Научная статья на тему 'ОТВЕТЫ РОССИИ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ В ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЯХ'

ОТВЕТЫ РОССИИ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ В ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Арктика / Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г. / международное право / США / «Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике» / военное присутствие / Шпицберген / Норвегия / Договор о Шпицбергене 1920 г. / Республика Корея / Япония / военные учения / Российская армия / боевой потенциал / Северный флот / Росгвардия / экономика / СМП / ледокол / «Ямал-СПГ» / «Арктик СПГ-2» / арктическое сознание. / Russia / Arctic / Fundamentals of state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035 / international law / USA / «Memorandum on the protection of US national interests in the Arctic and Antarctic» / military presence / Spitsbergen / Norway / Treaty of Svalbard 1920 / Republic of Korea / Japan / war games / Russian army / combat potential / Northern fleet / National Guard of the Russian Federation / economy / northern sea route / icebreaker / «Yamal LNG» / «Arctic LNG-2» / Arctic consciousness
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТЫ РОССИИ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ В ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЯХ»

Журавель В.П?

ОТВЕТЫ РОССИИ НА ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ В ВОЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЯХ

Ключевые слова: Россия, Арктика, Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г., международное право, США, «Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике», военное присутствие, Шпицберген, Норвегия, Договор о Шпицбергене 1920 г., Республика Корея, Япония, военные учения, Российская армия, боевой потенциал, Северный флот, Росгвардия, экономика, СМП, ледокол, «Ямал-СПГ», «Арктик СПГ-2», арктическое сознание.

Keywords: Russia, Arctic, Fundamentals of state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035, international law, USA, «Memorandum on the protection of US national interests in the Arctic and Antarctic», military presence, Spitsbergen, Norway, Treaty of Svalbard 1920, Republic of Korea, Japan, war games, Russian army, combat potential, Northern fleet, National Guard of the Russian Federation, economy, northern sea route, icebreaker, «Yamal LNG», «Arc-tic LNG-2», Arctic consciousness.

Введение

Новые вызовы и угрозы ставят перед экспертами задачу переосмысления места и роли Арктической зоны России в обеспечении национальных интересов, экономического, социального и оборонного стратегического развития страны, методов государственного регулирования развития макрорегиона. В современных условиях успех политики России на арктическом направлении зависит не только от практической реализации уже намеченных стратегических целей, но и от уточнения конкретных планов и программ с учётом быстро меняющейся геополитической обстановки в мире и непосредственно в Арктическом регионе.

Международные вызовы России в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике

Глубокий анализ международных вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике в современных условиях дан в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне до 2035 года2 (далее - «Основы»), которые президент В.В. Путин утвердил 5 марта 2020 г. указом № 164.

Основные вызовы в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике находят свое проявление в попытках ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества. Ряд стран (США, Китай, Япония, Финляндия) стремятся изменить режим плавания по Северному морскому пути, по сути, добиваясь его интернационализации, что в конечном итоге может снизить влияние России в регионе3. В частности, высокопоставленные чиновники Соединенных Штатов предлагают распространить Freedom of Navigation Operation на Севморпуть. С другой стороны, вопрос о контроле над СМП, по оценке А. Бартоша, имеет критическое значение для нашей страны, поскольку это пока единственный транспортный путь, способный интегрировать отдаленные районы Крайнего Севера и их ресурсный потенциал в национальную экономику страны4. Для интеграции Севморпути в мировую транзитную систему в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора при условии сохранения своего суверенитета в Арктике России необходимо совершенствовать его инфраструктуру, создавать условия для развития контейнерных перевозок, привлекать крупнейших международных судовладельцев и грузовладельцев для перевозки грузов. Усилилось давление на Россию по таким вопросам, как определение внешних границ континентального шельфа, раздел морских акваторий, разработка нефтегазовых ресурсов в контексте обеспечения экологической безопасности, эксплуатация биоресурсов, доступ иностранных государств к СМП.

