Педагогика
УДК 378
доцент кафедры «Медицинская кибернетика» Боташева Фатима Юсуфовна
Северо-Кавказская Государственная академия (г. Карачаевск); доцент кафедры алгебры и геометрии Булатова Элла Мухтаровна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Халкечева Ирина Тахировна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в обучении математике. Актуальность темы обусловливается тем, что современный стремительный технический прогресс определяет все большую потребность в пересмотре существующих концепций и стратегий, направленных на поддержание глобального развития. Практическая значимость определяется тем, что в статье описываются педагогические технологии, указывается на необходимость реформирования устаревших систем образования или полного отказа от них с целью повышения плодотворности работы учащихся. Представлен сравнительный анализ педагогических технологий, используемых в высших учебных заведениях, их сильные и слабые стороны и перспективы развития.
Ключевые слова: педагогическая технология, высшее учебное заведение, сравнительный обзор, учебно-воспитательный процесс, педагогический опыт.
Annotation. This article discusses the role of pedagogical technologies in teaching mathematics. The relevance of the topic is because modern rapid technological progress determines the increasing need to revise existing concepts and strategies aimed at supporting global development. The practical significance is determined by the fact that the article describes pedagogical technologies, points out the need to reform outdated education systems or completely abandon them in order to increase the fruitfulness of students' work. A comparative analyses of pedagogical technologies used in higher educational institutions, their strengths and weaknesses and development prospects is presented.
Key words: pedagogical technology, higher educational institution, comparative review, educational process, pedagogical experience.
Введение. В исследовании рассмотрены подходы, предложенные отечественными и зарубежными исследователями, уточнены определения, классификация, типология, а также особенности и недостатки педагогических технологий. Авторами разработана система обучения, предполагающая непосредственное вовлечение каждого студента в процесс обучения. В исследовании уточнялась цель обучения, подразумевающая развитие творческих способностей учащихся для получения нового опыта. Авторы предложили замену «авторитарных» отношений между учеником и учителем на «партнерские отношения», что могло бы улучшить их отношения, взаимопонимание и общую эффективность. Сравнение педагогических технологий обеспечивает их подробное описание, возможность выбора наиболее целесообразных методов и подходов исходя из требований соответствующих дисциплин, которые будут соответствовать самым высоким стандартам качества для студентов и преподавателей [1].
Этот метод исследования имеет четкую методологическую основу и выполняет теоретическую функцию. Он используется перед фундаментальными исследованиями и выступает как специфическое средство проверки гипотез и задач, а также профессиональных навыков и методических способов. Исследование представляет собой изучение по «укороченному» плану - оно основано на использовании небольших выборок, собирается неполная информация, анализ полученной информации осуществляется только по наиболее важным критериям. Проведение исследования дает возможность избежать сбора «пустой» информации и, как правило, применяется на начальном этапе всего исследования [2].
Изложение основного материала статьи. В целом, есть некоторые доказательства того, что преднамеренное использование технологий может поддерживать изучение математики (навыков и процедур), а также развитие передовых навыков, таких как решение проблем, рассуждение и обоснование. Несколько мета-анализов определили, что использование технологий в обучении математике оказывает небольшое, но положительное влияние на содействие достижению математики, с большими последствиями для учащихся начальной школы и учащихся с особыми образовательными потребностями.
Тем не менее, положительный эффект от использования технологии в обучении математике был больше в сочетании с конструктивистским подходом к обучению, который предполагает, что именно педагогический подход, а не сама технология, имеет наибольшее значение для обучения. Кроме того, хотя наблюдались небольшие положительные эффекты, важно отметить несколько важных предостережений [3].
Во-первых, дальнейшие исследования показывают, что выгоды не сохраняются в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, как и в случае с чтением и письмом, технологии, как известно, повышают мотивацию и вовлеченность, но мотивация и вовлеченность не всегда приравниваются к желаемым результатам обучения.
В-третьих, именно тип используемой технологии и, что еще более важно, способы ее использования (педагогика, регулирующая ее использование), определяют происходящее обучение. Ниже приведены некоторые из распространенных применений технологий в преподавании математики и результаты исследований их использования [4].
Исследование использования технологий в преподавании математики показывает, что их влияние на обучение контенту неоднозначно, потому что не все разработаны специально для обучения, иногда им не хватает качества и они не имеют четкого соответствия результатам обучения, которые устанавливаются учителями или учебной программой. Технологии, предназначенные для содействия активному, вовлеченному, значимому и социально интерактивному обучению, могут считаться образовательными, если они соответствуют конкретным целям обучения [5].
При выборе технологий для обучения важно искать технологии, которые опираются на фактические данные об эффективной педагогике в целом, то есть технологии, которые используют то, что мы знаем о том, как люди учатся лучше всего, и педагогику, которая лучше всего поддерживает это обучение. Также важно убедиться, что технологии связаны с соответствующими проблемами и что они соответствуют результатам обучения и учебной программе. Исследователи определили четыре ключевых критерия, чтобы определить, какие технологии могут использоваться для содействия обучению математике [6]:
1. Дайте студентам возможность активно проверять свои знания. Исследования показывают, что студенты, которые активно проверяют свои знания и навыки, запоминают больше, чем те, кто просто читает заметки. Технологии, которые знакомят студентов с новым материалом и вовлекают их в викторины для проверки своих знаний, будут стимулировать обучение, предоставляя студентам возможность извлекать информацию и практиковать свои навыки.
