11. Лепшокова, Е.А. Языковая и этническая картина мира / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск. - 2019. - С. 120-127
12. Лепшокова, Е.А. Способы обучения студентов практическому владению иностранным языком / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения - 2020. материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: 2020. - С. 311-314
13. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012.
14. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-5. - С. 336-342
15. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / И.В. Устинина, С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018 - С. 168-172
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена современным вызовам, которые стоят перед системой дошкольного образования в области подготовки педагогических кадров. Рассматриваются актуальные проблемы и их решение, необходимые изменения в методах обучения и подходах к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Обращаем внимание на необходимость постоянного совершенствования процесса подготовки педагогических кадров, чтобы соответствовать новым вызовам и требованиям современного общества. Цель данной стать состоит в раскрытии опыта подготовки педагогических кадров в системе дошкольного образования в педагогическом институте СевероВосточного федерального университета. Также в выявлении проблем, связанных с этим процессом. Методы исследования: теоретические- анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ опыта кафедры дошкольного образования Северо-Восточного федерального университета. Выводы и рекомендации. В результате исследования было выявлено, что необходимы предложения по улучшению работы в подготовке педагогических кадров в системе дошкольного образования. Это организация сотрудничества с другими образовательными учреждениями для обмена опытом и передачи передовых знаний и практик; повышение квалификации педагогических кадров через проведение научно-практических семинаров и конференций; создание обучающих курсов и программ для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, занимающихся работой с дошкольниками; развитие научных исследований на кафедре дошкольного образования, чтобы улучшить качество обучения и повысить уровень квалификации педагогических кадров. В результате таких мероприятий кафедра дошкольного образования сможет улучшить свой потенциал и обеспечить высокий уровень подготовки педагогических кадров, которые будут готовы успешно решать современные задачи высшего образования.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, дошкольное образование, профессия, кафедра, университет, воспитатель.
Annotation. This article is devoted to modern challenges that face the system of preschool education in the field of teacher training. Current problems and their solutions, necessary changes in teaching methods and approaches to the formation of professional competencies of future teachers are considered. We draw attention to the need to constantly improve the process of training teachers in order to meet the new challenges and requirements of modern society. The purpose of this article is to reveal the experience of training teachers in the system of preschool education at the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University. As well as to identify the problems associated with this process. Research methods: theoretical - analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, analysis of the experience of the Department of Preschool Education of the North-Eastern Federal University. Conclusions and recommendations. As a result of the study, it was revealed that proposals are needed to improve the work of training teachers in the system of preschool education. This is an organization of cooperation with other educational institutions for the exchange of experience and the transfer of advanced knowledge and practices; advanced training of teaching staff through scientific and practical seminars and conferences; creation of training courses and programs for retraining and advanced training of teaching staff working with preschoolers; development of scientific research at the Department of Preschool Education in order to improve the quality of education and raise the level of qualification of teaching staff. As a result of such activities, the Department of Preschool Education will be able to improve its potential and provide a high level of training of teaching staff who will be ready to successfully solve modern problems of higher education.
Key words: training of teaching staff, preschool education, profession, department, university, educator.
Введение. Развитие современных технологий и изменения в социально-культурном окружении, в котором растут дети, ставят перед педагогическими кадрами системы дошкольного образования сложные задачи. Важно учитывать все особенности социальной, этнической и культурной среды, в которой работают педагоги. Необходимо следить за новыми подходами к обучению и требованиями государственных образовательных стандартов, а также готовить специалистов к работе в условиях постоянно меняющегося мира.
Процесс становления молодого специалиста и формирования его потенциала в профессии педагога является сложным и требует продолжительного времени для достижения оптимального соотношения между требованиями общества и государства к данной профессии и их реализацией в профессиональной деятельности. Схематически, подготовка будущих педагогов может быть представлена в следующей последовательности: отбор - подготовка - введение в профессию -непрерывное обучение - развитие карьеры.
Основные задачи для реализации схематической подготовки будущих педагогов включают в себя повышение престижности профессии, привлечение лучших выпускников и удержание тех, кто уже работает в этой области. Для достижения этих целей необходим переход к образовательным программам, помогающим решить первые две задачи. Одним из главных направлений работы является формирование положительного имиджа воспитателя и учителя в обществе.
Для этого проводятся различные мероприятия: конкурсы, проекты со СМИ, мастер-классы, научно-практические семинары и симпозиумы, форумы педагогов-новаторов, а также семинары-тренинги и круглые столы. В последние годы особое внимание уделяется проведению Открытого регионального чемпионата WorldSkills по педагогическим компетенциям, например, «Дошкольное воспитание».
