Научная статья на тему 'Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения'

Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4685
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-политическая обстановка / стратегическая обстановка / Арктическая зона Российской Федерации / средства противовоздушной обороны / обеспечение национальной безопасности / интересы России в Арктике / угрозы военной безопасности в Арктике / военный потенциал / пограничная безопасность / защита государственной границы / military-political situation / strategic situation / the Arctic zone of the Russian Federation / air defense / national security / interests of Russia in the Arctic / threats to military security in the Arctic / military potential / border security / protection of the state border

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Георгий Викторович

Статья содержит анализ актуальных проблем обеспечения национальной безопасности Россиив Арктике. Автор приходит к выводу, что угрозы военной безопасности Российской Федерациив Арктической зоне носят нарастающий характер, но развитие современной военно-политической обстановкисвидетельствует о том, что масштабное применение военной силы в Арктической зоне маловероятно,а разрешение противоречий возможно в международно-правовой плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванов Георгий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National security of Russia in the Arctic: Problems and solutions

The paper contains the analysis of actual problems of national security of Russia in the Arctic. The author has come to the conclusion that the threats of military security of the Russian Federation in the Arctic region are of rising character and the development of modern military-political situation suggests that large-scale use of military forces in the Arctic zone is unlikely and possible resolution of conflicts lies in the international legal area.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения»

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 401-406

УДК 332.1

Г. В. Иванов

Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения

G. V. Ivanov

National security of Russia in the Arctic:

Problems and solutions

Аннотация. Статья содержит анализ актуальных проблем обеспечения национальной безопасности России в Арктике. Автор приходит к выводу, что угрозы военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне носят нарастающий характер, но развитие современной военно-политической обстановки свидетельствует о том, что масштабное применение военной силы в Арктической зоне маловероятно, а разрешение противоречий возможно в международно-правовой плоскости.

Abstract. The paper contains the analysis of actual problems of national security of Russia in the Arctic. The author has come to the conclusion that the threats of military security of the Russian Federation in the Arctic region are of rising character and the development of modern military-political situation suggests that large-scale use of military forces in the Arctic zone is unlikely and possible resolution of conflicts lies in the international legal area.

Ключевые слова: военно-политическая обстановка, стратегическая обстановка, Арктическая зона Российской Федерации, средства противовоздушной обороны, обеспечение национальной безопасности, интересы России в Арктике, угрозы военной безопасности в Арктике, военный потенциал, пограничная безопасность, защита государственной границы.

Key words: military-political situation, strategic situation, the Arctic zone of the Russian Federation, air defense, national security, interests of Russia in the Arctic, threats to military security in the Arctic, military potential, border security, protection of the state border.

Введение

Анализ развития военно-политической и стратегической обстановки показывает, что масштабное применение военной силы в Арктической зоне в настоящее время маловероятно, а разрешение противоречий в этом регионе в основном будет лежать в международно-правовой плоскости с упором на демонстрацию военной силы.

Высока вероятность того, что чрезмерная демонстрация военной силы в локальных районах противостояния может перейти в так называемый конфликт низкой эффективности, т. е. в политически чувствительную военную операцию, характеризующуюся краткосрочным быстрым развертыванием сил в обстановке, не достигшей уровня обычной войны. Такую напряженность создает состояние нестабильности евро-российских геоэкономических и политических отношений [1].

Военно-стратегическая обстановка и основные вызовы национальной безопасности России в Арктике

Отмечается нарастание военного присутствия ВМС США в Арктике. В частности, в марте 2014 г. в Северном Ледовитом океане прошли очередные учения ВМС США под кодовым наименованием "Ледовые учения - 2014" ("Ice Exercise 2014", или ICEX - 2014), в которых приняли участие многоцелевые атомные подводные лодки "Нью-Мексико" типа "Вирджиния" и "Хэмптон" типа "Лос-Анджелес". Примечательно, что на время данных учений, в которых также принимали участие британские и канадские моряки, ВМС США была сооружена временная ледовая база "Кэмп "Наутилус", названная так в честь первой в мире подводной лодки, покорившей Северный полюс в ходе подледного плавания.

