Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАРЬЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СТУДЕНТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Залуцкая Светлана Юрьевна

Введение. В статье рассматривается вопрос о подготовке кадров для арктической зоны Северо-Востока Российской Федерации. Цель статьи - показать роль федерального университета как двигателя социально-устойчивого развития макрорегиона посредством системы адекватных научно-организационных, учебно-методических, управленческих решений организации подготовки кадров высшей квалификации с учетом стратегически важных аспектов социально-экономического развития территории. Анализируется практика образовательной деятельности Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (СВФУ) с учетом потребностей арктического региона в специалистах нового качества. Представлены результаты исследования карьерной ориентации выпускников СВФУ педагогического профиля, а также приведены статистические данные трудоустройства выпускников вуза по вакантным местам арктических районов Республики Саха (Якутия). Методология. Исследование представлено на основе методов анализа статических данных пилотного анкетирования с целью выявления представлений обучающихся о карьерном развитии, их профессиональном росте и трудоустройстве в целом. В обследовании участвовали 129 студентов 4-5-го курсов бакалавриата и 2-го курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование» филологического факультета и Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ. Результаты заключаются в характеристике сформированного за годы становления и развития Северо-Восточного федерального университета портфеля адекватных вызовам современности технологий организации подготовки кадров для арктических территорий, позволяющих результативно влиять на социально-культурный ландшафт такого этнического макрорегиона, как Республика Саха (Якутия); в анализе потенциала федерального вуза как центра устойчивого развития арктических и субарктических территорий. Заключение. Авторами отмечается необходимость пересмотра миссии и видения российских университетов в условиях турбулентности образовательного пространства России; важность развития системы национальной квалификации, подготовки специалистов с учетом новых вызовов современности, в числе которых соответствие качества и количества кадров для таких стратегических регионов, как Арктика; значимость комплексного подхода к решению вопросов сохранения и развития кадрового потенциала территорий с высоким показателем миграции населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Залуцкая Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ASPECT OF STAFF TRAININGFOR THE ARCTIC AND NORTH-EAST OF RUSSIA(BASED ON THE EXAMPLE OF FEDERAL UNIVERSITY)

Introduction. The article deals with the issue of training personnel for the Arctic zone of the North-East of the Russian Federation. The purpose of the article is to show the role of a federal university as an engine for the socially sustainable development of a macroregion through a system of adequate scientific, organizational, educational, methodological, management decisions for organizing the training of highly qualified personnel, taking into account the strategically important aspects of the socio-economic development of the territory. The practice of educational activity of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov” (NEFU), taking into account the needs of the Arctic region in specialists of a new quality. The results of a study of the career orientation of NEFU graduates of a pedagogical profile are presented, as well as statistical data on the employment of university graduates in vacancies in the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia). Methodology. The study is presented on the basis of methods for analyzing static data of a pilot survey in order to identify students’ ideas about career development, their professional growth and employment in general. The survey involved 129 students of 4-5 years of undergraduate and 2 years of master’s degree in the direction of “Pedagogical education” of the Faculty of Philology and the Institute of Foreign Philology and Regional Studies of NEFU. Results. The results are shown in the characterization of the portfolio formed over the years of formation and development of the North-Eastern Federal University that is adequate to the challenges of modern technologies for organizing personnel training for the Arctic territories, allowing to effectively influence the socio-cultural landscape of such an ethnic macro-region as the Republic of Sakha (Yakutia); in the analysis of the potential of a federal university as a center for sustainable development of the Arctic and subarctic territories. Conclusion. The authors note the need to revise the mission and vision of Russian universities in the conditions of turbulence in the educational space of Russia; the importance of developing a system of national qualifications, training specialists, taking into account the new challenges of our time, including the correspondence of the quality and quantity of personnel for such strategic regions as the Arctic; the importance of an integrated approach to solving the issues of preserving and developing the human resources potential of territories with a high rate of population migration.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL

УДК/UDC 378

DOI10.54509/22203036_2022_3_61 EDNHOGULR

Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Залуцкая Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы филологического факультета, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск

0:ЖЕ0

Panina Svetlana V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy of the Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk

Zalutskaya Svetlana Y.

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Methodology of Teaching Literature, Faculty of Philology, Northeastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

THE SOCIAL ASPECT OF STAFF TRAINING FOR THE ARCTIC AND NORTH-EAST OF RUSSIA (BASED ON THE EXAMPLE OF FEDERAL UNIVERSITY)

Введение. В статье рассматривается вопрос о подготовке кадров для арктической зоны Северо-Востока Российской Федерации. Цель статьи - показать роль федерального университета как двигателя социально-устойчивого развития макрорегиона посредством системы адекватных научно-организационных, учебно-

методических, управленческих решений организации подготовки кадров высшей квалификации с учетом стратегически важных аспектов социально-экономического развития территории. Анализируется практика образовательной деятельности СевероВосточного федерального университета имени

М. К. Аммосова (СВФУ) с учетом потребностей арктического региона в специалистах нового качества. Представлены результаты исследования карьерной ориентации выпускников СВФУ педагогического профиля, а также приведены статистические данные трудоустройства выпускников вуза по вакантным местам арктических районов Республики Саха (Якутия).

