Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СРЕДЫ'

О ВЛИЯНИИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МАКРОРЕРЕГИОН / СТЕЙКХОЛДЕР / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / КРУГИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MACROREGION / STAKEHOLDER / ADAPTIVE MANAGEMENT OF EDUCATION / UNIVERSITY POSITIONING CIRCLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович

В статье раскрывается влияние изменений в среде на взаимоотношения образовательных организаций с основными стейкхолдерами. Показана адаптивная система управления образованием на основе сравнительных исследований трансформационных процессов, происходящих в университетах северных регионов России, анализа их программ развития. По результатам социологических опросов внутренних и внешних стейкхолдеров, проведенных в 2020 г. в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (СВФУ), выявлено отношение стейкхолдеров к социальной миссии и стратегическим инициативам университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF STAKEHOLDERS ON EDUCATION MANAGEMENT IN SURROUNDING UNCERTAINTY

The article shows the impact of surrounding changes on the relationship of educational organizations with the main stakeholders. The adaptive system of education management is shown based on comparative studies of transformation processes in universities in the Northern regions of Russia and analysis of their development programs. Sociological surveys of internal and external stakeholders conducted in 2020 at North-Eastern Federal University revealed the attitude of stakeholders toward the social mission and strategic initiatives of universities.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СРЕДЫ»

вопросы образовательной политики и права

О влиянии стейкхолдеров на управление образованием в условиях неопределенности среды

НИ

Саввинов Василий Михайлович

кандидат педагогических наук, проректор по стратегическому развитию ф Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

Якутск, Россия

|3) dagasia@mail.ru

0000-0002-2806-3084

Поступила в редакцию 24.11.2020

Принята 02.12.2020

Опубликована 30.12.2020

Аннотация

В статье раскрывается влияние изменений в среде на взаимоотношения образовательных организаций с основными стейкхолдерами. Показана адаптивная система управления образованием на основе сравнительных исследований трансформационных процессов, происходящих в университетах северных регионов России, анализа их программ развития. По результатам социологических опросов внутренних и внешних стейкхолдеров, проведенных в 2020 г. в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (СВФУ), выявлено отношение стейкхолдеров к социальной миссии и стратегическим инициативам университетов.

Ключевые слова:

Устойчивое развитие; макроререгион; стейкхолдер; адаптивное управление образованием; круги позиционирования университета.

Введение

Управление развитием образования связано с активным взаимодействием с различными стейкхолдерами: заинтересованными социальными группами населения, представляющими обучающихся и их родителей, образовательные организации и общественные объединения, органы власти и представителей бизнеса. Многообразие их целей, образовательных потребностей, мотивов и позиций играет значительную роль в управлении развитием образования, прежде всего, на локальном уровне.

В предыдущих работах нами были раскрыты проблемы социальной ответственности органов управления образованием за результаты воздействия их решений и деятельности на общество и природу, учет этических норм и возможных социальных, экономических условий, учет интересов и образовательных потребностей различных групп стейкхолдеров.

Пандемия новой коронавирусной инфекции Covid-19, связанные с ней ограничения и их последствия показали, что стратегические задачи развития образования могут быть эффективно решены при условии принятия ответственности за свои действия, концентрации ресурсов и сил коллектива, кооперации с научно-образовательными центрами, органами власти и организациями реального сектора экономики макрорегиона, страны и мира.

Материалы и методы исследования

В данной статье рассмотрим влияние изменений в среде на взаимоотношения образовательных организаций с основными стейкхолдерами.

Как мы отмечали, «все заинтересованные стороны - социальные группы, представляющие различные слои населения, субкультуры, верования, сферы деятельности, можно рассматривать как единое, иногда противоречивое, целое, равнодействующая целей, мотивов и интересов частей

которого будет влиять на траекторию развития образовательной системы» [9]. Как показывает анализ деятельности СВФУ в 2010-2019 гг., «многообразие целей, мотивов и оснований стейкхолдеров действует как единое целое и играет значительную роль в управлении развитием университета» [7; 12]. Данный вывод подтверждается исследованиями А.П. Клемешева, С.Э Сорокина, Е.В. Кудряшовой, О.В. Перфильевой, Е.Е. Харламовой и др. [2; 13-15]

