Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамукова Асият Сулеменовна, Хубиева Белла Дадияновна

В данной статье раскрываются педагогические методы и средства обучения медицинской информатике. Тема актуальна. Сегодняшний социум нуждается в профессионалах, обладающих информационной культурой и в сфере медицины. Они должны инициативно применять свои знания при решении профессиональных проблем. Для этого специалисты должны владеть совокупностью общенаучных методов познания и инструментальных средств, содействующих процессам сбора, сохранения, переработки и передачи данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические материалы преподаватели, специалисты могут использовать в своей работе в сфере медицины, для контроля знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамукова Асият Сулеменовна, Хубиева Белла Дадияновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL METHODS AND TOOLS FOR MEDICAL INFORMATICS TEACHING

This article reveals the pedagogical methods and means of teaching medical informatics. The topic is relevant. Today's society needs professionals with an information culture in the field of medicine. They must proactively apply their knowledge in solving professional problems. To do this, professionals must keep a set of universal methodical ways of reasoning and tools that add to the methods of gathering, stowing, handling and transferring data. The applied worth of the education lies in the fact that educators and experts can use the established practical resources in their labor in the arena of treatment to regulate information.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ»

- постоянно совершенствовать механизмы стимулирования и мотивации труда молодых специалистов.

В настоящее время в педагогических вузах создаются отделы содействия трудоустройству студентов и выпускников, Центры карьеры, ассоциации и советы выпускников, отделы по связям с общественностью, по работе с молодежью. Все это способствует повышению показателей адаптации выпускников [4]. Профессиональные задачи, должностные роли, социальное положение и успешное развитие личности в различных сферах жизни - все это оказывает большое влияние на выбор профессии. Таким образом, часть роли университета в краткосрочной перспективе заключается в том, чтобы помочь новоиспеченным студентам в социальной и психологической акклиматизации к выбранной профессии, а также организованно и целенаправленно помочь им с последующим трудоустройством [7].

Для этого в вузах реализуются следующие направления [7]:

- проведение профориентационных мероприятий среди школьников (олимпиады, конкурсы, выставки, конференции, дни открытых дверей), которые способствуют раннему выявлению интересов и склонностей обучающихся к различным видам деятельности;

- организация работы с выпускниками по вопросам трудоустройства;

- разработка и реализация совместных проектов с работодателями.

Тем не менее, многие выпускники не готовы к новым условиям развития образования, так как не имеют опыта работы. В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед вузом, является формирование у студентов навыков работы с образовательными дефицитами, эффективной коммуникации с работодателем. Еще одним важным моментом является то, что при организации обучения студентов не всегда последовательно реализуется система обратной связи между вузом и образовательной организацией. Это приводит к тому, что выпускники не могут эффективно использовать полученные теоретические знания и практические навыки при работе на конкретном рабочем месте. Поэтому для успешной профессиональной адаптации требуется проведение специальной работы, которая должна осуществляться в комплексе с педагогической практикой [6].

Выводы. Все вышеизложенное ведет к выводу, что в целях устранения разногласий в критериях оценки конкурентоспособности выпускников ВУЗов и для сокращения стрессового воздействия на первом этапе профессиональной деятельности, необходимо, чтобы работодатели и академическое сообщество равноправно участвовали в этом процессе. В процессе институционального регулирования адаптации большую роль может сыграть разработка информационных карт, где описано институциональное состояние разных образовательных организаций с позиции внешней институциональной системы. Такая практика будет способствовать активной институциональной адаптации выпускников.

Литература:

1. Ажиев, А.В. Основные факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности студента / А.В. Ажиев, З.И. Гадаборшева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6(55). - С. 227-229

2. Алиханова, Р.А. Требования к педагогу высшей школы в соответствии с ФГОС ВО / Р.А. Алиханова, Н. Абдуллаева // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика, Грозный, 24 ноября 2016 года / Чеченский государственный педагогический университет. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2016. - С. 34-38

3. Байханов, И.Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога / И.Б. Байханов // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 17-25

4. Дмитриева, И.А. Организация социального партнерства как условие успешной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности / И.А. Дмитриева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. -№ 2(10). - С. 37-43

5. Евдокимова, М.К. Принципы построения и проектирования системы институциональной адаптации организаций торговли / М.К. Евдокимова // Экономика и управление. - 2015. - №8 (118). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-i-proektirovaniya-sistemy-institutsionalnoy-adaptatsii-organizatsiy-torgovli (дата обращения: 28.04.2023).

6. Лашкова, Л.Л. Современные проблемы дошкольного образования как вектор профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе / Л.Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 10. - С. 18-21

7. Проблемы адаптации выпускников вузов к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: https://articlekz.com/en/article/14569 - Текст электронный.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Медицинская кибернетика» Байрамукова Асият Сулеменовна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск); старший преподаватель кафедры «Математика» Хубиева Белла Дадияновна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация. В данной статье раскрываются педагогические методы и средства обучения медицинской информатике. Тема актуальна. Сегодняшний социум нуждается в профессионалах, обладающих информационной культурой и в сфере медицины. Они должны инициативно применять свои знания при решении профессиональных проблем. Для этого специалисты должны владеть совокупностью общенаучных методов познания и инструментальных средств, содействующих процессам сбора, сохранения, переработки и передачи данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические материалы преподаватели, специалисты могут использовать в своей работе в сфере медицины, для контроля знаний.

