Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхьяева Амина Хасановна

В статье рассматривается интеллектуальная среда педагогического вуза, методы и технологии формирования исследовательских навыков студентов, подчёркивается, что научно-исследовательская работа, воспитание творческой активности студентов осуществляется на всех курсах обучения педагогического вуза посредством организации интеллектуальной среды. Анализируются понятия интеллектуальные способности, особенности интеллектуального развития в условиях педагогического вуза как возможности формирования исследовательских навыков студентов. Отмечено, что интеллектуальная среда педагогического вуза подразумевает организацию обучения студентов путем применения образовательных средств информационно-коммуникативных технологий. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яхьяева Амина Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS AN ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND RESEARCH ABILITIES OF THE INDIVIDUAL

The article discusses the intellectual environment of a pedagogical university, methods and technologies for the formation of students' research skills, emphasizes that research work, the education of students' creative activity is carried out in all courses of a pedagogical university through the organization of an intellectual environment. The concepts of intellectual abilities, features of intellectual development in the conditions of a pedagogical university as an opportunity for the formation of students' research skills are analyzed. It is noted that the intellectual environment of a pedagogical university implies the organization of student learning with educational means of information and communication technologies. The analysis of psychological and pedagogical literature on the topic under study was carried out.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ»

2. Каракотова, С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности / С.А. Каракотова // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2018. - С. 133-137

3. Каракотова, С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, А.М. Алиева // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110

4. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2019. - С. 69-74

5. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, Р.С. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб.: НГУ имени П. Ф. Лесгафта, 2021. - № 12. - С. 500-503

6. Койчуева, Л.М. Психологические методы в социальной работе / Л.М. Койчуева, Д.Х. Шаугенова // Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. - 405 с. - С. 348-353

7. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 72-75

8. Лепшокова, Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

9. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200

10. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

11. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

12. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова //В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: 2022. - С. 217-220

13. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234

14. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. -Владикавказ, 2012

15. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Яхьяева Амина Хасановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается интеллектуальная среда педагогического вуза, методы и технологии формирования исследовательских навыков студентов, подчёркивается, что научно-исследовательская работа, воспитание творческой активности студентов осуществляется на всех курсах обучения педагогического вуза посредством организации интеллектуальной среды. Анализируются понятия интеллектуальные способности, особенности интеллектуального развития в условиях педагогического вуза как возможности формирования исследовательских навыков студентов. Отмечено, что интеллектуальная среда педагогического вуза подразумевает организацию обучения студентов путем применения образовательных средств информационно-коммуникативных технологий. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.

Ключевые слова: обучение; научно-исследовательские компетенции; интеллектуальная среда; образование; коммуникативные технологии; личность; развитие; деятельность; педагогический процесс.

Annotation. The article discusses the intellectual environment of a pedagogical university, methods and technologies for the formation of students' research skills, emphasizes that research work, the education of students' creative activity is carried out in all courses of a pedagogical university through the organization of an intellectual environment. The concepts of intellectual abilities, features of intellectual development in the conditions of a pedagogical university as an opportunity for the formation of students' research skills are analyzed. It is noted that the intellectual environment of a pedagogical university implies the organization of student learning with educational means of information and communication technologies. The analysis of psychological and pedagogical literature on the topic under study was carried out.

Key words: training; research competencies; intellectual environment; education; communication technologies; personality; development; activity; pedagogical process.

Введение. В современном педагогическом вузе качественно меняется содержание и методы образования. Т. Фридман считает, что необходимо развивать такие компетенции как аналитические, способность внедрение новых идей, навыки коммуникации, навыки решения комплексных проблем. Интеллектуальная среда педагогического вуза становится наиболее

актуальным в условиях постоянного обновления системы образования [1].

Интеллектуальная среда - понятие, состоящее из двух категорий. В толковом словаре русского языка, категория «среда» интерпретируется как условие, окружение, в котором протекает деятельность индивида. В педагогической литературе проблема влияния среды на развитие личности отражена в работах [2; 3; 4]. В России первоначально идея воспитания средой нашла воплощение в 20 веке в 20 годы. Исследователи [5; 6; 7] рассматривали среду как фактор социализации и считали, что среда влияет на развитие личности. В начале 21 века активизировался интерес ученых к исследованию феномена среды как возможности развития необходимых компетенций у будущих специалистов. Таким образом, в педагогике среда определяется как условие развития личности. В настоящее время требования к развитию исследовательских навыков присутствуют практически во всех учебных заведениях. В научной литературе с тематикой исследовательской деятельности сопряжены образование, творчество, поисковая деятельность и др. При этом считаем необходимым отметить, что тема «исследовательские способности обучающихся» не теряет своей актуальности и в современной цифровой среде образования. Раскрывая суть исследовательских способностей, ученые отмечают, что исследовательские способности являются ресурсом для профессионального развития педагога. Таким образом, исследовательская деятельность студентов педагогического вуза в настоящее время рассматривается как направление и парадигма в образовании.

