Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Дата публикации: 30.08.2021 УДК 331.1; 378.1; 377.1
И. С. Степусь, А. В. Симакова, Е. А. Питухин
Применимость профессионального образования в онлайн-форме для условий Арктической зоны: позиция работодателей
Введение. Рынки труда регионов Арктической зоны Российской Федерации испытывают потребность в кадрах, которым предстоит работать в экстремальных условиях крайнего Севера. Это объективное обстоятельство накладывает особенные, зачастую, повышенные требования к квалификации и уровню подготовки соискателей работы, в том числе, и к качеству их образования. Актуальность данного исследования обуславливается набирающей популярность формой онлайн-обучения, которой свойственны как достоинства, связанные с доступностью такого образования и его безопасностью в эпоху пандемии, так и недостатки, связанные с качеством получаемого образования. Цель исследования - анализ востребованности специалистов, получивших профессиональное образование в дистанционной онлайн-форме, на рынке труда регионов Арктической зоны Российской Федерации.
Материалы и методы. Информационной базой исследования послужили результаты опроса более 2200 работодателей из территорий всех 9 субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону. Опросы проводились методами онлайн анкетирования. При обработке результатов опроса использовались методы описательной статистики, системного анализа и сравнительный анализ данных.
Результаты исследования. Применимость практики получения профессионального образования в онлайн-форме для условий Арктической зоны одобряют 58% опрошенных работодателей, а 42% относятся к этому отрицательно. Только каждый третий опрошенный работодатель считает существующую в АЗ РФ систему онлайн-образования в целом соответствующей их требованиям к такому типу подготовки. При этом чуть более 40% работодателей всех арктических регионов выразили готовность принять в штат специалистов с дипломом об онлайн-образовании. Результаты опроса, представленные в разрезе арктических регионов и видов экономической деятельности, показали неоднородное отношение работодателей к исследуемым вопросам.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты подтвердили значимость для работодателей АЗ РФ вопросов подготовки кадров с применением онлайн-обучения, которое обладает как рядом несомненных преимуществ для арктических территорий, так и ограничений. Важным направлением развития исследования является оценка возможностей существующей системы дистанционного онлайн-образования с позиции самих субъектов образования - вузов и колледжей, расположенных в Арктической зоне России.
Ключевые слова: онлайн-образование, Арктика, работодатели, применимость практики онлайн-образования
Ссылка для цитирования:
Степусь И. С., Симакова А. В., Питухин Е. А. Применимость профессионального образования в онлайн-форме для условий Арктической зоны: позиция работодателей // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 108-120. сМ: 10.32744^.2021.4.7
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Accepted: 9 April 2021 Published: 30 August 2021
I. S. Stepus, A. V. Simakova, E. A. Pitukhin
Applicability of online professional education to the conditions of the Arctic zone: the viewpoint of employers
Introduction. Labor markets in the regions of the Arctic zone of the Russian Federation are challenged with the needs for personnel who have to work in the extreme conditions of the Far North. This objective circumstance imposes special, often increased requirements for the qualifications and level of training of job seekers, including the quality of their education. The relevance of this study is due to the increasingly popular online form of education, which is characterized by both advantages associated with the availability of such education and its safety in the era of a pandemic, and disadvantages associated with the quality of education received. The purpose of the study is to analyze the demand for specialists who have received professional education online in the labor market of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation.
Materials and methods. The information base of the study was the results of surveys of more than 2,200 employers from the territories of all 9 constituent entities of the Russian Federation included in the Arctic zone. The surveys were conducted using online survey methods. The methods of descriptive statistics, system analysis and comparative data analysis were used when processing the survey results.
Research results. The applicability of obtaining professional education in online form for the conditions of the Arctic zone is approved by 58% of the surveyed employers, and 42% have a negative attitude to this practice. Only every third employer surveyed considers the online education system existing in the RF AZ as a whole to meet their requirements for this type of training. At the same time, over 40% of employers in all Arctic regions expressed their readiness to hire specialists with a diploma in online education. The results of the survey, presented in the context of the Arctic regions and types of economic activity, showed a heterogeneous attitude of the employers to the issues under study.
Discussion and conclusion. The results obtained confirmed the importance for the employers of the RF AZ of personnel training issues using online training, which has both a number of undoubted advantages for the Arctic territories and limitations. An important trend in the development of the study is to assess the capabilities of the existing system of distance online education from the perspective of the subjects of education themselves - universities and colleges located in the Arctic zone of Russia.
