Научная статья на тему 'Значение учреждения Якутской епархии для региона и России'

Значение учреждения Якутской епархии для региона и России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история России / Иннокентий (Вениаминов) / Якутия / Русская Православная Церковь / история Церкви / Якутская епархия / монастыри / миссионерская деятельность / колонизация / Russian history / Innokenty Veniaminov / Yakutia / Russian Orthodox Church / the history of the Church / Yakutsk Diocese / convents / missionary activities / colonization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Роман Лукин

Статья представляет собой анализ истории учреждения Якутской епархии Русской Православной Церкви. Автор доказывает необходимость данного решения в контексте как церковном (православной миссии среди коренных народов России и затем их духовного окормления), так и светском (колонизационная политика Российской империи в XIX в.). В работе уделяется пристальное внимание роли Якутского Спасского мужского монастыря в деле распространения православной веры в Якутии, а также деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова) в регионе и его дальнейших трудов по учреждению епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Importance of the Establishment of the Yakut Diocese for the Region and Russia

In the article the history of the establishment of the Yakut Diocese of Russian Orthodox Church is analyzed. The author proves the importance of this decision both in church (the orthodox mission among indegenous peoples of Russia and then their religious assistance) and secular context (colonization policies of Russian Empire in the 19th century). In this effort, priority has been given to the role of the Savior’s Convent of Yakutsk in the spreading of the Orthodox Faith, and to activities of Metropolitan Innokentiy (Veniaminov) in the region and his effort to establish the Diocese.

Текст научной работы на тему «Значение учреждения Якутской епархии для региона и России»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10032

Архиепископ Роман (Лукин А. А.)

Значение учреждения Якутской епархии для региона и России

«Слава, слава, слава Богу! Наконец дело совершилось!»1

Из письма свт. Иннокентия (Вениаминова) в день открытия Якутской епархии

Аннотация:

Статья представляет собой анализ истории учреждения Якутской епархии Русской Православной Церкви. Автор доказывает необходимость данного решения в контексте как церковном (православной миссии среди коренных народов России и затем их духовного окормления), так и светском (колонизационная политика Российской империи в XIX в.). В работе уделяется пристальное внимание роли Якутского Спасского мужского монастыря в деле распространения православной веры в Якутии, а также деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова) в регионе и его дальнейших трудов по учреждению епархии. Ключевые слова: история России, Иннокентий (Вениаминов), Якутия, Русская Православная Церковь, история Церкви, Якутская епархия, монастыри, миссионерская деятельность, колонизация

В 2020 г. Якутская епархия, одна из самых обширных в православном мире, празднует 150-летие со дня своего образования. Столь значимый юбилей — повод вспомнить о людях, трудами и заботами которых стало возможно учреждение в далеком 1870 г. самостоятельной Якутской епархии.

Якутия — особый, уникальный регион, самый крупный субъект Российской Федерации, форпост на Дальнем Востоке, где мирно соседствуют разные народы. Православие появилось здесь задолго до проповеди апостола Сибири и Америки святителя Иннокентия (Вениаминова), с именем которого связано распространение веры в регионе. Принято считать, что о Господе нашем Иисусе Христе местные жители узнали в XVII в. Шел колонизационный процесс, и это оказало влияние на социально-экономическое

1 Епископу Якутскому и Вилюйскому Дионисию (Хитрову) с поздравлением по поводу образования самостоятельной Якутской епархии и с предложением при выборе помощников по управлению епархией обращать внимание не на ученых людей, но на усердных и деятельных, а для восстановления Якутского монастыря пригласить монахов с Соловков или Валаама; а также с советом, как лучше распорядиться денежными суммами, полученными от сборов и свечных продаж (Москва, 26 июля 1869 г.) [11, с. 128].

развитие, национальное и конфессиональное состояние тогдашнего российского общества. Известный историк Василий Осипович Ключевский сказал по этому поводу: «История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней. Оно усилилось с отменой крепостного права, когда начался отлив населения из центральных черноземных губерний, где оно долго искусственно сгущалось и насильственно задерживалось» [6, с. 20]. А переселение и колонизация страны — это, по мнению ученого, «основные факты нашей истории» [6, с. 20].

