Научная статья на тему 'Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии'

Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свт. Иннокентий (Вениаминов) / Национальный архив Республики Саха (Якутия) / Якутское духовное правление / переводческая деятельность / Д.К. Сивцев — Суорун Омоллоон / st. Innokenty (Veniaminov) / National archive of the Republic of Sakha (Yakutia) / Yakutsk church administration / translation activities / D.K. Sivtsev / Suorun Omolloon

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Наталия Степановна

Статья посвящена обзору исторических источников, отложившихся в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия), связанных со свт. Иннокентием (Вениаминовым) и его деятельностью в Якутии. Выявленные материалы были опубликованы в сборнике документов «Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии» (Якутск, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosvetitel’skaia deiatel’nost’ Sviatitelia Innokentiia (Veniaminova) v Iakutii [Educational Activity of Saint Innokenty (Veniaminov) in Yakutia]

The article focuses on the review of the historical sources from the collection of National archive of Republic of Sakha (Yakutia), relating to st. Innokenty (Veniaminov) and his activities in Yakutia. Identificated materials were published in the collection of documents “St. Innokenty (Veniaminov) in Yakutia” (Yakutsk, 2015).

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии»

DOI: 10.24411/2686-9497-2021-10012

Н. С. Степанова

Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии

Аннотация:

Статья посвящена обзору исторических источников, отложившихся в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия), связанных со свт. Иннокентием (Вениаминовым) и его деятельностью в Якутии. Выявленные материалы были опубликованы в сборнике документов «Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии» (Якутск, 2015).

Ключевые слова: свт. Иннокентий (Вениаминов), Национальный архив Республики Саха (Якутия), Якутское духовное правление, переводческая деятельность, Д. К. Сивцев — Суорун Омоллоон

Национальный архив Республики Саха (Якутия) является одним из крупнейших архивов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В фондах архива хранится около 1,5 млн дел — многосторонний комплекс источников по истории Якутии с 1649 г. по настоящее время, которые в силу своей уникальности имеют огромную историческую ценность и выступают важнейшей составной частью историко-культурного наследия и достояния народов Республики Саха (Якутия). Среди этих богатейших по объему, составу и содержанию документальных материалов особое место занимают документы учреждений и органов духовного ведомства — это 53 фонда объемом 21 444 дел, которые были сохранены усилиями многих поколений архивистов и сегодня доступны для каждого исследователя. С сожалением надо сказать, что этот ценнейший источник духовной истории в годы советской власти, по известной причине, фактически не изучался. Использование и введение материалов в научный оборот началось с конца 1990-х гг.

В 1996 г., будучи сотрудником отдела использования документов, в рамках подготовки к 200-летию со дня рождения выдающегося деятеля и миссионера Русской Православной Церкви, просветителя народов Аляски, Якутии и Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова), автор данной статьи проводила поиск документов о деятельности Иннокентия (Вениаминова) в фондах архива. В результате проделанной работы нами впервые был составлен тематический перечень подлинных, уникальных документов, освещающих деятельность святителя за 1852-1964 гг., связанную

с Якутией, в количестве 36 документов. На основе документов была написана статья на якутском языке «Такара сахалыы сакарбыта» («Бог заговорил по-якутски») о первом богослужении на якутском языке, проведенном самим епископом.

Статья была опубликована в газете «Саха сирэ»* и вызвала большой резонанс. Народный писатель Якутии Д. К. Сивцев — Суорун Омоллоон, горячий пропагандист дружбы и братства народов, особенно исторического опыта совместной жизни якутского и русского народов, после публикации статьи пришел в архив. Он говорил, что первый раз слышит о богослужении на якутском языке и лично посмотрел подлинник указанного документа.

В 1997 г. автор данного материала принимала участие в Международной научно-практической конференции «Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) — просветитель Аляски и Якутии» (12-14 сентября 1997 г., г. Якутск) с сообщением «Краткий обзор документов и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии».