Keywords: online education, Arctic, employers, applicability of online education practice
For Reference:
Stepus, I. S., Simakova, A. V., & Pitukhin, E. A. (2021). Applicability of online professional education to the conditions of the Arctic zone: the viewpoint of employers. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 52 (4), 108-120. doi: 10.32744/pse.2021.4.7
_Введение
Актуальность данного исследования обуславливается набирающей популярность формой онлайн-обучения, которая позволяет получить образование дистанционно, находясь сколь угодно удаленно от выбранной образовательной организации, предоставляющей такие услуги. При этом экономятся значительные финансовые и временные ресурсы обучающихся, связанных с проездом до места обучения, стоимостью проживания. Такая форма обучения позволяет оперативно корректировать расписание занятий, подстраиваясь под текущую ситуацию. Во время эпидемии коронавируса немаловажным фактором, оправдывающим такую форму обучения, является отсутствие прямого контакта между обучающимися и преподавателем.
С другой стороны, возникают вопросы к качеству проведения занятий в таком формате и включенности в данный процесс студентов. Если лекционный материал может быть адекватно донесен до слушателей с помощью современных платформ (zoom, skype и т.д.), то проведение практических занятий может представлять определенную сложность с проверкой заданий, а выполнение лабораторных работ, требующих специального оборудования, стендов и установок, и вовсе стоит под вопросом. Далеко не всю инфраструктуру можно заменить компьютерной симуляцией, особенно если речь идет о материальном обеспечении учебного процесса по техническим специальностям. Кроме того, возникает этический вопрос «присутствия» на занятии, когда подавляющее число студентов стремятся выключить видео и аудио связь, и преподаватель зачастую ничего не слышит и видит лишь «черный квадрат». Инструменты прокторинга, призванные решать данную проблему пока еще мало распространены в большинстве вузов России.
Таким образом, в настоящее время практика получения образования в дистанционном онлайн-формате обладает как рядом преимуществ, так и недостатками, которые обусловлены экономическими, социальными, организационными причинами и рядом других факторов. В работах авторов [1; 2] проведен детальный SWOT-анализ, раскрывающий сильные и слабые стороны онлайн-обучения с позиции обучающихся и организаторов учебного процесса.
Безусловно, распространение новой коронавирусной инфекции дало старт различным исследованиям, в которых раскрываются особенности дистанционного обучения в современных условиях. В открытой печати уже неоднократно освещались вопросы, посвященные этой проблематике. В публикации авторов [3] основной акцент сделан на изучении мнений обучающихся и преподавательского состава к организации образовательного процесса в онлайн-форме.
Не менее важным является изучение отношения к онлайн-обучению работодателей, поскольку именно они выступают в качестве потребителей образовательной услуги и получают «продукт» системы профессионального образования в виде молодого специалиста. HR-специалисты отмечают, что в последние годы количество соискателей работы с пометкой об онлайн-обучении резко возросло. Несмотря на это, работодатели пока настороженно относятся к таким кандидатам, отмечая, что онлайн-образование более подходит уже состоявшимся профессионалам, стремящимся нарастить свой функционал и базу знаний, повысить квалификацию. На современном
этапе в России чаще проводится изучение мнения работодателей о качестве подготовки молодых специалистов в самой системе образования [4] без должного внимания к онлайн-форме обучения. В США подобные исследования начали проводится раньше. Например, для работодателей, принимающих на работу бухгалтеров важно сочетание традиционной формы подготовки с онлайн обучением, при этом важно получение степени магистра, а очередность освоения программ бакалавриата или магистратуры в формате онлайн не имеет значения, но важен статус образовательной организации [5]. Еще до пандемии для специалистов по подбору кадров были более важны опыт работы и успеваемость соискателей, нежели режим обучения [6].
В 2019 году сервис Rabota.ru провёл опрос среди 300 работодателей о влиянии наличия у соискателя онлайн-образования на решение о его приёме на работу. Только 27% работодателей отметили, что образование, полученное кандидатом онлайн, влияет на решение о приеме на работу. Для 38% респондентов онлайн-образование важно только в том случае, если кандидат получил его по специальности. 35% респондентов ответили, что на них не влияет наличие у кандидата сертификатов и дипломов о прохождении онлайн-курсов и тренингов [7].
Рассматривая сущность онлайн-образования, заключающуюся в организации удаленного дистанционного процесса взаимодействия субъектов и объектов обучения, можно отметить особую его актуальность для удаленных труднодоступных территорий Российской Федерации.
