Научная статья на тему 'Стратегия освоения инновационной продукции предприятиями-производителями лакокрасочных материалов'

Стратегия освоения инновационной продукции предприятиями-производителями лакокрасочных материалов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1168
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ВОДОРАЗБАВЛЯЕМЫЕ КРАСКИ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ГИБРИДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION PRODUCTS / WATER DILUTE PAINTS / INDUSTRIAL COATINGS / HYBRID TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Дайнеко С. С.

В статье рассматривается ряд тенденций в освоении лакокрасочных материалов (ЛКМ) на рынке индустриальных покрытий, в строительной отрасли, в автопроме. Раскрыты основные направления стратегии освоения инновационной продукции предприятиями-производителями ЛКМ. Направления включают: переход на использование водоразбавляемых красок, производство альтернативных продуктов, внедрение гибридных технологий, производство энергосберегающих и экологически безопасных ЛКМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATION PRODUCTS APPLICATION STRATEGY BY THE LACQUER-PAINT PRODUCERS

Some trends in the application of lacquer-paint materials in the industrial coatings market, in the construction industry, in the automobile production are under consideration in the article. Major directions of the innovation products application strategy by the lacquer-paint producers are revealed. These directions include: transition to water dilute paints employment, alternative materials production, hybrid technologies introduction, energy-saving and eco-friendly lacquer-paint materials production.

Текст научной работы на тему «Стратегия освоения инновационной продукции предприятиями-производителями лакокрасочных материалов»

13.6. СТРАТЕГИЯ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Дайнеко С. С, аспирант., Национальный институт бизнеса, г. Москва

Контакты автора: daineko@lakra.ru

Аннотация. В статье рассматривается ряд тенденций в освоении лакокрасочных материалов (ЛКМ) на рынке индустриальных покрытий, в строительной отрасли, в автопроме. Раскрыты основные направления стратегии освоения инновационной продукции предприятиями-производителями ЛКМ. Направления включают: переход на использование водоразбавляемых красок, производство альтернативных продуктов, внедрение гибридных технологий, производство энергосберегающих и экологически безопасных ЛКМ.

Ключевые слова: инновационная продукция, водоразбавляемые краски, индустриальные покрытия, гибридные технологии

THE INNOVATION PRODUCTS APPLICATION STRATEGY BY THE LACQUER-PAINT PRODUCERS

Daineko S.S., the National Institute of Business, Moscow, post-graduate

Annotation: Some trends in the application of lacquer-paint materials in the industrial coatings market, in the construction industry, in the automobile production are under consideration in the article. Major directions of the innovation products application strategy by the lacquer-paint producers are revealed. These directions include: transition to water dilute paints employment, alternative materials production, hybrid technologies introduction, energy-saving and eco-friendly lacquer-paint materials production.

Keywords: innovation products, water dilute paints, industrial coatings, hybrid technologies

Производители водоразбавляемых покрытий в Европе все еще борются со стереотипами и убеждают многих из своих потребителей в Европе в том, что водоразбавляемые краски также хороши как и органоразбавляемые покрытия - не говоря уже о том, что они лучше по соотношению параметров цены и качества. Потребители красок и покрытий, особенно в сегменте индустриальных покрытий, колеблются и тянут с переходом на водоразбавляемые материалы, несмотря на введение новых требований Европейского Союза по уровню эмиссии содержащихся в материалах растворителей.

Директива ЕС об уровне эмиссии растворителей из ЛКМ, которая обращена в первую очередь к производителям автомобилей и другим отраслям промышленности, уже действует на территории 25 стран-участниц ЕС. За ней последует новая директива, касающаяся эмиссии ЛОС из декоративных красок и авторемонтных лакокрасочных покрытий, которая вступила в силу

в 2007 году. Цель директивы - сокращение эмиссии ЛОС из этих двух групп покрытий более чем на 40% или 280 000 тонн к 2010 году. Переход на использование водоразбавляемых красок вместо органоразбавляемых рассматривается как один из лучших способов для достижения соответствия этим двум директивам.

Главные характеристики в водоразбавляемых материалах в сегменте индустриальных покрытий, которые необходимо привести в соответствие - это износоустойчивость и атмосферостойкость. В некоторых сегментах, таких как покрытия для дерева, где водоразбавляемые покрытия имеют хороший успех и теперь составляют 16% рынка, пытаются добиться более хорошего режима сушки покрытий. Согласно отчету «IRL», для того чтобы победить скептицизм потребителей в отношении преимуществ водоразбавляемых материалов как в сегменте декоративных, так и индустриальных покрытий, необходимы меры по продвижению, рекламе и просвещению.

