Научная статья на тему 'Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки'

Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2372
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ОЦЕНКА / EVALUATION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / MANAGEMENT DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА / THE SOCIAL ROLE OF THE UNIVERSITY / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввинов В.М., Кондратьева С.И.

На основе теоретического анализа принципов устойчивого развития и компонентов корпоративной социальной ответственности рассмотрены подходы к оценке влияния федеральных университетов на развитие региона. В статье представлены результаты проектов «Роль и потенциал Северо-Восточного федерального университета в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории Дальнего Востока» и «Форсайт Республики Саха (Якутия) на период до 2050 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввинов В.М., Кондратьева С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION: THE PROBLEM EVALUATION

Approaches to evaluation the impact of federal universities in the development of the region considered on the basis of theoretical analysis of the principles of sustainable development and the components of corporate social responsibility. The article presents the results of the projects "The role and potential of the North-Eastern Federal University in the innovation, research and education and socio-cultural development of the Far East" and "Foresight Republic of Sakha (Yakutia) in the period up to 2050

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки»

УДК 378.4; 571.56

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ

Саввинов В.М., к.п.н., E-mail: dagasia@mail.ru Кондратьева С.И., к.э.н., E-mail: sardana_05@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия,

Аннотация: На основе теоретического анализа принципов устойчивого развития и компонентов корпоративной социальной ответственности рассмотрены подходы к оценке влияния федеральных университетов на развитие региона. В статье представлены результаты проектов «Роль и потенциал Северо-Восточного федерального университета в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории Дальнего Востока» и «Форсайт Республики Саха (Якутия) на период до 2050 года».

Ключевые слова: Корпоративная социальная ответственность, оценка, устойчивое развитие, управление развитием, социальная роль университета, стейкхолдеры

SOCIAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATION: THE

PROBLEM EVALUATION

Savvinov V.M., PhD., E-mail: dagasia@mail.ru Kondratyeva S.I., PhD., E-mail: sardana_05@mail.ru The North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Annotation: Approaches to evaluation the impact of federal universities in the development of the region considered on the basis of theoretical analysis of the principles of sustainable development and the components of corporate social responsibility. The article presents the results of the projects "The role and potential of the North-Eastern Federal University in the innovation, research and education and socio-cultural development of the Far East" and "Foresight Republic of Sakha (Yakutia) in the period up to 2050".

Keywords: Corporate social responsibility, evaluation, sustainable development, management development, the social role of the university, stakeholders

В настоящее время спектр теоретических и практических разработок, затрагивающих современные проблемы корпоративной социальной ответственности организаций (КСО) достаточно широк: имеется значительное число публикаций отечественных и зарубежных исследователей, монографий и статей в ведущих научных изданиях; растет число специализированных журналов в области КСО и устойчивого развития, сайтов организаций, реализующих социальные проекты. Можно констатировать, что концепция КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности [1, с.6]. Разработан и внедряется ряд руководств и стандартов отчетности, в частности, международные стандарты IQNet

SR 10 «Требования по социальной ответственности», ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», которые определяют принципы, темы и проблемы, лежащие в основе социальной ответственности, способы интеграции социально ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Газетой Financial Times совместно с Лондонской фондовой биржей публикуется индекс FTSE4Good, предоставляющий оценку эффективности компаний в области КСО.

Сегодня социальная ответственность признается как одна из характеристик успешного позиционирования организаций. В управленческий обиход вошли термины «этика бизнеса», «корпоративная социальная добросовестность», «тройная отчетность», «корпоративная репутация». Начиная с 2001 г. в России появились социальные отчеты предприятий, широкое распространение получили социальные инвестиции компаний. Вместе с тем, как отмечают эксперты, мировой финансовый кризис пошатнул неокрепшую российскую практику корпоративной социальной ответственности. Снизились объемы социальных инвестиций, затормозились целевые социально-ориентированные программы и проекты [2].

Университеты - организации, деятельность которых по определению имеет социальную направленность, так как вузы встроены в различные типы сообществ, часть которых имеют местное значение, часть - глобальное [10]. Сравнительный анализ развития ведущих зарубежных университетов показывает, что социальная миссия формируется как новый вектор развития вузов, а устойчивое развитие признается в качестве одного из основополагающих принципов их деятельности [5]. Выполняя свои обязательства перед сообществом, вузы обязаны не только заниматься научной и образовательной деятельностью, но и придерживаться этики КСО по принципу бизнес-институтов за соблюдение норм и правил, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

Первым опытом реализации принципов КСО является Манифест Чикагского университета о роли университетов в политической и социальной жизни, который был разработан в 1967 г. как реакция на политическую активность студенческой молодежи и декларировал идею, что университет играет уникальную роль в благоприятном развитии социальных и политических процессов в обществе.

