Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

КОМПЛЕКСНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / СОГЛАСОВАННОСТЬ / КОМПЛЕКСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебуева Фатима Хасановна, Эльканова Аминат Сайдахматовна, Батчаев Адурхай Анзорович

Данная статья посвящена комплексному и исследовательскому методу обучения математике с применением цифровых технологий. Актуальность исследования состоит в том, что на сегодня не до конца рассмотрены вопросы о применении информационно-цифровых технологий в курсе математики. Занятия с применением цифровых технологий дают возможность сделать их более увлекательными, взвешенными, подвижными. Применяется почти весь учебный материал. Все это уже заранее приготовлено и находится на электронной флешке. В данной статье мы поставили цель рассмотреть информационно-цифровые технологии в курсе математики, соответствующие комплексному и интегрированному математическому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тебуева Фатима Хасановна, Эльканова Аминат Сайдахматовна, Батчаев Адурхай Анзорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX AND RESEARCH METHOD OF TEACHING MATHEMATICS USING DIGITAL TECHNOLOGIES

This article is devoted to a comprehensive and research method of teaching mathematics using digital technologies. The relevance of the study lies in the fact that today the issues of the use of information and digital technologies in the course of mathematics have not been fully considered. Classes with the use of digital technologies make it possible to make them more exciting, balanced and mobile. Almost all the teaching material is used. All this is already prepared in advance and is on an electronic flash drive. In this article, we set a goal to consider information and digital technologies in the course of mathematics, corresponding to a comprehensive and integrated mathematical education.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

стимулом в обстановке, когда увлечение или мотивация учащихся к постижению английского языка начинает пропадать [11].

Выводы. В статье были проанализированы различные мнения отечественных и зарубежных языковедов о вопросе исследования игры, как методе стимулирования детей к активности на уроках английского языка. В общем, разобранную методику можно использовать не только на занятиях в школе, но и на практических занятиях в высших учебных заведениях, в работе психологов.

Применение игр на занятиях английского языка помогает преподавателю полнее выявить личностную возможность всякого ребенка, его основательные личные качества (трудолюбие, инициативность, независимость, энергичность, умение трудиться в коллективе и т.д.), сберечь и упрочить учебную мотивацию [12].

Литература:

1. Абайханова, Д.С. Проблема основных принципов обучения английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. -Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 23. - С. 4-6

2. Абайханова, Д.С. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. - Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 4-5

3. Кипкеева, З.К. Как мотивировать ребенка изучать английский язык / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Орехово-Зуево: 2022. - С. 325-327

4. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов на Дону: Южное измерение, 2013. - № 6 (32). - С. 133-137

5. Лепшокова, Е.А Структура английских предложений в диалоговой речи / Е.А. Лепшокова, А. Хотджыева // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 248-250

6. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова,. С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200

7. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

8. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

9. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 135-139

10. Тоторкулова, К.А. Методы формирования элементов учебной деятельности у старших дошкольников / К.А. Тоторкулова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 305-307

11. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова //диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012.

12. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 57-5. - С. 336-342

Педагогика

УДК 378

кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры математического анализа Тебуева Фатима Хасановна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры математического анализа Эльканова Аминат Сайдахматовна Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); аспирант 1-года обучения Батчаев Адурхай Анзорович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

КОМПЛЕКСНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Данная статья посвящена комплексному и исследовательскому методу обучения математике с применением цифровых технологий. Актуальность исследования состоит в том, что на сегодня не до конца рассмотрены вопросы о применении информационно-цифровых технологий в курсе математики. Занятия с применением цифровых технологий дают возможность сделать их более увлекательными, взвешенными, подвижными. Применяется почти весь учебный материал. Все это уже заранее приготовлено и находится на электронной флешке. В данной статье мы поставили цель рассмотреть информационно-цифровые технологии в курсе математики, соответствующие комплексному и интегрированному математическому образованию.

Ключевые слова: математика, исследование, метод, обучение, согласованность, комплексное образование, интегрированное образование.

Annotation. This article is devoted to a comprehensive and research method of teaching mathematics using digital technologies. The relevance of the study lies in the fact that today the issues of the use of information and digital technologies in the course of mathematics have not been fully considered. Classes with the use of digital technologies make it possible to make them more exciting, balanced and mobile. Almost all the teaching material is used. All this is already prepared in advance and is on an electronic flash drive. In this article, we set a goal to consider information and digital technologies in the course of mathematics, corresponding to a comprehensive and integrated mathematical education.

Key words: mathematics, research, method, teaching, consistency, comprehensive education, integrated education.