Методология. Исследование представлено на основе методов анализа статических данных пилотного анкетирования с целью выявления представлений обучающихся о карьерном развитии, их профессиональном росте и трудоустройстве в целом. В обследовании участвовали 129 студентов 4-5-го курсов бакалавриата и 2-го курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование» филологического факультета и Института зарубежной филологии и реги-оноведения СВФУ.

Результаты заключаются в характеристике сформированного за годы становления и развития СевероВосточного федерального университета портфеля адекватных вызовам современности технологий организации подготовки кадров для арктических территорий, позволяющих результативно влиять на социально-культурный ландшафт такого этнического макрорегиона, как Республика Саха (Якутия); в анализе потенциала федерального вуза как центра устойчивого развития арктических и субарктических территорий.

Заключение. Авторами отмечается необходимость пересмотра миссии и видения российских университетов в условиях турбулентности образовательного пространства России; важность развития системы национальной квалификации, подготовки специалистов с учетом новых вызовов современности, в числе которых соответствие качества и количества кадров для таких стратегических регионов, как Арктика; значимость комплексного подхода к решению вопросов сохранения и развития кадрового потенциала территорий с высоким показателем миграции населения.

Introduction. The article deals with the issue of training personnel for the Arctic zone of the North-East of the Russian Federation. The purpose of the article is to show the role of a federal university as an engine for the socially sustainable development of a macroregion through a system of adequate scientific, organizational, educational, methodological, management decisions for organizing the training of highly qualified personnel, taking into account the strategically important aspects of the socio-economic development of the territory. The practice of educational activity of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher

Education "North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov" (NEFU), taking into account the needs of the Arctic region in specialists of a new quality. The results of a study of the career orientation of NEFU graduates of a pedagogical profile are presented, as well as statistical data on the employment of university graduates in vacancies in the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia).

Methodology. The study is presented on the basis of methods for analyzing static data of a pilot survey in order to identify students' ideas about career development, their professional growth and employment in general. The survey involved 129 students of 4-5 years of undergraduate and 2 years of master's degree in the direction of "Pedagogical education" of the Faculty of Philology and the Institute of Foreign Philology and Regional Studies of NEFU.

Results. The results are shown in the characterization of the portfolio formed over the years of formation and development of the North-Eastern Federal University that is adequate to the challenges of modern technologies for organizing personnel training for the Arctic territories, allowing to effectively influence the socio-cultural landscape of such an ethnic macro-region as the Republic of Sakha (Yakutia); in the analysis of the potential of a federal university as a center for sustainable development of the Arctic and subarctic territories.

Conclusion. The authors note the need to revise the mission and vision of Russian universities in the conditions of turbulence in the educational space of Russia; the importance of developing a system of national qualifications, training specialists, taking into account the new challenges of our time, including the correspondence of the quality and quantity of personnel for such strategic regions as the Arctic; the importance of an integrated approach to solving the issues of preserving and developing the human resources potential of territories with a high rate of population migration.

Ключевые слова: подготовка кадров, арктический регион, федеральный университет, карьерные предпочтения, студент, устойчивое развитие.

Keywords: personnel training, Arctic region, federal university, career preferences, student, sustainable development.

Введение

В условиях современных социально-политических реалий, определения стратегии трансформации российской образовательной системы, дискуссий профессионального экспертного сообщества о целях и задачах отечественного образования на среднесрочную перспективу не теряет свою актуальность

вопрос подготовки кадров высшей квалификации. Так, например, внимание исследователей направлено на решение злободневных проблем совершенствования системы менеджмента подготовки кадров с учетом «текущей и перспективной отраслевой специализации экономики России» в аспекте развития регионов [1; 5; 6; 7; 10; 11]; дисбаланса между профессиональной подготовкой кадров и потребностями работодателя в специалистах «определенного качества» [4; 19]; необходимости компетентностного подхода в процессе подготовки кадров для всех сфер экономики [8] и других. Особая роль в решении данных проблем отводится федеральным вузам - флагманам российского образования.

