8.8. СОВРЕМЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
НА МЕСТЕ СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Сыромля Лариса Борисовна. Должность: преподаватель. Место работы: Дальневосточный юридический институт МВД России. Филиал: Владивостокский филиал. Подразделение: кафедра криминалистики и специальных дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация:
Методика проведения предварительного исследования следов лакокрасочных покрытий (ЛКП), как составляющая комплексной методики предварительного исследования разнообразных материальных следов, обнаруживаемых на месте совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), открывает новые подходы к исследованию следов ЛКП «в полевых» условиях.
Основой создания алгоритмизированной методики явились информационно-познавательные закономерности, выявленные в результате исследований представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств, и применение новых научно-технических средств и технико-криминалистических методов. Для повышения эффективности процесса проведения предварительного исследования следов ЛКП были разработаны современные информационно-аналитические базы.
Методика предварительного исследования следов ЛКП на месте совершения ДТП позволяет получить достаточно важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, а именно, установить: тип ЛКП (эффектное, неэффектное), первоначальный цвет ЛКП, технологию окраски транспортного средства (заводская или ремонтная), подвергалось ли транспортное средство подкраске, перекраске, и определить модель, марку или групповую принадлежность транспортного средства [к примеру, отнести его к группе транспортных средств, проводивших ремонтно-окрасочные работы в условиях китайских гаражных мастерских, в условиях сертифицированных мастерских, применяющих ЛКМ (Cromax), Standox (Brulex) и RockPaint].
Внедрение разработанной нами модернизированной методики предварительного исследования следов ЛКП и информационно-аналитических баз на портативных электронных носителях в деятельность экспертно-криминалистических и следственных подразделений органов внутренних дел позволит на качественно новом уровне расследовать и раскрывать не только дорожно-транспортные преступления, но и иные преступления, совершаемые с использованием транспортных средств.
Ключевые слова: предварительное исследование, следы лакокрасочных покрытий, методика, осмотр места дорожно-транспортного происшествия.
MODERN POSSIBILITIES OF PRELIMINARY STUDY OF PAINT COATING TRACES ON A TRAFFIC ACCIDENT SCENE
Syromlya Larisa Borisovna. Position: Lecturer. Place of employment: Far East Law Institute of MIA Russia. Branch: Vladivostok branch. Department: criminalistics and specialist disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation
The methodology of preliminary study traces of paint coating (PC) as a component of a complex technique of preliminary study of various material traces detected at a road accident (RA) scene opens up new approaches to the study of PC traces "in the field".
Algorithmic techniques were based on information and cognitive patterns revealed by empirical studies of local samples of vehicles, and the use of new technological tools and technical and forensic methods. Modern information-analytical database of traces was developed to improve efficiency of the process of preliminary studies of PC traces.
The methodology of preliminary study of PC at the scene of an accident provides sufficiently important investigative information on the vehicle, fled from the accident scene, namely, to establish: the type of PC (effective, not effective), the original color of PC, coating technology (original or repaired), if the vehicle had scratches touched up, was it repainted; and define the model, brand or group affiliation of the vehicle (for example, to group of vehicles, carried out the repair and paint work in a Chinese garage workshop or in a certified workshop which use such coatings as Cromax, Standox (Brulex) and RockPaint).
The introduction of modernized technique of the preliminary study of PC traces and analytical database of tracks on portable electronic storage devices in the activities of forensic and investigative units of internal affairs will allow to investigate and disclose not only traffic offenses, but also other crimes, committed with the use of vehicles, at a new level.
Keywords: preliminary study, methodology, traces of paint coatings, inspection of scene of a traffic accident.
Фрагменты лакокрасочных покрытий (ЛКП) представляют собой сложные многокомпонентные системы [2] и являются одними из следов транспортных средств, нередко обнаруживаемых на месте совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Так, за 10 месяцев 2014 года в Приморском крае с участием специалистов ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю проведено 516 осмотров мест происшествий, связанных с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, из них лишь 123 осмотра (23,8%) с изъятием следов, в дальнейшем явившихся объектами криминалистических экспертиз веществ, материалов и изделий из них (КЭВМИ), в том числе следов ЛКП, проведено по ним 14 экспертиз лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов (ЛКМ-ЛКП-ОП).
Анализ материалов уголовных дел по ст.264 УК РФ с 2010 по 2014 годы показал, что в Приморском крае экспертиза ЛКМ-ЛКП-ОП по данной категории уголовных дел проводится достаточно редко (в среднем в ЭКЦ УМВД России по Приморскому краю выполняется 20 экспертиз ЛКМ-ЛКП-ОП по ДТП в год). Предварительное же исследование следов ЛКП при осмотре мест совершения ДТП вообще не проводится. Причин этому множество, но одной из основных, наряду с упущениями профессиональной подготовки субъектов осмотров и КЭВМИ (академическая система подготовки судебных экспертов по специальности «Судебная
экспертиза» со специализацией «криминалистические экспертизы» не предусматривает получение естественнонаучных знаний (естественные науки в качестве самостоятельных учебных дисциплин в этой форме обучения отсутствуют), незначительное внимание уделяется лишь практическому использованию положений естественных наук при решении некоторых экспертных задач; при подготовке следователей и оперативных работников в образовательных учреждениях высшего профессионального образования юридического профиля примерные программы по учебной дисциплине «Криминалистика» не предполагают наличие темы «Криминалистическое материаловедение» в разделе «Криминалистическая техника» и другие) [16, С.119-122], является отсутствие алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов ЛКП в «полевых условиях» и современных информационно-аналитических баз данных, которые можно было бы для этого применять.
