Научная статья на тему 'Современные линии подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном регионе'

Современные линии подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / TRAINING OF TEACHING STAFF / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Макаренко Татьяна Александровна

С последними реформами в образовании стало обращаться внимание на компетенции, которыми должны обладать учителя и на современные требования школьного образования. Проблема вытекает из противоречия между тем какой специалист нужен и как ведется подготовка педагогов в вузе. В статье авторы рассматривают две линии подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова: первая обучение студентов работать в среде инклюзивного образования и вторая подготовка кадров к условиям малокомплектных и кочевых школ в Северо-восточном регионе. Оба эти направления имеют ряд особенностей. В инклюзивном образовании нужен специалист имеющий компетенции для организации в массовой школе среды для равноценного обучения и воспитания детей с разными образовательными возможностями. Для малокомплектных и кочевых школ нужен полифункциональный специалист широкой специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Макаренко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TRENDS TEACHER TRAINING

The recent reforms in school education draw out attention to the teacher’s competences and and modern school education requirements. The problem arises from the discrepancy between the today’s need in teachers and the teacher-training program. The article looks at two trends being implemented in the teacher training process at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. The first trend is to prepare future teachers to work in the inclusive education and the second one is to prepare them for small schools and on-site schools with multi grades classrooms for the northeastern region. These two trends have a number of peculiarities. Inclusive education needs a specialist with a competence to organize a positive learning and socializing environment for children with various learning abilities at a grade school. For small schools and on-sit schools there is a need in multi-functional tea-chers with a wide range of competences.

Текст научной работы на тему «Современные линии подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном регионе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-32 УДК 378.22

СОВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ

Панина С.В., Макаренко Т.А.

С последними реформами в образовании стало обращаться внимание на компетенции, которыми должны обладать учителя и на современные требования школьного образования. Проблема вытекает из противоречия между тем какой специалист нужен и как ведется подготовка педагогов в вузе. В статье авторы рассматривают две линии подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова: первая - обучение студентов работать в среде инклюзивного образования и вторая - подготовка кадров к условиям малокомплектных и кочевых школ в Северо-восточном регионе. Оба эти направления имеют ряд особенностей. В инклюзивном образовании нужен специалист имеющий компетенции для организации в массовой школе среды для равноценного обучения и воспитания детей с разными образовательными возможностями. Для малокомплектных и кочевых школ нужен полифункциональный специалист широкой специализации.

Ключевые слова: высшее образование; подготовка педагогических кадров; реформа образования.

CONTEMPORARY TRENDS TEACHER TRAINING Panina S.V., Makarenko T.A.

The recent reforms in school education draw out attention to the teacher's competences and and modern school education requirements. The problem arises from the discrepancy between the today's need in teachers and the teacher-training program. The article looks at two trends being implemented in the teacher training process at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. The first trend is to prepare future teachers to work

in the inclusive education and the second one is to prepare them for small schools and on-site schools with multi grades classrooms for the north- eastern region. These two trends have a number of peculiarities. Inclusive education needs a specialist with a competence to organize a positive learning and socializing environment for children with various learning abilities at a grade school. For small schools and on-sit schools there is a need in multi-functional teachers with a wide range of competences.

Keywords: higher education; training of teaching staff; educational reform.

Проблематика

Министерство образования РФ за последние годы приняло большое количество документов, направленных на реформирование всей системы образования («Национальная доктрина образования до 2025 г.», от 11 декабря 2000 г., Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и др.) В своем законотворчестве большое внимание Министерство уделяет вопросам подготовки педагогических кадров («Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8). Это связано с тем, что все реформы направлены на улучшение качества образования, которое должно соответствовать мировому уровню.

Обзор литературы

По мнению В.А. Болотова современный педагог должен уметь работать по новым стандартам, которые предполагают не только ЗУНы, но и формирование необходимых в жизни личностных качеств у школьников. Рассматривая некоторые проблемы в образовании, В.А. Болотов определяет направления реформирования отечественного педагогического образования, при этом он отмечает, что необходимо реформировать не только педагогические вузы, но и все открытые в стране в любых вузах направления подготовки педагогических кадров [4].

В разных странах реформа образования имеет свою специфику, но вместе с тем существуют общие направления реорганизации педагогического образования:

• расширение объема психолого-педагогической подготовки будущих педагогов;

• поиск новых моделей педагогического образования;

• совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров [8].