Развитие КСО в российской системе высшего образования в целом соответствует общемировой тенденции постепенной интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам и вузов, и общества. Публикуется социальная отчетность университетов, создаются самостоятельные структурные подразделения и

общественные организации, занимающиеся разработкой и продвижением социально-ориентированных проектов и программ. Наиболее распространенным и эффективным документом, отражающим воздействие вуза на внешнюю среду, становится корпоративный социальный отчет. Первый нефинансовый отчет был создан Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса, в настоящее время составление публичных отчетов активно входит в практику большинства российских вузов.

Совокупность вузов, входящих в российскую сеть федеральных университетов, не является единой и объективно однородной группой вузов, характеризующейся единым уровнем основных показателей развития научной и образовательной деятельности. Они достаточно разные как по числу студентов и научно-педагогических работников, так и по объему бюджета и реализуемым образовательным программам. Но их объединяет общая миссия, определенная Концепцией создания и государственной поддержки развития федеральных университетов - формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Университеты стремятся к максимальному увеличению вклада в устойчивое развитие территорий, осознавая свою ответственность за экономические, социальные и экологические последствия своей деятельности.

Реализация принципов устойчивого развития (sustainable development) предполагает учет приоритетности всех социальных выгод и затрат и принятие на себя ответственности между поколениями в отношении использования ресурсов [11]. Ранее нами были выделены основные принципы управления развитием образовательных систем, позволяющие реализовать концепцию устойчивого развития:

1. Принцип направляемого развития. Так как образовательная система вне зависимости от преобразующей роли органов управления будет развиваться в силу определенных внешних и внутренних факторов, то цель субъектов управления -направлять, корректировать объективно протекающий процесс саморазвития системы.

2. Принцип партисипативности управления. В процессе принятия решений, связанных с развитием образовательной системы, должны быть вовлечены не только органы управления, но и все субъекты протекающих процессов. В данном случае -образовательной, научной и инновационной деятельности университета.

3. Принцип учета компенсаторности системы. Образовательная система способна к компенсации недостатка ресурсов за счет активизации внутреннего

потенциала. Деятельность субъектов управления должна быть направлена на поддержку, реализацию и развитие этого потенциала.

4. Принцип учета ограниченности ресурсов. Так как ресурсы в любой социальной системе ограничены, то управление развитием предполагает оптимальный выбор и комбинирование ресурсов.

5. Принцип культуросообразности управленческих воздействий. Учет национально-культурных особенностей, уклада жизни и норм поведения населения, а также создание корпоративной культуры в образовательной системе [8, с.37].

Справедливость использования указанных принципов в управлении развитием университета подтверждается оценкой реализации стандартов корпоративной социальной ответственности в Северо-Восточном федеральном университете. Рассмотрим принципы и механизмы реализации корпоративной социальной ответственности СВФУ.

В данном исследовании под корпоративной социальной ответственностью университета будем рассматривать ответственность образовательной организации высшего профессионального образования за воздействие ее решений и деятельности на общество, учет возможных социальных, экономических и экологических последствий и этических норм. КСО представляет собой динамично развивающуюся совокупность обязательств университета, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых стейкхолдеров и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ в регионе. В понятие «социальная ответственность» принято включать ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

- содействует устойчивому развитию территории;

- учитывает ожидания ключевых стейкхолдеров;

- соответствует современному законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

- интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях.

Исходя из данного понимания феномена КСО и основываясь на результатах проведенных экспертных опросов, контент-анализа нормативной правовой базы, социальной отчетности, можно выделить следующие компоненты корпоративной социальной ответственности федерального университета перед регионом:

1. Трудовая ответственность (создание новых рабочих мест, повышение человеческого потенциала, подготовка конкурентоспособных на рынке труда специалистов и т.д.).

2. Экономическая ответственность (максимизация усилий, направленных на достижение экономического благополучия населения территории, внедрение инновационных разработок, повышающих эффективность производства).