Основой стали сравнительные исследования трансформационных процессов, происходящих в университетах северных регионов, анализ стратегий и программ их развития, социологических опросов внутренних и внешних стейкхолдеров, проведенных в 2020 г. в СВФУ

Результаты и обсуждение

Анализ институциональных преобразований, происходящих в сфере образования России и других стран, показывает многообразие, вариативность и гибкость инструментов и процедур управления образовательными системами, что говорит о постепенном переходе к адаптивному управлению, учитывающему характер изменений в среде. Управление в таком случае становится направлением естественных процессов, происходящих в образовательных системах, с учетом изменений во внешней среде и внутреннего потенциала [8].

Образовательные системы, как и любые социальные системы, относятся к открытым. Следовательно, можно утверждать, что есть различные траектории движения к заданным целям и задачам, направление и темп которых зависят как от самой системы, так и от окружающей ее внешней среды. Таким образом, система управления адаптируется к меняющимся условиям среды, реагируя на внутренние и внешние параметры.

Образовательная система будет реагировать на изменения внешних и внутренних факторов (изменение социальной и политической ситуации, цифровизация и развитие новых технологий, миграционная активность и изменение в этническом и религиозном составе населения, характере образовательных запросов основных стейкхолдеров и т.п.), векторы этих изменений будут разнонаправленными, что обеспечивает нелинейность развития образовательной системы. Система будет самонастраиваться под тот или иной характер гетерогенности среды.

Управление образованием предполагает открытость процессов управления, учет разнообразных интересов стейкхолдеров при принятии управленческих решений, привлечение представителей различных социальных групп в процессы оценки образовательной ситуации, разработку программ и проектов и последующий мониторинг их реализации, постоянное информирование о ходе преобразований в образовательной системе. В связи с указанным особую актуальность и новый импульс в управленческой практике получает теория заинтересованных сторон (stakeholders).

Участие различных социальных групп населения в оценке и принятии управленческих решений по развитию образования позволяет реализовать принцип социальной субсидиарной ответственности государства и общества за создание условий для качественного образования. Ранее нами были выделены две группы основных стейкхолдеров развития университетов:

- внешние: федеральные и региональные органы власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; предприятия реального сектора экономики, социальные организации; обучающиеся, абитуриенты и их родители; выпускники вуза; образовательные и научные организации; институты развития; различные общественные организации и объединения, заинтересованные в социальном партнерстве;

- внутренние: обучающиеся разных ступеней образования и их родители; научно-педагогические работники, учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал [7].

В условиях трансформации высшего образования значительно меняется роль различных групп стейкхолдеров. Значительно усиливается значение федеральных органов управления образованием, реализующих государственное регулирование в области образования. Принимаемые меры поддерживаются принятием соответствующих нормативных правовых актов, целевых программ и национальных проектов и др. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года предусматривает меры по повышению конкурентоспособности федеральных университетов, расположенных на территории Дальнего Востока [4]. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года значительное место отводится системе высшего образования.

В новых условиях вузы разрабатывают и утверждают новые программы развития на среднесрочную перспективу. Программа Северо-Восточного федерального университета рассчитана на 2021-2025 гг., в перспективе - до 2030 г. По нашему мнению, данный временной горизонт наиболее приемлем в условиях роста конкуренции на рынке высшего образования и повышения неопределенности среды, интенсивных изменений в обществе и природе.

Задача повышения конкурентоспособности образовательных программ на рынке образовательных услуг требует расширения масштабов и географии научно-образовательной деятельности университета. Программой предусматриваются три круга позиционирования СВФУ:

Рисунок 1. Круги позиционирования СВФУ

Первый круг позиционирования - развитие СВФУ как крупного автономного научно-образовательного центра России, формируемого как научно-образовательный хаб.

Второй круг позиционирования - развитие СВФУ в формате «большого университета» -консорциума образовательных и научных организаций, институтов развития, предприятий реального сектора Якутии. Создание мезо-СВФУ позволит учесть многолетний опыт организации совместных комплексных исследований и полностью задействовать научный, образовательный потенциал республики.

