Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2022. Вып. 15–16. С. 14-23
Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary. 2022. Issue 15–16. P. 14-23
Научная статья
УДК 378.4.017.93:271.2(571.56)
DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-14-23
Духовные ориентиры в образовательной среде федерального университета
Светлана Юрьевна Залуцкая
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3784-3880
© Залуцкая С. Ю. Якутск, 2022
Аннотация. В статье раскрывается проблема духовного воспитания студентов в условиях поликультурного образовательного пространства Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ), крупнейшего в Дальневосточном округе Российской Федерации образовательного, научного и культурного центра, выступающего в роли драйвера социально-экономического развития региона. Духовное совершенствование будущих профессиональных специалистов самых различных областей жизнедеятельности человека представлено в аспекте формирования личностных ценностей студентов гуманитарного профиля. Описывается значимость личности святителя Иннокентия (Вениаминова) — первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки для духовного становления будущих учителей, филологов, журналистов, менеджеров рекламы и связей с общественностью. Жизнь, служение, труды святителя оказывают значительное влияние на студенческую молодежь СВФУ при условии систематической воспитательной работы преподавателей вуза с опорой на плоды деятельности Иннокентия (Вениаминова), с интеграцией его наследия в образовательный процесс. Также в статье представлен анализ результатов опроса обучающихся 2–4 курсов направления 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета о проблемах, наиболее волнующих современную студенческую молодежь
Ключевые слова: духовное воспитание, студенты, святитель Иннокентий (Вениаминов), образовательная среда, федеральный университет
Для цитирования: Залуцкая С. Ю. Духовные ориентиры в образовательной среде Федерального университета // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2022. Вып. 15–16. С. http://
Spiritual guidelines in the educational environment of the federal university
Svetlana Iu. Zalutskaia
North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3784-3880
Abstract. The article reveals the problem of spiritual education of students in the conditions of the multicultural educational space of the North-Eastern Federal University of M. K. Ammosov (NEFU) — the largest educational, scientific and cultural center in the Far Eastern District of the Russian Federation, acting as a driver of the socio-economic development of the region. The spiritual improvement of future professional specialists in various areas of human life is presented in the aspect of the formation of personal values of students of the humanitarian profile. The importance of the personality of St. Innokenty (Veniaminov), the first Orthodox bishop of Kamchatka, Yakutia, the Amur region and North America, for the spiritual development of future teachers, philologists, journalists, advertising and public relations managers is described. His life, ministry, works have a significant impact on the student youth of NEFU, subject to the systematic educational work of university teachers based on the fruits of the activities of the Saint, with the integration of his legacy into the educational process. The article also presents an analysis of the results of a survey of students of 2–4 courses of the direction 44.03.05 “Pedagogical education (with two training profiles)” of the Philological Faculty of the North-Eastern Federal University about the problems that most concern modern student youth
Keywords: spiritual education, students, St. Innocent (Veniaminov), educational environment, Federal University
For citation: Zalutskaia S. Iu. Spiritual guidelines in the educational environment of the federal university. Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary. Yakutsk, 2022. Issue 15–16. P. http://
Северо-Восточный федеральный университет (далее — СВФУ) в 2011 г. вошел в единую сеть десяти федеральных вузов Российской Федерации, претерпев трансформацию из Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. В современном российском образовательном пространстве СВФУ занимает свою нишу как крупнейший межрегиональный научно-образовательный центр, многопрофильное высшее учебное заведение на Северо-Востоке России. «Институционализация социальной функции вуза, реализация его инновационных социальных, деловых, творческих и культурных проектов консолидируют местное сообщество, что свидетельствует о растущей роли <…> как агента прогрессивных изменений на территории своего присутствия» [11, с. 183].
В условиях полиэтнической, поликультурной и полилингвальной среды федерального университета обучаются 19 077 студентов из 52 российских регионов и 45 стран [8]. Руководство СВФУ прилагает все усилия для совершенства материально-технической базы вуза и создания оптимальных условий разностороннего развития студентов, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, формирования интеллектуально-творческого пространства, которое способно активизировать потенциальные возможности каждого вне зависимости от тех или иных особенностей личности.
Сегодняшний Северо-Восточный федеральный университет — это развитая образовательная структура с учебно-лабораторными корпусами и современными общежитиями, с суперкомпьютером и Инновационным центром, бизнес-инкубатором и огромным спорткомплексом, уникальной научной библиотекой и медицинской клиникой, пространством коллективной работы «Точка кипения» и музеем мамонта, ботаническим садом и культурным центром. Здесь есть все необходимое для плодотворной учебы, работы и личностного роста.