За последние годы, благодаря улучшению демографической ситуации в стране, увеличивается количество обучающихся на всех уровнях образования. Нужно отметить, что происходит дифференциация образовательной среды. Классы российских школ становятся все менее однородными за счет:

• миграционных процессов (в том числе увеличения доли учащихся, для которых русский язык не является родным);

• развития инклюзивного образования;

• возросшего числа учащихся с теми или иными формами социальной дезадаптации.

Несомненно, это откладывает определенный отпечаток и на подготовку педагогических кадров. Мы поддерживаем мнение М. Кариво, Т. Гунько, М. Нунгу которые, анализируя практику высшего образования в мире [7], характеризуют развитие педагогического образования через реализацию двух противоположных тенденций:

• унификация - создание унифицированных систем педагогического образования, вычленение блока обязательных дисциплин, введение новых дисциплин;

• диверсификации - развитие различных каналов получения высшего педагогического образования.

Новые линии подготовки педагогов в СВФУ

В качестве новых направлений подготовки в Северо-Восточном университете можно выделить следующие: подготовка учителей для работы в среде инклюзивного образования и подготовка учителей для работы в малокомплектных и кочевых школах.

В современном мире большую актуальность имеет подготовка учителей, умеющих работать с детьми с ограниченными возможностями. Ermekova Zh.K., Stukalenko N.M., Tasbulato-va Zh.S., Kalymova A.K., Kainikenova G.K., Kulmаkhanova D.U. отмечают, что несмотря на большое количество исследований формирования профессиональных качеств учителей для работы с такой категорией детей, все же нет единства в подходе к определению «готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании». К сожалению, отмечают авторы, большинство учителей не готовы работать с детьми с ограниченными возможностями [6].

В связи с этим, мы считаем, что готовность учителей к инклюзивному образованию является одной из важнейших задач отечественной подготовки педагогов. Так, для подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, как отмечают авторы С.В. Алёхина, Т.О. Арчакова, Т. Л. Че-

пель и др. [2, 3, 22] необходима комплексная поддержка педагогов общего образования, вступающих в инклюзивный процесс, со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии. В этой связи в контексте социально-педагогической деятельности, Р.И Егорова, О.П. Осипова рассматривают социальное партнерство, как взаимодействие воспитателей, семьи и социального педагога, использование потенциальных возможностей социума для интеграции детей с ограниченными возможностями, развитию у них социальных потребностей и способностей [5]. Поскольку социальное партнерство нацелено как на активную адаптацию детей с ограниченными возможностями к условиям жизни в социуме, так и создание благоприятной среды для этого и оно осуществляется на четырех уровнях: воспитательная работа в социуме, в микросоциуме (работа с родителями), социально-педагогическая деятельность педагогов с детьми, самостоятельная работа воспитуемых по самовоспитанию, самоконтролю за социальными отношениями внутри детского социума. Тем самым, будущие педагоги в контексте инклюзивного образования должны обладать знаниями специальной психологии, коррекционной педагогики, патопсихоневрологии, а также методами работы в открытом социуме. В этой связи, подготовка будущих педагогов предполагает формирование профессиональных компетенций, способные решать задачи социализации, социального партнерства, личностного становления, самореализации, профессионального и жизненного самоопределения таких категории школьников. В СВФУ подготовка учителей к инклюзивному образованию ведется на нескольких уровнях: во-первых, в рамках основной бакалаврской подготовки при обучении студентов на отделении олигофренопедагогики и логопедии; во-вторых, в рамках бакалаврской подготовки учителей другого профиля с изучением курса «Специальная педагогика с основами специальной психологии»; в-третьих, на курсах повышения и переквалификации в рамках дополнительного послевузовского образования.

Вторая линия подготовки учителей Крайнего Севера имеет свои особенности, которые определяются типами школ Республики Саха (Якутия). В республиканской системе образования в соответствии с национально-культурной самобытностью народов Севера, потребностями городского и сельского населения, создается и поддерживается многообразие типов и видов образовательных учреждений (государственных, муниципальных, частных, авторских, ассоциированных, малокомплектных, кочевых и др.), развиваетсяпрофильное обучение, модели лицейского, гимназического образования [1]. В республике функционирует 653 школы, в том числе 637 - дневных, 16 - вечерних общеобразовательных учреждений. 470 дневных школ, то есть 73% находятся в сельской местности [14].

Образовательный процесс в кочевых школах осуществляется с учетом некоторых факторов: небольшое количество учащихся в классах и разновозрастной состав, построение учебного графика с временем традиционного хозяйствования, использование дистанционных форм обучения. В связи с этим к педагогам кочевых образовательных учреждений ставятся особые требования: способность к жизнедеятельности в экстремальных условиях кочевья, знание языка, культуры и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, готовность к преподаванию нескольких предметов, владение современными педагогическими и информационными технологиями обучения. Хочется отметить взгляд Amanda M. Keddie на обучение в школах - познание должно быть через сообщество, родство, семью как включение идентичности и самобытности, в данном случае, коренных народов Севера [9].

