Статья / Article
УДК / UDC 371.13
DOI 10.35231/18186653_2022_2_409
Подготовка педагогических кадров для общеобразовательных организаций Арктической зоны Российской Федерации
О. Ю. Левченко
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. Транспортно-логистический и ресурсный потенциал Арктической зоны Российской Федерации делает ее освоение одной из стратегических задач, стоящих на современном этапе. В социально-экономическом развитии данной территории важную роль играет система образования, что актуализирует проблему подготовки педагогических кадров.
Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа разноплановых источников по изучаемой проблеме, в том числе электронных.
Результаты исследования. Общеобразовательные организации Арктической зоны испытывают потребность в педагогических кадрах. Их подготовку осуществляют университеты и колледжи, действующими как в арктических субъектах РФ, так и за ее пределами. Реализуемые образовательные программы учитывают этнокультурные особенности региона, обеспечивают возможности изучения родного языка и традиционных народных промыслов. Улучшению кадровой обеспеченности способствует реализация федеральных программ, направленных на привлечение педагогических работников. Деятельность общеобразовательных организаций в Арктической зоне имеет определенную специфику, что требует учета в профессиональной подготовке педагогических кадров. Повышению качества общего образования способствует проведение научно-педагогических мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогов, выявление и распространение инновационных образовательных практик, учитывающих особенности регионального образовательного пространства. Активизация регионального сотрудничества научных и образовательных организаций будет способствовать совершенствованию деятельности общеобразовательных организаций.
Обсуждение и заключения. Профессиональная подготовка педагогических кадров выступает одним из факторов устойчивого развития Арктической зоны.
Ключевые слова: Арктическая зона, общеобразовательная организация, подготовка педагогических кадров.
© Левченко О. Ю., 2022
Для цитирования: Левченко О.Ю. Подготовка педагогических кадров для общеобразовательных организаций Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. -С. 409-425. DOI 10.35231/18186653_2022_2_409
Training of teaching staff for educational organizations of the Arctic zone of the Russian Federation
O. Yu. Levchenko
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The transport, logistics and resource potential of the Arctic zone of the Russian Federation makes its development one of the strategic tasks at the present stage. The education system plays an important role in the socio-economic development of this territory, which actualizes the problem of teacher training.
Materials and methods. The study was conducted on the basis of a theoretical analysis of diverse sources on the studied problem, including electronic ones.
Results. Educational organizations of the Arctic zone are in need of teaching staff. Their training is carried out by universities and colleges operating both in the Arctic regions of the Russian Federation and abroad. The implemented educational programs take into account the ethnocultural peculiarities of the region, provide opportunities for learning the native language and traditional folk crafts. The implementation of federal programs aimed at attracting teaching staff contributes to the improvement of staffing. The activities of educational organizations in the Arctic zone have certain specifics, which requires consideration in the professional training of teaching staff. The improvement of the quality of general education is facilitated by scientific and pedagogical activities aimed at the professional development of teachers, the identification and dissemination of innovative educational practices that take into account the peculiarities of the regional educational space. The intensification of regional cooperation of scientific and educational organizations will contribute to the improvement of the activities of educational organizations.
Discussion and conclusion. Professional training of teachers is one of the factors of sustainable development of the Arctic zone.
Key words: Arctic zone, educational organization, teacher training
For citation: Levchenko, O.Yu. (2022) Podgotovka pedagogicheskih kadrov dlya ob-shcheobrazovatel'nyh organizacij Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii [Training of teaching staff for educational organizations of the Arctic zone of the Russian Federation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 409-425. DOI 10.35231/18186653_2022_2_409 (In Russian).
Введение
Арктическая зона Российской Федерации имеет значительный транс-портно-логистический и ресурсный потенциал, что делает освоение и развитие данного региона одной из стратегических задач, стоящих на современном этапе. Реализация масштабных инвестиционных проектов, осуществление активной хозяйственной деятельности требуют значительных кадровых ресурсов, одним из условий привлечения которых, является создание социальной инфраструктуры.
Образование, как важнейший социальный институт, выступает одним из приоритетов государственной политики, обеспечивая профессиональную и общеобразовательную подготовку. Профессиональное образование, ориентируясь на потребности перспективного регионального рынка труда и высокотехнологичной инновационной модели развития экономики, призвано подготовить конкурентоспособных специалистов, обладающих совокупностью сформированных компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере. В свою очередь, общее образование, направленное на всестороннее развитие личности, призвано обеспечить должный уровень общеобразовательной подготовки, достижение установленных результатов освоения программ начального, основного и среднего общего образования, приобретение знаний, умений и навыков, формирование компетенций.