1 Журавель Валерий Петрович - к.п.н., доцент, в.н.с., руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. E-mail: zhvalery@mail.ru

2 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164. - http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN04OgKiI1mAvaM. pdf. См. также: Журавель В.П. О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 года. Аналитическая записка на сайте ИЕ РАН. 2020. - № 9. - http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an192.pdf

3 Бекяшев К.А., Галстян Г.Г. Современный правовой режим Северного морского пути. Может ли он стать интернациональным? // Рыбное хозяйство. 2019. - № 4. - С. 45-50.

4 Бартош А.А. Гибридные угрозы возникли в Арктике. 02.12.2016. - http://nvo.ng.ru/gpolit/2016-12-02/1_928_arctic.html

К вызовам в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике относится и незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике. Это положение пытаются использовать в своих интересах неарктические государства. Не имея необходимых прав на разработку арктического шельфа, поскольку у них нет прямого выхода к Северному Ледовитому океану, они прилагают политические и экспертные усилия по ослаблению уже принятых правовых норм в Арктике. Свои амбиции по доступу к богатым природным ресурсам Арктического региона и его транспортным коммуникациям Китай, Республика Корея и Япония стремятся подкреплять соответствующей финансово-экономической и научно-технологической базой.

Следует также отметить, что не до конца урегулированы претензии на шельф между Россией, Канадой и Данией с учетом ранее поданных ими заявок в Комиссию ООН по континентальному шельфу1.

Отмечаются попытки воспрепятствования осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций. Особенно показательно это находит свое выражение в деятельности Норвегии против России на архипелаге Шпицберген2. В этой связи в послании Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова главе МИД Норвегии И.М. Эриксен Сёрэйде от 4 февраля 2020 г., связи со 100-летним юбилеем Договора о Шпицбергене, подписанного 9 февраля 1920 г. в Париже, выражена озабоченность в части обеспечения «одинакового свободного доступа» на ар-

« 3

хипелаг и возможностей ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства» .

Следует отметить, что у России накопилось много претензий к Норвегии, связанных с ущемлением российских интересов на Шпицбергене. Норвежцы упорно отказываются от проведения консультаций по проблемным вопросам российского присутствия на Шпицбергене. Принципиальные вопросы не решаются, и проблемы накапливаются. К ним, в частности, относятся ограничения на полеты вертолета ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь», направленный против российских граждан порядок депортации с архипелага, затруднение доступа в перспективные с точки зрения науки и туризма районы архипелага, недополучение средств из бюджета Шпицбергена на нужды российских поселков, задержания российских судов в так называемой «рыбоохранной зоне» и другие проблемы. Вразрез с положениями Договора 1920 г., гарантирующими «одинаковый свободный доступ» и равные возможности ведения хозяйственно-экономической деятельности, в большинстве случаев под предлогом охраны окружающей среды, вводятся новые ограничения для развития туризма, проведения полноценных научных исследований, реализации бизнес-проектов. По информации первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г. Титова «в ответ на наши призывы к диалогу в Осло ссылаются на отсутствие практики ведения консультаций с государствами подписантами Договора о Шпицбергене 1920 г. - дескать, Россия не является здесь исключением. Мы с таким подходом согласиться не можем. Из 44-х государств-участников Договора 1920 г. хозяйственную деятельность на Шпицбергене наряду с Норвегией осуществляет только Россия. Тема трудностей российских экономоператоров на архипелаге постоянно присутствует в повестке дня всех российско-норвежских политических и межмидовских контактов. Важно понимать, что Россия осуществляет хозяйственную деятельность на Шпицбергене на протяжении многих десятилетий и не намерена

4

сворачивать свое присутствие» .

По мнению А. А. Тодорова, «вопросы правового статуса и режима морских пространств Шпицбергена... можно отнести к категории затяжных споров, которые не вызывают, по крайне мере пока, резкого обострения ситуации в регионе. Однако это не значит, что такое положение обязательно сохранится в будущем. При построении сценариев развития событий нельзя полностью исключить того, что какая-то «спящая» проблема «выстрелит» и полностью перевернет обстановку в Арктике»5.