Различные методические рекомендации и справоч-но-информационные фонды, которые потенциально можно было бы использовать при проведении предварительного исследования следов ЛКП: определения типа и марки автотранспортного средства по частицам автомобильных лакокрасочных покрытий [6], методикам предварительного исследования ЛКМ-ЛКП-ОП [13, 160-174], справочно-информационные фонды об автомобильных покрытиях в экспертной практике [7], криминалистической экспертизе современных автомобильных лакокрасочных покрытий [1] и другие, содержат давно уже устаревшую информацию о заводских и ремонтных технологиях окраски транспортных средств. В них представлены сведения о лаках, эмалях, грунтовках, шпатлевках и других материалах, которые в настоящее время практически не применяются. Кроме того, ранее разработанные методические рекомендации и справочно-информационные фонды содержат в большей степени информацию о ЛКП транспортных средств отечественного производства, и очень скудные данные о ЛКП иномарок. В настоящее время доля иномарок легковых автомобилей от всего автопарка в России составляет практически 50%, а в Приморском крае - 87% [15]. На основании этого можно сделать неутешительный вывод о том, что имеющиеся в распоряжении специалистов, экспертов, следователей и оперативных сотрудников сведения о транспортных средствах и их лакокрасочных покрытиях, используемые в раскрытии и расследовании преступлений, не актуальны. Это значит, что использование указанных методических рекомендаций и справоч-но-информационных фондов в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности может быть не только бесполезным, но и вредным, поскольку усилия на проверку выдвинутых на основе результатов их использования следственных и экспертных версий будут потрачены впустую.
Выход из данной ситуации видится в необходимости актуализации ранее разработанных методик предварительного исследования следов ЛКП, создания нового комплексного подхода к проведению предварительного исследования этих следов, и должного информационного обеспечения предварительного и экспертного исследования ЛКМ-ЛКП-ОП и следов ЛКП. Нами предпринята попытка решения этих проблем.
Представляется, что предварительное исследование следов ЛКП, проводимое на месте совершения ДТП, должно являться неотъемлемой частью комплексной методики предварительного исследования совокупно-
сти разнообразных материальных следов на месте ДТП. Это обусловлено тем, что вероятность установления модели, марки или групповой принадлежности транспортного средства значительно возрастает, если следы транспортных средств (следы ЛКП, следы протекторов шин, следы от выступающих деталей транспортного средства и другие) подвергать предварительному исследованию не разрозненно, а в совокупности, используя комплексный подход. Для совершенствования процесса проведения предварительного исследования следов ЛКП нами была разработана информационно-аналитическая база данных следов, на основе которой планируется создание информационно-поисковой системы.
При исследовании ЛКП представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств (200 автомобилей (в основном иномарок), представляющих микромодель оцениваемой генеральной совокупности реально существующих и функционирующих транспортных средств в Приморском крае), выявлены информационно-познавательные закономерности, которые явились основой для создания обозначенной ниже алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов ЛКП при осмотре места ДТП, с применением современных научно-технических средств и технико-криминалистических методов.
Предварительное исследование следов ЛКП включает в себя аналитическую, сравнительную и заключительную стадии.
На аналитической стадии:
- уточняется расположение и взаиморасположение отдельных частиц, похожих на фрагменты ЛКП, или наслоений ЛКП относительно друг друга и других следов на месте ДТП;
- оцениваются форма и размеры следов ЛКП;
- диагностируется контактное происхождение следов - наслоений ЛКП [12, с. 46];
- устанавливается принадлежность исследуемых следов ЛКП к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и определяется тип покрытия;
- устанавливается способ окраски автомобиля (заводской, в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских, «кустарный»), и факт подкраски, перекраски [13, с. 160-171].
Установление принадлежности исследуемых следов ЛКП к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и определение типа покрытия (визуальным осмотром, микроскопическим исследованием, исследованием в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра) включает следующие этапы:
Этап 1 - оценка состояния морфологических признаков внешней и внутренней поверхности частицы ЛКП, ее послойного строения.
Обычно микроскопическим исследованием ЛКП определяются:
- цвет и фактура ЛКП - строение поверхности внешнего слоя ЛКП (наличие блеска, как правило, характерно для поверхности внешнего слоя покрытия);
- состояние внутренней поверхности частиц ЛКП;
- наличие на их внешней и внутренней стороне загрязнений;
- число слоев;
- цвет, микроструктура (мелко-, средне- или крупно-зернистость пигментов и наполнителей, наличие, цвет и характер распределения включений, наличие и размеры пустот в материалах слоев);
- механические свойства материалов слоев (твердость, эластичность, хрупкость);
- общая и послойная толщина;
- характер границ между слоями (адгезия, границы четкие или размытые, ровные или извилистые, наличие включений и пустот между слоями) [17, с. 120-123].
Мы считаем необходимым данные этапы уточнить и конкретизировать с учетом настоящего состояния ЛКП ТС (в силу ограниченности материала статьи остановимся только на некоторых этапах):
Этап 1.1 - цветовые характеристики ЛКП следует определять одним из следующих способов: при сравнении с криминалистическим атласом цветов [9]; при сравнении с коллекцией цветов автоэмалей для криминалистического исследования лакокрасочных покрытий автомобилей (фирмы Sikkens концерна «Akzo Nobel» (Нидерланды) [5], определение цвета денсито-метрическим методом [8, с. 29-33]. Считаем, что в свете современных реалий методы установления цвета, основанные на визуальном сравнении, имеют определенные недостатки, зависящие от следующих факторов:
- от характера самой поверхности, условий ее освещения и угла зрения. Особенно это актуально для эффектных покрытий транспортных средств, меняющих цвет в зависимости от освещения, угла обзора и формы окрашенного элемента. В связи с этим для более точного установления цвета разыскиваемого транспортного средства предлагаем осматривать обнаруженные частицы эффектных ЛКП, хорошо сохранившие поверхность внешнего слоя ЛКП и имеющие значительные размеры (не менее 1,5х1,5 мм), под различными углами зрения к источнику освещения, а именно 15, 45 и 110 градусов [14, С. 36], для удобства удержания ЛКП под различными углами возможно использование лупы «Тр», оснащенной гнущимися держателями с шаровыми шарнирами для всех углов.
