Журавель В.П?
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, Россия, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Росатом, НОВАТЭК, атомные ледоколы, грузоперевозки, «Ямал-СПГ», СПГ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сабетта, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Мурманская область, ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Газпром нефть», Большая Евразия, Суэцкий канал, Китай, Япония, Республика Корея, Сингапур, Италия, Франция, Швеция, Австрия, Германия, Арктический совет.
Keywords: Northern sea route, Arctic, Russia, Ministry of the Russian Federation for the development of the far East and the Arctic, Rosatom, NOVATEK, nuclear icebreakers, cargo transportation, «Yamal LNG», LNG, Yamal-Nenets Autonomous district, Sabetta, Nenets Autonomous district, Chukotka Autonomous district, Republic of Sakha (Yakutia), Arkhangelsk region, Murmansk region, PJSC NOVATEK, PJSC MMC Norilsk Nickel, PJSC Gazprom Neft, Greater Eurasia, Suez canal, China, Japan, Republic of Korea, Singapore, Italy, France, Sweden, Austria, Germany, Arctic Council.
Введение
Арктика - важнейший стратегический регион для России. Поэтому не случайно его освоению и развитию арктических транспортных коммуникаций сегодня придается такое большое значение. И ключевую роль здесь играет Северный морской путь (CMO).
В последнее время тема развития CMП и освоения Арктики привлекает к себе все большее внимание как в России, так и во всем мире. Mногие ведущие эксперты полагают, что за этой кратчайшей транспортной артерией, связывающей Европу и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, - будущее мировой морской логистики и торговли2. В то же время высказываются опасения, что ряд геополитических факторов и естественных ограничений могут снизить конкурентоспособность CMП по сравнению с традиционными маршрутами3.
Национальный аспект Северного морского пути
Северный морской путь - это единственный судоходный маршрут, связывающий все арктические и субарктические регионы Российской Федерации. Более того, вместе с многочисленными реками, впадающими в Северный Ледовитый океан, он представляет собой единую транспортную систему, соединяющую территорию России как с Запада на Восток, так и по линии Север - Юг. Традиционно CMП связан с ключевыми промышленными кластерами страны: Норильским комбинатом; Восточно-Сибирским нефтегазовым комплексом; предприятиями Якутии, Mагадана, Чукотки (добыча золота, цветных и редких металлов); лесоэкспортирующими предприятиями Архангельской области. От его развития напрямую зависит освоение и транспортировка энергетических ресурсов Тимано-Печорской провинции, Обской губы, Ямала и Гыдана, шельфов Баренцева и Карского морей.
Принципиальное значение имеет правовая норма, определяющая CMП как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации», судоходство в акватории которой осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами международного права, международными договорами России и положениями ее национального законодательства .
1 Журавель Валерий Петрович - к.п.н., доцент, в.н.с., руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. E-mail: [email protected]
2 Дмитриева С.И., Полянский М.А. Арктический регион в контексте интересов российской внешней политики// Журнал российского права. - М., 2017. - № 3. - С. 148-157; Лукин Ю.Ф. Северный морской путь: возможности и угрозы // Вестник МГТУ. - М., 2015. - Т. 18, № 3. - С. 467-475; Сунь Сювэнь. Потенциал международного сотрудничества РФ и КНР в Арктике: сравнительный анализ национальных интересов // Социально-политические науки. 2017. - № 3. - C. 12-17; Тодоров А.А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспект // Проблемы национальной стратегии. - М., 2017. -№ 3. - С.149-171.
3 Гутман С.С., Конников Е.А., Кузнецов Р.А. Развитие Северного морского пути как элемента системы международных транспортных коридоров // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. - № 1. - С. 50-58; Писарева Л.Ю., Кондратьева В.И. Геополитическая конфронтация интересов в Арктике между Россией и зарубежными странами: аналитический обзор // Экономика Востока России. 2017. - № 1. - C. 70-78; Смаль С.В., Ильясов Р.М. Северный морской путь: проблемы стратегического развития и перспективы международного использования // Общество: политика, экономика, право. 2018. - № 6. - С. 14-16.