Однако в реалиях сегодняшнего дня внешние атрибуты благополучия, полезности, важности для регионального сообщества организации системы профессионального образования федерального уровня не позволяют легко делать выводы о наличии, состоянии и силе влияния духовной составляющей воспитательного процесса вуза, градус значимости которого только повышается. Высокие темпы информационных потоков, цифровизация образовательной среды, дистанционное обучение в период пандемии и, как следствие, ослабление коммуникаций, перманентное повышение требований к профессиональным компетенциям, быстро меняющиеся социально-экономические и политические реалии и т.п. — все это стало факторами, принуждающими профессиональное педагогическое сообщество с особым вниманием обратиться к внутреннему миру обучающихся, их эмоциональному состоянию, психическому здоровью, мобилизовать все ресурсы образовательной среды для решения насущных задач воспитания студентов, формирования их нравственных качеств, духовных ценностей как личностных ориентиров, определяющих профессиональное поведение будущих педагогов, медиков, строителей, журналистов, юристов, экономистов.
Традиционно в российском образовании особым общественным признанием пользовались в первую очередь те учебные заведения, в которых были созданы условия для плодотворного, неразрывного сочетания двух составляющих: обучения и воспитания. «Учить и воспитывать — это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка — творческой мысли» [4, с. 3], — писал в 80-х гг. прошлого столетия известный ленинградский учитель-новатор Е. Н. Ильин, сделавший процесс преподавания нравственноцентричным, ориентированным на личностное становление учащихся, сделавший обучение «человечным».
Следуя его концепции нравственного воспитания в процессе обучения и вспоминая Пушкинское «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух», рассмотрим на примере СВФУ, как возможно гармонично интегрировать в образовательную среду вуза те духовные ориентиры, которые вместе с просвещением, обучением студентов — будущих специалистов гуманитарного профиля становятся яркими маяками на тернистом пути их профессионального становления.
Важнейший из таких духовных маяков для якутского студенчества — святитель Иннокентий (Вениаминов), под покровительством которого оно живет, растет и учится. Масштаб личности святителя отсылает нас к евангельским словам Христа Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), «путь благий, неуклонный и непогрешительный, ведущий к действительному благу» (Свт. Василий Великий. Толкования на Ин. 14, 6). В вечном движении человека по этому пути чрезвычайно важно, кто станет водителем, проводником, путеводной звездой. Таким спутником для студентов СВФУ как раз и может стать святитель Иннокентий, чье имя вспоминается также в контексте диалога, представленного на страницах книги поэта, журналиста, историка И. А. Дмитриевой «Рецепты бессмертия»: идя по бездорожью среди диких джунглей, европеец-исследователь обращается к своему проводнику с вопросом, есть ли здесь дорога. На это проводник отвечает: «Нет дороги — я дорога» [2, с. 90]. Глубокие смыслы этого диалога понятны и северному человеку, любому, живущему в бескрайней, безграничной по своим пространствам Якутии, где в силу различных обстоятельств так же, как в этих джунглях, зачастую нет дорог, прямо ведущих к цели, поэтому очень нужны люди, которые станут попутчиками, которые имеют право сказать «я дорога» и указать путь.
Своей жизнью, делами, жертвенным пастырским и миссионерским служением, иногда явно, иногда незримо, указывает молодежи первой четверти XXI в. точные жизненные ориентиры святитель Иннокентий (Вениаминов) — первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья, Алеутских островов и Северной Америки, Хабаровского края, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. «Якутии небесный покровитель» окормлял самую большую в мире по территории епархию, преодолевая значительные расстояния там, где не было дорог, путешествуя зачастую по несколько месяцев, просвещая народы и ведя их к вере, помогая каждому человеку «встать и пойти путем духовного совершенствования» [9, с. 90]. В федеральном университете о нем напоминает стенд филологического факультета «В начале было Слово…» близ часовни, освященной в 2009 г. в честь Святой Живоначальной Троицы. В условиях полилингвальной, мультикультурной среды вуза она тоже является «точкой», центром развития, духовно-нравственного роста студенческой молодежи, важной составляющей гуманитарного образовательного пространства. Открытие часовни в СВФУ стало осмысленным началом пути друг к другу религиозной и научной культуры, и теперь в научном пространстве университета создаются прецеденты взаимодействия религии и науки в новом для обеих сторон формате взаимообогащения.