В качестве источника освещения для адекватной оценки цвета ЛКП вне зависимости от времени суток, погоды и других условий возможно использование мобильного светового короба колориста (к примеру, Spectrum и других), содержащего систему эталонных ламп (WW30: один час после (или до) восхода (захода) Солнца (примерно 6 или 20-21 час), NW40: утренний или вечерний свет (примерно 8-9 или 18-19 часов), D50: прямой полуденный солнечный свет (примерно 12-14 часов), D65: полуденный дневной свет в тени, BLB: ультрафиолетовую лампу UV-A);
- от особенностей цветового зрения специалиста (следователя) или другого субъекта осмотра и предварительного исследования ЛКП на месте ДТП. Значительное число людей имеют дефекты цветового зрения, вследствие чего неправильно воспринимают и различают цвета, однако зачастую даже не догадываются об этом. В связи с этим представляется необходимым всем субъектам осмотра и предварительного исследования ЛКП на месте ДТП в обязательном порядке проверять цветовое зрение (к примеру, с помощью аномалоскопа, теста Фарнсворта Манселла «Farnsworth-Munsell 100 Hue Test» (фирмы X-Rite), таблиц для исследования цветоощущения Е.Б. Рабки-на). Это позволит субъектам, имеющим дефекты цветового зрения, знать об этом и, в частности, не указывать визуально определенные ими искаженные цветовые характеристики в процессуальных документах, что позволит избежать в дальнейшем противоречий в цвете одних и тех же объектов, приведенных, например, в
протоколе осмотра места происшествия и заключении эксперта.
Перспективным инструментальным методом определения цвета ЛКП при проведении предварительного исследования ЛКП на месте осмотра ДТП считаем денситометрический метод. Он основан на использовании цветных портативных денситометров (к примеру, денситометра ДОН-21 (Россия) с размером фото-метрируемого участка 3х3 мм, временем измерения оптической плотности объекта 30 секунд; денситометра X-Rite DensiEye 700 (Германия) с размером фото-метрируемого участка 3х3 мм или 1,6х1,6 мм и временем измерения оптической плотности объектов 0,5 секунды). Денситометрическое измерение позволяет не только дать количественную оценку цвета в цифровых значениях, но и наглядно представить цвет (в том числе посредством составления диаграммы);
Этап 1.2 - оценка блеска (матовости) поверхности ЛКП. Исследования представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств и изучение материалов экспертиз ЛКМ-ЛКП-ОП показали, что оценочные параметры характера внешней поверхности ЛКП транспортного средства нужно существенно изменить. За последние пять лет в Приморском крае, да и по всей России, появилось множество иномарок с внешней матовой поверхностью ЛКП. В данной связи считаем целесообразным оценивать при проведении предварительных исследований и экспертиз не только блеск внешнего слоя ЛКП, но и его матовость.
Приданию внешней поверхности автомобиля матовости или, наоборот, нестандартного очень глубокого блеска («зеркальности») могут способствовать как современные заводские ЛКП, так и дополнительные внешние декоративно-защитные покрытия, наносимые на заводские покрытия транспортных средств в условиях автомастерских.
Матовое ЛКП - это специальная лакокрасочная система покрытия, включающая наружный слой матового лака или матового керамолака, матовой декоративной эмали, наносимый как в заводских условиях - на некоторые модели автомобилей (Mitsubishi, Mercedes, BMW, Audi, и другие), так и в условиях сертифицированных ремонтных мастерских (к примеру, путем нанесения на предварительно зачищенное заводское ЛКП (с помощью шлифовальной эксцентриковой машинки с абразивным кругом градацией 500 или серого скотч-брайта с водой вручную) слоя или нескольких слоев двухкомпонентной эмали и лака Cromax с добавлением универсального матового связующего AU175, или формированием лакокрасочной системы фирмы Standox путем нанесения на предварительно зачищенное от глянца заводское ЛКП (с помощью шлифовальной машинки с абразивным матирующим кругом Trizact градацией 1000 с водой) матового лака 2K Special Matt). Информация по технологии нанесения матовых ЛКП получена при интервьюировании специалистов (маляров и колористов) сертифицированных авторемонтных мастерских Приморского края, а также при изучении их внутренней технической документации по работе с ЛКМ (Cromax, Standox, Brulex, Rock Paint).
Поверхность транспортного средства может приобрести матовость и за счет нанесения на ЛКП дополнительных декоративных покрытий: матовых ПВХ пленок (к примеру, Startech-films (Тайвань), покрытия «резиновой краской» - жидкой резиной (к примеру, «Plasti Dip» фирмы Plasti Dip Deutschland GmbH (Германия) или жидким винилом (к примеру, «Liquid Rubber
Coating» фирмы «Smart Rubber Technology Limited» (Китай), как в условиях сертифицированных авторемонтных мастерских, так и в гаражных условиях.
Другой оценочной характеристикой внешнего слоя ЛКП является - блеск. Стандартный блеск имеют: неэффектные ЛКП (одноцветные, «солидные») и эффектные ЛКП «металлики» и «перламутры» [4, с. 38105].