В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», общеобразовательная организация осуществляет «в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования»1. Следует учитывать, что деятельность общеобразовательных организаций в Арктической зоне имеет определенную специфику, вызванную особыми природно-климатическими, социально-экономическими, демографическими условиями и этнокультурными особенностями населения. Повышение качества образования, совершенствование содержания реализуемых образовательных программ, достижение всеми обучающимися образовательных результатов, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, сохранение и развитие самобытности и культурного многообразия народов, проживающих на данной территории, остаются приоритетными задачами, стоящими перед общеобразовательными учреждениями, расположенными в Арктической зоне Российской
1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
411
Федерации. Решение указанных задач актуализирует проблему профессиональной подготовки педагогических кадров и их непрерывного профессионального роста.
Обзор литературы
Имеющиеся научно-педагогические исследования свидетельствуют о внимании ученых к специфике организации образовательной деятельности в Арктической зоне, затрагивают различные аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров. В этой связи можно сослаться на монографию «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера: индигенный подход» (Н.Д. Неустроев, А.Д. Николаева, А.Н. Неустроева, А.П. Бугаева, А.А. Кожурова, В.П. Марфусалова, С.Н. Шадрина, Т.А. Шергина), в которой охарактеризована деятельность учителя нового профиля «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера»; описано психолого-педагогическое сопровождение детей тьютором в основной малокомплектной и кочевой школе; рассмотрена координация психолого-педагогического сопровождения детей тьютором в средней общеобразовательной школе [8]. Другой работой является монография З.С. Жирко-вой «Циркумполярное образовательное пространство региона», в рамках которой представлены концептуальные основы педагогического потенциала этнокультурных традиций в развитии регионального образовательного пространства [2]. Учитывая специфику образовательного пространства Арктической зоны, вполне обоснованным представляется интерес к малокомплектным школам, которым присущи «определенные организационно-педагогические характеристики» [5].
Материалы и методы
Исследование проводилась на основе теоретического анализа широкого перечня источников, включающих научно-педагогические работы, законодательные акты федерального и регионального уровня, документы, определяющие стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации, программно-нормативную документацию, аналитические, публицистические и статистические материалы. Обращение к сайтам позволило получить актуальную информацию, касающуюся деятельности образовательных организаций, реализуемых научных исследований, проектов и программ в рамках исследуемого проблемного поля.
Результаты исследования
Арктическая зона Российской Федерации включает северные регионы страны, из которых четыре полностью отнесены к ее территориям (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа), а другие частично (Архангельская область, Республика Карелия, Красноярский край, Республика Коми и Республика Саха (Якутия)).1 Современные задачи социально-экономического развития данной территории, осознание ее экономического и транспортно-логисти-ческого потенциала актуализировали проблемы кадровой обеспеченности, формирования кадрового резерва и повышения требований к качественному составу трудовых ресурсов.
Возросла потребность не только в инженерных кадрах, соответствующих запросам современной инновационной экономики и производства, но и в специалистах социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия для жизни и профессиональной деятельности человека в условиях отдаленного региона. В одном из документов, определяющих основы государственной политики в Арктике, указано, что к основным задачам, стоящим в сфере социального развития Арктической зоны РФ, относится «обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, качественного дошкольного, начального, основного и общего образования, среднего профессионального и высшего образования, услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов»2.
Важным шагом стало и принятие в 2020 г. «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Данный документ предусматривает комплекс мер, направленных на развитие системы образования, а именно: «повышение доступности качественного общего образования и обеспечение условий для организации дополнительного образования детей, в том числе в населенных пунктах, расположенных в удаленных
1 О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296.
2 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164.
