УДК377; 378; 349.2; 331.526
Т. Н. Оглезнева1
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В АРКТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ РОССИИ
ON THE PROSPECTS FOR THE TRAINING OF SKILLED LABOR RESOURCES
IN THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA
Аннотация. В статье проанализированы перспективы качественной подготовки квалифицированных кадров для развития Арктики, реализуемые в арктических субъектах РФ в рамках основных направлений государственной политики, на основе инновационных проектов с участием крупных частных корпораций, учебных заведений, общественной инициативы, различных фондов. Для устойчивого развития российской Арктики необходимо разработать комплексную перспективную программу обеспечения этой территории высококвалифицированными трудовыми кадрами, основанную на балансе возможностей государства и заинтересованности частного бизнеса в развитии региона присутствия, привлечении и закреплении там в первую очередь молодежи. В статье раскрыты возможности образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования (федеральных университетов, опорных вузов, колледжей и др.) в обеспечении наиболее важных потребностей субъектов Арктической зоны Российской Федерации; Центров арктических компетенций, объединяющих разноуровневые профессиональные образовательные организации; инновационных Центров дополнительного образования, на экспериментальных площадках которого создана особая практико-ориентированная среда для реализации проектной деятельности. Охарактеризовано содержание и перспективы взаимодействия образовательных организаций с работодателями-партнерами с акцентом на практико-ориентированное обучение студентов, развитие различных форм государственно-частного партнерства образовательных организаций и компаний, в том числе подготовка кадрового потенциала с помощью целевого заказа.
Ключевые слова: Арктика, субъекты АЗРФ, трудовые ресурсы, подготовка квалифицированных кадров, государственно-частное партнерство, профессиональное образование, федеральные университеты, опорные вузы, инновационные центры, практико-ориентированное обучение.
Abstract. The article analyzes the prospects for high-quality training of qualified personnel for the development of the Arctic, implemented in the Arctic regions of the Russian Federation within the framework of the main directions of state policy, based on innova-
1 Оглезнева Татьяна Николаевна - к. ист. н., доцент, зав. каф. гражданского права и процесса ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». E-mail: [email protected]
Oglezneva Tatyana Nikolaevna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of civil law and process of the «M. K. Ammosov North-Eastern Federal University»
tive projects with the participation of large private corporations, educational institutions, public initiative, various funds. For the sustainable development of the Russian Arctic, it is necessary to develop a comprehensive long-term program for providing this territory with highly qualified labor personnel, based on a balance of the state's capabilities and the interest of private business in the development of the region of presence, attracting and retaining, first of all, young people there. The article reveals the possibilities of educational organizations of secondary vocational and higher education (federal universities, flagship universities, colleges, etc.) in meeting the most important needs of the subjects of the Arctic zone of the Russian Federation; Centers of Arctic competencies, bringing together multilevel professional educational organizations; innovative Centers for additional education, on the experimental sites of which a special practice-oriented environment has been created for the implementation of project activities. The content and prospects for the interaction of educational organizations with employers-partners are characterized with an emphasis on practice-oriented training of students, the development of various forms of public-private partnership of educational organizations and companies, including the training of human resources through a targeted order.
Keywords: Arctic, subjects of the Russian Arctic, labor resources, training of qualified personnel, public-private partnership, vocational education, federal universities, flagship universities, innovation centers, practice-oriented training.
Введение
Недостаточность людей в регионе, сохраняющаяся на протяжении последних десятилетий тенденция сокращения численности населения, особенно в постдобывающих монопрофильных городах Арктики, остаются проблемами, ждущими своего немедленного с учетом современных реалий решения. В арктических недрах находится огромное количество природных богатств, для освоения которых срочно необходимы человеческие ресурсы. Кадровое обеспечение Арктики1 квалифицированными специалистами является одним из приоритетных направлений государственной политики. Государство, разрабатывая в 2013 г. Стратегию развития региона, констатировало существенный разрыв между спросом и предложением на рынке труда, перекос в сторону переизбытка невостребованных специалистов при дефиците кадров рабочих и технических профессий, отсутствие механизмов эффективной профессиональной подготовки, причиной чего является отсутствие систематически разработанной сбалансированной системы обеспечения арктического региона высококвалифицированными кадрами [6]. В 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года N 645 была утверждена новая Стратегия развития Арктической зоны Россий-
1 В состав АЗРФ входят полностью или отдельными муниципальными образованиями Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, Республика Коми, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), Красноярский край и Архангельская область.