Не стандартный глубокий блеск или, как его еще называют, «абсолютный глянец», имеют ЛКП:
- окрашенные в заводских условиях путем формирования ЛКП, представляющего собой систему покрытия, верхний слой которого нанесен с использованием самозатягивающегося керамолака, или в условиях государственных авторемонтных мастерских (к примеру, нанесением дополнительно слоя керамолака Rock Paint);
- покрытые в условиях сертифицированных мастерских или в гаражных условиях глянцевой ПВХ пленкой (к примеру, Hi-S Cal Metal Face производства Nippon Carbide Industries (Япония);
- имеющие специальные покрытия типа «жидкое стекло» (к примеру, Hikari Daimond (Япония), наноке-рамические покрытия (Ceramic pro 9h (Япония), нанесенные в условиях сертифицированных мастерских или в гаражных условиях.
Матовая поверхность ЛКП транспортного средства или поверхность ЛКП с не стандартным глубоким блеском («абсолютным глянцем») во многом определяют специфические свойства соответствующих транспортных средств, которые принципиально важно учитывать при расследовании ДТП:
- матовый и глянцевый самозатягивающийся кера-молак содержит особые пластификаторы, придающие ему свойство самозатягивания. Поэтому царапины, потертости и небольшие сколы по лаку на транспортном средстве при его нагревании (на солнце, строительным феном или другим способом) затягиваются, исчезают. Вследствие этого на автомобиле, получившем такие повреждения ЛКП и скрывшемся с места ДТП, в последующем эти повреждения могут быть не обнаружены;
- отличительной чертой технологии нанесения кера-молаков и матовых ЛКП является отсутствие заключительной стадии процесса полирования ЛКП, вследствие чего процесс окраски обязательно должен проходить в окрасочно-сушильной камере (ОСК) и не допускать появления «сора» - посторонних включений в виде частиц различной величины (пыли, грязи, продуктов шлифования, ворса от спец. одежды и других) и образующих выпуклости на поверхности ЛКП [10, с. 62-63]. Поэтому покрытие транспортных средств матовым ЛКМ и керамолаком в условиях кустарных гаражных мастерских не проводится;
- транспортное средство, покрытое матовым ЛКП не ярких цветов, в темное время суток практически не заметно на дороге (не бликует), что и создает опасность столкновения со стоящим, не освещенным ТС, и затрудняет образование идеальных следов ДТП. Кроме того, на матовой поверхности темных автомобилей при осмотре достаточно тяжело обнаружить царапины и потертости, в отличие от темных глянцевых автомобилей;
- если транспортное средство покрыто ПВХ пленкой, жидкой резиной или винилом, то на месте ДТП обнаружить отдельные фрагменты ЛКП достаточно сложно, так как в силу высокой адгезии между декоративным слоем эмали и нанесенной на него эластичной плен-
кой при ударе, деформации кузова частицы ЛКП отделяются от металла, но не переходят на контактирующий с кузовом предмет, а остаются зафиксированными на пленке. Поверхностный слой ПВХ пленки, жидкой резины или винила при сравнительно слабом ударе о преграду (другое транспортное средство, человека, дерево) вследствие высокой эластичности и прочности на разрыв не повреждается. Однако в отдельных случаях на одежде потерпевшего, преграде, другом транспортном средстве могут быть обнаружены следы-наслоения не ЛКП, а жидкой резины, винила или ПВХ пленки. Такие случаи были неоднократно зафиксированы нами в ходе визуального осмотра деформированных вследствие ДТП транспортных средств с данными покрытиями;
- специальные покрытия типа «жидкое стекло», на-нокерамические покрытия, которые могут наноситься на транспортные средства как в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских, так и в гаражных условиях, обладают ударопрочно-стью, гидрофобностью, грязеотталкивающими свойствами, антистатическим эффектом, защищают ЛКП от выцветания (защита от ультрафиолетовых излучений). Поэтому если транспортное средство, имеющее данные покрытия, скрывалось с места ДТП по труднопроходимым местам (лес, кусты, болото, поля и другие), попало в плохие погодные условия (снег, дождь, град и другие), на его поверхности не останется множества мелких царапин, грязи и пыли (влага, снег, капли дождя быстро и легко будут скатываться, не задерживаясь на гидрофобной поверхности автомобиля, унося с собой пыль и грязь). Таким образом, при розыске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, нужно обязательно учитывать, что транспортные средства с разнообразными покрытиями, побывавшие в одинаковых условиях, могут по-разному выглядеть при их визуальном осмотре.
Этап 1.3 - оценка фактуры поверхности ЛКП транспортного средства: ровная (рельефная), однородная (неоднородная) по тону. Рельефность поверхности кузова автомобиля при визуальном восприятии может появляться как за счет дефектов ЛКП: пор, микровспучиваний, морщин, царапин на поверхности ЛКП, так и посредством нанесенной на поверхность автомобиля рельефной ПВХ пленки (типа «Карбон 3D», «Алмазная крошка», «Шлифованный алюминий», «Под кожу» (Китай), или специального полиуретанового защитного покрытия (к примеру, Line-X (США). Самыми ударопрочными покрытиями являются рельефные полиуре-тановые защитные покрытия (толщина покрытия от 1,5 до 2,5 мм) и пленка «под кожу» (толщиной 350 микрон). С помощью нанесенных после ДТП на поверхность кузова транспортного средства рельефных ПВХ пленок можно завуалировать небольшие дефекты, возникшие в результате ДТП (потертости, царапины, сколы, задиры). Такую возможность обязательно нужно учитывать при розыске транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, и не спешить вычеркивать из списка проверяемых транспортных средств автомашину с рельефным пленочным покрытием на основании отсутствия на ее поверхности следов ДТП, а уточнить время и место нанесения этого покрытия. Если это произошло после ДТП, следует обязательно проверить, не наносилось ли это покрытие именно с целью сокрытия следов ее участия в ДТП.