В условиях отдаленности кочевых образовательных учреждений от столицы республики, улусных центров, сельских поселений, информационной изолированности, крайне необходимым становится информатизация образования, активное применение дистанционных технологий. Веб-технологии помогают не только передаче учебной информации, но и обеспечивают взаимодействие между учителем и учеником. В связи с этим, подготовка учителей к применению дистанционных технологий является проблемой современности [17].

Несомненно, учителю необходимо уметь планировать системы дистанционного обучения, разрабатывать инструменты для технологичности передачи учебного материала, который при необходимости можно гибко перестраивать. Современный класс уже раздвигает свои стены и не является ограниченным пространством школы и даже государства и нации. Интернет помогает объединить всех желающих получить знания, совершать обмен ресурсами и сотрудничать [20].

Актуальным для модернизации системы образования сельской и кочевой школы является Проект «Учителя Арктики» под патронажем ЮНЕСКО и Правительства Республики Саха (Якутия). Данный проект представляет собой информационную и ресурсную поддержку, общение единомышленников в едином образовательном поле 8 стран Арктического региона (Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Финляндия, Швеция и Норвегия) [19].

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.Д. Неустроева в Педагогическом институте СВФУ открыта и функционирует научная школа «Модернизация деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ на основе современных образовательных систем и технологий». В рамках исследовательского направления был выигран грант СВФУ в 2011 г. «Исследовательский подход к подготовке учителя широкого профиля для малокомплектных школ Северо-Востока России» [12].

В настоящее время, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова осуществляет подготовку педагогических кадров для кочевых образовательных учреждений по программам бакалавриата - начальное образование, дошкольное образование, начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера и др., а также по программам магистратуры «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера», «Теория и методика полилингвальной личности в мультикультурном социуме», «Профессионально-педагогические технологии», «Менеджмент в системе дошкольного образования», «Технологии и менеджмент электронного обучения», «Семейное тьюторство».

Мы придерживаемся тезиса Межамериканской комиссии по педагогическому образованию, считающей, что качество нации зависит от качества отдельного гражданина, качество его образования зависит от качества образования учителей. Muddasir Hamid Malik, Dr. Tasleema Jan отмечают, что образование должно быть открытым, общедоступным, учитывающее настоящее и идущее впереди времени, помогающее избежать рост безработицы, неравенства и изоляции людей. Исследователи предлагают разработать комплексные программы по подготовке учителей, которые интегрируют знания из разных педагогических сфер и могут развить логическое и критическое мышление для решения проблем в социокультурной среде [18].

Выводы

Несомненно, выделенные в статье направления подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова имеют в настоящее время большую актуальность.

1. Подготовка студентов к инклюзивному образованию ведет к включению в процесс дополнительных дисциплин, при прохождении которых, будущий педагог должен получить знания, каким образом необходимо создавать ту образовательную среду, которая будет комфортна и для здоровых детей и для детей с ограниченными возможностями.

2. При подготовке учителей для районов Севера нужно учитывать специфику данных регионов. Без дополнительной разработки программ по работе в малокомплектных и кочевых школах, при современных учебных планах подготовки педагогических кадров, обойтись нельзя. Поэтому опыт СВФУ является ценным. Мы считаем, что современная система малокомплектных и кочевых школ удаленных регионов Севера требуют совершенствования в системе подготовки педагогических кадров и создания условий для подготовки полифункциональных специалистов широкой специализации. В рамках полифункциональности добавляется еще и свободное владение современными компьютерными технологиями, которые позволяют организовать открытый доступ к образовательной среде.

Список литературы

1. Алексеева И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельских школ: Дис. канд. пед наук / И.С. Алексеева; Якутский гос. университет. - Якутск, 2006. 179 с.

2. Алёхина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова, Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / Психологическая наука и образование. 2011. №1 [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39878. shtml (дата доступа 12.05.205).

3. Арчакова, Т.О. Инклюзия: задача для педагога // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. №1.С. 22207 [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals.ru/pj/2009/n1/ Archakova.shtml (дата доступа 25.04.2015).

4. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. С.3 9-40.