На рынке индустриальных покрытий Западной Европы по оценкам «IRL» водоразбавляемые покрытия все еще составляют только 14,5% объема общего потребления в физических показателях. Это больше, чем потребление порошковых (12,8%) или радиационно-отверждаемых (2,6%) покрытий, но намного меньше, чем органоразбавляемых материалов с низким/средним сухим остатком (51%) и с высоким сухим остатком (16,9%). Материалы со сверхвысоким сухим остатком составляют 2,2%.

Кроме того, что водоразбавляемые покрытия имеют определенные технические недостатки, их распространению препятствует высокая стоимость их составляющих - акриловых, эпоксидных и полиуретановых смол, цены на которые растут вслед за ростом цен на нефть.

Главная задача для разработчиков рецептур покрытий - найти пути снижения стоимости, поскольку они считают, что смолы для водоразбавляемых красок становятся все более дорогими. Цена становится барьером для распространения водоразбавляемых покрытий и делает задачу по привлечению потребителей еще более трудной. Между тем конкурирующие технологии активно развиваются. Порошковые покрытия удерживают свою долю. В состязании за превращение в наиболее популярную систему, соответствующую требованиям по содержанию ЛОС, материалы с высоким сухим остатком в настоящий момент одерживают победу в Европе.

Компания «DSM NeoResins», специализирующаяся на производстве смол для водоразбавляемых покрытий, которая до 2005 года являлась частью компании «Avecia», прилагает усилия для снижения стоимости полиуретановых систем посредством внедрения гибридных технологий. Они соединяют полиуретаны с более дешевыми акриловыми компонентами в единые водоразбавляемые дисперсии. Уретановые/акриловые гибриды - оба более дешевые, но имеют высокий уровень стойкости к химическому воздействию и коррозионной стойкости, а также обладают механическими свойствами улучшенных покрытий.

Производители полиуретанов считают, что повышение цен на их системы для водоразбавляемых красок аналогично повышениям цен на системы для остальных покрытий. И эти повышения были ниже, чем в других сегментах.

Внутри лакокрасочного рынка повышения цен одинаковы как для водоразбавляемых, так и для органоразбавляемых красок. В других сегментах таких как пла-

стмассы, вспененные материалы, цены на полиуретаны выросли более чем на 50%, чего не было в лакокрасочной отрасли. Общепризнано, что современные покрытия, такие как водоразбавляемые системы полиуретановых материалов, будут дороже, так как необходимо компенсировать стоимость их разработки. Они могут быть более дорогими за 1 кг, но, беря в расчет весь процесс окрашивания, они могут сэкономить деньги, благодаря таким факторам как необходимость использовать меньшее количество краски и более низкие затраты на инвестирование производства. В результате, спрос на полиуретаны для водоразбавляемых красок в Европе растет ежегодно на 6%.

Технологически водоразбавляемые покрытия демонстрируют, что они также хороши, и даже лучше, чем органоразбавляемые краски. Поэтому в технологических потребляющих отраслях, таких как автомобили, водоразбавляемые покрытия активно вторгаются как в сегмент материалов для окраски на заводе, так и сегмент авторемонтных материалов.

Так компания «BASF Coatings» разработала водоразбавляемые базовые эмали для легковых автомобилей 15 лет назад, задолго до появления директив ЕС о содержании ЛОС. Они не только были приняты автомобильной промышленностью как обладающие надежностью и высокими качествами, но и признаны экономными, благодаря снижению потребления материалов, времени и энергии во время процесса окраски. Компания также представила грунтовки и лаки, соответствующие директивам.

Основные трудности и вызовы, стоящие перед поставщиками индустриальных покрытий на рынке в настоящий момент включают в себя: глобальную конкуренцию, высокие цены на энергоносители, постоянно растущие цены на сырье и ужесточение законодательства в области экологической безопасности. Лакокрасочные компании в ответ на эти вызовы продолжают разрабатывать более эффективные и рентабельные (в первую очередь для потребителей) покрытия и технологии нанесения этих покрытий.

