УДК 372. 82
РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-42-48
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В ШКОЛЕ
Т. А. Петрова
Томский государственный педагогический университет, Томск
В условиях развития рыночной экономики непременным условием эффективности любого индивида является уровень его экономической культуры, включающий формирование экономического мышления и финансовой грамотности, которое необходимо формировать в рамках образовательного пространства школы от начального уровня до выпуска, обеспечивая системный подход в формировании необходимых экономических компетенций. Системный подход при обучении экономике в школе требует значительного изменения образовательной программы школы, понимания родителей и готовности всех общественных институтов для получения эффективного результата.
Ключевые слова: системный подход, формирование компетенций, экономическая культура, экономическая и финансовая грамотность, стратегия повышения финансовой грамотности, комплексная организация образовательного процесса.
Значимость и насущная необходимость экономических знаний для современного человека чрезвычайно актуальны, тем более когда ситуация складывается таким образом, что за 11 месяцев 2017 г. реальные доходы населения упали в годовом исчислении на 1,4 % [1]. «Сложной остается экономическая ситуация большинства домохозяйств: объем просроченной задолженности населения России перед финансово-кредитными организациями за год снизился на 1,5 %» [2].
Приведенная тенденция наряду с другими объективными факторами характеризует в том числе невысокий уровень финансовой грамотности большинства граждан страны, когда расходы домохозяйств превышают их доходы, степень задолженности населения растет и рискует превратиться в серьезную проблему не только для домохозяйства, но и для государства целом, так как на сегодняшний день проблема экономической несостоятельности населения приобретает позицию определенного уровня экономической безопасности государства. Органами государственной власти анализ ситуации привел к пониманию организации необходимости снижения уровня экономической и финансовой безграмотности, который аккумулировался в новый стратегический документ Правительства, нацеленный на решение проблем повышения финансовой грамотности граждан РФ [3]. «От уровня финансовой грамотности простых людей зависит экономическая и социальная стабильность всей страны. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками - Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом» [4].
Таким образом, стратегические приоритеты определены и теперь важными составляющими являются тактические конкретные разработки в реализации данной стратегии на уровне государства, региона, муниципалитета, бизнес-сообщества и образовательных организаций, в частности, в данной статье рассмотрены подходы экономического и финансового образования в школе.
Состояние преподавания экономики в школах в рамках новейшей истории имеет определенный опыт, характеризующий базовый уровень преподавания в рамках учебного предмета «обществознание», а на уровне среднего общего образования допускается ее преподавание в качестве самостоятельного учебного предмета, но в очень малом числе образовательных организаций.
Причем в русле вышеизложенного вопрос формирования экономического и финансового мышления подрастающего поколения, в принципе, следует рассматривать как системную проблему, которая должна решаться с применением комплексного системного подхода в целях формирования экономически грамотного поколения, способного адекватно оценивать свои финансовые возможности; осуществлять личное финансовое планирование, причем ставя при этом конкретные осуществимые цели, формировать страховой или резервный запас финансов для особых ситуаций, которые возникают у каждого человека и требуют немедленного финансового обеспечения (болезнь, увольнение и др. жизненные обстоятельства); уметь пользоваться всеми источниками информации, существующими на современном этапе для принятия рациональных решений по финансовым вопросам.
Причем чрезвычайно важным фактором при решении таких проблем занимает системный подход в организации образовательного процесса по финансовой грамотности. В современной педагогической научной литературе значительное место занимают обсуждения системного подхода в образовании [5]. Системность заложена и в Стратегии, причем проблемы классифицируются по двум направлениям:
- первая группа проблем связана с отсутствием комплексного, системного подхода преподавания экономических основ в образовательных организациях, недостатком доступных образовательных программ, имеющих в своей основе практическую составляющую с заданиями по формированию необходимых компетенций, логически выстроенную систему образовательных материалов для всех возрастных категорий школьников, а также с недостатком квалифицированных преподавателей по основам экономической и финансовой грамотности. Это влияет на степень сформированности компетенций и навыков, которые являются основой для принятия ответственных решений в области экономических и финансовых вопросов;
- вторая группа проблем связана со сложившимся менталитетом населения, которое возлагает значительную степень ответственности за свои финансовые проблемы на государство и все государственные институты, а также в связи с тем, что новейшая история демонстрирует достаточно много примеров, когда «сгорали» деньги граждан и в результате формировалась высокая степень недоверия к финансовым институтам и государству, в том числе это недоверие связано с часто меняющимися условиями на законодательном уровне, все еще не укрепившимся институтом защиты прав граждан в случае финансовых махинаций, простоты и доступности информации о работе с финансовыми инструментами на современном этапе.