2. Исследования показывают, что студенты, которые практикуют новый контент и навыки в нескольких сессиях в течение нескольких дней, показывают лучшие результаты, чем студенты, у которых есть марафонские учебные занятия. Учителя могут напоминать своим ученикам практиковаться с помощью программ на основе технологий в рамках своих уроков или для домашних заданий каждый день. Это означает, что учащиеся постоянно пересматривают содержание и практикуют новые навыки, что особенно важно в математике, где обучение основывается на ранее приобретенных знаниях и навыках.
3. Технологии наиболее эффективны, когда они позволяют учащимся взаимодействовать с материалом тактильными, звуковыми и визуальными способами. Исследования показывают, что технологии, предназначенные для представления материала несколькими способами или позволяющие преподавателям экспериментировать с представлением информации по-разному, могут улучшить память, а также удовлетворить различные потребности в обучении [7].
4. Учащиеся получают выгоду от обратной связи, которая направляет их следующие шаги. В то время как многие образовательные технологии обеспечивают немедленную обратную связь об успеваемости учащихся, учителя все равно должны работать над тем, чтобы обеспечить обратную связь, которая конкретно направляет студентов на следующие шаги [8].
Человеческий мозг хочет мыслить визуально при изучении и понимании математики. Мультимедийные технологии могут сделать обучение более интерактивным и привлекательным, воплощая концепции в жизнь. Например, программное обеспечение для геометрии может позволить учащимся преобразовать геометрический объект, «перетаскивая» его компоненты для исследования его свойств. Благодаря этому интерактивному и экспериментальному подходу студенты могут проверить свои гипотезы о свойствах геометрических объектов и генерировать новые математические знания. Используемая таким образом, технология становится улучшением обучения, потому что она позволяет студентам новые способы развития их понимания и способностей решать проблемы. Однако важно отметить, что аналогичные педагогические подходы, которые не используют цифровые технологии, также могут привести к тем же процессам обучения [9].
Цифровые технологии для персонализированного обучения были использованы для дополнения учебной программы, чтобы настроить опыт обучения для студентов. Персонализированное обучение относится к различным образовательным программам, методам обучения и стратегиям академической поддержки для удовлетворения различных потребностей в обучении каждого отдельного студента. Персонализированное обучение предназначено для того, чтобы студенты могли учиться в своем собственном темпе и пересматривать контент и навыки, которые они еще не полностью освоили [10].
Некоторые ресурсы иллюстрируют персонализированные учебные платформы в Интернете. Тем не менее, эти платформы, которые предлагают вариации в темпе для студентов, получают критику, потому что сам темп недостаточно персонализирован для подхода к обучению. Кроме того, доказательная база, лежащая в основе персонализированного обучения, неопределенна. В то время как существуют небольшие исследования, которые определили умеренное положительное влияние персонализированного обучения на обучение студентов, другие обнаружили, что персонализированное обучение оказывает незначительное или негативное влияние на обучение студентов и может привести к снижению вовлеченности и удовольствия. Поэтому важно разумно использовать онлайн-персонализированные учебные платформы и связывать их использование с желаемыми результатами обучения [11].
Выводы. Учитывая изменчивость того, как люди определяют технологию, широкий спектр использования технологий и потребность в большем количестве доказательств, чтобы понять, какие типы технологий лучше всего подходят для конкретных результатов обучения, учителя должны тщательно подумать о том, чего они хотят достичь, и о лежащей в основе педагогики при использовании технологий в обучении математике. Важно тщательно подумать о том, какие формы технологии будут наиболее подходящими для целей обучения, и проверить доказательства использования конкретных типов технологий в отношении конкретных областей обучения: хотя исследовательская база показывает, что использование технологий может улучшить преподавание математики в определенных обстоятельствах [12].
Также важно осознавать, что технология не используется только потому, что она привлекательна, удобна или доступна, поскольку некоторые ученые опасаются, что чем больше технологий используется для «мелких» целей, тем меньше людей смогут использовать технологии для сложных задач. В большинстве случаев важна не технология, а то, как и почему вы ее используете [13].
Литература:
1. Абайханова, Д.С. Проблема основных принципов обучения английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. -Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 23. - С. 4-6
2. Каракотова, С.А. Управление системой образования в условиях модернизации / С.А. Каракотова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. -Карачаевск, 2017. - С. 116-119
2. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. -Карачаевск, 2019. - С. 69-74
3. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, Р.С. Акбашева., А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб.: НГУ имени П. Ф. Лесгафта, 2021. - № 12. (202).