Угрозу национальной безопасности представляет наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике, в результате которого возрастает конфликтный потенциал в регионе. Так, в докладе на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России в декабре 2018 г. министр обороны С.К. Шойгу выделил следующие тенденции осложнения военно-политической обстановки, затрагивающие Арктический регион6: с 2018 г. воссоздается второй оперативный флот ВМС США; с целью обеспечения переброски войск из США для их развертывания в Европе принято решение о формировании к 2022 г. двух новых командований объединенного командования ОВС НАТО - «Атлантика» и объединенного командования тыла; увеличивается количество учений, все чаще в них принимают участие не входящие в НАТО страны, в частности - Швеция и Финляндия; возрастает количество разведыва-

1 Кузин В.Ю. Арктика - военная география региона // АРКТИКА. XXI век. Гуманитарные науки. 2017. - № 2 (12). - С. 40.

2 Стрельникова И.А. К вопросу о правовом режиме Баренцева моря. Международно-правовой статус архипелага Шпицберген // Государственная служба и кадры. - М., 2019. - № 1. - С. 71-75.

3 О послании Министра иностранных дел России С.В. Лаврова Министру иностранных дел Норвегии И.М. Эриксен Сёрэйде по случаю 100-летия подписания Договора о Шпицбергене. 04.02.2020. - https://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/4019093

4 Интервью первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г. Титова информационному агентству «Интерфакс», 9 июня 2020 года. 09.06.2020. - https://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/415574

5 Тодоров А. Договор о Шпицбергене: яркая мозаика интерпретаций. 14.02.2020. - https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dogovor-o-shpitsbergene-yarkaya-mozaika interpretatsiy/?fbclid=IwAR2CpKLp24Jd0Re0p4IV[_Ui2WdqOCXCBs8w 9UyLpDb8cc4mOw-bHZOD0Tg

6 Заседание коллегии Министерства обороны. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны. 18.12.2018. - http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/59431

тельных полетов у границ России. Для проводимых учений характерно значительное усиление антироссийской направленности1 .

Вызывают вопросы действия норвежских властей по наращиванию своей военной активности, в том числе военных приготовлений НАТО, причем подчас в непосредственной близости от российских границ. Разрабатываемые в Норвегии планы развития национальных вооруженных сил носят откровенно антироссийский характер. На постоянной основе в Норвегии расквартированы американские морские пехотинцы и военнослужащие Великобритании, анонсировано увеличение численного состава этих подразделений. Происходит отступление от соблюдавшейся с 1949 г. норвежской «базовой политики», предполагающей отказ от создания на территории страны иностранных военных баз в мирное время. За последние 10 лет удвоилось количество заходов натовских субмарин, в том числе атомных, в норвежские порты. В северонорвежском Вардё в 50 км от границы с Россией в рамках модернизации действующей радиолокационной системы «Глобус-2» сооружается новая, более мощная РЛС, в числе задач которой будет фиксация в интересах ПРО США нашего воздушного пространства. Военное руководство Норвегии заявляет о намерении развернуть в Заполярье новые подразделения, интенсифицировать проведение в этом районе тренировочных мероприятий совместно с союзниками. В 2019 году норвежская авиабаза Эрланн была задействована для проведения многонационального учения ВВС НАТО «Arctic Challenge 2019». В учении принимало участие более 100 самолетов США, Великобритании, Норвегии, Дании, Германии, Франции, Нидерландов, а также Швеции и Финляндии. Усилия норвежских властей по наращиванию военной деятельности в Арктике, стремление включить ее в зону ответственности НАТО является прямым путем к подрыву существующего мира, стабильности и атмосферы взаимодействия в регионе2.