В данной статье речь пойдет о приоритетных геостратегических территориях Арктической зоны России, значение которых в социально-экономическом развитии страны и обеспечении ее национальной безопасности сегодня невозможно переоценить. Отметим, что 2020 год ознаменован началом нового этапа «переосвоения» Российской Арктики: приняты важнейшие стратегические документы, декларирующие особенности долгосрочного развития макрорегиона [8; 9], приоритетом экономической политики России в Арктике становится стимулирование и активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности [10], а социальной - повышение качества жизни населения. Результатом новой государственной политики должно стать «переобустройство» Российской Арктики, а сама Арктика должна превратиться в обжитой в хозяйственном, инфраструктурном и социальном отношениях макрорегион [11]. Все это безусловно требует соответствующего кадрового обеспечения экономики, в том числе путем подготовки квалифицированных специалистов.
Задача по обеспечению экономики АЗ РФ компетентными кадрами осложняется удаленностью и труднодоступностью этих территорий, экстремальными природно-климатическими условиями, неразвитой инфраструктурой, специфическими особенностями расселения населения. По мнению авторов, внедрение и развитие дистанционного онлайн-обучения в АЗ РФ может способствовать ответу на эти вызовы.
Возможность применимости онлайн-образования для удаленных арктических территорий подтверждается успешным опытом зарубежных арктических государств. Например, центр электронного и дистанционного образования Университета Аляска Фербанкс имеет уже 25-летнюю историю предоставления различных дистанционных курсов [12]. Богатый опыт организации онлайн-обучения накоплен также в Арктическом университете Тромсе (Норвегия).
С другой стороны, говоря об арктических территориях Российской Федерации, зачастую бытует мнение об их провинциальности, «отсутствии цивилизации», доступа в Интернет, что напрямую выступает объективным препятствием для развития там он-
лайн-образования. Для примера, приведем некоторые показатели мониторинга развития информационного общества по территориям Арктической зоны России [13].
В 2019 году доля домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет, в АЗ РФ составила 81,3%, что выше среднероссийского показателя в 73,6%. Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в АЗ РФ -88,5% также превышает среднероссийский показатель (81,4%). Доля образовательных учреждений высшего профессионального образования, подключенных к Интернету по широкополосному доступу в ряде регионов АЗ РФ (Республика Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия)) составила 100% при среднероссийском показателе 90,3%. Кроме того, в 2021 году стартует масштабный федеральный проект ««Полярный экспресс», благодаря которому подводная волоконно-оптическая линия связи длиной 12,6 тыс. км. проляжет вдоль всего арктического побережья [14]. Это обеспечит надежную высокоскоростную передачу данных и цифровизацию всех сфер арктической экономики. Все это свидетельствует о реальных возможностях и потенциале для развития онлайн-образования на арктических территориях РФ.
В современных условиях ключевым принципом организации образовательного процесса является ориентация на потребителя, поэтому в отношении АЗ РФ крайне важно изучение мнений работодателей на предмет применимости профессионального образования в онлайн-форме для условий Арктической зоны.
Одна из публикаций авторов данной статьи, представленная в журнале «Перспективы науки и образования», была посвящена изучению позиции работодателей АЗ РФ о востребованных профессиях и о том, какими компетенциями должны обладать работники с учетом специфики работы в условиях Арктики [15]. В данной статье будет исследоваться вопрос востребованности у арктических работодателей специалистов, получивших профессиональное образование в дистанционной онлайн-форме.
_Материалы и методы
Изучение позиции работодателей АЗ РФ относительно возможностей системы дистанционного обучения проводилось в рамках социологического опроса предприятий и организаций, ведущих хозяйственную деятельность на территориях АЗ РФ.
Основная цель опроса заключалась в сборе информации о текущей и перспективной кадровой потребности работодателей АЗ РФ. Опрос был инициирован Мин-востокразвития России в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева «О кадровом обеспечении предприятий арктических регионов» [16]. Оператором опроса выступил Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета.
В опросе приняло участие 3413 работодателей с численностью работников 567,6 тыс. человек, что составляет 62,4% от общей фактической среднесписочной численности работников крупных и средних организаций и предприятий АЗ РФ. В среднем опросом на арктических территориях было охвачено 69,3% работников организаций социальной сферы и 59,5% работников организаций реального
сектора экономики. Отметим, что такой масштабный охват работодателей опросом в новейшей истории государственного управления Российской Арктикой был
Г1 V» V»
достигнут впервые. В перечень опрошенных организаций вошли крупнейшие работодатели арктических регионов, являющиеся флагманами развития не только региональной, но и российской экономики (ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», ГК «Росатом», ОАО «РЖД», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «ГМК Норильский никель» и др.).
