Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ИЗ ЧИСЛА МЕСТНОГО КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧУКОТСКОМ ФИЛИАЛЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М. К. АММОСОВА'

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ИЗ ЧИСЛА МЕСТНОГО КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧУКОТСКОМ ФИЛИАЛЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М. К. АММОСОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Туяра Егоровна, Игнатьев Владимир Петрович, Мыреев Николай Васильевич

Цель исследования - обосновать ключевую роль филиалов федеральных университетов в подготовке кадров для отдаленных районов Российской Федерации из числа коренного местного населения на примере филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (далее - СВФУ). Статья раскрывает этапы становления и основные направления развития Чукотского филиала СВФУ с учетом потребностей региона и тенденций диверсификации отраслей экономики Арктической зоны Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, необходимых для целевого развития филиалов высших учебных заведений в отдаленных субъектах Российской Федерации с целью подготовки инженерных кадров из числа коренного местного населения, адаптированных для работы в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера. В результате разработана целевая модель развития Чукотского филиала СВФУ, основанная на определенной стратегии и четкой программе действий, что позволит осуществить пополнение кадрового резерва по основным жизнеобеспечивающим отраслям экономики, таким как электро- и теплоэнергетика, на Крайнем Севере из числа коренного местного населения, проживающего в Чукотском автономном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Туяра Егоровна, Игнатьев Владимир Петрович, Мыреев Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF ENGINEERING PERSONNEL WITH HIGHER EDUCATION FROM AMONG THE LOCAL INDIGENOUS POPULATION AT THE CHUKOTKA BRANCH OF M. K. AMMOSOV NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

The purpose of the study is to substantiate the key role of branches of federal universities in the training of personnel for remote regions of the Russian Federation from among the indigenous local population using a branch of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (hereinafter NEFU) as an example. The paper sheds light on the stages of formation and the main areas of development of the Chukotka branch of NEFU, taking into account the needs of the region and trends in the diversification of economic sectors of the Arctic Zone of the Russian Federation. Scientific novelty of the study lies in determining the organisational and pedagogical conditions necessary for the targeted development of branches of higher educational institutions in remote subjects of the Russian Federation in order to train engineering personnel from among the indigenous local population adapted to work in extreme natural and climatic conditions of the Far North. As a result, a target model for the development of the Chukotka branch of NEFU has been elaborated based on a specific strategy and a clear action programme, which will make it possible to replenish the talent pool for the main vital sectors of the economy, such as electric power and heat power industries, in the Far North from among the indigenous local population living in the Chukotka Autonomous Okrug.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ИЗ ЧИСЛА МЕСТНОГО КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧУКОТСКОМ ФИЛИАЛЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М. К. АММОСОВА»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 10. С. 1066-1072 | 2022. Volume 7. Issue 10. P. 1066-1072

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Подготовка инженерных кадров с высшим образованием из числа местного коренного населения

в Чукотском филиале Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Алексеева Т. Е., Игнатьев В. П., Мыреев Н. В.

Аннотация. Цель исследования - обосновать ключевую роль филиалов федеральных университетов в подготовке кадров для отдаленных районов Российской Федерации из числа коренного местного населения на примере филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (далее - СВФУ). Статья раскрывает этапы становления и основные направления развития Чукотского филиала СВФУ с учетом потребностей региона и тенденций диверсификации отраслей экономики Арктической зоны Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, необходимых для целевого развития филиалов высших учебных заведений в отдаленных субъектах Российской Федерации с целью подготовки инженерных кадров из числа коренного местного населения, адаптированных для работы в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера. В результате разработана целевая модель развития Чукотского филиала СВФУ, основанная на определенной стратегии и четкой программе действий, что позволит осуществить пополнение кадрового резерва по основным жизнеобеспечивающим отраслям экономики, таким как электро- и теплоэнергетика, на Крайнем Севере из числа коренного местного населения, проживающего в Чукотском автономном округе.

EN

Training of Engineering Personnel with Higher Education

from among the Local Indigenous Population at the Chukotka Branch

of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

Alekseeva T. E., Ignatiev V. P., Myreev N. V.