Ключевые слова: информационные технологии, методические материалы, преподаватели, специалисты. Annotation. This article reveals the pedagogical methods and means of teaching medical informatics. The topic is relevant. Today's society needs professionals with an information culture in the field of medicine. They must proactively apply their knowledge in solving professional problems. To do this, professionals must keep a set of universal methodical ways of reasoning and tools that add to the methods of gathering, stowing, handling and transferring data. The applied worth of the education lies in the fact that educators and experts can use the established practical resources in their labor in the arena of treatment to regulate information. Key words: information technology, teaching materials, teachers, specialists.

Введение. Информационная технология - это сумма деятельности коллекционирования, сохранения, отыскивания, переделки предоставленных материалов для приобретения информации, а также переделывания, размножения и применения данной информации. С появлением новых знаний появляются новые технологии. Следствием являются экономические преобразования. Это является результатом появления свежей парадигмы, или свежего видения среды. Этим объясняются основательные общественные и политические модификации, происходящие в мире. Знание - это дар употребить сообщение к определенному виду занятия. Информационное общество является такой средой, в которой наблюдается много очень ценной информации и наличествуют все нужные орудия ее распространения. Информация быстрее прочих проходит через разнообразные препятствия и рубежи. Информационная эпоха разбирается как век глобализации. Сетевые строения делаются в то же время и орудием и итогом глобализации социума [1].

Согласно идеям о средствах и методах преподавания и обучения медицинской информатике успешно применяются технические средства обучения. Они являются неотъемлемой частью учебных материалов.

Характерной особенностью нынешнего развития общества является популярность роли информационных технологий, всей научной сферы "Информатика", которая исследует разнообразные стороны получения, правильной сохранности, требуемого преобразования, надобной передачи и верного использования имеющейся информации при преподавании медицинской информатики. Этому способствуют постоянно усиливающиеся процессы роста интеграции современной науки, техники и производства, довольно широкое внедрение существующих информационных технологий во всевозможные сферы человеческой деятельности [2].

Цель, состоит в том, чтобы проанализировать средства рассмотрения всевозможных педагогических методов обучения, что позволяет нам говорить о них как о средствах и методах преподавания и обучения медицинской информатике.

Задача данного исследования - применение разнообразных подходов при скрупулезном изучении основ медицинской информатики во всех условиях овладения студентами разными приёмами работы.

В правилах информационного социума выделяется ведущая роль информации в социуме. Информация и обмен данными сопутствовали формированию культуры на протяжении всей истории человечества и располагали особенным смыслом во всех кругах. В то же время зарождающееся "информациональное общество" строится так, что сбор, рассмотрение и передача нужной информации стали "главной основой продуктивности и власти" [3].

Изложение основного материала статьи. Практическое образование служит главной основой для всего общего образования, правильного умственного развития, всей информационной культуры и основной базой для дальнейшего полного освоения информационными технологиями. Обучающие средства определены по каждому предмету (для учителя и ученика). Преподаватель применяет нужные дидактические приемы для более эффективного осуществления целей образования. Студенты применяют доступные дидактические способы для личных надобностей [4].

Понятия знание и информация являются трудными философскими категориями. Они применяются во всевозможных научных кругах. И представление извещения, делаясь объектом исследования разнообразных наук, в любой из них разбирается со всех сторон [5].

Чтобы преподаватель мог правильно применять методы компьютерных технологий, требуется определенная практика. О том, какие правильные и неправильные рассуждения и решения обдумывают обучающиеся, можно по-настоящему узнать стороннему наблюдателю только в том случае, если в группе уже сложилась культура, в которой они могут свободно делиться идеями, независимо от того, правильные они или неправильные. Поэтому нужен опытный преподаватель, чтобы выяснить, какие инстинктивные связи между разными областями информационных технологий возникают в мышлении студентов [6].

В основе дифференцированных инструкций - помимо использования основанных на исследованиях знаний - лежит рассмотрение мышления. В результате эти выводы могут позже послужить основой для исследования инструкций преподавателей.

Таким образом, требуемая функциональная компьютерная грамотность является тем самым требуемым уровнем общей профессиональной подготовки студентов-медиков в сфере информатики.

При использовании информационных технологий на занятии в медицинском вузе осуществляется индивидуальный подход к учебе [7].

Информационным технологиям на занятиях присущи как общепедагогические поучительные взгляды на обучение, так и обычные принципы. Для постижения данного уровня подготовки следует правильно использовать профессионально ориентированное методическое обеспечение. Это гарантия точного формирования надобных базовых знаний по медицинской информатике [8].

Методы обучения.

Методы обучения - это взаимосвязанные пути целенаправленной работы преподавателя и студентов. Методами обучения называется параллельное изменение путей согласованности преподавателя и обучающихся, нацеленное на достижение установленной педагогической цели [9].