Сегодня Северо-Восточный федеральный университет (далее - СВФУ) является одним из базовых звеньев реализации политики государства в области образования, направленной на решение проблем обеспечения кадровыми ресурсами, комплексное социально-экономическое развитие стратегически значимых территорий Российской Федерации. Текущей институциональной миссией СВФУ является «формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества». Видение университета - создание «современного образовательного, научного, экспертно-анали-тического и культурного центра Северо-Востока России и Арктики, осуществляющего качественную подготовку конкурентоспособных специалистов, способных обеспечить устойчивое развитие региона» [9] обретает особую значимость в контексте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 г., предусматривающей до 2030 г. формирование «конкурентоспособной системы профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки и образовательных организаций высшего образования» [12]. Среди приоритетных направлений деятельности вуза следует выделить сохранение и развитие культуры коренных народов Северо-Востока России и Арктики, обеспечивающих модернизацию социальной сферы региона в условиях «сохраняющейся на протяжении последних десятилетий тенденции сокращения численности населения» [13, с. 15; 2].

Научно-образовательный, кадровый, материально-технический потенциал федеральной образовательной площадки позволяет говорить о достижимости заявленных целей и задач. Так, сегодня СВФУ пред-

ставляет собой систему из двенадцати институтов, пяти факультетов, пяти научно-исследовательских институтов, двух колледжей, 115 кафедр (из них 99 выпускающих), одного учебного офиса, одного специализированного учебно-научного центра - университетского лицея, 19 научно-образовательных центров, семи центров, одного студенческого бизнес-инкубатора, 36 учебно-научных, научных, учебно-научно-технологических лабораторий и трех региональных филиалов в г. Анадырь, Мирный, Нерюнгри. В нем работает 1517 научно-педагогических работников и обучается 18 582 студента [14] из 52 субъектов России и 45 стран мира, ведется обучение по 148 направлениям подготовки среднего профессионального и высшего образования (459 реализуемых основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования) и свыше 500 программ дополнительного профессионального образования.

Благодаря своему уникальному геополитическому положению и близости к странам Азиатско-Тихоокеанского и Арктического регионов, Северо-Восточный федеральный университет сотрудничает с десятками университетов, колледжей и исследовательских центров со всего мира.

За короткий период своего существования в качестве федерального университета СВФУ претерпел значительные преобразования, усилил свои позиции в конкурентной среде на внутреннем и зарубежном образовательных рынках, на что указывают результаты национальных и международных рейтингов образовательных организаций. Так, в апреле 2022 г. по результатам мирового рейтинга The University Impact Rankings 2022, оценивающего вклад университетов в достижение целей устойчивого развития (ЦУР), университет занял 8-15-е место в России и 401-600-е место в мире по нескольким показателям: «ЦУР 17, занимая 301-400 место из 1438 учреждений и 4-6 место среди российских вузов. Одним из важных условий достижения ЦУР 17 являются партнерства, в том числе участие СВФУ в Северном форуме по устойчивому развитию и публикация ежегодного доклада о достижении целей устойчивого развития. Также СВФУ показал лучшие результаты в ЦУР по ликвидации нищеты, качественному образованию и ген-дерному равенству. Впервые вошли в ЦУР по ответственному потреблению и производству» [15]. В 2020 г. вуз был отмечен в предметном рейтинге Times Higher Education World University Rankings by Subject по 11 предметным областям [9].

Высокое признание федерального университета национальным и международным профессиональным сообществом обеспечено, помимо прочего, его значительным вкладом в процесс формирования региональной социально-культурной среды, создающей возможности для сохранения и развития национальной элиты Республики Саха (Якутия) - крупнейшего субъекта Дальневосточного округа Российской Федерации [6].

Методология

Нами изучен опыт СВФУ, отчеты по самообследованию, проведено анкетирование студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры. Анализ практики убеждает, что СВФУ способен оказывать позитивное влияние на формирование социально-культурного пространства поликультурного региона, менталитета общества. Его миссия по сохранению и развитию языков и культур народов, проживающих на территории республики, включает в себя не только образовательную, научно-исследовательскую, но и просветительскую деятельность в области истории и культурной политики. В сфере гуманитарных научно-инновационных разработок значимость для республики обретают университетские проекты, реализуемые в рамках научно-образовательного центра «Север -территория устойчивого развития» (НОЦ «Север»), созданного в 2019 г. указом главы Республики Саха (Якутия) от 16.09.2019 № 740 путем интеграции научных, исследовательских и образовательных ресурсов Академии наук Республики Саха (Якутия), ФИЦ Якутского научного центра СО РАН, научных институтов СО РАН, Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова с организациями, действующими в реальном секторе экономики, для ускорения трансфера технологий, знаний и кадров в различные отрасли экономики северных регионов. Одно из направлений деятельности НОЦ - технологическое обеспечение социальной стабильности полиэтнических сообществ на Северо-Востоке России - предполагает научно-практическое решение ряда задач: сохранение этнической и региональной идентичности населения; сохранение и распространение эпического наследия евразийских народов как главного выразителя уникальных духовных ценностей, социальной защиты населения; повышение обоснованности образовательных программ; создание инфраструктуры для развития креативной экономики. Результатами проекта к 2024 г. участники НОЦ определяют такие позиции, как совершенствование механизмов взаимодействия коренных народов и индустриальных

