных предпринимательских знаний и умений, но не включает соответствующих навыков в их традиционном понимании как автоматизированное действие. Эти навыки нарабатываются позднее, по мере формирования предпринимательской компетентности.

Элементами предпринимательской грамотности выступают практические знания по осуществлению предпринимательской деятельности и личные ориентации в ней. Личные ориентации - это принципы и установки поведения будущего предпринимателя (определение границ допустимого) в профессиональной деятельности. И если личные правила, как отмечает Е.В. Богомолов, формируются вместе с развитием человека как личности, то знания по осуществлению профессиональной деятельности являются объектом специального обучения [4, с. 109].

Структурно предпринимательская грамотность включает четыре компонента - когнитивный, ценностно-мотиваци-онный, операционально-деятельностный и рефлексивный. Когнитивный компонент характеризует наличие базовых

экономических знаний, необходимых для понимания и осознания сущности предпринимательской деятельности. Ценностно-мотивационный компонент определяет смысл и значение экономической деятельности индивида, основанных на интериоризации юридических норм и морально-нравственных регуляторов предпринимательской деятельности. Операционально-деятельностный компонент предполагает обретение личного опыта решения экономических вопросов на основе реальной предпринимательской практики. Рефлексивный компонент предполагает возникновение у индивида ощущения профессиональной самоидентификации и профессиональной самооценки. Названные компоненты ориентируют исследователя на определение соответствующего содержания, дидактических технологий и диагностического инструментария формирования предпринимательской грамотности. Библиографический список:

1. Александрова О.Б. Предпринимательская культура в лизинговом секторе экономики // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та управления и экономики, 2015. - С. 225-228.

2. Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. Культура организации: проблемы формирования и управления. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 201 с.

3. Безруких Ю.А., Лобанова О.Б., Казакова Т.В., Пильчук М.Д., Цыганова А.С. Предпринимательские компетенции как инструмент достижения успеха // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51-7. С. 11-17.

4. Богомолов Е.В. Институт финансовой грамотности в условиях экономической турбулентности // Экономическое образование. - 2015. - № 5. С. 108-114.

5. Боровиков Ю.В. Предпринимательская культура старообрядчества // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 1. - № 1. С. 278-282.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

7. Воронина И.М., Хаустов М.Ю. Проблемы формирования профессионально-важных качеств и компетенций для развития предпринимательского потенциала студенческой молодежи // Власть и управление на Востоке России. - 2014. - № 3 (68). С. 128-134.

8. Гавриленко Ю.М., Дудко А.В. Понятие «предпринимательская компетентность»: педагогический контекст и региональные аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №54-1. С. 74-82.

9. Гатиятуллин М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2009. - 35 с.

10. Глухих П.Л., Воронина Л.В., Иванова А.В. Предпринимательская культура молодежи и факторы ее развития: социокультурный подход // Управленец. - 2016. - № 3 (61). С. 52-61.

11. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Шван-дар В.А. Предпринимательство: учебник для вузов.- М.: Изд-во Юнити-Дана, 2005. - 735 с.

12. Гражданский кодекс РФ. Актуальная редакция от 23.05.2018 с изменениями, вступившими в силу с 03.06.2018 [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ. Правовая справочно-кон-сультационная система. - Режим доступа: http:// kodeks.systecs.ru/gk_rf.

13. Уэст Джеймс Л. Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России // Современная конкуренция. - 2009. - № 3 (15). С. 130143.

14. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предприни-

о о

го ср

о _0

5

ч

ф

ср с Q.

о

СО

Ю О

_0 Ц

ГО S

ср

о ф

н

го ^

0

1

к

I

о IZ

мательства. - М.: Магистр, 1998. -217 с.

15. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2009. -608 с.

16. Матвеева Т.М. Формирование предпринимательской компетенции старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2001. - 206 с.

17. Минервин И.Г. Предпринимательская культура и деловая этика // Экономические и социальные проблемы России. - 2008. - № 1. С. 6-43.

18. Модель ИМ., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // СОЦИС. - 1997. - № 10. С. 10-15.

19. Морозова В.С. Понятие и структура предпринимательской компетентности менеджера // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. -№ 2. С. 199-204.

20. Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. - 2009. - № 4. С. 13-25.

21. Орлова Е.В. Современное российское предпринимательство: экономико-социологический анализ. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 172 с.

22. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл. 2002. - 527 с.

23. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. - 2016. - № 1. С. 7-21.

24. Серебренникова Е.А. Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 3. С. 144-151.

25. Социально-экономическое управление: учеб. пособ. для вузов / под ред. Н.В. Родионовой, О.О. Читанавы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. -383 с.

26. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: // http: www.consultant.ru/law/ hotdocs/46639.html.

27. Сулаева Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: автореф. . канд. пед. наук. - Шуя, 2011. - 22 с.

28. Теория управления: социально-технологический подход: энцикл. словарь / под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М.: Муниципальный мир, 2004. - 672 с.

29. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2012. - 23 с.

30. Франц А.С. Российская предпринимательская культура: исторический экскурс // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2005. - № 12. С. 142-148.

31. Хлопотова Е.В. Формирование экономической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

32. Чернявский А.А. Формирование предпринимательской компетентности бакалавра-регионоведа: дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2015. - 192 с.

33. Ширнина Е.В. Предпринимательская культура как модель социального действия // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 1. С. 154-165.

Поступила 18.09.2018

Об авторе:

Гареева Людмила Ильинична, магистрант кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Россия, г. Уфа), lygareeva@yandex.ru

Для цитирования: Гареева Л.И. Понятийно-категориальный обзор предпринимательской грамотности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 3. С. 85-94. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-85-94

References:

1. Aleksandrova O.B. Entrepreneurial culture is the leasing sector of economy. Rol intellektualnogo kapitala v ekonomomicheskoi, sotsialnoi i pravovoi kulture obshchestva 21 veka. - SPb. Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta upravlenia i ekonomiki, 2015. -P. 225-228. [in Russian]

2. Asaul A.N., Asaul M.A., Erofeev P.Yu., Erofeev M.P. Organization culture: problems of formation and management. - SPb.: Gumanistika, 2006. - 201 p. [in Russian]

3. Bezrukikh Yu.A., Lobanova O.B., Kazakova T.V., Pilchuk M.D., Tsyganova A.S. Entrepreneurship competences as a tool to achieve success // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania. - 2016. - No. 51-7. P. 11-17. [in Russian]

4. Bogomolov E.V. Institute of financial literacy in the conditions of economic turbulence. // Ekonomicheskoie obrazovanie. - 2015. - No. 5. P. 108-114. [in Russian]

5. Borovikov Yu.V. Entrepreneurial culture of old believers // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. - 2011. - Vol. 1. - No. 1. P. 278-282. [in Russian]

6. Weber Max, Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus. Weber M. Selected works. - M.: Progress, 1990. - P. 278-282. [in Russian]

7. Voronina I.M., Khaustov M.Yu. Problems of forming professionally relevant qualities and competences to develop entrepreneurial potential of students // Vlast i upravlenie na Vostoke Rossii. - 2014. - No. 3 (68). P. 128-134. [in Russian]

8. Gavrilenko Yu.M., Dudko A.V. The concept of "entrepreneurial competency": pedagogical context and regional aspects // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania. - s 2017. - No. 54-1. P. 74-82. [in Russian] °

9. Gatiatullin M.Kh. Pedagogical system of preparing technical university students to | enerpreneurship. Authot's transcript. Dis ... doct.ped.sci. - Kazan, 2009. - 35 p. [in Russian] S.

10. Glukhikh P.L., Voronina L.V., Ivanova A.V. Entrepreneurial culture of the young people '| and factors of its development: socio-cultural approach // Upravlenets. - 2016. - No. 3 (61). io P. 52-61. [in Russian] ¡

11. Gorfinkel V.Ya., Poiak G.B., Shvandar V.A. Entrepreneurship: textbook for higher 1 schools. - M.: Izd-vo Yuniti-Dana, 2005. - 735 p. [in Russian] g.