местностях, и сельских населенных пунктах, развитие дистанционных образовательных технологий; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере образования и создание условий для получения образования лицами, относящимися к малочисленным народам; развитие совместно с крупными и средними предприятиями сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс; поддержка программ развития федеральных университетов и иных образовательных организаций высшего образования, их интеграция с научными организациями и предприятиями»1. Указанные документы свидетельствуют о важности комплексного подхода в решении задач социально-экономического развития данной территории, называя в качестве одного из приоритетов модернизацию системы образования.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что сохраняется социальный заказ на профессиональную подготовку педагогических работников, которая выступает одним из факторов устойчивого развития данной территории. В этой связи можно сослаться на «Навигатор востребованных профессий в Арктической зоне Российской Федерации 20212035», подготовленный в 2021 г. Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Он содержит информацию, касающуюся рынка труда, и относит к числу наиболее востребованных специалистов учителей и воспитателей2.
В первую очередь, задача профессиональной подготовки педагогических кадров решается университетами, действующими в арктических субъектах РФ, среди которых Мурманский арктический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина. Выпускники университетов приступают к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях региона, преподавая различные предметы, в том
1 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645.
2 АРЧК впервые опубликовало навигатор востребованных профессий Арктической зоны РФ. [Электронный ресурс]. URL: https: //minvr.gov.ru (дата обращения: 28.04.2022).
числе родной язык и литературу, народные промыслы и художественное творчество.
В качестве примера можно привести СВФУ им. М.К. Аммосова, где осуществляется обучение учителей родного (якутского) языка и литературы по направлению бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование. Образовательная программа профиля «Родной язык (якутский) и литература и иностранный язык (английский)» предусматривает изучение таких дисциплин, как «Теория и методика обучения родному языку», «Теория и методика обучения родной литературе», «Родной (якутский) язык», «История родной (якутской) литературы», «Литературное краеведение», «Народы и культура циркумполярного мира», «Региональная экономика Северо-Востока России», «Этнопедагогика», «Этнокультурный компонент в образовании», «Методика обучения родной (якутской) литературе в контексте диалога литератур», «Взаимосвязанное изучение якутской и русской литератур в школе», «Внеклассное чтение родной (якутской) литературы», «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках родной (якутской) литературы», «Метапредметная технология обучения родному языку», «Методика и техника ведения урока разговорного якутского языка»1. Обеспечивая преемственность образовательного процесса, реализуется магистерская программа 45.04.01 Филология. Языки народов РФ (якутский язык) и Литература народов РФ (якутская литература).
Структурным подразделением СВФУ им. М.К. Аммосова является Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации, занимающийся изучением коренных народов Севера, создавших уникальную циркумполярную цивилизацию. Одной из задач, стоящих сотрудниками института выступает образовательная, поскольку, являясь системообразующим центром этнорегионального образования, он осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов в области образования, языкознания, культуры и искусства2.
Особое место в подготовке педагогических кадров для Арктического региона занимает Институт народов Севера, входящий в структуру ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, представляющий собой уникальный
1 Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова [Электронный ресурс]. URL: https: //www.s-vfu.ru (дата обращения: 29.04.2022).
2 Там же.
научно-образовательный центр коренных народов Севера. Решая важную задачу подготовки специалистов в области этнофилологии, этнопе-дагогики и этнокультурологии, он вносит неоценимый вклад в сохранение языков и культур северных этносов. Подготовленные в стенах института научно-педагогические кадры востребованы в сфере образования, культуры и науки Арктического региона. В институте изучаются тунгусо-маньчжурские, тюркские, самодийские, финно-угорские и палеоазиатские языки, освоение которых сопровождается комплексной североведческой подготовкой в сфере традиционной культуры1. Особого упоминания заслуживает публикационная деятельность сотрудников и выпускников института, подготовивших учебные и научные издания по языкам коренных малочисленных народов Севера.
Наряду с высшими образовательными учреждениями, подготовку педагогических кадров ведут и учреждения среднего профессионального образования, одним из которых является ГБПОУ Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж», осуществляющий обучение по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах2.
Осознание важности проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров для Арктической зоны РФ способствовало появлению региональных программ, направленных на формирование кадрового резерва учителей-предметников и руководителей общеобразовательных учреждений. В качестве подобного примера можно привести Государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы и на плановый период до 2026 года», утвержденную 16.12.2019 №900. Данная программа направлена на «создание условий для развития и укрепления потенциала педагогических работников; повышение доступности и качества образования для детей Арктики; обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения; создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения качественного
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. URL: https: //www.herzen.spb.ru (дата обращения: 29.04.2022).
2 Ямальский многопрофильный колледж [Электронный ресурс]. URL: https: //ymk-salehard.ru (дата обращения: 02.05.2022).
образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом»1.