Усилия производящих компаний по сокращению эмиссии ЛОС на их предприятиях продолжают оставаться основной тенденцией, которая является движущим фактором развития рынка. Рынок индустриальных покрытий стремится удовлетворять потребительский спрос на больший выбор цветов, снижение температуры сушки отверждаемых покрытий, более быстрой сушки для покрытий воздушной сушки, увеличение коррозионной стойкости и влагоустойчивости, стойкости к ударам и оставлению отпечатков пальцев для домашних бытовых приборов, увеличения долговечности окрашенных поверхностей.

Все более увеличивающееся количество производителей ориентированы на организацию процесса поставок в соответствии с принципом «точно вовремя» для того, чтобы избежать крупных запасов покрытий и иметь возможность, менять покрытия быстро для того, чтобы в свою очередь иметь возможность «точно вовремя» выполнять свои обязательства по поставкам. Они нуждаются в постоянном техническом обслуживании, помощи в подборе рецептуры покрытий и в процессе нанесения новых продуктов на готовые изделия.

В Северной Америке одной из основных тенденций в строительной отрасли является использование энергосберегающих и экологически безопасных строительных материалов. Почти повсеместно мы видим тенденцию к использованию «зеленых» материалов. Производители покрытий, конечно, вынуждены

реагировать на это, выпуская «зеленые» покрытия, которые отражают солнечные лучи более эффективно, и разрабатывать более эффективные с точки зрения сбережения энергии технологии по нанесению покрытий.

Кроме того, разрабатывая покрытия и краски, которые помогают экономить энергию, лакокрасочные компании работают над улучшением и качеств - стойкости к атмосферным воздействиям покрытий, которые используются для наружных работ, например, для окраски металлических крыш и стен, а также гаражных и входных дверей, ворот. Среди других стремлений производителей можно отметить разработки по улучшению стойкости к механическому истиранию и другим видам повреждений, а также увеличение стойкости цвета. Многие лакокрасочные компании, работают над УФ-отверждаемыми покрытиями. Это позволит предлагать компаниям, окрашивающим рулонный металл, потенциальную выгоду за счет более быстрой и энергосберегающей технологии нанесения покрытий.

Фокусируя внимание на энергосберегающих решениях, которые в то же время отвечают требованиям потребителей по эффективности процесса их нанесения, долговечности и эстетических качеств.

Активно развивающейся в настоящее время тенденцией, предлагающей энергосберегающие технологии для строительной отрасли, является технология - «холодная крыша». Традиционные покрытия для крыши (рубероид, уплотненный асфальтобетон) ничего не делают для снижения температуры во время жарких летних месяцев. Охлаждающие крыши технологии, в отличие от них; позволяют покрывать поверхность крыши отражающими материалами, которые могут понижать температуру крыши здания, сокращая тем самым стоимость охлаждения помещений до 50%. Материалы для охлаждения крыш наносятся на существующее покрытие крыши. Они могут наноситься на обычные традиционные крыши для достижения сокращения расходования энергии и защиты от атмосферного воздействия и ультрафиолета. Новое покрытие может держаться 10-20 лет в зависимости от качества покрытия и толщины наносимого покрытия. Эта технология не только позволяет сократить расход энергии, но и благоприятно воздействует на экологическую обстановку. Сокращение потребности в электроэнергии означает, что сгорит меньшее количество топлива, что является источником выбросов вредных веществ в атмосферу, ассоциируемых со смогом, кислотными дождями и изменениями климата. Сокращая количество потребляемой электроэнергии, необходимой для охлаждения зданий, эти крыши позволяют сократить выбросы веществ, загрязняющих воздух.

До недавнего времени технологии производства «cool» покрытий для крыш позволяли выпускать эти материалы широкого спектра средних и темных оттенков, но не все темные цвета отвечали существующим стандартам. Более того, достижение по-настоящему «cool» покрытий черного цвета, особенно кремнийор-ганического полиэфира, долгое время оставалось сложной задачей для лакокрасочных компаний. Среди оттенков, приближенных к черному - были темносерые или темно-коричневые цвета. Из-за этого архитекторы и владельцы домов, которые стремились к экономии энергии, при выборе цвета крыши были ограничены в своем выборе.

Особого внимания требует исследование тенденции цветов автомобильных покрытий, т.к. автопром - наи-

более перспективная отрасль по потреблению продукции ЛКМ.

Автомобильный рынок все более развивается под давлением цветовых предпочтений, признано, что около 40% потребителей возможно сменят бренд, если они не найдут цвета, который бы они хотели.

