Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ'

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН / УСТОЙЧИВЫЙ КАМПУС / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ГЕТЕРОГЕННОСТЬ СРЕДЫ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович

Введение. В статье на примере кейса Северо- Восточного федерального университета (СВФУ) раскрывается опыт реализации целей устойчивого развития ООН в российских вузах. Представлен сопоставительный анализ стратегических программ управления развитием университетов Севера России и северных стран Европы и Америки в условиях глобальных изменений и роста неопределенности среды. Показан задел СВФУ для внедрения модели устойчивого развития северных территорий, обосновываются ключевые принципы и направления изменений в научно-образовательной, инновационной деятельности университета, связанные с реализацией целей устойчивого развития ООН. Методология. В исследовании использованы следующие методы: контекстный анализ современных работ по управлению высшим образованием; сопоставительный анализ стратегий и программ развития университетов Крайнего Севера России и северных стран Европы и Америки, представлены опыт внедрения концепции устойчивого развития на практике российского образования и результаты опроса основных стейкхолдеров вуза об отношении к меняющейся миссии высшего образования, предлагается прогноз процессов управления развитием университетов в условиях интенсивных изменений в природе и обществе. Результаты. Внедрение принципов устойчивого развития в мировую систему высшего образования началось в последнем десятилетии ХХ в. после доклада Брундтланд. Анализ практики трансформации управления высшим образованием показывает зарождающуюся тенденцию формирования доминант управления развитием университета, связанных с усилением роли университета в устойчивом развитии макрорегиона. Образ будущего СВФУ неотъемлемым образом связан с его миссией и направленностью на решение задач устойчивого развития Дальнего Востока и Севера России. Миссия СВФУ - формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества. В статье также представлены результаты исследования устойчивости кампуса СВФУ по методологии Assessment System for Sustainable Campus. И показано отношение основных стейкхолдеров к изменению миссии университета в макрорегионе. Заключение. Краткий анализ деятельности университетов, действующих на Крайнем Севере, результаты опроса стейкхолдеров, проведенного в Северо-Восточном федеральном университете, показывают востребованность новых стратегических инициатив гибкого реагирования на рост непредсказуемости мировых процессов, повышение конкуренции на рынке высшего образования. Концепция устойчивого развития становится одной из востребованных методологических основ управления развитием образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT AS THE BASIS OF MODERN EDUCATIONAL MANAGEMENT PRACTICES

Introduction. Based on the case of the North-Eastern Federal University (NEFU), the article shows the experience of implementing Sustainable Development Goals in Russian universities. It presents a comparative analysis of strategic programs for managing the development of universities in the North of Russia and the Northern countries of Europe and America in the context of global changes and growing environmental uncertainty. The article shows NEFU’s potential for implementing the model of sustainable development of the Northern territories substantiates the key principles and directions of changes in research, educational, and innovative activities of the University related to the implementation of the UN Sustainable Development Goals. Methodology. The study uses following methods: contextual analysis of modern publications on higher education management; comparative analysis of strategies and development programs of universities in the Far North of Russia and universities in Northern Europe and America, experience in implementing sustainable development concept in Russian education; survey of key university stakeholders on their attitude toward the changing mission of higher education, forecasting the processes of universities development managing in conditions of intensive changes in nature and society. Results. The introduction of sustainable development principles into the global higher education system began in the last decade of the twentieth century after the Brundtland Report. An analysis of the practice of transforming the management of higher education shows the emerging trend of the formation of dominants in the management of the development of the university, associated with the strengthening of the role of the university in the sustainable development of the macroregion. The image of the future of NEFU is inextricably linked with its mission and focus on solving the problems of sustainable development of the Far East and North of Russia. NEFU’s mission is to create a new generation of professionals who implement the values and goals of sustainable development in the North and the Far East and address global issues. The article also presents the results of the NEFU campus sustainability study based on the Assessment System for Sustainable Campus. It also shows the attitude of the main stakeholders toward changes in the University’s mission in the macroregion. Conclusion. A brief analysis of universities in the Far North activities and the results of a survey of stakeholders conducted at North-Eastern Federal University show the demand for new strategic initiatives to respond flexibly to the growing unpredictability of global processes and increased competition in the higher education market. The concept of sustainable development is becoming one of the most popular methodological foundations for managing education development.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ»

УДК/UDC 378 В. М. Саввинов

V. Savvinov

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT AS THE BASIS OF MODERN EDUCATIONAL MANAGEMENT PRACTICES

Введение. В статье на примере кейса СевероВосточного федерального университета (СВФУ) раскрывается опыт реализации целей устойчивого развития ООН в российских вузах. Представлен сопоставительный анализ стратегических программ управления развитием университетов Севера России и северных стран Европы и Америки в условиях глобальных изменений и роста неопределенности среды. Показан задел СВФУ для внедрения модели устойчивого развития северных территорий, обосновываются ключевые принципы и направления изменений в научно-образовательной, инновационной деятельности университета, связанные с реализацией целей устойчивого развития ООН.

Методология. В исследовании использованы следующие методы: контекстный анализ современных работ по управлению высшим образованием; сопоставительный анализ стратегий и программ развития университетов Крайнего Севера России и северных стран Европы и Америки, представлены опыт внедрения концепции устойчивого развития на практике российского образования и результаты опроса основных стейкхолдеров вуза об отношении к меняющейся миссии высшего образования, предлагается прогноз процессов управления развитием университетов в условиях интенсивных изменений в природе и обществе.

