DOI:10.38197/2072-2060-2020-226-6-85-98
НОВЫЕ УГРОЗЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ В АРКТИКЕ:
ПРОБЛЕМЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
NEW THREATS
TO RUSSIA'S NATIONAL
SECURITY IN THE ARCTIC:
PROBLEMS
OF COUNTERACTION
журавель валерий петрович
Руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, кандидат педагогических наук, доцент
valery p. zhuravel
Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor
86
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности РФ в Арктическом регионе со стороны блока НАТО. Особое внимание уделяется анализу усиления военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран альянса и проведению ими многонациональных военных учений в регионе. Делается вывод, что активизация НАТО на Крайнем Севере может привести к переконфигурации отношений в сфере безопасности. Раскрываются меры РФ по укреплению обороноспособности на арктическом направлении, защите ее суверенитета и территориальной целостности. ABSTRACT
The article reveals real and potential threats to the national security of the Russian Federation in the Arctic region by the NATO. According to the author, these include: the strengthening of the military presence in the Arctic of the Arctic Ocean coastal States and other NATO countries; the increase in the combat capabilities of groups of coalition and national Armed Forces (Navy) of the United States and NATO; the development of naval-based missile defences and early warning systems; the expansion of the United States military satellite constellation to the Arctic; increased activity by the special services of foreign states in conducting intelligence activities in the Arctic and in the frontier territory of the Russian Federation; conduct of multinational military exercises and transfer of combat training areas to the Arctic; the desire of a number of foreign countries to give the Northern Sea Way the status of an international transport highway, and of the Norwegian leadership to change the status of Spitsbergen, to reduce and eventually completely displace the Russian Federation from the archipelago; increasing attempts to discredit the activities of the Russian Federation in the Arctic. The article discusses the measures of the Russian Federation t o strengthen the defensive capability in the Arctic direction, paying special attention to the protection of its sovereignty and territorial integrity.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Россия, Арктика, угрозы, безопасность, СМП, Шпицберген, Объединенное стратегическое командование «Север», суверенитет. KEYWORDS
Russia, Arctic, threats, security, NSR, Spitsbergen, Joint strategic command North, sovereignty.
События последних лет показывают, что НАТО потенциальным противником в Арктике видит Россию. Отсюда их основной стратегической целью является противодействие росту российского влияния на Крайнем Севере. Их действия представляют реальную угрозу национальной безопасности России в Арктическом регионе [1].
Угрозы безопасности России
Это выражается в первую очередь в усилении их военного присутствия в Арктике. Так, в докладе на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России в декабре 2018 г. глава ведомства С.К. Шойгу выделил следующие тенденции осложнения военно-политической обстановки, затрагивающие Арктический регион: с 2018 г. воссоздается второй оперативный флот ВМС США; с целью обеспечения переброски войск из США для их развертывания в Европе принято решение о формировании к 2022 г. двух новых штабных структур: объединенного командования ОВС НАТО — «Атлантика» и объединенного командования тыла1. В этом плане я хотел бы, чтобы мы обратили внимание на такую страну, как Норвегия, которая является северным форпостом Альянса, где кроме того, что происходят ежегодно крупные учения, в последние 10 лет удвоилось
1 Заседание коллегии Министерства обороны. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны. 18.12.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/59431 (дата обращения: 25.08.2020).
88
количество заходов натовских субмарин, в том числе атомных, в норвежские порты. В северонорвежском Вардё, в 50 км от границы с Россией, в рамках модернизации действующей радиолокационной системы «Глобус-2» сооружается новая, более мощная РЛС, в числе задач которой будет фиксация в интересах ПРО США нашего воздушного пространства, удвоена численность дислоцированных подразделений американской морской пехоты. Самое печальное то, что она провоцирует нейтральные государства Швецию и Финляндию к вступлению в будущем в состав блока, что, конечно, вызывает угрозу нашей стране. В Баренцевом море, на трассе Северного морского пути (СМП) мы наблюдаем провокационные действия, которые происходят у наших границ. Есть масса других примеров, которые говорят о том, что этот процесс происходит реально. Агрессивность НАТО усиливается. На это обращает внимание не только министр обороны, есть соответствующее заявление и руководства аппарата Совета Безопасности РФ.