По мнению многих ученых обучение информационным технологиям будет более результативным при решении проблем, самостоятельной работы. В этом случае запоминание и мышление тесно связаны между собой. Интенсивные методы обучения в медицинской информатике, нацеленные на самостоятельную когнитивную деятельность студентов должны основываться на прохождении информационных технологий.

Применение методов интенсивного обучения в изучении информатике стало называться методом обучения при помощи информационных технологий. Технологии, интерфейс и навигации являются главными составляющими нынешних информационных технологий. Сущность подобного интенсивного взгляда при скрупулезном исследовании информационных технологий заключается в некотором подчеркивании главных информационных составляющих таких типов: современных технологий, правильных навигаций [10].

Рассмотрим некоторые методы обучения:

Метод непрерывного многоуровневого обучения.

Главной характерной чертой обучения информационным технологиям является динамика развития всех современных средств обработки любой информации и всевозможных компьютерных коммуникаций. Структура учебной дисциплины должна быть многоуровневой. Каждая ступень должна иметь отдельную систему отношений между суждениями и уровнем конкретизации мнений [11].

Для хорошей профессиональной подготовки специалистов-медиков обязательно следует скрупулезно исследовать информационные технологии. Исследование должно быть многоэтапным.

Метод преемственности в обучении.

Большое значение имеет преемственность между разными уровнями обучения при освоении любой учебной дисциплины.

В работе же преподавателей медицинского вуза должна быть процессуально-деятельностная преемственность. Здесь обязательно должны быть нормативные, регулятивно-стимулирующие, организационно-методические, контрольно-оценочные составляющие [12].

Разработанная модель всей педагогической системы обучения правильным информационным технологиям в нашем медицинском вузе должна непременно учитывать метод преемственности. Целью усвоения базового курса медицинской информатики должна быть профессиональная адаптация и корректировка полученных знаний по информационным технологиям.

Метод системного подхода.

Системный подход является важным методологическим инструментом нынешней науки. Сохранение метода позволяет всячески анализировать и изучать не только отдельные элементы. Оно помогает исследовать все взаимоотношения и всякие связи различных элементов всего целого в области информационных технологий [13].

Метод модульного обучения.

Идеи модульного обучения нашли широкое распространение в современной педагогике при активной разработке всевозможных дидактических процессов обучения информационным технологиям. По мнению некоторых ученых модель любых знаний по методу модульного обучения позволяет:

- сильно повысить эффективность любой самостоятельной работы;

- наполнить любой отдельный модуль нужным педагогическим содержанием;

- найти и принять во внимание всякие связи модулей с прочими дисциплинами;

- учесть индивидуальные потребности студента при разработке содержания обучения [14].

Выводы. Интернет - это единая технология, а все остальное - только последствия его существования. Существует огромное количество видов интернет-технологий. Интернет как всемирная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, связывает пользователей из всевозможных обществ, государственных организаций и личных пользователей.

В ходе исследования рассмотрены теоретические принципы и методические способы применения информационно-цифровых возможностей на занятиях в медицинском вузе. При работе над исследованием занятий с применением информационно-цифровых орудий преподавания в медицинском вузе, даны некоторые советы по их применению.

Состояние введения информационных технологий создает многовариантность будущего, предоставляет человеку «веер возможностей», ставя его в ситуацию выбора. На наш взгляд, возможность осуществить выбор из множества альтернатив взаимосвязано со способностью прогнозировать будущее, однако, у большинства эта способность развита слабо, что создает серьезные затруднения при осмыслении и оценивании последствий своих поступков, а, следовательно, им трудно осуществлять осознанный выбор.

Таким образом, основным фактором повышения эффективности обучения студентов медицинских вузов информационным технологиям является наличие преподавателей, которые компетентны и осведомлены о надлежащем и эффективном использовании информационных технологий.

Литература:

1. Абайханова, Д.С. Проблема основных принципов обучения английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова. -Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 23. - С. 4-6

2. Каракотова, С.А. Управление системой образования в условиях модернизации / С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2017. - С. 116-119

3. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 69-74

4. Койчуева, Л.М. Социально-психологические и конфликтное поведение молодежи в обществе / Л.М. Койчуева, Р.С. Акбашева, А.И. Аджиева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - Санкт-Петербург: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. - № 12 (202)

5. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов-на-Дону: Южное измерение, 2013. - № 6 (32). - С. 133-137

6. Лепшокова, Е.А Структура английских предложений в диалоговой речи / Е.А. Лепшокова, А. Хотджыева // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 248-250

7. Лепшокова, Е.А. Методы исследования роли музыки в изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования, 2022. - № 76-1. - С. 198-200

8. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

9. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

10. Лепшокова, Е.А. Языковая и этническая картина мира / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 120-127

11. Лепшокова, Е.А. Способы обучения студентов практическому владению иностранным языком / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения - 2020. материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: 2020. - С. 311-314

12. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012

13. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-5. - С. 336-342

14. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / И.В. Устинина, С.А. Каракотова // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018. - С. 168-172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.