Для того чтобы помочь обновить и помочь изыскивать цветовые возможности и перспективы до 2011 года, компания «DuPont» разработала 100 новых цветов - и даже технологию окраски, которая позволяет светиться в темноте для безопасности - представив их автомобильным дизайнерам под девизом «Аппетит к цвету».

«Успехи в развитии технологий позволяют нам предлагать более широкий спектр цветов и покрытий, чем когда бы, то ни было ранее» - говорит Karen. «И, в отличие от прошлого, автомобильный рынок инспирирует выбор цвета на других рынках, особенно благодаря своим металликам и покрытиям со специальными эффектами».

Следом за серебристым и черным, белый цвет обладает потенциалом для того, чтобы стать третьим наиболее существенным цветом на мировом автомобильном рынке, считают дизайнеры по цвету компании «BASF Покрытия» Michaela Finkenzeller, Sandra Mathia (Северная Америка) и Eiji Fujimori (Азиатскотихоокеан-ский регион) в презентации их традиционного ежегодного прогноза тенденции популярности цветов. Они анонсировали, что новые оттенки белого цвета будут привлекать внимание на дорогах.

Команды в дизайнерских центрах и лабораториях многих компаний работают с красками простых цветов и металликами, а также красками со специальными эффектами, такими, например, как белый с эффектом мягкой слюды, белый с экстремальным блеском, или белый цвет с оттенками цветов, мягко переходящих из одного в другой (кремовые оттенки или серебристобелый). Белый цвет - это стильный цвет и вероятно станет законодателем моды, например, при помощи дополнительного слоя лака, содержащего эффект легкого золотистого мерцания или эффекта белого матового стекла. Что делает все это возможным - новые пигменты и процессы производства. Согласно прогнозу, белый цвет будет не только использоваться для окрашивания в исключительно премиальной категории автомобилей, но также будет готовить почву для использования при окраске небольших и среднего размера автомобилей в долгосрочной перспективе.

Компания «Nissan» вывела на рынок «саморемонти-рующуюся» краску. Японский автопроизводитель -компания «Nissan» представила материал, который по ее заявлению является первым материалом, который восстанавливает царапины на поверхности покрытия автомобиля, образующиеся после автомойки или на дороге.

Спортивная модель «X-Trail» была выбрана в качестве первого автомобиля среди других, при окраске которой было использовано новое покрытие, в котором содержатся высоко-эластичные связующие и смолы. Это препятствует тому, что царапины не повреждают внутренние слои лакокрасочного покрытия автомобиля.

Согласно информации, предоставленной компанией «Nissan», новое получаемое покрытие в пять раз более устойчиво к царапинам, чем традиционные лаки, которые обычно наносятся на базовое покрытие автомобиля, увеличивая глянец и блеск окрашенного кузова автомобиля. Новая краска реставрирует поверх-

ность покрытия на протяжении дня или недели, в зависимости от вида повреждения.

Новые полимеры, созданные на основе восстанавливаемых биологических ресурсов, сделают автомобильные покрытия лучшими.

Новое поколение прочных и стойких к сколам авторемонтных продуктов «DuPont», полученное благодаря недавно изобретенным био-полимерам, может появиться в авторемонтных мастерских уже в 2012 году. Новые покрытия будут производиться с использованием возобновляемых промежуточных ресурсов, которые обладают способностью к биоразложению и фактически не являются токсичными.

«Это по настоящему революционное открытие», - говорит г-н John McCool, вице-президент и генеральный директор подразделения Авторемонтные Системы компании «DuPont». «Отличные технические характеристики и экологичность этих новых шпатлевок, грунтовок, эмалей и лаков делают их несравнимыми с какими-либо другими продуктами на сегодняшнем рынке».

Распыление лакокрасочных материалов подогретым воздухом - наиболее перспективное направление производства ЛКМ ориентированных на автопром.

Известны преимущества нанесения ЛКМ распылением при их предварительном подогреве обычно до 60-80°С.

Теплый воздух снижает вязкость ЛКМ, отпечаток красочного факела становится более равномерным и очерченным, достигается большая толщина наносимого слоя ЛКМ. Улучшается качество нанесения, в частности двухкомпонентных и водных ЛКМ. Значительно уменьшается образование потеков. Поскольку нагреваемый при распылении ЛКМ имеет меньшую вязкость, для распыления достаточно меньшее давление воздуха. Образуется меньше красочного тумана, уровень шума снижается до 8 дб. Расход воздуха уменьшается до 180 л/мин, экономия ЛКМ при этом может достигать 30%. Уменьшение вязкости позволяет экономить растворители, благодаря меньшим потерям ЛКМ при распылении вытяжные фильтры несут меньшую нагрузку и поэтому могут заменяться реже. Тонкодисперсное распыление ЛКМ с пониженным содержанием растворителей позволяет уменьшать время сушки. Снижается эмиссия летучих органических соединений.

