Научная статья на тему 'Университет как институт развития региона'

Университет как институт развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1336
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ОЦЕНКА / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / REGION DEVELOPMENT / FEDERAL UNIVERSITIES / EVALUATION / SOCIAL FUNCTION / STAKEHOLDERS / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Евгения Исаевна, Саввинов Василий Михайлович

На примере Северо-Восточного федерального университета показано, что решение задач инновационного развития региона, учет требований и интересов основных стейкхолдеров предполагает значительные институциональные изменения и трансформацию роли вузов в развитии регионов. Университет начинает выполнять новые роли как центр генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала регионов, как институт урбанистики, «фабрика мысли» и центр притяжения наукоемких отраслей экономики в регион. В этих условиях меняется характер управления развитием вуза, которое направлено в первую очередь на развертывание новых практик, усиливающих его конкурентные позиции. В статье раскрыты отдельные направления трансформации роли вуза на примере СВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Евгения Исаевна, Саввинов Василий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AS AN INSTITUTE FOR REGIONAL DEVELOPMENT

The example of the North-Eastern Federal University shows that the solution of the problems of innovative regional development taking into consideration the needs and interests of the key stakeholders requires significant institutional change and transformation of the role of universities in the development of the region. Universities start to take on new roles as generating centers of new knowledge, ideas, and initiatives, as centers for accumulation scientific and technological potential of the regions, as urban studies institutes, «think tanks », and the centers of attraction of high-tech industries to the region. In this framework, nature of university development management changes and aims primarily at the deployment of new practices that enhance the competitive positions of the university. This article reveals some trends transforming the role of universities in regional development on the NEFU example.

Текст научной работы на тему «Университет как институт развития региона»

УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

МИХАЙЛОВА Евгения Исаевна - д-р пед. наук, канд. психол. наук, академик РАО, ректор, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: rector@s-vfu.ru

САВВИНОВ Василий Михайлович - канд. пед. наук, проректор по стратегическому развитию, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: vm.savvinov@s-vfu.ru

АннотацияНа примере Северо-Восточного федерального университета показано, что решение задач инновационного развития региона, учет требований и интересов основных стейкхолдеров предполагает значительные институциональные изменения и трансформацию роли вузов в развитии регионов. Университет начинает выполнять новые роли как центр генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала регионов, как институт урбанистики, «фабрика мысли » и центр притяжения наукоемких отраслей экономики в регион. В этих условиях меняется характер управления развитием вуза, которое направлено в первую очередь на развертывание новых практик, усиливающих его конкурентные позиции. В статье раскрыты отдельные направления трансформации роли вуза на примере СВФУ.

Ключевые слова:развитие образования, регион, федеральные университеты, оценка, социальная функция, стейкхолдеры, трансформация

Для цитирования:МихайловаЕ.И, СаввиновВ.М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 37-47.

Трансформация роли университета в развитии региона

Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов накладывает на них ответственность за превращение в центры регионального развития, формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах [1, с. 42]. В настоящее время ими наработан ряд успешных управленческих практик, распространение которых представляется актуальным для развития российской системы высшего образования [2; 3].

В данной статье мы рассмотрим отдельные направления трансформации роли вуза в развитии региона на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ). Университет реализует концепцию «вуза, включенного в региональное развитие » (regionally engaged university), основанную на идее формирования университета как многопрофильно-

го научно-образовательного, инновационного и социально-культурного центра, обеспечивающего устойчивое развитие в регионе [4].

Сопоставительный анализ деятельности ведущих отечественных и зарубежных вузов показывает, что университет может стать социально значимой площадкой для обсуждения проблем развития регионов, местом междисциплинарного и широкого общественного диалога, центром долгосрочного прогнозирования [5]. Указанные тенденции, в свою очередь, приводят к значительным институциональным изменениям и трансформации роли вуза в развитии региона. Образовательная организация начинает выполнять новые роли как центр генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала региона, как институт урбанистики и «фабрика мысли »[6, с. 228]. Такие изменения значительно повышают социальную ответственность вуза и пред-

полагают расширение его сотрудничества с внешними и внутренними стейкхолдера-ми в решении долгосрочных задач развития и учет их интересов в управлении, начиная от стратегического планирования и заканчивая реализацией образовательных программ и трудоустройством выпускников. Как отмечают эксперты ОЭСР, такой учет интересов и требований основных стейкхолдеров позволяет университету получить устойчивые конкурентные преимущества, реализовывать свою социальную функцию [7].