Проектное обучение в академической магистратуре будет осуществляться как в научно-учебных лабораториях и исследовательских коллективах университета, так и в научно-исследовательских институтах Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Академии наук Республики Саха (Якутия). Проектная деятельность в технологической магистратуре будет организована в таких институтах развития, как Арктический инновационный центр, Технопарк «Якутия», Корпорация развития Якутии, Венчурная компания «Якутия» и др.

Организация крупномасштабных исследований, направленных на развитие производительных сил и социальной сферы республики с проведением комплексной научной экспедиции с участием РАН, показала серьезный синергетический эффект объединения научного и кадрового потенциала Якутии.

Третий круг позиционирования - развитие СВФУ как ядра Северо-Восточного научно-образовательного консорциума, включающего научно-образовательные центры четырех северовосточных регионов страны - Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия). Основой формирования мега-СВФУ станет формируемый научно-образовательный центр «Север: территория устойчивого развития». Потенциал регионов позволит не только использовать и распространять имеющиеся инновационные практики, но и вести новые разработки, направленные на сохранение и развитие Арктики и Субарктики.

Следующий шаг - встраивание в глобальные сети взаимодействия. В целях реализации стратегических приоритетов развития СВФУ стал соорганизатором консорциума по цифровой трансформации высшего образования России:

- Университетский консорциум исследователей больших данных - консорциум, созданный Томским, Московским государственными университетами, Северо-Восточным, Северным (Арктическим), Уральским федеральными университетами, Высшей школой экономики для проведения совместных научных исследований и решения масштабных социально-значимых задач на основе сбора и анализа данных из социальных сетей, систем управления обучением вузов (LMS) и открытых платформ;

- Ассоциация цифровой трансформации организаций научно-образовательной сферы, основным направлением деятельности которой является совместное тестирование, внедрение и развитие модели цифровой трансформации.

Таким образом, как видно на рис.2., значительно расширяется круг организаций и институтов развития, включенных в сферу развития СВФУ.

Рисунок 2. Основные стейкхолдеры СВФУ

Для активного привлечения различных групп стейкхолдеров в решение стратегических и оперативных задач развития университета необходимо внедрение системы учета их интересов, мониторинга участия в деятельности вуза, оценки эффективности взаимодействия. В своих работах мы выделяли элементы системы учета мнения и интересов различных социальных групп:

1. «Мониторинг и оценка позиций заинтересованных сторон.

2. Информирование и просвещение.

3. Консультирование и учет позиций и интересов стейкхолдеров при планировании.

4. Совместная работа на основе регламентируемых соглашений договоров, активный обмен информацией в пределах, определенных нормативными актами.

5. Сотрудничество: совместное обучение, участие в планировании, в том числе на уровне принятия решений» [9].

Программа развития СВФУ строится на идеологии устойчивого развития, провозглашенной Организацией Объединенных Наций, нашедшей отражение в 17 целях устойчивого развития. В сентябре 2020 г. СВФУ совместно с агентством мониторинга и оценки регионального развития «Терра Курс» провел исследование «Университет - интеллектуальная, духовная и интеллектуальная платформа устойчивого развития северных территорий» по оценке осведомленности основных стейкхолдеров университета о Целях устойчивому развитию ООН и той роли, которую вуз собирается играть в их достижении в ближайшие десять лет.

Респонденты (л=2199) оценивали потенциал СВФУ в выполнении социальной миссии по содействию устойчивому развитию северных территорий на среднесрочную перспективу (рисунки 3 и 4).

Как видно, значительная часть стейкхолдеров позитивно относится к возможности реализации миссии СВФУ по формированию профессионалов, принимающих и реализующих ценности и цели устойчивого развития, тем самым оказывающих влияние на решение глобальных проблем на локальном уровне. 47-48 процентов респондентов высоко оценивают имеющийся в университете задел, что является веским аргументом для реализации новой программы развития. 12-13 процентов респондентов, затруднившихся ответить, говорит о новизне и масштабах выдвигаемых задач.