Изложение основного материала статьи. С 2022-2023 учебного года начал работу проект под названием «Школа педагогики», который направлен на разработку и реализацию системы, объединяющей педагогическое сообщество с целью обеспечения качественного образования в цифровой среде. Частью проекта станет развитие виртуального педагогического класса, предназначенного для привлечения школьников к педагогической профессии. Также в рамках проекта будет создан подпроект под названием «Педагог - профессия будущего», который будет направлен на выявление и привлечение школьников к педагогическим направлениям, а также на организацию сотрудничества с педагогическими классами из других регионов. Особое внимание в рамках проекта будет уделено научно-методическому обеспечению возможностей для школьников получить профессионально-педагогический опыт в современных видах образовательных практик, включая вожатство, наставничество, модераторство, а также практику проведения учебных и воспитательных мероприятий.
Современные вызовы в области образования обуславливают необходимость усиления внимания на повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогов и развитии их интеллектуального потенциала. Для этого в рамках реализации ФГОС 3++ в подготовке педагогов дошкольного образования предусмотрено использование новой модели, которая включает в себя ряд особенностей. Прежде всего, разрабатывается специальное содержание и научно-методическое сопровождение образовательной деятельности будущих педагогов. Современная модель подготовки педагогических кадров в системе дошкольного образования включает в себя не только теоретические знания, но и практические навыки, получаемые студентами во время обучения. С использованием новых форм сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями создается пространство для практики. Это дает возможность студентам получить необходимый опыт работы с детьми и приобрести практические навыки. Новая модель также предусматривает внедрение новых средств оценки образовательных результатов, которые основываются на интегральных критериях формирования компетенций педагогов. Для этого используется экспертная оценка продуктов образовательно-профессиональной деятельности студентов, а также способов решения ими профессиональных задач в ходе практической подготовки. Эти изменения позволяют более точно оценивать уровень подготовки будущих педагогов и дает им больше возможностей для профессионального развития [1]. Это позволит более точно оценить уровень подготовки будущих педагогов и определить необходимые направления дальнейшего развития.
При проектировании модулей ООП учитывались группы задач профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, компетенции выпускника сформулированы с учетом требований ФГОС ДО и ПрофС:
- способен применять различные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, включая интерактивные методы, проектную деятельность, коллективное и индивидуальное обучение, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- способен осуществлять профессиональную деятельность, соответствующую целям и задачам дошкольного образования, в том числе обеспечивать участие детей в культурной жизни группы и общества, формировать у детей культуру здорового образа жизни;
- способен разрабатывать и проводить коррекционно-развивающую работу с детьми раннего и дошкольного возраста, учитывая особенности их развития и потребности в помощи;
- способен оценивать свою профессиональную деятельность и вносить коррективы в свою работу с учетом обратной связи со стороны коллег, родителей и руководства учреждения. Эти компетенции позволяют выпускнику успешно работать в дошкольных учреждениях и обеспечить качественное обучение и воспитание детей на раннем и дошкольном этапах их развития.
Следующей особенностью ООП является его модульный и практик ориентированный подход к содержанию. Образовательный модуль является основной единицей учебной программы, предназначенной для формирования определенной группы компетенций, или образовательных результатов. При разработке модуля используется обобщенная профессиональная задача, которую должен быть способен решить бакалавр по профилю "Дошкольное образование". Для данной области обучения можно выделить следующие модули: "Педагогика", "Дошкольное образование", "Теория и методика дошкольного образования" и "Психология и педагогика развития ребенка".
В рамках модулей "Основы инклюзивного образования", "Моделирование образовательных программ в ДОО", "Семейная педагогика и психология" и "Педагогический мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы" предлагаются различные курсы на выбор. Например, это могут быть "Практикум по созданию учебных мультимедийных технологий", "Робототехника", "Тренинг педагогического общения" или "Педагогика раннего возраста". Также предусмотрены различные виды практик.
Необходимость поэтапного введения студентов в профессиональную сферу обусловлена как многообразием задач перед воспитателем, так и возможностью раннего начала его профессиональной педагогической деятельности. Согласно нормативным документам, выпускникам бакалавриата, успешно прошедшим три года обучения, разрешено начинать работать педагогами по общеобразовательным программам, а по дополнительным общеобразовательным программам -после двух лет обучения. Для достижения этой цели в учебный процесс включен стажировочный компонент, который предполагает тесное взаимодействие и синхронизацию со стороной работодателя. Поэтому студенты проходят стажировку на 4 курсе обучения [2].
Организация исследовательских занятий для студентов играет важную роль в достижении поставленных задач, так как она обладает огромным потенциалом в области инноваций, способствует развитию профессиональной мобильности и самореализации студентов.
В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 года № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)», а также в рамках Федерального проекта «Растем в России», кафедра дошкольного образования педагогического института СВФУ начала лонгитюдное исследование в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством образования РС(Я) и Академией наук РС(Я) с декабря 2019 года [3]. Этот проект, названный «Растем в Якутии», включает научно-методическое сопровождение и оценку эффективности реализации проектов в области дошкольного образования. Согласно разработанной Дорожной карте, которую представило Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), была выбрана группа дошкольных образовательных учреждений, участвующих в проекте «Растем в России», в которых учатся 450-500 детей в возрасте 5-6 лет.