Комплексная стратегия продвижения СВФУ как центра устойчивого развития Дальнего Востока и Арктической зоны России формируется на основе понимания ключевыхпроцессов социально-экономического развития макрорегиона, стратегических целей и планов развития федерального округа, потребностей современного рынка труда, восприятия и оценки университета со стороны внешних и внутренних стейкхолдеров.

Университет - институт формирования кадрового потенциала

Традиционно главным направлением работы университета считается содействие социально-экономическому развитию региона, прежде всего - через подготовку кадров [8]. Целевые программы развития региона (Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и др.) предполагают значительный рост потребности в квалифицированных кадрах в различных отраслях экономики и социальной сферы. Анализ регионального рын-

ка труда, проведенный Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, показал, что к 2021 г. в Дальневосточном федеральном округе планируется создание около 80 000 новых рабочих мест, в том числе 27,2 тысяч рабочих мест, которые появятся на предприятиях территорий опережающего развития [9].

Долгосрочным приоритетом образовательной деятельности СВФУ является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, прогноза рынка труда и тенденций социально-культурного и экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны России. В 2015-2016 уч. году в СВФУ обучалось более 16 тысяч студентов по 36 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, а это 346 образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, 165 программ дополнительного профессионального образования. Результатом планомерной работы университета по реструктуризации набора образовательных программ стали 86 магистерских программ по 30 направлениям подготовки. В 2016-2017 уч. году планируется реализация 121 магистерской программы, из которых 36 разработаны по шести новым направлениям подготовки. Осуществляется целевая подготовка специалистов для арктических и северных районов.

Современный рынок труда Дальнего Востока нуждается в специалистах, готовых к реализации крупных инфраструктурных проектов, а также к обеспечению опережающего экономического развития региона. Эта потребность выражается в портфеле востребованных специальностей, в соответствии с которым меняется структура подготовки кадров в университете: более чем в два раза увеличена доля студентов, обучающихся по инженерно-техническому направлению, в 1,5 раза увеличена доля обучающихся по естественнонаучно-

му направлению. Становясь ведущим центром инженерного образования в макрорегионе, СВФУ готовит кадры по востребованным промышленными предприятиями профессиям: горных инженеров (геодезистов, теплоэнергетиков и теплотехников), программистов и специалистов по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем, инженеров-строителей, инженеров по телекоммуникациям и связи, инженеров по технике безопасности, инженеров по теплога-зоснабжению и вентиляции, инженеров для нефтяной и газовой отраслей и т.д.

Все образовательные программы согласованы с работодателями. По состоянию на начало 2016 г. партнерская сеть университета представлена 540 организациями. Наиболее крупными из них являются: ПАО АК «АЛРОСА», ПАО «Газпром», ОАО «Са-хаэнерго», АО «Алмазы Анабара», ОАО «Водоканал», ГУП «ЖКХ РС (Я)», ОАО «Сахатранснефтегаз», ОАО «ЯТЭК», ГУ ГПП «Якутскгеология», ОАО «Якутце-мент», ОАО АК «Якутскэнерго », ОАО ХК «Якутуголь » и др. Участие работодателей в образовательном процессе включает, как правило, проведение практических занятий, организацию практик, создание базовых кафедр, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами и проектами, присутствие на различных оценочных мероприятиях и заседаниях ГАК. Работодатели активно участвуют и в модернизации учебной и научной инфраструктуры университета. Например, в ОАО «ЯТЭК » в 2014 г. создана лаборатория буровых и тампонажных растворов на базе геологоразведочного факультета, через год открыта именная аудитория компании на базе кафедры нефтегазового дела.

Интенсивная работа с внешними стейк-холдерами способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда: ежегодно трудоустраиваются 75-80% выпускников СВФУ, в том числе по специальности - 98% [10, с. 11].