Abstract. The purpose of the study is to substantiate the key role of branches of federal universities in the training of personnel for remote regions of the Russian Federation from among the indigenous local population using a branch of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (hereinafter NEFU) as an example. The paper sheds light on the stages of formation and the main areas of development of the Chukotka branch of NEFU, taking into account the needs of the region and trends in the diversification of economic sectors of the Arctic Zone of the Russian Federation. Scientific novelty of the study lies in determining the organisational and pedagogical conditions necessary for the targeted development of branches of higher educational institutions in remote subjects of the Russian Federation in order to train engineering personnel from among the indigenous local population adapted to work in extreme natural and climatic conditions of the Far North. As a result, a target model for the development of the Chukotka branch of NEFU has been elaborated based on a specific strategy and a clear action programme, which will make it possible to replenish the talent pool for the main vital sectors of the economy, such as electric power and heat power industries, in the Far North from among the indigenous local population living in the Chukotka Autonomous Okrug.

Введение

Актуальной проблемой продолжает оставаться вопрос обеспечения кадрами с высшим образованием районов Крайнего Севера, привлекательность которых после распада Советского Союза с каждым годом

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220173

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

становится все меньше и меньше из-за того, что уровень материального стимулирования не компенсирует сложность работы в суровых природно-климатических условиях. Работники, трудящиеся в условиях Крайнего Севера, подвергаются воздействию экстремальных климатогеографических факторов (низкие температуры, сильный ветер, недостаток кислорода в воздухе и т.п.). Это приводит к возникновению неблагоприятных функциональных расстройств, снижает уровень психического здоровья и, как следствие, влияет на эффективность трудовой деятельности (Ярошевский, Коваль, 2021). Помимо сложных климатических условий, миграционный отток населения из районов Крайнего Севера обусловлен такими факторами, как: ограниченное предложение рабочих мест с достойной заработной платой; низкая транспортная доступность отдельных населенных пунктов и, как следствие, дороговизна большинства товаров, включая продовольственные; низкое качество медицинского обслуживания и социальной инфраструктуры (Лаврентьева, Бровкина, 2022; Лышко, Медведев, Зырянов, 2021; Попова, 2021).

В связи с этим необходимо доказать обоснованность открытия Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (далее - ЧФ СВФУ) в г. Анадыре для подготовки специалистов с высшим образованием из числа местного коренного населения, приспособленного для работы в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- показать историю становления Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова;

- раскрыть стратегию развития Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова на основе целевой программы развития.

При проведении исследования были использованы общелогические методы (анализ и синтез, аналогия, абстрагирование). С помощью системного анализа изучены нормативные правовые акты, имеющиеся статистические данные и практический опыт руководства Чукотским филиалом СВФУ.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных исследователей в области профессиональной педагогики (Профессиональная педагогика, 2009; Зеер, 2022; Новиков, Новиков, 2016), теории и практики управления образованием (Зайцев, 2019; Ерофеева, 2014; Позднякова, 2021; Лебедев, 2011; Сериков, Богдан, 2014), в области планирования высшего образования (Иванова, Данейкин, Трифонов и др., 2021; Патрахина, 2017; Амиров, 2019).

Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемые в статье пути развития филиала федерального университета направлены на обеспечение экономики региона квалифицированными кадрами с высшим образованием. Материалы исследования могут быть использованы вузами, имеющими филиалы в отдаленных субъектах Российской Федерации.

Основная часть

История становления Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Чукотский автономный округ (далее - ЧАО) является северо-восточным форпостом Российской Федерации, относящимся полностью к районам Крайнего Севера. Это субъект РФ, имеющий морскую границу с США, что вводит на его территории пограничный режим с регламентированным посещением автономного округа иностранными гражданами. Численность населения ЧАО составила, согласно переписи населения 2020 г., 47490 чел., что меньше на 3036 чел. по данным предыдущей переписи населения 2010 г. (Всероссийская перепись населения - 2020. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/56580). Отток населения, в основном трудоспособного, за последние 10 лет вызван тем, что уровень заработной платы перестал компенсировать сложные природно-климатические условия Крайнего Севера.