Этап 2 - установление типа внешнего слоя ЛКП транспортного средства (визуальным и микроскопическим исследованием наружной поверхности ЛКП). В
настоящее время в криминалистической литературе нет такого понятия, как тип ЛКП. В технической же литературе, разработанной для колористов и других специалистов авторемонтных мастерских, этот термин регулярно употребляется. Тип ЛКП зависит от того, из каких пигментов состоит покрытие и, следовательно, как распределяется световой поток после попадания на частицы входящего в состав эмали пигмента. Наличие частиц пигментов, распределенных по поверхности ЛКП и определенным образом сориентированных, и обуславливает оптические эффекты современных ЛКП [3].
Предлагается ввести в криминалистический оборот для описания ЛКП при проведении предварительного исследования и экспертизы ЛКМ-ЛКП-ОП понятие «тип ЛКП», подразделяя их на следующие виды: неэффектные -«солидные» ЛКП, и эффектные ЛКП - «металли-ки» и «перламутры».
Проанализировав техническую литературу, предназначенную для колористов и других специалистов авторемонтных мастерских [4,10,14], предлагаются следующие обобщенные определения типов эффектных ЛКП:
- «солидные» ЛКП - это неэффектные одноцветные ЛКП, не изменяющие свой цвет в зависимости от угла осмотра, состоящие из смеси нескольких цветных, черных, белых пигментов, и не содержащие металлические и перламутровые частицы;
- «металлики» - это эффектные ЛКП, содержащие металлические пигменты (алюминиевые частицы или частицы алюминия, покрытые пленкой оксида железа) неправильной формы «кукурузные хлопья» или правильной формы «серебряный доллар», размерами от 25 до 60 микрон, и изменяющие свой цвет в зависимости от угла осмотра;
- «перламутры» - это эффектные ЛКП, содержащие прозрачные частицы минеральной слюды (мусковит), либо синтетические оксиды металлов (титана, хрома, железа), покрытые тончайшей оксидной пленкой, размерами от 10 до 50 микрон и изменяющие свой цвет в зависимости от угла осмотра.
Исследование представительной эмпирической региональной выборки заводских и ремонтных ЛКП транспортных средств (иномарок и отечественных автомобилей) показало, что 80 процентов ЛКП транспортных средств - это эффектные покрытия «металлики» и «перламутры», остальные 20 процентов приходятся на «солидные» ЛКП (в основном белого и черного цвета).
Этап 3 - исследование ЛКП в УФ и ИК зоне спектра. Проведенный нами люминесцентный анализ и исследование в ИК зоне спектра с использованием видеоспектрального компаратора VC -30 фирмы «Vildis» представительной эмпирической региональной выборки заводских и ремонтных ЛКП транспортных средств (современных иномарок и отечественных автомобилей), и развернутое исследование люминесценции материалов ЛКП (шпатлевок и грунтов различных брендов (DuPont (Cromax), Standox, Brulex, Rock Paint, JetaPro, Novol и других) показали отсутствие видимой люминесценции материалов современных ЛКП транспортных средств и отсутствие поглощения ИК лучей этими материалами при различной длине УФ и ИК излучения (в диапазоне от 450 до 750 нм).
Следует отметить, что исследование в УФ и ИК зоне спектра ЛКП транспортных средств (в основном отечественного производства), проведенное в девяностых годах 20 века Г.В. Майоровой, показало обратную кар-
тину - видимую люминесценцию различных материалов в ЛКП и поглощение ИК лучей ЛКП типа «метал-лик», темными и черными (саженаполненными) ЛКП [11, с.63, 103-113]. С учетом этого исследование следов ЛКП в УФ и ИК зоне спектра позволяет дифференцировать эксплуатируемые до настоящего времени транспортные средства отечественного производства старых годов выпуска, ЛКП которых содержало люми-несцирующие компоненты, и современные иномарки и отечественные автомобили, материалы ЛКП которых не люминесцируют. Кроме того, можно дифференцировать транспортные средства с ЛКП темного, черного цвета и типа «металлик» отечественного производства старых годов выпуска с саженаполненными ЛКП, и современные иномарки и отечественные автомобили, материалы ЛКП которых не поглощают ИК лучи (не содержат в своем составе технический углерод или другие ИК поглощающие компоненты).
Следующим этапом аналитической стадии предварительного исследования ЛКП является установление способа окраски автомобиля и факта подкраски, перекраски.
Исследованием ЛКП представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств, нанесенных заводским способом, установлено, что ЛКП современных иномарок (Toyota ,Daihatsu, Honda, Infiniti, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Shevrolet, Ssang Yong, Subaru, Suzuki и других), присущи следующие признаки:
- наличие определенной системы ЛКП, представляющей собой сочетание последовательно нанесенных слоев грунтов (два слоя грунта, разных по цвету и составу), слой эмали и слой лака;
- общая толщина ЛКП от 75 до 150 мкм;
- гладкая, блестящая (матовая), плотная, однородная по тону поверхность внешнего декоративного слоя, возможно наличие тонкодисперсных включений пигментов, распределенных равномерно;
- матовая однородная по тону нижняя поверхность грунта (при исследовании нижней поверхности фрагмента ЛКП);
- ровные и четкие границы между слоями ЛКП;
- слой лака достаточно тонкий (измерить его толщину удается лишь в единичных случаях и только окуляр-микрометром микроскопа), прозрачный, иногда с желтоватым оттенком;
- адгезия первой степени (высокая) между подложкой и грунтовкой и между отдельными слоями покрытия (при отборе образцов ЛКП представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств установлено, что заводские ЛКП с очень большим трудом механическим способом отделяются от подложки в виде стружки, слои ЛКП как бы внедрены друг в друга);
- у европейских автомобилей заводская шагрень более крупная, чем у японских.