В ноябре 2020 г. норвежские власти приняли решение о допуске американских атомных подлодок в порт Тёнснес в городе Тромсё. В скором времени в норвежском Тромсё начнется строительство базы для атомных подводных лодок в Арктике. В связи с этим наше посольство в Осло 9 ноября объявило о заморозке полноценного взаимодействия двух стран по военной линии. Это серьезное заявление. Я его полностью поддерживаю. Север Норвегии становится одним из самых милитаризированных регионов Скандинавии. В этой связи предлагается провести консультации со странами Арктического совета о переносе Секретариата Совета из Тромсё в другую страну. Он там функционирует с 2013 г. Почему бы не перенести его в Россию, которая будет председательствовать в Совете с мая 2021 г. в течение двух лет, а потом
переносить в другие страны, которые будут председательствовать в Арктическом совете. Секретариат не может находиться в милитаризованном городе.
Наши военные в последние два-три года наблюдают рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных Вооруженных сил (Военно-морских сил) США и НАТО, развитие систем противоракетной обороны морского базирования и раннего предупреждения, а также увеличение военной спутниковой группировки Соединенных Штатов, нацеленной на Арктику [2]. И это не может не настораживать.
Хотел бы отметить и рост активности спецслужб иностранных государств по ведению разведывательной деятельности в Арктике и на приграничной территории Российской Федерации. В частности, вблизи границ РФ проходят корабли разведки ВМС Норвегии, а с ее авиабаз постоянно вылетают на патрулирование самолеты США Poseidon.
Для НАТО характерно ежегодное проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в Арктическую зону. Так, в апреле — мае 2020 г. на территории ряда государств Европы вдоль западной границы России состоялись их учения «Defender Europe-2020», в которых, помимо европейских натовцев, приняли участие более 20 тысяч американских военнослужащих и тысячи единиц военной техники. Учения стали крупнейшими с окончания «холодной войны» и, что примечательно, совпали по времени с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Далее, в первой декаде мая 2020 г. в Баренцевом море проходили маневры ударной группировки объединенных ВМС стран Альянса, в состав которой вошли американские эсминцы «Портер», «Дональд Кук», «Франклин Рузвельт»,
90
британский фрегат «Кент», часть из которых были оснащены крылатыми ракетами «Томагавк» и системой противоракетной обороны «Иджис»2. Впервые за долгие годы в сентябре 2020 г. британцы возглавили военную группировку в Арктике, состоящую из кораблей и самолетов Великобритании, США, Дании и Норвегии. Было объявлено, что целью операции является «демонстрация свободы судоходства». Они проходили в акватории исключительной экономической зоны России, менее чем в 100 морских милях от побережья стратегически важного для нашей страны Кольского полуострова, где базируется Северный флот и находится часть ядерного по-тенциала3. Франция одним из первых государств Евросоюза встала на путь совершенствования военной техники и придания ей способности действовать в условиях Крайнего Севера. Судоверфи в Нанте и Гавре выполняют множество заказов по строительству судов различного водоизмещения, способных действовать в Арктике. Airbus производит сверхсовременный вертолет Х6, который обладает электро-дистанционной системой управления и системой борьбы с обледенением, что позволит ему успешно действовать в Арктике4. И таких примеров можно приводить немало.
В последние годы мы видим настойчивое стремление ряда иностранных государств, в первую очередь США, Норвегии, Японии, Китая и Канады, придать СМП статус международной транспортной магистрали. Вопрос о контроле над ним
2 Северный флот следит за кораблями НАТО в Баренцевом море. 04.05.2020. URL: https:// rg.ru/2020/05/04/severnyj-flot-sledit-za-korabliami-nato-v-barencevom-more.html?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 07.05.2020).
