Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / НАУКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна, Байчорова Сапият Кадыевна, Лайпанова Мариям Срапиловна

В данной статье анализируются дидактические возможности использования информационно- коммуникационных технологий в развитии образовательного процесса. Тема актуальна. Среди педагогических технологий информационно-коммуникационные технологии имеют существенный потенциал для образовательного процесса. Знания модифицируются в новые идеи, в то время как новые технологии должны стать инструментами, которые могут быть применены для усовершенствования большинства сфер образования. Практическая значимость: информация и коммуникационные технологии имеют исключительное значение для образования. Информационно-коммуникационные технологии связаны с подготовкой молодежи к интеграции и успешной социально-экономической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна, Байчорова Сапият Кадыевна, Лайпанова Мариям Срапиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

This article analyzes the didactic possibilities of using information and communication technologies in the development of the educational process. The topic is relevant. Among pedagogical technologies, information and communication technologies have a significant potential for the educational process. Knowledge is modified into new ideas, while new technologies should become tools that can be applied to improve most areas of education. Practical relevance: Information and communication technologies are of paramount importance for education. Information and communication technologies are associated with preparing young people for integration and a successful socio-economic life.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Так, согласно Приказу Минобрнауки России № 208 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» [4], в котором дано следующее уточнение формулировок универсальных компетенций УК-10 и УК-11: «Строку

УК-10 (УК-Ii), Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Заменить строкой:

Гражданская позиция

УК-10 (УК-11). Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному повелению и противодействовать им в профессиональной деятельности

Эти изменения говорят о том, что содержание компетенций постоянно корректируется, усиливается необходимость противодействия различного рода нарушениям, в том числе в сфере финансовой безопасности.

Литература:

1. Гордячкова, О.В. Личные финансы и финансовая безопасность. Учебное пособие/ О. В. Гордячкова, Т. Ю. Калаврий. - М.: Мир науки, 2021. - URL: https://izdmn.com/PDF/48MNNPU21.pdf

2. Зайков, В.П. Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития инвестиционно-налоговый аспект/ В. П. Зайков, Б. Т. Ковеза // Вестник Университета Российской академии образования. - 2017. - № 3. - С. 74-81.

3. Как молодежь стран СНГ оценивает свои знания и навыки в сфере финансовой безопасности [Электронный ресурс]: https://nafi.ru/analytics/kak-molodezh-stran-sng-otsenivaet-svoi-znaniya-i-navyki-v-sfere-finansovoy-bezopasnosti/

4. Приказ Минобрнауки России № 208 от 28.02.2023 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304030029.

5. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, 2004. - URL: http://khutorskoy.ru.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Эльканова Айшат Амыровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Байчорова Сапият Кадыевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Лайпанова Мариям Срапиловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В данной статье анализируются дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развитии образовательного процесса. Тема актуальна. Среди педагогических технологий информационно-коммуникационные технологии имеют существенный потенциал для образовательного процесса. Знания модифицируются в новые идеи, в то время как новые технологии должны стать инструментами, которые могут быть применены для усовершенствования большинства сфер образования. Практическая значимость: информация и коммуникационные технологии имеют исключительное значение для образования. Информационно-коммуникационные технологии связаны с подготовкой молодежи к интеграции и успешной социально-экономической жизни.

Ключевые слова: информация, наука, технология, экономика, развитие, инновации, процесс.

Annotation. This article analyzes the didactic possibilities of using information and communication technologies in the development of the educational process. The topic is relevant. Among pedagogical technologies, information and communication technologies have a significant potential for the educational process. Knowledge is modified into new ideas, while new technologies should become tools that can be applied to improve most areas of education. Practical relevance: Information and communication technologies are of paramount importance for education. Information and communication technologies are associated with preparing young people for integration and a successful socio-economic life.

Key words: information, science, technology, economics, development, innovation, process.

Введение. Технологическое развитие образовательного процесса способствует свободному доступу к современным информационно-коммуникационным технологиям и интерактивным технологиям обучения. В настоящее время педагогические технологии, используемые в школе, должны сочетаться с информационно-коммуникационными технологиями для ориентации на актуальную систему методик и средств организации образовательной деятельности для достижения образовательных целей [1].

Задачи исследования:

- охарактеризовать технологическое развитие образовательного процесса в гимназии в условиях нового этапа развития теории образования и обучения;

- задуматься над развитием образовательной среды с точки зрения дидактического потенциала педагогических технологий и ИКТ;

- проанализировать эмпирические данные опросов учащихся старших классов средней школы и определить, стали ли ИКТ инструментом приобретения знаний.