Значительно расширился комплекс мер, направленных на поддержку учителя, например в Якутии действуют три программы: «Земский учитель», «Учитель Арктики» и «(Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ, арктических и северных улусов». В общей сложности по этим трем программам за 2020-2021 гг. была оказана помощь 326 педагогическим работникам. В 2021 г. по программе «Земский учитель» арктическим улусам выделено 11 вакансий из 16 квот. По имеющимся данным, в конкурсе приняли участие 68 человек, 18 из которых представляли Якутию, 50 - другие субъекты Российской Федерации. В 2020 г. республика получила 19 квот, из них 12 предоставлены школам арктических районов. Всего за 2021-2023 гг. по федеральной программе «Земский учитель» Якутии будут выделены 53 квоты2.
Рассматривая перспективы развития системы образования, необходимо учитывать, что проживание на территории Арктической зоны имеет свою специфику. Сложные природно-климатические условия, особенности территориального расселения, территориальная удалённость, отсутствие крупных научных и культурных центров обусловливают использование принципиально иных подходов в организации образовательной деятельности.
Проведенный анализ показывает, что многие общеобразовательные учреждения являются малочисленными по своему составу, что требует использования учителем различных видов и форм работы в малых группах, в определенной степени затрудняет организацию профильного обучения. Другой их отличительной чертой выступает многопредметность, так как малочисленность обучающихся и отсутствие параллельных классов, приводят к тому, что один учитель преподает несколько предметов.
Отсутствие коллег-предметников в определенной степени препятствует оперативному педагогическому взаимодействию, обмену показавшими свою результативность образовательными практиками, тормозит профессиональное развитие педагога, поэтому, учитывая региональную
1 Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. URL: https: //minobrnauki.sakha.gov.ru (дата обращения: 02.05.2022).
2 Государственное собрание Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. URL: https: //iltumen.ru (дата обращения: 03.05.2022).
специфику, учителю крайне важно иметь высокий уровень сформирован-ности информационно-коммуникационной компетенции. Это позволит учителю не только успешно осуществлять дистанционное обучение, использовать различные цифровые образовательные ресурсы и платформы, но и активно участвовать в сетевых педагогических сообществах, преодолевать профессиональные дефициты, осваивать современные образовательные технологии, осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования (2021 г).
При определении направлений подготовки педагогических кадров для общеобразовательных учреждений данного региона следует учитывать, что его население является многонациональным, включает представителей многих коренных малочисленных народов (долганы, кеты, коряки, манси, нганасаны, ненцы, селькупы, саамы, чукчи, ханты, эвенки, эскимосы, и др.). Общеобразовательные учреждения являются полиэт-ничными по составу обучающихся, например 42,5% всех школьников Таймыра являются представителями коренных малочисленных народов1. В этой связи стоит задача развития национальной культуры, сохранения и поддержки национально-культурной самобытности народов России, подготовки учителей родных языков. В то время как большинство населения Арктического региона проживает в городах и посёлках, другая его часть сохраняет полукочевой или кочевой образ жизни, занимаясь традиционными видами природопользования - оленеводством, охотой, морским зверобойным промыслом, рыболовством.
Знаковым событием в развитии региональной системы образования стало проведение образовательных форумов, пятый из которых, «Арктика - новые образовательные векторы: от глобальных вызовов к локальным практикам», состоялся в 2021 г. Мероприятия форума были объединены семью тематическими треками. В рамках трека «Арктический колледж» обсуждались вопросы синхронизации подготовки кадров и региональной экономики, содержания новых компетенций для предприятий топливно-энергетического комплекса Ямала и жителей округа, ведущих традиционный образ жизни. Трек «Учитель Арктики» охватывал вопросы реализации новой системы профессионального развития педагогов
1 Информационные материалы для формирования Стратегии развития отрасли «Образование Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» [Электронный ресурс]. URL: https: //taimyr-edu.ru (дата обращения: 04.05.2022).
в рамках федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Участниками трека «Цифровая школа Арктики» были рассмотрены вопросы трансформации урока, развития цифровой компетентности педагогов и создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории педагогов.
Трек «Кочевой детский сад/школа» стал площадкой обсуждения вопросам реализации образовательных программ для детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, анализу особенностей образовательного процесса в кочевых детских садах. На площадках трека «Содружество родителей Арктики» обсуждались новые форматы работы классных руководителей и формы взаимодействия семьи и школы, подходы к оказанию методической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей. И, наконец, трек «Дети Арктики» дал ямальским школьникам возможность приобрести навыки проектной деятельности и подготовки к предметной олимпиаде, познакомиться с направлением «Кинопедагогика», приняв участие в мастер-классах по созданию авторского кино1.
Другим масштабным мероприятием стало проведение в 2016 г. педагогической конференции «Современное образование Таймыра. Новые контексты. Новые решения». Состоявшийся в ее рамках круглый стол «Качественное этническое образование - устойчивое развитие таймырских этносов» явился площадкой для обсуждения вопросов повышения качества общего образования коренных малочисленных народов Севера, изучения родного языка, использования эффективных образовательных практик. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе реализуются проекты «Языковое гнездо» и «Этнопедагогический компонент в начальной школе»2.
Традиционно большую работу по развитию кадрового потенциала, выявлению и распространению инновационных образовательных практик, научно-методическому сопровождению педагогических работников, повышению их профессионального мастерства осуществляют региональ-
1 Арктический образовательный форум [Электронный ресурс]. URL: https://arcfo-rum.mmco-expo.ru (дата обращения: 05.05.2022).
2 Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. URL:http://taimyr-edu.ru (дата обращения: 05.05.2022).
ные институты развития образования. Разработанные специалистами институтов программы повышения квалификации учитывают региональные особенности. Примером системной работы в данном направлении можно назвать проведение специалистами информационно-методического центра курсов по родным языкам и предметам этнокультурного направления как с выездом в образовательные учреждения сельского поселения Хатанга и г. Дудинки1.
Узнаваемым брендом региона стал проект «Кочевая школа», направленный на повышение доступности и качества образования в местах кочевий, на сохранение самобытности посредством модернизации региональной системы образования с максимальным учетом этнокультурных потребностей детей из числа коренных малочисленных народов. Кочевые школы осуществляют образовательную деятельность с учетом традиционной хозяйственной деятельности, имея определенные особенности в организации образовательного процесса, такие как отсутствие традиционной классно-урочной системы, совместное обучение разновозрастных детей, преподавание одним учителем нескольких предметов.
Практика кочевого образования в том или ином виде реализовыва-лась в Таймырском, Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах Красноярского края, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Саха (Якутия). При этом, в Ямало-Ненецком автономном округе оказалось более востребованным открытие кочевых детских садов. По имеющимся данным, в 2017 г., на территории округа действовало 22 кочевые школы, из которых одна круглогодичная и две сезонные, в то время как остальные учреждения, представленные в региональном проекте, являлись кочевыми детскими садами, оказавшимися наиболее востребованными местным населе-нием2.
Большое внимание уделяется и сохранению языков коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне. По сложившейся практике к разработке программ и учебных пособий по родным языкам привлекаются носители языка, хорошо знающие традиционный образ
1 Информационные материалы для формирования Стратегии развития отрасли «Образование Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» [Электронный ресурс]. URL: https: //taimyr-edu.ru_(дата обращения: 04.05.2022).
2 Кочевое образование: что вы хотели знать, но боялись спросить [Электронный ресурс]. URL: https: //goarctic.ru (дата обращения: 06.05.2022).
жизни местного населения, национальную культуру и промыслы. Среди таких учебных пособий «Живое слово: Азбука в стихах на кетском языке» для учащихся 1-4-х классов кетских школ (Г.Х. Николаева), «Занимательная математика для северян» (З.Н. Ичин-Норбу), «Ненецкий язык» (С.И. Яндо, В.М. Сэрпива, Няруй В.Н.).
Представляется, что в современных условиях проблемы развития системы образования в Арктической зоне приобретают особый смысл и масштаб, выходят за рамки локальных, что активизирует региональные связи и сетевое взаимодействие научных и образовательных организаций, промышленных предприятий. По инициативе Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики в 2020 гг. был создан Научно-производственный арктический кластер, целью которого является «реализация эффективных и взаимовыгодных совместных программ и проектов, основанных на объединении информационных, финансовых, технологических и иных ресурсов участников Кластера, в том числе с привлечением внешнего финансирования для решения задач научно-технологического обеспечения Арктической зоны Российской Федерации»1.