4 Федеральный закон РФ от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».
Развитие СМП и освоение, на этой основе, богатств Арктики является, по сути, важнейшей национальной задачей, сопоставимой по масштабам и общегосударственной значимости с ключевыми национальными проектами.
В целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов Федеральным законом определяется содержание правил судоходства в акватории СМП. Кроме того, Федеральным законом устанавливается плата за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути, размер которой определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях исходя из объёма фактически оказанных услуг.
На основе принятых законодательных норм формируется единая система управления в акватории Северного морского пути и современная инфраструктура, обеспечивающая безопасные условия плавания в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также ледокольное и ледовое лоцманское сопровождение, постоянный контроль за местоположением судов.
Принятые меры способствовали значительному росту объема грузоперевозок по СМП. В 2016 г. объём перевозок составлял 7,5 млн. т1, в 2017 г. было перевезено 10,7 млн. т2, в 2018 г. 19,689 млн. т3, в 2019 г. объём перевозок грузов составил 30 млн. т при плановом показателе 26 млн. т4.
Во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» госкорпорация «Росатом» приняла функционал единого инфраструктурного оператора Северного морского пути.
Много внимания уделяется вопросам обеспечения экологической безопасности арктических морей и прибрежного шельфа, в том числе в рамках ежегодных комплексных учений МЧС России по борьбе с возможными последствиями экологических катастроф и разливов нефти.
Развитие СМП неразрывно связано с вопросами обеспечения военной безопасности в Арктике, которым в последние годы уделяется должное внимание.
Севморпуть является связывающим звеном между европейскими и азиатскими государствами5 и арктическим вектором для стран Большой Евразии. Вместе с тем, для СМП, по мнению экспертов, характерен ряд негативных факторов, существенно снижающих его преимущества в реализации интеграционных процессов в Арктике. Состояние его береговой инфраструктуры, созданной в советское время, таково, что не подлежит модернизации, а требует качественного обновления. По уровню развития транспортной инфраструктуры российская Арктика представлена двумя неравнозначными территориями. В западном секторе сформирована достаточно разветвленная система автомобильных и железных дорог, круглогодично связанная с наземными транспортными коммуникациями всей страны и арктическими морскими портами. В восточном секторе круглогодичные наземные транспортные пути с выходом на общероссийскую сеть отсутствуют, а имеются лишь тупиковые железнодорожные ветки небольшой протяжённости и дороги низких категорий (зимники). Пришла в негодность значительная часть причалов, портового оборудования и грузо-перевалочных площадок. В целом по российской Арктике значительно сократилось число гидрометеорологических станций, в результате этого заметно уменьшилась точность все видов прогнозов. Все порты Арктического бассейна (кроме незамерзающего Мурманска) большую часть года работают в условиях низких температур и покрытой льдом акватории, что требует для обеспечения нормальной работы в их акваториях наличия портовых ледоколов. Есть проблемы с современным картографическим обеспечением. Существующие высокие тарифы, налоги и таможенные пошлины на СМП пока не способствуют экономическому развитию АЗРФ и ее транспортному обеспечению. Необходимо проведение дноуглубительных работ в портах для возможности захода крупнотоннажных судов, создание современных перегрузочных транспортных узлов6. Из 71 порта на трассе Северного морского пути 66 имеют загрузку менее 100 тыс. тонн или не функционируют вовсе7.
Есть надежда, что принятые Основы государственной политики РФ в Арктике до 2035 г. позволят разрешить многие накопившиеся вопросы.
Первостепенное значение для перспектив СМП имеет обновление и развитие ледокольного флота. Продолжительная и суровая зима является главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках пути. Наиболее трудные условия плавания складываются в Таймырском и Айонском ледовых массивах, что значительно сокращает период навигации в восточном направлении от Обской губы и Диксона. В акватории СМП сегодня действует восемь линейных ледоколов. В настоящее время Балтийский завод строит три атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (водоизмещение - 33,54 тыс. тонн, назначенный срок службы - 40 лет). Они станут самыми боль-
1 Лукин Ю.Ф. Многоликая Арктика в потоке времени и смыслов. - Архангельск, 2019. - С. 93.