В тот период православная миссия мягко соединилась с колонизацией. Процесс освоения Сибири в XVI-XVII вв. означал распространение православия в этих местах [10, с. 36]. По словам О. А. Мамченко, «инициатива открытия и освоения Сибири принадлежала не только центральной власти, но и подневольным русским людям, уходившим в Сибирь от гнета помещиков-крепостников и крепостнического государства. Усиление процесса закрепощения крестьян в центральных районах России с середины XVII в. послужило одной из основных причин движения русских крестьян сначала в западные, а потом и восточные области Сибири, вплоть до Якутии» [7].

Датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 г.1 «Присоединение Якутии к Русскому государству проходило в основном мирным путем: отдельные столкновения с ясачными сборщиками носили эпизодический характер. Это присоединение имело большое прогрессивное значение и для России, и для Якутии» [7]. Данное событие стало поворотным пунктом в истории народов региона, ускорило их историческое развитие, слило их судьбы с историческими судьбами народов России [7].

Большую роль в распространении православия среди северных народов играли монастыри. В 1663-1664 гг. в Якутском (Ленском) остроге был учрежден Спасский мужской монастырь. «В далекой и еще не известной миру Якутии, при отсутствии постоянного сообщения с центром страны, среди языческой ментальности, при незначительной доле православного населения возник очаг христианства, на столетия ставший центром распространения и укрепления православия в регионе» [17, с. 25]. Уже в XIX в. обитель стала центром епархиального управления2 и миссионерской

1 «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу поставил я с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальней украине и для государева ясачного збору и для приезду якутцких людей. А преж того на Лене реке и в Якутцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якутцкова князца Мамыкова улусу» [13].

2 См.: Императорский указ об отделении Якутской области от Иркутской епархии и причислении ее к Камчатской епархии [11, с. 27-28].

деятельности в обширных Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах [17, с. 28]. Именно из Спасского монастыря направлялись миссионеры для христианизации местного населения, а сам он долгие годы был средоточием благочестия и христианского просвещения [17, с. 26].

Можно сказать, что Спасский монастырь трудами своих миссионеров подготовил и удобрил почву, которую впоследствии обильно засеял святитель Иннокентий, желавший учреждения самостоятельной Якутской епархии.

Известно, что в 1793-1794 гг. по территории Якутского края проходил путь миссионеров, направлявшихся из Валаамского и Коневского монастырей на служение в Кодиакскую миссию Русской Америки. «Усердно желающих якутов всюду, всюду крестили; где река пришла, тут и останавливаемся крестить» [18], — свидетельствовали члены миссии. С XVIII в. в Якутске начинается активное строительство храмов [8], и город становится центром миссионерской деятельности в крае.

Позже о знакомстве якутян с православием и их религиозности святитель Иннокентий напишет в письме своему другу и духовному наставнику святителю Филарету (Дроздову). Описывая первый архиерейский визит в Якутск, владыка восторженно сообщает о том, как трепетно и тепло встречала его якутская паства, как люди ожидали его на всех станциях по пути в Якутск и благоговейно подходили к нему под благословение [10, с. 573]. Впоследствии горячая вера жителей края сыграла важную роль в становлении Якутской епархии.

Еще во время первой поездки в Якутск в 1852 г. святитель Иннокентий заметил обособленность этого сурового края от соседних епархий, а после второго путешествия по его улусам пришел к мысли о необходимости основать здесь отдельную архиерейскую кафедру, викариатство Камчатской епархии. С этой целью он представил Святейшему Синоду записку «О благоустройстве Камчатской епархии по причислении к ней Якутской области» [1, с. 239-263]: «Якутская область стоит того по многим отношениям. Число христиан в ней простирается до двухсот сорока тысяч, а о пространстве и говорить нечего: она более всех вообще сибирских епархий, взятых отдельно», — написал святитель Иннокентий архиепископу Могилевскому Евсе-вию [12, с. 327] .