ской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года [7]. На первом этапе ее реализации (в 2020-2024 гг.] предусматривается: «д] приведение системы профессионального образования и дополнительного образования в соответствии с прогнозируемой кадровой потребностью работодателей в экономике и социальной сфере Арктической зоны, в том числе оснащение образовательных организаций современной техникой и материалами». На втором этапе - в 2025-2030 годах - запланировано «завершение формирования конкурентоспособной системы профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки и образовательных организаций высшего образования».
Основная часть
На сегодняшний день сбалансированная система обеспечения арктического региона высококвалифицированными кадрами не выработана. В целом в ходе реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года не было достигнуто соответствие системы среднего профессионального и высшего образования в арктической зоне потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах [7].
Так, «по данным Министерства науки и высшего образования РФ, потребность в специалистах на севере ежегодно составляет 25 тысяч человек. Арктические регионы сталкиваются с проблемой оттока выпускников вузов из северных территорий, а также привлечения специалистов из неарктических регионов. При этом объемы и качество подготовки кадров в вузах не всегда отвечают потребностям компаний, работающих в Арктике...» [1]. С другой стороны, отсутствие мест для успешного трудоустройства и получения востребованной профессии приводит к невозможности для молодежи связать свое будущее с Арктикой.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года включает реализацию следующих мер: «н] развитие совместно с крупными и средними предприятиями сети профессиональных образовательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современной техникой в соответствии со стандартами «Ворлдскиллс»;...о] поддержка программ развития федеральных университетов и иных образовательных организаций высшего образования, их интеграция с научными организациями и предприятиями» [7].
Федеральные университеты создавались с целью приблизить образование к наиболее важным потребностям регионов [4], [9]. Три из них находятся в арктических субъектах - это Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова в Якутске, Северный (Арктический] федеральный университет им. М.В. Ломоносова в Архангельске, Сибирский федеральный университет в
г. Красноярске. Так, одной из главных задач ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (СВФУ) является подготовка кадров для потребностей не только Республики Саха (Якутия), но и всего Северо-Востока России. Филиалы университета находятся в промышленных городах Якутии - Мирный (Мирнинский политехнический институт), Нерюнгри (Нерюгринский технический институт), а также в Анадыре - столице Чукотского автономного округа (Чукотский филиал). Преобладающее направление подготовки в университете связано с обеспечением потребностей региона, в том числе арктических территорий, высококвалифицированными техническими и инженерными кадрами всех уровней подготовки. В СВФУ реализуется более 200 образовательных программ, которые ориентированы на северные арктические регионы, - по инженерным, филологическим, педагогическим, медицинским направлениям. В интервью Российскому совету по международным делам ректор СВФУ им. М.К. Аммосова А. Н. Николаев обозначил, что «в силу своей специфики, своего особенного географического положения, мы работаем на Арктику. Если взять территорию ответственности нашего университета, получится около половины арктической сухопутной территории нашей страны. Это 13 улусов и Чукотский автономный округ, где находится наш филиал. Это более двух млн кв. км - достаточно большая и малонаселенная территория со своей спецификой и условиями. Получается, наш университет дает специальные навыки для работы в Арктике, разрабатывает программы для малокомплектных школ и поддерживает молодежь, въезжающую туда. Сейчас из 19 тыс. студентов 6 тыс. могут работать в Арктике, потому что их профессия может быть в той или иной мере связана с этим регионом» [3]. Вопросы обеспечения квалифицированными кадрами также нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденной Указом главы Республики Саха (Якутия) 14 августа 2020 года № 1377 [8].
Основываясь на перспективе большого промышленного потенциала Арктики, компании могут обеспечивать свои потребности с помощью целевого заказа. Так, для развития кадрового потенциала АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) - крупнейшая судостроительная компания России - проводит конкурс абитуриентов на целевое обучение в ведущие учебные заведения страны по отраслевым специальностям с дальнейшим трудоустройством в АО «Северное производственное объединение «Арктика». Целевой договор налагает определенную ответственность на студента, на компанию или администрацию, когда спустя четыре года или пять лет должна быть сохранена вакансия и созданы определенные условия. За последние три года работать в арктические районы Якутии уехали более 140 выпускников СВФУ. Основными работодателями выпускников СВФУ для арктических районов являются АК «Алроса», АО ХК «Якутуголь», АО «Алмазы Анабара», ГУП ГГП РС(Я) «Якутскгеология», АО «Сургутнефтегаз», АО «Янгеология», ООО «Восточная техника, АО «Сахаэнерго» и др.