Между тем ЧАО является одним из регионов Российской Федерации, имеющих значительные запасы полезных ископаемых: нефти, природного газа, угля, золота, серебра, олова, вольфрама, молибдена, хрома, сурьмы, ртути, меди, урана, строительного сырья. С целью ускоренного развития перспективной арктической зоны РФ в Чукотском автономном округе выделены Анадырская и Чаун-Билибинская зоны опережающего экономического роста (ЗОЭР) по разработке крупных месторождений золота, угля, нефти и газа. Региональными органами власти запланирована реализация масштабных инфраструктурных проектов по энергообеспечению ЗОЭР и становлению транспортной инфраструктуры (Кулик, 2012, с. 93). В качестве особенности трудовых отношений в ЗОЭР ЧАО отмечается низкий процент использования местной рабочей силы (работников, постоянно проживающих на территории ЧАО, относительно приезжающих из других регионов страны). Так, в 2011 году из 1300 сотрудников ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» жителей Чукотского автономного округа было 181 человек (14% от общего числа работников), включая представителей коренных малочисленных народов Чукотки (46 чел. - 3,5% от общего числа работников) (Кулик, 2012, с. 94).

Проекты по освоению арктических ресурсов полагаются на привлеченную рабочую силу, трудоустроенную вахтовым методом. Это повышает операционные издержки (транспортные и проживания) и приводит к трансферту экономических эффектов (через занятость, налоги и т.д.) вне пределов Арктики. В этой связи необходимым становится сотрудничество добывающих компаний и государства с местными органами власти и местным населением по вопросам подготовки и обучения местной рабочей силы (Кондратьев, 2020, с. 90).

Потребность подготовки инженерных кадров из числа местного коренного населения способствовала созданию в 2010 году Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосо-ва. Изначально деятельность СВФУ направлена на реализацию концепции «вуза, включенного в региональное развитие», основанной на идее формирования научно-инновационного центра макрорегиона, обеспечивающего высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

Прием студентов в ЧФ начался в 2011 году и проводился в разные годы на образовательные программы бакалавриата «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», «Теплоэнергетика и теплотехника», специалитета «Горное дело», «Прикладная геология». В марте 2021 года филиал успешно прошел процедуру государственной аккредитации.

В разное время Чукотским филиалом были заключены соглашения о сотрудничестве, предметом которых являлась подготовка квалифицированных специалистов и рабочих кадров для нужд Северо-Востока России, выполнения исследований и инновационно-технологических разработок для устойчивого социально-экономического развития Северо-Востока России, со следующими организациями и предприятиями, находящимися в ЧАО: ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания», ООО «Берингпромуголь», АО «Георегион», ОАО энергетики и электрификации «Чукотэнерго», ОАО «Шахта "Угольная"» ООО «Рудник Валунистый» и др.

Выпуск студентов за период существования филиала по направлениям бакалавриата «Электроэнергетика и электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Прикладная геология», «Информатика и вычислительная техника» составил около 200 человек. Все выпускники трудоустроены на системообразующих предприятиях региона. Например, выпускники бакалавриата по направлениям «Электроэнергетика и электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника» трудоустроены на таких предприятиях, как ОП Анадырская ТЭЦ АО «Чукотэнерго», «Чукоткоммунхоз» участок теплоснабжения п. Провидения, ООО «СВ -теплосети», Эгвекинотская ГРЭС, Чаунская ТЭЦ, МУП ЖКХ «Белибинское» и др.

С 2017 года на базе Чукотского филиала СВФУ реализуются также программы дополнительного профессионального образования, которые прошли 228 чел. В 2021 г. филиал принял участие в реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (Федеральный проект «Содействие занятости». URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/2) и стал региональным оператором АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». В рамках данного проекта 36 человек прошли обучение и получили документы о повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

Несмотря на объективные проблемы создания условий для сохранения имеющегося трудового потенциала, а также привлечения в филиал квалифицированных кадров, качество кадрового обеспечения образовательных программ соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов направлений подготовки бакалавриата, реализуемых в ЧФ СВФУ. В 2021-2022 учебном году к образовательному процессу были привлечены преподаватели из головного вуза СВФУ, Чукотского многопрофильного колледжа, Чукотского арктического научного центра, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия), Инновационного центра «Сколково» (г. Москва), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера г. Санкт-Петербурга), Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск), ООО «Технологии КИП» (г. Санкт-Петербург).