2 Подведение итогов деятельности Администрации СМП за 2017 год // Сайт администрации СМП. 12.01.2018. - М1р://%'%гмг. nsra.ru/ru/glavnaya/novosti/n19.html
3 Савосин Д. Объём перевозок по СМП в 2018 г. увеличился в 2 раза. - https://neftegaz.ru/news/view/179802-0bem-perevozok-po-SMP-v-2018-g.-uvelichilsya-v-2-raza
4 Объём перевозок грузов по Севморпути достиг 30 млн тонн. 13.01.2020. - https://sudostroenie.info/novosti/29125.html
5 Вардомский Л.Б. Северный морской путь как механизм обеспечения связанности Большой Евразии // Мир перемен. - М., 2019. -№ 2. - С. 129-140.
6 Губа О.П., Севостьянова Е.С., Гриб А.И. Проблемы и перспективы экономического развития Северного морского пути // Экономика устойчивого развития. 2018. - № 2. - С. 40-45; Богачев В.Ф., Козьменко С.Ю., Тесля А.Б., Щеголькова А.А. Развитие арктической системы коммуникаций как фактор обеспечения гарантированного доступа к стратегическим ресурсам // Управленческие науки. 2018. - Т. 8, № 3. - С. 6-19; Егоров В.П., Лопаткина Н.В. Российская политика в Арктике и Северный морской путь // Обозреватель-Observer. - М., 2019. - № 6. - С. 22-38.
7 Козлова А. Мы пойдем Северным морским путем. Сможет ли маршрут по российской Арктике заменить южную транспортную артерию через Суэцкий канал? // Комсомольская правда. - М., 2019. - 2 апреля
шими и самыми мощными (60 МВт) атомными ледоколами в мире.Общая стоимость этих трёх судов составляет более 121 млрд. рублей
На дальневосточном судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации начата подготовительная работа по реализации проекта создания головного и двух серийных атомных ледоколов проекта 10510 ЛК-120 «Лидер»2.
Перспективы Севморпути неразрывно связаны с развитием Арктической зоны Российской Федерации. В интересах повышения эффективности управления АЗРФ Президентом В.В. Путиным был подписан Указ3 о передаче Минвостокразвития России полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Арктики, и переименовании его в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Самым масштабным по объёмам финансирования и перспективам реализации является распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 г., которым был утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г. Он включает 11 глав и 84 конкретных пункта будущих мероприятий по развитию Севморпути до 2035 г. 17. Документ носит проработанный и комплексный характер, регламентирует конкретные меры во всех основных сферах, имеющих значение с точки зрения развития СМП, его дальнейшей трансформации в транспортный коридор мирового значения. План разделён на три основных этапа: до 2024 г., до 2030 г. и до 2035 г. Первый предполагает выполнение Указа Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому к 2024 г. грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн. т4. Решение данной амбициозной задачи предполагает проведение большого комплекса мероприятий не только по развитию СМП, но и по ускорению социально-экономического развития АЗРФ, что во многом зависит от успешной реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов крупных корпораций в Арктическом регионе. Второй этап, с 2025 по 2030 г., предусматривает формирование на базе Севморпути «круглогодичной транспортной системы, обеспечивающей базовые потребности потребителей транспортных услуг на всей акватории СМП». К 2035 г. Севморпуть должен стать элементом конкурентоспособности международного и национального морского транспортного коридора, эффективно обеспечивающего любые нужды потребителей транспортно-логистических услуг5.
Важно отметить, что Государственная комиссия по вопросам развития Арктики рассматривает вопросы развития СМП и АЗРФ в тесной взаимосвязи.
Международный аспект развития Севморпути
Северный морской путь - это кратчайший морской путь между портами Европы и Азии. Так, если сравнивать СМП с Южным морским путем (ЮМП) через Суэцкий канал, то следует отметить, что расстояние из порта Роттердам (Норвегия) до порта Йокогама (Япония) по трассе ЮМП составит 11205 морских миль, а при использовании СМП 7345 морских миль. Также при его использовании заметно сокращается путь из Роттердама до порта Шанхая - на 2449 морских миль, а до порта Ванкувера - на 1932 морских миль6. В среднем для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и 625 тонн мазута, а при использовании Суэцкого канала - 35 дней и 875 тонн мазута7. Это очевидное преимущество. При этом следует отметить, что ледокольная проводка по СМП требуется в календарном году до 8 месяцев (ноябрь-июнь). Пока что Северный морской путь скромно представлен на карте международных морских перевозок. Так, в 2014 г. через Малаккский пролив транспортировано 5660 млн. т грузов, через Суэцкий канал -882 млн. т, через Панамский канал - 222 млн.8
В настоящее время, как отмечает Ю.Ф. Лукин, Севморпуть не может о конкурировать с этими каналами в смысле объёма перевозимых грузов, но может занять свою нишу в международном транзите грузов, ориентируясь на рост грузопотоков в Китай, Южную Корею и другие азиатские страны, частично в Европу, с Ямала (Сабетта, Новый порт), Таймыра (Дудинка) и др. Естественно, что остаётся высокой значимость СМП для внутренних перевозок, северного завоза, уже действующих маршрутов через морские порты Архангельска, Мурманска и др. Кроме того, имеют возможности для роста туристических круизов в морях Северного Ледовитого океана по трассе СМП, к Северному полюсу, на арктические острова, в Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республику Саха (Якутия), на Таймыр, Чукотку, в существующие природные заповедники9.
1 О ходе строительства атомного ледокольного флота. 28.11.2018. - http://government.ru/news/34867/
2 Как ледоколы «Лидер» помогут России в освоении Арктики. - https://riafan.ru/1165194-kak-ledokoly-lider-pomogut-rossii-v-osvoenii-arktiki
3 Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № 78.
4 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425
5 Журавель В. П., Назаров В. П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. - № 2.
6 Ларченко Л.В., Колышкин А.В., Яковлева Т.В., Нелюбина Л.В. Может ли Северный морской путь стать конкурентоспособным международным транзитным путем // Инновации. - СПб., 2018. - № 10. - С. 64.
7 Редкие земли. Возрождение Северного морского пути - главная забота российских полярников. 01.07.2016. - http://raree шЛ. ru/ru/pub/20160601/02203.html
8 Альтернативный маршрут. За СМП будущее мировой морской логистики и торговли. - http://www.eastrussia.ru/material/ alternativnyy-mшrshrut/
9 Лукин Ю.Ф. Многоликая Арктика в потоке времени и смыслов. - Архангельск, 2019. - С. 93-94.
На наш взгляд, такая постановка вопроса ограничивает перспективы развития Севморпути и вызывает серьезные возражения. Прежде всего, следует иметь в виду, что Севморпуть в своей значительной части располагается в пределах исключительной экономической зоны России, ее территориального моря либо даже в российских внутренних водах, то есть проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны1. Как известно, в августе 2015 г. Россия направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа повторную заявку на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. квадратных км для присоединения хребта Ломоносова и других участков морского дна, в том числе поднятия Менделеева, котловины Подводников, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса2. Все это будет способствовать его магистральному развитию, постепенному наращиванию грузовой базы перевозок.
В сентябре 2019 г. на площадке Восточного экономического форума глава Минприроды Д. Кобылкин сообщил, что ведомство завершило дополнительные научные изыскания, необходимые для обоснования указанной выше заявки. Это может позволить прирастить потенциальные запасы углеводородов минимум на 5 млрд. т условного топлива3. Соответственно это даст дополнительные основания для сохранения контроля и над высокоширотными маршрутами СМП, где ледовая и навигационная обстановка в обозримой перспективе в любом случае будет оставаться сложной.