3 СМИ: Арктический регион скатывается к опасным играм между НАТО и Россией. 17.09.2020. https://topcor.ru/16518-smi-arkticheskij-region-skatyvaetsja-k-opasnym-igram-mezhdu-nato-i-rossiej.html (дата обращения: 17.10.2020).
4 Настойчиво, но элегантно: как Франция продвигается к арктическим ресурсам. 20.08.2020. https://goarctic.ru/abroad/nastoychivo-no-elegantno-kak-frantsiya-prodvigaetsya-k-arkticheskim-resursam/ (дата обращения: 17.10.2020).
для России имеет критическое значение, поскольку это пока единственный транспортный путь, способный интегрировать отдаленные районы Крайнего Севера страны и их ресурсный потенциал в национальную экономику страны. Для интеграции Севморпути в мировую транзитную систему в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора при условии сохранения своего суверенитета в Арктике России необходимо совершенствовать его инфраструктуру, создавать условия для развития контейнерных перевозок, привлекать крупнейших международных судовладельцев и грузовладельцев для перевозки грузов [3].
Вот уже несколько лет мы сталкиваемся со стремлением руководства Норвегии изменить статус архипелага Шпицберген как демилитаризованной зоны, сократить и в перспективе полностью вытеснить Российскую Федерацию с архипелага. В послании Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова главе МИД Норвегии И.М. Эриксен Сёрэйде от 4 февраля 2020 г., в связи со 100-летним юбилеем Договора о Шпицбергене, подписанного 9 февраля 1920 г. в Париже, в части обеспечения «одинакового свободного доступа» на архипелаг и возможностей ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства», отмечена озабоченность по поводу введенного ограничения на использование российского вертолета, порядка при отправке со Шпицбергена российских граждан, неправомерного установления Норвегией так называемой «рыбоохранной зоны», искусственного расширения природоохранных зон для ограничения экономической активности на архипелаге, ряд других проблем5. По вине норвежцев проблемные вопросы
5 О послании Министра иностранных дел России С.В. Лаврова Министру иностранных дел Норвегии И.М. Эриксен Сёрэйде по случаю 100-летия подписания Договора о Шпицбергене.
92
российского присутствия на архипелаге не решаются годами. Важно понимать, что Россия осуществляет хозяйственную деятельность на Шпицбергене на протяжении многих десятилетий и не намерена сворачивать свое присутствие. Вопросы правового статуса и режима морских пространств Шпицбергена можно отнести к категории затяжных споров, которые не вызывают, по крайне мере пока, резкого обострения ситуации в регионе. Однако это не значит, что такое положение обязательно сохранится в будущем.
Усиливаются попытки дискредитации деятельности Российской Федерации в Арктике со стороны наших геополитических противников. Данная работа проводится ими постоянно. На разных этапах она то ослаблялась, то усиливалась. Актуальность данной проблемы состоит в том, что она затрагивает вопросы суверенитета РФ. По-прежнему обвиняют Россию в милитаризации Арктики. В настоящее время особо обращается внимание на факты нарушения экологических правил (к сожалению, мы даем повод к таким обвинениям), загрязнения ее территории при использовании старого оборудования при добыче углеводородов, при других видах экономической деятельности. Модной стала тема обвинения РФ в притеснении коренных малочисленных народов Севера. Западные страны периодически напоминают о радиоактивном заряжении российских арктических территорий в период военной и хозяйственной деятельности СССР. Следует отметить, что в водах Арктики СССР/Россией их было затоплено около 18 тысяч. На сегодня в Арктике утилизировано 119 из 121 отслуживших свой срок атомных подводных лодок6. Учитывая данные про-
04.02.2020. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/4019093 (дата обращения: 27.10.2020).
6 Президиум РАН: очистить Арктику от последствий «холодной войны». 02.12.2015. URL: http:// scientificrussia.ru (дата обращения: 07.08.2020).
блемы, руководство страны прилагает значительные усилия по полному завершению радиоэкологической реабилитации российской Арктики и разработке комплекса необходимых для решения этой задачи правительственных актов [4].