4. Койчуева, Л.М. Психологические методы в социальной работе / Л.М. Койчуева, Д.Х. Шаугенова // Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2019. - С. 348-353
5. Лепшокова, Е.А. Основная проблема политики с точки зрения Никколо Макиавелли / Е.А. Лепшокова, З.К. Кипкеева // Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2021. - С. 95-98
6. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов на Дону: Южное измерение, 2013. - № 6 (32). - С. 133-137
7. Лепшокова, Е.А Структура английских предложений в диалоговой речи / Е.А. Лепшокова, А. Хотджыева // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 248-250
8. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200
9. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123
10. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136
11. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012.
12. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-5. - С. 336-342
13. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / И.В. Устинина, С.А. Каракотова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018. - С. 168-172
Педагогика
УДК 614.8:373.3(045)
ассистент кафедры физического воспитания и спортивных дисциплин Ботов Кирилл Аркадьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ О ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОВЕДЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования готовности младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях. На основании мнения от различных авторов по сущности обсуждаемого понятия дается его авторское определение. Готовность к чрезвычайным ситуациям младшего школьника представляется нами как совокупность знаний, способов и приемов деятельности, определенных в соответствии с возрастом детей, побуждающих их к разумному поведению в возникающих опасных для жизни явлениях. Обращено внимание на структуру готовности младших школьников к чрезвычайным ситуациям. В ее составе присутствуют необходимые компоненты: мотивационный, когнитивный и деятельностный. Данным компонентам была дана соответствующая характеристика. Мотивационный компонент показывает интерес младших школьников к процессу получения знаний по безопасности жизнедеятельности. Когнитивный компонент является набором познавательных процессов для младшего школьника. Деятельностный компонент - это взаимосвязь младшего школьника и учителя, их взаимодействие, сотрудничество, планирование различных задач для достижения положительных результатов по готовности младших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Так же были сформулированы необходимые показатели данных компонентов.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, младшие школьники, готовность младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях.
Annotation. The article actualizes the problem of forming the readiness of junior high school students to behave in emergency situations. Based on the opinions of various authors on the essence of the discussed concept, the author's definition is given. We consider the readiness for emergencies of a junior high school student as a set of knowledge, methods and techniques of activity, defined in accordance with the age of children, encouraging them to a reasonable behavior in emerging life-threatening phenomena. Attention is paid to the structure of preparedness of elementary schoolchildren for emergency situations. It includes the necessary components: motivational, cognitive and activity components. An appropriate characteristic was given to these components. The motivational component shows the interest of junior schoolchildren in the process of acquiring knowledge on life safety. The cognitive component is a set of cognitive processes for a junior high school student. The activity component is the interrelation of the elementary school student and the teacher, their interaction, cooperation, planning of various tasks to achieve positive results on the readiness of elementary school students to act in emergency situations. The necessary indicators of these components were also formulated.
Key words: secondary school, junior high school students, junior high school students' readiness to behave in emergency situations.
Введение. На протяжении всех этапов развития человечества безопасность была одной из самых важных проблем. Такое утверждение вполне объяснимо, ибо человек на жизненном пути подвергается постоянным и многочисленным опасностям различного происхождения - природного, техногенного, социального, экономического, экологического. Обозначенные и иные опасности с особой интенсивностью стали проявляться в реалиях современной действительности. Сегодня мы являемся свидетелями интенсивного развития промышленности при внедрении различных технологий, производства новых видов вооружения, широкого использования в различных сферах информационно-коммуникационных средств, опасности которых для человека и его жизнедеятельности остаются до конца невыясненными. Вместе с этим, большую опасность составляют постоянно возникающие локальные военные конфликты, усиливающийся экстремизм, сопровождаемый террористическими актами против мирного населения, в том числе и на территории нашей страны. В силу названных и других причин обеспечение безопасности человека и национальной безопасности страны является неотложной задачей. В сущности, возник вопрос о выживании людей и сохранении их жизни в случаях, если возникают ситуации опасности. Особенно это касается подрастающего поколения, которому предстоит обеспечивать будущее нашей страны. Полагаем, что его целенаправленную подготовку к успешному преодолению обозначенных ситуаций следует проводить в условиях общеобразовательной школы, через которую в свое время «проходит» каждый гражданин нашей страны. Особенно важным является подготовка младших школьников к чрезвычайным ситуациям.
В младшем школьном возрасте формируется способность общения ребенка с педагогом и одноклассниками. В связи с этим происходит перестройка ранее сложившихся отношений к родителям, окружающим людям и в целом к миру. У школьника формируется новая социальная позиция в отношении к своей учебной деятельности, а также к соблюдению норм и правил безопасности. Готовность к чрезвычайным ситуациям у младшего школьника становится одним из важных составляющих для полноценной жизнедеятельности как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Каждый обучающийся младших классов индивидуален в области имеющихся знаний по безопасности жизнедеятельности и поэтому развитие готовности к чрезвычайным ситуациям у него следует формировать в процессе получения начального образования.
Изложение основного материала статьи. Для организации и осуществления целенаправленной работы по формированию готовности младших школьников к поведению в чрезвычайных ситуациях важно иметь ясное представление