В апреле-мае 2020 г. на территории ряда государств Европы вдоль западной границы России состоялись учения НАТО «Defender Europe-2020», в которых помимо европейских натовцев участвуют более 20 тысяч американских военнослужащих и десятки тысяч единиц военной техники. Учения стали крупнейшими с окончания «холодной войны» и, что примечательно, совпадают по времени с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В первой декаде мая 2020 г. в Баренцевом море проходили маневры ударной группировки объединенных ВМС стран НАТО, в состав которой вошли американские эсминцы «Портер», «Дональд Кук», «Франклин Рузвельт», британский фрегат «Кент», часть из которых была оснащена крылатыми ракетами «Томагавк» и системой противоракетной обороны «Иджис»3.

Усилилась активность США в Арктике и по другим направлениям. Так, Президент США Д. Трамп 10 июня 2020 г. подписал «Меморандум о защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике». В этом документе говорится о том, что стране для защиты собственных интересов и интересов своих союзников нужен «работоспособный ледокольный флот», который должен быть готов к финансовому 2029 г. Меморандумом предусматривается создание, по меньшей мере, нескольких постоянных полярных баз: двух на территории страны и двух - за границей. «Соединенные Штаты разработают и реализуют программу по созданию ледокольного флота для обеспечения полярной безопасности, которая отвечает нашим национальным интересам в Арктике и Антарктике», - отмечается в документе. Согласно меморандуму, президент поручил министру внутренней безопасности вместе с министром обороны, главой Береговой охраны и министром энергетики изучить «преимущества и риски» использования флота тяжелых ледоколов4.

Все это усиливается очередными попытками дискредитации деятельности Российской Федерации в Арктике со стороны наших геополитических противников. Данная работа проводится ими постоянно. На разных этапах она то ослаблялась, то усиливалась. Актуальность данной проблемы состоит в том, что она затрагивает вопросы суверенитета РФ5. По -прежнему обвиняют Россию в милитаризации Арктики. В настоящее время особое внимание обращается на факты нарушения экологических правил, загрязнения ее территории при использовании старого оборудования при добыче углеводородов, при других видах экономической деятельности6. Недавняя авария под Норильском, где разлилась нефть, нанеся ущерб экологии, - событие не в нашу пользу. Модной стала тема обвинения РФ в притеснении коренных малочисленных народов Севера. Западные страны периодически напоминают о радиоактивном заряжении российских арктических территорий в период военной и хозяйственной деятельности СССР. Это радиоактивные выпадения при испытаниях ядерного оружия, выносы радиоактивности северными реками России, эксплуатация атомного флота СССР/России, затопленные и затонувшие радиоактивные объекты и др. В настоящее время в водах Арктики СССР/Россией их было затоплено около 18 тысяч. На сегодня в Арктике утилизировано 119 из 121 отслуживших свой срок атомных подводных лодок7. Учитывая данные проблемы, по оценке академика РАН А. А. Саркисова, руково-

1 Криволапов О.О. Военная политика администрации Д. Трампа в Арктике: первые шаги // США. Канада: экономика, политика, культура. - М., 2019. - № 4. - С. 31-45; Теребов О.В. Арктическая политика США и интересы России: прошлое, настоящее, будущее / Ин-т США и Канады РАН. - М.: Весь Мир, 2019. - 250 с.

2 Интервью первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г. Титова информационному агентству «Интерфакс», 9 июня 2020 года. - https://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4155745

3 Северный флот следит за кораблями НАТО в Баренцевом море. 04.05.2020. - https://rg.ru/2020/05/04/severnyj-flot-sledit-za-korabliami-nato-v-barencevom-

more.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

4 Петров Г. В «битве за Арктику» США переходят в наступление. 10.06.2020. - https://ng-ru.turbopages.org/h7ng.ru/ world/2020-06-10/1_7883_arctic.html

5 Журавель В.П., Литвинов Н.Д. Суверенитет стран Арктического совета в Арктике: проблемы и механизмы обеспечения // Мир политики и социологии. 2019. - № 4. - С. 129-141.