Обращение к повестке устойчивого развития северных территорий и более широкой рамке содействия глобальным Целям устойчивого развития является созвучным развитию самого университета и должно обеспечить реализацию начатых проектов в соответствии с глобальными приоритетами развития. Об этом говорят ответы на вопрос о социальной миссии университета в макрорегионе.

74-77% опрошенных стейкхолдеров поддерживают заявляемую университетом миссию, что показывает осведомленность о происходящих изменениях и может послужить основанием для принятия комплекса управленческих решений по модернизации научно-образовательной, инновационной и организационной деятельности вуза. При этом оценка внешних стейкхолдеров незначительно выше, что говорит о высоком уровне ожиданий в обществе в связи с разработкой и реализацией новой программы развития.

■ Скорее высоко, СВФУ наработал хороший задел, который стоит развивать дальше

■ Высоко, у СВФУ есть для этого все необходимые ресурсы

■ Сложно определиться, нет четкого представления о том, что будет делать СВФУ в этом направлении

■ Затрудняюсь ответить

■ Скорее низко, СВФУ стоит сосредоточиться на решении задач развития территории своей локализации

Оцениваю низко. У СВФУ не получится выйти на решение глобальных проблем развития в связи с отсутствием необходимых для этого ресурсов

Рисунок 3. Распределение ответов стейкхолдеров на вопрос «Насколько Вы оцениваете потенциал СВФУ в выполнении социальной миссии по содействию устойчивому развитию Северных территорий на ближайшие десять лет?», в %

■ Скорее согласен

■ Полностью согласен

■ Сложно определиться, нет четкого представления о том, что должны делать университеты

■ Затрудняюсь ответить

■ Скорее не согласен

Абсолютно не согласен

Рисунок 4. Распределение ответов стейкхолдеров на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что социальная миссия СВФУ заключается в содействии устойчивому развитию северных территорий?», в %

В условиях стремительно меняющегося мира, роста гетерогенности и турбулентности среды, неопределенности общественных и природных процессов значительно меняются форматы взаимодействия университета со стейкхолдерами. Общение, совместная деятельность переходят в цифровую плоскость. Как показали итоги Года цифры в Северо-Восточном федеральном университете, наиболее перспективными форматами проектной работы, направленными на совместную работу представителей основных стейкхолдеров университета с целью анализа и оценки текущей ситуации, выявления проблем, разработки и принятия коллективных решений, общего видения развития СВФУ на долгосрочную перспективу, являются стратегические сессии, проектно-образовательные интенсивы, воркшопы [1].

В 2019-2020 учебном году в университете запущен проект «Цифровая экосистема СВФУ» на основе сервисной модели «одно окно». Проект позволяет обеспечить активное и эффективное взаимодействие различных групп стейкхолдеров. Схема взаимодействия стейкхолдеров с цифровой экосистемой СВФУ отражена на следующем рисунке 5.

Рисунок 5. Взаимодействие основных стейкхолдеров с цифровой экосистемой СВФУ

Платформенные решения обеспечивают тесную коллаборацию университета с научными и образовательными организациями, индустриальными партнерами, институтами развития и отдельными исследователями, исследовательскими группами. Формируемая цифровая экосистема СВФУ призвана удовлетворить информационные потребности основных групп стейкхолдеров, должна стать полноценным инструментом коммуникации.

Реализация программы цифровой трансформации университета предполагает активную работу в проектном режиме и взаимодействие с многочисленными группами заинтересованных сторон, учет разнообразных интересов различных стейкхолдеров:

Оценка ситуации:

- анализ текущей ситуации в университете;

- конкурентный анализ, бенчмаркинг, выявление референтной группы вузов;

- изучение спроса на трансформационные изменения;

- сбор идей по цифровой трансформации основных процессов;

- определение пространства развития.

Планирование реализации программы:

- экспертиза и ранжирование проектов программы;

- определение структуры проектов программы;

- уточнение задач по этапам;

- определение степени участия сотрудников в реализации программы;

- определение сфер кооперации с внешними стейкхолдерами;

- оценка возможных рисков.

Управление ресурсами:

- планирование спроса на ресурсы;

- планирование бюджета проектов программы;

- определение свободных ресурсов;

- разработка регламента согласования ресурсов.