Помимо обучения студентов, преподаватели ЧФ СВФУ активно занимаются научно-исследовательской работой. С 2015 года в течение нескольких лет филиал исполнял научно-технические изыскания в рамках хоздоговорных работ с предприятиями округа. Совместно со студентами осуществлялись маркшейдерские замеры угольных складов Анадырской ТЭЦ и ее филиалов в селах, разрабатывалась и внедрялась методология подобных замеров. По направлению «Электроэнергетика и электротехника» реализовано 3 проекта, по итогам которых сотрудниками филиала было получено 20 патентов и свидетельств о регистрации прав на изобретения.

Позитивные изменения в научно-исследовательской работе, а также переход на новый качественный уровень, связанный с конкретизацией научных направлений и созданием научной группы исследователей, способствовали открытию в 2017 году научно-образовательного центра «Циркумполярная Чукотка». В рамках его деятельности реализовано два крупных фундаментальных проекта Российского фонда фундаментальных исследований по изучению новых подходов в антропологии современной культуры коренных жителей Чукотки. Результативность научных исследований наглядно демонстрируется количеством статей, опубликованных в журналах, входящих в международные базы Scopus и WoS. За 3 последних года в этих журналах сотрудниками филиала были опубликованы 32 научные статьи.

Стратегия программы развития Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

Программа развития Чукотского филиала СВФУ направлена на исполнение Указов Президента Российской Федерации «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» от 26 июня 2020 г. № 427, «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» от 26 октября 2020 г. № 645; решение задач, предусмотренных Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г. (URL: http://static.government.ru/media/files/NAlSPJ80MRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf), государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской

Федерации» (URL: http://static.govemment.ru/media/files/bIT1JDkAw1JWhBgHy1SAZIkBRlNmT3pG.pdf). Поэтому стратегической целью деятельности Чукотского филиала СВФУ является развитие филиала как одного из ведущих научно-образовательных, экспертно-аналитических и культурных центров Чукотского автономного округа, обеспечивающего высокий уровень образовательного процесса, исследований и разработок, вносящего вклад в решение глобальных проблем человечества. Миссия Чукотского филиала СВФУ заключается в формировании нового поколения профессионалов, участвующих в становлении экономически устойчивого, социально развитого Чукотского автономного округа, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации. Чукотский филиал СВФУ в г. Анадыре свою миссию будет осуществлять посредством создания целевой модели развития до 2025 года как:

1. структурная единица СВФУ, находящаяся в другом регионе в Чукотском автономном округе, обладающая необходимой средой, высоким научно-педагогическим и студенческим потенциалом для генерирования новых знаний, идей и инициатив по достижению национальных целей России, привлекающая ведущих отечественных и зарубежных исследователей и практиков для реализации прорывных идей в области науки и техники;

2. научно-образовательный центр, ведущий подготовку специалистов для развивающихся энергетической, информационной-телекоммуникационной, социальной инфраструктур ЧАО;

3. центр непрерывного образования, организатор обучения на протяжении всей жизни для населения региона;

4. центр эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на их самоопределение и профессиональную ориентацию;

5. образовательная организация, продвигающая традиционные российские духовно-нравственные ценности, создающая необходимые условия для гражданского становления и патриотического воспитания молодежи;

6. открытая организация, обеспечивающая доступность информации о своей деятельности и ее результатах, широкое участие общественных организаций и профессиональных сообществ;

7. организация, располагающая адекватной задачам развития материально-технической, технологической и информационной инфраструктурой, современными механизмами ресурсного обеспечения своего развития.