Одна из основных задач проводимого исследования - изучить отношение работодателей к онлайн-образованию как средству получения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также их готовность трудоустраивать работников с полученным онлайн-образованием.
В связи с этим, анкета для опроса работодателей содержала блок предметных вопросов на тему «ОЫте-образование для Арктической зоны России», в рамках которого работодателям было предложено ответить на три вопроса:
1) Насколько применима практика получения профессионального образования в онлайн-форме для условий Арктической зоны? (варианты ответов - а) Практика применима; б) Практика скорее применима, чем нет; в) Практика скорее не применима; г) Практика не применима);
2) В какой степени нынешняя система онлайн-образования соответствует вашему представлению о той системе онлайн-образования, которая была бы приемлема и успешна для вашей организации? (варианты ответов - а) Полностью соответствует; б) Скорее соответствует; в) Скорее не соответствует; г) Совершенно не соответствует; д) Затрудняюсь ответить);
3) Насколько Ваша организация готова принять в штат специалиста, имеющего диплом о получении профессионального образования в онлайн-форме? (варианты ответов - а) В штате организации работают сотрудники с дипломами об онлайн-об-разовании (дистанционном); б) Не работают, но готовы принять работников с дипломом об онлайн-образовании (дистанционном), при условии успешного прохождения соискателем вступительных испытаний (собеседования) и испытательного срока; в) Организация не рассматривает соискателей с дипломом об онлайн-образовании (дистанционном)).
_Результаты исследования
Для анализа были отобраны анкеты 2272 организаций, которые заполнили раздел «ОЫте-образование для Арктической зоны России» наиболее качественно. Результаты опроса представлены в целом по Арктической зоне Российской Федерации с выделением отдельной специфики по арктическим территориям.
Применимость практики получения профессионального образования для условий Арктической зоны в онлайн-форме обсуждалась и до пандемии в связи с удаленностью арктических территорий от образовательных центров. Существуют отдельные практики преподавания онлайн-курсов в рамках Университета Арктики [17], однако переход на полный формат онлайн-образования с присвоением диплома соответствующей формы обучения пока не реализован. Мнение работодателей о применимости онлайн-образования для условий Арктической зоны в целом неоднозначно: 58% относятся к данной практике положительно, а 42% отрицательно (Рис. 1). При этом в
рейтинге положительного отношения по отдельным видам экономическом деятельности преобладают сферы водоснабжения и водоотведения (Е), информации и связи профессиональной, научной и технической деятельности (М). Более половины работодателей финансовой и страховой сферы деятельности отнеслись отрицательно к такой практике (54,5%). В разрезе регионов каждый третий работодатель Чукотского автономного округа высказал однозначное положительно отношение к применимости практики онлайн-образования для Арктики и каждый четвертый Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутия). Для этих субъектов характерна неразвитость образовательной сети арктических территорий и их удаленность от образовательных центров [18].
Применимость практики онлапн-ебратовашщ Аля условий А 3 РФ
10*
Соответствие системы онлайи-обра юеонияЛ '1 РФ требованиям работодателей
■ Практика применима
■ Практика скорее не применима
■ Практика скорее применима. "км нет
■ Практика ие прнишнуа
6%
41%
■ ПфЛнОС&Ю
Сюр« не соответствует
■ Эатрулнятоеь отктнтъ
■ Скорее соотаепщуех
■ Совершенно не соответствует
Рисунок 1 Мнение работодателей АЗ РФ о применимости практики онлайн-образования в условиях Арктики (левая диаграмма) и о соответствии онлайн-образования Арктики для качественной подготовки кадров для Арктики (правая диаграмма), в % (N=2272 организации)
Если вопрос о применимости практики онлайн-образования является гипотетическим, то оценка качества существующей системы онлайн-образования условиям Арктической зоны осуществлялась работодателями с опорой на собственный опыт и представления. Максимально положительную оценку «полностью соответствует» высказали лишь 8% опрошенных, еще 41% респондентов выбрали положительный вариант «скорее соответствует» (см. рис. 1). Каждый пятый работодатель затруднился дать оценку качества существующей практики онлайн-образования в Арктике, а 29% рабо-
V V п
тодателей дали отрицательную характеристику данной системе. В разрезе отдельных регионов оценки работодателей имеют незначительные отклонения. Интересным представляется рейтинг положительных оценок качества онлайн-образования по видам экономической деятельности. Если для ключевых отраслей арктической экономики работодатели относились положительно к возможности применения практики онлайн-образования, то оценивая существующее качество данной системы в текущей ситуации, менее половины работодателей считают, что система соответствует их тре-
* Рейтинги формировались по принципу: положительным и отрицательным ответам категорического характера присваивался вес 2/6, а неуверенным ответам - вес 1/6. Безразличным ответам присваивается вес 0. При этом общий вес всех четырех или пяти ответов составляет единицу. Таким образом, показатели положительного и отрицательного отношения рассчитываются как взвешенная сумма соответствующих процентных ответов. Далее сумма полученных двух показателей нормировалась к 100%. В итоге для построения рейтинга брался только положительный показатель.
