9. Стрельцова, М.А. Технология «TBL» на уроках иностранного языка / М.А. Стрельцова // Народная асвета. - 2021. -№ 6. - URL: https://www.n-asveta.by/dadatki/2021/n06/strelcova.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
10. Федорова, О.Е. Обучение монологической речи учащихся 10 класса на уроках английского языка / О.Е. Федорова // Журнал: Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 17. - С. 220-224
11. Юринова, Е.А. Технология Task based learning and Teaching на занятиях по иностранному языку в вузе / Е.А. Юринова, С.В. Пахотина, И.К. Цаликова // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 3. - С. 69-74
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель кафедры лингвистики Дахунова Фатима Каплановна
Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. В данной статье рассматривается методика преподавания латинского языка в медицинских вузах. Это главный язык, преподаваемый в медицинском вузе. Актуальность темы заключается в том, что латинская медицинская терминология, одна из самых традиционных дисциплин в системе медицинского образования, теперь должна вписаться в новый формат обучения, приобретая принципиально новые качества, сохраняя при этом все ценное от традиционного образования. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней рассматривается роль преподавания латинского языка в медицинском высшем учебном заведении, эффективность преподавания латинского языка интегрированным методом с другими предметами.
Ключевые слова: смешанное обучение, цифровизация, латинский язык, студенты-медики, онлайн-курс.
Annotation. This article describes the teaching methodology of Latin as the main language of the medical industry. It is the main language taught in medical school. The relevance of the topic lies in the fact that Latin medical terminology, one of the most traditional disciplines in the system of medical education, must now fit into the new format of education, acquiring fundamentally new qualities, while retaining everything valuable from traditional education. The practical significance of the article lies in the fact that it examines the role of teaching Latin in a medical higher educational institution, the effectiveness of teaching Latin in an integrated way with other subjects.
Key words: Blended learning, digitalization, Latin language, medical students, online course.
Введение. Латинский язык имеет существенное значение при преподавании в медицинских вузах. Он не считается иностранным языком. Предмет латинского языка стоит на особой ступени среди физиолого-анатомических наук [1].
Целью методики обучения латинскому языку является - разъяснять его в легкой, доступной форме обучающимся вместе с иными предметами: например, с русским, английским и немецким языками, анатомией, физиологией, основами безопасности жизнедеятельности, которые преподаются в медицинском вузе.
Существенной задачей методики обучения латинскому языку является вырабатывание профессиональной грамотности в применении врачебной лексики у обучающихся, освоение ими начал латинского языка. Это позволяет им не только верно, читать, писать и переводить, а еще применять в своей деятельности [2].
Планируя занятия, педагогу надо думать не только о том, чтобы студенты выучили новую лексику, грамматическое правило, но и стараться использовать все потенциалы для формирования индивидуальности любого ученика. Для стимулирования увлечения своей дисциплиной, надо знать методы работы для того, чтобы заинтересовать учащихся. Любой педагог латинского языка регулярно должен находить запасы увеличения качества и результативности преподавания латинского языка. Основной задачей педагога является нахождение и использование методов для повышения интереса к усвоению латинского языка.
Способы обучения латинскому языку отличаются от способа обучения точным и гуманитарным дисциплинам. Для обучения этому предмету нужен отдельный способ. На этом языке сегодня никто не говорит. Прежде всего надо мотивировать студентов этим предметом. Надо каждый раз выявлять новые особенности данной дисциплины. Следует раскрыть студентам, каким значимым он является в их будущей профессии [3].
Изложение основного материала статьи. Ознакомление с латинской медицинской терминологией является одним из главных пунктов учебного процесса в медицинском вузе. Это практический гуманитарный предмет, характерной чертой которого является то, что, кроме решения просто утилитарной задачи постижения языка предмета, перед ней стоит амбициозная цель быть арьергардом лингвистических знаний в медицинском вузе. И это благодаря древнему началу медицинской терминологии, старейшей в мире [4].
Латынь - один из немногих гуманитарных дисциплин в медицинском вузе, прямо связанных с медициной.
Сегодня обучение латинскому языку в медицинских высших учебных заведениях является обязательной частью медицины. Все диагнозы пациентам, назначение и выписка рецептов, бесспорно, выполняются на латинском языке. Требования к обучению сейчас увеличились. К обучению будущих докторов и мастеров по охране здоровья появилось более серьёзное отношение. Обучение латинскому языку является сегодня существенной частью медицинского образования [5].
Итак, латинский язык превратился в важнейший язык наряду с иными языками вуза. Обучающиеся постигают начала медицинской лексики. Это требуется для успешного обучения по отдельным специальностям медицины.
При обучении латинскому языку преподаватели применяют междисциплинарные методы обучения. Они содействуют заучиванию и запоминанию медицинской лексики у обучающихся. Такой совместный способ обучения латинскому языку является и методом выполнения общеобразовательных и воспитательных задач. Это и расширение словарного запаса, расширение круга интересов в мире медицинской лексики, формирование последовательного мышления, и рост медицинской культуры обучающихся [6].