Стенд как средство внешней коммуникации с целевой аудиторией периодически информирует студентов и школьников о содержании детской книжки «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Апостол Сибири и Америки: Житие в пересказе для детей» [6] с картинками, выполняющими дополнительную функцию визуализации текста с той целью, чтобы суетливая, сконцентрированная на гаджетах многоязыкая молодежь, новое поколение читателей, «дети селфи и Тик-Тока», аудио-визуалы, не прошла мимо и услышала в полифонии окружающего мира голос святителя, тихо призывающего: «Идите хоть сколько-нибудь, хоть ползком, но в правильном направлении… от Господа исправляются человеку пути его… нам непременно надо позаботиться о своем будущем. Если путь к небесному блаженству труден, то путь к земному счастью не легче» [5].
В представленной на стенде книге на русском и якутском языках доступно повествуется о жизни Святителя, в личности и деяниях которого воплотился идеал миссионерского служения. Перевод отрывков книги на якутский и английский (специально для стенда) языки необходим для многонационального студенчества из России, Китая, Кореи, Франции, США, Киргизии, Африки, чтобы, по словам архиепископа Якутского и Ленского Романа, дать ему возможность «проникнуться духом великого подвижника» [10], чтобы он стал ближе и понятнее молодым людям как человек, скрепляющий своим словом и делом пестрое, лоскутное, мультикультурное мировое пространство.
Знакомство с этой огромной исторической личностью не только миссионера, проповедника, но и ученого, этнографа, лингвиста, автора многочисленных трудов студенты продолжают в учебных аудиториях, на занятиях и лекциях ведущих преподавателей университета. Так, первым, кто открыл для якутских студентов-филологов имя апостола Сибири и Америки, был О. Д. Якимов, д. ист. н., профессор, основатель кафедры журналистики Якутского госуниверситета. На рубеже XX–XXI вв. профессору из Якутии удалось, работая с оригиналами, хранящимися в Государственной библиотеке штата Аляска (г. Джуно), расшифровать путевые журналы святителя. Поэтому сегодня Якимова называют специалистом по истории православия в США, в частности деятельности святителя народов Аляски и северо-восточной Азии Иннокентия Вениаминова. «Он вернул из небытия имена многих православных священников и миссионеров, рассказав о них более чем в двух десятках своих работ и докладах на научных конференциях в России, а также в США, Оксфорде и Эдинбурге» [1]. Расшифрованные О. Д. Якимовым путевые журналы [3], письма, записки воссоздают образ святителя Иннокентия (Вениаминова), жизнь и деятельность которого являет собой высокий образец апостольского служения во всех возможных его ипостасях: в личной практике просвещения народов словом Евангелия, в размышлениях о целях и сущности православной духовной миссии, в деяниях общецерковного и государственного масштаба, направленных на развитие православного миссионерства в России.
География миссионерского подвига святителя чрезвычайно широка и охватывает Якутию, Дальний Восток, Камчатку, Аляску, то есть всю Восточную Россию и сопредельные ей территории. Такой опыт успешной духовной миссии, совершаемой фактически в одиночку на необъятных просторах российской земли, сегодня вызывает огромный интерес не только историков Церкви, практикующих миссионеров, но и широкой общественности. У этой известности, популярности святителя есть своя причина. Как он отмечал в своих трудах, успех духовной миссии, духовного просвещения разноязыких народов зависит в первую очередь от ключевых моментов, к которым относятся:
– «внимание к нуждам этих народов, бережное отношение к их национальному языку и традициям;
– роль личности самого миссионера, подлинности его веры, проявляемой им терпимости и любви к своей пастве;
– Божья воля к христианскому просвещению того или иного народа, без
которой все человеческие усилия тщетны» [7, с. 6].
Сегодня все труды святителя опубликованы и ждут читателей, но будет ли среди них сегодняшнее студенчество? Конечно, далеко не все из него, остальные пойдут своей дорогой навстречу к святителю Иннокентию, наследием которого учащаяся молодежь активно пользуется, часто об этом не подозревая. Например, не все будущие педагоги знают, что в основе современной образовательной системы Якутии — плоды образовательной деятельности педагогов Якутской духовной семинарии (1858 г.), открытие которой связано с именем святителя. Здесь прошли свое духовное становление, учились не только будущие священники, но и писатели, ученые, деятели культуры — цвет якутской интеллигенции, посвятившей жизнь делу изучения и продвижения родного языка и литературы, пропаганде русского языка, литературы и культуры. Эти выпускники семинарии на долгие десятилетия стали духовно-нравственными маяками для народов, населяющих огромную территорию Якутии, обогатили плодами своих трудов самые разные сферы жизни: образование, культуру, науку, просвещение.