Следует отметить, что ЛГУ им. А.С. Пушкина имеет опыт работы Таймырского (г. Дудинка) и Норильского филиалов университета, деятельность которых внесла несомненный вклад в подготовку кадрового потенциала Арктической зоны, в том числе педагогов-дефектологов, успешно работающих в образовательных учреждениях региона.
Комплексные психолого-педагогические исследования, выполненные сотрудниками ЛГУ им. А.С. Пушкина, способствовали формированию научной школы, ориентированной на изучение особенностей функционирования и развития системы образования в Арктической зоне. В диссертационном исследовании Е.Б. Троицкого, посвященном моделированию профильного обучения в условиях образовательного пространства Норильского промышленного района, представлена модель, созданная на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений, «включающая взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, управленческий, кадрообеспечивающий), которые, обладая свойством самоорганизации, отражают изменения образовательных потребностей социума, что позволяет реализовывать личностно и профессионально ориентированное обучение и развитие учащихся в условиях
1 Научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: https: //gov.spb.ru (дата обращения 07.05.2022)
крупного северного промышленного района»1. Л.П. Назарова, Е.Б. Троицкий, И.М. Медведева, всесторонне изучив вопросы, касающиеся организации профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия школ в образовательном пространстве Норильского промышленного района, представили результаты своего исследования в виде монографии [7].
В имеющихся научных работах рассмотрены актуальные проблемы дефектологического образования, а именно: интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (Л.М. Кобрина, Е.П. Косинова); организация непрерывного образования специа-листов-дефектологов (И.М. Медведева), деятельности школ как центров обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Л. Косинова) [3; 4; 6].
На современном этапе имеются широкие возможности для дальнейшего сотрудничества ЛГУ им. А.С. Пушкина с образовательными учреждениями Арктической зоны. Научно-педагогический потенциал университета позволяет оказывать нормативно-правовую, организационно-управленческую, научную и методическую поддержку общеобразовательным, профессиональным организациям и педагогам, выступая одной из площадок диалога участников образовательного процесса в социокультурном пространстве данного региона.
Одним из направлений сотрудничества может стать участие научно-педагогических кадров университета в создании учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий по родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера; в разработке программ дисциплин и модулей, учитывающих этнокультурные, психологические и психофизиологические особенности и образовательные потребности обучающихся данного региона; в подготовке электронных образовательных ресурсов для изучения родных языков.
Другим вектором сотрудничества может выступать профессиональное развитие педагогических кадров, преодоление профессиональных дефицитов, организация наставничества и методического сопровождения молодых учителей, направленное на их успешную интеграцию в профессиональную среду. Оно может осуществляться в форме помощи педагогам в организации самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута; привлечения научно-педагогических кадров университета для проведения практико-ориентированных курсов,
1 Троицкий Е.Б. Моделирование профильного обучения в условиях образовательного пространства Норильского промышленного района: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. С. 9.
лекций, мастер-классов, педагогических мастерских, тренингов, в том числе направленных на развитие адаптационного потенциала педагогических работников, их эмоциональной устойчивости. Следует упомянуть и о возможности реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, учитывающих региональную специфику, например, «Специфика профессиональной педагогической деятельности в условиях Арктической зоны», «Этнопсихологические особенности детей, коренных народов, проживающих в Арктической зоне».
Представляет определенный интерес и организация совместных научно-исследовательских проектов, касающихся сохранения многообразия языков и культур; изучения родного языка и литературы, культуры коренных малочисленных народов Севера (фольклор, народные промыслы, национальные виды игр, и т.д.); разработки педагогических технологий, учитывающих традиционные способы хозяйствования населения; социальной адаптации и формирования у обучающихся компетенций межкультурного взаимодействия в полиэтнической среде; реализации социального партнерства с родителями обучающихся, что будет способствовать решению актуальных проблем, стоящих перед педагогическим сообществом Арктического региона.
Обсуждение и выводы
Реализация устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны РФ возможна лишь при условии должного внимания к сфере образования. Профессиональная подготовка педагогических кадров является одним из факторов повышения образовательного уровня населения, сохранения и приумножения культуры коренных народов с учетом выявленных особенностей [1]. Разработаны и успешно реализуются проекты, направленные на изучение родных языков и предметов этнокультурного содержания, приобщение к традиционным отраслям хозяйствования, сохранение культурного наследия кочующих народов.
Список литературы
1. Белов В. В., Куницына И. А. Теоретические и методические основы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих в Арктической зоне // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - № 2.
