Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРКТИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
АРКТИКА / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСУРСНАЯ БАЗА / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Зубарев Алексей Александрович, Хряпов Алексей Дмитриевич

Рассматриваются актуальные вызовы военной безопасности Российской Федерации в Арктике с учетом меняющихся военно-политических условий и определяются меры по их парированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT CHALLENGES TO RF MILITARY SECURITY IN THE ARCTIC

The paper looks at the topical challenges to the military security of the Russian Federation in the Arctic with a view to the changing military-political conditions and names the measures to parry those.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРКТИКЕ»

Современные вызовы военной безопасности Российской Федерации в Арктике

Генерал-лейтенант А.В. МОРОЗОВ Капитан 1 ранга А.А. ЗУБАРЕВ Капитан 1 ранга А.Д. ХРЯПОВ

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются актуальные вызовы военной безопасности Российской Федерации в Арктике с учетом меняющихся военно-политических условий и определяются меры по их парированию.

ABSTRACT

The paper looks at the topical challenges to the military security of the Russian Federation in the Arctic with a view to the changing military-political conditions and names the measures to parry those.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Арктика, военная безопасность, ресурсная база, Северный морской путь, военная опасность, военная активность.

Arctic, military security, resource base, Northern Sea Route, military danger, military activity.

ВОЗРАСТАЮЩИЙ потенциал Арктики обуславливает повышение интереса ведущих государств мира к природным ресурсам северных территорий, а также к установлению контроля над стратегическими морскими и воздушными коммуникациями региона. Сокращение ледового покрова и, как следствие, расширение доступности природных богатств приводят к активизации экономической деятельности в Арктике и развитию ее транспортной инфраструктуры.

По оценкам геологической службы США, арктические запасы углеводородов составляют 22 % от мировых, из них 60 % сосредоточены в российском секторе1.

Для России Арктический регион является важнейшей ресурсной базой для экономического развития и энергетической безопасности страны, а также залогом ее конкурентоспособности на мировом рынке. Эффективное освоение российской Арктики неразрывно связано с развитием транспортных коммуникаций региона. Ключевую роль при этом играет Северный морской путь — примыкающая к российскому арктическому побережью морская артерия, связывающая Европу и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион и имеющая для нашей страны стратегическое значение.

Сохранение и укрепление позиций в Арктике является важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации, которая осуществляет последовательный курс на укрепление политической стабильности, обороноспособности, модернизацию и развитие экономики.

Усиление государственного регулирования деятельности в Арктической зоне нашей страны является вполне обоснованным и своевременным. В 2020 году Президентом Российской Федерации утверждены важнейшие документы стратегического планирования, определяющие цели, направления, задачи, меры и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике («Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»2 и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»3).

Основными задачами государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере обеспечения военной безопасности являются выполнение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности, а также повышение возможностей группировок войск (сил) и поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников.

Основным инструментом защиты национальных интересов и обеспечения военной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации на «северном фланге» является Северный флот — межвидовое стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющее задачи военного округа, на «восточном фланге» эти задачи успешно решает Восточный военный округ.

В условиях динамично меняющейся военно-политической обстановки повышается значение оценки вызовов военной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе.

По вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике имеется значительный спектр публикаций (Е.В. Бей4, И.В. Гурлев5, И.С. Дорошенко6, В.П. Журавель7'8 и др.), в которых определен и проанализирован широкий круг вызовов военной безопасности, военных опасностей и военных угроз Российской Федерации в северных широтах, предложены пути и направления решения проблемных вопросов.

В настоящей статье рассмотрены актуальные вызовы военной без-

опасности Российской Федерации в регионе, требующие в современных условиях принятия конкретных мер со стороны военно-политического руководства Российской Федерации.

Во-первых, в условиях обострения противоречий между странами Запада и Российской Федерацией военно-политическая обстановка в Арктике характеризуется наращиванием иностранного военного присутствия, направленного на сдерживание Российской Федерации.

Консолидируясь «под флагом» блока НАТО, государства Арктического региона сворачивают политические контакты и сотрудничество с Россией по целому ряду направлений. Так, иностранные государства — члены Арктического совета приняли совместное решение о приостановке работы своих представителей во всех официальных мероприятиях, спланированных в рамках председательства России в 2021—2023 годах в Арктическом совете. При этом предложено изолировать Россию от процесса обсуждения вопросов Заполярья. Одновременно Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и страны Евросоюза приостановили взаимодействие с Российской Федерацией в рамках Совета Баренцева / Евроарктического региона и программы Европейского союза «Северное измерение».