Ответные меры России
В этих условиях Россия принимает меры по усилению безопасности в Арктике. С 2014 г. начала действовать новая военная структура — Объединенное стратегическое командование «Север». В нее вошли Северный флот в полном составе, 45-я армия ВВС и ПВО, ряд соединений и частей Центрального и Восточного военных округов и других силовых структур. Особое внимание обращено на выполнение комплекса мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности.
В группировке войск возрастает роль Северного флота. К концу 2020 г. и в 2021 г. соответственно войдут в строй и заступят на боевую вахту крейсеры «Князь Владимир», «Казань» и дизель-электрическая субмарина с ракетами типа «Калибр» на борту.
Подразделения нового зенитного ракетного полка объединения ПВО Северного флота в апреле 2020 г. заступили на боевое дежурство в Арктике. Комплексы С-300 будут охранять воздушное пространство Якутии и участок Северного морского пути7.
Всего в Арктике планируется построить 13 аэродромов, один наземный авиационный полигон, а также 10 радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации, которые будут размещены на военных базах.
7 Расчеты С-300 Северного флота заступили на боевое дежурство в Арктике. 03.04.2020. URL: https://rg.ra/2020/04/03/reg-szfo/raschety-s-300-severnogo-flota-zastupiH-na-boevoe-dezhurst-vo-v-arktike.html?utm_source=yxnews&utm medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%-2Fyandex.ru%2Fnews /(дата обращения: 15.10.2020).
94
По информации командующего Северным флотом адмирала Александра Моисеева, активно идет процесс модернизации баз новых подлодок в Заозерске и Гаджиево8.
На аэродромах, расположенных за полярным кругом, планируется разместить новые модели российских самолетов. Ожидается, что восстановленными взлетно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.
В последнее время к решению задач по укреплению безопасности в Арктике подключается и Росгвардия, которая в 2019 г. приняла под охрану первую плавучую атомную теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов» в акватории морского порта Певек на Чукотке. В 2020 г. планируется завершить дооборудование порта Сабетта мобильным комплексом, усиленным, в том числе, морской и амфибийной составляющими. К концу года под защитой войск будут находиться девять морских арктических портов.
Решению поставленных задач способствуют ежегодно проводимые военные учения, мероприятия по оптимизации группировок войск и воинских формирований, оснащению их новыми образцами оружия и боевой техники.
Возводится новая инфраструктура для воинских частей и гарнизонов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, способная обеспечить более 20 тысяч военнослужащих, их семей и гражданских, работающих на объектах минобороны9.
Следует отметить, что это тот минимум, который позволяет поддерживать их боевой потенциал на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии.
8 Россия модернизирует базу для подлодок в Арктике. 18.03.2020. URL: https://lenta.ru/ news/2020/03/18/base/(дата обращения: 17.09.2020).
9 Строительство военных городков в Арктике продолжится до 2020 года 18.08.2016. URL: http:// www.arctic-info.ru/news/18-08-2016/stroitelstvo-voennyh-gorodkov-v-arktike-prodolzhitsya-do-2020-goda/ (дата обращения: 27.09. 2016).
Вся деятельность России в Арктике предельно открыта. Вооруженные силы России совместно с МЧС, пограничными органами ФСБ, МВД и Росгвардией способствуют сохранению баланса сил в регионе, твердо отстаивают национальные интересы страны, противодействуют новым вызовам и угрозам безопасности, выполняют задачи по защите и охране государственной границы, продолжают восстанавливать свою военную инфраструктуру, обеспечивают деятельность хозяйствующих субъектов по разведке и добыче углеводородов и охране месторождений [5].
Заключение
Необходимость повышения контроля за арктическим пространством возрастает в связи с активизацией экономической деятельности, особенно судоходства по СМП. По данным Минтранса РФ, если в 2013 г. было перевезено менее 4 млн т грузов, то в 2019 г. уже 30 млн т10. И этот грузопоток несмотря на COVID-19 не уменьшается.