Структурная перестройка экономики макрорегиона и негативные демографические процессы потребовали создания адекватной системы повышения квалификации и переобучения. В настоящее время реализуется 206 программ повышения квалификации, 83 программы профессиональной переподготовки. Основным ориентиром повышения квалификации университет ставит повышение предметной компетентности, обучение современным образовательным технологиям и методам. За последние пять лет на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли обучение более 40 тыс. работников различных предприятий и организаций Дальневосточного федерального округа. Ключевая цель: к 2020 году доля населения региона в возрасте от 25 до 64 лет, обученныхи обучающихся по программам непрерывного образования университета, должна составить не менее 55%.

Университет как инструмент закрепления кадров

Демографические процессы на Дальнем Востоке носят ярко выраженный депопу-ляционный характер, усиливающийся миграционным оттоком населения. За 19902013 гг. численность жителей макрорегиона сократилась на 2,7 млн. человек, что составило около 20% от значения 1990 г. Снизилась и численность лиц, занятых в экономике [11]. Характеристики квалификационного состава миграционных потоков в Республике Саха (Якутия) свидетельствуют о сохраняющемся оттоке за пределы республики квалифицированных специалистов и увеличение прибытия неквалифицированных мигрантов [12, с. 69].

Во внутрирегиональной миграции продолжается традиционный отток населения из сельской местности в город и рабочие поселки. Баланс по сельской местности в обмене с городскими поселениями отрицательный. При этом в миграционные процессы вовлекается главным образом трудоспо-

собное население, в возрастной структуре миграционного оборота оно занимает три четверти [12, с. 67]. Проблема оттока населения в трудоспособном возрасте усложняется старением кадров, отсутствием преемственности поколений [13, с. 31].

Дефицит профильных кадров остается основным барьером на пути инновационного развития Дальнего Востока. В этих условиях важной является не только подготовка, но и, прежде всего, закрепление квалифицированных кадров в макрорегионе. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке труда, в 2010 г. СВФУ инициировал формирование системы подготовки кадров по государственному заказу Якутии. План набора на целевое обучение ежегодно утверждается решением Правительства республики на основании среднесрочного прогноза потребности предприятий и организаций социальной сферы и отраслей экономики в квалифицированных специалистах. Аналогичная практика с 2016 г. принята в Чукотском автономном округе. Начиная с 2010 г. университетом выделяются квоты на целевой набор для абитуриентов Магаданской и Амурской областей, Камчатского и Красноярского краев.

Университет также инициировал проект по привлечению и закреплению молодых специалистов в сельской местности «Современное село - новые возможности». В апреле проведен форум «Выпускник 2016: За новое село!». По предварительным расчетам, 30% выпускников этого года начнут свою трудовую карьеру в районах. Со своей стороны, главы районов готовы к организации системной работы с выпускниками, созданию условий и системы льгот для молодых специалистов. В 2016 г. в филиале СВФУ в Анадыре стартовал проект «Бакалавры энергетики Чукотки », цель которого - содействие реализации Схемы и программы развития электроэнергетики автономного округа на 2015-2019 годы,обеспечение потребности в специалистах в сфере энергетики. Аналогичный проект «100

магистров образования» реализуется совместно с администрацией городского округа «город Якутск».

В целях эффективного управления государственной собственностью путем привлечения трудового потенциала молодых специалистов университетом инициирован и разработан проект регионального закона «О порядке привлечения молодых специалистов для работы на государственных унитарных предприятиях и в организациях Республики Саха (Якутия)». Основываясь на Конституции Республики Саха (Якутия), положениях республиканского закона «Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия)», законопроект устанавливает порядок привлечения молодых специалистов для работы на государственных унитарных предприятиях и в учреждениях Якутии. Законодательная инициатива университета основана на том, что порядок управления и распоряжения собственностью республики в капиталах хозяйственных обществ (например, АЛРО-СА, Якутскэнерго, Алмазы Анабара, Ком-драгмет и др.), товариществ и иных организаций (а это более 130 предприятий, использующих государственную собственность) устанавливается парламентом республики. Проект закона предусматривает утверждение ежегодной доли контингента молодых специалистов - не менее 3% от средней численности работников организаций.

Университет - институт стратегического планирования развития региона

Анализ деятельности федеральных университетов позволяет отметить следующую особенность - их активное участие в разработке стратегии развития регионов, построении моделей развития экономики с учетом различных сценариев. Одной из перспективных задач развития становится определение социально-экономических тенденций и анализ потенциальных перспективных рынков, среднесрочное и дол-

госрочное прогнозирование развития регионов.