Особая роль в арктической политике Североатлантического союза отводится Норвегии, на территории которой размещена система заблаговременного складирования вооружения и военной техники для прибывающих войск усиления. В апреле 2022 года правительство Норвегии присоединилось к очередному пакету санкций ЕС и закрыло национальные порты для захода судов под флагом России.

США и их союзники по НАТО под предлогом «вынужденного реагирования» на деятельность российских Вооруженных Сил в Заполярье реализуют комплекс мер по укреплению «северного фланга» альянса, увеличивают количество и масштабы проводимых мероприятий оперативной и боевой подготовки ОВС НАТО, проводят агрессивную информационную кампанию по обвинению России в милитаризации Арктики, демонстрируют политическую решимость по противодействию России. Уже в текущем году в Арктике под эгидой НАТО и по национальным планам проведено около 20 мероприятий оперативной и боевой подготовки по отработке вопросов боевого применения межвидовых группировок войск (сил) в Заполярье. Наиболее значимое из них «Колд риспонс-2022», проведенное ОВС НАТО на территории Норвегии, в прилегающих акваториях Норвежского и Баренцева морей. В нем приняли участие свыше

Усиление государственного регулирования деятельности в Арктической зоне нашей страны является вполне обоснованным и своевременным. В 2020 году Президентом

Российской Федерации утверждены важнейшие документы стратегического планирования, определяющие

цели, направления, задачи, меры и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике

(«Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и «Стратегияразвития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»).

30 тыс. военнослужащих, около 150 ед. авиационной техники, до 40 кораблей и вспомогательных судов. Не снижается интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки в восточной части Арктического океанского района и на американском континенте. Кроме того, в США завершено развертывание на АвБ Эйлсон (шт. Аляска) более 50 тактических истребителей Б-35Л «Лайтнинг-2».

В целях парирования военной активности США и их союзников по НАТО в Арктике Минобороны России продолжается выполнение комплекса мероприятий стратегического сдерживания, включающего проведение оперативных учений межфлотских группировок сил (войск) в акваториях арктических морей и походы кораблей Северного флота в акваторию Северного морского пути, а также выполнение полетов дальней и противолодочной авиации над акваториями Северного Ледовитого океана и северо-восточной части Атлантического океана, пусков баллистических и крылатых ракет морского базирования большой дальности.

В марте—апреле текущего года в рамках противодействия ОВС НАТО, участвующим в учении «Колд риспонс-2022», силами Северного флота не допущены внезапное развертывание группировок ОВМС НАТО в акваторию Баренцева моря и несанкционированный заход кораблей ОВМС НАТО в акваторию Северного морского пути.

Кроме того, начиная с 2021 года под руководством Главного командования Военно-Морского Флота и при участии Русского географического общества на регулярной основе проводятся арктические экспедиции по освоению новых, ранее не изученных, северных районов. Так, в марте—апреле 2021 года на архипелаге Земля Франца Иосифа (о. Земля Александры) проведена не имеющая аналогов как в советский период, так и в современной истории России комплексная арктическая экспедиция «Умка-2021», в ходе которой выполнено более 40 учебно-боевых, научно-исследовательских и практических мероприятий различной направленности (рис.).

В ходе экспедиции впервые в истории ВМФ выполнены: всплытие из-подо льда трех атомных подводных лодок в ограниченном районе; полет в приполюсный район пары истребителей МиГ-31 с проходом географической точки Северного полюса; практическая торпедная стрельба атомной подводной лодкой из-подо льда; тактическое учение подразделения арктической мотострелковой бригады в сложных метеоусловиях. По итогам проведенных мероприятий образцы вооружения, военной и специальной техники, участвовавшие в военно-технических экспериментах, в целом подтвердили свои тактико-технические характеристики в условиях высоких широт и низких температур.

Рис. Комплексная арктическая экспедиция «Умка-2021»

Во-вторых, хотя планируемое вступление Финляндии и Швеции в блок НАТО представляет собой всего лишь юридическое оформление давно сложившихся отношений, его в настоящее время необходимо рассматривать как наиболее актуальный вызов Российской Федерации, который требует принятия комплекса адекватных мер. Это обусловлено тем, что протяженность государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами — членами блока НАТО увеличится более чем на 1000 км, а на территории этих стран, по аналогии с Норвегией, могут быть размещены на временной или постоянной основе формирования ОВС НАТО и развернута система заблаговременного складирования вооружения и военной техники, материальных средств. Кроме того, возможное размещение в Финляндии оперативно-тактических ракетных комплексов создаст угрозу нанесения поражения объектам оборонно-промышленного комплекса в Архангельской области и транспортной инфраструктуре в регионе в целом.