3. Экологическая ответственность (соблюдение всех экологических требований и норм, необходимых для обеспечения устойчивого развития территории, учет природно-климатических особенностей территорий, расположенных на криолитозоне).

4. Правовая ответственность (соблюдение законов и нормативных правовых актов, обеспечивающих соответствие деятельности университета ожиданиям общества и принципам устойчивого развития).

5. Этическая ответственность (созвучность ожиданиям общества, неоговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали).

Выделение указанных компонентов позволит получить качественную оценку деятельности университета в контексте социально-экономического развития федерального округа и его отдельных регионов.

Традиционно в узком контексте социальной ответственности основным направлением работы университетов является содействие социально-экономическому развитию регионов, прежде всего через подготовку кадров и укрепление потенциала вузовской науки. Целевые программы развития региона (Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года) предполагают значительный рост потребности в квалифицированных кадрах в различных отраслях экономики и социальной сферы. В связи с этим долгосрочным приоритетом образовательной деятельности СВФУ является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

С 2012-2013 учебного года реализуется широкий спектр образовательных программ по 21 укрупненной группе направлений подготовки и специальностей из 29 утвержденных направлений подготовки высшего профессионального образования. Из них - 10 групп специальностей технической направленности для предприятий 6

территориальных кластеров (Южная, Западная, Центральная, Северо-Восточная Якутия, Чукотский автономный округ и Магаданская область). Начиная с 2010 г., университетом выделяются квоты на целевой набор для абитуриентов из Магаданской и Амурской областей, Камчатского и Красноярского краев. По государственному заказу Правительства Республики Саха (Якутия) за 3 года осуществлен набор более 500 будущих специалистов по востребованным специальностям, прежде всего инженерным, педагогическим, медицинским, на 2013 г. проведен набор еще на 300 мест.

Планы контрольных цифр приема разрабатываются на основе анализа рынка труда, потребностей регионов Дальнего Востока в подготовке кадров с высшим образованием и кадрового, учебно-лабораторного обеспечения, возможностей образовательной сети с учетом предложений объединений работодателей и перспектив социально-экономического развития субъектов северо-востока Российской Федерации:

1. Значительное место в Государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» занимают проекты, связанные с развитием горнодобывающей промышленности - отрасли, связанной с природно-ресурсным потенциалом макрорегиона. В связи с этим по УГС «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» увеличивается набор по направлению «Горное дело» в Мирнинском политехническом институте и горном факультете.

2. Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, «невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В связи с этим с 2014 г. предполагается реализация стратегии комплексного социально-экономического развития макрорегиона, ориентированной на ускоренный рост экономического потенциала этой части страны. Учитывая данные ориентиры, по УГС «Автоматика и управление» впервые планируется прием по направлению «Инноватика» на базе финансово-экономического института.

3. Для Дальнего Востока и Байкальского региона характерна специализация на лесозаготовке с последующим экспортом при низком уровне развития перерабатывающих мощностей. В связи с этим перспективным является развитие индустрии строительных материалов и лесозаготовительной промышленности. В 2014

г. в СВФУ по УГС «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» планируется рост КЦП за счет повышения цифр приема по направлению «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» в Инженерно-техническом институте.

4. Формирование опорной сети автомобильных дорог является одной из приоритетных задач социально-экономического развития округа, обеспечивающих доступ к месторождениям полезных ископаемых и формированию межрегиональных выходов. В перспективе в рамках реализации стратегических приоритетов развития Дальнего Востока актуальными будут мероприятия, направленные на повышение внутренней связанности наземной транспортной сети. В связи с этим по УГС «Архитектура и строительство» намечается увеличение контрольных цифр приема за счет открытия нового направления подготовки «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» на базе автодорожного факультета.

5. Новым и значимым направлением развития университета является сохранение и развитие языков и культуры народов Севера, которое включает в себя не только образовательную, научно-исследовательскую, но и просветительскую деятельность в области истории и культуры, многоязычного поликультурного образования, социальной инженерии и культурной политики. По УГС «Культура и искусство» планируется рост набора с 5 до 30, что связано с открытием новых направлений подготовки «Литературное творчество», «Народная художественная культура».

6. По УГС «Экономика и управление» в целях подготовки управленческих кадров для реализации задач Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» планируется увеличение набора по направлениям 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 080300.68 «Финансы и кредит», 080400.62 «Управление персоналом», 081100.62 и 081100.68 «Государственное и муниципальное управление».