Управление ходом реализации программы:

- согласование этапов реализации проектов программы;

- финансовый учет возможных трудозатрат;

- создание проектных команд (участие сотрудников, привлечение специалистов и обучающихся);

- создание совместных лабораторий и проектных команд;

- сбор данных о ходе реализации и результативности проектов.

Мониторинг и оценка реализации программы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мониторинг реализации программы;

- контроль бюджета и имеющихся ресурсов;

- оценка влияния программы;

- оценка участия сотрудников.

Масштабирование лучших практик:

- анализ и описание лучших практик реализации программы;

- внешняя экспертиза реализации программы;

- «упаковка» лучших практик;

- анализ спросов на результаты реализации программы.

Заключение

Управление развитием образования предполагает согласование образовательных запросов, интересов различных социальных групп. Оценка текущей образовательной ситуации, разработка и реализация программ и проектов развития, последующая оценка происходят при активном участии представителей различных групп стейкхолдеров. Такой подход позволяет не только реализовать социальную функцию университетов и органов управления образованием, стать одним факторов развития территории, обеспечения ее целостности, но и получить конкурентные преимущества на долгосрочную перспективу.

Также можно отметить, что включение различных социальных групп в процессы разработки, принятия решений и их оценки позволяет:

- выяснить, какие социальные группы заинтересованы в развитии образования, реализации различных программ и проектов, какой вклад они готовы внести в них и чего они ожидают в будущем;

- провести анализ сильных и слабых сторон планируемых и реализуемых стратегий и планов, возможных рисков и критических ситуаций, которые могут возникнуть;

- выработать общее видение развития образования в районе;

- получить поддержку для будущих действий.

Список литературы

1. Год цифры в Северо-Восточном федеральном университете: замысел, решения, лучшие практики / отв. ред. В.М. Саввинов, П.П. Иванов. Якутск: Издат-во СВФУ, 2020. 136 с.

2. Клемешев А.П., Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Стейкхолдерский подход в реализации «третьей миссии» университетов // Балтийский регион. 2019. Т. 11. №4. С.114-135.

3. Научно-технологическое развитие Российской Федерации: государственная программа Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. №377 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/72216664/ (дата обращения: 07.11.2020).

4. Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24.09.2020 г. №2464-р // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.govemment.ru/media/files/NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf (дата обращения: 07.11.2020).

5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 07.11.2020).

6. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №642 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998 (дата обращения: 07.11.2020).

7. Первая пятилетка развития СВФУ. 2010-2014 гг.: отчет ректора СВФУ Е.И. Михайловой на Наблюдательном совете ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университете им. М.К. Аммосова» (15 января 2015 г.). Якутск: Издательский дом СВФУ, 215. 84 с.

8. Саввинов В.М. Управление развитием улусных (территориальных) образовательных системы в условиях Республики Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. 192 с.

9. Саввинов В.М., Стрекаловский В.Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №1. С. 87-99.

10.Стратегическая сессия «Разработка и внедрение механизмов реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/gallery/detail.php?ELEMENT_ID=124632 (дата обращения: 07.11.2020).

11. Стратегические сессии [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/gallery/ (дата обращения: 07.11.2020).

12.Университет и регион: партнеры, связи, взаимодействия. Оценка влияния СВФУ им. М.К. Аммосова на региональное развитие / под науч. ред. О.В. Перфильевой. М.: Логос, 2014. 4 с.

13.Федеральные университеты - реализация «трех миссий» / Е.В. Кудряшова, С.Э. Сорокин, Ю.В. Кудряшов, О.Д. Бугаенко. Архангельск: САФУ, 2019. 415 с.

14.Харламова Е.Е. Теория и методология эффективного управления динамичным развитием образовательной организации. Волгоград, 2015. 160 с.

15.Харламова Е.Е., Подольская А.П., Арефкина Ю.А. Роль взаимодействия вуза со стейкхолдерами в развитии региона // Экономика образования. 2016. №4 (95). С. 77-92.