С нашей стороны это потребует наращивания на северном направлении состава сухопутных и береговых войск, ракетных войск и артиллерии, войск противовоздушной обороны и авиации, в том числе беспилотной, а также планирования нанесения ударов высокоточным оружием большой дальности по объектам на территориях Финляндии и Швеции.

В-третьих, учитывая незавершенность юридического оформления прав приарктических стран на шельфовые ресурсы Арктики, а также заявления ряда внерегио-нальных государств о необходимости использования арктических ре-

сурсов всеми государствами мира и придания «международного статуса» Северному морскому пути, следует ожидать в рамках реализации концепции «свободы судоходства» проведения преднамеренных провокационных действий как в Баренцевом море, так и в акватории Северного морского пути. При этом в качестве возможных вариантов действий может быть проход кораблей (судов) ВМС США: транзитный переход по всей акватории Северного морского пути с запада на восток или в обратном направлении, переход от Берингова пролива к Новосибирским островам или из Баренцева моря к арх. Северная Земля, одновременный вход двух кораблей с западного и восточного направлений, сопровождающиеся маневрированием в непосредственной близости от мест дислокации войск (сил) Северного флота и Восточного военного округа (Новосибирские о-ва, о. Врангеля, арх. Новая Земля, Земля Франца-Иосифа). При этом не исключено умышленное загрязнение морской среды (например, путем сброса нефтепродуктов или других химически опасных веществ российского производства) с целью последующего обвинения России в безответственном отношении к сохранению окружающей среды и экосистемы региона.

В целях противодействия возможным провокациям Минобороны России совместно с ФСБ России с привлечением хозяйствующих в Арктике субъектов спланирован комплекс мероприятий, предусматривающий: наращивание средств разведки и поражения на архипелагах и побережье Северного Ледовитого океана, увеличение интенсивности полетов авиации ВС РФ и ФСБ России, установление слежения оружием за кораблями

(судами) ВМС США, а также выполнение практических действий силами и средствами для отказа от несанкционированного прохода проливных зон в акватории Северного морского пути.

Подводя итог, отмечаем, что страны Запада, действуя в рамках солидарной евроатлантической и общеевропейской политики, демонстрируют приверженность к дальнейшей деградации отношений и усилению противостояния с Россией в регионе.

Устремления отдельных стран к нанесению ущерба российским национальным интересам в Арктике с опорой на военную силу могут привести к возрастанию напряженности в регионе и послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций. Российские Вооруженные Силы, безусловно, способны обеспечить военную безопасность страны в регионе и готовы к немедленному реагированию на любое развитие военно-политической обстановки.

Важно отметить, что усилия российской стороны по модернизации своих Вооруженных Сил и по проведению мероприятий боевой и оперативной подготовки в Арктике не направлены против государств региона.

В рамках международного сотрудничества, несмотря на наличие разногласий в политической сфере, Россия готова к жизненно необходимому взаимодействию по вопросам авиационного и морского поиска и спасания, ликвидации аварийных разливов нефти, а также борьбы с трансграничной преступностью, реализация которых также была приостановлена.

Российская Федерация нацелена на укрепление международной безопасности через совместную коллективную работу и последовательно выступает против милитаризации Арктики и за ее сохранение как сферы мирного сотрудничества. Считаем, что арктические государства должны решать все возникающие проблемы только путем равноправного диалога.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гурлев И.В. Проблемы обеспечения национальной безопасности России в Арктике // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 3. С. 31.

2 Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: kremlin.ru.

3 Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: kremlin.ru.

4 Бей Е.В. Обеспечение военной безопасности в Арктике: история вопро-

са // Военная Мысль. 2020. № 12. № 3. С. 14—25.

5 Гурлев И.В. Проблемы обеспечения национальной безопасности России...

6 Дорошенко И.С. Кооперация стран Северной Европы по обеспечению военной безопасности в Арктическом регионе в рамках НАТО и ЕС // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2019. № 1. С. 127—138.

7 Журавель В.П. Вызовы и угрозы военной безопасности в Арктике // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 217—224.

8 Журавель В.П. НАТО и вопросы национальной безопасности России в Арктике // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 2. С. 55—61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.