7. Геополитическое положение, природные и культурно-исторические факторы позволяют рассматривать Дальний Восток как один из наиболее перспективных туристско-рекреационных регионов. Это обусловлено повышением интереса у россиян к отдыху внутри страны, в том числе к активному отдыху, популяризацией этнографических и познавательных туров, общемировыми тенденциями в области туризма, направленными на развитие экологического и экстремального туризма, а также растущим интересом к России со стороны

зарубежных туристов. В связи с этим по УГС «Сфера обслуживания» впервые будет осуществлен набор по направлениям «Сервис» и «Туризм» на финансово-экономическом институте и институте языков и культуры народов северо-востока Российской Федерации.

Ключевыми внешними стейкхолдерами университета являются работодатели. Организовано привлечение крупных работодателей к согласованию основных образовательных программ для обеспечения соответствия потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг. Так, при планировании контрольных цифр приема на 2014 год были учтены предложения работодателей:

- 57 программ бакалавриата согласованы со 189 представителями работодателей;

- 11 программ специалитета с 29 представителями работодателей;

- 16 программ магистратуры с 41 представителями работодателей.

Перспективной задачей является расширение спектра программ прикладного бакалавриата. В настоящее время такие образовательные программы реализуются в технологическом институте, являющиеся экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года, обеспечивающей профессиональную практико-ориентированную подготовку.

По опыту ведущих зарубежных и отечественных университетов предстоит создавать и поддерживать базовые кафедры в предприятиях и организациях, на которых будет организована практическая подготовка студентов. Организация обучения совместно с предприятием поможет проводить адаптацию студентов к будущей трудовой деятельности на ранней стадии образовательного процесса. С другой стороны, такая организационная форма позволит вовлечь в процесс преподавания практиков из разных сфер экономики, управления, обладающих разным опытом и способных передать его будущим выпускникам.

Востребованность выпускников на рынке труда является одним из самых показательных критериев оценки деятельности вуза. Примером реализации "третьей роли" стало большее внимание, уделяемое университетами трудоустройству своих выпускников. В 2012 году СВФУ достиг 100% трудоустройства и занятости выпускников, в том числе 72,8% трудоустроены. Растут показатели трудоустройства по специальности: с 87,4% в 2010 году до 98,2% в 2012 году.

Настоящее исследование основано на концепции «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university), что предполагает рассмотрение роли и потенциала институтов высшего образования как фактора развития региона и понимания процессов регионального развития как сложноорганизованных

многосторонних взаимодействий различных участников. Возможности СевероВосточного федерального университета по развитию региона можно рассматривать в следующих направлениях:

- университет как центр генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала Дальнего Востока;

- университет как основная база проведения фундаментальных научных исследований, позволяющих создать условия для научно-технического, технологического, социально-экономического развития регионов;

- университет как центр проведения прикладных исследований, для промышленной реализации результатов которых создаются промежуточные структуры, как технопарки и бизнес-инкубаторы;

- университетские исследования как составная часть процесса подготовки научных кадров и накопления научно-педагогического потенциала региона;

- университет как центр притяжения наукоемких отраслей экономики в регион.

СВФУ налаживает продуктивное сотрудничество с крупными предприятиями,

такими как АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром», ОАО ХК «Якутуголь», реализующими крупные инвестиционные проекты на территории макрорегиона. За три года университет заключил 456 договоров о сотрудничестве с российскими и международными организациями.

Экспертами Национального фонда подготовки кадров были выделены наиболее значимые проекты СВФУ с точки зрения оценки влияния на развитие региона (округа), среди которых можно отметить следующие:

1. Формирование и развитие химико-технологического комплекса по переработке углеводородного и биосырья на Северо-Востоке России. В ходе исследования создан банк данных по физико-химическим, товарным свойствам и углеводородному составу нефти Непско-Ботуобинской нефтегазоносной области. Разработана технологическая схема получения базового масла из нефти Талаканского месторождения. Выделено базовое масло, путем депарафинизации и удаления сернистых соединений, проведено улучшение его качества. Определены эксплуатационные характеристики. Появление на рынке республики низкотемпературных смазочных масел из местной нефти, пригодной для эксплуатации в условиях Арктики, позволит повысить надежность работы машин и механизмов, снизить затраты на их эксплуатацию, даст импульс развитию данного сектора экономики.