Считаем принципиально важным решение в первую очередь проблем первой группы, так как большинство проблем второй группы является, по сути, следствием первого блока, поэтому системный подход в обучении экономике в школе является на современном этапе важнейшей экономической, социальной и политической задачей государства и общества, то есть системный подход при обучении экономике в школе - это комплексная организация образовательного процесса, имеющая несколько необходимых элементов, таких как: обучение должно начинаться с уровня начальной школы. «Перед начальной школой стоит стратегическая задача формирования основ социально-экономических компетенций учащихся. Практическая жизнь развития общества показывает, что формирование основ экономиче-
ских знаний у учащихся начальных классов становится действительностью современной школы» [6].
М. Л. Алферова вкладывает в понятие «экономическая культура младшего школьника» интегративное качество личности младшего школьника, включающее потребности и мотивы, экономическое сознание, совокупность экономических знаний и умений практической деятельности, позволяющее формировать у ребенка способность самостоятельно реализовать различные экономические потребности, социально-ценностное отношение к нормам культуры и обеспечивающее дальнейшее становление экономической культуры [7].
Программа обучения младших школьников основам экономических знаний может включать три основных содержательных блока: Человек и его потребности; Товар, купля и продажа товаров; Экономика семьи [8]. Сущность обучения начального звена школьного образования может быть нацелена на рассмотрение простых и понятных этому возрасту понятий, принципов, связанных с тем, что нужно человеку для жизни, какие потребности возникают человека ежедневно, сущности товара и услуги и каким образом товар переходит из рук продавца в руки покупателя, каким образом формируются доходы семьи и на что эти доходы расходуются. В рамках обучения программа должна быть построена с учетом возрастного ценза и применением различных методов обучения с упором на интерактивные практические занятия игрового характера, нацеленные на понимание и усвоение простейших действий экономического характера.
Дисциплина «Экономика» может и должна быть интегрирована в другие предметы образовательного пространства, которые с ней непосредственно связаны (математика, история, география), образовательный процесс должен быть организован с постоянным сочленением теории и практики. На современном этапе предмет «экономика» становится взаимопроникающим фактором межпредметного взаимодействия, обогащая другие дисциплины и расширяя понимание, важность и цельность экономики как фактора формирования общего мировоззрения школьника, формируя посредством межпредметного взаимодействия полную картину взаимодействия субъектов экономики. «Таким образом, взаимодействие элементов в общей системе организации обучения в таком формате представляет форму взаимосвязи, взаимодеятельности, взаимоотношения» [9].
С точки зрения организации образовательного процесса при обучении экономике в школе сама система обучения должна включать в себя полный комплекс рабочих программ по экономике поступательно с начального образовательного уровня школы до выпуска школьника, причем экономика должна стать самостоятельным полноценным предметом и взаимодействие этой дисциплины должно быть организовано интегрированием экономики и в другие дисциплины общеобразовательной программы (математика, история, география, иностранный язык), организуя именно системный подход при обучении, когда, например, в рамках географии, рассматривая вопросы географического расположения различных регионов страны, обсуждаются проблемы формирования экономического потенциала территории, возможностей социально-экономического развития в зависимости от различных географических, экономических, исторических и социальных предпосылок, может быть предложена дискуссия по значительным отличиям развития разных регионов, которая нацелена на формирование определенных компетенций, в том числе и экономических.