партнеров, минимизация рисков возникновения социальной напряженности в районах интенсивного промышленного освоения; создание базы данных, серии карт по оценке этнокультурной устойчивости коренных малочисленных народов Севера (КМНС); разработка универсальных критериев проведения этнологической экспертизы и этнокультурного мониторинга; определение миграционных установок русского населения региона, ключевых факторов их формирования в краткосрочной и среднесрочной перспективах; научно-обоснованные рекомендации по оптимизации существующих и разработке новых государственных программ по сохранению и привлечению русскоязычного населения на Северо-Восток РФ, а также по расширению возможностей рекрутинга квалифицированных специалистов для индустриальных партнеров; создание цифрового информационного продукта, аккумулирующего текстовый, аудио-, фото- и видеоконтент по языкам и культуре коренных народов Северо-Востока России.

В основании осуществляемого гуманитарными подразделениями в рамках НОЦ «Север» проекта исследования проблем культуры и искусства, сохранения и возрождения языков и культуры народов Арктики и Субарктики лежит идея, что «коренные народы Севера являются создателями и хранителями уникальной человеческой культуры и составляют важную часть современной мировой цивилизации. Они были и остаются носителями адаптационных систем жизнеобеспечения в суровых условиях Арктики и Крайнего Севера. На протяжении многих веков они осваивали арктические ландшафты, адаптировались к экстремальным природно-климатическим условиям в условиях вечной мерзлоты, развивали свою самобытную культуру и жили в гармонии с природой, не нарушая и сохраняя экологию ранимой северной природы. Социоантропологический подход позволит научно обосновать модель социального взаимодействия людей в современном обществе, сложившегося на арктических территориях в условиях пространственного развития [16].

Интерес СВФУ к устойчивому развитию Арктического региона не случаен, обусловлен географическим положением вуза, расположенного в столице Республики Саха (Якутия), чьи восемь районов входят в перечень циркумполярных территорий, а также целями и задачами Международной организации северных регионов «Северный Форум» [17]. Исследователи университета изучают адаптацию человека в меняющейся Арктике в различных аспектах: законодательство, преференции, рынок труда, экология, меди-

цина, формирование креативных арктических кластеров, развитие туризма, качество жизни и сохранение культурного и языкового наследия КМНС, социально-психологическая работа с незащищенными группами населения и прочие.

Результаты

За годы своего развития Северо-Восточный федеральный университет сформировал портфель адекватных вызовам современности технологий, позволяющих результативно влиять на социально-культурный ландшафт региона, в первую очередь Республики Саха (Якутия) [3].

Как базовый вуз региона университет является активным субъектом кадровой политики, одна из задач которого - обеспечение трудоустройства выпускников в соответствии с профилем подготовки. Для ее реализации в СВФУ функционируют Центр развития квалификаций (проектный офис), выступающий координатором деятельности по внедрению и развитию элементов Национальной системы квалификаций. В 2022 г. Центр карьеры университета реорганизован в Центр оценки и развития компетенций, который активно сотрудничает с Президентской платформой АНО «Россия - страна возможностей» по содействию развития у студентов надпрофессиональных навыков и компетенций. В структуру данного подразделения входят отделы: по диагностике и сопровождению карьерного развития; анализу рынка труда и взаимодействия с работодателями; мониторингу трудоустройства выпускников.

По инициативе центра разработан комплексный проект по привлечению и закреплению молодых специалистов в сельской местности, консолидации усилий органов государственной власти, муниципальных образований, работодателей, учебных заведений высшего и среднего профессионального образования РС (Я) в решении проблемы оттока населения из сельской местности, повышения привлекательности сельских районов, создания условий для жизни и работы молодежи на селе, а также развития молодежного предпринимательства путем поддержки реализации молодыми специалистами бизнес- и социально ориентированных проектов на селе, стартапов, нацеленных на повышение качества жизни сельчан. Проект предполагает, например, проведение встреч выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования республики текущего учебного года с представителями всех муниципальных районов республики и отраслевых министерств, формирование команд выпускников,

которые после окончания обучения поедут работать в сельские районы, где, помимо своей профессиональной деятельности, будут решать задачи развития сельского поселения и заниматься реализацией собственных проектов. На таких встречах выпускники получают подробную информацию о размере заработной платы, социально-бытовых гарантиях, программах по поддержке молодых специалистов, особенностях трудоустройства. По сведениям специалистов муниципальных образований, спектр вакансий педагогов в Якутии достаточно широк, но самыми востребованными остаются учителя начальных классов, математики, физики, информатики, русского языка и литературы, английского языка, физической культуры. При этом приветствуется дополнительная подготовка специалиста, готового обучать нескольким предметам, что наиболее актуально для малокомплектных школ, находящихся в отдаленных наслегах и поселениях арктической зоны. Также районам республики требуются социальные педагоги, психологи, логопеды.