Введение. В исследованиях по математическому образованию имеется мало информации о том, что учитель может ожидать от учащихся при использовании обучения, основанного на запросах цифровых технологий. Еще меньше известно о том, как распознавать и использовать на месте, когда в сознании учащихся активируется не та математическая область, которая находится в центре внимания. Тем не менее, в тестах, в повседневной жизни и на рынке труда часто приходится сталкиваться с проблемами, требующими взаимосвязанного математического мышления. Хотя одним из уникальных

преимуществ комплексного математического образования является согласованность между различными сферами, а комплексное математическое образование практикуется уже более полувека [1].

Занятия с применением цифровых технологий особенно актуальны в школе.

Цель работы - рассмотрение исследования потенциала применения информационно-цифровых методов преподавания математики в школе.

Для выполнения этой цели, мы поставили задачи:

- дать характеристику информационно-цифровых возможностей;

- рассмотреть методические советы по применению информационно-цифровых возможностей на занятиях математики в школе.

Объект изучения: способ обучения математике в школе с применением информационно-цифровых возможностей преподавания.

Предмет изучения: приемы и методы применения информационно-цифровых возможностей в преподавании математики. В ходе исследования рассмотрены теоретические принципы и методические способы применения информационно-цифровых возможностей при преподавании математики. При работе над исследованием занятий с применением информационно-цифровых орудий преподавания математики, даны некоторые советы по их применению на занятиях. Итоги изучения могут быть применены преподавателями школ и студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ [2].

Изложение основного материала статьи. Сегодня процессу преподавания необходимо непрерывное улучшение из-за постоянного изменения предпочтений и общественных ценностей: научно-техническое развитие все больше воспринимается как возможность получения такой величины производства, которая больше всего подходит неизменно растущим нуждам индивидуума, формированию внутренней состоятельности личности. Планирование и введение действенных методов обучения рекомендовано во всевозможных сферах научного знания и изучена многими педагогами и психологами. Рассмотрение теории и практики обучения математике дает возможность утверждать, что невзирая на значительное внимание к данной проблеме, вопрос остается мало изученным.

В ходе преподавания математики воспроизведению пройденных тем уделяется большое внимание. Правильно построенное воспроизведение содействует умственному формированию детей, получению ими крепких знаний. Без сохранения полученных знаний, без умения использовать изученный материал в нужное время - исследование новой темы всегда встречается с трудностями [3].

Хотя существует множество исследовательских работ и программ, которые продвигают и призывают к обучению на основе запросов в школах, его влияние на повседневные занятия в классе остается ограниченным. Одна из причин этого явления может заключаться в том, что учителя опасаются того, что может произойти со стороны их учеников в классе, когда они перестанут их контролировать. В этой статье мы хотели бы пролить больше света на этот вопрос. Сначала мы кратко резюмируем, что показывают исследования в области математического образования в отношении обучения на основе запросов компьютерных технологий и некоторых их ветвей, уделяя комплексному математическому образованию.

Согласно идеям, принятым в традиционном образовательном процессе, успешно используются технические средства обучения. Это магнитофоны, видеомагнитофоны, кинопроекторы, проекторы слайдов, кодоскопы, компьютеры. Технические средства обучения являются частью учебных инструментов, которые содержат лабораторное оборудование (приборы, микроскопы, химическая посуда и ученические столы т.д.) [4].

Следует отметить, что в удаленном обучении средства обучения употребляются при помощи средств последних информационных методов. В итоге рассмотрения литературы и исследования практической работы удаленного обучения было обнаружено, что в образовательном процессе дистанционное обучение стало широко распространенным вследствие 76 25 50 общего применения вышеуказанных инструментов. В большинстве случаев на определенное время обучающемуся выдается набор учебно-методических средств («кейс») [5].

Одной из особенностей комплексного математического образования является то, что уделяется особое внимание взаимосвязям математических областей и рассматривается математика и преподавание математики через интеграцию. Этот уникальный взгляд представлен далее в основном в свете запросов компьютерных технологий на примере обучения теории вероятностей.

Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт, сопоставление, разбор и анализ, специализация, отвлечение и конкретизация [6].

Атмосфера школы в общем соответствует методам использования компьютерных технологий при обучении математике.

Относительно взаимоотношений преподавателя и детей, а также их активности, отмечается, что математикой они занимаются вместе, но при этом имеют возможность внедрить свои особенные идеи. Учитель дает и берет идеи; он товарищ по играм, способный исполнять несколько ролей. Воспитатель не заставляет детей играть, а играет с детьми. Это одна из самых важных ролей. Решения детей подсказываются их фантазией, окрашиваются их активностью, а педагог и дети вместе достраивают работу до завершения. В этом естественном осознании, в этой непредубежденной работе есть много опыта, испытаний и радости движения и реализации.