Процесс учреждения Якутской епархии был довольно длительным и сложным. Владыка часто обращался к влиятельным лицам и просил их содействия в осуществлении данного проекта. В частности он писал об этом исправляющему должность обер-прокурора А. И. Карасевскому [11, с. 137-138], директору Духовно-учебного управления при Святейшем Синоде К. С. Сербиновичу [11, с. 254-257], митрополиту Московскому Филарету [12, с. 324] и др. Но все эти попытки долгое время не давали желаемого

результата. Лишь со временем колоссальные усилия святителя Иннокентия принесли добрые плоды. Он со своими помощниками начал переводить книги на якутский язык и совершать Божественную литургию (а впоследствии и другие богослужения) на местном языке1.

Владыка понимал, что нужно рукополагать в священнослужители кандидатов из местного населения2. Для этого он перевел с острова Ситха в Якутск Новоархангельскую духовную семинарию, которая стала первым в крае средним учебным заведением. Ее новым ректором был назначен протоиерей Димитрий Хитров, ближайший сподвижник святителя Иннокентия и будущий епископ Якутский3. Семинария просуществовала до 1870 г.4, а затем по указу Святейшего Синода была переведена в Благовещенск [5]. Она ежегодно направляла в епархию 10-12 человек с богословским образованием. За свое существование семинария воспитала образованное духовенство не только для Якутии, но и для других областей5.

Учреждению Якутской епархии предшествовало открытие викариат-ства. В 1852 г. Якутия вошла в состав Камчатской епархии. Тогдашнее 200-тысячное население Якутии в десять раз превосходило всю камчатскую и алеутскую паству. Поэтому владыка решил перенести епископскую кафедру в Якутск. Постоянное расширение пределов Камчатской епархии, которая к 1858 г. включала в себя практически все дальневосточные территории, привело к учреждению викариатств, одним из которых стало Якутское.

Действительно, обширность Камчатской епархии затрудняла управление и духовное окормление паствы. Обязательные объезды раз в один-два года [14, с. 480] были очень обременительны из-за отсутствия дорог и средств передвижения. Решение данной проблемы святитель Иннокентий видел в создании двух викариатств, поэтому в 1857 г. он составил проект их образования6 для более эффективного управления епархией.

Для окормления якутской паствы владыка избрал протоиерея Петра Попова (в монашестве Павел) [2]. Хиротония была совершена 6 марта

1 1 августа 1859 г. в Троицком соборе Якутска впервые прозвучала служба на якутском языке. Евангелие читал сам святитель Иннокентий. Якутские старейшины просили сделать этот день навсегда праздничным, поскольку «они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке» [11, с. 466].

2 См.: Указ архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова) Якутскому духовному правлению о приеме на службу в духовенство из числа коренных жителей (Якутск, 6 мая 1855 г.) [11, с. 54-55].

3 Протоиерею Д. В. Хитрову об определении его на должность ректора Якутской духовной семинарии (Иркутск, 18 апреля 1859 г.) [11, с. 437-438].

4 В 1870 г. здание Якутской духовной семинарии и духовного училища сгорело дотла.

5 По штатам 14 мая 1867 г. в Якутской семинарии получали образование 79 человек в 6 классах, а ее выпускники трудились на всей территории Восточной Сибири, вплоть до Камчатки, Аляски и даже Русской Америки [18, с. 94].

6 Митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) касательно перевода Священного Писания на русский язык и представление записки о викариатствах [11, с. 286-288].

1860 г.1 Восемь лет преосвященный Павел трудился в Якутском крае, затем открылась кафедра в Америке, и его перевели туда2.