В рамках взаимодействия с работодателями-партнерами делается акцент на практико-ориентированное обучение студентов; на профессионализации студентов старших курсов и на трудоустройстве выпускников, что позволяет сделать вывод, что такое сотрудничество носит характер государственно-частного партнерства [5]. Из средств договора пожертвований ПАО «Газпром» финансируется программа повышения качества образования, студенты выезжают на ознакомительные экскурсии объектов «Газпрома» с бесплатной программой и проходят производственную практику, что вообще является «актуальным и многообещающим направлением государственно-частного партнерства» [2, с. 306]. Реализуются и другие формы государственно-частного партнерства университета и компаний. В рамках корпоративной системы «Школа-вуз-предприятие» Мир-нинский политехнический институт СВФУ совместно с компанией «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» реализует программу, включающую учебные занятия, экскурсии в институт и профориентационные мероприятия. В 2020-2021 учебном году 43 ученика из г. Мирного и г. Ленска обучались в «Роснефть-классах». По итогам предыдущего обучения в МПТИ СВФУ обучается 7 выпускников, которые отмечают, что ранняя профориентация в значительной степени мотивировала и нацеливала их на получение образования и устройство на работу в регионе.
В 2017 г. статус опорного университета получил ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (МАГУ]. В состав МАГУ в новом статусе его филиалов вошли Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, расположенный в г. Апатиты, и Хибинский технический колледж (тогда филиал Национального минерально-сырьевого университета «Горный»], расположенный в г. Кировске.
Примером международного сотрудничества является подписание соглашений между инновационным фондом «Арктика-Союзное государство» и двумя вузами: МАГУ и Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН». Они как раз и подразумевают контакты в области инновационных технологий и подготовки кадров для Арктики. На форуме «Подготовка кадров и молодежная политика в Арктике» (28 мая 2019 г.] также был представлен инфраструктурный проект строительства Международного культурно-технологического центра «Арктика-СГ» на базе филиала МАГУ в Апатитах, где расположены предприятия таких промышленных гигантов, как ПАО ГМК «Норильский никель», ПАО «Фосагро», есть Кольский научный центр РАН.
Успешное развитие Мурманской области напрямую связано с достаточностью и уровнем квалифицированных трудовых ресурсов. Комплексную непрерывную подготовку рабочих кадров на высокотехнологичном оборудовании по заявкам строительных, горнодобывающих, обрабатывающих, судоремонтных, топливно-энергетических предприятий, работающих или готовых работать в арктических условиях, обеспечивает Центр арктических компетенций, объединяющий разноуровневые профессиональные образовательные организации области, в ко-
торых созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций и ресурсные центры профессионального образования. Центр функционирует на базе ФГАОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» (МГТУ). Комплексная программа взаимодействия Кировского филиала АО «Апатит» и Хибинского технического колледжа (филиала МАГУ в г. Кировске) обеспечивает отвечающую современным требованиям материальную базу и прохождение на высоком уровне для возможно более эффективной адаптации молодых специалистов в условиях, максимально приближенных к реальности и имитирующих производственный процесс, практики под руководством опытных наставников - работников предприятия. В Кировский филиал АО «Апатит» также каждый год приезжают студенты из вузов со всей страны - для ознакомительного посещения предприятия, чтобы пройти производственную практику с перспективой дальнейшего трудоустройства именно в КФ ПАО «Апатит». Так градообразующее предприятие обеспечивает приток молодых специалистов на Север.
Потребности арктических субъектов РФ в кадрах отчасти восполняют учебные заведения, расположенные в соседних регионах. Выпускники опорного университета ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (ТИУ) трудоустраиваются в том числе и в арктических субъектах - Ямало-Ненецком автономном округе и др. В самом крупном городе ЯМАО размещен Ноябрьский институт нефти и газа им. В. А. Городилова (филиал ТИУ). В Ненецком автономном округе нет высших учебных заведений, поэтому налицо интенсивный процесс образовательной миграции в соседние субъекты. Особенно много студентов из НАО обучается в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Представительство НАО в Санкт-Петербурге ведет постоянную работу по возвращению молодых специалистов в округ.