Кроме вооруженных сил США и Канады, активны в Арктике и армии Скандинавских стран (Швеции, Норвегии и Финляндии), планирующих создание в регионе военного блока ("мини-НАТО"). Они регулярно проводят в Заполярье военные учения, в том числе и в зоне спорных с Россией шельфовых территорий.

Значительный интерес к ресурсам Арктики проявляет Китай, который создает сильный ледокольный флот, реализуя на практике известный постулат [2, с. 36] комбинирования в Арктике применения морской силы и экономического освоения регионального пространства. Именно в этом и проявляются геополитические тенденции экономического присутствия России в акватории арктических морей и в зонах национальной юрисдикции арктического побережья [3, с. 71-79; 4, с. 51-54].

Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне носят нарастающий характер, исходят от государств (коалиций государств), чьи интересы находятся в противоречии (или в перспективе могут войти) с национальными интересами России.

401

Иванов Г. В. Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения

Основными угрозами военной безопасности РФ в Арктической зоне являются:

а) активизация военной деятельности приарктических государств и их союзников и рост ее масштабов в Арктике и прилегающих акваториях:

- расширение деятельности иностранных государств в бассейне Северного Ледовитого океана и осуществление оперативно-стратегических планов с целью снижения возможностей развертывания и применения стратегических наступательных сил РФ в Арктической зоне в особый период;

- размещение в Гренландском, Норвежском, Баренцевом и в западной части Карского моря кораблей и атомных подводных лодок, оснащенных системами высокоточного оружия;

- возможность применения стратегической авиацией США высокоточного оружия из высоких арктических широт;

- осуществление инфраструктурных проектов в рамках реализации концепции передового базирования;

- осуществление планов по созданию и развертыванию противоракетной обороны США и НАТО, наращивание ее потенциала за счет кораблей ПРО в Норвежском, Гренландском морях, западной части Баренцева моря и море Бофорта;

- интенсификация боевой подготовки вооруженных сил иностранных государств и заход боевых кораблей в районы российской Арктической зоны с целью демонстрации силы;

- затруднение или срыв выполнения мероприятий оперативной и боевой подготовки группировки Вооруженных сил РФ в Арктической зоне;

- повышение разведывательной активности иностранных государств в Арктике;

- создание иностранными государствами постоянно действующих военных объектов на дрейфующем

льду;

- создание иностранными государствами структур арктического спецназа;

б) реализация идеи об общем и равном доступе к использованию Северного морского пути и ресурсам Арктики для всех субъектов мирового сообщества, позволяющей заинтересованным иностранным государствам использовать вооруженные силы для обеспечения своей экономической деятельности в Арктике;

в) осуществление приарктическими государствами и их союзниками мероприятий информационного характера по дискредитации РФ касательно ее хозяйственной и военной деятельности в Арктической зоне и созданию общественного мнения о недопустимом загрязнении Арктики, неспособности России самостоятельно и эффективно использовать и развивать свою Арктическую зону;

г) действия Норвегии по силовому вытеснению РФ из традиционных районов промысла в Баренцевом и Норвежском морях, а также по распространению безусловной национальной юрисдикции на архипелаг Шпицберген и его милитаризация путем включения в операционные зоны командований НАТО и строительства объектов двойного назначения;

д) стремление США и их союзников установить контроль над объектами ядерного комплекса РФ в Арктике;

е) стремление руководства стран Азиатско-Тихоокеанского региона получить для своих военноморских сил пункты базирования в Арктической зоне за счет аренды территорий приарктических государств;

ж) деятельность, осуществляемая трансграничными террористическими и преступными группировками, занимающимися незаконным оборотом стратегического сырья, природных ресурсов, оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ.

В целом действия иностранных государств в Арктике направлены на существенное снижение присутствия России в этом регионе.

Развитие и применение РФ военной силы в Арктической зоне рассматривается в качестве вынужденной меры парирования возможных вызовов, пресечения вероятных агрессивных действий, создающих угрозу национальным интересам России в этом значимом регионе.