Все же викариатство не было достаточным средством для решения миссионерско-просветительских задач, которые ставил святитель Иннокентий. В 1864 г. он предпринял поездку в Якутск, чтобы на месте составить окончательный проект с полным обоснованием выделения епархии и открытия духовной консистории3. Проект был передан в Святейший Синод, но дело затянулось. Основными доводами владыки в пользу необходимости образования самостоятельной епархии были обширность территории области, отсутствие налаженной транспортной схемы, а также наличие населения со своим языком. В письме на имя обер-прокурора Святейшего Синода святитель Иннокентий отмечал самобытность Якутии, которая «своими местными обычаями и своим бытом нисколько не похожа на соседние» [12, с. 303] регионы. Кроме того, по мнению владыки, требовалось введение здесь духовного судопроизводства, так как «разбирательство и решение таковых дел гораздо более удобно и скорее может быть на месте в г. Якутске» [12, с. 303]. Владыка также предлагал сохранить гражданское административно-территориальное деление Якутской области в границах епархии, а епархиального архиерея титуловать «епископом Якутским и Ви-люйским... потому что в Вилюйском округе жителей находится гораздо более, чем во всех прочих округах, вместе взятых» [12, с. 303]. Эту идею поддержал и генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев [11, с. 277].

Став митрополитом Московским, святитель Иннокентий взялся за осуществление своего плана. «С самого прибытия моего в Петербург я стал хлопотать об открытии Якутской епархии. Сегодня хочу съездить к директору и спросить его, не будет ли какого движения» [13, с. 86], — писал владыка своему викарию, преосвященному Леониду.

В декабре 1869 г. был подписан императорский указ об образовании Якутской и Вилюйской епархии. Просьба святителя Иннокентия была уважена4, и 28 марта 1870 г. якутская паства торжественно праздновала открытие

1 Этим архиереем был очень доволен святитель Иннокентий, написавший следующее: «Слава Господу, пославшему в якутскую паству именно такого пастыря, какого я желал» [11, с. 553].

2 Владыка не оставил без попечения якутскую паству, исходатайствовав разрешение поставить во епископы протоиерея Димитрия Хитрова. Его хиротония состоялась 8 февраля 1868 г., уже после назначения святителя Иннокентия митрополитом Московским.

3 Представление в Святейший Синод об учреждении особой епархии в Якутской области (Якутск, 9 февраля 1865 г.) [12, с. 293-303]; Обер-прокурору Святейшего Синода А. П. Ахматову о необходимости отделения Якутской епархии от Камчатской (Якутск, 25 февраля 1865 г.) [12, с. 303-305].

4 «Я очень рад, что вы теперь полный владыка; живите, владычествуйте многие лета здраво и успешно. Правду сказать, немало хлопот стоило мне это дело, несколько раз просил я обер-прокурора, его товарища, директора хозяйственного управления; к последним двум ездил с поздравлением; ездил к министру финансов — и за все это пришлите мне пару гребней простых, но прочных и чистых, для ежедневного употребления». (Епископу Якутскому и Вилюйскому Дионисию (Хитрову)... [13, с. 128-130].

своей епархии1. К этому дню владыка отправил в Якутск икону Святой Троицы с частицей Животворящего Креста Господня2. Якутская епархия стала 53-й самостоятельной епархией на территории Российской империи. Ее первым правящим архиереем был избран епископ Дионисий (Хитров) [13, с. 172].

Учреждение Якутской епархии стало важным событием как для местных народов, так и для Русской Православной Церкви. По словам современной исследовательницы истории православия на северо-востоке Азии И. И. Юргановой, православие было одним из основных путей интеграции этносов региона в общероссийскую социально-экономическую структуру в процессе межцивилизационного взаимодействия [19, с. 116].

Несомненно, святитель Иннокентий был выдающейся личностью в общественно-политической и церковной жизни России XIX в. Его значение в распространении православия на восточных территориях империи невозможно переоценить. Он сыграл решающую роль в учреждении Якутской епархии, а верные помощники продолжили его апостольские труды в разных уголках мира. Достойными последователями владыки стали епископ Павел (Попов), первый викарий Якутской епархии; епископ Дионисий (Хитров), первый епископ Якутской и Вилюйской епархии; епископы Иаков (Домский), Мелетий (Якимов) и Мелетий (Заборовский). Каждый из упомянутых правящих архиереев Якутской епархии способствовал распространению и укреплению православия в крае. Миссионерская и просветительская деятельность занимала значительное место в их служении, поскольку каждый из них до своей хиротонии был миссионером-практиком и проповедовал Евангелие в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока. «Благодаря трудам многих ревностных архипастырей и пастырей к началу XX в. в Якутии сформировалась четко организованная система духовных учреждений, оказывающих влияние на жизнедеятельность всего населения области. В 1899 г. здесь действовали 49 церковноприходских школ и 21 школа грамоты, пятиклассное женское епархиальное училище и воскресная школа в Якутске, образцовая школа при семинарии и школа грамоты при епархиальном училище. В церковноприходских школах получала образование вся будущая элита якутского народа» [22].