Вообще, для арктических субъектов необходимо развернуть комплексную многоступенчатую программу по привлечению молодых людей, получивших образование, на Север; по стимулированию желания молодых профессионалов не только хорошо заработать, что, безусловно, крайне важно, но и по предоставлению возможностей для удовлетворения стремления сделать успешную социальную карьеру, по созданию комфортной среды проживания. В решение этой проблемы свой вклад вносит открытый в 2016 г. Арктический молодежный центр компетенций. Центр имеет соглашения о сотрудничестве с 18 учебными заведениями в области освоения и развития Арктики и компаниями, ведущими свою деятельность в регионе: ПАО «Совкомфлот», ПАО «Газпромнефть», ООО «Газ-промнефтьшельф», ООО «Фертоинг» и др.; организует стажировки представителей «полярных» специальностей на ведущих предприятиях Арктики; проводит мероприятия, направленные на повышение квалификации, профессиональную ориентацию и поощрение лучших представителей «полярных» специальностей. Аналогичную деятельность в интересах Росатомфлота осуществляет Центр морских арктических компетенций им. адмирала С. О. Макарова и других.
Для решения кадровых потребностей территории арктического севера Красноярского края на базе КГБПОУ «Таймырский колледж» при поддержке ПАО ГМК «Норильский никель» организован инновационный центр дополнительного образования «Молодежный коворкинг», на экспериментальной площадке которого создана особая практико-ориентированная среда для реализации проектной деятельности. ПАО ГМК «Норильский никель» также организовал в Красноярском крае ряд Центров инновационного творчества: «FabLab (от англ. Fabrication laboratory] Таймыр» - площадка, объединяющая студентов, мастеров производственного обучения, преподавателей, экспертов и работодателей для совместного обучения, и осуществления инновационной деятельности, направленной на развитие территории; «FabLab Норильск» - научный центр европейского уровня для молодежи и школьников, оснащенный новейшим 3D-оборудованием.
Условия обучения на базе АО ХК «Якутуголь» для студентов ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» (г. Нерюнгри) также максимально приближены к реальным производственным условиям - большую часть времени обучающиеся проводят на предприятии, где непосредственно формируются практические навыки. В Новом Уренгое ПАО «Газпром» учредил ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой», где обучение также преследует целью развитие прак-тико-ориентированного обучения.
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года развитие системы профессионального образования и дополнительного образования должно учитывать необходимость развития Северного морского пути [7]. Так, запланирована модернизация Жатайского судоремонтно-судостроительного завода, который сможет обеспечить эффективное бесперебойное функционирование Северного морского пути, в том числе северного завоза, проводя оснащение новым оборудованием, ремонт и межнавигационное обслуживание судов. Так, в Республике Саха (Якутия] на базе Жатайского техникума в интересах местных работодателей, таких, как ПАО «Якутцемент», АО «Якутдорстрой», АО ХК «Якутуголь», АК «АЛРОСА» была открыта специальность «докер-механизатор».
Работа по открытию новых специальностей и направлений подготовки в Дальневосточном федеральном округе ведется регионами совместно с АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике». Актуальность учебных программ среднего профессионального образования - один из важнейших факторов в создании региональной кадровой базы. Фокус внимания работодателей перемещается на систему среднего профессионального образования, а Агентство, в свою очередь, уже сегодня совместно с субъектами ДФО работает по запуску новых направлений подготовки в интересах региональных инвестиционных проектов.
Заключение
Для арктических регионов РФ характерна образовательная миграция молодежи, особенно из (пост)добывающих городов в региональные центры, где имеется больший выбор образовательных организаций, либо из регионов в центральные города и вузы. Возможность получить качественное образование, существовать в современной образовательной среде, реализовать свои амбиции привлекает молодежь. Поэтому необходимо развивать и поддерживать существующие на местах - в арктических городах - образовательные организации, открывать филиалы ведущих вузов, обеспечивая их высококлассными специалистами, первосортными технологиями, современным досугом и возможностями для реализации инновационных замыслов наиболее креативной и энергичной части общества - молодых людей. Такая живая и мобильная среда позволит изжить некий комплекс неполноценности, что заставляет молодежь уезжать из родных мест и, напротив, сформировать мироощущение уважения и уверенности в себе. С другой стороны, следует проводить политику трудоустройства и привлечения молодежи, получившей образование, отвечающую потребностям региона, на условиях не вахтового метода или командировки, а для постоянного проживания. Здесь, в первую очередь, необходимо учитывать потребности молодых людей, стоящих на пороге создания семьи, в социальном и финансовом благополучии, достойной заработной плате, в комфортной окружающей среде, в разнообразном досуге, безопасности. Для этого надо проводить «штучную» политику относительно каждого молодого специалиста.