Документы о просветительской деятельности святителя хранятся в фондах Якутского духовного правления, Якутской духовной консистории, а также в фондах Градо-Якутского Спасского мужского монастыря, Камчатской духовной консистории, Якутского духовно-цензурного комитета якутских переводов.

Выявленные нами документы можно условно разделить на следующие группы:

1. предписания и приказы архиепископа Камчатского Иннокентия Якутскому духовному управлению по деятельности и личному составу Якутской епархии за 1852-1864 гг.;

2. его же письма, выписки из писем и отношения в Святейший Синод, частным лицам за 1857-1864 гг.;

3. указы, отношения, письма Святейшего Синода, митрополита Московского Филарета;

4. донесения и рапорты родовых управлений, священников улусных и наслежных приходов, письма и прошения старост наслегов;

5. ведомости о пожертвованиях для издания церковных книг на якутском языке, расходе денег во время пастырских поездок по приходам;

6. черновики переводов богослужебных книг на якутский язык.

Наибольший интерес представляют подлинные рукописи святителя.

Указом Синода от 27 августа 1852 г. Якутская область была причислена к Камчатской епархии. Известно, что преосвященный Иннокентий приехал в Якутию 11 сентября 1853 г. Но, оказывается, еще весной 1852 г.

* Статья «Такара сахалыы сакарбыта» (к 200-летию просветителя Америки, Аляски и Чукотки святителя Иннокентия Вениаминова) // «Саха сирэ», 6 марта 1997 г.

Н. С. Степанова Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

в Якутии

он проездом в Камчатку был в Якутске и оставил пакет с письмом, который должны были открыть, получив указ Синода о присоединении Якутской области к Камчатской епархии. Об этом свидетельствует письмо на имя благочинного градоякутских церквей, где говорится: «Прошу... когда будет получено здесь в Якутске официальное сведение об окончательном отделении Якутской области от Иркутской епархии к Камчатской. прилагаемый пакет. открыть в духовном правлении в присутствии всех членов оного». Подписано: «Иннокентий, архиепископ Камчатский. 29 мая 1852 г., Якутск» [1, ф. 225-и, оп. 1, д. 1409, л. 16-17].

После получения официального письма о причислении Якутской епархии к Камчатской пакет был распечатан. В нем было предписание архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия Якутскому духовному правлению по всем вопросам управления епархией, где особо был подчеркнут труд по переводу церковно-служебных книг на якутский язык. Началась работа над переводом Евангелия и других книг. Деятельно трудились многие священники под руководством протоиерея Дмитрия Хитрова. Был организован Якутский духовно-цензурный переводческий комитет.

Большая работа по переводу книг закончилась, и 28 января 1854 г. архиепископ Иннокентий предписывает о награждении набедренными знаками «особо трудившихся за переводы» священников Амгинской Преображенской церкви Иоанна Конюхова, Градо-Якутской Богородской церкви Дмитрия Винокурова, Мегинской церкви Петра Попова, Градо-Якутского собора Иоанна Либанского.

Перевод книг был закончен, и следующим шагом, предпринятым святителем, было введение богослужения на якутском языке. 19 июля 1859 г. в Якутском кафедральном соборе впервые была совершена Божественная литургия на якутском языке. Архиепископ Иннокентий сам читал молитву. В документе, датированном 21 июля 1859 г., он пишет: «Наконец столько лет продолжавшееся дело перевода некоторых священных книг на якутском языке совершенно кончено, и 19 числа сего июля в первый раз была отправлена литургия на сем языке. Отныне дозволяется отправлять литургии, бдения, а также читать Псалтырь и поучения на якутском языке по но-вонапечатанным книгам по всем церквям и часовням Якутской области» [1, ф. 225-и, оп. 1, д. 2104, л. 1-2].

Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно всё богослужение, казались удивительными для самих якутов. Их до того тронуло это событие, что родоначальники Дюпсинского, Борогонского, Мегинского, Баягантайского улусов писали святителю прошение о том, чтобы 19 июля навсегда остался праздничным днем, потому что в этот день якутский народ услышал Божественное слово на своем родном языке.

Документы архива свидетельствуют о принятых святителем Иннокентием (Вениаминовым) мерах для просвещения и привития любви к православию. В фондах отложились рукописи предписаний о постройке часовен в селениях, приеме в духовное звание из числа коренных жителей, обучении детей грамоте и Закону Божию в приходах, открытии в Якутске духовной семинарии, порядке ведения делопроизводства в церквях и приходах и др.

Следует отметить, что распространение христианства вплоть до глубинных якутских наслегов было воспринято населением положительно. Об этом свидетельствуют, например, обнаруженные нами следующие документы. В прошении родоначальников Дюпсинского улуса от 20 ноября 1853 г. на имя архиепископа Иннокентия написано: «Якуты, населяющие Якутскую область... просвещаясь живым словом истины и утвердясь в вере в Бога, озарились светом Веры Христовой......И для торжественного богослужения выстроили в своих селениях святые храмы» [1, ф. 225-и, оп. 2, д. 191, л. 1-2]. Жители попросили благословения на постройку церкви на местности Амбардах-Сысы. Подписались под прошением голова Дюпсинского улуса Семен Неустроев и старосты шести наслегов: Николай Попов, Григорий Слепцов, Петр Афанасьев, Михаил Федоров, Арсений Черноград-ский, Сергей Стрекаловский. К декабрю 1856 г. стараниями святителя Иннокентия была построена Дюпсинская Троицкая церковь.

После указа архиепископа Иннокентия от 2 мая 1855 г. о постройке в селениях часовен стали появляться часовни почти во всех населенных пунктах. 6 октября 1855 г. архиепископ Иннокентий предписал об открытии миссионерского прихода в местности Жессей Вилюйского округа. 7 февраля 1856 г. архиепископ Иннокентий предписал Якутскому духовному правлению о причислении тунгусов, живущих по р. Алдану, к Усть-майской церкви и о строительстве часовни при устье р. Учур.

Другой интересный документ датирован 1865 г. В фонде Камчатской духовной консистории хранится донесение родоначальников четырех улусов: Дюпсинского, Мегинского, Баягантайского, Борогонского архиепископу Иннокентию. 27 мая 1865 г. владыка Иннокентий по просьбе родоначальников этих четырех улусов совершил соборное молебствие о ниспослании дождей и изобилии плодов земных в 40 км от Якутска за рекой Леной на урочище Тюнгюлю*. В своем донесении они пишут: «После того, как Вы, Владыка, по случаю постигших нас несчастий от последствий неурожаев в несколько лет сряду, совершили 27 мая 1865 г. соборное молебствие. в центре пяти якутских улусов, на урочище Тюнгюлю, последовавшие

* Тюнгюлю (якут. Текулу). Ныне село в Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия), административный центр муниципального образования Тюнгюлюнский наслег.

Н. С. Степанова Просветительская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова)

в Якутии

на завтра, т. е. 28 числа, дожди имели благотворное влияние на изобильный урожай трав и хлебов.» [1, ф. 227-и, оп. 3, д. 6, л. 33-34].

Трогательна забота владыки о детях. В своем предписании от 18 апреля 1855 г. архиепископ пишет: «Я нахожу, что здесь, в Якутске, так же, как и в Америке и других местах Камчатской епархии, будет удобно... предлагать простые поучения детям, собирая для этого в церковь... в неслужебное время. И это тем более необходимо, что, как видно, многие из здешних детей — или за неимением способов у их родителей или по каким-либо другим причинам — нигде ни у кого не учатся Закону Божию и своим обязанностям» [1, ф. 225-и, оп. 2, д. 1579, л. 1-2]. Специально для детей владыка выписал из Москвы «Краткую священную книгу», изданную в 1803 г., которая, по его мнению, более или менее подходила детям по простоте изложения. Книга была переведена на якутский язык священником Петром Поповым и издана уже в Якутской областной типографии.