Об успехах миссионерской деятельности в регионе наглядно свидетельствуют результаты первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.: 98% жителей Якутской области исповедовали православие, что было самым большим показателем в восточносибирских епархиях [18].

1 «Слава, слава, слава Богу! Наконец дело совершилось! 7 июля Якутская епархия родилась — поздравляю Вас от души всех, начиная с Вас» [13, с. 128].

2 Наместнику Чудова монастыря архимандриту Вениамину (Петухову) с просьбой приложить к иконе Святой Троицы частицу Животворящего Древа, приготовить киот и ящик для пересылки иконы, а также сообщить стоимость упаковки и пересылки иконы в Якутск (Москва, январь 1870 г.) [13, с. 176-177].

В ХХ в. Якутская епархия пережила все испытания, которые выпали на долю Русской Православной Церкви. Архипастыри, духовенство, монашество и миряне Якутии вместе со всеми испили чашу страданий в годы гонений на Церковь. Ссылки, тюрьмы, расстрелы, закрытие и уничтожение храмов и монастырей. Это поистине крестный путь для нашей Церкви и нашего народа. Именно в ХХ в. в Якутию и другие северные регионы страны массово ссылали исповедников веры Христовой. Республика стала Голгофой для сотен верующих людей. Апогеем борьбы с православием в регионе стало закрытие в 1939 г. храма Святителя Николая Чудотворца в Якутске, последнего православного храма на северо-востоке России.

Возрождение Якутской епархии началось в 1990-е гг. Сегодня трудами жителей этого сурового края восстанавливаются храмы и монастыри, переводятся на местный язык и издаются книги, действует духовная семинария, осуществляется социальная, просветительская и миссионерская деятельность.

В чем заключается значимость Якутской епархии и ее особенность? После продолжительной миссионерской, просветительской и административной работы Якутская епархия органично вписалась в состав Русской Православной Церкви в 1870 г. Благодаря трудам святителя Иннокентия православие утвердилось в этом крае. После учреждения самостоятельной епархии здесь постоянно находился правящий архиерей. До конца своей жизни святитель Иннокентий, даже будучи митрополитом Московским и Коломенским и находясь за тысячи километров от Якутии, не переставал заботиться о якутской пастве, интересовался ее жизнью, помогал, консультировал, давал советы по управлению.

Благодаря своему выгодному местоположению, Якутск долгие годы являлся центром миссионерской деятельности не только в регионе, но и за его пределами. Спасский монастырь, насельники которого упоминаются в источниках как «миссионеры, просветившие этот край светом Евангелия» [18], стал крупнейшим духовным учреждением Якутии, инициатором многих церковно-просветительских и социально-общественных проектов, духовным маяком всего северо-востока Российской империи [21, с. 101-102]. В обители останавливались во время миссионерских поездок правящие архиереи и известные проповедники. Их деятельность была сложна и опасна: передвижение по территории Якутии требовало колоссальных усилий и мужества. К слову, даже сегодня, при наличии современных видов транспорта, не всегда есть возможность посетить некоторые отдаленные приходы епархии в случае ухудшения погодных условий.

Распространение православия в Якутии и учреждение Якутской епархии способствовало инкорпорации края в состав Российского государства,

развитию в регионе социально-просветительской деятельности и приобщению местного населения к христианской культуре. Благодаря трудам духовенства появилась якутская письменность, были переведены на якутский язык богослужебные книги и другая литература1. Повышение уровня грамотности населения было связано, в первую очередь, с деятельностью духовных учебных заведений региона, отличавшихся всесословностью и универсальностью преподаваемых знаний [16].