Для оптимизации хода исследования студентами-медиками дисциплины «Латинский язык» существенным является увеличение использования его воспитательных возможностей [7].
Накопленный и классифицированный педагогами-исследователями и практиками опыт дает возможность раскрыть вопрос развития их нравственной компетенции на базе включения в учебные занятия компонентов разбора латинской афористики.
Одним из наиболее важных последствий позитивных отношений между преподавателем и студентом является создание атмосферы взаимного уважения. Один из способов, с помощью которого педагог может установить прочные отношения со
студентом, - это четко определить цели обучения и ожидания в мягкой манере. Это может выглядеть по-разному для групп или отдельных учеников. Прочные отношения позволят учителям быть полностью вовлеченными и включенными в учебный процесс своих учеников и корректировать свои учебные цели и ожидания [8].
Точно так же педагог должен предоставить возможность учащимся всех стилей обучения участвовать в обсуждениях в группе посредством вербального и невербального общения. В дополнение к академическим преимуществам позитивные отношения между преподавателями и студентами улучшают психическое здоровье и помогают учащимся развивать самооценку [9].
Часто ученики смотрят на своих преподавателей как на наставников. Имеется это в виду, учащиеся, вероятно, будут испытывать гордость, когда педагог поощряет их в обучении и социальных взаимодействиях.
Воспитательными задачами совместного способа обучения латинскому языку являются: объяснение обучающимся истории возникновения латинского языка, его контента и сути, роли формирования мировой цивилизации и науки [10].
Имена существительные в латинском языке имеют пять склонений. Это зависит от последних звуков основы. В соответствии с принадлежностью к тому или иному склонению у них появляются всевозможные падежные окончания [11].
В латинском языке к первому склонению относятся имена существительные и прилагательные, основа которых оканчивается на -а. Поэтому его можно также называть склонением -a.
К нему принадлежат существительные женского рода, которые в nom. sing. имеют окончание -а, в gen. sing. - ae, напр.: schola, scholae - школа, школы; villa, villae - вилла, виллы. [12].
Повышение результативности прохождения латинского языка в сегодняшнем медицинском вузе может происходить в таких условиях:
- увеличение применения информационных методов преподавания латинского языка студентам-медикам;
- формирование у будущих работников медицины позитивного отношения к сфере их будущей профессии при помощи выполнения практических заданий и упражнений по латинскому языку;
- поднятие степени автоматизации процесса прохождения, закрепления и применения обучаемого материала.
При интегрированном способе преподавания латинского языка следует составить календарно-тематический план [13].
При составлении плана занятия, преподаватель должен думать о том, чтобы студенты проштудировали новую лексику, усвоили грамматическое правило. Преподаватель должен стараться использовать все возможности для формирования личных качеств всякого студента. Для поднятия мотивации надо знать всевозможные методы работы. Любой педагог латинского языка постоянно должен искать ресурсы повышения качества и эффективности преподавания латинского языка. Основной задачей педагога является нахождение и использование методов для повышения интереса к усвоению латинского языка.
Выводы. Ознакомление с латинской медицинской терминологией является одним из главных пунктов учебного процесса в медицинском вузе. Это практический гуманитарный предмет, характерной чертой которого является то, что, кроме решения просто утилитарной задачи постижения языка предмета, перед ней стоит амбициозная цель быть запасной, обобщающей частью лингвистических знаний в медицинском вузе. И это благодаря древнему началу медицинской терминологии, старейшей в мире.
Таким образом, формируемая во время занятий по латинскому языку профессионально-терминологическая осведомленность является одной из главных составляющих профессиональной грамотности сегодняшнего медика. Значит, улучшение процесса преподавания латинского языка в медицинских вузах нашей страны является одной из главных проблем совершенствования системы высшего образования [14].
Для подъема эффективности изучения латинского языка в настоящем медицинском вузе необходимо придерживаться следующих условий:
- совпадение содержания проходимого материала с надобностями студентов, их профессиональным направлением;
- воспитание у будущих медиков осознанного позитивного взгляда к области их будущего профессионального занятия при помощи применения заданий и упражнений по латинскому языку;
- увеличение уровня автоматизации процесса постижения, закрепления и использования учебного материала;
- расширение использования цифровых способов обучения латинскому языку студентов-медиков [15].
В статье были проанализированы различные мнения отечественных и зарубежных языковедов о вопросе исследования преподавания латинского языка, как методе стимулирования детей к активности на уроках латинского языка. В общем, разобранную методику можно использовать на теоретических и практических занятиях по медицине в высших учебных заведениях, в работе психологов.
Литература:
1. Абайханова, Д.С. Проблема основных принципов обучения английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. -Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 23. - С. 4-6
2. Боровский, Я.М. Латинский язык Ломоносова / Я.М. Боровский // М.В. Ломоносов. Собр. соч. Т. 4. - М. -Ленинград, 1962.