В 2014 г. сотрудниками СВФУ разработана Стратегия социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2030 года. Стратегия ориентирована на устойчивое развитие столицы республики, достижение баланса между природой, обществом, экономикой и социальной сферой в целях повышения качества жизни населения. Ее главной целью является достижение высокого качества и уровня жизни горожан на основе развития экономического, научно-образовательного, культурного и инновационного потенциала, а также за счет комплексной модернизации городской среды [10, с. 59].

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. №228 «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)» сформирован проектный офис по разработке стратегии социально-экономического развития Якутии до 2030 г. с определением основных направлений до 2050 г. Проект стратегии основывается на идее реализации лучших стандартов качества жизни северных территорий мира, переходе на инновационную модель экономики с сохранением гармонии во взаимодействии природы и человека.

Университет - это организация, деятельность которой по определению имеет социальную направленность [13]. В частности, как проактивная часть городского сообщества, вуз является инициатором процессов непрерывных улучшений городской среды во всех ее аспектах. Сегодня города сталкиваются с серьезными проблемами, которые ставят под сомнение саму возможность их дальнейшего существования: постоянно разрастаются территории, увеличивается численность населения, острее становятся проявления бедности, преступности, экологии. Указанные проблемы наи-

более актуальны в Якутске - самом холодном крупном городе мира, расположенном на вечной мерзлоте и обладающем значительным опытом длительного развития в экстремальных природно-климатических условиях. СВФУ становится активным институтом урбанистики, где изучаются, генерируются идеи по развитию города, проектируются новые решения по трансформации городского пространства. С 2014 г. университет стал инициатором проведения международной конференции "Города и люди: местные решения для устойчивого развития". В рамках семинаров "Общественные пространства в экстремальном климате" обсуждаются вопросы создания комфортных городских общественных пространств, поиска новых путей развития современного устойчивого озеленения и дизайна в условиях вечной мерзлоты.

Таким образом, федеральный университет становится коммуникативной площадкой, где организуются профессионально-общественные обсуждения ключевых проблем городского развития с участием экспертов, власти и бизнеса. В данном случае университет служит своеобразным фа-силитатором общения самых разных городских сообществ, обеспечивая каждому актору возможность быть услышанным.

Университет как «фабрика мысли»

Результаты исследования «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России - института, интегрирующего науку, образование и инновации в горизонте до 2030 года, как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере» показывают, что среди новых, востребованных обществом функций высшей школы выделяются такие, как «фабрика мысли», «каркас когнитивного общества», «площадка будущего в настоящем», «гуманитарное конструкторское бюро» [6, с. 53].

Традиционно «фабриками мысли» принято называть организации, занимающие-

ся аналитической и исследовательской работой в самых различных областях государственной и международной жизни, результаты деятельности которых позволяют политикам и обществу принимать решения на основании предоставленной этими институтами информации. В последние годы в СВФУ наблюдается рост крупномасштабных комплексных исследований, направленных на модернизацию социально-экономической, научно-технической, общественно-политической сфер в регионе и влияющих на действия органов исполнительной власти регионов.

Университет совместно с ведущими отечественными и зарубежными научно-образовательными центрами работает над глобальными проблемами будущего, производством идеологий и футурологических работ, основанных на долгосрочном глобальном прогнозировании. Так, среди исследований с целью прогнозирования тенденций развития и разработки решений для органов государственной власти, деловых кругов и широкой общественности, осуществляемых в Северо-Восточном федеральном университете, можно выделить проект «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 г.». Проект, реализованный совместно с центром стратегических исследований Сибирского федерального университета, представляет собой комплексное изучение экономических, демографических, социально-культурных аспектов воспроизводства и развития северных народов, разработки системных принципов политики сохранения и воспроизводства культуры и языков народов Якутии в долгосрочной перспективе [14, с. 13]. Как и любой продукт «фабрики мысли», проект ориентирован на принятие взвешенных решений по социально-экономическому, культурному развитию республики. Результаты исследования легли в основу предвыборной программы Главы Якутии Е.А. Борисова "Программа развития Республики Саха (Якутия) на 2015-2020 гг." Концепция и основные

положения программы также были разработаны в ходе стратегических сессий в Северо-Восточном федеральном университете. Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 г. №436-р принят план мероприятий по реализации программы.