6 Закиров С.Н., Закиров Э.С., Индрупский И.П. и др. Устаревшие технологии добычи нефти и газа как источник новых экологических катаклизмов // Экологический вестник России. 2019. - № 8. - С. 20-25.

7 Президиум РАН: очистить Арктику от последствий «холодной войны». 02.12.2015. - http://scientificrussia.ru

дство страны прилагает значительные усилия по полному завершению радиоэкологической реабилитации российской Арктики и разработке комплекса необходимых для решения этой задачи правительственных актов1.

Анализ основных вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике показывает, что России необходимо своевременно принимать адекватные меры, направленные на поддержание паритета и создание благоприятных условий для защиты национальных интересов в этом важном регионе.

Ответы России на международные вызовы в сфере обеспечения национальной безопасности

в Арктике в военной области

Россия в последние годы много сделала для усиления безопасности в Арктике. С 1 декабря 2014 г. начала действовать новая военная структура - Объединенное стратегическое командование «Север». В нее вошли Северный флот в полном составе, 45 армия ВВС и ПВО, ряд соединений и частей Центрального и Восточного военных округов и других силовых структур.

С учетом складывающейся обстановки, соотношения военных сил в Арктическом регионе, в «Основах» (пункт 19) определены задачи в сфере обеспечения военной безопасности. Особое внимание обращено на выполнение комплекса мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности. Всего в Арктике планируется построить 13 аэродромов, один наземный авиационный полигон, а также 10 радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации, которые будут размещены на военных базах. На аэродромах, расположенных за полярным кругом, планируется разместить новые модели российских самолетов. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-1602. Решению поставленных задач способствуют ежегодно проводимые военные учения, мероприятия по оптимизации группировок войск и воинских формирований, оснащению их новыми образцами оружия и боевой техники.

Актуальным становится повышение боевых возможностей группировок войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне Российской Федерации. В группировке войск возрастает роль Северного флота3. К концу 2020 г. и в 2021 г. соответственно войдут в строй и заступят на боевую вахту крейсеры «Князь Владимир», «Казань» и дизель-электрическая субмарина с ракетами типа «Калибр» на борту4. Подразделения нового зенитного ракетного полка в апреле 2020 г. заступили на боевое дежурство в Арктике, комплексы С-300 охраняют воздушное пространство Якутии и участок Севморпути. По информации командующего Северным флотом адмирала Александра Моисеева, активно идет процесс модернизации баз новых подлодок в За-озерске и Гаджиево5.

Следует отметить, что это тот минимум, который позволяет поддерживать их боевой потенциал на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии.

В «Основах» акцентируется внимание на совершенствование системы комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой в Арктической зоне. Такая же задача поставлена и Береговой охране ФСБ РФ. Поэтому важно определить первичную ответственность за ее выполнение. Наши пограничники в большей мере контролируют надводную обстановку. В последнее время к решению задач по укреплению безопасности в Арктике подключается и Росгвардия, которая в 2019 г. приняла под охрану первую плавучую атомную теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов» в акватории морского порта Певек на Чукотке6. В 2020 г. планируется завершить дооборудование порта Сабетта мобильным комплексом, усиленным, в том числе, морской и амфибийной составляющими. К концу года под защитой войск будут находиться девять морских арктических портов7. Необходимость повышения контроля за арктическим пространством возрастает в связи с активизацией экономической деятельности, особенно судоходства по СМП.

По-прежнему важной работой остается создание и модернизация объектов военной инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности войсковых формирований и органов8. Возводятся новые и восстанавливаются старые ее элементы, в том числе заполярные аэродромы и военные базы, которые предполагается использовать по двойному назначению. Так, к 2020 г. планируется разместить более 20 тысяч военнослужащих, членов их семей и гражданских лиц,

1 Саркисов А.А. К вопросу о ликвидации радиоактивных загрязнений в Арктическом регионе // Вестник Российской академии наук. - М., 2019. - Т. 89, № 2. - С. 107-124.