Сегодня миссию подготовки кадров для социально-экономической, политической сфер региона, миссию воспитания будущих профессиональных специалистов на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Республики Саха (Якутия) реализует Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, формируя образовательную и социально-воспитательную среду, в которой возможно плодотворно решать проблемы, волнующие новое поколение студентов. Среди таких проблем, как показало проведенное 28 октября 2021 г. экспресс-исследование мнения 37 обучающихся 2–4 курсов направления 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в формате эссе, являются наиболее важными для респондентов следующие проблемы:
- рост уровня агрессии в обществе,
- доступность Интернета,
- финансовая доступность образования,
- безопасность электронной среды,
- безопасность образования,
- дистанционное обучение (в т. ч. качество образования, самоорганизация, самоконтроль и самосознание студентов),
- экологическая безопасность, в том числе экология детства,
- коммуникация в профессиональной среде
- здоровье физическое, психологическое, духовное,
- трудоустройство.
Анализ ответов студентов на вопрос «Какие острые проблемы волнуют современную молодежь?» показывает, что все ими перечисленное, несмотря на практичность формулировок, так или иначе соотносится с «вечными» проблемами человеческой жизни. Для современной молодежи так же, как и для многих поколений ее предшественников, важны, значимы, ценны защищенность, уверенность в будущем, образование, милосердие, любовь, помощь ближнему, доброта, общение. Задача общества — эти ценности сохранить и передать молодым россиянам, подражая святителю Иннокентию, чье имя обладает мощной объединяющей энергией: для истории и современности, для Сибири и центральной России, Дальнего Востока и Аляски и всего православного мира, для духовенства и светских ученых, для взрослых людей и юношества. У каждого есть уникальная возможность найти свой жизненный путь, крепко держась за руку святителя, доверяя ему, шагая всем вместе, и каждый своим путем.
Такие духовные лидеры должны быть дорогой, которую человек выбирает еще в студенческой юности, когда очень важно не ошибиться и не пойти не той дорогой, о чем очень точно говорит героиня фильма грузинского режиссера Т. Абдуладзе «Покаяние» (1984 г.). В одном из эпизодов кинокартины старая женщина задает вопрос: «Скажите, эта дорога приведет к храму?», и ей отвечают: «…Не эта улица ведет к храму», на что женщина с удивление восклицает: «Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?» Дорога, не ведущая к вере, правде, духовности, любви — к Храму, — никуда не ведет. «И потому для всякого христианина, и даже для всякого человека, весьма необходимо знать: какой этот путь, как найти его и как идти по нему? — писал святитель Иннокентий. — И вот здесь я хочу побеседовать с вами об этом пути; и хотя я знаю сам, что не могу показать вам его так, как следует, но сколько сил моих есть, постараюсь, — в надежде на Иисуса Христа…» [7].
Список источников
1. Ветераны ФЛФ // Официальный сайт СВФУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/flf/vet/detail.php?SECTION_ID=2573&ID=42651 (дата обращения: 13.04.2022).
2. Дмитриева И. А. Рецепты бессмертия. М.: Данилов мужской монастырь, 2015. 399 с.
3. Журналы священника Иоанна Вениаминова / сост. О. Д. Якимов. Якутск: Бичик, 2005. 269 с.
4. Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя лит. 307-й шк. Ленинграда. М., 1982.
5. Иннокентий (Вениаминов), свт. Указание Пути в Царство Небесное [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/svjatitel-innokentij-prosvetitel-aljaski/ (дата обращения: 13.04.2022).
6. Максимова М. Г. Святитель Иннокентий (Вениаминов). Апостол Сибири и Америки: Житие в пересказе для детей. М.: Никея, 2017. 46 с.
7. Наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях: м-лы II науч.-практ. конф. Иркутск, 15 мая 2015 / отв. ред. С. Г. Ступин; науч. ред. С. В. Мельникова. Иркутск: Иркутская обл. гос. универс. науч. б-ка им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2015. 223 с.