Таким образом, школа соответствует требованиям цифровых технологий по своим основным идеям, а не только на уроках математики. Описание настроя школы, взятое с веб-сайта школы, включает почти все пункты уточненного определения компьютерных технологий. В то же время требует от преподавателя участия в процессе обучения в роли помощника.

Большинство школ во всем мире не свободны от внешних измерений и требований. Было бы довольно легко отказаться от контроля и содержания, учитывая отсутствие требований к результату. Преподаватель регулярно применяет в своей практике методологию цифровых технологий [7].

Чтобы учитель мог правильно применять методы компьютерных технологий, требуется определенная практика. О том, какие правильные и неправильные рассуждения и решения обдумывают дети, можно по-настоящему узнать стороннему наблюдателю только в том случае, если в классе уже сложилась культура, в которой дети могут свободно делиться идеями, независимо от того, правильные они или неправильные. Поэтому нужен опытный преподаватель, чтобы выяснить, какие инстинктивные связи между математическими областями возникают в мышлении детей [8].

В основе дифференцированных математических инструкций - помимо использования основанных на исследованиях знаний - лежит рассмотрение детского мышления. В результате эти выводы могут позже послужить основой для исследования инструкций учителей.

Методы обучения - это взаимосвязанные пути целенаправленной работы преподавателя и детей. Методами обучения называется параллельное изменение путей согласованности преподавателя и детей, нацеленное на достижение установленной педагогической цели.

Сейчас имеются всевозможные подходы к современной теории методов обучения. Классификация методов обучения проводится по различным основаниям: по типу познавательной работы; по частям деятельности; по дидактическим целям:

- методы приобретения свежих знаний;

- методы фиксирования знаний;

- методы контроля [9].

Все виды классификаций анализируются в педагогическом аспекте, дисциплинарный контент математики с использованием цифровых технологий учитывается здесь в неполной мере.

Предпочтение методов обучения - дело креативное. Методы обучения нельзя расчленить, объединить или анализировать отдельно. Наряду с этим, один и тот же метод преподавания может стать эффективным или неэффективным из-за от обстоятельств использования. Нужен комплексный подход в использовании методов обучения, их эластичность и динамичность. Педагогическая систематизация методов обучения состоит из методов преподавания и методов исследования [10].

Методы преподавания состоят из орудий и способов, методов сообщения, управления и проверки познавательной деятельности детей. Важнейшими методами математического изучения являются:

- присмотр и эксперимент;

- сопоставление;

- рассмотрение и разбор;

- конкретность и специализация;

- отвлечение и абстрагирование.

Сегодняшними методами преподавания математики являются:

- проблемный (перспективный) метод;

- лабораторный метод;

- метод программированного обучения... [11].

Выводы. Одной из фундаментальных научных задач современности является разработка общей теории знания, среди основных вопросов которой ученые выделяют виды знаний, структуру (способ) репрезентации различных видов знаний, концептуальную организацию и использование знаний в процессе обучения [12].

В итоге проведенного исследования можно предложить некоторые методические рекомендации:

- для улучшения преподавания математики рациональна дальнейшая разработка свежих методик применения необычных задач;

- регулярно применять на занятиях задачи, помогающие формировать у школьников любознательность и самостоятельность.

Способность учителя заинтересовать, развивать любознательность детей на занятиях состоит в мастерстве сделать свое преподавание интенсивным, наполненным, глубоким, увлекательным, а методы педагогической работы разнообразными, творческими, созидательными, плодотворными [13].

Литература:

1. Абайханова, Д.С. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. - Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 4-5

2. Абайханова, Д.С. Проблема основных принципов обучения английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. -Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 23. - С. 4-6

3. Жалина, А.Г. Учимся учить / А.Г. Жалина // Вестник ОмГАУ. - Омск, 2004. - № 1. - С. 33-34

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.Я. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42

5. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 198-200

6. Лепшокова, Е.А. Сопоставительные методологии обучения иностранным языкам / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 166-170

7. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

8. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

9. Лепшокова, Е.А. Фразеологические сращения и фразеологические единства как эквиваленты слов / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева. - Карачаевск, 2020. - С. 76-81

10. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2022. - С. 217-220

11. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск, 2019. - С. 231-234

12. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. -Владикавказ, 2012.

13. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.