2 Арктический «Бастион»: Россия закрыла Севморпуть. 03.12.2019. - https://news.rambler.ru/army/43277422/?utm_content= news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

3 Евменов Н.А. Роль и место Северного флота в обеспечении безопасности в Арктическом регионе // Арктические ведомости. 2019. - № 1. - С. 66-71.

4 Северный флот пополнится тремя новыми подлодками. 19.03.2020. - https://sm-news.ru/severnyj-flot-popolnitsya-tremy a-novymi-podlodkami-58568/

5 Россия модернизирует базу для подлодок в Арктике. 18.03.2020. - https://lenta.ru/news/2020/03/18/base/

6 Встреча с директором Федеральной службы войск национальной гвардии Виктором Золотовым. 06.05.2020. - http://www. kremlin.ru/events/president/news/63302

7 Директор Росгвардии генерал армии Виктор Золотов открыл расширенное заседание коллегии ведомства. 11.03.2020. -https://rosgvard.ru/ru/news/article/direktor-rosgvardii-general-armii-viktor-zolotov-otkryl-rasshirennoe-zasedanie-kollegii-vedomstva

8 Котов А., Старчак М. Вопросы инфраструктуры и жизнеобеспечения российских военных баз в Арктике // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2019. - № 4. - С. 36-40.

работающих в системе Минобороны1. Вместе с тем понятно, что всю АЗРФ военной инфраструктурой закрыть невозможно. Размещение военных объектов должно быть построено так, чтобы обеспечивать быстрые действия на угрожаемом направлении.

Ответы России на международные вызовы в сфере обеспечения национальной безопасности

в Арктике в экономической области

Наряду с решением задач по укреплению обороны и безопасности Россия уделяет значительное внимание вопросам экономического и социального развития Арктики, укреплению ее инфраструктуры.

Совершенствуется деятельность Северного морского пути. Так, по итогам 2019 г. объём перевозок грузов по СМП составил 30 млн. т при плановом показателе 26 млн. т. Прирост грузопотока обеспечили инвест-проекты. В частности, значительный рост показали перевозки сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» и нефти с Ново-портовского месторождения2. В своем указе от 7 мая 2018 г. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу дальнейшего развития Севморпути и увеличения грузопотока по нему к 2024 г. до 80 млн. тонн3. Это большая и ответственная задача.

Продолжается формирование современного ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения круглогодичного, безопасного, бесперебойного и экономически эффективного судоходства в акваториях СМП и других морских транспортных коридоров. Сегодня в его акватории действует восемь линейных ледоколов. Из них четыре атомных - «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач» и четыре дизель-электрических - «Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын». Часть этих судов в ближайшее время будет выведена из действующего состава флота в связи с истечением сроков эксплуатации. Однако на замену идут новые атомоходы. В частности, завершены ходовые испытания головного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» в Финском заливе. Ввод этого ледокола в строй и завершение строительства ледоколов такого же класса «Сибирь» и «Урал» позволит уже к 2025 г. обеспечить круглогодичную проводку судов по самым сложным восточным участкам северного морского пути.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации на дальневосточном судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» начата подготовительная работа по реализации проекта создания головного и двух серийных атомных ледоколов проекта 10510 ЛК-120 «Лидер». Он должен обеспечить круглогодичную проводку судов по СМП со скоростью хода не менее 12 узлов в час при толщине льда до двух метров и предельной толщине льда свыше 4 м (со скоростью 1-2 узла)4. При этом скорость хода, обеспечивающая расчетный график движения и, следовательно, конкурентоспособность перевозок, явилась главным критерием при выборе параметров проекта. ССК «Звезда» позиционируется как головная верфь по формированию в Российской Федерации крупнотоннажного нефтеналивного и газового флота. В частности, на ССК также размещены заказы на строительство судов для «Роснефти», «Газпрома», «НОВАТЭКа», «Росморпорта» и «Совкомфлота». Кроме того, ПАО «НОВАТЭК» ведет переговоры с отечественными судостроителями относительно постройки четырех ледоколов на сжиженном природном газе для обеспечения навигации на западной части СМП.