В условиях современной системы здравоохранения остаются самыми необходимыми и в городах, и в сельской местности, и в арктических, и в южных районах медицинские работники самых разных специальностей и специализаций, для стимулирования мобильности которых в регионе работает программа «Земский доктор».

С целью изучения представлений студентов о карьерном развитии, их профессиональном росте и трудоустройстве в целом нами проведено анкетирование 129 студентов 4-5-го курсов бакалавриата и 2-го курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование» филологического факультета и Института зарубежной филологии и регионове-дения СВФУ. Так, на вопрос «Как вы считаете, на что прежде всего обращают работодатели при приеме на работу выпускников по вашему направлению?» студенты ответили следующим образом: «Уровень подготовки (бакалавриат, магистратура»); «Высокая успеваемость», «Наличие опыта», «Личные связи, рекомендации», «Определенный личные качества и навыки» и «Репутация вуза». Что касается карьерной траектории, то учителями школы себя видят 31 %, педагогом дополнительного образования - 17 %, репетитором - 9 %, администратором / руководителем образовательного центра - 8 %, преподавателем СПО - 7 %, преподавателем вуза - 6 %, научным сотрудником -5 %, кардинально поменять сферу профессиональной деятельности желают 13 % и 4 % респондентов еще не определились.

На вопрос о формах обучения, помогающих продуктивно освоить профессию, будущие педагоги ответили: это практика, участие в волонтерских мероприятиях, в работе педагогического отряда, участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, приглашение ведущих педагогов для проведения занятий в вузе, деловые игры в учебном процессе. Основными факторами карьерной направленности студентами были отмечены востребованность профессии на рынке труда региона (28 %); профессия «по душе» (21 %); интересная и творческая работа (17 %); рекомендации близких и родных (11 %); «хочу приносить пользу» (9 %); приемлемые условия труда - 8 % (неполный рабочий день, отпуск летом и т. д.) и 6 % - другое.

На вопрос «Как изменилось ваше представление о будущей профессии во время учебы?» даны следующие ответы: 38 % - «изменилось к лучшему», 26 % - «не изменилось», 23 % - «сложно ответить», 13 % респондентов разочаровались в будущей профессии. После окончания бакалавриата 49 % выпускников намереваются продолжать обучение по педагогическому направлению в магистратуре; 20 % нацелены на обучение в магистратуре по другому направлению подготовки; 13 % студентов собираются найти себя в другой профессиональной сфере, лишь 7 % респондентов желают выйти на работу по профессии, 11 % участников опроса затруднились с ответом. Выпускники магистратуры педагогического профиля после окончания обучения надеются занять административную должность; открыть свой бизнес в сфере образования; работать на себя, заниматься репетиторством; разрабатывать учебно-методические пособия; писать научные статьи; участвовать в профессиональных конкурсах; проводить научные исследова-

ния и выступать на научно-практических конференциях; готовить обучающихся к олимпиадам и конференциям; поступать в аспирантуру или стать соискателем. Результаты анкетирования свидетельствуют, что студенты в основном имеют четкие представления о дальнейших карьерных предпочтениях, факторах трудоустройства и способах повышения профессионального роста.

Отметим, что выпуск 2022 г. в СВФУ составляет 3158 человек. Из них 85 % обучаются по направлениям высшего образования, 362 выпускника-целевика. С 2016 по 2021 г. в СВФУ завершили обучение 17721 чел., из них трудоустроены 9583 чел. (54,08 %), в том числе по специальности - 9287 чел. (96,91 % от трудоустроенных); распределены по другим каналам занятости - 7881 чел. (44,47 %), в том числе продолжили обучение 4914 чел. (27,73 %), призваны в ряды Вооруженных Сил РФ - 1814 чел. (10,24 %), в отпуске по уходу за ребенком - 1128 чел. (6,37 %), не работают по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья - 25 чел. (0,14 %):

Из числа трудоустроенных выпускников направлены по отраслям/сферам экономики: образование -2359 чел.; здравоохранение - 1680 чел.; промышленность - 555 чел.; ЖКХ и энергетика - 176 чел.; строительство - 273 чел.; транспорт - 116 чел.; сельское хозяйство - 100 чел.; культура и искусство - 133 чел.; связь - 268 чел. Другие отрасли (ИП, ООО сфера услуг, торговли, питания, муниципальная служба, государственные учреждения, финансовая деятельность, деятельность по обеспечению пожарной безопасности и др.) - 3923 чел. Также в 2021 г. 22 выпускника СВФУ были трудоустроены в научной сфере: Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова, Институт