Результаты. Внедрение принципов устойчивого развития в мировую систему высшего образования началось в последнем десятилетии ХХ в. после доклада Брундтланд. Анализ практики трансформации управления высшим образованием показывает зарождающуюся тенденцию формирования доминант управления развитием университета, связанных с усилением роли университета в устойчивом развитии макрорегиона. Образ будущего СВФУ неотъемлемым образом связан с его миссией и направленностью на решение задач устойчивого развития Дальнего Востока и Севера России. Миссия СВФУ -формирование нового поколения профессионалов,

реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества. В статье также представлены результаты исследования устойчивости кампуса СВФУ по методологии Assessment System for Sustainable Campus. И показано отношение основных стейкхолдеров к изменению миссии университета в макрорегионе.

Заключение. Краткий анализ деятельности университетов, действующих на Крайнем Севере, результаты опроса стейкхолдеров, проведенного в СевероВосточном федеральном университете, показывают востребованность новых стратегических инициатив гибкого реагирования на рост непредсказуемости мировых процессов, повышение конкуренции на рынке высшего образования. Концепция устойчивого развития становится одной из востребованных методологических основ управления развитием образования.

Introduction. Based on the case of the North-Eastern Federal University (NEFU), the article shows the experience of implementing Sustainable Development Goals in Russian universities. It presents a comparative analysis of strategic programs for managing the development of universities in the North of Russia and the Northern countries of Europe and America in the context of global changes and growing environmental uncertainty. The article shows NEFU's potential for implementing the model of sustainable development of the Northern territories substantiates the key principles and directions of changes in research, educational, and innovative activities of the University related to the implementation of the UN Sustainable Development Goals.

Methodology. The study uses following methods: contextual analysis of modern publications on higher education management; comparative analysis of strategies and development programs of universities in the Far North of Russia and universities in Northern Europe and America, experience in implementing sustainable development concept in Russian education; survey of key university stakeholders on

their attitude toward the changing mission of higher education, forecasting the processes of universities development managing in conditions of intensive changes in nature and society.

Results. The introduction of sustainable development principles into the global higher education system began in the last decade of the twentieth century after the Brundtland Report. An analysis of the practice of transforming the management of higher education shows the emerging trend of the formation of dominants in the management of the development of the university, associated with the strengthening of the role of the university in the sustainable development of the macroregion. The image of the future of NEFU is inextricably linked with its mission and focus on solving the problems of sustainable development of the Far East and North of Russia. NEFU's mission is to create a new generation of professionals who implement the values and goals of sustainable development in the North and the Far East and address global issues. The article also presents the results of the NEFU campus sustainability study based on the Assessment System for Sustainable Campus. It also shows the attitude of the main stakeholders toward changes in the University's mission in the macroregion.

Conclusion. A brief analysis of universities in the Far North activities and the results of a survey of stakeholders conducted at North-Eastern Federal University show the demand for new strategic initiatives to respond flexibly to the growing unpredictability of global processes and increased competition in the higher education market. The concept of sustainable development is becoming one of the most popular methodological foundations for managing education development.

Ключевые слова: северные территории, цели устойчивого развития ООН, устойчивый кампус, модель развития образования, миссия университета, управление развитием, гетерогенность среды, стейк-холдеры образования.

Keywords: Northern territories, UN Sustainable Development Goals, sustainable campus, development model, University mission, development management, heterogeneity of the environment, stakeholders.

Введение

Университетское сообщество приступило к реализации принципов устойчивого развития почти сразу после публикации доклада Брундтланд. Как известно, первой попыткой перехода университетов на эти принципы является Таллаурская декларация 1990 г. [5]. Хиллигье Вант Ланд, генеральный секретарь Международной ассоциации университе-

тов (IAU) и исполнительный директор Бюро международных университетов отмечают, что «устойчивое развитие было в повестке дня университетов со времени выхода доклада Брундтланд, опубликованного Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 г., поэтому университетам было предложено взяться за все цели и обеспечить то, чтобы сотни и тысячи выпускников хорошо понимали вопросы устойчивого развития и свою роль в обществе, особенно когда они занимают руководящие роли» [18].

О росте интереса университетов к вопросам сохранения экологического, культурного и экономического баланса в мире показывает создание различных объединений университетов, таких как Ассоциация продвижения идей устойчивого развития в высшем образовании (США), Партнерство высшего образования для устойчивого развития (Великобритания) и т. п. В настоящее время активно реализуется инициатива Организации Объединенных Наций «Взаимодействие с академическими кругами (ЮНАИ)», направленная на расширение сотрудничества в области соблюдения и защиты прав человека, доступа к образованию и устойчивого развития. В 2017 г. создана Ассоциация «зеленых» вузов России.

В статье представлено исследование по проблеме реализации принципов и целей устойчивого развития в деятельности российских университетов. На примере Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) рассматриваются принципы и механизмы управления вузом, основанные на приоритетности задач долгосрочного развития в соответствии с целями устойчивого развития (ЦУР) ООН.

Методология

Исследование проводится на основе комплекса теоретических и эмпирических методов: контекстный анализ современных работ по управлению высшим образованием; сопоставительный анализ стратегий и программ развития университетов Крайнего Севера России и северных стран Европы и Америки, опыта внедрения концепции устойчивого развития в практику российского образования; опрос стейкхолдеров вуза об их отношении к меняющейся миссии высшего образования, прогнозирование и моделирование процессов управления развитием университетов в условиях интенсивных изменений в природе и обществе с учетом роста неопределенности среды.

Работа также основывается на исследованиях о роли университетов как институтов устойчивого развития регионов, ежегодных докладах и отчетах организаций о реализации целей устойчивого развития.