Идет процесс строительства и модернизация морских портов, железнодорожных магистралей, обеспечивающих вывоз продукции из регионов европейской и азиатской частей страны по СМП. Расширяется сеть аэропортов и посадочных площадок;

Началось реализация нескольких крупных инновационных проектов на арктической территории России. Важное место среди них принадлежит проекту «Ямал СПГ» в порту Сабетта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа5. Его производственная мощность составляет от 15,0 до 16,5 млн. тонн СПГ и до 1,2 млн. тонн газоконденсата в год. Он реализуется на базе Южно-Тамбейского газового месторождения, запасы которого составляют около 1 трлн. куб. м. В 2019 г. завершается проектирование нового проекта «Арктик СПГ-2». Мощность завода превысит 18 млн. кубометров СПГ в год. Примечательно, что он реализуется в 500 км за Полярным кругом. Планируемое производство СПГ обеспечено контрактами на 20-25 лет. Значительная часть газа будет направляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

С комплексным развитием СМП увязаны и инвестиционные проекты по строительству новых железных дорог -«Северный широтный ход»6 и «Белкомур»7, которые призваны создать возможность для экспорта через отечественные порты в акватории Северного Ледовитого океана продукции Северного Урала и Западной Сибири.

1 Строительство военных городков в Арктике продолжится до 2020 года. 18.08.2016. - http://www.arctic-info.ru/news/18-08-2016/stroitelstvo-voennyh-gorodkov-v-arktike-prodolzhitsya-do-2020-goda/

2 Объём перевозок грузов по Севморпути достиг 30 млн тонн.13 января 2020 г. - https://sudostroenie.info/novosti/29125.html

3 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425

4 Ледоколы России. Атомное судостроение. 25 декабря 2019 г. - http://www.tadviser.ru/index.php

5 С декабря 2017 г. с участием России, Китая, Франции и Республики Корея начал успешно функционировать проект «Ямал СПГ». Он предусматривает добычу, переработку, сжижение и отгрузку/экспорт природного газа и стабилизированного конденсата.

6 Пехтерев Ф.С. О проекте создания Северного широтного хода: [транспортная инфраструктура Ямало-Ненецкого автономного округа] // Арктические ведомости. 2017. - № 1. - С. 144-147.

7 Алсуфьев А.В., Анисимова Г.А. «Белкомур» - стратегический проект для развития территорий // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. - № 1. - С. 18-25; Щелоков В.А. Магистраль «Белкомур» - важнейший проект развития инфраструктуры Севера России // Арктические ведомости. 2017. - № 1. - С. 66-73.

Арктика пополняется новыми значимыми проектами. Так, 22 сентября 2017 г. президиум Госкомиссии по вопросам развития Арктики рассмотрел вопросы формирования Воркутинской опорной зоны развития, строительства глубоководного морского порта Индига, реконструкции морского порта Тикси и Жатайского судоремонтно-строительного завода1.

Реализация этих и десятков других объектов на территории АЗРФ требует не только соответствующего финансирования, но и огромной работы по привлечению граждан к их строительству в сложных климатических условиях. В своей статье «Арктические преобразования» член-корреспондент РАН В.П. Федоров2 справедливо отмечает, что в современных условиях мощным фактором консолидации России может послужить ее собственный мегапроект. Назовём его - Освоение Арктики (в просторечии - «Даёшь Арктику!»).

Заключение

Принимаемые руководством страны меры позволят постепенно решить накопившиеся проблемы, поскольку приходит понимание того, что Арктика является важной и перспективной территорией нашего государства. Необходима системная работа по формированию у граждан России арктического сознания и причастности к великим арктическим делам.

1 Развитие российской Арктики: важнейшие точки опоры. По материалам заседания Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики 22 сентября 2017 г.// Арктические ведомости. 2017. - № 4. - С. 16-19.

2 Федоров В.П. Арктические преобразования // Современная Европа. - М., 2018. - № 1. - С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.