бованиям подготовки кадров. Низкая оценка соответствия для ключевых отраслей экономики зафиксирована по видам экономической деятельности - «Г Строительство», «С. Обрабатывающие производства», «В. Добыча полезных ископаемых», «А. Сельское хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (см. рис. 2). По сферам обслуживания, информации и связи, культуры, развлечений и финансов оценки относительного большинства работодателей (более 68%) положительны.
90%
76.9%
60%
74,3%
60.0%
53.6% 52.3% „ 7%
/ККСЗРНО! о н а м в
Коавам экономической деятельиопн
Расншфровка колов видов экономической деятельности в гшивипеии ( ОКВЭД1
А - Сельское, лесное хозяйство. охота, рыболовство н рыбоводство; В - Добыча полезных ископаемых: С - Обрабатывающие производства: □ - Обеспечение злектрической энергией. газом и паром: кондлцноннрованне воздуха:
Е - Водоснабжение: водоотведение. организация сбора и утили 1,1111111 отходов;
Р - Строительство:
О - Торговца оптовая н розничная; ремонт автотранспортных средств н мотоциклов,
Н - Транспортировка л хранение:
[ - Деяте льность гослшщ н предприятий общественного плташж } - Детальность в обмети информации в связи. К - деятельность финансовая и страховая; 1 - Деятельность но операциям с недвижимым имущССТЯОм; М - Деятельность профессиональная научная и техническая; N - Деятельность административная н сопутствуют! [е услуга: О - Государственное управление л обеспечение военной безопасности: социальное обеспечение: Р - Образование;
О - Деятельность в области здравоохранения н социальных услуг: К - Деятельность Я обдали куЛЫГуры. спорта. Организации досуга II развлечений
Рисунок 2 Рейтинг положительного отношения работодателей АЗ РФ к качеству онлайн-образования в разрезе видов экономической деятельности, в %
(N=2272 организации)
При оценке применимости практики онлайн-образования в условиях Арктической зоны наиболее показательно выявление готовности работодателей принять в штат специалиста с дипломом об онлайн-образовании. Только 11,1% опрошенных работодателей отметили, что в их штате уже работают такие специалисты. При этом необходимо отметить, что в современной российской практике еще не выдаются дипломы государственного образца с указанием онлайн-формы обучения, поэтому, скорее всего, работодатели при утвердительном ответе на данный вопрос имели в виду пройденные работником курсы повышения квалификации, мастер-классы, дополнительное образование в дистанционной форме. Каждый третий работодатель (30,1%) отметил, что в штате их организации нет специалистов с дипломом об онлайн-образовании, но они потенциально готовы рассматривать кандидатуру такого специалиста в зависимости от специфики рабочего места и при условии успешного прохождения соискателем вступительных испытаний (собеседования) и испытательного срока. В разрезе регионов чуть более 40% работодателей всех арктических регионов выразили такую готовность. Еще 27,6% опрошенных работодателей отметили, что даже не рассматривают вариант обсуждения кандидатуры специалиста с дипломом об онлайн-образовании.
Такую категоричность выразили 47% работодателей Архангельской области, 49% работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа и 42% - Республики Коми. Также 31,1% работодателей Арктической зоны затруднились ответить на вопрос о готовности принять в штат такого специалиста, что может означать, их недостаточную информированность и приверженность к традиционной подготовке кадров.
По уровням образования выявлены небольшие отличия готовности работодателей трудоустраивать специалистов с дипломом об онлайн-образовании. Работодатели в меньшей степени готовы к приему на работу кандидатов с «онлайн-дипломами» на должности, требующие высшего образования, и в большей степени приветствуют таких соискателей на должности среднего профессионального образования, требующие подготовки по программам специалистов среднего звена.
I-I V» V» V»
По отдельным видам экономической деятельности рейтинг положительной и отрицательной готовности работодателей распределился для всех уровней образования по максимальной оценке более 60% следующим образом: работодатели финансовой и страховой сферы положительно относятся к включению в штат работников с дипломом об онлайн-образовании, и наоборот, работодатели сферы государственного управления, операций с недвижимым имуществом, научной и профессиональной деятельности, транспортировки и хранения, энергетики - отрицательно.