Результаты

Сопоставительный анализ стратегических документов университетов северных стран Европы и Америки (п=20) позволяет сделать вывод о том, что ключевым приоритетом в деятельности университета становится рост социальной ответственности в связи с интенсивным промышленным освоением Севера, адаптацией культуры коренных народов к процессам глобализации:

- Аляскинский университет в Фэрбенксе «особое внимание уделяет циркумполярному Северу и его разнообразным народам» [29], Гренландский университет основные усилия сосредотачивает «в вопросах, связанных с арктическим обществом, состоянием здоровья и культурой местного сообщества» [13];

- предназначение Университета Виктории (Канада) - «внесение вклада в улучшение будущего людей, мест и планеты в целом» [20];

- миссия Королевского технологического института (Швеция) - «найти разумные решения сегодняшних и завтрашних проблем» [15];

- в миссии Университета Восточной Финляндии указывается, что «высокий уровень научных исследований и образования нашего университета создает глобальное будущее и укрепляет устойчивость» [16] данного региона страны;

- миссия Университета Тромсе (Норвегия) определена как «защита Арктики и ее ценной территории. По этой причине основная преподавательская компетенция университета сосредоточена на таких областях, как полярная окружающая среда, климатические исследования, телемедицина, медицинская биология и рыболовство» [17].

Краткий анализ стратегий развития университетов северных стран Европы и Америки напрямую указывает на повышение роли стратегий в сохранении северных земель для будущих поколений, снижение территориальных и социальных неравенств.

Аналогичное видение стратегических перспектив развития в условиях интенсивных изменений в природе и обществе представлено в программных документах российских вузов. Так, миссия Петрозаводского государственного университета -«обеспечение устойчивого инновационного развития Республики Карелия с расширением зоны влияния университета на макрорегион» [9]. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина ставит цель содействовать «устойчивому инновационному и опережающему социально-экономическому развитию Республики Коми, европейского Севера России на основе интернационализации

и интеграции образования, науки и производства» [10]. Миссия Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга - «содействие устойчивому социально-экономическому развитию Камчатского края и России в целом за счет формирования человеческого и интеллектуального капитала» [6]. Значительная часть дорожных карт программ повышения конкурентоспособности университетов, входящих в проект «5-100», также ориентирована на решение задач устойчивого развития регионов. В частности, дорожная карта Балтийского федерального университета имени И. Канта ориентирована на решение задач обеспечения устойчивого развития эксклав-ного региона России, в связи с чем университет разрабатывает приоритеты на стыке общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин в рамках стратегии KANT&MORE [7]. Значительный интерес вызывают направления деятельности созданных и создаваемых в России научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Как показывает их анализ (n=25), многие намерены внести значительный вклад в решение проблем устойчивого развития территорий путем интеграции усилий высшего образования, науки и индустриальных партнеров. Примером могут послужить НОЦ, создаваемые в регионах Крайнего Севера (табл. 1).

Программа развития Северо-Восточного федерального университета строится на идеологии устойчивого развития, провозглашенной Организацией Объединенных Наций, нашедшей отражение в 17 целях в области устойчивого развития [12]. С 2017 г. на официальном сайте университета публикуются отчеты о достижении целей устойчивого развития [4]. Их анализ показывает, что СВФУ имеет задел для реализации модели университета - платформы устойчивого развития Севера:

- СВФУ в 2019 и 2020 гг. вошел в число 400 лучших вузов мира и второй год занимает 15-е место в России во Всемирном рейтинге The University Impact Rankings, оценивающем вузы планеты по уровню их влияния на устойчивое развитие общества. В 2020 г. университет вошел в первую сотню лучших вузов мира по SDG1 и SDG10;

- в университете реализуются образовательные программы высшего образования, ориентированные на подготовку кадров с учетом ценностей и целей устойчивого развития северных территорий (географические основы устойчивого развития рекреации и туризма; устойчивое развитие Арктики; охрана окружающей среды и рациональное природопользование; промышленная экология; мерзлотное лесоведение;

Таблица 1

Научно-образовательные центры России, связанные с проблемами устойчивого развития северных территорий

Название НОЦ Инициаторы Перечень направлений деятельности

Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ 1. Биологическая безопасность человека, животных и растений. 2. Арктика: ресурсы «холодного мира» и качество окружающей среды, человек в Арктике. 3. Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии

Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования Архангельская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ 1. Материалы и технологии для судостроения и морской арктической техники. 2. Развитие высокотехнологичных производств в Арктике (добыча и переработка полезных ископаемых, синтез новых материалов). 3. Жизнедеятельность человека в Арктике. 4. Биоресурсы Арктической зоны РФ. 5.Северный морской путь и связанность арктических территорий

Экосистема жизнедеятельности человека в условиях Севера Республика Коми 1. Медицинское сопровождение отраслей, участвующих в программах развития Севера, программах освоения Арктики. 2. Разработка цифровых платформ для сбора медицинских данных. 3. Разработка перспективной технологии ускоренной адаптации человека, живущего и работающего на Севере, с целью совершенствования медико-биологического обеспечения профессиональной деятельности

Север: территория устойчивого развития Республика Саха(Якутия) 1. Человек на Севере. 2.Рациональное недропользование. 3. Эффективная социально-экономическая инфраструктура

рациональное использование земель на северных и арктических территориях и др.);

- с 2014 г. вуз участвует в реализации совместной программы подготовки экспертов для руководящей роли в области экологии, культуры и устойчивого развития в регионах Дальнего Востока и Заполярья -RJE3 [8]. Программа реализуется совместно с Университетом Хоккайдо (Япония) и дальневосточными вузами (ДВФУ, ТОГУ, Иркутский и Сахалинский университеты) по таким направлениям, как «Оценка окружающей среды», «Культурное разнообразие», «Почвы и производство», «Освоение региональных ресурсов», «Управление защитой от бедствий»;

- СВФУ является одним из организаторов Северного форума по устойчивому развитию - ежегодной международной встречи экспертов для обсуждения проблем и перспектив реализации целей и ценностей устойчивого развития в северных странах и регионах, направлений международного и межрегионального сотрудничества для сбалансированного развития Севера;

- СВФУ является инициатором и базовой площадкой международных конференций ЮНЕСКО по сохранению языкового и культурного разнообразия в кибер-пространстве (2008-2019 гг.), итоговые документы -«Ленская резолюция» (2008), «Якутское воззвание» (2011), «Якутская декларация о языковом и культурном разнообразии в киберпространстве» (2014) легли в основу деятельности международных органи-

заций по сохранению и возрождению миноритарных языков и культуры малочисленных народов мира [14];

- с первых этапов реализации программы развития СВФУ организованы лонгитюдные исследования динамики языков народов Севера, адаптации культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС) к глобальным изменениям в природе и обществе совместно с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институтом полярных исследований имени Р. Скотта Кембриджского университета (Великобритания), Университетом Квебека в Монреале (Канада), Обсерваторией Арктики и Антарктики (г. Ушуайа, Аргентина), Университетом Версаль Сен-Кантэн-ан-Ивелин (Франция), РГПУ имени Герцена (Санкт-Петербург) и др.;

- проводятся крупные этнографические экспедиции в места компактного проживания КМНС, создано 17 уникальных мультимедийных обучающих электронных комплексов по языкам, фольклору и культуре КМНС. С 2011 г. разрабатывается Арктический многоязычный портал - arctic-megapedia.ru, на котором представлены коренные малочисленные народы Дальнего Востока: юкагиры, эвены, эвенки, долганы, чукчи, нанайцы, негитальцы, удэгейцы, коряки и др.;

- ежегодно организуются научные экспедиции по изучению динамики изменений северных экосистем под влиянием антропогенных процессов, эволюции мерзлотных ландшафтов под воздействием гло-

бализации. Действует система учебно-научных полигонов и станций мониторинга природных процессов;

- СВФУ участвует в международном научном проекте «Бюджет углерода мерзлотных экосистем, городов и поселений восточной Арктики России» (COPERA - C budget of ecosystems and cities and villages on permafrost in eastern Russian Arctic) [1]. В проекте участвуют Университет Хоккайдо, Японское агентство науки и технологий по изучению морских недр и Университет Аляски Фэрбенкс. Целью является изучение «бюджета углекислого газа» в арктической зоне Якутии посредством совмещения результатов мониторинга вечной мерзлоты и выбросов углекислого газа в атмосферу с динамикой социально-экономических показателей;

- научные коллективы университета в 2016-2018 гг. участвовали в программах комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), в ходе которых на основе выявления территориальных диспропорций предложены меры по сокращению неравенства по обеспечению качества жизни населения региона и страны (SDG 10);

- в 2016-2017 гг. в рамках проекта COPERA проводились исследования устойчивости кампуса СВФУ по методологии Assessment System for Sustainable Campus. Проведенные исследования являются основой разработки программы устойчивого кампуса [2].

В новой редакции программы миссия СВФУ, стратегическая цель его развития конкретизированы с учетом идеологии устойчивого развития. Миссия - формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества. В программе развития СВФУ модель устойчивого развития северных территорий формируется из трех составляющих:

- устойчивое общество как совокупность различных социальных групп с разнообразием ценностей и традиций, интересов и потребностей, истории и культуры, совместно проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера;

- устойчивая окружающая среда как естественное природное пространство бесконфликтного неразрушительного сосуществования представителей живой и неживой природы;

- устойчивая экономика Севера как условие создания жизненного пространства для человека в экстремальных условиях, основа его материального благополучия, комфортности проживания и качества жизни.

Перечисленные сферы - самостоятельные области познания, но на стыке этих областей рождается

взаимодействие «человек и природа», «природа и экономика», «экономика и человек». Нарушение баланса в любой из этих подсистем нарушает устойчивость системы в целом.

Программы ориентированы на перенастройку научно-образовательного комплекса, его ресурсной базы; наполнение образовательных программ; формирование в процессе подготовки специалистов образа мышления и жизни, соответствующих целям и ценностям устойчивого развития Севера; выпуск нового поколения профессионалов - носителей идеи устойчивости и сбалансированности мира, руководствующихся принципами устойчивого развития в своей профессиональной деятельности. Важно передать студентам не только общие профессиональные знания в области наук о природе, экономике и обществе, актуально выработать компетенции в области взаимоотношений и взаимодействия «человек - экономика - природа». Целостное системное понимание этого сосуществования и взаимодействия становится общей политикой университета, новой идеологией подготовки кадров, каналом влияния как на макрорегион, так и на всю государственную политику и принятие государственных решений по развитию Дальнего Востока и Севера России. На рисунке 1 показана модель устойчивого развития северных территорий, которая служит основанием для новой программы развития СВФУ.

Программа основывается на областях науки и образования, которые соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации, отвечают задачам социально-экономического развития северных территорий и Дальнего Востока и созвучны целям устойчивого развития ООН,задачам национальных проектов:

1. Устойчивая экономика: экономическое развитие и благополучие.

2. Качество жизни.

3. Устойчивое общество: социальная справедливость.

4. Благоприятная окружающая среда.

5. Устойчивая природа: экологическое благополучие.

6. Бережливое природопользование.

7. Цифровые технологии.

Сопоставительный анализ приоритетных областей деятельности университетов Крайнего Севера России и северных стран Европы и Америки показывает релевантность выбранных приоритетов мировой исследовательской повестке и концептуальным основаниям развития высшего образования в условиях роста неопределенности среды. Переход на новую

Рис. 1. Модель устойчивого развития северных территорий

модель развития строится на следующих ключевых принципах развития университета:

- преемственность программных мер по развитию университета;

- компенсация ограниченности ресурсов за счет оптимального использования потенциала и конкурентных преимуществ;

- стимулирование и поддержка инициатив и проектов по укреплению позиции ключевых направлений развития университета;

- изменение образовательного процесса с учетом раннего включения студентов в научно-практическую деятельность, выпуск молодых профессионалов и ученых, способных конкурировать на мировом уровне;

- развитие цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность

образования, расширение спектра программ онлайн-обучения;

- активная кадровая политика, направленная на обновление коллектива, стимулирование научной и образовательной эффективности, привлечение выдающихся ученых и специалистов с международного рынка труда;

- концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях деятельности.

Как было сказано выше, программа развития СВФУ строится на идеологии устойчивого развития, провозглашенной Организацией Объединенных Наций, нашедшей отражение в 17 целях устойчивого развития. Научно-образовательная деятельность строится с учетом ЦУР (табл. 2).

СВФУ реализует просветительские и социальные инициативы, направленные на продвижение ценно-

Таблица 2

Образовательные программы высшего образования и научно-исследовательские проекты СВФУ по целям устойчивого развития

ЦУР Реализуемые образовательные программы Научно-исследовательские проекты

Б М С А О

ЦУР 1 4 7 1 Социально-экономические факторы развития человеческого потенциала северных территорий

ЦУР 2 1 Био- и хеморазнообразие экосистем, эволюция и генетические особенности биоиндикаторов Восточной Сибири и разработка технологий освоения возобновляемых растительных ресурсов. Разработка и производство биологически активных добавок и препаратов профилактического назначения

Окончание таблицы 2

ЦУР Реализуемые образовательные программы Научно-исследовательские проекты

Б М С А О

ЦУР 3 10 10 12 19 31 Генетически изолированные популяции Восточной Сибири: эволюция генофонда, адаптация к холоду, распространенность некоторых наследственных и инфекционных заболеваний. Разработка программ сохранения и укрепления здоровья населения Северо-Востока РФ с внедрением перспективных направлений персонализированной медицины. ECLIS (extracorporeal liver system) - экстракорпоральная система гемоперфузии с биологическим контуром для лечения печеночной недостаточности - проект «Искусственная печень». Разработка и внедрение технологий клеточного культивирования из деградированных тканей ископаемых животных

ЦУР 4 43 30 7 Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики

ЦУР 6 1 3 Биогеографические закономерности биоты озер арктической зоны Северо-Востока РФ. Научно-практические основы эффективного использования главных водоотливных установок подземных кимберлитовых рудников. Технология утилизации высокоминерализованных хлоридных водных систем и галитсодержащих отвалов

ЦУР 7 17 5 4 Синтез и исследование свойств двухмерных вертикальных вандерваальсовых гетероструктур на основе графена и дисульфида молибдена для разработки физико-технологических основ создания солнечных элементов на гибкой подложке. Разработка вычислительных алгоритмов и программного обеспечения для решения задач переноса нейтронов в ядерном реакторе на базе новых математических моделей SP3-приближения

ЦУР 8 8 6 1 Разработка методологии оценки ущерба коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении территорий традиционного природопользования. Закономерности пространственной организации и пространственного развития социально-экономических систем северного региона ресурсного типа. Развитие теории и методологии пространственной организации социально-экономических систем северного региона

ЦУР 9 36 22 12 7 Многомасштабные модели пониженного порядка. Экспериментальный проект «Дом под куполом»

ЦУР 11 16 5 3 Новые арктические поселения. Кросс-научные исследования коммунальной инфраструктуры арктических поселений и разработка комплексных инновационных моделей функционирования ЖКХ

ЦУР 12 1 1 1 Создание новых наноматериалов и гетероструктур, многофункциональных полимерных композитов с повышенным ресурсом работы для эксплуатации в условиях Арктики. Разработка метода скважинной гидродобычи на россыпных месторождениях. Технология сухого рентгеноспектрального обогащения урана, золота, молибдена в отвалах геологоразведки и руде, добыча радия из подземных вод скважин Эльконского урановорудного месторождения. Разработка технологии очистки природного якутского графита. Разработка экологически безопасной технологии добычи торфа в арктических регионах. Моделирование процессов возбуждения дискретных бризеров в металлах и упорядоченных сплавах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦУР 13 1 Арктические и субарктические экосистемы в контексте глобального изменения климата. Экологическая оценка современного состояния мест хранения и размещения отходов в арктических районах Республики Саха (Якутия)

ЦУР 15 2 9 9 Рекультивация и ремедиация техногенно нарушенных ландшафтов Арктики и Субарктики. Разработка способов по повышению плодородия почвогрунтов горнопромышленных объектов западной Якутии, загрязненных криопэгами и тяжелыми металлами. Изучение особенностей функционирования арктических и субарктических экосистем Якутии в условиях усиления техногенного воздействия и глобального изменения климата

ЦУР 16 2 9 9 Народы Северо-Востока РФ: выбор новой адаптивной стратегии в условиях глобализации. Социально-антропологический подход (взгляд якутских и британских исследователей)

ЦУР 17 34 39 1 9

*Б - бакалавриат, М - магистратура, С - специалитет, А - аспирантура, О - ординатура

стей и целей устойчивого развития (проект «Отходы в доходы» представляет собой площадку для обмена опытом школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов разных направлений по вопросам утилизации и переработки мусора; проект «Open. лекции» - летние просветительские лекции в городском парке культуры и отдыха Якутска; цикл научно-популярных лекций «Наш университет»; субботники и экологические десанты и т. д.) [4].

Анализ поисковых запросов в сети Интернет, сделанный В. В. Кузнецовым, показал, что в Рунете чаще встречается понятие «зеленый университет», чем «зеленый кампус» [5, с. 60]. В СВФУ начата работа по реализации концепции устойчивого кампуса. В рамках проекта COPERA в 2016-2017 гг. проводились исследования устойчивости СВФУ по методологии ASSC Университета Хоккайдо [15]. Реализация проекта по созданию автоматизированной системы управления и модернизация систем освещения в зданиях университета позволила снизить потребление электроэнергии в корпусах на 70 %. За счет внедрения ресурсосберегающих мероприятий потребление электроэнергии сократилось на 8,5 %, тепловой энергии - на 12,9 %, холодной воды - на 28,1 %, горячего водоснабжения - на 9,4 %, водоотведения (стоков) -на 27,3 % [2].

Реализуются стратегические задачи развития университета по приведению кампуса к стандартам устойчивого развития, критериям Assessment System for Sustainable Campus. СВФУ исторически формировался в центре Якутска и сейчас расположен в плотной городской застройке. Площадь зеленых насаждений сегодня составляет всего 1,04 га, или 14 % от площади кампуса (7,3 га), на 1 человека приходится 0,6 кв. м зеленых насаждений. Программа развития предполагает создание современного и технологичного кампуса единой системы имущественного комплекса:

- внедрение кластерного подхода в пространственном расположении кампуса;

- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры университета;

- создание устойчивой, комфортной и безопасной среды, расширение доступности образовательной среды;

- внедрение передовых технологий управления объектами (системы по распределению энергии, в том числе использованию возобновляемых источников, управлению освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией, обеспечению безопасности, управлению вредными выбросами, утилизации отходов и т. п.);

- введение стандартов устойчивого кампуса, отвечающих системе оценки Assessment System for Sustainable Campus (энергосбережение, отдельный сбор отходов, энергетический аудит зданий для оценки потребления электроэнергии, тепла и воды).

Для внедрения модели устойчивого университета важная роль отводится внедрению системы учета интересов основных стейкходеров, мониторинга участия в проектах по реализации ЦУР, оценки эффективности взаимодействия. В сентябре 2020 г. СВФУ совместно с агентством мониторинга и оценки регионального развития «Терра Курс» провел исследование «Университет - интеллектуальная, духовная и интеллектуальная платформа устойчивого развития северных территорий» по оценке осведомленности основных стейкхолдеров университета о целях устойчивого развития ООН и той роли, которую вуз собирается играть в их достижении ближайшие десять лет. Респонденты (n=2199) оценивали потенциал СВФУ в выполнении социальной миссии по содействию устойчивому развитию северных территорий на среднесрочную перспективу (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы оцениваете потенциал СВФУ в выполнении социальной миссии по содействию устойчивому развитию северных территорий на ближайшие десять лет?», в %

Варианты ответов Внутренние стейкхолдеры (n=1951) Внешние стейкхолдеры (n=248)

Скорее высоко, СВФУ наработал хороший задел, который стоит развивать дальше 46 42

Высоко, у СВФУ есть для этого все необходимые ресурсы 21 26

Сложно определиться, нет четкого представления о том, что будет делать СВФУ в этом направлении 15 17

Затрудняюсь ответить 12 13

Скорее низко, СВФУ стоит сосредоточиться на решении задач развития территории своей локализации 4 2

Оцениваю низко. У СВФУ не получится выйти на решение глобальных проблем развития в связи с отсутствием необходимых для этого ресурсов 2 ü

Как видно из таблицы 3, почти треть стейкхолде-ров позитивно относится к возможности реализации миссии СВФУ - формированию нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества. Почти половина респондентов высоко оценивает задел в университете, что является веским аргументом для реализации новой программы развития. Вместе с тем 12-13 % респондентов, которые затруднились ответить, говорят о новизне и масштабах выдвигаемых перед университетом задач развития.

Обращение к повестке устойчивого развития северных территорий и более широкой рамке содействия глобальным целям устойчивого развития является гармоничным развитию самого университета и обеспечивает реализацию начатых проектов в соответствии с глобальными приоритетами развития. Об этом говорят ответы на вопрос о социальной миссии университета в макрорегионе.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что социальная миссия СВФУ заключается в содействии устойчивому развитию северных территорий?», в %

Три четверти опрошенных стейкхолдеров поддерживают заявляемую университетом миссию, что показывает осведомленность о происходящих изменениях и может послужить основанием для принятия комплекса управленческих решений по модернизации научно-образовательной, инновационной и организационной деятельности вуза. При этом оценка внешних стейкхолдеров незначительно выше, что говорит о высоком уровне ожиданий в обществе в связи с разработкой и реализацией новой программы развития.

Заключение

В связи с ростом воздействия человека на северные экосистемы, глобальными климатическими изменениями, наращиванием военного и экономического присутствия иностранных государств в макрорегионе становится актуальной проблема обеспечения устойчивости северных территорий. В этих условиях университеты за основу своей деятельности берут ценности и цели устойчивого развития.

Краткий анализ деятельности университетов, действующих на Севере России и в северных странах Европы и Америки, результаты моделирования программы развития, итоги опроса стейкхолдеров, проведенного в Северо-Восточном федеральном университете, показывают востребованность новых стратегических инициатив гибкого реагирования на рост непредсказуемости мировых процессов, повышение конкуренции на рынке высшего образования.

Литература

1. Бюджет углерода мерзлотных экосистем, городов и поселений восточной Арктики России [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/nauka/interdisciplinary/ Proekt_2/ (дата обращения: 1.07.2020).

2. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики / Т. Н. Гаврильева, А. Сугимото, М. Фуджи и др. // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 52-65.

3. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/ uploads/2-Publications/analitika/DNO.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

4. Доклад о достижении целей устойчивого развития, 2019 [Электронный ресурс] / Северо-Восточный федеральный университет ; общ. ред. В. М. Саввинов. URL: https://www.s-vfu.ru/ universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ DSR/Docs/СВФУ_ЦУР.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

5. Кузнецов В. В., Лукина А. В., Малова Д. В. Принципы и механизмы стратегии устойчивого развития вуза // Вестник РЭУ им. Г В. Плеханова. 2017. № 1(91). С. 56-64.

6. Отчет о самообследовании вуза (по состоянию на 1 апреля 2020 г.) [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга». URL: http:// www.kamgu.ru/sveden/files/Otchet_o_samoobsledovanii_vuza_ na_01.04.2020.pdf (дата обращения: 5.11.2020).

7. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2016-2020 годы (1 этап - 2016-2018 годы) [Электронный ресурс]. URL: https:// old.kantiana.ru/5-100/doc/Дорожная%20карта%205-100%20 (2016%20r).pdf (дата обращения: 5.11.2020).

8. Программа подготовки экспертов для руководящей роли в области экологии, культуры и устойчивого развития в регионах Дальнего Востока и Заполярья - RJE3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ums/RJE3/ (дата обращения: 21.10.2020).

Варианты ответов Внутренние стейкхолдеры (n=1951) Внешние стейкхолдеры (n=248)

Скорее согласен 41 39

Полностью согласен 33 38

Сложно определиться, нет четкого представления о том, что должны делать университеты 12 12

Затрудняюсь ответить 10 10

Скорее не согласен 3 1

Абсолютно не согласен 1 0

9. Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (2017-2021) [Электронный ресурс]. URL: https://petrsu.ru/ page/science/development/master_university_program (дата обращения: 5.11.2020).

10. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» на период 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.syktsu.ru/sveden/common/ progamma_strategii_3%20июля%202017.pdf (дата обращения: 5.11.2020).

11. Сагинова О. В., Сагинов Ю. Л., Гришин А. И. Устойчивое развитие университета [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-universiteta/ viewer (дата обращения: 21.10.2020).

12. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ sustainable-development-goals/ (дата обращения: 21.10.2020).

13. Ilisimatusarfik strategy 2015-2020 [Электронный ресурс]. URL: https://uk.uni.gl/about-us/ilisimatusarfik-strategy-2015-2020. aspx (дата обращения: 21.10.2020).

14. International Meetings on Multilingualism in Cyberspace (2008-2014). Final documents / comp. E. Kuzmin. Moscow : Interregional Library Cooperation Centre, 2015. 24 p.

15. New to KTH [Электронный ресурс]. URL: https://intra.kth.se/ en/anstallning/ny-pa-kth/ny-pa-kth-1.626077 (дата обращения: 7.11.2020).

16. Seizing a sustainable future. Strategy 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://www.uef.fi/en/strategy-2030 (дата обращения: 1.08.2020).

17. UiT The Arctic University of Norway [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/uit-arctic-university-norway (дата обращения: 29.10.2020).

18. Brendan O'Malley. Universities are key to achieving sustainable development [Электронный ресурс] // University World News. 2020. 11 July. URL: https://www.universityworldnews.com/post. php?story=20200711094917938 (дата обращения: 21.10.2020).

19. University of Alaska Anchorage. Mission, Values, Vision [Электронный ресурс]. URL: https://www.uaa.alaska.edu/about/ mission-values-vision.cshtml#mission (дата обращения: 21.10.2020).

20. UVic's Strategic Framework [Электронный ресурс]. URL: https:// www.uvic.ca/strategicframework/index.php (дата обращения: 7.11.2020).

References

1. Byudzhet ugleroda merzlotnyh ekosistem, gorodov i poselenij vostochnojArktiki Rossii [Carbon Budget of Permafrost Ecosystems, Cities and Settlements in the Eastern Arctic of Russia]. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/nauka/ interdisciplinary/Proekt_2/ (accessed 1.07.2020). (In Russian).

2. Gavrilyeva T. N., Sugimoto A., Fujii M., Yamanaka R., Pavlov G. N., Kirillin D. A. Ustojchivoe razvitie universitetov: mirovye i rossijskie praktiki [Sustainable development of universities: international and Russian practices]. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 7, pp. 52-66. (In Russian).

3. Dobrovol'nyj nacional'nyj obzor hoda osushchestvleniya Povestki dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda [Voluntary National Review of the 2030 Agenda for Sustainable Development]. Available at: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publi-cations/analitika/DNO.pdf (accessed 21.10.2020). (In Russian).

4. Doklad o dostizhenii celej ustojchivogo razvitiya, 2019 [Report on the Sustainable Development Goals, 2019]. North-Eastern Federal

University, ed. by V. M. Savinov. Available at: https://www.s-vfu.ru/ universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ DSR/Docs/CB$y^yP.pdf (accessed 21.10.2020). (In Russian).

5. Kuznetsov V. V., Lukina A. V., Malova D. V. Principy i mekhanizmy strategii ustojchivogo razvitiya vuza [Principles and Mechanisms of the Sustainable Development Strategy of Higher Education Institutions]. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2017, no 1 (91), pp. 56-64. (In Russian).

6. Otchet o samoobsledovanii vuza (po sostoyaniyu na 1 aprelya 2020 g.) [University self-evaluation report (as of April 1, 2020)]. Vitus Bering Kamchatka State University. http://www.kamgu.ru/ sveden/files/0tchet_o_samoobsledovanii_vuza_na_01.04.2020. pdf (accessed 5.11.2020). (In Russian).