Следующий форсайт-проект, реализованный университетом, - "Якутск - 2032", который реализован совместно с администрацией городского округа. Форсайт проводился по таким направлениям, как технологическая инициатива, комфортная среда, климат, институты развития. Итоговые идеи, решения, принятые в результате форсайт-сессии, рассмотрены специально созданной комиссией при актуализации действующей Стратегии социально-экономического развития Якутска.

В этом году стартовала Комплексная научная экспедиция по изучению производительных сил и социальной сферы с участием Российской академии наук. За университетом утверждены 33 проекта, которые будут реализованы в течение пяти лет. Среди них - форсайт-исследование "Человеческий капитал Республики Саха (Якутия) - 2030 г.", по итогам которого будет сделан прогноз динамики регионального рынка труда, демографических и миграционных процессов, показателей здоровья и образовательного потенциала населения, разработаны сценарии, стратегии и дорожная карта воспроизводства и развития человеческого капитала в республике. Проект ориентирован на принятие взвешенных решений региональными органами исполнительной и законодательной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными организациями.

Университет - катализатор инноваций

Изучение программных документов федеральных университетов показывает, что большинство из них ориентируются на разработкуи реализацию модели предпри-

нимательского университета. Как отмечает Г. Ицковиц, «регион с предпринимательским университетом на хороших основаниях имеет возможность перешагнуть за пределы отдельно взятой технологической парадигмы и обновиться благодаря новым технологиям и предприятиям, возникшим на его научной базе... Такой университет должен охватывать весь калейдоскоп новых возможностей науки и техники, чтобы быть на передовых позициях в области перспективных наук и технологий, из которых только некоторые обладают краткосрочным потенциалом» [15, с. 145].

СВФУ активно работает над формированием инновационно-технологического ядра Республики Саха (Якутия) и всего Дальневосточного федерального округа, выполняя функцию катализатора инновационных процессов в регионе, системного интегратора исследований и разработок, обеспечивающих институциональную и инфраструктурную поддержку крупномас-штабныхинвестиционных проектов. Основным инструментом реализации этого важного направления является Арктический инновационный центр (АИЦ) - многоотраслевой научно-инновационный образовательный комплекс. Основная его цель - коммерциализация и практическое внедрение в реальное производство результатов интеллектуальной деятельности ученых и студентов СВФУ, создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа и развитие студенческого бизнес-инкубатора. АИЦ обеспечивает малым инновационным предприятиям (МИП) необходимую поддержку на всех этапах инновационного цикла, осуществляет взаимодействие между разработчиками, реальным производством и инвесторами. Сформирован университетский пояс из 26 малых инновационных предприятий. Региональным социальным эффектом от внедрения результатов их деятельности является не только решение проблем востребованности собственных научных кадров, занятос-

ти населения и создания новых рабочих мест, но и интеграция инновационных достижений в экономику обширных северовосточных территорий России. Например, МИПом «Стройкомпозит» разработан технологический регламент и составлены рецептуры автоклавного ячеистого бетона на основе местного минерального сырья [10, с. 56]. Построен и выходит на проектную мощность завод-лаборатория по производству автоклавных пенобетонных блоков с современным автоматизированным оборудованием.

Аналогичные проекты, направленные на повышение производительности труда, снижение затрат, создание новых материалов и разработок, реализуются учебными и научными подразделениями. Эффективность предлагаемых университетом инновационных разработок показывает совместный проект СВФУ и ОАО АК «АЛРО-СА» «Создание комплексной инновационной экологически безопасной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера » с общим объемом финансирования 300 млн. руб. Расчетный экономический эффект от внедрения составляет 4,4 млрд. руб.