Развитие - процесс увеличения возможностей и ресурсов государства, общества, региона и человека в сфере национальной и пограничной безопасности. Общее понятие "безопасность" употребляется применительно ко всему множеству процессов жизнедеятельности на Земле. Развитие и безопасность неразрывны в процессе человеческой деятельности.

Изменившаяся геополитическая ситуация в мире породила новые угрозы в XXI в., обусловила растущее внимание к Арктике и сосредоточение усилий ряда государств по достижению своих целей в Арктическом регионе. В результате, несмотря на глобализацию мировых процессов, обостряются межгосударственные противоречия. В силу этих и ряда других обстоятельств Арктика имеет большое стратегическое значение. Для России Арктический регион - это не просто регион, это и прошлое, и настоящее, от развития Арктической зоны зависит и будущее России.

В этих условиях функция обеспечения безопасности имеет все большее значение для всей России и особенно для Арктики, так как влияет на формирование направлений и уровень развития видов морской деятельности в целом в Арктическом регионе.

402

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 401-406

Национальная и пограничная безопасность обеспечиваются совокупной мощью государства. Развитие системы военной и пограничной безопасности органически связано с инновационным развитием в экономической, социальной и других областях жизнедеятельности в Арктике.

К сожалению, в 80-90-х гг. ХХ в. Россия практически свернула свою деятельность в этом регионе, предоставив возможность беспрепятственно действовать на арктическом морском пространстве в своих интересах приарктическим странам и даже странам, далеким от Арктики.

Странами Арктического региона являются Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Канада, США и Россия. Однако непосредственный выход в арктические моря имеют всего пять стран: Норвегия, Дания, Канада, США и Россия. Практически между всеми странами имеются определенные противоречия. А ограничение возможности использования Северного морского пути для судов других стран дает им повод для борьбы за международную трассу.

В России федеральными специальными службами обеспечения безопасности являются ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГФС России.

ФСБ России представляет собой централизованную систему. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 утверждена структура органов ФСБ, в которую входят: службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции (ЦА); управления, отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы).

Согласно Положению о ФСБ России, утвержденному указом Президента РФ, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. В соответствии с Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" пограничная деятельность является одним из направлений деятельности этой службы.

Направлениями пограничной деятельности являются:

- защита и охрана государственной границы РФ в целях недопущения противоправного прохождения государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

- защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

В последнее время обстановка на морских направлениях становится все более напряженной. Актуальной становится проблема обеспечения пограничной безопасности России, особенно в Арктическом регионе. Руководством страны принимаются меры по ее стабилизации, пресечению неправомерных актов против России и ее объектов морской деятельности.

Среднестатистические данные о деятельности сил береговой охраны за одни сутки в течение трех предыдущих лет таковы:

- подвергаются пограничному контролю до 20 судов;

- обнаруживаются нарушения российского законодательства и установленных правил морской деятельности на 9-12 судах;

- налагаются штрафы, возмещение ущерба на 15-17 судов на сумму до 750 тыс. рублей;

- спасается на воде подразделениями береговой охраны до 2 человек;

- находится в море на дозорных позициях до 140 кораблей, катеров, судов и других плавсредств береговой охраны;

- возбуждается уголовных дел по статьям 253, 256 Уголовного кодекса РФ до двух ежесуточно.

Вся эта деятельность осуществляется во взаимодействии с силами и средствами других министерств

и ведомств (Минтранс России, Минсельхоз России, Минобороны России, ФТС России, Минприроды России и других, всего до 20 ведомств).

Любое государство, планирующее достижение своих целей в конкретном регионе, должно разработать и последовательно реализовывать программу на практике, основанием которой является соответствующая стратегия.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (Стратегия) является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения

403

Иванов Г. В. Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения

безопасности личности, общества и государства. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

В современных условиях все резче проявляется противоречие между потребностями защиты национальных интересов стран и реальным состоянием системы их защиты.