5. Егорова Р.И., Осипова О.П. Особенности педагогического сопровождения процесса выбора будущей профессии учащихся с ограниченными возможностями / Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Коллективная монография / Под ред. С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. - Электрон. текст. дан. (1 файл 1,5 Мб). -Киров: МЦНИП, 2014. С. 135-152. http://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/regionalnyy-podhod-k-organizacii-professionalnoy-orientacii-uchascheysya-molodezhi/

6. Ermekova Zh.K., Stukalenko N.M., Tasbulatova Zh.S., Kalymova A.K., Kainikenova G.K., Kulmаkhanova D.U. Formation of future teachers' professional skills during the period of pedagogical practice. Life Sci J 2013;10(12s):131-133] (ISSN:1097-8135). http://www.lifesciencesite. com. 23

7. Kawito M., Gounko T., Nungy M. Comparative Analysis of Higher Education systems. Issues, Challenges and Dilemmas. Rotterdam. Sense Publishers. 2014. 236 p.

8. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.посо-бие / В.А. Капранова. - Мн.: Новое знание, 2004. С. 165.

9. Keddie, Amanda M. (2013) Indigenous representation and alternative schooling: Prioritising an epistemology of relationality. International Journal of Inclusive Education,18 1: 55-71. DOI: 10.1080/13603116.2012.756949 https://espace.library.uq.edu.au/view/UQ:290207

10. Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе. Коллективная монография / Под науч.ред. Е.И. Михайловой. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.

11. Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Постановление Правительства РС (Я) # 228 от 22 апреля 2005 г. [Электронный ресурс] http:// arctic-teachers.ru/ (дата доступа 5.07.15).

12. Научная школа «Модернизация деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ на основе современных образовательных систем и технологий» [Электронный ресурс] http://www.s-vfu.ru/universitet/nauka/nauchnye-instituty-i-tsentry/scientific-schools/the-scien-tific-school-6/ (дата доступа 10.07.2015).

13. Отчет о реализации Государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.» [Электронный ресурс] http://www.sakha.gov.ru/node/30797 (дата доступа 10.07.15).

14. Отчет Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 25.01.2013 [Электронный ресурс] http://www.sakha.gov.ru/node/98840 (дата доступа 10.07.15).

15. Ospanova B.A., Redlikh S.M., Sagdullaev I.I., Tashbulatova A.E, Kypshakov S.A., Kaliyeva A.K. Technology of Formation of the Future Specialist's Creativity. Life Sci J 2013;10(4):1545-1550]. (ISSN:1097-8135).http://www.lifesciencesite.com. 203

16. Panina S.V, Zalutskaya S.Y, Grigorieva V.V. Image making potential of higher educational establishment: socio-cultural aspect //World Applied Sciences Journal. 29(3), 2014. Рр. 460-464.

17. Макаренко Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога. / Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учетом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования. - Якутск, 2013. С. 215-217.

18. Muddasir Hamid Malik, Tasleema Jan. Concept and importance of Teacher Education. Researcher 2012; №4(5):32-34]. (ISSN: 1553-9865). http://www.sciencepub.net/researcher. 6

19. Министерство образования Республики Саха (Якутия). Приказы и информационные письма по мероприятиям проекта «Учителя Арктики»; Якутск, 2010 [Электронный ресурс]. -URL: http://minobr.sakha.ru/contests-and-grants

20. Sharareh Khodamoradi and Mohammad Abedi. Using information and communication technologies (ICT) in distance learning. Researcher. 2011; №3(4): 84-88. (ISSN: 1553-9865). http://www. sciencepub.net

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»).

22. Чепель, Т.Л. Инклюзивное образование как инновационный проект: опыт Новосибирской области / Инклюзивное образование: методология, практика, технологии // Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/inclu-sive_edu/issue/44007_ full.shtml

References

1. Alekseeva, I.S. Professional'noe stanovlenie molodyh specialistov v uslovijah sel'skih shkol: Dis. kand. ped nauk - Jakutsk, 2006. 179 р.

2. Aljohina, S.V., Alekseeva, M.N., Agafonova, E.L. Gotovnost'pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inkljuzivnogo processa v obrazovanii / Psychological Science and Education. 2011. №1. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39878.shtml

3. Archakova, T.O. Inkljuzija: zadacha dljapedagoga 2009.#1.S.22207. URL: http://psyjournals.ru/ pj/2009/n1/ Archakova.shtml

4. Bolotov, V. A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovanija // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. №3. Рр. 39-40.