_Обсуждение результатов
Информация, полученная в рамках данного исследования, подтвердила значимость для Арктической зоны России вопросов подготовки кадров с применением современных информационных технологий и онлайн-формата обучения. В настоящее время, дистанционное обучение кадров для Арктики становится одним из приоритетных направлений развития образования. Данный факт согласуется с мнениями авторов [19; 20], в исследованиях которых отмечается, что различные социальные группы населения, проживающие в регионах АЗ РФ, видят перспективы в развитии дистанционного онлайн-обучения и высоко оценивают его потенциал.
Несомненными преимуществами онлайн-образования для АЗ РФ является возможность организации обучения «на местах», в том числе с привлечением высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, а также экономическая эффективность, заключающаяся в уменьшении издержек на образование в отдаленных арктических районах.
По мнению авторов, организация образовательного процесса в онлайн-форме, несет и другие положительные эффекты для территорий Арктической зоны России. Так, за последние 15 лет общий прием в образовательные организации высшего образования на арктических территориях субъектов АЗ РФ сократился в 3,6 раза: с 24,8 тысяч студентов в 2005 году до 6,9 тысяч студентов в 2019 году. Сокращение числа вузов происходит, в основном, за счет закрытия филиалов университетов в малых арктических городах, которые являются основными территориями проживания северян [21]. Такая тенденция приводит к существенной деформации структуры образовательных услуг, а также стимулирует отток молодежи из арктических территорий для получения образования за пределами АЗ РФ. Зачастую такая миграция является некомпенсируемой - получив образование, выпускник не возвращается обратно. В данном контексте развитие системы онлайн-образования в АЗ РФ могло бы
выступить одним из факторов сдерживания образовательной миграции молодежи. Этот вывод подтверждается исследованием ученых из Тюменского государственного университета, Научного центра изучения Арктики и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [22], которое показало, что доступность качественного дистанционного образования намного повышает привлекательность северных территорий для жизни, учебы и развития молодых людей и может остановить миграцию из арктических городов.
Другой положительный аспект напрямую касается работодателей АЗ РФ. Арктика предъявляет особые требования к тем, кто работает на её территории, поэтому с учётом медико-биологических проблем адаптации человека на Севере, не позволяющих быстро приспособиться к суровым природно-климатическим условиям, возрастает ценность местных трудовых ресурсов. Благодаря возможности получения профессионального образования в АЗ РФ в онлайн-форме, работодатели будут обеспечены специалистами, обладающими арктическими компетенциями и профессионально важными качествами для работы в Арктической зоне.
В то же время ограничением онлайн-образования для АЗ РФ является то, что техническим и прикладным специальностям необходима насыщенная и современная материально-техническая база, организованная непосредственно на местах обучения, что территориально значительно удалено от «образовательного центра». Решением данной проблемы может послужить организация дистанционного образовательного процесса с возможностью отработки практических навыков студентов непосредственно на базе учебных центров работодателей.
Заключение
Онлайн-образование является новым направлением развития подготовки квалифицированных кадров. Пандемия послужила стимулом развития дистанционных технологий в образовании через вынужденный путь. При этом в ключе формирования новой системы подготовки кадров необходимо проводить информирование работодателей о данной системе, ее особенностях, возможностях и ограничениях применительно к арктическим условиям. В то же время необходимо повышать качество информационной и материально-технической базы образовательных организаций по подготовке квалифицированных кадров всех уровней образования в новых условиях социальной реальности - дистанцирования и перевода процессов организации рабочего времени и пространства в онлайн-формат. В связи с этим дальнейшим направлением развития исследования является оценка возможностей существующей системы дистанционного онлайн-образования с позиции самих субъектов образования - вузов и колледжей, расположенных в Арктической зоне России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нечаева, Л. А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2 (6). С. 123-133.
2. Романова Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 5-8.
3. Selvaraj A., Vishnu R., Nithin K.A, Benson B., Jo Mathew A. Effect of pandemic based online education on teaching and learning system. International Journal of Educational Development, 2021, vol. 5. DOI: 10.1016/j. ijedudev.2021.102444
4. Vlasova T, Krasnova E, Abraukhova V, Safontseva N. Dynamics of Russian employers' perceptions on the training quality of specialists in the system of secondary vocational education. Journal of Social Studies Education Research, 2018, vol. 9, no. 1, pp. 76-88. URL: https://dergipark.org.tr/en/pub/jsser/issue/37945/438316
5. Amanda M. Grossman, Leigh R. Johnson. How employers perceive online accounting education: Evidence from Kentucky. Journal of Accounting Education, 2017, vol. 40, pp. 19-31.