Будущее устойчивого развития российской Арктики состоит в наращивании человеческого потенциала, обеспечения этой территории высококвалифицированными трудовыми кадрами, подготовка которых должна быть основана на балансе возможностей государства и заинтересованности частного бизнеса в развитии региона присутствия, привлечении и закреплении там молодежи.
Литература
1. Итоговая общественная резолюция по вопросам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации за 2018 год VIII Международного Форума «Арктика - настоящее и будущее». - 120 с. - URL: http://www. forumarctic.com/conf2018/resolution-2018/ (дата обращения: 23.07. 2019).
2. Мельников, М. С. Использование государственно-частного партнерства в образовании / М. С. Мельников // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 3. - С. 303-308.
3. Наши выпускники будут определять направления трансформации региона. -URL: https://russiancoundl.ru/analytics-and-comments/interview/anatoHy-nikolaev-nashi-vypuskniki-budut-opredelyat-napravleniya-transformatsii-makroregiona/ (дата обращения: 01.02.2022).
4. Рожков, Г. В. Федеральные университеты - новые зоны роста инновационной экономики / Г. В. Рожков, С. И. Мутовин // Транспортное дело России. - 2009. - № 2. - С. 65-67.
5. Саралиева, З. Х. Государственно-частное партнерство в сфере трудоустройства выпускников вузов / З. Х. Саралиева, И. Э. Петрова, Е. А. Шинкаренко // XI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы Международная научно-практическая конференция (Екатеринбург, 15-16 марта 2018 года). - Екатеринбург : Гуманитарный университет. - 2018. - С. 527-530.
6. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 № Пр-232 // - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142561/ (утратила силу) (дата обращения: 18.07.2019).
7. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года (утвержденная Президентом Российской Федерации от 26.10.2020 N 645) // - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_366065/f816e270336e0e2d9c1e07a4faf1fd0241a911b4/ (дата обращения: 01.02.2022).
8. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/574612682 (дата обращения: 03.03.2022).
9. Таппасханова, М. А. Федеральные университеты как новая форма организации высшего профессионального образования / М. А. Таппасханова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 2 (5). - С 119-126.
References
1. Itogovaya obshchestvennaya rezolyuciya po voprosam socialno-ekonomicheskogo razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii za 2018 god VIII Mezhdunarodnogo Foruma «Arktika - nastoyashchee i budushchee». - 120 s. - URL: http://www.forumarctic. com/conf2018/resolution-2018/ (data obrashcheniya: 23.07. 2019).
2. Melnikov, M. S. Ispolzovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v obrazovanii / M. S. Melnikov // Rossijskoe predprinimatelstvo. - 2017. - T. 18. - № 3. - S. 303-308.
3. Nashi vypuskniki budut opredelyat napravleniya transformacii regiona. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/anatoliy-nikolaev-nashi-vypuskniki-budut-opredelyat-napravleniya-transformatsii-makroregiona/ (data obrashcheniya: 01.02.2022).
4. Rozhkov, G. V. Federalnye universitety - novye zony rosta innovacionnoj ekonomiki / G. V. Rozhkov, S. I. Mutovin // Transportnoe delo Rossii. - 2009. - № 2. - S. 65-67.
5. Saralieva, Z. H. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere trudoustrojstva vypusknikov vuzov / Z. H. Saralieva, I. E. Petrova, E. A. Shinkarenko // XI Uralskie sociologicheskie chteniya. Social'noe prostranstvo i vremya regiona: problemy
ustojchivogo razvitiya: materialy Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Ekaterinburg, 15-16 marta 2018 goda). - Ekaterinburg : Gumanitarnyj universitet. - 2018. - S. 527-530.
6. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacionalnoj bezopasnosti do 2020 goda (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 8 fevralya 2013 № Pr-232 // - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/ (utratila silu) (data obrashcheniya: 18.07.2019).
7. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacionalnoj bezopasnosti do 2035 goda (utverzhdennaya Prezidentom Rossijskoj Federacii ot 26.10.2020 N 645) // - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_366065/f816e270336e0e2d9c1e07a4faf1fd0241a911b4/ (data obrashcheniya: 01.02.2022).
8. Strategiya socialno-ekonomicheskogo razvitiya Arkticheskoj zony Respubliki Saha (Yakutiya) na period do 2035 goda. - URL: https://docs.cntd.ru/document/574612682 (data obrashcheniya: 03.03.2022).
9. Tappaskhanova, M. A. Federalnye universitety kak novaya forma organizacii vysshego professionalnogo obrazovaniya / M. A. Tappaskhanova // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2012. - № 2 (5). - S 119-126.