Исследование авторемонтных технологий окраски транспортных средств в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских в Приморском крае показало, что автосервисы дилерских центров автомобилей на Дальнем Востоке: MercedesBenz, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Hyundai, Renault, Chevrolet, Kia, Volkswagen, ВАЗ (Lada), автосервис завода «Соллерс» по производству автомобилей и большинство сертифицированных авторемонтных мастерских проводят покрасочные работы с использованием эмалей, шпатлевок, грунтов и других
лакокрасочных материалов (ЛКМ) следующих брендов: Cromax, Standox (Brulex) и RockPaint.
При окраске транспортных средств ЛКМ данных брендов с использованием авторемонтных технологий наблюдаются следующие морфологические признаки ЛКП:
- различное количество слоев покрытий и неравномерность толщины отдельных слоев;
- наличие слоев местной шпатлевки;
- наличие на нижней поверхности грунта многочисленных трасс по типу «кучеряшки» (признаки дополнительной обработки поверхности перед нанесением грунта) от эксцентриковых шлифовальных машинок в процессе шлифования «по-сухому» (к примеру, фирм Festool, Mirka, 3м с ходом эксцентрика 3, 5, 7 мм);
- наличие определенной линейки материалов (шпатлевок, грунтов, эмалей, лаков), предусмотренных ремонтной технологией окрашивания определенной окрасочной системы: (Cromax, Standox(Brulex) и RockPaint (Panarock, Protouch), и не предусмотренных заводской технологией окраски;
- адгезия второй степени между подложкой и грунтовкой и между отдельными слоями покрытия (при отборе образцов ЛКП установлено, что ЛКП, нанесенное в условиях ремонтных сертифицированных мастерских, механическим способом (получением сколов) отделяется от подложки в виде пластин, материал одного слоя покрытия отделяется от другого способом скобления.
Диагностировать окрасочную систему возможно по ее некоторым отличительным признаками, к примеру:
- в окрасочной системе RockPaint имеется часто применяемый протравливающий грунт Wash Primer Base (051-0006) ядовито-желтого цвета;
- в окрасочной системе Cromax имеется запатентованная система серых подложек ValueShade. Каждому коду цвета соответствует подложка одного из семи оттенков серого. В других исследуемых окрасочных системах существует два или максимум три цвета грунтов - наполнителей (белый и черный или белый, серый, черный).
Изучением окрасочных ремонтных гаражных технологий в Приморском крае установлено следующее.
Первое место по распространенности занимают так называемые «китайские гаражные мастерские», отличающиеся быстрыми сроками исполнения окрасочных ремонтных работ и низким их качеством. Их технологиям свойственны следующие характерные черты:
- технологии окраски транспортных средств, реализуемые в условиях лицензированных авторемонтных мастерских, при проведении покрасочных работ в китайских гаражных мастерских не соблюдаются, окра-сочно-сушильные камеры отсутствуют;
- используются китайские эмали, грунты, шпатлевки, лаки, не представленные в торговой сети Приморского края;
- китайские шпатлевки и грунты чаще всего розового цвета;
- использование зачастую материалов, не предназначенных вообще для ремонтного окрашивания транспортных средств. К примеру, для шпатлевания в целях экономии материала могут использоваться китайский стиральный порошок (фирмы «Liby»), смешанный с прозрачным китайским суперклеем «101»;
- поверхность старого ЛКП перед покраской, в большинстве случаев, «матится», а не зачищается полностью до металла;
- для разбавления эмали и лака чаще всего вместо разбавителя добавляется растворитель «646» Ангара-реактив (Россия);
- превалирует ручная шлифовка поверхности «мокрым по мокрому» некачественными китайскими абразивами (с большой долей некалиброванных зерен).
На втором месте по распространенности - гаражные мастерские, в которых используются эмали и иные ЛКМ следующих фирм: Lesonal, Dynacoat, Body, Novol, Sadolin, De Beer, Kansai и Nippon Paint, Normex, JetaPro и других. В единичных случаях применяются отечественные эмали QRS «ЗАО Волжские краски».
Итак, ремонтные гаражные технологии обуславливают следующие морфологические признаки ЛКП:
- наличие на поверхности слоев дефектов: пор, кратеров, пузырей, волнистости, потеков, неоднородности по тону, «эффекта апельсиновой корки» и другие;
- нерегламентированное количество слоев и неравномерность толщины каждого слоя;
- наличие загрязнений на внешней поверхности покрытия и между слоями;
- неровные извилистые границы между слоями;
- наличие на нижней поверхности грунта многочисленных хаотично расположенных трасс;
- использование ЛКМ, предназначенных для точечного шпатлевания - комбифилера «Kombi Filler» (од-нокомпонентная быстросохнущая шпатлевка с тонкой текстурой для заполнения небольших поверхностных дефектов и царапин, к примеру, «Body» зеленого цвета). Информация по использованию данного материала получена в результате опросов маляров гаражных мастерских;
- низкая адгезия (3-ей степени) между подложкой и грунтовкой и между отдельными слоями покрытия (при отборе образцов ЛКП установлено, что ремонтное ЛКП, полученное в гаражных условиях, очень легко отделяется механическим способом от подложки -«отлетает» в виде пластин, слои легко поддаются разделению, покрытие расслаивается).