12. Civic code of the Russian Federation. Actual version of 23.05.2018 as modified in 03.06.2018. g [Electronic resource] // Available at: http:// kodeks.systecs.ru/gk_rf/ [in Russian] ^

13. West, James «Old Believers and New Entrepreneurs: Old Belief and Entrepreneurial Culture J in Imperial Russia» // Sovremennaia konkurentsia. - 2009. - No. 3 (15). P. 130-143. [in ° Russian] i

14. Zarubina N.N. Social and cultural basics of economy and entrepreneurship. - M.: Magistr, S 1998. - 217 p. [in Russian] |

15. Lapusta M.G. Entrepreneurship. - M.: INFRA. 2009. - 608 p. [in Russian] g

16. Matveeva T.M. Forming the entrepreneurship competence of senior school students. Dis. ¿ cand.ped.sci. - Moscow, 2001. - 608 p. [in Russian] 1

17. Minervin I.G. Entrepreneurial culture and business ethics // Ekonomicheskie i sotsialnyie £ problemy Rossii. - 2008. - No.1. P. 6-43. [in Russian] [=

18. Model I.M., Model B.S. Professional culture of entrepreneur // SOTsIS. 1997. - No. 10. P. 10-15. [in Russian]

19. Morozova V.S. Concept and structure of manager entrepreneurship competence // Yaroslavskii pedagogicheskii verstnik. - 2012. - Vol. 2. - No. 2. P. 199-204. [in Russian]

20. Orlov V.B., Mizerova O.G., Orlova E.V. Entrepreneurial culture: meaning and content of the concept // Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - No. 4. P. 13-25. [in Russian]

21. Orlova E.V. Modern Russian entrepreneurship: economic and social analysis. - Saratov: izd-vo Sarat. Un-ta, 2002. - 172 p. [in Russian]

22. Pedagogical encyclopedic dictionary. Ed. B.M. Bim-Bad. - M.: Bolshaia ros. entsicl.. 2002. - 527 p. [in Russian]

23. Rubin Yu.V. Forming the competences in entrepreneurship on the educational space of Bachelor program // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - No. 1. P. 7-21. [in Russian]

24. Serebrennikova E.A. The problem of forming the concept "entrepreneurship competence" // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. - 2014. - No. 3. P. 144-151. [in Russian]

25. Social and economic management. Ed. N.V. Rodionova, O.O. Chitanava. - M.: YuNITI-DANA, Edinstvo, 2002. - 383 p. [in Russian]

26. Strategy of small and medium business development till 2030 [Electronic resource] // consultant.ru. Available at: http: www.consultant.ru/law/hotdocs/46639.html [in Russian]

27. Sulaeva E.P. Forming the entrepreneurship competence of college students. Author's transcript. Dis ... cand.ped.sci. - Shuya, 2011. - 22 p. [in Russian]

28. Management theory: social and technological approach: encycl. dictionary. Ed. V.N. Ivanov, VI. Patrushev. - M.: Munitsipalyi mir, 2004. - 672 p. [in Russian]

29. Trusova L.A. Forming the entrepreneurship competences of school students in the conditions of social partnership. Author's transcript. Dis ... cand.ped.sci. Moscow, 2012. - 23 p. [in Russian]

30. Frants A.S. Russian entrepreneurial culture: a historical excursus // Izvestia Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2005. - No. 12. P. 142-148. [in Russian]

31. Khlopotova E.V. Forming the economic competence of a future teacher of technology and entrepreneurship. Author's transcript. Dis ... cand.ped.sci. - Ekaterinburg, 2005. - 22 p. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Cherniavskii A.A. Forming the entrepreneurial competence of regional studies Bachelor. Dis ... cand.ped.sci. - Chita, 2012. - 192 p. [in Russian]

33. Shirinina E.V. Entrepreneurial culture as a model of social action // Vestnik Samarskogo munitsipalnogo instituta upravlenia. - 2012. - No. 1. P. 154-165. [in Russian]

About the author:

Gareeva Liudmila Iliunichna, Master student, Department of Culture Studies, Social and Economic Disciplines, Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla (Ufa, Russia), lygareeva@yandex.ru

For citation: Gareeva L.I. Conceptual category review entrepreneurship literacy // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 3. P. 85-94. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-85-94

ro m

<u <u

ro

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.