2. Разработка технологий проектирования и строительства автомобильных дорог, конструкций дорожного полотна в криолитозоне. Реализация проекта позволяет решать задачи повышения качества и надежности дорожных конструкций, снижения эксплуатационных затрат автомобильных дорог в условиях многолетнемерзлых грунтов.

3. Разработка механизмов формирования нанокомпозитов, уникальных полимерных материалов и технологии их получения, повышающих надежность, экологическую безопасность техники, оборудования транспорта и энергетических систем, импортозамещение комплектующих техники. В ходе реализации проекта разрабатывается технология создания нанокомпозиционных материалов на основе промышленно выпускаемых термопластов, эластомеров и наномодификаторов, в том числе получаемых из минерального сырья Якутии для существенного улучшения эксплуатационных свойств и придания новых свойств материалам, эксплуатируемым в экстремальных условиях в арктических регионах.

4. Разработка и использование прикладного программного обеспечения для расчетно-технической оценки технологий разработки месторождений полезных ископаемых, производства и строительства в условиях Севера. В ходе реализации проекта создан Центр Вычислительных Технологий для решения задач прикладного математического моделирования задач, актуальных для районов Арктики и Крайнего Севера.

5. Разработка и внедрение энергоэффективных строительных материалов, ресурсосберегающих технологий строительства на основе местных сырьевых ресурсов и отходов производства. Полученный эффект: определены оптимальные технологические параметры производства автоклавных и неавтоклавных стеновых материалов из ячеистых бетонов на основе композиционных вяжущих, разработана и внедрена система по эксплуатации производственных зданий и сооружений АК «АЛРОСА», внедрена автоматизированная система контроля за напряженно-деформированным состояниям большепролетных несущих конструкций спортивно-зрелищного комплекса «Триумф» в г. Якутске, разработаны и оптимизированы конструктивные решения общественных зданий с использованием легких стальных тонкостенных конструкций. По соглашению с администрацией Намского района возведены и сданы в эксплуатацию 3 энергоэффективных жилых дома в с. Аппаны.

Аналогичные проекты, направленные на повышение производительности и эффективности труда, снижение затрат, создание новых материалов и разработок, реализуются учебными и научными подразделениями.

Создан Арктический инновационный центр, налаживающий действие полной инновационной цепочки от фундаментальных исследований до серийного производства (более подробно о центре рассмотрено в предыдущих разделах). Начали выходить на проектную мощность, получать доходы 19 МИПов. Стадию инкубации прошли 5 новых МИПов. Заключено около 30 договоров с муниципальными образованиями республики и регионов Сибири и Дальнего Востока.

Эффективность предлагаемых университетом разработок показывает проект «Разработка и внедрение инновационных ресурсосберегающих геотехнологий освоения, обогащения полезных ископаемых и переработки минерального сырья месторождений Северо-Востока России», реализуемый совместно АК «АЛРОСА» во исполнение Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». софинансирования - из федерального бюджета и собственных средств компании. По итогам реализации проекта эффект, полученный от его реализации, превысил вложенные средства в 4,5 раза.

Экологическая ответственность. Северо-восточные территории страны, обладающие огромными недровыми ресурсами в сложных природно-климатических условиях, нуждаются в сбалансированной стратегии обеспечения экологической безопасности. Природа региона имеет ключевое значение как крупнейший биосферный резерв, выполняющий экологические функции глобального масштаба. Как отмечают многие эксперты, Якутия располагает 30% дикой природы России и более одной десятой - всего мира.

В этих условиях значительно высок уровень экологической ответственности Северо-Восточного федерального университета за сохранение здоровой среды обитания и устойчивое развитие макрорегиона. Приоритетная задача университета -разработка научно-выверенных механизмов обеспечения устойчивого развития арктических территорий и Дальнего Востока, оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, в первую очередь, добывающих отраслей и транспорта, обеспечения экологической безопасности крупнейших проектов по освоению Дальнего Востока, организация непрерывного экологического образования и просвещения населения.

Университет ведет разработку технологий биомониторинга экосистем и комплексной экологической оценки территорий Северо-Востока России в условиях антропогенного воздействия. СВФУ принимает участие в экологической экспертизе,

мониторинге и оценке таких крупных промышленных проектов с повышенным экологическим риском, как строительство и ввод в эксплуатацию трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан», строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, объектов горнодобывающей промышленности, крупных промышленных объектов, строящихся в условиях многолетней мерзлоты. Научно-педагогическими работниками института естествознания, института прикладной экологии Севера осуществляется непрерывный экологический мониторинг, экологическое просвещение населения, изучение ландшафтов особо охраняемых природных территорий и воспроизводства биологического разнообразия.