6. Tabatabaei M., Gardiner A. Recruiters' Perceptions of Information Systems Graduates with Traditional and Online Education. Journal of Information Systems Education, 2012, vol. 23(2), pp. 133-142.
7. Онлайн-образование влияет на решение работодателей о приёме на работу. URL: https://prosto.rabota.ru/ post/onlayn-obrazovanie-vliyaet-na-reshenie-rabotodateley-o-priyome-na-rabotu/ (дата обращения: 05.05.2021)
8. Указ Президента РФ №164 от 5 марта 2020 года «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»
9. Указ Президента РФ №645 от 26 октября 2020 года «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»
10. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»
11. Ивантер В., Лексин В., Порфирьев Б. Арктический мегапроект в системе государственных интересов и государственного управления // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. № 7(6). С. 6-24
12. Липатов В.А. Дистанционное образование в Арктической зоне (на примере сибирских регионов России и штата Аляска) // Baikal Research Journal. 2014. № 6.
13. Показатели мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации. URL: https://www. gks.ru/storage/mediabank/monitor_rf(5).xls (дата обращения: 05.05.2021)
14. Стартует федеральный проект «Полярный экспресс». URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/ startuet-federalnyy-proekt-polyarnyy-ekspress/ (дата обращения: 05.05.2021)
15. Симакова А. В., Степусь И. С., Питухин Е. А. Система образования и кадровая потребность арктических регионов России: профессиональный разрез // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 492502. doi: 10.32744/pse.2019.5.35
16. Кадры для Арктики. Опрос работодателей. URL: http://azrf.labourmarket.ru/emp (дата обращения: 05.05.2021)
17. Журавель В.П. Университет Арктики и его роль в развитии международного арктического сотрудничества // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 5. С. 173-179
18. Симакова А.В., Гуртов В.А. Потенциал системы профессионального образования территорий Арктической зоны России // Непрерывное образование: XXI век. 2020. №3 (31). С.1-20. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=6053
19. Колодезникова С.И., Гуляев П.Д. Перспективы развития онлайн-обучения в Арктической зоне республики Саха (Якутия) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). С 123-126.
20. Анциферова Т.С., Кольцова М.П. Дистанционное обучение, как развивающийся аспект образования студентов Арктического региона. // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026048
21. Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров для комплексного развития Арктической зоны Российской федерации. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 4(24). С.35-42. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.35.42
22. Ljovkin V. E., Detter G. F., Tukkel L. L., Gladun E., Ljovkina A. O. Can Digital Transformation Solve the Problem of Arctic Youth Migration Outflow? Sustainability, MDPI, Open Access Journal, 2020, vol. 12, no. 24, pp. 1-12. DOI: 10.3390/su122410685
REFERENCES
1. Nechaeva L.A. Possibilities of e-learning in the formation of intercultural competence: the experience of the Arctic University (Norway, Troms0). Continuing education: XXI century, 2014, no. 2 (6), pp. 123-133. (in Russ.)
2. Romanova N.L. Online courses as an innovative form of distance learning. Higher education pedagogy, 2018, no. 2, vol. 12, pp. 5-8. (in Russ.)
3. Selvaraj A., Vishnu R., Nithin K.A, Benson B., Jo Mathew A. Effect of pandemic based online education on teaching and learning system. International Journal of Educational Development, 2021, vol. 5. DOI: 10.1016/j. ijedudev.2021.102444
4. Vlasova T, Krasnova E, Abraukhova V, Safontseva N. Dynamics of Russian employers' perceptions on the training quality of specialists in the system of secondary vocational education. Journal of Social Studies Education Research, 2018, vol. 9, no. 1, pp. 76-88. Available at: https://dergipark.org.tr/en/pub/jsser/issue/37945/438316
5. Amanda M. Grossman, Leigh R. Johnson. How employers perceive online accounting education: Evidence from Kentucky. Journal of Accounting Education, 2017, vol. 40, pp. 19-31.
6. Tabatabaei M., Gardiner A. Recruiters' Perceptions of Information Systems Graduates with Traditional and Online Education. Journal of Information Systems Education, 2012, vol. 23 (2), pp. 133-142.