Установление факта подкраски или перекраски (микроскопическим исследованием ЛКП) проводится по наличию комплекса признаков морфологии ЛКП, полученных в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских или в гаражных условиях.
При установлении факта подкраски или перекраски необходимо учитывать, что:
- ЛКП без перекраски могут иметь детали кузова, замененные на новые. Оригинальные детали кузова японских автомобилей (Toyota, Daihatsu, Honda, Subaru, Suzuki и других) имеют защитный «транспортировочный» однослойный грунт темно-зеленого «болотного» или «серого» цвета, и черный у Европейских и отечественных автомобилей. Новые неоригинальные детали транспортных средств, произведенные в Тайване, также имеют защитный грунт черного цвета. Нами было установлено, что транспортировочный грунт в условиях лицензированных (государственных) авторемонтных мастерских и в гаражных условиях не зачищается, а чаще всего «матится», или на него сразу наносится грунт с высокой адгезионной способностью (к примеру, Standox 2K грунт-порозаполнитель Nonstop (2K Nonstop-Fullprimer).
Владелец транспортного средства может самостоятельно осуществить так называемую «подкраску» сколов, царапин, задиров на ЛКП транспортного средства:
- применяя ремонтную технологию косметической маскировки повреждений транспортных средств Kwik
Color (Cromax), заключающуюся в следующем: при ремонтной окраске транспортного средства в автосервисе одновременно окрашивается специально разработанная пленка из гибкого пластика - Kwik Color, которая передается владельцу вместе с отремонтированным автомобилем. Из имеющейся окрашенной в цвет автомобиля пленки владелец автомобиля при необходимости самостоятельно вырезает «заплатку» нужного размера, отделяет ее от подложки и наклеивает на повреждение ЛКП транспортного средства;
- применяя ремонтную технологию косметической маскировки мелких повреждений транспортных средств (царапин, сколов, задиров) с помощью реставрационных карандашей: карандашей - лаков (к примеру, Fix it Pro (США)), карандашей - эмалей (к примеру, компании NipponPaint (Япония)) или карандашей, уже содержащих в своем составе эмаль и лак (к примеру, TouchUp компании SOFT 99 (Япония)), специально разработанных для японских и корейских автомобилей (Toyota, Lexus, Mazda, Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, Honda, Hyundai и других). На каждом карандаше - эмали имеется код, соответствующий заводскому коду эмали автомобиля. При использовании реставрационных карандашей (к примеру, карандашей Newton (Украина)) марка автомобиля или цвет подбирается по специальному каталогу. Изучением технической документации представленных на рынке Приморского края реставрационных карандашей TouchUp компании Soft 99 (Япония) и Newton (Украина) установлена следующая технология косметической маскировки мелких повреждений транспортных средств (царапин, сколов): место повреждения промывается, обезжиривается и, если имеется ржавчина, она зачищается с помощью наждачной бумаги. Затем на очищенную салфеткой поверхность кисточкой «карандаша» наносится несколько слоев эмали. Если карандаш не содержит в своем составе лака, то после высыхании эмали поверх нее наносится несколько слоев карандашного лака.
Для выявления в процессе следственного осмотра транспортного средства, предположительно совершившего ДТП и скрывшегося с места происшествия, данных способов кустарного ремонта (маскировки следов ДТП владельцем автомобиля) необходимо провести предварительное исследование ЛКП транспортного средства и сравнить твердость ЛКП в местах, где на транспортном средстве в результате ДТП предположительно образовались сколы, царапины, задиры, и на других частях кузова автомобиля с помощью вариации метода определения твердости покрытия по карандашу» [18]. Твердость ЛКП будет соответствовать твердости самого твердого карандаша, который не оставил след на поверхности ЛКП. Таким образом, твердость ЛКП в местах, где имелись сколы, царапины и другие повреждения ЛКП, возникшие в результате ДТП и затем замаскированные владельцем автомобиля в целях сокрытия следов преступления, будет значительно ниже, чем на других частях транспортного средства, не подвергшихся ремонту.
На сравнительной стадии предварительного исследования: проводится сравнение выявленных признаков исследуемых фрагментов ЛКП со справочными данными (информационно-аналитическими базами ЛКП транспортных средств и их следов) для ориентировочного определения по фрагментам ЛКП модели, марки автотранспортного средства или его групповой принадлежности (к примеру, отнесение к группе транспортных средств, проводивших ремонтно-окрасочные
работы в условиях китайских гаражных мастерских, в условиях сертифицированных мастерских, применяющих ЛКМ (Cromax, Standox (Brulex) и RockPaint)); между собой (с целью установления однотипного механизма следообразования); с признаками и особенностями транспортного средства на месте следственного осмотра, где было обнаружено предположительно скрывшееся с места ДТП транспортное средство.