Медицинским институтом ведется разработка новых технологий формирования здорового образа жизни и оценки состояния здоровья населения северных территорий. Проводимые комплексные исследования, получаемые результаты об особенностях физиологии, регуляторных механизмов, адаптации человека на Севере, влияния образа жизни на организм, позволяют в полном объеме составить конструктивные и объективные параметры и эталонные значения для региона в целях разработки мер профилактики.

2013 год Ученым советом университета объявлен Годом экологии. В рамках года, девиз которого «добротой и энергией», проведены научно-практические конференции «Экологическое образование и просвещение для устойчивого развития», «Отходы и доходы», обучающие семинары для учителей и школьников университетского округа, образовательный симпозиум по проблемам промышленной экологии. Сотрудниками университета подготовлен словарь-справочник экологической терминологии.

Этическая ответственность. Поведение университета и отношение с ключевыми стейкхолдерами основывается на таких ценностях, как честность, справедливость и добросовестность, открытость и уважение. Эти ценности заложены в Кодексе корпоративной культуры, принятом Ученым советом в 2010 году:

1. Уважение к человеку, к праву личности на свободное выражение своего мнения, уважение мнений других и терпимое отношение к любым различиям, открытость и доброжелательность в общении, а также в обсуждении проблем и совместном решении задач.

2. Профессионализм, ответственное и добросовестное отношение к обязанностям, качественное и своевременное выполнение поставленных задач, совершенствование профессионального уровня.

3. Постоянное развитие и обучение, непрерывное движение вперед, создание условий для развития талантов и способностей членов коллектива университета.

4. Сотрудничество, открытое взаимодействие с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, базовыми предприятиями, хорошо скоординированная работа единой команды, в которой каждый отвечает за общий результат на благо всего университета.

5. Эффективность, достижение максимальных результатов при условии оптимального использования человеческих, интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов.

6. Инновационность, разработка и внедрение научных исследований и технологий.

7. Преемственность, верность традициям, наследование лучшего опыта и обогащение его новыми идеями, определяющими вектор развития университета как центра образования наук и культуры.

8. Забота о ветеранах, уважение к старшему поколению, признание его заслуг, сохранение и приумножение традиций университета.

9. Социальный патернализм, забота о благосостоянии и социальной защищенности сотрудников и их семей, страхование и реализация социальных программ [4].

Разработка и реализация программ и проектов по приоритетам социальной ответственности осуществляется в соответствии с миссией и стратегическими целями университета. Их главная характеристика - адресность. Для реализации основных принципов этической ответственности созданы:

Коллегия профессоров - самоуправляющийся орган сообщества научно-педагогических работников, основной целью, которого является участие в управлении университетом, направленное на формирование благоприятной среды, системы взаимодействия и отношений между всеми категориями сотрудников и обучающихся, основанных на взаимном уважении и доверии.

Совет наставников - представительный совещательно-консультативный орган, включающий 112 ветеранов университета, которые являются советниками ректора по учебной, научно-методической и воспитательной работе. Деятельность совета направлена на содействие координации и контроле учебно-воспитательной и научно-педагогической работы, организации производственной практики студентов, разработку критериев оценки работы сотрудников, всестороннюю методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и

профессиональными навыками, выработку предложений по организации инновационной работы, повышению качества научной и образовательной работы. Многие профессора-наставники руководят аспирантами, выпускными квалификационными работами обучающихся, курируют научно-педагогическую деятельность молодых сотрудников, осуществляют кураторство над студентами первого курса, оказывают всемерное содействие в вопросах трудоустройства выпускников.

Координационный совет студенческих объединений, куда входят представители всех 17 организаций обучающихся на разных уровнях профессионального образования. Основные направления деятельности совета:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития;

- создание условий для удовлетворения культурных, творческих и организационных потребностей обучающихся;

- развитие созидательной активности молодежи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальная защита студентов и содействие в решении их социально-бытовых вопросов.

Для реализации принципов социальной ответственности созданы Ассоциация выпускников СВФУ-ЯГУ, совет студентов-предпринимателей, Ассоциация «СевероВосточный университетский образовательный округ», добровольческий центр «Полюс добра», гражданско-патриотический клуб «Отчизна», молодежная общественная организация землячеств и др.

Взаимодействие с ключевыми внешними стейкхолдерами и организация публичных диалоговых мероприятий. Необходимым условием эффективной реализации социальной политики университета является постоянный диалог с представителями заинтересованных сторон, обеспечение благоприятных условий для развития внешних связей при выполнении ими своих задач и функций. Можно выделить следующие наиболее оптимальные и эффективные формы взаимодействия, практикуемые в СВФУ:

1. Своевременное и достоверное информирование ключевых стейкхолдеров о деятельности университета посредством публикаций в средствах массовой информации, а также с помощью официального сайта. Основная задача - создание позитивного образа СВФУ, усиление его узнаваемости у потенциальных потребителей его услуг и влияние на их потребность. В период с 01.11.2009 по 01.08.2013, на основе анализа базы данных из 4600 центральных и региональных интернет и печатных

изданий выявлена следующая динамика упоминаний о СВФУ в средствах массовой информации. Видна четко выраженная позитивная динамика упоминаний об университете. Вместе с тем, 84,9% сообщений в СМИ приходится на Республику Саха (Якутия), 1,4% на Приморский край, а на регионы северо-востока России - от 0,04% (Камчатский край) до 0,6% (Чукотский автономный округ), т.е. информация о вузе в основном сосредоточена на стейкхолдеров ближнего круга.

Как показывают исследования Высшей школы экономики, около 3/4 учреждений профессионального образования России используют коммерческую рекламу: объявления в газетах, ролики на радио и телевидении [9, с.9]. В перспективе необходимо проведение активной рекламной компании для стейкхолдеров, в первую очередь, обучающихся школ Дальневосточного федерального округа, с использованием как традиционных технологий (СМИ, дни открытых дверей, рекламные материалы, выпускаемые вузом), так и современных информационных технологий: постоянное обновление текущей информации на сайте, организация диалога с абитуриентами в режиме on-line, реклама в ведущих поисковых системах и социальных сетях.

2. Оказание консультационной и экспертной поддержки ключевых стейкхолдеров по вопросам сотрудничества с университетом. В ходе комплексного исследования выявлено, что федеральные университеты могут стать социально значимыми интеллектуальными центрами обсуждения проблем развития территорий, институтами междисциплинарного и широкого общественного диалога, центрами долгосрочного прогнозирования. Наиболее эффективный путь - сотрудничество университетов из разных регионов в решении долгосрочных задач среднесрочного и долгосрочного глобального прогнозирования. С этой целью СВФУ с другими федеральными университетами создает распределенную сеть.

Обладая необходимыми инфраструктурными, человеческими ресурсами и возможностями университет имеет возможность для расширения своего влияния за пределами Якутии не только в части подготовки кадров, но и реализации исследовательских разработок, востребованных территорией ДВФО в целом. Экспансия роли вуза может осуществляться за счет наращивания партнерской сети и консолидации усилий образовательных, научных организаций и предприятий ДВФО.

В области научных исследований университет налаживает взаимодействие с научными структурами региональных отделений Российской академии наук и университетами, в том числе и исследовательскими, Центральной России. Так, с Дальневосточным отделением РАН университет взаимодействует при реализации исследовательских проектов в области экологической безопасности и

природопользования. При этом вузы других регионов страны выступают партнерами СВФУ в таких приоритетных для него направлениях, как развитие системы непрерывного образования, медицина, культура народов Арктики, развитие транспортного комплекса и добыча полезных ископаемых.

Удаленность университета от остальных регионов ДВФО и присутствие других крупных научно-образовательных центров в Дальневосточном федеральном округе снижают уровень включенности, и, соответственно, ограничивают возможности федерального университета для более активной работы в направлении содействия социально-экономическому развитию других регионов ДВФО. Но даже в этих условиях возможно обнаружить направления, носящие трансрегиональный характер, являющиеся предметом конкуренции не только для других вузов, но и других заинтересованных стейкхолдеров в округе. Так, по данным на 1 августа 2013 года университет имеет 700 договоров/соглашений о сотрудничестве с органами исполнительной власти, судебной власти, муниципальными образованиями, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами, предприятиями, общественными организации.