7. Online education influences employers' hiring decisions. Available: https://prosto.rabota.ru/post/onlayn-obrazovanie-vliyaet-na-reshenie-rabotodateley-o-priyome-na-rabotu/ (accessed 5 May 2021)
8. Decree of the President of the Russian Federation No. 164 of March 5, 2020 "On the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period up to 2035"
9. Decree of the President of the Russian Federation No. 645 of October 26, 2020 "Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period until 2035"
10. Federal Law of July 13, 2020 N 193-FZ "On state support for entrepreneurial activity in the Arctic zone of the Russian Federation"
11. Ivanter V., Leksin V., Porfiriev B. Arctic megaproject in the system of state interests and public administration. Contours of global transformations: politics, economics, law, 2014, no. 7 (6), pp. 6-24.
12. Lipatov V.A. Distance education in the Arctic zone (on the example of the Siberian regions of Russia and the state of Alaska). Baikal Research Journal, 2014, no. 6.
13. Indicators for monitoring the development of the information society in the Russian Federation. Available at: https://www.gks.ru/storage/mediabank/monitor_rf(5).xls (accessed 5 May 2021)
14. The federal project "Polar Express" is launched. Available at: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/ startuet-federalnyy-proekt-polyarnyy-ekspress/ (accessed 5 May 2021)
15. Simakova A. V., Stepus I. S., Pitukhin E. A. The education system and staffing requirements of the Arctic regions of Russia: a professional perspective. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, vol. 41, no. 5, pp. 492-502. DOI: 10.32744/pse.2019.5.35
16. Personnel for the Arctic. Employer survey. Available at: http://azrf.labourmarket.ru/emp (accessed 5 May 2021)
17. Zhuravel V.P. The University of the Arctic and its role in the development of international Arctic cooperation. Scientific-analytical bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, 2018. No. 5. P. 173179. (in Russ.)
18. Simakova A.V., Gurtov V.A. The potential of the vocational education system in the territories of the Arctic zone of Russia. Continuous education: XXI century, 2020, no. 3 (31), pp. 1-20. Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=6053 (in Russ.)
19. Kolodeznikova S.I., Gulyaev P.D. Prospects for the development of online learning in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2019, no. 3 (28), pp. 123126. (in Russ.)
20. Antsiferova T.S., Koltsova M.P. Distance learning as a developing aspect of education for students in the Arctic region. Materials of the XIII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum". Available at: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026048
21. Tsukerman V.A., Goryachevskaya E.S. The system of training and retraining of management personnel for the integrated development of the Arctic zone of the Russian Federation. WORLD (Modernization. Innovation. Development), 2015, no. 4 (24), pp. 35-42. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.35.42
22. Ljovkin V. E., Detter G. F., Tukkel L. L., Gladun E., Ljovkina A. O. Can Digital Transformation Solve the Problem of Arctic Youth Migration Outflow? Sustainability, 2020, vol. 12, no. 24, pp. 1-12. DOI: 10.3390/su122410685).
Информация об авторах Степусь Ирина Сергеевна
(Россия, г. Петрозаводск) Кандидат экономических наук, начальник отдела, Центр бюджетного мониторинга Петрозаводский государственный университет E-mail: stepus@ petrsu.ru ORCID ID: 0000-0001-5070-0273 Scopus ID: 57197761821 Researcher ID: H-1098-2016
Information about the authors
Irina S. Stepus
(Russia, Petrozavodsk) PhD in Economics, Head of Department, Center for Budget Monitoring Petrozavodsk State University E-mail: stepus @ petrsu.ru ORCID ID: 0000-0001-5070-0273 Scopus ID: 57197761821 Researcher ID: H-1098-2016
Симакова Анна Васильевна
(Россия, г. Петрозаводск) Ведущий специалист, Центр бюджетного мониторинга Петрозаводский государственный университет младший научный сотрудник Института экономики КарНЦ РАН E-mail: simakova@ petrsu.ru ORCID ID: 0000-0002-1990-9826 Scopus ID: 57211977286 Researcher ID: K-3038-2018
Anna V. Simakova
(Russia, Petrozavodsk) Leading Specialist, Center for Budget Monitoring Petrozavodsk State University Junior Researcher, Institute of Economics, Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences E-mail: simakova @ petrsu.ru ORCID ID: 0000-0002-1990-9826 Scopus ID: 57211977286 Researcher ID: K-3038-2018
Питухин Евгений Александрович
(Россия, г. Петрозаводск) Профессор, доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики и кибернетики Институт математики и информационных технологий Петрозаводский государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7021-2995 Scopus ID:6504519166 Researcher ID: H-4562-2016
Evgeny A. Pitukhin
(Russia, Petrozavodsk) Professor, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Applied Mathematics and Cybernetics Institute of Mathematics and Information Technologies Petrozavodsk State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7021-2995 Scopus ID: 6504519166 Researcher ID: H-4562-2016