Среди документов второй группы имеются письма архиепископа золотопромышленникам Олекминского округа об оказании материальной помощи в строительстве нового дома Спасского монастыря в Якутске; якутскому епископу Павлу о праздновании дня первого богослужения на якутском языке; в Святейший Синод о назначении Якутского епископа; о выдаче разрешения духовной цензуры на перевод церковных книг на якутском языке и др. Все письма — автографы, т. е. написаны собственноручно.

В фонде Якутской городской думы отложилась копия письма архиепископа Иннокентия якутскому губернатору А. Д. Лохвицкому от 20 декабря 1865 г., где он пишет: «15 день декабря особенно для меня знаменательный, после литургии, которую Господь Бог сподобил меня совершить 2-й раз в этот день в этом сане — я имел новое, редкое и совершенно неожиданное утешение принять икону святителя Иннокентия (Иркутского. — Н. С.), доставленную мне из далекого по расстоянию, но всегда близкого по сердцу города Якутска.» [1, ф. 166-и, оп. 3, д. 1143, л. 2-3]. Письмо отправлено из города Благовещенска.

Третью группу документов составляют присланные на имя архиепископа Иннокентия для руководства и сведения указы и отношения Синода, в частности письмо митрополита Московского и Коломенского Филарета по вопросу о назначении Якутского епископа, о вызове архиепископа Иннокентия в Санкт-Петербург для обсуждения вопроса о переносе его кафедры в Новоархангельск на Амур. Святитель Иннокентий в конце июня 1857 г. выехал из Якутска в Санкт-Петербург в Святейший Синод. Там он добился решения о перенесении его кафедры из Якутска на Амур и об учреждении Якутского викариатства.

Вступив на Московскую митрополичью кафедру, владыка Иннокентий не оставлял своим вниманием дела и нужды ранее вверенной ему якутской

паствы. Об этом свидетельствует письмо архимандрита Московского кафедрального Чудова монастыря Вениамина епископу Якутскому и Вилюйско-му Дионисию от 21 января 1870 г. о высылке почтой иконы «Отечество» по поручению митрополита Иннокентия.

Благодаря стараниям митрополита Московского и Коломенского Иннокентия в 1870 г. Якутская область стала самостоятельной епархией. По случаю открытия Якутской духовной консистории святитель Иннокентий также послал икону с серебряным ковчегом.

Таким образом, документы Национального архива РС (Я) в полной мере дополняют биографические факты жизни святителя Иннокентия (Вени-аминова), апостола Америки и Сибири, просветителя народов Якутии, митрополита Московского и Коломенского, и достоверно раскрывают его просветительскую деятельность в Якутии. Несомненно, эти семь лет, которые он по воле Божией прожил в Якутии, и последующие его приезды оставили глубокий след в духовном возрождении северного края.

Источники и литература:

1. Национальный архив РС (Я).

References:

1. Natsional'nyi arkhiv RS (la) [National Archives of the Republic of Sakha (Yakutia)].

N. S. Stepanova

Prosvetitel'skaia deiatel'nost' SviATITELIA INNoKENTIIA (VENIAMINovA) v IAKuTII [Educational Activity of Saint Innokenty (Veniaminov) in Yakutia]

Abstract:

The article focuses on the review of the historical sources from the collection of National archive of Republic of Sakha (Yakutia), relating to st. Innokenty (Veniaminov) and his activities in Yakutia. Identificated materials were published in the collection of documents "St. Innokenty (Veniaminov) in Yakutia" (Yakutsk, 2015).

Keywords: st. Innokenty (Veniaminov), National archive of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk church administration, translation activities, D. K. Sivtsev, Suorun Omol-loon

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.