МИП «Арктик Бур» геологоразведочного факультета совместно с компанией «Алмазы Анабара» реализован проект «Инновационные технологии бурения в условиях многолетней мерзлоты для строительства зданий и сооружений, автодорог, добычи полезных ископаемых». В рамках проекта разработана новая конструкция бурового снаряда для разведки и добычи россыпных месторождений в условиях многолетнемерзлых пород, получен патент. МИП «Индорстрой» автодорожного факультета внедряет инновации в дорожном строительстве. МИП «Сахаэнергоэф-фект», созданное совместно с ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», реализует проект по использованию торфа в качестве топливного сырья в котельных. Это позволит сокра-

тить транспортные расходы на доставку угля в труднодоступные районы республики. МИП «Буровой инновационный сервис» специализируется на услугах для крупных корпораций, работающих в нефтегазовой отрасли. На стадии оформления находятся три новых инновационных предприятия: МИП «АЭБ АйТи» по оказанию услуг по разработке и созданию информационных систем; МИП «Автономные технологии», разрабатывающее промышленного автономного робота для оказания кли-нинговых услуг; МИП «Саха-сателлит» по оказанию телекоммуникационных услуг в труднодоступных районах.

СВФУ располагает разветвленной сетью учебных, научных и испытательных полигонов в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе. Учитывая экстремальные климатические условия региона и многолетний опыт организации сезонного тестирования техники и технологий, СВФУ создает комплекс научно-испытательных полигонов, имеющих необходимое оборудование и позволяющих проводить экспериментальную доработку и испытания опытно-промышленных образцов современной техники, оборудования, материалов и технологий для Арктической зоны России [16]. Проект получил поддержку главы и Правительства Якутии, высокую оценку экспертов.

Университет - центр экспертизы программ развития

В условиях реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов освоения территории Дальнего Востока и Арктической зоны России значительно возрастает уровень экологической ответственности федерального университета за сохранение здоровой среды обитания и устойчивое развитие макрорегиона. Одна из приоритетных задач СВФУ - разработка научно выверенных механизмов устойчивого развития Дальнего Востока и арктичес-кихтерриторий,оптимального баланса от-

раслевой структуры и пространственной организации экономики, в первую очередь - добывающих отраслей и транспорта, с обеспечением экологической безопасности крупнейших проектов по освоению макрорегиона; организация непрерывного экологического образования и просвещения населения.

Университет ведет разработку технологий биомониторинга экосистем и комплексной экологической оценки территорий Северо-Востока России в условиях антропогенного воздействия, принимает участие в экологической экспертизе, мониторинге и оценке таких крупных промышленных проектов с повышенным экологическим риском, как строительство и ввод в эксплуатацию трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», строительство железной дороги Беркакит - Томмот -Якутск, объектов горнодобывающей промышленности, крупных промышленных объектов, строящихся в условиях многолетней мерзлоты. Ученые НИИ прикладной экологии Севера СВФУ проводят мониторинг влияния на природу очищенных сточных вод насосных перегоняющих станций трубопровода «Восточная Сибирь -Тихий океан» [17].

Одним из приоритетных направлений программы развития Республики Саха (Якутия) на 2015-2020 гг. является проект «Благоприятная окружающая среда будущим поколениям», координаторами которого являются Институт естественных наук и инженерно-технический факультет СВФУ. Проект реализуется с участием Департамента по лесным отношениям РС(Я), органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий и организаций.

В заключение отметим, что краткий анализ деятельности федерального университета показывает высокую степень его интеграции в процессы регионального развития. Из «обслуживающей » позиции, когда основной задачей вуза является подготов-

ка кадров для экономики и социальной сферы, выполнение исследований и разработок по заказам государства и предприятий, университет переходит в позицию ключевого субъекта опережающего развития региона.

В системе функций организаций высшего образования возрастает значимость таких из них, как «школа кадров для будущего», «фабрикамысли», «институт урбанистики», «центр генерирования новых знаний, идей и инициатив развития регионов », «катализатор инноваций в регионе ». При этом постепенно снижается традиционная роль университета как «кузницы кадров» и «института занятости молодежи». Данная проблема требует дальнейшего социально-философского и научно-теоретического осмысления, описания и системного анализа успешных практик с целью создания новых моделей управления университетом.

Литература

1. Модернизация российского образования:

вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин, Д.С. Зуева, А.Е. Волков и др.; отв ред. А.А. Климов. М.: Дело, 2010. 101 с.

2. Клемешев А.П., Кукса И.Ю. Управление

образовательными программами как фактор модернизации университета // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 10-20.

3. Кудряшова Е.В, Чичерина Н.В. Об орга-

низации систематической работы по анализу и распространению лучших практик ведущих университетов // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 5 - 9.