Цель статьи проиллюстрировать дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развитии образовательной среды.

С целью исследования и описания дидактических возможностей информации и коммуникационных технологий в развитии образовательной среды использован анализ научных публикаций, системный анализ и обобщение, собственные дидактические и методологические разработки, материалы экспериментальных исследований [2].

Изложение основного материала статьи. Понятие «образовательные технологии», невзирая на их значительную распространенность, довольно условно. Те типы технологий, используемые в образовательном процессе, правильнее именовать не образовательными или обучающими, а дидактическими технологиями Информационно-коммуникационные технологии отвечают требованиям современного общества, дают уникальную возможность для системы образования. Традиционное образование призвано помочь аккумулировать и запоминать информацию из определенных областей знаний, однако, сегодня этого мало [3].

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Осуществления общественного заказа, определенного информатизацией нынешнего социума:

- обучение профессионалов в мире информационных технологий;

- обучение специалистов к независимой работе возможностями дидактических и информационных технологий [4].

2. Усиление всех степеней хода образования:

- увеличение результативности и качества обучения путем использования информационных технологий;

- усиление межпредметных отношений в следствии применения нынешних возможностей работы с информацией при обучении всяким предметам.

Некоторые исследователи ИКТ фокусируется на компьютерных навыках учителей и студентов, которые они определяют, как способность управлять широким спектром компьютерных приложений, служащих различным целям [5].

Тем не менее, большинство учителей выражают нейтральное, если не негативное, отношение к интеграции ИКТ в преподавание и обучение, поскольку им не хватает соответствующих знаний и навыков. Совершенствование играет ключевую роль в успешной интеграции компьютеров в учебные классы [6].

Использование цифровых устройств в школах растет, и учащиеся используют планшеты и ноутбуки в школе для чтения, письма и математики. Многие люди предполагают, что это поколение студентов являются цифровыми аборигенами и как таковые знакомятся и комфортно и эффективно используют технологии. Кроме того, цифровые устройства часто позиционируются как решение для повышения интереса учащихся к материалу, который они изучают в школе [7].

Тем не менее, растущий объем исследований показывает, что, хотя молодые люди чувствуют себя комфортно с технологиями, и многие находят технологии привлекательными, использование цифровых устройств не всегда дает ожидаемые результаты обучения. Хотя есть доказательства того, что использование технологий в обучении математике может привести к определенным улучшениям в результатах обучения, есть доказательства того, что цифровые и нецифровые методы чтения и письма не являются аналоговыми и что нецифровые методы чтения и письма имеют преимущества, которых нет у цифровых методов [8].

Исследование указывает на то, что некоторые читатели могут не понимать материал так же хорошо, когда они просматривают его в цифровом виде, как когда они читают его на бумаге. Хотя компетентные читатели хорошо работают как в нецифровом, так и в цифровом чтении, существуют значительные различия в производительности цифрового чтения на всех уровнях производительности нецифрового чтения [9].

В печатном чтении участвуют различные когнитивные процессы по сравнению с цифровым чтением. Чтение цифровых носителей (особенно онлайн-источников) является более сложным, чем чтение печатных изданий, из-за навигации, необходимой для доступа к материалу, включая нажатие на гиперссылки и прокрутку текста. Исследования показывают, что, хотя компетентные читатели хорошо работают как в нецифровом, так и в цифровом чтении, существуют значительные различия в производительности цифрового чтения на всех уровнях производительности нецифрового чтения [10].

Увеличение воздействия на детей технологий, заставляя их читать на цифровых устройствах, может способствовать более мелкому виду когнитивной обработки, что, в свою очередь, приводит к снижению глубокого понимания цифровых текстов и снижению качества внимания, поэтому важно, чтобы учителя проверяли учеников, чтобы убедиться, что они понимают цифровые тексты, которые они читают [11].

Кроме того, сложно сравнивать бумажные тексты с цифровыми текстами, которые включают такие функции, как гиперссылки и анимация, поскольку влияние на результаты обучения может фактически быть связано с этими носителями, а не с языком текста [12].

Назовем некоторые из распространенных применений технологий в преподавании математики и результаты исследований их использования. Исследование использования дополнительного материала в преподавании математики показывает, что их влияние на обучение контенту неоднозначно, потому что не все приложения разработаны специально для обучения, иногда им не хватает качества и они не имеют четкого соответствия результатам обучения, которые устанавливаются учителями или учебной программой [13].