3. Каракотова, С.А. Управление системой образования в условиях модернизации / С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2017. - С. 116-119
4. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 69-74
5. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, Р.С. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - Санкт-Петербург: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. - № 12 (202)
6. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов-на-Дону: Южное измерение, 2013. - № 6 (32). - С. 133-137
7. Лепшокова, Е.А Структура английских предложений в диалоговой речи / Е.А. Лепшокова, А. Хотджыева // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 248-250
8. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова - Ялта: Проблемы современного педагогического образования, 2022. - № 76-1. - С. 198-200
9. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123
10. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136
11. Лепшокова, Е.А. Языковая и этническая картина мира / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск. - 2019. - С. 120-127
12. Лепшокова, Е.А. Способы обучения студентов практическому владению иностранным языком / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения - 2020. материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: 2020. - С. 311-314
13. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012.
14. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-5. - С. 336-342
15. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / И.В. Устинина, С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018 - С. 168-172
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена современным вызовам, которые стоят перед системой дошкольного образования в области подготовки педагогических кадров. Рассматриваются актуальные проблемы и их решение, необходимые изменения в методах обучения и подходах к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Обращаем внимание на необходимость постоянного совершенствования процесса подготовки педагогических кадров, чтобы соответствовать новым вызовам и требованиям современного общества. Цель данной стать состоит в раскрытии опыта подготовки педагогических кадров в системе дошкольного образования в педагогическом институте СевероВосточного федерального университета. Также в выявлении проблем, связанных с этим процессом. Методы исследования: теоретические- анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ опыта кафедры дошкольного образования Северо-Восточного федерального университета. Выводы и рекомендации. В результате исследования было выявлено, что необходимы предложения по улучшению работы в подготовке педагогических кадров в системе дошкольного образования. Это организация сотрудничества с другими образовательными учреждениями для обмена опытом и передачи передовых знаний и практик; повышение квалификации педагогических кадров через проведение научно-практических семинаров и конференций; создание обучающих курсов и программ для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, занимающихся работой с дошкольниками; развитие научных исследований на кафедре дошкольного образования, чтобы улучшить качество обучения и повысить уровень квалификации педагогических кадров. В результате таких мероприятий кафедра дошкольного образования сможет улучшить свой потенциал и обеспечить высокий уровень подготовки педагогических кадров, которые будут готовы успешно решать современные задачи высшего образования.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, дошкольное образование, профессия, кафедра, университет, воспитатель.
Annotation. This article is devoted to modern challenges that face the system of preschool education in the field of teacher training. Current problems and their solutions, necessary changes in teaching methods and approaches to the formation of professional competencies of future teachers are considered. We draw attention to the need to constantly improve the process of training teachers in order to meet the new challenges and requirements of modern society. The purpose of this article is to reveal the experience of training teachers in the system of preschool education at the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University. As well as to identify the problems associated with this process. Research methods: theoretical - analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, analysis of the experience of the Department of Preschool Education of the North-Eastern Federal University. Conclusions and recommendations. As a result of the study, it was revealed that proposals are needed to improve the work of training teachers in the system of preschool education. This is an organization of cooperation with other educational institutions for the exchange of experience and the transfer of advanced knowledge and practices; advanced training of teaching staff through scientific and practical seminars and conferences; creation of training courses and programs for retraining and advanced training of teaching staff working with preschoolers; development of scientific research at the Department of Preschool Education in order to improve the quality of education and raise the level of qualification of teaching staff. As a result of such activities, the Department of Preschool Education will be able to improve its potential and provide a high level of training of teaching staff who will be ready to successfully solve modern problems of higher education.
Key words: training of teaching staff, preschool education, profession, department, university, educator.
Введение. Развитие современных технологий и изменения в социально-культурном окружении, в котором растут дети, ставят перед педагогическими кадрами системы дошкольного образования сложные задачи. Важно учитывать все особенности социальной, этнической и культурной среды, в которой работают педагоги. Необходимо следить за новыми подходами к обучению и требованиями государственных образовательных стандартов, а также готовить специалистов к работе в условиях постоянно меняющегося мира.
Процесс становления молодого специалиста и формирования его потенциала в профессии педагога является сложным и требует продолжительного времени для достижения оптимального соотношения между требованиями общества и государства к данной профессии и их реализацией в профессиональной деятельности. Схематически, подготовка будущих педагогов может быть представлена в следующей последовательности: отбор - подготовка - введение в профессию -непрерывное обучение - развитие карьеры.
Основные задачи для реализации схематической подготовки будущих педагогов включают в себя повышение престижности профессии, привлечение лучших выпускников и удержание тех, кто уже работает в этой области. Для достижения этих целей необходим переход к образовательным программам, помогающим решить первые две задачи. Одним из главных направлений работы является формирование положительного имиджа воспитателя и учителя в обществе.