Для реализации заявленной целевой модели развития Чукотского филиала СВФУ были определены различные мероприятия, нацеленные на следующее:

- цифровое развитие деятельности филиала: организация обучения сотрудников на курсах повышения квалификации; осуществление проекта «Автоматизация составления рабочих программ дисциплин (РПД), рабочих программ практик (РПП); автоматизация внутренней системы оценки качества обучения»; создание цифровой этноэнциклопедии чукотской культуры и цифровой базы данных по языку и культуре коренных народов Чукотки;

- модернизация образовательной деятельности филиала: создание на базе ЧФ СВФУ Центра сетевого взаимодействия с образовательными организациями ЧАО по современным методам профориентационной работы; разработка, лицензирование и реализация новых программ магистратуры «Экология и природопользование», «Антропология и этнология», «Коренные народы Арктики: общество, экономика, право»; открытие учебно-производственного центра «Подготовка рабочих кадров для решения задач социально-экономического развития Чукотского АО» с целью обеспечения инфраструктуры для индивидуальной и групповой проектной деятельности, реализации очной, онлайн- и гибридной форм обучения, проведения мероприятий и курсов как для студентов, так и для взрослого населения в рамках непрерывного образования (lifelong education), программ для руководителей (executive education); создание на базе ЧФ СВФУ Центра дополнительного профессионального образования;

- совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности филиала: инициация и работа по междисциплинарным проектам, учитывающим региональную специфику и направленным на решение проблем сохранения устойчивого общества и качества жизни в Арктике; работа студенческих кружков по научным направлениям деятельности филиала. Проведение ежегодной научной студенческо-преподавательской конференции ЧФ СВФУ; организация и проведение 1 раз в 2 года международной конференции «Настоящие люди в XXI веке: язык и культура коренных народов Арктики»; проведение комплекса мероприятий по сохранению и цифровизации культурного и языкового наследия коренных народов Чукотки; распространение научного знания и результатов научно-исследовательских работ (НИР) ЧФ, совершенствование качества научных исследований, производство и передача новых знаний;

- организация внеучебной деятельности филиала: участие студентов в социально значимых проектах, организуемых в ЧАО;

- развитие человеческого потенциала: совершенствование условий для расширения академической мобильности научно-педагогических работников и обучающихся за счет участия в программах мобильности, обменных программах с зарубежными вузами, реализации сетевых образовательных программ, совместных научных разработок;

- совершенствование международной деятельности филиала: участие научно-педагогических работников и студентов СВФУ в международных мероприятиях (конференциях, совещаниях, проектах и др.); укрепление СВФУ как центра проведения международных мероприятий по вопросам устойчивого развития Севера и Арктики через проведение на базе ЧФ СВФУ до 2025 г. 2 международных арктических школ; проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации

для иностранных граждан с целью получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента.

Следует отметить, что программа развития Чукотского филиала СВФУ (Институты и факультеты СВФУ презентовали программы развития до 2025 года // Официальный сайт СВФУ. 17.05.2022. URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=173595) должна быть реализована с 2021 г. по 2025 г., причем основной целью на указанный период является закрепление его как ведущего научно-образовательного, экспертно-аналитического и культурного центра Чукотского автономного округа. Следовательно, для получения синерге-тического эффекта и повышения уровня влияния университета на макрорегион необходимо создать и обеспечить следующие организационно-педагогические условия для функционирования целевой модели развития ЧФ СВФУ:

1) следовать доминантам образовательной политики, а именно: расширять механизмы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи ЧАО, включая помощь в самоопределении и профессиональной ориентации детей; реализовывать и внедрять новые направления подготовки и специальности высшего образования, в том числе программы магистратуры, являющиеся актуальными для развития ЧАО, направленные на подготовку специалистов для обеспечивающих и развивающихся отраслей экономики ЧАО, закрепление молодежи в округе; кастомизировать образовательные траектории обучающихся, адаптировать эти траектории к индивидуальным образовательным потребностям студентов через развитие перспективных компетенций и дополнительных квалификаций; осваивать новые сегменты рынка дополнительного профессионального образования, инициатив по просвещению населения;

2) учитывать доминанты научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок: развивать междисциплинарные проекты, учитывающие региональную специфику и направленные на решение проблем сохранения устойчивого общества и качества жизни в Арктике; распространять научные знания и результаты НИР ЧФ, совершенствовать качество научных исследований, производство и передачу новых знаний;

3) развивать молодежную политику: поддерживать студенческие инициативы, вовлекать студентов в реализацию социально значимых проектов;

4) следовать кампусной и инфраструктурной политике: расширять помещения ЧФ СВФУ, создавать современную инфраструктуру образовательной организации высшего образования;