Таким образом, можно говорить о значительном вкладе Якутской епархии в жизнь Русской Православной Церкви и государства в целом. С XIX в., когда была учреждена епархия, ее священнослужители играли определяющую роль в духовной, социальной и просветительской сферах жизни региона. Пройдя суровые испытания, Якутская епархия продолжает дело святителя Иннокентия (Вениаминова) и исполняет духовные заветы своего небесного покровителя и его сподвижников, достойно несет свет Христовой истины людям, живущим в этом уникальном, красивом и боголюбивом уголке нашей необъятной Родины.

Источники и литература

1. Барсуков, И. Творения Иннокентия, митрополита Московского / И. Барсуков. М., 1886. Кн. 1.

2. Дацышен, В. Г. Епископ Енисейский и Красноярский Павел (Попов) / В. Г. Дацышен [Электронный ресурс] // URL: http://kasdom.ru/r_kultura/4222 (дата обращения: 25.04.2020).

3. Зольникова, И. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI-XIX в. / И. Д. Золь-никова // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 10-34.

4. Императорский указ об отделении Якутской области от Иркутской епархии и причислении ее к Камчатской епархии // Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии : сб. док. Якутск, 2015.

5. История Якутской духовной семинарии [Электронный ресурс] // URL: http://www. yapds.ru/o-seminarii/istoriya-seminarii (дата обращения: 25.04.2020).

6. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах / В. О. Ключевский. М., 1995. Кн. 1.

7. Мамченко, О. А. Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства / О. А. Мамченко [Электронный ресурс] // URL: https://ist-konkurs.ru/ raboty/2008/1087-istoricheskoe-znachenie-vkhozhdemya-yakutii-v-sostav-rossijskogo-gosudarstva (дата обращения: 21.04.2020).

8. Попов, Г. А. История г. Якутска / Г. А. Попов [Электронный ресурс] // URL: https://www. yakutskhistory.net/ (дата обращения: 23.04.2020).

1 Современными учеными-филологами дана высокая оценка профессионализма якутского духовенства: «Учебные пособия, выпускаемые миссионерами... постоянно совершенствовались, и к концу XIX — нач. ХХ в. в литературно-языковом отношении стали почти образцовыми и по литературной обработке и нормативности практически не отличаются от современных литературных образцов» [16].

9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии : сб. док. Якутск, 2015.

10. Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собр. соч. и писем : в 7 т. Т. 3 : Жребий апостольский / под общ. ред. В. Силовьева. М., 2012.

11. Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собр. соч. и писем : в 7 т. Т. 4 : Апостол Дальнего Востока и Севера (1852-1860) / под общ. ред. В. Силовьева. М., 2013.

12. Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собр. соч. и писем : в 7 т. Т. 5 : Административные документы и письма (1861-1868) / под общ. ред. В. Силовьева. М., 2013.

13. Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собр. соч. и писем : в 7 т. Т. 6 : Московский митрополит (1868-1879) / под общ. ред. В. Силовь-ева. М., 2014.

14. Цыпин В., прот. Епархиальное управление / протоиерей В. Цыпин // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 480.

15. Челобитная Петра Бекетова о строительстве Ленского, впоследствии Якутского, острога [Электронный ресурс] // URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/ osnovan-iakutsk (дата обращения: 21.04.2020).

16. Юрганова, И. И. Деятельность Русской Православной Церкви в Якутском крае: инкорпорация в русскую государственность (XVII — нач. ХХ в.) : дис. ... д-ра ист. наук. Иркутск, 2017.

17. Юрганова, И. И. Три столетия Якутского Спасского монастыря: историческая ретроспектива и современность / И. И. Юрганова, иером. Иоанн (Калугин) // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Вып. 5. С. 25-32.

18. Юрганова, И. И. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Якутском крае / И. И. Юрганова [Электронный ресурс] // URL: http://www.pribaikal.ru/ talci-article/article/7195.html (дата обращения: 21.04.2020).

19. Юрганова, И. И. Русская православная церковь в Якутском крае в отечественной историографии (XVII — нач. ХХ в.) / И. И. Юрганова // Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 11. 115-125.

20. Юрганова, И. И. Церкви Якутии (краткая история) / И. И. Юрганова. Якутск, 2005.

21. Юрганова, И. И. Якутский Спасский мужской монастырь: этапы деятельности / И. И. Юрганова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 4. С. 96-103.

22. Якутская епархия: история и современность: к 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства // Журнал Московской патриархии. 2007. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.Org/web/20111107170340/http://www. jmp.ru/jmp/07/12-07/03.htm (дата обращения: 25.04.2020).

References

1. Barsukov I. Tvoreniia Innokentiia, mitropolita Moskovskogo [Creations of Innocent, Metropolitan of Moscow]. Moscow, 1886. Book 1.

2. Datsyshen V. G. Episkop EniseiskiiiKrasnoiarskiiPavel (Popov) [Bishop of the Yenisei and Krasnoyarsk Pavel (Popov)]. Available at: http://kasdom.ru/r_kultura/4222 (accessed: 04.25.2020).

3. Zolnikova I. D. Traditsii pravoslaviia v Sibiri. Konets XVI-XIX v. [Traditions of Orthodoxy in Siberia. The End of the XVI-XIX Century]. Sibirskaia ikona — Siberian Icon. Omsk, 1999.

4. Imperatorskii ukaz ob otdelenii lakutskoi oblasti ot Irkutskoi eparkhii i prichislenii ee k Kamchatskoi eparkhii [The Imperial Decree on the Separation of the Yakutsk Region from the Irkutsk Diocese and Its Reckoning with the Kamchatka Diocese]. Sviatitel' Innokentii (Veniaminov) v lakutii : sb. dok. [Hierarch Innocent (Veniaminov) in Yakutia : Collection of Documents]. Yakutsk, 2015.

5. Istoriia lakutskoidukhovnoiseminarii [History of the Yakut Theological Seminary]. Available at: http://www.yapds.ru/o-seminarii/istoriya-seminarii (accessed: 04.25.2020).

6. Kliuchevskii V. O. Russkaia istoriia. Polnyi kurs lektsii v trekh knigakh [Russian History. A Full Course of Lectures in Three Books]. Moscow, 1995. Book 1.

7. Mamchenko O. A. Istoricheskoe znachenie vkhozhdeniia lakutii vsostav Rossiiskogo go-sudarstva [The Historical Significance of the Entry of Yakutia into the Russian State]. Available at: https://ist-konkurs.ru/raboty/2008/1087-istoricheskoe-znachenie-vkho-zhdeniya-yakutii-v-sostav-rossijskogo-gosudarstva (accessed: 21.04.2020).

8. Popov G. A. Istoriia g. lakutska [History of Yakutsk]. Available at: https://www.yakuts-khistory.net/ (accessed: 23.04.2020).

9. Sviatitel' Innokentii (Veniaminov) v Iakutii : sbornik dokumentov [St. Innocent (Veniaminov) in Yakutia : Collection of Documents]. Yakutsk, 2015.

10. Silov'ev V. (ed.). Sviatitel' Innokentii Moskovskii, prosvetitel' Ameriki i Sibiri [Saint Innocent of Moscow, Enlightener of America and Siberia]. Sobranie sochinenii [Collected Works] : in 7 vols. Vol. 3 : Zhrebii apostol'skii [The Apostolic Lot]. Moscow, 2012.

11. Silov'ev V. (ed.). Sviatitel' Innokentii Moskovskii, prosvetitel' Ameriki i Sibiri [Saint Innocent of Moscow, Enlightener of America and Siberia]. Sobranie sochinenii [Collected Works] : in 7 vols. Vol. 4 : Apostol Dal'nego Vostoka i Severa (1852-1860 gg.) [Apostle of the Far East and North (1852-1860)]. Moscow, 2013.

12. Silov'ev V. (ed.). Sviatitel' Innokentii Moskovskii, prosvetitel' Ameriki i Sibiri. Sobranie sochinenii i pisem [Saint Innocent of Moscow, Enlightener of America and Siberia. Collected Works and Letters] : in 7 vols. Vol. 5 : Administrativnye dokumenty i pis'ma (1861-1868) [Administrative Documents and Letters (1861-1868)]. Moscow, 2013.