В части необходимости интегрирования экономики с иностранным языком очевидно, что развитие банковской системы, менеджмента, экономики напрямую связано со специализированной экономической и финансовой лексикой анлоязычных стран, поскольку исторические корни возникновения и развития рыночной экономики как науки основаны на исследованиях зарубежных ученых, следовательно, знание и понимание экономических тер-
минов, значительная часть которых имеет корневую основу английского языка, является необходимостью современного человека. «Вхождение России в систему международных экономических отношений, расширение рынка ценных бумаг вызвали появление новых понятий и терминов, привели к пополнению словарного состава русского языка в результате включения новых, как правило англоязычных, слов, осмысление и грамотное оперирование которыми лежит в основе формирования экономической культуры у старшеклассников» [10].
Экономика, войдя в образовательный процесс обучения, должна решить основную задачу - «сформировать экономическую культуру подрастающего поколения, которая представляет часть общечеловеческой культуры, основанную на совокупности экономических знаний, умений, навыков и ценностного опыта, готовность к осознанному участию в экономической жизнедеятельности (в качестве объекта или субъекта экономических отношений). Важным теоретическим выводом является, по нашему мнению, понимание экономической культуры школьников как результата целенаправленного, организованного, вариативного, технологичного экономического образования и воспитания» [11]. Такую серьезную проблему, как решение на уровне государства единого системного подхода к образовательному процессу обучения экономике в школе, необходимо осуществить в кратчайшие сроки, так как сегодняшнее поколение выпускников школы вряд ли обладает необходимыми компетенциями даже базового уровня, указанными в государственном образовательном стандарте, и в «большую» жизнь мы выпускаем поколение, которое путем проб и ошибок начинает на практике постигать все нюансы рыночной экономики.
Существуют многочисленные мнения ученых и практических педагогов о невысоком уровне экономического образования в школе, да еще и в начальном звене, но эти знания на современном этапе становятся необходимостью, так как эта дисциплина связывает ученика с реальной ситуацией в обыденной жизни, в магазине, на рынке, потому что именно через практические задания, примеры, сопоставления, анализ обучающийся начинает осознавать важность и нужность именно для него знаний, умений, навыков этой дисциплины, которая напрямую связана, например, с управлением личными финансами и финансами домохозяйства, с возможностью и механизмом накопления и инвестирования и многих других проблем, которые в своей совокупности постепенно от простого к сложному, от начальной ступени обучения до окончания школы будут формировать необходимые компетенции любого ученика для того, чтобы выпускником образовательной организации он, применяя данные компетенции, сумел должным образом организовать свое жизненное пространство в условиях рыночной экономики.
Родителей сегодняшних учеников, их бабушек и дедушек этому никто не учил, о результатах этого уже было сказано ранее, поэтому мотивация сегодняшнего ученика очевидна, хотя внедрение еще одного предмета в «набитую» образовательную программы школы большее число педагогов и родительского сообщества, наверное, не очень одобрят, мотивируя слишком большой загруженностью учеников. Вполне можно согласиться с огромным объемом школьной программы и с тем, что предмет «экономика» гораздо нужнее сегодня такого важного предмета, как «астрономия», введенного недавно в программы образовательных организаций. Но все же обучение экономике «начинать необходимо и возможно именно с начальной школы, так как в данном возрасте закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности» [12]. Правильная системная организация обучения экономике с применение различных методов, включая разноплановые деловые и ролевые игры, кейсы, проекты,
театрализованные представления, позволит воспитать поколение граждан, способных самостоятельно решать экономические и финансовые задачи, правильно оценивать риски инвестирования, распределять свои расходы оптимальным образом.
Современные шаги государства по повышению финансовой грамотности населения необходимы, но только это, по нашему мнению, должно стать началом системного практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, начиная с начального звена и продолжая этот процесс в течение всего образовательного периода, только в этом случае общество получит грамотную, финансово и экономически сформированную личность, способную в любых ситуациях принимать рациональные экономические и финансовые решения.
Описок литературы
I. Экономика России: итоги 2017 года портят реальные доходы населения URL: https://regnum . ru/news/2362331. html (дата обращения: 14.02 . 2018) .
2 . В России вырос уровень закредитованности населения . URL: https://www.forextimes . ru/novosti-foreks/v-rossii-vyros-
uroven-zakreditovannosti-naseleniya (дата обращения: 12 .02 . 2018) .