Само существование таких противоречий и поиск путей их разрешения определяет необходимость совершенствования охраны морского пограничного пространства в Арктическом регионе. Органами береговой охраны Пограничной службы ФСБ России реализуются следующие меры по повышению эффективности пограничной безопасности РФ в Арктическом регионе:

1. Создание соответствующих условий для наращивания усилий по противодействию деятельности спецслужб и организаций иностранных государств.

2. Обеспечение деятельности пограничных органов в соответствии с характером угроз и вызовов РФ.

3. Развитие необходимой пограничной инфраструктуры.

4. Создание в государственной системе освещения надводной обстановки пограничного сегмента.

5. Пресечение контрабандной деятельности и незаконной миграции, охрана водных биологических ресурсов, борьба с терроризмом и пиратством на море и проведение совместных мероприятий в рамках двустороннего и многостороннего пограничного сотрудничества.

В качестве основных задач береговой охраны в Арктическом регионе выделяются: защита экономических интересов; контроль за соблюдением законов и международных договоров; спасание жизни на море; обеспечение безопасности морских перевозок по Северному морскому пути; защита окружающей природной среды.

Несмотря на обилие законодательных и правовых актов по обеспечению государственного порядка в российской части Арктики, такие явления, как нападение на нефтебуровую установку "Приразломная", попытки прохода иностранных, да и российских судов в нарушение установленных правил плавания по трассам Северного морского пути и другая деятельность иностранных компаний и судов требуют более четкого определения полномочий береговой охраны Федеральной службы безопасности. Необходимо на законодательном уровне закрепить административную ответственность для нарушителей морских зон безопасности, подготовить Кодекс морской деятельности и определить меры ответственности, адекватные правонарушениям [5].

Федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную пограничную политику на морских пространствах невоенными методами, является береговая охрана ФСБ, которая в пределах своих полномочий организует и обеспечивает охрану государственной границы, защиту экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, осуществляет охрану за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб.

Береговая охрана участвует в выполнении международных договоров России в области взаимодействия в пограничной сфере, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

Береговая охрана строится по зонально-бассейновому принципу: Арктическая [6, с. 41-45], Тихоокеанская зоны, Балтийский, Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны.

Реализация Положения о межведомственных региональных информационно-координационных центрах уже началась. Ведутся работы по согласованию мер и действий министерств по исполнению постановления Правительства РФ от 29 августа 2014 г. № 874.

В Государственную думу Федерального собрания РФ Правительством внесен проект федерального закона № 527750-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ.

Этим законопроектом предлагается наделить должностные лица пограничных органов правом составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать соответствующие санкции. Береговая охрана должна быть в постоянной готовности к любым возможным вызовам и угрозам без дополнительного вооружения ее сил и средств.

Кроме законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности пограничных органов в Арктическом регионе, ведется строительство новых кораблей типа "Полярная звезда", проектируются пограничные корабли и ледоколы, которые по техническим характеристикам смогут осуществлять свои функции в Арктическом регионе круглогодично, оказывать содействие другим органам государственной власти в выполнении их функциональных задач.

404

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 401-406

Реализация вопросов военной безопасности

Для обеспечения военной безопасности в Арктической зоне с 1 декабря 2014 г. на базе Северного флота началось формирование нового стратегического межвидового объединения с таким же названием -"Северный флот", в состав которого входят:

- объединения, соединения, воинские части и подразделения родов сил и родов войск флота;

- соединения, воинские части и подразделения авиации и войск ПВО;

- соединения и воинские части сухопутных войск;

- воинские части и подразделения специальных войск;

- соединения и воинские части (силы и средства) материально-технического обеспечения.

В интересах указанного объединения к выполнению задач в Арктической зоне могут привлекаться соединения и части дальней и военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил (ВВС), Воздушнодесантных войск (ВДВ).