Социально-экономические перемены в мире оказывают влияние на становление и развитие личности студента. В условиях модернизации системы педагогического вуза особое внимание уделяется созданию интеллектуальной среды для формирования и развития исследовательских компетенций у студентов. Современный педагог должен обладать не только базовыми знаниями, умением работать в команде, эффективно сотрудничать, но и умением решать творческие задачи, постоянно обновлять знания, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, постоянно повышать педагогическую компетентность, исследовательские навыки и способность самостоятельно проводить научные исследования. Учитель должен уметь учиться, уметь решать проблемы, быть метапредметно и надпрофессионально компетентным для успешной деятельности в профессиональной и общественной сферах [8].

Следует отметить, что компетенции и педагогические качества у педагогов формируются в учебной деятельности вуза.

Надпрофессиональные компетенции новая образовательная цель, а потому для нее могут быть сконструированы инновационные педагогические средства. Эти средства могут выбираться из уже существующих и зарекомендовавшим себя методикам, технологиям, системам обучения. Многие технологии, методики, созданные раньше, чем появилось словосочетание «надпрофессиональные (ключевые, общие и др.) компетенции», в той или иной степени способствуют их формированию [9].

Они развиваются за счет активного участия обучающихся в научно-инновационной деятельности, которая на современном уровне приобретает все большее значение в нормативных стандартах нового поколения и является важной частью высшего образования. Проведение научно-исследовательской работы, воспитание творческой активности студентов осуществляется на всех курсах обучения педагогического вуза посредством организации интеллектуальной среды. Основной целью организации интеллектуальной среды в педагогическом вузе является привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям образования. Также интеллектуальная среда педагогического вуза способствует формированию у будущих учителей исследовательского стиля мышления, овладению методами научного познания и творческим подходам организации педагогической деятельности [10].

Как мы знаем, сегодня нужен учитель, личностная готовность которого характеризуется такими качествами как: креативность, потребность в саморазвитии, исследовательская компетентность, устойчивая профессиональная направленность.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать наиболее актуальные вопросы организации интеллектуальной среды педагогического вуза для развития исследовательских компетенций у студентов.

Изложение основного материала статьи. Поставленная цель актуализировала решение нескольких задач, а именно: 1) исследовать состояние научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза; 2) выявить общие и специфические закономерности реализации практики формирования исследовательских способностей у студентов педагогического вуза.

Рекомендации организации исследовательской деятельности студентов педагогического вуза: Первый этап организации научно-исследовательской деятельности студентов - это создание научных кружков и лабораторий, педагогических мастерских. В зависимости от научной привлекательности и интересов, студенты выбирают проблемные вопросы, ставят цель, задачи исследования, формируют гипотезу, выбирают методы исследования, планируют этапы эксперимента. Второй этап организации научно-исследовательской деятельности - это проведение исследования, сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций, проведение организационно-консультативных занятий со студентами. Третий этап - это оформление и представление результатов проведенной научно-исследовательской работы в виде научной статьи, презентаций, доклада выступления на научно-практической конференции [11].

Полученные результаты исследования позволили обстоятельно подойти к процессу формирования исследовательских и интеллектуальных способностей студентов педагогического вуза и отбирать содержание учебных курсов, опираясь на принципы практикоориентированности. Нами были разработаны рекомендации организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза. Проведенное исследование показало, что исследовательские способности могут быть рассмотрены как компетентный результат освоения основных образовательных программ. Формирование исследовательских способностей актуализировано в ФГОС ВО.

Категория «интеллектуальная» трактуется, как способность личности осознать новые ситуации, способность к обучению и использованию своих знаний в деятельности.

Интеллектуальная среда представляет собой технологическое пространство, обеспечивающее эффективное, динамичное развитие личности и отражающее деятельность участников образовательного процесса. Интеллектуальная среда педагогического вуза представляет собой систему, в которую интегрированы различные средства и методы искусственного интеллекта, позволяющие моделировать учебно-исследовательские задания. Неотъемлемой частью интеллектуальной среды является компьютеризация образования [12].

В нашем понимании интеллектуальная среда педагогического вуза подразумевает организацию обучения студентов путем применения образовательных средств информационно-коммуникативных технологий: электронных учебников, системы контроля знаний, обучающих систем, электронных библиотек, обучающих компьютерных программ, поисковых систем, телеконференций. Формами взаимодействия в интеллектуальной среде педагогического вуза являются: технология режима связи «online», «offline».

В интеллектуальной среде педагогического вуза можно выделить несколько аспектов.

Мотивационный аспект. Интеллектуальная среда способствует формированию у студентов положительной мотивации, раскрытию креативности и освоению студентами современных технологий обучения.

Учебно-методический аспект интеллектуальной среды педагогического вуза заключается в использовании преподавателем компьютерных тестов, информационных, электронных ресурсов в научно-исследовательской деятельности студентов [3].

Основными задачами интеллектуальной среды педагогического вуза является: использование в учебном процессе современных информационных технологий, интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов, адаптация цифровых технологий к индивидуальным особенностям студентов.

Проблема изучения интеллектуального развития до сих пор остается не до конца изученной. Интеллектуальный потенциал - базовый ресурс, совокупность духовных и социальных качеств современной личности, реализация которых обеспечивает возможность саморазвития.