4. Charles D.R. Universities and Engagement with

Cities, Regions and Local Communities / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (Eds) // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place. NIACE, 2005. C. 148 - 150.

5. Саввинов В.М. Позиционирование университета в образовательном пространстве региона // Наука и образование в XXI веке: роль университета в иннова-

ционном развитии региона: тезисы докл. междунар. конф., г. Якутск, 25 - 26 окт. 2012 г. Якутск, 2012. С. 227 - 229.

6. Будущее высшей школы в России: эксперт-

ный взгляд: форсайт-исслед. - 2030: ана-лит. докл. Красноярск: СФУ, 2012. 129 с.

7. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка

роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 60 - 86.

8. Саввинов В.М. Экспертная оценка разви-

тия образования с участием общества // Педагогическое образование и наука.

2012. № 8. С. 70 - 73.

9. Навигатор профессий, актуальных для Дальнего Востока в 2016 - 2021 гг. // Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. URL: Ьйр:// www.hcfe.ru/ work-in-dfo/

10. Михайлова Е.И. Первая пятилетка развития СВФУ, 2010 - 2014 гг. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2015. 93 с.

11. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 308. http:// minvostokrazvitia.ru/ upload/ Ш1оск/75а/ DVBR2025.pdf

12. Будущее Республики Саха (Якутия): в 5 кн. Кн. 2. Процессы демографического воспроизводства и задачи социально-демографической политики. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2015. 220 с.

13. Кондратьева С.И, Саввинов В.М. Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки // Управление образованием: теория и практика.

2013. № 4. С. 35.

14. Форсайт Республики Саха (Якутия) - 2050: концепция проекта и карта работ / науч. ред.: Е.И. Михайлова, В.С. Ефимов. Якутск: ИД СВФУ; Красноярск, 2012. 57 с.

15. Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты - предприятия - государство: инновации в действии. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 237 с.

16. Мярин А.Н. Возрождение климатических испытаний модификаций автотранс-

порта для Севера и Арктики и снегоболо-тоходов в Якутии // Журнал автомобильных инженеров. 2016. № 1. С. 58 - 63.

17. Ученые Института прикладной экологии Севера СВФУ провели экологический мониторинг на объектах компании «Транс-

нефть-Восток» // Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. URL: http://s-vfu.ru/news/detail. php?SECTION_ ID=2268&ELEMENT _ID= 53601#

Статья поступила в редакцию 10.08.16.

UNIVERSITY AS AN INSTITUTE FOR REGIONAL DEVELOPMENT

MIKHAILOVA Evgeniya I. - Dr. Sci. (Pedagogy), Academician of Russian Academy of Education, Rector, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. Email: rector@s-vfu.ru

SAVVINOV VasiliiM. - Cand. Sci. (Pedagogy), Pro-Rector for strategic development, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. E-mail: vm.savvinov@s-vfu.ru

Abstract. The example of the North-Eastern Federal University shows that the solution of the problems of innovative regional development taking into consideration the needs and interests of the key stakeholders requires significant institutional change and transformation of the role of universities in the development of the region. Universities start to take on new roles as generating centers of new knowledge, ideas, and initiatives, as centers for accumulation scientific and technological potential of the regions, as urban studies institutes, «think tanks », and the centers of attraction of high-tech industries to the region. In this framework, nature of university development management changes and aims primarily at the deployment of new practices that enhance the competitive positions of the university. This article reveals some trends transforming the role of universities in regional development on the NEFU example.

Keywords: region development, federal universities, evaluation, social function, stakeholders, transformation

Cite as: Mikhailova, E.I., Savvinov, V.M. (2016). [University as an Institute for Regional Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 37-47. (In Russ., abstract in Eng.)

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Galkin,V.V. , Zuev, D.S. , Volkov, A.E., Klimov, A.A. (Ed.). [Modernization of Russian Education:

Challenges of the New Decade]. Moscow: Delo Publ., 2010. 101 p. (In Russ.)

2. Klemeshev, A.P., Kuksa, I.Yu. (2016). [Programme Management as a Factor of Modernization of

the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 10-20. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Kudryashova, E.V., Chicherina, N.V. (2016). [About the Organization ofSystematic Work on the

Analysis and Dissemination of Best Practices of the Leading Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 5-9. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Charles, D.R. (2005). Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities /

C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (Eds). Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place. NIACE, 2005. Pp. 148-150.