Началось формирование арктических мотострелковых бригад, указ о формировании в поселке Алакуртти Мурманской области 80-й отдельной арктической мотострелковой бригады Президент РФ подписал 31 декабря 2014 г. К настоящему времени в основном уже сформированы группировки войск на островных территориях России в Арктике, в том числе на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля, а также на мысе Шмидта. Они оснащены современными комплексами ПВО и береговыми ракетными комплексами. Фактически речь идет о создании за Полярным кругом 5-го по счету военного округа. Он будет иметь свой наземный эшелон, авиацию и морскую составляющую, причем Северный флот выбран в качестве базы строительства арктической военной структуры России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2014 г. интенсивно осуществлялось обустройство военной инфраструктуры в Арктике: началось восстановление аэродромов на Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа, реконструируются аэродромы Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Воркута, Анадырь и Рогачёво, ведется строительство радиолокационных станций на Арктическом побережье. Все это позволит в перспективе создать сплошное радиолокационное поле вдоль северных границ страны, что даст возможность отодвинуть рубежи пуска крылатых ракет от границ России. Отдельные его элементы (радиолокационные станции, военные аэродромы) уже оборудованы на архипелаге Новая Земля, островах Котельный и Врангеля, мысе Шмидта, еще 10 аэродромов планируется реконструировать в ближайшее время.

В марте 2014 г. в Арктическом регионе прошли маневры подразделений ВДВ в районе Новосибирских островов. Впервые выполнено десантирование на о-в Котельный, вместе с военнослужащими были десантированы военная техника и другие грузы. В ходе скоротечного учебного боя десантники овладели аэродромом условного противника. На о-ве Котельный создается военный городок полного цикла "Северный клевер".

Российские военнослужащие, проходящие службу в Арктическом регионе, обеспечиваются специальной формой одежды, способной выдерживать температуры до минус 57 градусов.

Минобороны России совместно с Минприроды: России проводит работы по экологической очистке территорий Арктической зоны. Для этих целей Минобороны страны уже сформировало специальные подразделения, которые займутся сносом ветхих и разрушенных строений, будут проводить рекультивацию территорий и перевозить металлолом из Арктики на материк.

С конца 2014 г. для контроля за экологической обстановкой в российской Арктической зоне действует региональный экологический центр Северного флота, осуществляющий экологический мониторинг и контролирующий соблюдение российского и международного природоохранного законодательства.

В 2014 г. Северный флот на острове Котельный начал работу по очистке береговой линии от различных отходов, в том числе и от металлической бочкотары, оставшейся на острове с советских времен. Сухогрузом "Валерий Васильев" на материк было вывезено около 900 единиц металлической бочкотары, притом около 300 из них - это емкости, которые были доставлены на остров Котельный силами Северного флота в рамках обеспечения строительства уже упоминавшейся авиационной комендатуры "Темп" в 2013 г. с широким использованием арктического транспортно-инфраструктурного потенциала [7].

В апреле 2014 г. подразделение 98-й дивизии ВДВ численностью более 50 человек впервые в истории войск успешно высадилось на парашютах системы "Арбалет-2" на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса, недалеко от российской дрейфующей полярной станции "Барнео".

Заключение

Функционирование арктической группировки сил общего назначения ВС России осуществляется в рамках государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений ГПВ - 2020. В целом предоставленные Министерству обороны и Пограничной службе ФСБ России полномочия [8, с. 67-80] позволяют эффективно осуществлять оборону арктического пространства, а также защиту экономических и иных законных интересов Российской Федерации на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и за их пределами [9].

405

Иванов Г. В. Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения

Библиографический список

1. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Арктика: модернизация региональной газотранспортной системы в условиях евро-российского геоэкономического и политического перепутья // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17, № 3. С. 490-496.

2. Полюхович Г. И., Козьменко С. Ю. Теория морской силы и экономическое обладание морем // Морской сборник. 2005. № 3. С. 36.

3. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность. 2012. № 1 (17). С. 71-79.

4. Щеголькова А. А. Геоэкономическая основа регионального хозяйства Западной Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. Т. 2, № 33. С. 51-54.

5. Морская стратегия России и приоритеты развития Арктики / под ред. В. И. Богоявленского, С. Ю. Козьменко, В. С. Селина. Апатиты : Изд-во КНЦ РАН, 2012. 262 с.

6. Козьменко С. Ю., Селин В. С., Щеголькова А. А. Особенности разграничения морского пространства Арктики // Морской сборник. 2014. № 5. С. 41-44.