On the impact of stakeholders on education management in surrounding uncertainty

Savvinov Vasilij Mixajlovich

candidate of pedagogical sciences, vice-rector for strategic development North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia dagasia@mail.ru 0000-0002-2806-3084

Received 24.11.2020

Accepted 02.12.2020

Published 30.12.2020

Abstract

The article shows the impact of surrounding changes on the relationship of educational organizations with the main stakeholders. The adaptive system of education management is shown based on comparative studies of transformation processes in universities in the Northern regions of Russia and analysis of their development programs. Sociological surveys of internal and external stakeholders conducted in 2020 at NorthEastern Federal University revealed the attitude of stakeholders toward the social mission and strategic initiatives of universities.

Sustainable development; macroregion; stakeholder; adaptive management of education; university positioning circles.

1. God cifry' v Severo-Vostochnom federal'nom universitete: zamy'sel, resheniya, luchshie praktiki / otv. red. V.M. Savvinov, P.P. Ivanov. Yakutsk: Izdat-vo SVFU, 2020. 136 s.

2. Klemeshev A.P., Kudryashova E.V., Sorokin S.E'. Stejkxolderskij podxod v realizacii «tret'ej missii» universitetov // Baltijskij région. 2019. T. 11. №4. S.114-135.

3. Nauchno-texnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii: gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii [E lektronny'j resurs]: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.03.2019 g. №377 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/72216664/ (data obrashheniya: 07.11.2020).

4. Nacional'naya programma social'no-e'konomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka na period do 2024 goda i na perspektivu do 2035 goda [E lektronny'j resurs]: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 24.09.2020 g. №2464-r // Pravitel'stvo Rossii: [sajt]. URL: http://static.government.ru/media/files/NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf (data obrashheniya: 07.11.2020).

5. O nacional'ny'x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [E'lektronny'j resurs]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 g. №474 // Oficial"ny'j internet-portal pravovoj informacii: [sajt]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (data obrashheniya: 07.11.2020).

6. O strategii nauchno-texnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.12.2016 g. №642 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998 (data obrashheniya: 07.11.2020).

7. Pervaya pyatiletka razvitiya SVFU. 2010-2014 gg.: otchet rektora SVFU E.I. Mixajlovoj na Nablyudatel'nom sovete FGAOU VPO «Severo-Vostochny'j federal'ny'j universitete im. M.K. Ammosova» (15 yanvarya 2015 g.). Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 215. 84 s.

Keywords

Reference

8. Savvinov V.M. Upravlenie razvitiem ulusny'x (territorial'ny'x) obrazovatel'ny'x sistemy' v usloviyax Respubliki Saxa (Yakutiya): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 1999. 192 s.

9. Savvinov V.M., Strekalovskij V.N. Uchet interesov stejkxolderov v upravlenii razvitiem obrazovaniya // Vestnik mezhdunarodny'x organizacij: obrazovanie, nauka, novaya e'konomika. 2013. №1. S. 87-99.

10.Strategicheskaya sessiya «Razrabotka i vnedrenie mexanizmov realizacii programmy' «Cifrovaya e'konomika Rossijskoj Federacii» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/gallery/detail.php?ELEMENT_ID=124632 (data obrashheniya: 07.11.2020)

11.Strategicheskie sessii [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/gallery/ (data obrashheniya: 07.11.2020).

12.Universitet i region: partnery', svyazi, vzaimodejstviya. Ocenka vliyaniya SVFU im. M.K. Ammosova na regional'noe razvitie / pod nauch. red. O.V. Perfil'evoj. M.: Logos, 2014. 4 s.

13.Federal'ny'e universitety' - realizaciya «trex missij» / E.V. Kudryashova, S.E'. Sorokin, Yu.V. Kudryashov, O.D. Bugaenko. Arxangel'sk: SAFU, 2019. 415 s.

14.Xarlamova E.E. Teoriya i metodologiya e'ffektivnogo upravleniya dinamichny'm razvitiem obrazovatel'noj organizacii. Volgograd, 2015. 160 s.

15.Xarlamova E.E., Podol'skaya A.P., Arefkina Yu.A. Rol' vzaimodejstviya vuza so stejkxolderami v razvitii regiona // E'konomika obrazovaniya. 2016. №4 (95). S. 77-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.