В настоящее время эту задачу, в основном, обеспечивают такие индустриальные гиганты, как ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Газпром нефть» и др. В частности, компания «НОВАТЭК» совместно с французской компанией «Тоталь», китайскими CNPC и Фондом шелкового пути реализует большой международный проект - «Ямал СПГ», один из крупнейших по объему инвестиций в России. Стоимость проекта -27 млрд. долл. США. К проектному финансированию подключились кредитные организации России, Китая, Японии, а также европейских стран - Италии, Франции, Швеции, Австрии и Германии. Привлечено 19 млрд. долл. США. Объем производства СПГ составит 16,5 млн. тонн в год4. Проект «Ямал СПГ» является наиболее ярким примером развития международного сотрудничества в области морских грузоперевозок в Арктическом регионе, не имеющим аналогов в мировой практике. Отправка СПГ в первую очередь направлена в страны АТР.
В стадии реализации находится и другой крупный проект компании «НОВАТЭК» - «Арктик СПГ-2», реализация которого на базе месторождений полуострова Ямал и Гыдан даст возможность производить уже 19,8 млн. т СПГ, размещение заказов на российских предприятиях более одного триллиона рублей заказов, создание 12 тысяч рабочих мест в Мурманской области, а по всей России - более 80 тысяч. К 2024 г. компания по Севморпути будет перевозить 46 млн. т грузов, что составит более 50% всего грузопотока. По докладу руководителя ПАО «НОВАТЭК» Л. Михель-сона Президенту РФ В. Путину на начало 2019 г. каждые 33 часа отгружался танкер объемом 70 тысяч тонн СПГ5. Важно отметить, что все проекты «НОВАТЭКа» осуществляются с широким международным участием, при их оснащении отечественным оборудованием.
В загрузке СМП наращивают объемы и другие крупнейшие российские компании. Это «Газпром нефть», «Неф-тегазхолдинг», «ВостокУголь», «Северная звезда». Если международное сотрудничество в перевозках руд и угля -дело будущего, то в транспортировке углеводородного сырья сложилось и складывается более тесное и определенное взаимодействие.
Имеющиеся проблемы в развитии Севморпути соответствующие федеральные и региональные структуры исполнительной власти России, представители бизнеса, как показывает анализ, пытаются уменьшить за счет безошибочной проводки специальных судов высокого ледового класса, профессионального уровня действий экипажей в арктических условиях; принимаемых мер по совершенствованию таможенного и пограничного контроля, повышения качества сервисных услуг; создания современных каналов связи для постоянного отслеживания движения грузов, а также работ по дальнейшей модернизации инфраструктуры существующих морских портов и строительству новых терминалов. Цифровая навигация, оперативная гидрометеорология и экологический мониторинг, беспилотные летательные аппараты для ведения ледовой разведки составляют инфраструктуру арктического судоходства.
В условиях экономических санкций, России необходимо наращивать планомерное и долгосрочное сотрудничество с рядом азиатских государств. В первую очередь с Китаем, а также с Японией, Республикой Корея, Сингапуром, другими странами АСЕАН. Китай строит ледоколы и различные типы судов ледового класса. Японская компания «Mitsui O.S.K. Lines» и китайская компания «China COSCO Shipping» участвуют в разработке и эксплуатации морского порта Сабетта, корейская компания «Hyundai Merchant Marine Co» совместно с китайской «Poly Group» рассматривают возможность участия в проекте по реконструкции Архангельского глубоководного морского порта и разработке Мурманской транспортной системы. Корейская судоходная компания «Hyundai Merchant» планирует протестировать транзитные перевозки контейнерных судов мощностью 2500-3500 TEU (единица, эквивалентная двадцати футам)
1 Повал Л.М. Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики // Арктика и Север. 2011. -№ 3. - С. 8.
2 Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике / РИА Новости 04.09.2019.
3 Там же.
4 Журавель В.П. Проект «Ямал СПГ» - пример эффективного международного сотрудничества в освоении и развитии Арктики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - М., 2018. - № 3. - С. 95-100.