7. Транспортно-инфраструктурный потенциал Российской Арктики / Е. П. Башмакова, В. В. Васильев, С. Ю. Козьменко [и др.] ; под ред. В. С. Селина. Апатиты : ИЭП КНЦ РАН, 2013. 279 с.

8. Иванов Г. В. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Ежегодный доклад (2014 год). М. : Совет Федерации : Экспертный совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ, 2015.

9. Геоэкономические процессы в Арктике и развитие морских коммуникаций / С. А. Агарков, В. Ф. Богачев, В. И. Богоявленский [и др.] ; под ред. С. Ю. Козьменко, В. С. Селина. Апатиты : Изд-во КНЦ РАН, 2014. 266 с.

References

1. Kozmenko S. Yu., Schegolkova A. A. Arktika: modernizatsiya regionalnoy gazotransportnoy sistemy v usloviyah evro-rossiyskogo geoekonomicheskogo i politicheskogo pereputya [Arctic: Modernization of regional gas-transport system in Euro-Russian geoeconomic and political cross-roads] // Vestnik MGTU. 2014. T. 17, N 3. P. 490-496.

2. Polyuhovich G. I., Kozmenko S. Yu. Teoriya morskoy sily i ekonomicheskoe obladanie morem [The theory of sea power and economic control of the sea] // Morskoy sbornik. 2005. N 3. P. 36.

3. Kozmenko S. Yu., Schegolkova A. A. Geopoliticheskie tendentsii ekonomicheskogo prisutstviya Rossii v Arktike [The geopolitical trends in economic presence of Russia in the Arctic] // Geopolitika i bezopasnost. 2012. N 1 (17). P. 71-79.

4. Schegolkova A. A. Geoekonomicheskaya osnova regionalnogo hozyaystva Zapadnoy Arktiki [Geoeconomic foundation of the regional economy of the Western Arctic] // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2013. T. 2, N 33. P. 51-54.

5. Morskaya strategiya Rossii i prioritety razvitiya Arktiki [Marine strategy and priorities of the Russian Arctic] / pod red. V. I. Bogoyavlenskogo, S. Yu. Kozmenko, V. S. Selina. Apatity : Izd-vo KNTs RAN, 2012.

262 p.

6. Kozmenko S. Yu., Selin V. S., Schegolkova A. A. Osobennosti razgranicheniya morskogo prostranstva Arktiki [Features of maritime delimitation in the Arctic] // Morskoy sbornik. 2014. N 5. P. 41-44.

7. Transportno-infrastrukturnyi potentsial Rossiyskoy Arktiki [Transport and infrastructure capabilities of the Russian Arctic] / E. P. Bashmakova, V. V. Vasilev, S. Yu. Koz'menko [i dr.] ; pod red. V. S. Selina. Apatity : IEP KNTs RAN, 2013. 279 p.

8. Ivanov G. V. O sostoyanii i problemah zakonodatelnogo obespecheniya realizatsii Strategii razvitiya Arkticheskoy zonyi Rossiyskoy Federatsii i obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti na period do 2020 goda [On status and problems of legislative support implementation of the strategy of development of the Arctic zone of the Russian Federation and the national security for the period up to 2020]. Ezhegodnyiy doklad (2014 god). M. : Sovet Federatsii : Ekspertnyiy sovet po Arktike i Antarktike pri Sovete Federatsii FS RF, 2015.

9. Geoekonomicheskie protsessy v Arktike i razvitie morskih kommunikatsiy [Geoeconomic processes in the Arctic and the development of maritime communications] / S. A. Agarkov, V. F. Bogachev, V. I. Bogoyavlenskiy [i dr.] ; pod red. S. Yu. Kozmenko, V. S. Selina. Apatity : Izd-vo KNTs RAN, 2014. 266 p.

Сведения об авторе

Иванов Георгий Викторович - Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, д-р воен. наук

Ivanov G. V. - Military Academy of the General Staff of Armed Forces of Russian Federation, Dr of Milit. Sci.

406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.