5) осуществлять политику цифровой трансформации: повышать уровень цифровой компетентности сотрудников и их уровень владения цифровыми и аналитическими инструментами; повышать уровень эффективности управления разработкой основных профессиональных образовательных программ посредством автоматизации проектирования образовательных программ; сохранять языковое и культурное наследие коренных народов Арктики посредством создания современных баз данных;

6) реализовывать политику интернационализации: увеличивать привлекательность и качество образовательных программ и научных проектов, реализуемых ЧФ; продвигать русский язык в восточноазиатских странах; расширять ареал международного влияния университета; организовывать участие научно-педагогических работников и студентов СВФУ в международных мероприятиях (конференциях, совещаниях, проектах и др.).

Успешность реализации программы развития Чукотского филиала СВФУ основана на сочетании управления программными изменениями с оптимизацией функционирования текущих образовательных и административных процессов. Общее руководство реализацией программы развития Чукотского филиала СВФУ и оценка степени ее эффективности осуществляются директором филиала и «командой прорыва», в которую вошли ведущие научно-педагогические работники филиала, представители работодателей и студенты.

В ходе реализации программы развития Чукотского филиала СВФУ большое внимание уделяется современным подходам и методам управления: стратегический и проектный менеджмент, управление рисками, процессное управление, менеджмент качества, управление инновациями, управление знаниями и другие. Управление реализацией программы развития Чукотского филиала СВФУ осуществляется посредством обновляемого набора проектов и мероприятий на основе следующих ключевых программно-целевых принципов:

1) активная реализация всех уровней управления, использование инновационных практик (в том числе методологии Agile);

2) постоянный мониторинг и анализ выполнения программы, подотчетность и ответственность исполнителей за достижение целей программы;

3) внешняя экспертиза процесса и результатов выполнения программы;

4) публичное обсуждение планов и результатов, вовлечение ключевых заинтересованных партнеров;

5) доработка программы и принятие корректирующих мероприятий.

В ходе реализации проекта «командой прорыва» будет оцениваться степень вероятности достижения ожидаемых результатов (низкая/средняя/высокая) с учетом фактически поступившего финансирования для поддержки и развития запланированных мероприятий, отраженных в организационно-педагогических условиях для функционирования целевой модели развития ЧФ СВФУ, как структурных элементов определенных задач. С этой целью были разработаны критерии оценки эффективности реализации программы развития Чукотского филиала СВФУ, отражающие конкретные шаги в области образовательной, научно-исследовательской, молодежной, инфраструктурной и интернационализационной политики, которые будут предприняты в ходе решения задач программы развития филиала. Индикаторы результатов в количественном и процентном отношениях показывают степень приближения к ожидаемым результатам программы развития в ходе выполнения

намеченных задач. При этом следует отметить, что программа развития Чукотского филиала СВФУ является гибкой и может быть дополнена и изменена с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов, зависящих от обстоятельств непреодолимой силы.

Заключение

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Создание в 2010 году Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммо-сова в г. Анадыре было обусловлено возросшей потребностью в подготовке инженерных кадров из местного коренного населения с целью решения кадровых вопросов. Повышенный интерес к арктическим регионам во многих странах мира вызван большой их перспективностью в плане добычи полезных ископаемых и развития новых транспортных магистралей. Вахтовый метод привлечения специалистов, широко используемый в советское время при разработке обширных территорий районов Крайнего Севера, становится все более затратным, т.к. требует больших финансовых вложений в создание надлежащей социальной инфраструктуры. Суровые природно-климатические условия Северо-Востока страны влияют на большую текучесть кадров, что отрицательно сказывается на производительности труда.

Дальнейшее развитие ЧФ СВФУ должно быть ориентировано на обеспечение специалистами с высшим образованием ключевых отраслей экономики региона, повышение квалификации и переподготовки инженеров и рабочих кадров, задействованных в энергетике, добывающей промышленности и в сфере IT-технологий. В связи с этим научно-педагогическим коллективом ЧФ СВФУ была разработана целевая программа развития филиала на период 2021-2025 гг., в рамках которой были определены:

- мероприятия, нацеленные на цифровое развитие деятельности филиала, модернизацию его образовательной деятельности, совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности, внеучеб-ной деятельности филиала, развитие человеческого потенциала и совершенствование международной деятельности филиала;

- организационно-педагогические условия, необходимые для функционирования целевой модели развития филиала, основанные на следующих принципах: следовать доминантам образовательной, научно-исследовательской политики и политики в области инноваций и коммерциализации разработок; развивать молодежную политику; следовать кампусной и инфраструктурной политике; осуществлять политику цифровой трансформации; реализовывать политику интернационализации;

- ключевые программно-целевые принципы управления реализацией программы: активная реализация всех уровней управления, постоянный мониторинг и анализ выполнения программы, внешняя экспертиза процесса и результатов выполнения программы, публичное обсуждение планов и результатов, доработка программы и принятие корректирующих мероприятий.

Мы полагаем, что практическая реализация программы развития ЧФ СВФУ позволит к 2025 году обеспечить устойчивое функционирование системы высшего и дополнительного профессионального образования в Чукотском автономном округе с целью решения кадровой политики в условиях диверсификации экономики Крайнего Севера.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальной проработке модели программы развития Чукотского филиала СВФУ с описанием источников финансирования, ответственных лиц, конкретных мероприятий и сроков их реализации.

Источники | References

1. Амиров Р. А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. 2019. № 8 (99).

2. Ерофеева Н. Ю. Управление образовательными системами. Ижевск: Удмуртский университет, 2014.

3. Зайцев В. С. Управление образовательными системами. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019.

4. Зеер Э. Ф. Проблемы модернизации профессионального и профессионально-педагогического образования: панорамный подход // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2 (49).

5. Иванова О. П., Данейкин Ю. В., Трифонов В. А., Мухачева А. В., Чопозов С. И. Влияние региона на развитие университета // Экономика. Информатика. 2021. Т. 48. № 2.

6. Кондратьев В. Б. Минеральные ресурсы и будущее Арктики // Горная промышленность. 2020. № 1.

7. Кулик Н. И. Особенности развития рынка труда в зонах опережающего экономического развития Чукотского АО // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37).

8. Лаврентьева Е. А., Бровкина А. В. Трудовой потенциал регионов арктической зоны как фактор экономического развития территории // Транспортное дело России. 2022. № 2.

9. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: теория и практика. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011.

10. Лышко А. С., Медведев С. О., Зырянов М. А. Проблематика развития территории Арктики и Крайнего Севера // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 3-1 (54).

11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Структура системной теории развития профессионального образования // Специалист. 2016. № 1.

12. Патрахина Т. Н. Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: монография. Нижневартовск, 2017.

13. Позднякова Е. В. Государственное управление образованием // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7 (73). № 3-1.

14. Попова О. В. Проблемы вахтовой организации труда в северном регионе в условиях пандемии (на примере Республики Саха) // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 6.

15. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Изд-е 3-е, перераб. М.: ЭГВеС, 2009.

16. Сериков С. Г., Богдан Н. В. Теория и практика управления образованием // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 1.

17. Ярошевский А. А., Коваль А. И. Человек в Арктике: психологические и физиологические особенности выживания в условия Крайнего Севера // Идеи и новации. 2021. Т. 9. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах | Author information

RU

Алексеева Туяра Егоровна1, к. техн. н., доц. Игнатьев Владимир Петрович2, д. пед. н., доц. Мыреев Николай Васильевич3

1 3 Чукотский филиал Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Анадырь

2 Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

EN

Alekseeva Tuyara Egorovna1, PhD Ignatiev Vladimir Petrovich2, Dr Myreev Nikolai Vasilevich3

1 3 Chukotka branch of M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Anadyr

2 M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk

1 alexseevate@mail.ru, 2 vpi_50@mail.ru, 3 nv.myreev@s-vfu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 08.10.2022; опубликовано (published): 21.11.2022.

Ключевые слова (keywords): подготовка инженерных кадров; высшее образование; Арктическая зона Российской Федерации; филиал федерального университета; подготовка кадров с высшим образованием; целевая модель развития вуза; training of engineering personnel; higher education; Arctic Zone of the Russian Federation; branch of a federal university; training of personnel with higher education; target model of university development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.