Таблица 1

Трудоустройство выпускников 2016-2021 гг. по отраслям/сферам экономики

Сферы экономики Год Итого

2016 2017 2018 2019 2020 2021 чел. %

Всего 1448 1820 1637 1643 1437 1598 9583

Образование 287 381 430 469 384 408 2359 24,62 %

Здравоохранение 399 446 200 184 202 249 1680 17,53 %

Промышленность 62 122 102 109 92 68 555 5,79 %

ЖКХ и энергетика 21 22 23 33 33 44 176 1,84 %

Строительство 23 30 48 49 61 62 273 2,85 %

Транспорт 13 14 23 28 25 13 116 1,21 %

Сельское хозяйство 18 18 18 9 17 20 100 1,04 %

Культура и искусство 4 11 11 40 21 46 133 1,39 %

Связь 11 24 58 72 58 45 268 2,80 %

Другие (ИП, ООО) 610 752 724 650 544 643 3923 40,94 %

физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова, Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера, Институт проблем нефти и газа, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера и Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии науки.

В аспекте подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера и их распределения по районам республики следует отметить следующее: за 2018-2020 гг. распределены по местам трудоустройства 154 выпускника СВФУ из арктических улусов, из них 21 выпускник из числа коренных малочисленных народов Севера в 2020 г.; 31 выпускник из арктических улусов завершил обучение в 2020 г. по договорам о целевой подготовке.

Таблица 2

В настоящее время с учетом потребностей республики и других регионов Дальнего Востока в СВФУ открываются новые образовательные программы, уделяющие особое внимание специфике работы в условиях Крайнего Севера: сварка при минусовых температурах; реверсивный инжиниринг и аддитивное производство (арктический формат); арктическое строительство; мехатроника и автоматизация; электромонтаж; промышленная автоматика; мобильная робототехника; UAV operator (оператор дронов, инженер-дроностроитель); компетенции Agroskills; компетенции LogisticSkills; командная работа на производстве. Разрабатываются новые компетенции с арктической направленностью: туризм в Арктике;

подготовка транспорта к эксплуатации в условиях Арктики; обеспечение безопасности движения транспорта в арктической зоне; технология бурения скважин в условиях криолитозоны; оптимизация инженерных систем в условиях Арктики и Субарктики; воспроизводство минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов северо-восточного региона Арктики. Реализация новых образовательных программ позволит плодотворно решать проблемы закрепления местных кадров на республиканском рынке труда, а также расширения профессиональных возможностей этнических кадров циркумполярных территорий, обеспечивая тем самым их социальное благополучие и устойчивое развитие.

Заключение

Современные реалии требуют масштабной трансформации общества по подготовке профессионалов с высшим образованием с учетом специфики регионов, территориальных условий, социально-экономического развития.

Необходимо пересмотреть миссии университетов в условиях турбулентности среды, развития системы национальной квалификации, подготовки специалиста с учетом новых вызовов.

Особую актуальность приобретают вопросы кадрового обеспечения интенсивного развития арктических и субарктических территорий макрорегиона. Приоритетными направлениями стратегического позиционирования вузов региона становятся задачи подготовки специалистов, адаптированных к работе в сложных климатических условиях, со слабо развитой транспортной схемой, с экономикой ресурсного типа.

Магистральным направлением эффективного решения выделенной проблемы выступает системное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в соответствии с региональными темпами диверсификации российской экономики, ускоренной модернизацией научной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, внедрением новых педагогических технологий, методик, новых дидактических материалов с учетом особенностей полиэтнической образовательной среды вуза [18].

Считаем обязательным проводить комплексные мониторинговые социологические исследования по трудоустройству выпускников вузов; актуализировать модели инновационных корпоративных образовательных альянсов школ, колледжей, университетов и производства, построенных на основе инте-

География распределения выпускников из числа КМНС за 2018-2020 гг.

Улус/район РС (Я) Количество выпускников

Абыйский 19

Аллаиховский 2

Анабарский 11

Булунский 10

Верхнеколымский 5

Верхоянский 31

Жиганский 17

Момский 5

Нижнеколымский 2

Оленекский 16

Среднеколымский 15

Усть-Янский 16

Эвено-Бытантайский 1

Итого 154

грации и обеспечивающих систему развития наставничества, тьюторства, практики целевой подготовки кадров; содействовать проведению ежегодного общеуниверситетского «Дня Наставника» с целью передачи студентам уникального профессионально ориентированного опыта и индивидуальных ценностей от успешных выпускников-практиков, реализовавших себя в разных отраслях деятельности.