8. О вузе [Электронный ресурс] // Официальный сайт СВФУ. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/ (дата обращения: 11.04.2022).
9. Почепцов С. С. Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении // Труды Белгородской духовной семинарии. 2018. №8. С. 88–92.
10. Состоялась презентация впервые изданного жизнеописания святителя Иннокентия (Вениаминова) на русском и якутском языках [Электронный ресурс] // Официальный сайт Якутской епархии Русской Православной Церкви «Православная Якутия». URL: http://pravyakutia.ru/2017/10/07/sostoyalas-prezentatsiya-vpervye-izdannogo-zhizneopisaniya-svyatitelya-innokentiya-veniaminova-na-russkom-i-yakutskom-yazykah/ (дата обращения: 13.04.2022).
11. Этносоциальные процессы в Якутии: современный ракурс и перспективы развития [Электронный ресурс]: [Коллективная монография] / авт. В. Б. Игнатьева, Е. Г. Маклашова, А. Г. Томаска и др. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2020. 312 с.
References
1. Veterany FLF [Veterans of the FLF]. Available: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/flf/vet/detail.php?SECTION_ID=2573&ID=42651 (accessed 13.04.2022).
2. Dmitrieva I. A. Retsepty bessmertiia [Recipes for Immortality]. Moscow, 2015.
3. Iakimov O. D. (comp.). Zhurnaly sviashchennika Ioanna Veniaminova [Journals of Priest John Veniaminov]. Jakutsk, 2005.
4. Il'in E. N. Iskusstvo obshcheniia [The Art of Communication]. Moscow, 1982.
5. Innokentii (Veniaminov), sviatitel [Saint Innocent of Alaska]. Ukazanie Puti v Tsarstvo Nebesnoe [Indication of the Way to the Kingdom of Heaven. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/svjatitel-innokentij-prosvetitel-aljaski/ (accessed 13.04.2022).
6. Maksimova M. G. Sviatitel' Innokentii (Veniaminov). Apostol Sibiri i Ameriki: Zhitie v pereskaze dlia detei [Saint Innocent (Veniaminov). Apostle of Siberia and America: Life in Retelling for Children]. Moscow, 2017.
7. Stupin S. G. (ed.), Melnikova S. V. (ed.). Nasledie sviatitelja Innokentiia (Veniaminova) i pravoslavnaia missionerskaia deiatel'nost' v Sibiri, na Dal'nem Vostoke i sopredel'nykh territoriiakh: m-ly II nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 15 maja 2015 [The Legacy of St. Innocent (Veniaminov) and Orthodox Missionary Activity in Siberia, the Far East and Adjacent Territories: materials of II scientific and practical. conf. Irkutsk, May 15, 2015]. Irkutsk, 2015.
8. O vuze [About the University]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/ (accessed 11.04.2022).
9. Pochepcov S. S. Sviatitel' Innokentii (Veniaminov) o pastyrskom sluzhenii. Trudy Belgorodskoi dukhovnoi seminarii [Saint Innocent (Veniaminov) on Pastoral Service. Proceedings of the Belgorod Theological Seminary]. 2018, no 8, p. 88–92.
10. Sostoialas' prezentatsiia vpervye izdannogo zhizneopisaniia sviatitelia Innokentiia (Veniaminova) na russkom i iakutskom iazykakh [The Presentation of the First Published Biography of St. Innocent (Veniaminov) in Russian and Yakut Took Place]. Pravoslavnaia Iakutiia [Orthodox Yakutia]. URL: http://pravyakutia.ru/2017/10/07/sostoyalas-prezentatsiya-vpervye-izdannogo-zhizneopisaniya-svyatitelya-innokentiya-veniaminova-na-russkom-i-yakutskom-yazykah/ (accessed 13.04.2022).
11. Ignat'eva V. B., Maklashova E. G., Tomaska A. G. and others. Etnosocial'nye protsessy v Iakutii: sovremennyi rakurs i perspektivy razvitiia [Ethnosocial Processes in Yakutia: a Modern Perspective and Development Prospects]. Yakutsk, 2020.
Информация об авторе
Залуцкая С. Ю., кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.
Information about the author
Zalutskaia S. Iu., сandidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Methods of Teaching Russian Language and Literature of the Northeastern Federal University named after M. K. Ammosov.
Статья поступила в редакцию 15.04.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 04.07.2022.
The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 27.05.2022; accepted for publication 04.07.2022.