5 Встреча с председателем правления компании «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном. 26.12.2018. -http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59894
вдоль СМП в 2020 г.1. Таких примеров можно привести множество. Важно отметить, что все эти страны более активно участвуют в работе Арктического совета.
Рост российских грузоперевозок по СМП, перевод их на круглогодичную ритмичную навигацию обеспечит снижение стоимости перевозок и всех факторов транспортировки (страховых ставок, тарифов на ледокольную проводку и пр.). Это будет главным драйвером привлечения иностранных перевозчиков на СМП и его использования в качестве транзитного маршрута, особенно в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» в частности, в форме «Полярного Шелкового пути». Его совместное строительство в Арктике способно стать частью программы взаимной стыковки России и Китая в соответствии с интересами развития обеих стран2. Это весьма перспективное направление развития СМП, так как именно сегодня это наиболее эффективный инструмент обеспечения международной энергетической безопасности и реализации конкурентных преимуществ России.
Так, летом 2019 года танкеры ледового класса «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль» в рамках долгосрочного контракта доставили в Китай первую партию СПГ, пройдя по трассе СМП без ледовой проводки за 9 дней. Крупная транспортная компания Китая «Cosco Shipping» заявила о готовности осуществить 14 коммерческих контейнерных рейсов по СМП контейнеровозами дедвейтом 28-34 тысячи тонн.
Для того, чтобы интегрировать Северный морской путь в мировую транзитную систему в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора, сохраняя при этом свой суверенитет в Арктике, России необходимо совершенствовать его инфраструктуру, создать условия для развития контейнерных перевозок, привлекать крупнейших международных судовладельцев и грузовладельцев для перевозки грузов, повышать уровень безопасности, формировать экономически обоснованные тарифы, достигать с партнерами солидарности в сбережении экологической целостности Арктической зоны, а также поступательно увеличивать финансирование арктических проектов, в том числе за счет государственно-частного партнерства. Объём инвестиций в Арктику до 2024 года должен составить 5,5 трлн. рублей3. На наш взгляд, столь крупное реальное финансирование арктических проектов вызовет интерес со стороны участников Арктического экономического совета, станет важным фактором развития СМП и международного арктического сотрудничества на европейском и азиатском направлениях.Заключение
Арктика для России - регион мирного сотрудничества. Все крупные энергетические проекты в Арктике осуществляются с участием зарубежных компаний. Развитие Северного морского пути - это долгосрочная стратегия развития Российской Федерации. Он играет важную роль в обеспечении экономической, энергетической, экономической, военной и международной безопасности РФ в Арктическом регионе. Его роль и значение как национальной базовой транспортной артерии, способной существенно повысить транзитный потенциал и конкурентные преимущества России, постоянно возрастает.
Для того, чтобы интегрировать Северный морской путь в транзитную систему стран Большой Евразии в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора, сохраняя при этом свой суверенитет в Арктике, России необходимо совершенствовать его инфраструктуру, создать условия для развития контейнерных перевозок, привлекать крупнейших международных судовладельцев и грузовладельцев для перевозки грузов. К сожалению, в обустройстве инфраструктуры АЗРФ европейские и азиатские страны особого интереса не проявляют.
Комплексное развитие Севморпути предполагает, что он составит основу Арктической транспортной системы, в которую должен входить комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также береговой инфраструктуры.
1 Вороненко А.Л., Грейзик С.В. Перспективы сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии в Арктическом регионе // Арктика и Север. 2019. - № 35. - С. 68.
2 Гусевская Н.Ю. Российско-китайское сотрудничество в Арктике: возможности и вызовы // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. - № 6. - С. 56-61; Загорский А.В.Китай принимает условия в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2019. - Т. 63, № 7. - С. 76-83; Пилясов А.Н. Магнит глобализации — арктическая политика Китая // Арктика: экология и экономика. 2018. - № 3. - С. 112-122.
3 Выступление министра природных ресурсов и экологии РФ Д.Н. Кобылкина на совещании Правительства РФ в посёлке Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа 11 декабря 2018 г. 11.12.2018. - http://government.ru/news/35056/