Литература

1. Блинова Т. Н., Федотов А. В., Коваленко А. А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 13-33.

2. Вакантные места педагогических работников на 20222023 гг. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия): сайт. URL: https:// minobrnauki.sakha.gov.ru (дата обращения: 21.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доклад о достижении Целей устойчивого развития - 2020 / под общ. ред. В. М. Саввинова. Якутск, 2021. 124 с.

4. Климова Ю. О., Устинова К. А. Несоответствие уровня подготовки ИТ-кадров требованиям работодателей: проблемы и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 5. С. 202-219.

5. Лебедев К. В., Васильева Л. В., Суменова Е. С. Региональные особенности экономики и структура подготовки специалистов // Вестник университета. 2022. № 1. С. 99-108.

6. Михайлова Е. И., Саввинов В. М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 37-47.

7. Николаева А. Д. Инновационные процессы в образовании. Якутск, 2014. 268 с.

8. Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2021. 236 с.

9. Отчет о результатах самообследования ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммо-сова» за 2020 год от 19 апреля 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/information.

10. Саввинов В. М. Концепция устойчивого развития как основа современных практик управления образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 136-146.

11. Соловьев В. П., Пахомов Н. Н., Перескокова Т. А. Два измерения кризиса высшего образования в России // Юрист ВУЗа. 2022. № 2. С. 12-21.

12. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года (утвержденная Президентом Российской Федерации от 26.10.2020 № 645) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/2cb219f910d72 c295974debae2e043c769ca5d87/ (дата обращения: 03.07.2022).

13. Оглезнева Т. Н. О перспективах подготовки квалифицированных трудовых ресурсов в арктических субъектах России // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2022. № 1 (27). С. 14-23.

14. Официальный сайт СВФУ О вузе [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/ (дата обращения: 01.07.2022).

15. Официальный сайт СВФУ Новости [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=172114 (дата обращения: 01.07.2022).

16. Официальный сайт СВФУ. Научно-образовательный центр развития Арктики и Субарктики «СЕВЕР» [Электронный

ресурс]. URL: http://sever.s-vfu.ru/quality/cultpotential (дата обращения: 03.07.2022).

17. Официальный сайт Северного форума по устойчивому развитию [Электронный ресурс]. URL: https://nsdf.ru/about/ (дата обращения: 03.07.2022).

18. Университет - интеллектуальная, инновационная и духовная платформа устойчивого развития макрорегиона / под ред. А. Н. Николаева. Якутск, 2021. 268 с.

19. Шкерина Т. А., Кухар М. А., Старосветская Н. А. Особенности проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «педагогическое образование» с учетом квалификационных запросов работодателей // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 5 (39). С. 102-111.

References

1. Blinova T. N., Fedotov A. V., Kovalenko A. A. Sootvetstvie struk-tury podgotovki kadrov s vysshim obrazovaniem potrebnostyam ekonomiki: problemy i resheniya [The structure of personnel training within getting higher education meets the needs of economy: problems and solutions]. University Management: Practice and Analysis, 2021, vol. 25, no. 2, pp. 13-33. (In Russian).

2. Vakantnye mesta pedagogicheskih rabotnikov na 20222023 gg. [Vacancies for teaching staff for 2022-2023]. Website of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia). Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru (accessed 21.05.2022). (In Russian).

3. Doklad o dostizhenii Celej ustojchivogo razvitiya - 2020 [Report on the achievement of the Sustainable Development Goals -2020]. Ed. V. M. Savvinova. Yakutsk, 2021, 124 p. (In Russian).

4. Klimova Yu. O., Ustinova K. A. Nesootvetstvie urovnya podgotovki IT-kadrov trebovaniyam rabotodatelej: problemy i puti ih preodo-leniya [Mismatch between the level of training of it personnel and the requirements of employers: problems and solutions]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 5, pp. 202-219. (In Russian).

5. Lebedev K. V., Vasilyeva L. V., Sumenova E. S. Regional'nye oso-bennosti ekonomiki i struktura podgotovki specialistov [Economy regional features and specialist training structure]. Bulletin of the University, 2022, no. 1, pp. 99-108. (In Russian).

6. Mikhailova E. I., Savvinov V. M. Universitet kak institut razvitiya regiona [University as an institute for regional development]. Higher Education in Russia, 2016, no. 10 (205), pp. 37-47. (In Russian).

7. Nikolaeva A. D. Innovacionnye processy v obrazovanii [Innovative processes in education]. Yakutsk, 2014, 268 p. (In Russian).