7. Plan meropriyatij po realizacii programmy povysheniya konkurentosposobnosti («dorozhnaya karta») federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Baltijskij federal'nyj universitet imeni Immanuila Kanta» na 2016-2020 gody (1 etap - 2016-2018 gody) [Plan of measures to implement the competitiveness enhancement program ("road map") of the federal state autonomous educational institution of higher education "Immanuel Kant Baltic Federal University" for 2016-2020 (1st stage - 2016-2018)]. Available at: https://old.kantiana.ru/5-100/doc/flopowHafl%20 KapTa%205-100%20(2016%20r.).pdf (accessed 5.11.2020). (In Russian).

8. Programma podgotovki ekspertov dlya rukovodyashchej roli v oblasti ekologii, kul'tury i ustojchivogo razvitiya v regionah Dal'nego Vostoka i Zapolyar'ya - RJE3 [Environmental, Cultural, and Sustainability Leadership Program for the Far East and Polar Regions - RJE3]. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/ rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ums/RJE3/ (accessed 21.10.2020). (In Russian).

9. Programma razvitiya opornogo universiteta FGBOU VO «Petrozavodskijgosudarstvennyjuniversitet» (2017-2021) [Development Program of the Supporting University of Petrozavodsk State University (2017-2021)]. Available at: https://petrsu.ru/page/science/development/master_university_ program (accessed 5.11.2020). (In Russian).

10. Programma razvitiya federal'nogo gosudarstvennogo byud-zhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazo-vaniya «Syktyvkarskij gosudarstvennyj universitet imeni Pitirima Sorokina» na period 2017-2021 gg. [Development program of the federal state budget educational institution of higher education "Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin" for the period 2017-2021]. Available at: https://www.syktsu.ru/ sveden/common/progamma_strategii_3%20wronfl%202017.pdf (accessed: 5.11.2020). (In Russian).

11. Saginova O. V., Saginov Y. L., Grishin A. I. Ustojchivoe razvitie universiteta Ustojchivoe razvitie universiteta [Sustainable University Development]. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ustoychivoe-razvitie-universiteta/viewer (accessed 21.10.2020). (In Russian).

12. Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya [Sustainable Development Goals]. Available at: https://www.un.org/sustainable-development/ru/sustainable-development-goals/ (accessed 21.10.2020). (In Russian).

13. Ilisimatusarfik strategy 2015-2020. Available at: https://uk.uni. gl/about-us/ilisimatusarfik-strategy-2015-2020.aspx (accessed 21.10.2020). (In English).

14. International Meetings on Multilingualism in Cyberspace (20082014). Final documents. Comp. E. Kuzmin. Moscow, Interregional Library Cooperation Centre, 2015, 24 p. (In English).

15. New to KTH. Available at: https://intra.kth.se/en/anstallning/ ny-pa-kth/ny-pa-kth-1.626077 (accessed 7.11.2020). (In English).

16. Seizing a sustainable future. Strategy 2030. Available at: https:// www.uef.fi/en/strategy-2030 (accessed 1.08.2020). (In English).

17. UiT The Arctic University of Norway. Available at: https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings/uit-arctic-university-norway (accessed 29.10.2020). (In English).

18. Brendan O'Malley. Universities are key to achieving sustainable development. University World News, 2020, 11 July. Available

at: https://www.universityworldnews.com/post.php?story= 20200711094917938 (accessed 21.10.2020). (In English).

19. University of Alaska Anchorage. Mission, Values, Vision. Available at: https://www.uaa.alaska.edu/about/mission-values-vision.cshtml#mission (accessed 21.10.2020). (In English).

20. UVic's Strategic Framework. Available at: https://www.uvic.ca/ strategicframework/index.php (accessed 7.11.2020). (In English).

УДК/UDC 377:004 В. А. Фрей

V. Frey

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR STUDENT-ATHLETES

Введение. В статье представлено исследование, посвященное применению дистанционных образовательных технологий в учебном процессе студентов-спортсменов, для которых данное направление актуально на протяжении всего обучения. Цель статьи -описание результатов применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе спортсменов.

Методология. Исследование проводится на основе системного подхода и таких методов, как анализ научно-методической литературы, наблюдение, эксперимент, метод статистического анализа. Также в статье приведен анализ взглядов ряда исследователей, описывающих свой опыт применения дистанционных образовательных технологий.

Результаты исследования заключаются в описании этапов внедрения дистанционных образовательных технологий, критериев выбора платформы, опыта применения системы дистанционного обучения Google Classroom, особенностей работы с системой и взаимодействия участников образовательного процесса.

Заключение. Предлагаемый опыт использования дистанционных образовательных технологий может стать помощником для других спортивных образовательных организаций при реализации учебного процесса.

Introduction. The article presents a study on the use of distance learning technologies in the educational process of student-athletes, for whom this direction is relevant throughout the entire period of training. The purpose of the

article is to describe the results of the use of distance learning technologies in the educational process of athletes.

Methodology. The research is based on a systematic approach and methods such as analysis of scientific and methodological literature, observation, experiment, and statistical analysis. The article also provides an analysis of the views of a number of researchers who describe their experience in using distance education technologies.

Results. The results of the study are the description of stages of implementation of distance learning technologies, the choice of platform experience in the application of distance learning system Google Classroom, working with system and cooperation of participants of educational processes.

Conclusion. The author notes that the described experience of implementing distance learning technologies can become an assistant for other sports educational organizations in the implementation of the educational process.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, студенты-спортсмены, система дистанционного обучения, Google Classroom, электронный учебный курс.

Keywords: distance learning technologies, student-athletes, distance learning system, Google Classroom, e-learning course.

Введение

Категория спортсменов является особой частью обучающихся российского и зарубежного образования: у таких обучающихся приоритетным направле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.