5. Savvinov, V.M. (2012). [Positioning of the University in the Educational Space of the Region]. Nauka i obrazovanie v XXI veke: rol' universiteta v innovacionnom razvitii regiona: tezisy dokl. mezhdunar. konf. [Science and Education in XXI Century: University Role in Innovative Development of the Region: Abstracts of the Intern. Conf.]. Yakutsk, 2012, pp. 227-229. (In Russ.)

6. Budushhee vyssheishkoly vRossii: ekspertnyj vzglyad: forsajt-issled. - 2030: analit. dokl. [The

Future of Higher Education in Russia: Expert Opinion: Foresight Research. - 2030: analytical report]. Krasnoyarsk: SFU Publ., 2012. 129 p. (In Russ.)

7. Nagornov, V.A., Perfil'eva, O.V. (2010). [Evaluation of the Role of Universities in Regional Development: Building Sustainable Partnerships for Communication]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. No. 4, pp. 60-86 (In Russ.)

8. Savvinov, V.M. (2012). [Education Development Expert Evaluation with Society Participation].

Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. No. 8, pp. 70-73. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Navigator professii, aktual'nykh dlya Dal'nego Vostoka v 2016-2021 gg. [Navigator of Professions

Relevant for the Far East in the Years 2016-2021]. Available at: http://www.hcfe.ru/work-in-dfo/ (In Russ.)

10. Mikhailova, E.I. (2015). Pervayapyatiletka razvitiya SVFU, 2010-2014 gg. [The First Five-Year Development of NEFU, 2010-2014: (monograph)]. Yakutsk: NEFU Publ., 93 p. (In Russ.)

11. Federal'naya tselevayaprogramma «Ekonomicheskoe i sotsial'noerazvitieDal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona», utverzhdena PostanovleniemPravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 308 [The Federal Target Program «Economic and Social Development of the Far East and the Baikal Region, approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation 15.04.2014 No. 308]. Available at: http://minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DVBR2025.pdf (In Russ.)

12. BuduchsheeRespubliki Sakha (Yakutiya): v 5 kn. Kn. 2. Protsessy demograficheskogo vospro-izvodstva i zadachi sotsial'no-demograficheskoipolitiki [The Future of the Republic of Sakha (Yakutia): In 5 parts. Part 5. The Processes of Demographic Reproduction and the Tasks of Social and Demographic Policy]. Yakutsk: SVFU Publ., 2015. 220 p. (In Russ.)

13. Kondrat'eva, S.I., Savvinov, V.M. (2013). [Social Responsibility of Educational Organizations: Problems of Assessment]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Managing Education: Theory and Practice]. No. 4, p. 35. (In Russ.)

14. Mikhailova, E.I., Efimov, V.S. (Eds). Forsait Respubliki Sakha (Yakutiya) - 2050: konceptsiya proekta i karta rabot / nauch. red.: [The Foresight of Sakha Republic (Yakutiya) to 2050: the Conceptofthe Project and Work Map]. Yakutsk: SVFU Publ.; Krasnoyarsk, 2012. 57 p. (InRuss.)

15. Ickovic, G. (2010). Troinaya spiral': universitety-predpriyatiya-gosudarstvo: innovatsiiv deistvii [The Triple Helix: Universities-Enterprises-Government: Innovation in Action]. Tomsk: Tomsk State University ofControl Systems and Radioelectronics Publ., 2010. 237 p.

16. Myarin, A.N. (2016). [The Revival of Climatic Testing of Modifications of Vehicles for the North and the Arctic and Snow in Yakutia]. Zhurnal avtomobil'nykh inzhenerov [Journal of Automotive Engineers]. No. 1, pp. 58-63. (In Russ.)

17. Uchenye Instituta prikladnoi ekologii Severa SVFU proveli ekologicheskii monitoring na ob'ektakh kompanii «Transneft'-Vostok » [Scientists at the Institute of Applied Ecology of the North NEFU Conducted Environmental Monitoring at the Objects of the Company «Transneft' - Vostok»]. Available at: http://s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=2268&ELEMENT_ID=53601# (accessed 29.07.2016) (in Russ.)

The paper was submitted 10.08.16.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.