Активизация НАТО в Арктическом регионе, на наш взгляд, может привести к переконфигурации отношений в сфере безопасности. Прекращение с 2014 г. контактов между начальниками Генеральных штабов армий стран Арктического совета сильно мешает конструктивному и своевременному решению военных вопросов в этом регионе.
При этом следует отметить, что при всей напряженности в регионе, уровень милитаризации Арктики не выходит за пределы разумной достаточности. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе международные риски в регионе могут возрасти в случае дальнейшего сохранения политической напряженности в отношениях России с Западом [6].
10 Объем перевозок грузов по Севморпути достиг 30 млн тонн. 13.01.2020. URL: https:// sudostroenie.info/novosti/29125.html (дата обращения: 15.01.2020).
96
Нельзя также не учитывать то обстоятельство, что сохраняющиеся противоречия по проблеме разделения северных территорий между приарктическими странами Альянса не позволяют ее руководству в настоящее время завершить выработку консолидированных подходов по вопросам политики блока в Арктическом регионе. Об этом мы должны помнить и своевременно принимать меры по укреплению обороноспособности на арктическом направлении.
Библиографический список
1. Глотов В.И., Аржанова И.А. НАТО и безопасность в Арктике: проблемы, возможности, перспективы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9. — № 5. — С. 92-96.
2. Криволапов О.О. Военная политика администрации Д. Трампа в Арктике: первые шаги // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2019. — № 4. — С. 31-45.
3. Fedorov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A. Scientific approaches to defining the territorial boundaries of the Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2019. 012012. DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012012
4. Саркисов А.А. К вопросу о ликвидации радиоактивных загрязнений в Арктическом регионе // Вестник Российской академии наук. — 2019. — Т. 89. — № 2. — С. 107-124.
5. Гриняев С.Н., Журавель В.П. Вопросы комплексной безопасности в Основах государственной политики России в Арктической зоне до 2035 г.: предыдущий опыт и перспективы реализации // Арктика и Север. — 2020. — № 39. — С. 52-74. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.39.52
6. Загорский А.В. Безопасность в Арктике. — М.: ИМЭМО РАН. 2019. — 114 с.
References
1. Glotov V.I., Arzhanova I.A. NATO i bezopasnost' v Arktike: problemy, vozmozhnosti, perspektivy [NATO and security in the Arctic: problems, opportunities, prospects] // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities. Bulletin of the University of Finance]. -2019. - vol. 9. - № 5. - pp. 92-96.
2. Krivolapov O.O. Voennaya politika administracii D. Trampa v Arktike: pervye shagi [The military policy of the D. Trump administration in the Arctic: first steps] // SSHA. Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA. Canada: economics, politics, culture]. — 2019. — № 4. — pp. 31-45.
3. Fedorov V.P., Zhuravel V.P., Grinyaev S.N., Medvedev D.A. Scientific approaches to defining the territorial boundaries of the Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2019. 012012. DOI: 10.1088/1755-1315/302/1/012012
4. Sarkisov A.A. K voprosu o likvidacii radioaktivnyh zagryaznenij v Arkticheskom regione [On the question of the elimination of radioactive contamination in the Arctic region] // Vestnik Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences]. — 2019. — vol. 89. — №2. — pp. 107-124.
5. Grinyaev S. N., Zhuravel V. P. Voprosy kompleksnoy bezopansosti v Osnovakh gosudarstvennoy politiki Rossii v Arkticheskoy zone do 2035 g.: predydushchij opyt i perspektivy realizatsii// Arktika i Sever [Issues of integrated security in the Framework of Russia's state policy in the Arctic zone until 2035: previous experience and prospects for implementation / / Arctic and North.]. — 2020. — № 39. — pp. 52-74. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.39.52
6. Zagorskij A.V. Bezopasnost' v Arktike [Security in the Arctic]. — M.: IMEMO RAN. — 2019. —114 p.
98
Контактная информация / Contact information
Центр арктических исследований Института Европы РАН 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3.
Centre for Arctic Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences 11-3, Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia. Журавель Валерий Петрович / Valery P. Zhuravel zhvalery@mail.ru