Информационное общество ожидает от педагогического вуза учителя с высоким уровнем педагогической культуры и инновационной восприимчивости. Отсюда и новые требования к обучающимся педагогического вуза, в которых должны гармонично сочетаться профессиональная компетентность с ответственностью и нравственными ценностями. Поэтому формирование у студентов интеллектуальных, исследовательских компетенций является важной задачей, стоящей сегодня перед высшим образованием.

Выводы. Интеллектуальные, исследовательские способности личности позволяют быть конкурентоспособным, мобильным, педагогически эффективно работать, свободно ориентироваться в развивающейся действительности.

Интеллектуальные способности являются основой развития личности, так как при этом формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и речь, являющиеся предпосылками познавательной деятельности.

В современном высокотехнологическом обществе, интеллектуальная деятельность - главный феномен и показатель эффективности работы специалистов. Необходимо отметить, что мы живем в эпохе цифрового общества, сегодня активно развиваются понятия «цифровая». Цифровизация охватывает все сферы жизни и систему образования. Преобразование традиционных вузов в цифровые университеты обеспечивает реализацию образовательной деятельности на новом уровне, когда освоение каждым человеком персональной образовательной траектории организуется на базе цифровых платформ вузов. Освоение образовательной программы формирует у студентов профессиональные и интеллектуальные способности. Однако для успешной карьеры необходима активизация мыслительной деятельности, включение в процесс личностного самосовершенствование. Образовательное учреждение обеспечивает методическое сопровождение развития студентов в соответствии с возможностями и целевыми ориентирами.

В цифровизации образования выделяют следующие направления: цифровое взаимодействие преподаватель-студент; реализация принципа наглядности применяя цифровые средства и повышения исследовательской работы при освоении образовательных программ; использование виртуального образовательного сообщества; создание условий для включенного обучения лиц с ОВЗ. Для реализации цифрового образования преподаватель должен обладать навыками по использованию информационно-коммуникативных технологий и владеть дидактикой высшего образования и демонстрировать готовность к профессиональному творчеству. Для соответствия требованиям цифровых технологий, преподаватель вуза должен повышать квалификацию не реже одного раза в три года. Цифровизация образования предполагает изменение сознания участников образовательного процесса (студентов и преподавателей), использование в деятельности дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Цифровизация образования обеспечивает соответствие содержания научной деятельности вуза задаче технологического прорыва; отражение в содержании образовательных программ инновационных технологий.

Одним из перспективных направлений цифровизации в образовании является создание на базе педагогического вуза научно-исследовательских кружков, проведение онлайн-семинаров по написанию научных статей и т.д. Посещая данные мероприятия студенты развивают свои компетенции и интеллектуальные способности. Тем самым, цифровизация образования, при методически правильном организации образовательного процесса, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, личности студентов в целом, их критическим способностям.

Литература:

1. Muskhanova, I.V. About the features of forming communicative behavior of a personality / I.V. Muskhanova // Psychophysiology News. - 2020. - № 1. - С. 129-132

2. Muskhanova, I.V. EurAsian Journal of Biosciences / I.V. Muskhanova, F.U. Bazaeva, A.K. Yakhyaeva // Inclusive education in universities: practices and problems. - 2020. - Т. 14. - № 1. - С. 2321-2326

3. Морозов, Г.Б. Об одной эффективной форме активизации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов неюридической специальности / Г.Б. Морозов, А.А. Лобут // Педагогическое образование в России. -2015. -No 7. - С. 241-249

4. Мусханова, И.В. Образовательное развивающее пространство педагогического вуза: коммуникативно-средовый / И.В. Мусханова // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2021. - Т. 17. - № 3 (25). - С. 76-81

5. Мусханова, И.В. Информационные технологии как фактор мотивации участников образовательного процесса / И.В. Мусханова // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 2-3 (47). - С. 45-47

6. Мусханова, И.В. Интеллектуальное развитие как аспект духовной безопасности личности / И.В. Мусханова,

A.Х. Яхьяева // В сборнике: Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 349-353

7. Полупан, К.Л. Интерактивная интеллектуальная среда - цифровая технология непрерывного образования / К.Л. Полупан // Высшее образование в России. - 2018. - № 11. - Том 27. - С. 44-48

8. Полупан, К.Л. Развитие методов цифровой экономики на основе гибридного вычислительного интеллекта / К.Л. Полупан, С.И. Корягин, П.В. Клачек // Экономические науки. - 2018. - No 1. - С. 9-18

9. Ракитов, А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм / А.И. Ракитов // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 6. - C. 41-49

10. Шейнбаум, В.С. Междисциплинарное деятельностное обучение в виртуальной среде инженерной деятельности /

B.С. Шейнбаум // Высшее образование в России. - 2017. - No 11 (217). - С. 6168.

11. Яхьяева, А.Х. Младший школьный возраст: психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей / А.Х. Яхьяева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2018. - № 4 (100). - С. 306-311

12. Яхьяева, А.Х. Теоретический анализ этнокультурных аспектов интеллектуального развития детей / А.Х. Яхьяева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №3 - С. 200-203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.