Трансрегиональный характер перспективных направлений работы может стать для университета как стимулом, так и сдерживающим фактором для их разработки. Приоритетные направления могут рассматриваться либо как высоко конкурентная среда, либо как основа для сетевого взаимодействия и формирования партнерств между федеральными университетами, другими вузами, научными институтами, инвестиционными компаниями.

3. Организация и/или участие в диалоговых мероприятиях для решения конкретных вопросов, обсуждения текущих проблем, организации совместной деятельности, построения стратегического партнерства. Наиболее распространенными формами являются конференции, семинары, рабочие встречи, участие в деятельности профессиональных и иных ассоциаций, агентств и т. п.

Настоящие и будущие задачи КСО. Предварительные результаты комплексной оценки роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в развитии территории Дальневосточного федерального округа показывают, что федеральные университеты могут играть значительную роль в социальном развитии региона. В основе миссии СВФУ лежит понимание ответственности вуза за инновационное, научно-образовательное и социокультурное развития территории. Система управления университетом построена на принципах социальной отчетности: подотчётности, прозрачности, этичного поведения, уважения интересов ключевых

стейкхолдеров, соблюдения верховенства закона, соблюдения международных норм поведения, соблюдения прав человека.

Внедрение система корпоративной социальной ответственности способствует устойчивому развитию с учётом социальных, экономических и экологических факторов через повышение качества жизни, здоровья и благосостояния внутренних и внешних заинтересованных сторон СВФУ и территории северо-востока России в целом, а также сохранность окружающей среды и улучшение её экологического состояния. По результатам мониторирования Программ развития федеральных университетов согласно методики Министерства образования и науки РФ, СВФУ отнесен к категории А2: реализация Программы развития вуза оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, на развитие научно-образовательного и инновационного потенциала региона с тенденцией к усилению направленного воздействия на тренды социально-экономической, научной, образовательной и инновационной политики, реализуемой в регионе, в среднесрочном периоде. Перспективными задачами реализации принципов КСО являются:

- создание и внедрение системы менеджмента социальной ответственности Северо-Восточного федерального университета и дальнейшая сертификация на соответствие требованиям международного стандарта IQNet SR10;

- разработка и реализация комплексной программы взаимодействия с работодателями и оценки их удовлетворенности качеством подготовки специалистов;

- разработка и внедрение программы по содействию трудоустройству и развитию бизнеса выпускников, повышению эффективности работы Ассоциации выпускников СВФУ-ЯГУ;

- разработка комплексной целевой программы по обеспечению жильем сотрудников университета;

- ежегодная публикация публичного доклада (открытого социального отчета) университета и его размещение на сайте СВФУ.

Список литературы

1. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов, Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 272 с.

2. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.

3. Влияние институтов власти на развитие корпоративной социальной ответственности в России и Европейском Союзе [электронный ресурс] // URL: http://www.csrjoumal.com/akcent/6570-vliyanie-institutov-vlasti-na-razvitie-korporativnoy-socialnoy-otvetstvennosti-v-rossii-i-evropeyskom-soyuze.html (дата обращения -17.09.2013).

4. Кодекс корпоративной культуры ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» - Якутск: Изд-во СВФУ, 2011.

5. Куликова Ю.П. Инновационные консорциумы высшей школы в системе управления образованием // Управление образованием: теория и практика. Сетевой научно-практический журнал. - 2012.№2. С.17-21 [электронный ресурс] // URL: http://www.iuorao.ru/images/jumal/12_2/kulikova.pdf (дата обращения - 17.09.2013).

6. Михайлова Е.И. Мы должны стремиться к совершенству во всем, что бы ни делал университет! Выступление на встрече с активом СВФУ 31 августа 2012 г. [электронный ресурс] // URL: http://s-vfu.ru/kolonka-rektora/detail.php?ID=5461 (дата обращения - 17.09.2013).

7. Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. - М.: Изд-во "Академия Естествознания", 2011.

8. Саввинов В.М. Управление развитием территориальной (улусной) образовательной системы в условиях республики Саха (Якутия). Диссертация на соискание уч.ст. канд.пед.наук. - СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1999.

9. Учреждения профессионального образования: стратегии руководителей. Информационный бюллетень. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.

10. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (eds.). NIACE, 2005. P. 148-150.

11. Mikesell R.F. Economic Development and Environment / A Comparison of Sustainable development with Conventional Development Economics. Mansell. New York, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.