3 . Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг URL: http://static . government.
ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA . pdf/ (дата обращения: 03. 02 .2018) .
4 . Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации . URL: http://minfin . ru/ru/press-center/
(дата обращения: 02 .02 . 2018) .
5 . Молошик Е . В . Доклад на тему «Системный подход в обучении и воспитании» . URL: https://infourok . ru/doklad-na-temu-
sistemniy-podhod-v-obuchenii-i-vospitanii-505656. html (дата обращения: 02 . 02 .2018) .
6 . Левчук В . А. Особенности преподавания экономических знаний в начальных классах. URL: Ь^/Аоткрытыйурок. рф/
статьи/607342/ (дата обращения: 01.02 . 2018) .
7 . Алферова М . Л . Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного
образования . URL: http://www. dissercat . com/content/formirovanie-ekonomicheskoi-kultury-mladshikh-shkolnikov-v-pro-tsesse-dopolnitelnogo-obrazova#ixzz53xQG3eHx (дата обращения: 08.02 . 2018) .
8 . Асадулаева С . А. К проблеме выявления условий формирования основ экономической культуры младших школьников
// Известия Дагестанского гос . пед . ун-та . 2014 . URL: https://cyberleninka . ru/search (дата обращения: 05.02 . 2018) .
9 . Назарова Л . П . Тенденции развития российской образовательной системы . Системный подход как методологическая
основа процесса взаимодействия дидактических систем обучения в вузе // Вестник Ленинградского гос ун-та им . А. С . Пушкина. 2008. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sistemnyy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-protsessa-vzaimodeystviya-didakticheskih-sistem-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 27 .02 . 2018) .
10 . Кузьменко В . А . Формирование экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения английскому языку //
Вестник Челябинского гос . пед . ун-та . 2009 . № 9 С . 85-96. URL: http://ftp . cspu . ru/upload/archiv-vestnik/2009/2009_9 . pdf (дата обращения: 01.02 . 2018) .
II. Микулан Р . Л . Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования // Вестник Ставропольского гос. ун-та. 2007 . № 49 . С . 92 . URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ekonomicheskaya-kultura-sovremennogo-shkolnika-suschnost-i-usloviya-formirovaniya (дата обращения: 08.02 . 2018) .
12 Кондратенко Т М Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности: дис . ... канд . пед . наук. М . , 2002 . 217 с .
Петрова Татьяна Адольфовна, кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail:petrovata@tspu.edu.ru
Материал поступил в редакцию 26.02.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-42-48
SYSTEMATIC APPROACH IN TEACHING ECONOMICS AT SCHOOL
T. A. Petrova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
In the conditions of market economy an indispensable condition for the effectiveness of any individual is the level of economic culture, which includes the formation of economic thinking and financial literacy, which should be formed within the educational space of the school from primary level until graduation, providing a systematic approach in developing the necessary economic competence. A systematic approach in teaching Economics at school requires a significant change in the educational program of the school, parents' understanding and readiness of all public institutions to obtain an effective result. To date, the problem of economic insolvency of the population, which is associated with a low level of economic and financial literacy acquires the position of a certain level of economic security of the state. Analysis of public authorities of the situation led to understanding of the organization universal "literacy" to reduce the level of economic and financial literacy. The main purpose of the educational process in Economics at school is the process of forming an economically competent person capable of forming their understanding of financial products, concepts and risks and through information, training to develop their skills and raise awareness of financial risks and opportunities to make informed choices about financial products and services, to take other effective measures to improve their financial situation.
Key words: systematic approach, formation of competences, economic culture, economic and financial literacy strategy, financial literacy, complex organization of the educational process.
References
1. Ekonomika Rossii: itogi 2017 goda portyat real'nye dokhody naseleniya [Russia's economy: the real incomes of the population spoil the final results of 2017] (in Russian) . URL: https://regnum . ru/news/2362331. html/ (accessed 14 February 2018) .
2 . V Rossii vyros uroven' zakreditovannosti naseleniya [In Russia, the level of population lending has increased] (in Russian) .