8. Razvitie sovremennogo obrazovaniya v kontekste pedagogich-eskoj kompetenciologii [Development of modern education in the context of pedagogical competence]. Proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation. Cheboksary, 2021, 236 p. (In Russian).

9. Otchet o rezul'tatah samoobsledovaniya FGAOU VO «Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M. K. Ammosova» za 2020 god ot 19 aprelya 2021 g. [Report on the results of the self-examination of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov" for 2020 dated April 19, 2021]. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/information. (In Russian).

10. Savvinov V. M. Koncepciya ustojchivogo razvitiya kak osnova sovremennyh praktik upravleniya obrazovaniem [Sustainable development concept as the basis of modern educational management practices]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 1 (41), pp. 136-146. (In Russian).

11. Soloviev V. P., Pakhomov N. N., Pereskokova T. A. Dva izmereniya krizisa vysshego obrazovaniya v Rossii [Two dimensions of the crisis of higher education in Russia]. University Lawyer, 2022, no. 2, pp. 12-21. (In Russian).

12. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obe-specheniya nacional'noj bezopasnosti do 2035 goda (utver-zhdennaya Prezidentom Rossijskoj Federacii ot 26.10.2020

№ 645) [Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security until 2035 (approved by the President of the Russian Federation on October 26, 2020 N645)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_366065/2cb219f910d72c295974deb ae2e043c769ca5d87/ (accessed 03.07.2022). (In Russian).

13. Oglezneva T. N. O perspektivah podgotovki kvalificirovannyh tru-dovyh resursov v arkticheskih sub"ektah Rossii [On the prospects for the training of skilled labor resourcesin the Arctic regions of Russia]. Arktika XXI century. Humanitarian sciences, 2022, no. 1 (27), pp. 14-23. (In Russian).

14. Oficial'nyj sajt SVFU. O vuze [Official site of NEFU. About the university]. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/ (accessed 01.07.2022). (In Russian).

15. Oficial'nyj sajt SVFU. Novosti [Official site of NEFU. News]. Available at: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ ID=172114 (accessed 01.07.2022). (In Russian).

16. Oficial'nyj sajt SVFU. Nauchno-obrazovatel'nyj centr razvitiya Ark-tiki i Subarktiki «SEVER» [Official site of NEFU. Scientific and Edu-

cational Center for the Development of the Arctic and Subarctic "SEVER"]. Available at: http://sever.s-vfu.ru/quality/cultpotential (accessed 03.07.2022). (In Russian).

17. Oficial'nyj sajt Severnogo foruma po ustojchivomu razvitiyu [Official website of the Northern Forum for Sustainable Development]. URL: https://nsdf.ru/about/ (accessed 03.07.2022). (In Russian).

18. Universitet - intellektual'naya, innovacionnaya i duhovnaya plat-forma ustojchivogo razvitiya makroregiona [The University is an intellectual, innovative and spiritual platform for the sustainable development of the microregion]. Ed. A. N. Nikolaev. Yakutsk, 2021, 268 p. (In Russian).

19. Shkerina T. A., Kukhar M. A., Starosvetskaya N. A. Osoben-nosti proektirovaniya obrazovatel'nyh programm bakalavriata po napravleniyu podgotovki «pedagogicheskoe obrazovanie» s uchetom kvalifikacionnyh zaprosov rabotodatelej [Development of educational bachelor's programs in pedagogical education meeting employers' qualification requests]. Scientific and Pedagogical Review, 2021, no. 5 (39), pp. 102-111. (In Russian).

УДК^С 378

Р0110.54509/22203036_2022_3_69 EDN FLYOEI

Дрянных Наталия Викторовна

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Института социальных и гуманитарных наук, Вологодский государственный университет, г. Вологда

Куклина Лариса Владиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда

Dryanykh Natalia V.

Candidate of Philosophical Sciences, Docent,

Head of the Department of Philosophy of the Institute

of Social Sciences and Humanities, Vologda State University,

Vologda

Kuklina Larisa V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Senior Lecturer at the Department of Juridical Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Vologda

ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ЮРИСТА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ1

LEGAL AWARENESS AS A FACTOR OF ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF A LAWYER IN A DIGITAL SOCIETY2

Введение. Цифровизация общества способствует трансформации пространства жизнедеятельности, меняет процессы личностного развития, в том числе становления человека как субъекта профессиональной деятельности. В качестве ключевой обсуждается проблема активизации личностного ресурса в про-

1 Публикация подготовлена в рамках гранта РФФИ № 20-011-00042.

2 The publication was prepared within the framework of RFBR grant No. 20-011

цессе подготовки будущих юристов. Правосознание при этом выступает как неотъемлемый ценностный компонент, составляющий основу профессиональной компетентности юриста. Правосознание рассматривается как основа профессионального становления юриста в информационном обществе.

-00042.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.