В начале 2020 года в городе Якутске под руководством Александра Николаевича Веракса, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, специалисты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и руководители подпроекта, доценты кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ Иванова Мария
Кимовна и Дедюкина Марфа Ивановна организовали и провели курсы повышения квалификации для педагогов-психологов. Они касались актуальных вопросов психологической диагностики, методики проведения исследований и алгоритма обратной связи на уровне родителей, групп и учреждений. Также была проведена супервизия проведения исследований в Республике Саха (Якутия). В эксперименте активное участие принимают наши студенты и магистранты. Мы уверены, что результаты проведенных исследований будут иметь значительное значение для улучшения качества дошкольного образования. Возможность учета индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка в образовательном процессе поможет разработать индивидуальные траектории развития и обучения, а также поддерживать психологическое благополучие детей. Кроме того, будут разработаны надежные и современные методы диагностики, которые необходимы для создания эффективной системы дошкольного образования.
Кафедра дошкольного образования обладает значительным потенциалом, созданным благодаря многолетнему труду профессорско-преподавательского состава. Она способна на высоком уровне решать современные задачи, разрабатывать новые образовательные программы и направления для подготовки педагогических кадров. С увеличением потребности в педагогических кадрах в среднесрочной перспективе, необходимо активно работать над модернизацией сферы подготовки и поддержки кадрового потенциала. В этой связи, мы предлагаем следующие меры:
- организация сотрудничества с другими образовательными учреждениями для обмена опытом и передачи передовых знаний и практик;
- повышение квалификации педагогических кадров через проведение научно-практических семинаров и конференций;
- создание обучающих курсов и программ для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, занимающихся работой с дошкольниками;
- развитие научных исследований на кафедре дошкольного образования, чтобы улучшить качество обучения и повысить уровень квалификации педагогических кадров. В результате таких мероприятий кафедра дошкольного образования сможет улучшить свой потенциал и обеспечить высокий уровень подготовки педагогических кадров, которые будут готовы успешно решать современные задачи высшего образования.
Качество молодых специалистов, которые появятся через 15-20 лет, будет зависеть от кадров, привлекаемых в образовательные учреждения сегодня. Важно, чтобы педагоги соответствовали современным требованиям и быстро изменяющимся тенденциям. В Республике Саха (Якутии) это особенно актуально в связи с быстро развивающейся экономикой и растущей демографической нагрузкой.
Литература:
1. Гогоберидзе, А.Г. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ / А.Г. Гогоберидзе, И.В. Головина // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 1. - C. 38-45
2. Николаева, Л.В. Современные тенденции в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (на примере РС (Якутия) / Л.В. Николаева, А.В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22861 (дата обращения: 20.04.2023).
3. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 № 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)" / [Текст] https://glava.sakha.gov.ru/ot-22-noyabrya-2018-g 190
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Чигаров Евгений Львович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бузина Надежда Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ
ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о роли внеаудиторной формы работы в формировании художественно-проектных способностей студентов. Рассматривается теоретическое обоснование общего подхода к развитию способностей производить синтез логического и образного в процессе профессионального освоения студентами проектной грамотности. Определяется значение и влияние внеаудиторных форм деятельности на становление студента как полноценного специалиста. Даётся осмысление понятия проектного творчества как важного условия для развития личностных и профессиональных качеств в процессе обучения у студентов-дизайнеров, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Поднимается вопрос о ключевом значении творчества в развитии гармоничной личности. Определяется миссия внеаудиторной работы, способствующей поиску нового и оригинального. Уделяется внимание этапам внеаудиторной деятельности. Рассматривается роль учебной художественной практики, стимулирующей развитие у студентов проектно-дизайнерского мастерства. Раскрывается сущность понятия музейной практики. Формирование художественно-проектных способностей у студента-дизайнера в процессе обучения рассматривается как необходимый аспект, определяющий дальнейшее успешное развитие в профессии. Поднимается проблема важности ознакомления студентов с материальным и духовным мировым наследием. Акцентируется мысль о необходимости включения будущего специалиста в историко-культурный процесс. Рассматриваются нюансы процесса проектирования и основные методы генерации проектных идей. Раскрывается роль умения обучающихся эффективно работать с информацией. Определяется значение формирования у студентов-дизайнеров чувства гармонии, целостности и меры, которые позволяют грамотно использовать в проектном творчестве различные средства выразительности, таким образом повышая художественно-эстетический уровень результатов своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: художественно-проектные способности, дизайнерская деятельность, внеаудиторная деятельность, креативность, креативное мышление, творчество, проектное творчество, проектное мышление, методы, способности, личность.