Приложения, предназначенные для содействия активному, вовлеченному, значимому и социально интерактивному обучению, могут считаться образовательными, если они соответствуют конкретным целям обучения. При выборе приложений для обучения важно искать приложения, которые опираются на фактические данные об эффективной педагогике в целом, то есть приложения, которые используют то, что мы знаем о том, что помогает людям учиться успешнее, и педагогику, которая лучше всего поддерживает это обучение. Также важно убедиться, что приложения связаны с соответствующими проблемами и что они соответствуют результатам обучения и учебной программе [14].

Выводы. Таким образом, применение цифровых технологий в школах растет. Дети используют планшеты и ноутбуки в школе для чтения, письма и математики. Многие думают, что это поколение детей является цифровыми аборигенами и как таковые знакомятся и комфортно и эффективно используют технологии. Кроме того, цифровые технологии часто воспринимаются как решение для повышения интереса учащихся к изучаемому в школе материалу.

Итак, исследования показывают, что чтение цифровых текстов может потребовать больше умственных усилий, что затрудняет запоминание прочитанного. Это связано с тем, что, читая материал онлайн, делается попытка понять содержание текста, одновременно принимая решения о том, что читать и куда ориентироваться дальше. Есть также доказательства того, что люди, как правило, читают цифровые тексты быстрее, что также влияет на понимание и запоминание [15].

Рекомендации. Важно тщательно подумать о том, какие формы технологии будут наиболее подходящими для целей обучения, и проверить доказательства использования конкретных типов технологий в отношении конкретных областей обучения: хотя исследовательская база показывает, что использование технологий может улучшить преподавание математики в определенных обстоятельствах. Цифровое и нецифровое чтение и письмо не являются аналогами и не должны рассматриваться как взаимозаменяемые.

Литература:

1. Божович, М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. - Москва: Политиздат, 2001. - 243 с.

2. Каракотова, С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности / С.А. Каракотова // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2018. - С. 133-137

3. Каракотова, С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, А.М. Алиева // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110

4. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2019. - С. 69-74

5. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, Р.С. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб.: НГУ имени П. Ф. Лесгафта, 2021. - № 12. - С. 500-503

6. Койчуева, Л.М. Психологические методы в социальной работе / Л.М. Койчуева, Д.Х. Шаугенова // Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. - 405 с. - С. 348-353

7. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 72-75

8. Лепшокова, Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

9. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200

10. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

11. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

12. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова //В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: 2022. - С. 217-220

13. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234

14. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. -Владикавказ, 2012

15. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Яхьяева Амина Хасановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается интеллектуальная среда педагогического вуза, методы и технологии формирования исследовательских навыков студентов, подчёркивается, что научно-исследовательская работа, воспитание творческой активности студентов осуществляется на всех курсах обучения педагогического вуза посредством организации интеллектуальной среды. Анализируются понятия интеллектуальные способности, особенности интеллектуального развития в условиях педагогического вуза как возможности формирования исследовательских навыков студентов. Отмечено, что интеллектуальная среда педагогического вуза подразумевает организацию обучения студентов путем применения образовательных средств информационно-коммуникативных технологий. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.

Ключевые слова: обучение; научно-исследовательские компетенции; интеллектуальная среда; образование; коммуникативные технологии; личность; развитие; деятельность; педагогический процесс.

Annotation. The article discusses the intellectual environment of a pedagogical university, methods and technologies for the formation of students' research skills, emphasizes that research work, the education of students' creative activity is carried out in all courses of a pedagogical university through the organization of an intellectual environment. The concepts of intellectual abilities, features of intellectual development in the conditions of a pedagogical university as an opportunity for the formation of students' research skills are analyzed. It is noted that the intellectual environment of a pedagogical university implies the organization of student learning with educational means of information and communication technologies. The analysis of psychological and pedagogical literature on the topic under study was carried out.

Key words: training; research competencies; intellectual environment; education; communication technologies; personality; development; activity; pedagogical process.

Введение. В современном педагогическом вузе качественно меняется содержание и методы образования. Т. Фридман считает, что необходимо развивать такие компетенции как аналитические, способность внедрение новых идей, навыки коммуникации, навыки решения комплексных проблем. Интеллектуальная среда педагогического вуза становится наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.