13. Silov'ev V. (ed.). Sviatitel' Innokentii Moskovskii, prosvetitel' Ameriki i Sibiri. Sobranie sochinenii i pisem [Saint Innocent of Moscow, Enlightener of America and Siberia. Collected Works and Letters] : in 7 vols. Vol. 6 : Moskovskii mitropolit (1868-1879) [Moscow Metropolitan (1868-1879)]. Moscow, 2014.

14. Tsypin V., prot. [archpriest]. Eparkhial'noe upravlenie [Diocesan Administration]. Pra-voslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2008. Vol. 18. P. 480.

15. Chelobitnaia Petra Beketova o stroitel'stve Lenskogo, vposledstvii lakutskogo, ostroga [Petition Beketova on the Construction of Lensky, Later Yakutsky, Prison]. Available at: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/osnovan-iakutsk. (accessed 21.04.2020).

16. Iurganova I. I. Deiatel'nost' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v lakutskom krae: inkorporatsiia vrusskuiu gosudarstvennost'(XVll — nach. XXv.) [The Activities of the Russian Orthodox Church in the Yakutsk Territory: Incorporation into Russian Statehood (XVII — Early XX Century)] : PhD theses. Irkutsk, 2017.

17. Iurganova I. I., Ioann (Kalugin), ierom. [hieromonk]. Tri stoletiia lakutskogo Spas-skogo monastyria: istoricheskaia retrospektiva i sovremennost' [Three Centuries of the Yakut Spassky Monastery: Historical Retrospective and Modernity]. Sbornik trudov Iakutskoi dukhovnoi seminarii [Proceedings of the Yakut Theological Seminary]. Vol. 5. P. 25-32.

18. lurganova I. I. Missionerskaia deiatel'nost' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v lakutskom krae [Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in the Yakutsk Territory]. Available at: http://www.pribaikal.ru/talci-article/article/7195.html (accessed 21.04.2020).

19. lurganova I. I. Russkaia pravoslavnaia tserkov' v lakutskom krae v otechestvennoi isto-riografii (XVII — nach. XX v.) [The Russian Orthodox Church in the Yakutsk Territory in Russian Historiography (XVII — Early XX Century)]. Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta — News of Irkutsk State University]. 2015. Vol. 11. P. 115-125.

20. Iurganova I. I. Tserkvi lakutii (kratkaia istoriia) [Churches of Yakutia (Short History). Yakutsk, 2005.

21. Iurganova I. I. lakutskii Spasskii muzhskoi monastyr': etapy deiatel'nosti [Yakutsk Spassky Monastery: Stages of Activity]. Gumanitarnye issledovaniia v Vostochnoi Sibiri i na Dal'-nem Vostoke — Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East. 2014. No. 4. P. 96-103.

22. lakutskaia eparkhiia: istoriia i sovremennost': k 375-letiiu vkhozhdeniia lakutii v sostav Rossiiskogogosudarstva [Yakut Diocese: History and Modernity: on the 375th Anniversary of the Entry of Yakutia into the Russian State]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate. 2007. No. 12. Available at: https://web.archive.org/web/ 20111107170340/http://www.jmp.ru/jmp/07/12-07/03.htm (accessed: 25.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Arkhiepiskop [archbishop] Roman (Lukin A. A.)

Znachenie uchrezhdeniia Iakutskoi eparkhii dlia regiona i Rossii [The Importance of the Establishment of the Yakut Diocese for the Region and Russia]

Abstract:

In the article the history of the establishment of the Yakut Diocese of Russian Orthodox Church is analyzed. The author proves the importance of this decision both in church (the orthodox mission among indegenous peoples of Russia and then their religious assistance) and secular context (colonization policies of Russian Empire in the 19th century). In this effort, priority has been given to the role of the Savior's Convent of Yakutsk in the spreading of the Orthodox Faith, and to activities of Metropolitan Innokentiy (Veniaminov) in the region and his effort to establish the Diocese.

Keywords: Russian history, Innokenty Veniaminov, Yakutia, Russian Orthodox Church, the history of the Church, Yakutsk Diocese, convents, missionary activities, colonization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.