Ориентировочное определение по фрагментам ЛКП модели, марки автотранспортного средства или его групповой принадлежности включает следующие этапы:
- определение цвета ЛКП по его фрагментам малых размеров (1,5 мм х 1,5 мм) с применением портативного светодиодного бесконтактного спектрофотометра, к примеру, eXact Standart фирмы X-rite (Германия) с апертурой (1,5 мм, 2 мм, 4 мм и 6 мм), позволяющего измерить коэффициент спектрального отражения ЛКП;
- анализ и обработка результатов спектрофотомет-рического исследования с использованием ноутбука с программным обеспечением, специально разработанным для колористов по подбору авторемонтных составов (рецептов) красок: ColorQuick Pro, ColorNet, ColorQuick Pro Asia Version (фирма Cromax) или Standowin, Standowin Asia Version (фирмы «Standox» концерна «Akzo Nobel»). После ввода данных спектрофотометра в окно поиска, программа выдаст все соответствующие данному лакокрасочному покрытию марки и модели автомобилей, годы их выпуска;
- при отсутствии спектрофотометра возможно сравнение ЛКП транспортного средства с фандеками (вы-красками) фирмы Cromax или «Standox» концерна «Akzo Nobel». Фандек представляют собой портативный металлический корпус с расположенными внутри коллекциями вееров с оттенками основных цветов лКп европейских и азиатских автомобилей, сгруппированных по производителю. С оборотной стороны каждого образца выкраски приведена информация о марке автомобиля, коде эмали, названии цвета (оттенка), годе, с которого автомобили этой марки окрашивались эмалью этого оттенка. Затем код эмали и, по возможности, марку автомобиля вводят в поисковое окно одной из вышеуказанных программ, разработанных для колористов. Кроме того, существует возможность введения кода эмали в информационно-аналитическую базу данных, содержащую марку, модель, год выпуска транспортного средства, цвет автомобиля (при сравнении его с криминалистическим атласом цветов), код эмали автомобиля по шилдику и характеристик фрагментов их ЛКП (результатов микроскопического исследования, признаков, выявляемых в УФ и ИК областях спектра). Данная база также может оказать существенную помощь при розыске автомобиля.
На заключительной стадии исследования: обобщаются результаты предварительных исследований следов ЛКП, других следов транспортных средств и сопутствующих следов для получения информации о транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, и других обстоятельствах совершенного преступления. Затем результаты предварительных исследований оформляются в виде справки специалиста «по результатам предварительного исследования материальных следов на месте ДТП», формируются версии специалиста, которые вносятся в число оперативно-следственных версий, организуется поиск водителя, скрывшегося с места ДТП, и самого транспортного средства, осуществляется раскрытие преступления по горячим следам.
В заключение следует подчеркнуть, что именно предварительное исследование следов ЛКП, проведенное за короткое время на месте совершения ДТП, может дать важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места происшествия: о первоначальном цвете автомобиля, типе ЛКП покрытия (эффектное, неэффектное), заводской или ремонтной технологии его окраски, подвергался ли он подкраске, перекраске, и позволяет установить модель, марку или групповую принадлежность транспортного средства.
Список литературы:
1. Беляев А.В., Кимстач Т.Б., Орлова О.С. и др. Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий. Методические рекомендации. М: ЭКЦ МВД России, 1998. 32 с.
2. Брок Т., Гротеклаус М., Мишке П. Под редакцией Цорлля У. Европейское руководство по лакокрасочным материалам и покрытиям. М.: Пэйнт-Медиа. 2013. 276 с.
3. Гуревич М.М., Ицко Э.Ф., Середенко М.М. Оптические свойства лакокрасочных покрытий. Профессия. 2010. 220 с.
4. Иванова И.Н. Справочник колориста. М., 2007. С. 38-105.
5. Использование коллекции цветов автоэмалей для криминалистического исследования лакокрасочных покрытий автомобилей: Инф. письмо ЭКЦ МВД России № 37/9 - 6071 от 11.11.96 г.
6. Кошелева Л.И. Определение типа и марки автотранспортного средства по частицам автомобильных лакокрасочных покрытий. //Вопросы теории криминалистики и экспертно-криминалистических проблем. М.: ВНИИ МВД СССР,1987. С. 62-70.
7. Кошелева Л.И. Горшенин Ю.А. Справочно-информационные фонды об автомобильных покрытиях в экспертной практике. М.: ВНИИ МВД СССР, 1986. 22с.
8. Кошелева. Л.И. Денситометрический метод определения цвета автомобильных лакокрасочных покрытий. Экспертная практика (31). М.: Всесоюзный научно-криминалистический центр МВД СССР, 1991. С. 29-33.
9. Криминалистический атлас цветов. - М.: ОТУ МВД СССР, 1981. 112с.
10. Кузовной ремонт на базе материалов RockPaint. ООО «Звезда М». Владивосток. 2012. С. 62-63.
11. Майорова. Г.В. Использование следов лакокрасочных покрытий в расследовании преступлений: Дис. ...канд. юрид. наук.: 12.00.09./ Г.В. Майорова. Санкт-Петербург, 1999. С.63,103-113.
12. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений МВД России. / В.С. Митричев, В.Н. Хрусталев. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 46.
13 Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий: Учебное пособие. / В.С. Митричев, В.Н. Хру-сталев. СПб.: Питер, 2003. С. 160-174.
14. Пособие для колористов. М.: Дюпон Наука и технологии, 2012. С. 36.
15. Приморье - лидер по количеству иномарок. Автомобильный портал «in-drive.ru» . Электронный ресурс, URL: http://in-drive.ru//10129-priiTiore-Nder-po-kolichestvu-inomarok-moskva-lish.html (дата обращения: 12.10.2014).
16. Хрусталев В.Н. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий: современное состояние, проблемы и перспективы: Монография. Саратов: СЮИ МВД России, 2003. С.119-122.
17. Хрусталев В.Н., Райгородский В.М. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий: Курс лекций. Саратов: СЮИ МВД России, 2005. С. 120-123.
18. ГОСТ Р 54586-2011 (ИСО 15184:1998). Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости покрытия по карандашу. Москва. Стандартинформ. 2012. Электронный ресурс, URL: http// gostrf.com/normadata/1/4293794/4293794008. htm. (дата обращения: 15.10.2014).