5. Egorova, R.I., Osipova, O.P. Osobennosti pedagogicheskogo soprovozhdenija processa vybora budushhej professii uchashhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami - Kirov: MCNIP, 2014. Рр. 135-152. http://www.litres.ru/kollektiv-avtorov/regionalnyy-podhod-k-organizacii-professio-nalnoy-orientacii-uchascheysya-molodezhi/

6. Ermekova Zh. K., Stukalenko N.M., Tasbulatova Zh.S., Kalymova A.K., Kainikenova G.K., Kulmаkhanova D.U. Formation of future teachers 'professional skills during the period of pedagogical practice. Life Sci J 2013;10(12s):131-133] (ISSN:1097-8135). http://www.lifescienc-esite.com. 23

7. Kawito M., Gounko T., Nungy M. Comparative Analysis of Higher Education systems. Issues, Challenges and Dilemmas. Rotterdam. Sense Publishers. 2014. 236 p.

8. Kapranova V.A. Sravnitel'naja pedagogika. Shkola i obrazovanie za rubezhom: Ucheb.posobie. - M.: Novoe znanie, 2004. Р. 165.

9. Keddie, Amanda M. Indigenous representation and alternative schooling: Prioritising an episte-mology of relationality. International Journal of Inclusive Education. 2013, №18(1): 55-71. DOI: 10.1080/13603116.2012.756949 https://espace.library.uq.edu.au/view/UQ:290207

10. Koncepcija i tehnologii nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija v sovremennom vuze. Kollektivnaja monografija.- Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.

11. Koncepcija sistemy kochevyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij Respubliki Saha (Jakutija) Postanov-lenie Pravitel'stvaRS (Ja). № 228 ot 22 aprelja 2005 g. http://arctic-teachers.ru/

12. Nauchnaja shkola «Modernizacija dejatel'nosti sel'skih malokomplektnyh i kochevyh shkol na osnove sovremennyh obrazovatel'nyh sistem i tehnologij» http://www.s-vfu.ru/universitet/nauka/ nauchnye-instituty-i-tsentry/scientific-schools/the-scientific-school-6/

13. Otchet o realizacii Gosudarstvennoj programmy «Razvitie obrazovanija Respubliki Saha (Jakutija) na 2012-2016gg.» http://www.sakha.gov.ru/node/30797

14. Otchet Ministerstva obrazovanija Respubliki Saha (Jakutija) ot 25.01.2013 http://www.sakha. gov.ru/node/98840

15. Ospanova B.A., Redlikh S.M., Sagdullaev I.I., Tashbulatova A.E, Kypshakov S.A., Kaliyeva A.K. Technology of Formation of the Future Specialist'S Creativity. Life Sci J. 2013. №10(4):1545-1550]. (ISSN:1097-8135). http://www.lifesciencesite.com. 203

16. Panina S.V, Zalutskaya S.Y, Grigorieva V.V. Image making potential of higher educational establishment: socio-cultural aspect // World Applied Sciences Journal. 29(3), 2014. Pp. 460-464.

17. Makarenko T.A. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v professional'noj dejatel'nosti pedagoga. - Jakutsk, 2013. Pp. 215-217.

18. Muddasir Hamid Malik, Tasleema Jan. Concept and importance of Teacher Education. Researcher. 2012; №4(5): 32-34]. (ISSN: 1553-9865). http://www.sciencepub.net/researcher. 6

19. Ministerstvo obrazovanija Respubliki Saha (Jakutija). Prikazy i informacionnye pis'mapo mero-prijatijam proekta «Uchitelja Arktiki». - Jakutsk, 2010g. URL: http://minobr.sakha.ru/contests-and-grants

20. Sharareh Khodamoradi and Mohammad Abedi. Using information and communication technologies (ICT) in distance learning. Researcher. 2011. №3(4): 84-88. (ISSN: 1553-9865). http://www. sciencepub.net

21. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.05 pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') «Bakalavr»).

22. Chepel', T.L. Inkljuzivnoe obrazovanie kak innovacionnyj proekt: opyt Novosibirskoj oblasti -Inkljuzivnoe obrazovanie: metodologija, praktika, tehnologii. - URL: http://psyjournals.ru/inclu-sive edu/issue/44007 full.shtml

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Панина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова ул. Белинского, 58, г. Якутск, 677000, Россия e-mail: makt@yandex.ru

Макаренко Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

ул. Белинского, 58, г. Якутск, 677000, Россия

e-mail: makt@yandex.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8292-8299

DATA ABOUT THE AUTHORS

Panina Svetlana Viktorovna, Ph.D. in Pedagogical Science, docent M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 58, Belinskogo street, Jakutsk, 677000, Russia e-mail: makt@yandex.ru

Makarenko Tat'jana Aleksandrovna, Ph.D. in Pedagogical Science, docent M.K. Ammosov North-Eastern Federal University 58, Belinskogo street, Jakutsk, 677000, Russia e-mail: makt@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.