URL: https://www.forextimes. ru/novosti-foreks/v-rossii-vyros-uroven-zakreditovannosti-naseleniya (accessed 12 February 2018) .
3 . Strategii povysheniya finansovoy gramotnosti v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2023 gg. [Strategies for improving financial
literacy in the Russian Federation for 2017-2023] (in Russian). URL:http://www.garant. ru/products/ipo/prime/ doc/71675558/#ixzz53epfpHCd /(accessed 03 February 2018) .
4 . Informatsiya ofitsial'nogo sayta Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii [The official web site of the Ministry of Finance of
the Russian Federation] (in Russian) . URL: http://minfin . ru/ru/press-center/(accessed 02 February 2018) .
5 . Moloshik E . V. Doklad na temu «Sistemnyy podkhod v obuchenii i vospitanii» [A report on the topic: "Systematic approach to
training and education»] (in Russian) . URL: https://infourok. ru/doklad-na-temu-sistemniy-podhod-v-obuchenii-i-vospita-nii-505656. html/(accessed 02 February 2018) .
6 . Levchuk V A . Osobennosti prepodavaniya ekonomicheskikh znaniy v nachal'nykh klassakh [Features of teaching of Econom-
ics in elementary school] (in Russian) . URL:http://otkrytyyurok . rf/stat'i/607342/(accessed 01 February 2018) .
7 . Alferova M . L . Formirovaniye ekonomicheskoy kul'tury mladshikh shkol'nikov v protsesse dopolnitel'nogo obrazovaniya [For-
mation of economic culture of Junior schoolchildren in the process of additional education] . Chelyabinsk, 1999, 26 p . (in Russian)
8 . Asadulaeva S . A. K probleme vyyavleniya usloviy formirovaniya osnov ekonomicheskoy kul'tury mladshikh shkol'nikov [The
problem of identifying the conditions of developing the basis of the junior schoolchildren's economic culture] . Izvestiya Dages-tanskogo gos. ped. un-ta - Dagestan State Pedagogical University Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2014, no . 4, pp . 47-50 (in Russian) . URL: https://cyberleninka . ru/search / (accessed 05 February 2018) .
9 . Nazarova L . P. Tendentsii razvitiya rossiyskoy obrazovatel'noy sistemy. Sistemnnyy podkhod kak metodologicheskaya osnova
protsessa vzaimodeystviya didakticheskikh sistem obucheniya v vuze [Trends in the development of the Russian educational system . System approach as a methodological basis of interaction of didactic systems of education in higher school] . Vestnik Leningradskogo gos. un-ta im. A. S. Pushkina - Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2008 URL: https://cyberleninka . ru/article/n/sistemnyy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-protsessa-vzaimodeystviya-didakticheskih-sistem-obucheni-ya-v-vuze/ (accessed 27 February 2018) .
10 . Kuz'menko V A . Formirovaniye ekonomicheskoy kul'tury u starsheklassnikov v protsesse obucheniya angliyskomy yazyku
[Forming the economic culture basis of senior pupils in the process of the English language teaching] . Vestnik Chelyabinskogo gos. ped. un-ta - Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2009, no . 9 (in Russian) . URL: http://ftp . cspu . ru/upload/ archiv-vestnik/2009/2009_9 . pdf /(accessed 01 February 2018) . 11. Mikulan R . L . Ekonomicheskaya kul'tura sovremennogo shkol'nika: suchshnost' i usloviya formirovaniya [Economic culture of the modern student: the nature and conditions of formation] . Vestnik Stavropol'skogo gos. un-ta - Bulletin of the Stavropol state University, 2007, no . 49, p . 92 (in Russian) . URL:https://cyberleninka . ru/article/n/ekonomicheskaya-kultura-sovremennogo-shkolnika-suschnost-i-usloviya-formirovaniya/ (accessed 08 February 2018) 12 . Kondratenko T M . Formirovaniye osnov ekonomicheskoy kul'tury mladshikh shkol'nikov v uchebnoy deyatel'nosti. Dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the foundations of economic culture of younger students in educational activities . Diss . . . cand . of ped . sci . ], Moscow, 2002 . 217 p . (in Russian) .
Petrova T. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: petrovata@tspu.edu.ru