2. Жиркова З.С. Циркумполярное образовательное пространство региона [Электронный ресурс]: моногр. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2018. 151 с.
3. Кобрина Л.М., Косинова Е.П. К вопросу интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы Крайнего Севера // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2011. - Т. 3. - № 3. - С. 94-107.
4. Косинова Е.Л. Проблемы школы Крайнего Севера как центра обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальная политика: современность и будущее : сб. материалов науч.-практ. конф., 29 марта 2012 г. - С. 82-84.
5. Левченко О.Ю. Малокомплектные образовательные организации в сельской местности: история и современность // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2020. - Т. 15. № 4. - С. 129-135.
6. Медведева И.М. Проблемы организации непрерывного образования специа-листов-дефектологов в условиях Заполярья // VII Царскосельские чтения: междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2003. - Т.1. - С. 96-99.
7. Назарова Л.П., Троицкий Е.Б., Медведева И. М. Профильное обучение в условиях сетевого взаимодействия школ в образовательном пространстве Норильского промышленного района: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. - 120 с.
8. Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера: индигенный подход [Электронный ресурс]: монография / Н.Д. Неустроев, А.Д. Николаева, А. Н. Неустроева, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова, В. П. Марфусалова, С. Н. Шадрина, Т. А. Шергина; [под ред. Н. Д. Неустроева]. - Электрон. текст. дан. (2,1 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
References
1. Belov, V. V., Kunitsyna, I. A. (2022) Teoreticheskie i metodicheskie osnovy psi-hologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'noj deyatel'nosti pedagogov, rab-otayushchih v Arkticheskoj zone [Theoretical and methodological foundations of psychological and pedagogical support of professional activity of teachers working in the Arctic zone]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. (In Russian).
2. Zhirkova, Z.S. (2018) Cirkumpolyarnoe obrazovatel'noe prostranstvo regiona [Circumpolar educational space of the region]. Saint Petersburg. (In Russian).
3. Kobrina, L.M., Kosinova, E.P. (2011) K voprosu integrirovannogo obucheniya i vospitaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah shkoly Krajnego Severa [On the issue of integrated education and upbringing of children with disabilities in the conditions of the school of the Far North]. Vestnik Leningradskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 3. Vol. 3. рр. 94-107.(In Russian).
4. Kosinova, E.L. (2012) Problemy shkoly Krajnego Severa kak centra obucheniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Problems of the school of the Far North as a center for teaching children with disabilities]. Saint Petersburg. (In Russian).
5. Levchenko, O.Yu. (2020) Malokomplektnye obrazovatel'nye organizacii v sel'skoj mestnosti: istoriya i sovremennost [Small educational organizations in rural areas: history and modernity]. Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific notes of the Transbaikal State University. No 4. Vol. 15. pp. 129-135. (In Russian).
6. Medvedeva, I.M. (2003) Problemy organizacii nepreryvnogo obrazovaniya spe-cialistov-defektologov v usloviyah Zapolyar'ya [Problems of the organization of continuous education of specialists-defectologists in the conditions of the Arctic]. Saint Petersburg. (In Russian).
7. Nazarova, L.P. Troickij, E.B., Medvedeva, I. M. (2007) Profil'noe obuchenie v usloviyah setevogo vzaimodejstviya shkol v obrazovatel'nom prostranstve Noril'skogo promysh-lennogo rajona [Specialized training in the conditions of network interaction of schools in the educational space of the Norilsk industrial district]. Saint Petersburg. (In Russian).
8. Neustroev, N.D., Nikolaeva, A.D., Neustroeva, A. N., Bugaeva, A. P., Kozhurova, A. A., Marfusalova, V. P., SHadrina, S. N., SHergina, T. A. (2020). Pedagogicheskoe so-provozhdenie detstva v usloviyah Severa: indigennyj podhod [Pedagogical support of childhood in the conditions of the North: an indigenous approach]. Kirov. (In Russian).
Об авторе
Левченко Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-9946-5902, e-mail: o.levchenko@lengu.ru
About author
Olga Yu. Levchenko, Dr. Sci. (Ped.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-9946-5902, e-mail: o.levchenko@lengu.ru
Поступила в редакцию: 06.05.2022 Принята к публикации: 27.05.2022 Опубликована: 30.06.2022
Received: 06 May 2022 Accepted: 27 May 2022 Published: 30 June 2022