Новые краски безопасны для окружающей среды и не будут требовать дорогостоящей рекуперации растворителей в процессе производства. Закрепление красок происходит очень быстро даже при низкой температуре, что позволяет использовать в качестве подложки недорогие чувствительные к изменению температуры материалы. Кроме того, они весьма устойчивы к внешним воздействиям при комнатной температуре, что позволяет осуществлять сборку интегральных микросхем с минимальными затратами.

Ожидается, что произведенные по новой технологии краски найдут применение в производстве высокочастотных радиоантенн и микросхем, наиболее перспективной к содружеству является корпорация «Acheson», которая имеет свои отделения по всему миру и поставляет на рынок специальное электрооборудование, специальные краски, технологические смазки и оборудование для нанесения смазки. Продукция компании применяется в таких отраслях промышленности, как электроника, автомобилестроение, аэрокосмическое производство и других.

Разработан новый лакокрасочный материал «ColorPro I», который берет на себя функцию защитного промежуточного слоя, т.е. защиту от УФ-излучения, ударов камнями и от коррозии. Следующий слой ЛКМ -«ColorPro II» - выполняет функцию нынешнего базового лака. На этот слой наносится непигментированныи покрывной лак. Количество слоев при этом то же самое, однако экономия значительна, так как базовые лаки «ColorPro I» и «ColorPro II» лишь предварительно подсушивают в течение короткого времени и только после нанесения покрывного лака трехслойное покрытие подвергается горячей сушке. Благодаря этому после исключения промежуточной грунтовки отпадает необходимость в зоне испарения растворителей, зоне горячей сушки этой грунтовки, а также зоне шлифовки; исключается необходимость контроля качества меж-слойного покрытия. Кроме того, в «интегрированном процессе II» достигается значительное уменьшение общей толщины покрытия на кузовах автомобилей - со 105-108 (в стандартном процессе) до 76-90 мм. «Интегрированный процесс II» уже серьезно заинтересовал ряд ведущих автомобильных фирм («Volkswagen», «Seat», «Daimler-Chrysler»), которые проводят его испытание на своих линиях окраски.

Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию увеличения доли водно-дисперсионных красок, к 2012 году наибольший объем производства будет все же принадлежать ЛКМ на органической основе. К 2012 году структура производства ЛКМ отечественными производителями будет отличаться от современной только сократившейся до 10% долей автомобильных ЛКМ и, напротив, несколько возросшими долями ЛКМ для мебели и промышленного использования (15% и 40% соответственно), что подтверждается прогнозами развития соответствующих отраслей.

На основе исследования современного состояния и перспектив развития новых технологий возможных к использованию в отраслях российской экономики, потребляющих индустриальные ЛКМ (топливноэнергетического комплекса, судостроения и судоремонта, автотранспорта, железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства) автор делает вывод, что средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ в ближайшие пять лет составят 3,0 % в год, а к 2012 году потребности рынка в данном виде ЛКМ возрастут до 97 тыс. тонн. Наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок, а самыми низкими будут темпы роста ЛКМ для строительства и ремонта мостов.

Список литературы:

1. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. (рук. авт. кол.). Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). - М.: Наука, 2001.

2. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: ТЕИС, 2003.

3. Макаренко М.В., Печников Г.А. Управление подразделениями химической корпорации в условиях внутреннего предпринимательства // Химическая промышленность сегодня. -2008, №3.

4. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. - М.: Янус-К, 2001.

5. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве: Материалы Ученого совета ИМЭМО РАН. 22.11.2002 г. и 2004 г.

РЕЦЕНЗИЯ

Замена дорогостоящих металлопокрытий - наиболее инновационно-перспективное направление развития лакокрасочной промышленности, т.к. решается важная народнохозяйственная задача - снижение издержек производства при улучшении качества и долгосрочно-сти использования продукции. Автором обосновано определены отрасли, нуждающиеся в ЛКМ и типы продукции, в которых будут нуждаться взаимосвязанные производства. