Научная статья на тему 'Возможности экспертных исследований микрочастиц лакокрасочного покрытия и их использование в расследовании дорожно - транспортных происшествий'

Возможности экспертных исследований микрочастиц лакокрасочного покрытия и их использование в расследовании дорожно - транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3525
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОЧАСТИЦЫ ЛКП / ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Толстухина Т. В., Вдовина О. П.

Рассмотрены особенности экспертных исследований микрочастиц ЛКП, отмечена их высокая информативность, на примерах из следственной и экспертной практики показана перспективность использования полученных результатов в расследовании ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Толстухина Т. В., Вдовина О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT RESEARCH OPPORTUNITIES MICROPARTICLES PAINT COATING AND ITS USE IN INVESTIGATION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

The features of expert research microparticles coated, marked by their high information content, with examples of investigative and expert practice shown that the use of the results obtained in the investigation of the accident.

Текст научной работы на тему «Возможности экспертных исследований микрочастиц лакокрасочного покрытия и их использование в расследовании дорожно - транспортных происшествий»

6. Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина. - М.: Закон и право. 2005. С. 145. - 639 с.

7. Иванчук А. А. Краткий курс по судебной медицине. - М.: Изд-во «Окей-книга». 2009. - 157 с.

8. Меденцов А.А. Краткий курс по судебной медицине. - Волгоград: Изд-во ВолГу. 2008.- 118 с.

9. Попов В. Л. Судебная медицина. Учебник для студентов юридических вузов. - М.: Норма. 2006. - 608 с.

V.G. Sapozhnikov

SOME OF THE ISSUES ARE RESOLVED FORENSIC MEDICAL EXPERTISE IN

GUNSHOT WOUNDS

The paper presents the main types of gunshot wounds, The methods of forensic medical examinations to study them. Defined lists of issues to be resolved forensic expert in the examination of gunshot injuries.

Keywords: wound, gunshot injuries, a distance shot

Т. В. Толстухина, д-р юрид. наук, зав. каф. СЭиТД, (4872)35-39-97,

tat_tolstuhina@mail.ru,

(Россия, Тула, ТулГУ),

О. П. Вдовина, аспирант, (4872)35-39-97, ovdovina@bk.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МИКРОЧАСТИЦ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Рассмотрены особенности экспертных исследований микрочастиц ЛКП, отмечена их высокая информативность, на примерах из следственной и экспертной практики показана перспективность использования полученных результатов в расследовании ДТП.

Ключевые слова: микрочастицы ЛКП, задачи экспертизы, методы исследования.

Место любого ДТП характеризуется большим разнообразием микрообъектов, особенности возникновения которых обусловлены механизмом конкретного происшествия. Наиболее распространены среди них - микрочастицы ЛКП. Доля их исследований в общем объеме экспертиз микрообъектов, проводимых по делам о ДТП, составляет 45% (данные получены из проведенного нами обобщения экспертных производств). Необходимость в изъятии этих микрочастиц возникает, в основном, при

расследовании ДТП с участием скрывшихся ТС и в условиях неочевидности механизма происшествия.

Типичными задачами экспертизы лакокрасочных материалов (ЛКМ) и покрытий (ЛКП) являются обнаружение микрочастиц на возможных предметах-носителях, определение их природы, механизма образования, свойств следообразующего объекта (целевого назначения, особых условий эксплуатации, отличительных характеристик (цвет эмали, тип, марка ТС, год выпуска), идентификация окрашенного предмета по отделившимся от него микрообъектам ЛКП, установление единого источника происхождения, родовой (групповой) принадлежности, ФКВ. Конкретные задачи исследования в каждом отдельном случае определяются следователем, исходя из фактических обстоятельств дела и сведений, получение которых необходимо для расследования.

Специфика ЛКП как объектов исследования обуславливается сложностью их состава, многослойной структурой, многообразием свойств каждого слоя и многофакторностью образования. Известно, что окраска ТС осуществляется как заводским, так и кустарным способом, а также в условиях ремонтных автомастерских. Поэтому на практике имеют место регламентированная и нерегламентированная технологии нанесения ЛКП.

Кроме этого на автомобильных заводах, в соответствии с нормируемыми технологическими условиями, допускается местное устранение дефектов, что приводит к тому, что ЛКП на одной и той же детали автомобиля, окрашенного в заводских условиях, может иметь различное число слоев. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду как следователю в целях обеспечения представительности свойств ЛКП идентифицируемого объекта в отбираемых образцах, так и эксперту при проведении им исследования.

Методика экспертного исследования микрочастиц ЛКП достаточно полно и всесторонне освещена в специальной литературе [1, 3, 12, 16]. Применение методов осуществляется в определенной последовательности, обусловленной спецификой ЛКП, репрезентативностью свойств микрообъекта, представленного на исследование, и характером поставленных перед экспертом вопросов.

Непосредственному исследованию микрочастиц ЛКП достаточно часто предшествует решение задачи их обнаружения. В случае ДТП основными предметами-носителями данного вида микрообъектов являются ТС (их детали), тело (одежда) потерпевших, предметы дорожной обстановки, дорожное покрытие.

Первоначально поверхность возможных предметов-носителей осматривается визуально при хорошем, желательно дневном, освещении, затем при помощи луп и микроскопов. При этом поиск микрочастиц ЛКП выполняется одновременно с фиксацией всех обнаруженных повреждений, их формы, локализации, размеров. В случае выявления наслоений иной

природы, данный факт также отмечается экспертом. Только после фиксации исходного состояния микрочастицы ЛКП отделяются от подложки.

После обнаружения микрообъектов, эксперт приступает к их морфологическому исследованию, так как именно признаки морфологии позволяют выделить среди всей совокупности собранных микрообъектов микрочастицы ЛКП.

Самым распространенным методом исследования является метод оптической микроскопии в отраженном свете с использованием микроскопов типа МБС. В ходе решения идентификационных задач сравниваемые объекты помещаются в поле зрения микроскопа одновременно [1, С. 20].

Принадлежность обнаруженных многослойных и однослойных микрочастиц к ЛКП определяется по характерным для него свойствам: цвету, форме, зернистому строению, а также таким механическим свойствам, как адгезия, эластичность, твердость и хрупкость.

Вопрос об отнесении микрообъектов к ЛКП может быть решен экспертом и при исследовании деформированных микрочастиц без признаков морфологии поверхности (например, когда слои ЛКП ТС втерты один в другой). В таких сложных случаях исследуемые микрообъекты обрабатываются органическими растворителями (ацетоном,

четыреххлористым углеродом или толуолом). Набухание частиц свидетельствует о наличии в них связующего - одного из основных компонентов ЛКМ. Данное обстоятельство в совокупности с вышеобозначеными признаками указывает на принадлежность микрообъекта к ЛКП [12, С. 177].

В криминалистической литературе приводится немало примеров из реальной практики [7], когда своими действиями преступники, а иногда и сами следователи пытаются сфальсифицировать доказательства (накладывают на одежду трупа, ТС частицы ЛКП) в целях повышения раскрываемости, сокрытия более тяжких преступлений. Данное обстоятельство обуславливает необходимость установления механизма образования всех обнаруженных экспертом микрочастиц ЛКП.

Потребность в определении контактного происхождения микрообъектов возникает и по той причине, что не всегда их попадание на предмет-носитель связано с событием расследуемого преступления. К примеру, падение пострадавшего от наезда на дорожное покрытие может повлечь за собой отложение на его одежде микрочастиц ЛКП, происхождение которых не связано с событием конкретного ДТП, а обусловлено совсем иными причинами (например, процессами естественного старения ЛКП ТС, проезжающих по дороге).

Плотное же контактное взаимодействие ТС с телом (одеждой) потерпевшего, другими автомобилями, предметами дорожной обстановки приводит к образованию на поверхности следовоспринимающих объектов наслоений микрочастиц ЛКП в виде следов притертости и внедрения.

Известно, что под действием тепла, возникающего при ударе ТС об иные объекты, в зоне контакта происходит повышение температуры и размягчение ЛКП, что обуславливает возможность проникновения ЛКМ внутрь следовоспринимающего объекта. Так, при попадании ЛКМ на поверхность одежды в жидком или полуотвержденном виде происходит обволакивание волокон ткани краской. Образованные таким образом микрочастицы ЛКП носят название «следов-внедрения».

«Следы-притертости» характеризуются закреплением на поверхности следовоспринимающего объекта твердых микрочастиц ЛКП. Микрообъекты отлагаются в виде эластичных, мягких пленок, иногда может наблюдаться образование твердых микрочастиц ЛКП стружкообразной формы либо микрочастиц с рифленой поверхностью.

На поверхности ТС, в свою очередь, под действием механических сил происходит изменение свойств ЛКП путем отторжения части его материала -образуются следы-отделения (стертости, сколы, отслоения, царапины, задиры, потертости). Их отсутствие на ЛКП ТС (равно как и отсутствие признаков перекраски) свидетельствует о непричастности представленного на исследование объекта к событию преступления (при условии выявления многочисленного количества отделившихся микрочастиц ЛКП на следовоспринимающем объекте).

Другими признаками непосредственного контактного происхождения наслоений микрочастиц ЛКП является формирование «зеркального отражения» в следе (когда верхний слой ЛКП на предмете-носителе оказывается нижним, а нижний - верхним), полное либо частичное разрушение внутреннего строения ЛКП (перемешивание слоев между собой и с материалом поверхностного слоя воспринимающего объекта) [16, С. 165].

На основании выше изложенного можно заключить, что при невозможности проведения комплексной экспертизы с участием специалиста-трасолога (например, в случае исследования деформированных микрообъектов без признаков морфологии) решение вопроса о механизме образования микрочастиц ЛКП возможно одним экспертом - специалистом в области исследования ЛКМ и ЛКП.

Так, в процессе производства криминалистической экспертизы ЛКМ и ЛКП в ходе визуального осмотра одежды пострадавшего эксперты обратили свое внимание на то, что в области исследуемых наслоений нити ткани куртки были примяты в определенном направлении. На нитях имелись сплавленные с ними комочко- и пленкообразные микрочастицы зеленого цвета. Данное обстоятельство позволило предположить динамический характер образования исследуемых наслоений. В совокупности с анализом пространственного расположения микрочастиц, соответствующего по высоте от дорожного покрытия расположению ребра жесткости капота легкового автомобиля, экспертами был сделан вывод о том, что наслоения микрочастиц ЛКП в левой части спинки куртки возникло в результате плотного

динамического контакта последней с материалом верхнего декоративного слоя ЛКП легкового ТС [17].

После выявления среди всех собранных микрообъектов микрочастиц ЛКП, образование которых связано с событием преступления, эксперт приступает к установлению следующих их свойств: цвета, количества слоев и их чередования; механических свойств материалов слоев и их микроструктуры; общей и послойной толщины, характера границ между слоями. На основании полученных данных эксперт делает вывод о целевом назначении ЛКП. При условии его отнесения к ЛКП ТС [10] устанавливается способ окраски автомобиля, его цвет, факт подкраски либо перекраски.

Характерными признаками ЛКП ТС, нанесенного заводским способом, являются [8, 11]:

1. Наличие определенной для ТС данного вида системы ЛКП.

2. Гладкая, плотная, блестящая, однородная по тону поверхность внешнего декоративного слоя, возможно наличие равномерно распределенных тонкодисперсных включений пигментов.

3. Матовая, однородная по тону поверхность грунта (грунтов), возможны равномерно распределенные включения пигментов, наполнителей.

4. Регламентированная толщина покрытия.

5. Определенная степень хрупкости, эластичности и адгезии в зависимости от времени и условий эксплуатации.

Для кустарного нанесения ЛКП характерно [13]:

1. Нерегламентированное количество и толщина слоев.

2. Наличие на поверхности слоев дефектов: взбугривания, поры, округленные кратеры с полосой, образующей углубления в ЛКП, потеки, морщины, неоднородность по тону, неполное отверждение, хрупкость.

3. Наличие на нижней поверхности неровностей, воспроизводящих микрорельеф листовой стали.

4. Наличие загрязнений между слоями.

5. Неровные, извилистые границы между слоями.

При окраске ТС в условиях авторемонтных мастерских ЛКП характеризуется следующими морфологическими признаками [12]:

1. Различное число слоев покрытия (один слой перекраски, имитация системы стандартного покрытия и т.д.).

2. Неравномерность толщины каждого слоя.

3. Повышенная мягкость, свидетельствующая о неполном отвердении.

4. Наличие слоев местной шпатлевки.

5. Наличие на нижней поверхности грунта многочисленных хаотично расположенных трасс.

6. Присутствие материалов, не предусмотренных заводской технологией окраски.

7. Адгезия высокой и средней степени между слоями покрытия.

Важнейшей частью морфологического исследования является определение цветовых характеристик ЛКП и, прежде всего, его внешнего декоративного слоя (эмали). Возможно также получение ответа на вопрос о первоначальной (доремонтной) окраске ЛКП ТС при условии отображения в микрочастице не только всех слоев ремонтного покрытия, но и остатков первоначального заводского.

Решение задачи осуществляется в два этапа [2]. Первоначально, визуально при помощи микроскопа, устанавливается цвет декоративного слоя, его тон. При этом необходимо учитывать, что поперечный срез слоя (либо измельченный материал покрытия) воспринимается светлее, чем он выглядит со стороны гладкой неразрушенной поверхности покрытия. Затем визуально определенная окраска сравнивается с эталонами (при этом используются криминалистические атласы цветов [9]), выбирается цвет, наиболее приближенный к исследуемому, анализируются выявленные отличия и делается вывод о цветовых характеристиках ЛКП ТС. При идентификационном исследовании микрочастиц ЛКП сравнение осуществляется без сопоставления с эталонами цвета.

В случае установления принадлежности микрочастиц ЛКП к ЛКП ТС, сформированного в заводских условиях, ориентировочно могут быть определены его тип и марка. Необходимым условием для этого является отображение в наслоениях всех слоев заводского покрытия. При этом установленный ранее цвет играет одну из ключевых ролей, так как фирмы-производители автомобилей, как правило, ориентированы на использование эмалей определенных цветов.

В настоящее время созданы и успешно используются в экспертной практике коллекции натуральных образцов ЛКП многих отечественных и зарубежных автомобилей различных типов и марок. Содержащиеся в них сведения позволяют получить информацию не только о заводском коде цвета эмали, но и о том, автомобили каких фирм и в какой период времени выпускались окрашенными таким цветом [4].

Однако сказанное можно с определенной точностью отнести к установлению марок отечественных ТС, число которых в последнее время значительно сократилось. Исследования же ЛКП автомобилей зарубежного производства представляют для экспертов большие трудности, в связи с отсутствием в методической литературе полного объема необходимой информации по их окрашиванию.

Примером успешного определения вида ТС по отделившимся от него микрочастицам являются результаты экспертного исследования, изложенные в заключении № 94 [18]. В ходе экспертизы было установлено, что микрообъекты, изъятые с места происшествия, являются микрочастицами ЛКП легкового автомобиля, имеющего заводское ЛКП с верхним слоем красного цвета и два слоя ремонтного покрытия с верхним слоем коричнево-красного цвета. Далее экспертом было определено, что при формировании заводского покрытия микрочастиц использовались такие материалы, как ФЛ-

093 (грунт красно-коричнего цвета), ЭФ-083 (грунт светло-серого цвета), меламиноалкидная эмаль.

Из анализа данных литературных источников следовало, что первый грунт (ФЛ-093) использовался для формирования покрытия автомобилей на автозаводе ВАЗ («Жигули») и ГАЗ («Волга»), второй грунт (ЭФ-083) - на автозаводе ВАЗ («Жигули»). Данные материалы применялись для окраски ТС до 1982 года. Оценив в совокупности полученные сведения, эксперт заключил, что микрочастицы ЛКП, изъятые с места происшествия, характерны для системы покрытия автомобилей ВАЗ, выпущенных до 1982 г.

Особая роль изучения морфологических особенностей в общей методике исследования микрочастиц ЛКП заключается в том, что уже в ходе его проведения может быть выявлен комплекс признаков, необходимый и достаточный для формулирования вывода о тождестве. Данное обстоятельство объясняется тем, что «для микрочастиц ЛКП с изделий массового производства .... это исследование, как правило, позволяет выявить больше индивидуальных особенностей, чем при изучении химического состава объектов, ...так как признаки состава ЛКП являются характерными для широкого круга объектов, изготовляемых по стандартной технологии, в то время как морфологические особенности связаны с «историей» данного объекта и лежат в основе решения вопроса об индивидуальном тождестве», -пишут А.В. Беляев, Т.Б. Кимстач, О.С. Орлова и др. [1, С. 22].

Так, в экспертном заключении № 1026 уже по результатам морфологического исследования микрочастиц ЛКП, изъятых с опоры ЛЭП, экспертом была установлена их тождественность с семью верхними слоями ЛКП автомобиля ВАЗ-21101... То есть в следах-наслоениях ЛКП на опоре ЛЭП были выявлены индивидуализирующие признаки и свойства ЛКП правой боковой части автомобиля ВАЗ-21101..., что позволило эксперту сделать вывод о том, что микрочастицы ЛКП, изъятые с опоры ЛЭП, произошли от ЛКП автомобиля ВАЗ-21101..., подвергавшегося перекраске в кустарных условиях [19].

К заключению об идентичности исследуемой микрочастицы и ЛКП ТС заводской окраски необходимо подходить более осторожно и постараться найти какие-нибудь дополнительные совпадающие свойства.

При выявлении определенного комплекса различающихся признаков эксперт делает вывод о разной родовой (групповой) принадлежности, отсутствии тождества и завершает изучение на стадии морфологического исследования.

Если же комплекса совпадающих признаков, выявленного в ходе морфологического анализа, недостаточно для констатации тождества, то эксперт принимает решение о необходимости дальнейшего исследования: изучения состава (молекулярного, элементного, фазового и т.д.) и структуры. Выбор конкретных методов зависит от поставленных перед экспертом задач.

Применение методов молекулярного анализа направлено на изучение качественного и количественного содержания в микрочастице ЛКП простых

и сложных химических веществ (связующего, органических и неорганических пигментов, наполнителей). Наиболее распространенными методами исследования молекулярного состава ЛКП на сегодняшний день являются качественный химический микроанализ, молекулярная спектроскопия и хроматография.

Инфракрасная (ИК) спектроскопия является одним из традиционных и наиболее информативных методов, позволяющих исследовать молекулярный состав органического связующего, устанавливать его тип и частично состав пигментной части и наполнителей микрочастиц ЛКП размером от 5-10 мкм в наибольшем измерении. Метод основан на поглощении молекулами вещества инфракрасного излучения [5].

«После регистрации ИК-спектров слоев ЛКП эксперт проводит их интерпретацию по характеристическим полосам поглощения с целью установления молекулярного состава основных компонентов» [1, С. 21]. При проведении идентификационных исследований эксперту необходимо поочередно сопоставить спектры каждого слоя сравниваемых объектов по количеству, положению полос поглощения, соотношению их интенсивности.

Для исследования природы (типа) связующего можно использовать и пиролитическую газовую хроматографию. Метод основан на нагревании малого количества исследуемого вещества до той температуры, при которой разлагаются органические компоненты, и анализе летучих продуктов пиролиза. Каждый компонент состава отражается на пирохроматограмме в виде пика. Площади пиков соответствуют количественному содержанию продуктов пиролиза. Установление типа связующего осуществляется путем сравнения пирохроматограммы изучаемого микрообъекта с пирохроматограммой стандарта [1, С. 23].

Методы элементного анализа используются для установления качественного и количественного содержания химических элементов в минеральной части слоев ЛКП. Наиболее применяемыми среди них являются: эмиссионный спектральный анализ, локальный лазерный микроспектральный анализ и электронно-зондовый микроанализ.

При наличии достаточного количества микрочастиц ЛКП и возможности расходования представленного на исследование материала на практике широко используется метод эмиссионного спектрального анализа, который проводится на основе изучения спектров света, испускаемых атомами и молекулами вещества, помещенного в специальный источник [6, С. 73-78].

Пробы для анализа готовятся экспертами по строго определенной технологии. При исследовании многослойных микрочастиц ЛКП требуется предварительное разделение их на слои. Совпадение качественного (выявленных химических элементов) и количественного (плотности почернения линий спектра на спектограммах) элементного состава минеральной части слоев ЛКП ТС может стать основанием для вывода о принадлежности одноцветных слоев одной марке.

Послойное исследование микрочастиц ЛКП может быть осуществлено и без разделения слоев. Такой способ изучения возможен с помощью метода локального лазерного микроспектрального анализа, основанного на возможности фокусировки лазерного излучения в очень узкий пучок. Однако существуют параметры величин минимальной толщины слоев ЛКП, за пределами которых применение данного метода ограничено [1, С. 25]. Преимуществами лазерного микроспектрального анализа является минимальное повреждение объекта исследования, отсутствие необходимости в подготовке проб, а также возможность изучения микрообъектов предельно малых размеров.

Рентгеноспектральный микроанализ с электронным зондом (электронно-зондовый микроанализ) является неразрушающим, очень чувствительным и точным методом определения качественного элементного состава вещества. Сущность метода «заключается в регистрации интенсивности рентгеновского излучения, возникающего при бомбардировке образца пучком ускоренных электронов, что позволяет определить элементный состав в точке взаимодействия электронов с веществом...

Рентгеновский спектр содержит линии, характеризующие присутствие элемента в пробе, и поэтому качественный анализ легко проводится после идентификации линии по длинам волн (или по энергиям фотонов). Сравнение интенсивностей линий образца с интенсивностями тех же линий в стандарте позволяет определить количественный состав», - пишет С. Рид

[15].

При исследовании микрочастиц ЛКП ТС структура вещества и связанный с ней фазовый состав, как правило, изучаются рентгеноструктурным фазовым анализом. Данный метод основан на явлении дифракции рентгеновского излучения объектов, имеющих кристаллическое строение. При этом каждое кристаллическое вещество обладает своей пространственной решеткой и дает свою интерференционную картину, характеризующуюся определенным количеством, интенсивностью и расположением линий [14].

Рассмотренный нами комплекс наиболее перспективных и информативных методов экспертного исследования микрочастиц ЛКП на практике используется не в полном объеме, что связано с отсутствием специального оборудования в экспертных учреждениях, а также с недостаточно полным содержанием в микрообъекте необходимой информации о морфологии, составе и структуре всего ЛКП (например, при отражении в нем одного слоя ЛКП ТС).

При изложении материала мы не ставили перед собой задачи в рамках статьи детально изложить все существующие методики исследования микрочастиц ЛКП ТС. Бесспорно, они более сложны, а применяемые методы исследования гораздо трудоемки, чем описано нами выше. Представив лишь общую картину экспертной работы, мы старались показать широкие возможности исследований микрочастиц ЛКП и высокую

доказательственную значимость полученных результатов, подтверждая сказанное примерами из следственной и экспертной практики.

В заключение хотелось бы сказать, что большая информативность экспертных исследований рассматриваемых нами микрообъектов никоим образом не объясняет причин их редкого использования в расследовании ДТП. Решение данной проблемы на сегодняшний день является основной задачей правоприменения.

Список литературы

1. Беляев А.В., Кимстач Т.Б., Орлова О.С. и др. Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий: Методические рекомендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 1998.

2. Бибиков В.В. Полуэктов С.С., Шаповалов С.Е. Криминалистическое исследование цвета микрообъектов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.

3. Бибиков В.В., Хрусталев В.Н. Особенности идентификационного исследования методами молекулярной спектроскопии и оптической микроскопии: Методическое письмо № 62. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1977.

4. Использование коллекции цветов автоэмалей для криминалистического исследования лакокрасочных покрытий автомобилей: Инф. Письмо ЭКЦ МВД России № 37/9 - 6071 от 11.11.1996.

5. Казакова Л.И., Педенчук А.К., Мамонов В.И. Полуколичественный анализ лакокрасочных материалов методом ИК-спектроскопии с использованием внутреннего стандарта // Физические и химические методы исследования материалов, веществ и изделий: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. - М., 1978. - Вып.23.

6. Колосова В.М., Митричев В.С., Одниочкина Т.Ф. Спектральный эмиссионный анализ при исследовании вещественных доказательств. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1974.

7. Коржевская В.Ф. Сокрытие следов автомобильной травмы // Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы. - № 143. - 1977. - С.122-123.

8. Кошелева Л.И., Горшенин Ю.А. Использование справочно-информационного фонда об автомобильных покрытиях в экспертной практике. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1986.

9. Криминалистический атлас цветов. - М.:ОТУ МВД СССР, 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Митричев В.С., Паршиков Ю.И., Вртанесьян Э.В. Морфологическое исследование покрытий, образованных строительными красками. М.: ВНИИ ВМД СССР, 1979.

11. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений МВД России. -Саратов: СЮИ МВД России, 1999.

12. Основы криминалистический экспертизы материалов, веществ и изделий / Под ред. В.Г. Савенко: Учеб. пособие. М., 1993.

13. Пособие для экспертов: «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий». Вып.1. - М.:ВНИИСЭ. - 1988.

14. Применение рентгеноструктурного анализа в криминалистических исследованиях: Учебное пособие / Под. ред. А.И. Колмакова. М., 1998.

15. Рид С. Электронно-зондовый микроанализ. Пер. с англ. И.М. Романенко, М., 1979.

16. Хрусталев В.Н. Концептуальные основы криминалистического исследования веществ, материалов и изделий из них. Дис. .. д.ю.н. - Саратов. - 2003.

17. Экспертное заключение № 1049/10. Архив Тульской лаборатории судебной экспертизы.

18. Экспертное заключение № 94. Архив Тульской лаборатории судебной экспертизы.

19. Экспертное заключение № 1026. Архив Тульской лаборатории судебной экспертизы.

T.V. Tolstukhina, O.P. Vdovina

EXPERT RESEARCH OPPORTUNITIES MICROPARTICLES PAINT COATING AND ITS USE IN INVESTIGATION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

The features of expert research microparticles coated, marked by their high information content, with examples of investigative and expert practice shown that the use of the results obtained in the investigation of the accident.

Keywords: microparticles coated, problem assessment, research methods.

УДК 343.985.7

Т.В. Толстухина, д-р юрид. наук, зав. каф. УПиП, (4872)35-39-97, tat tolstuhina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), И.А. Никифорова, асп., начальник отдела правового и кадрового обеспечения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области, (4872)26-36-31, i.a.nikiforova@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: ПЛАНИРОВАНИЕ И СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ

В настоящей статье рассматриваются типичные следственные ситуации, складывающиеся при расследовании расследования нецелевого расходования бюджетных средств, анализируются особенности планирования и выдвижения следственных версий по уголовному делу в зависимости от данных ситуаций.

Ключевые слова: следственные ситуации, первоначальный этап расследования, планирование расследования, следственные версии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.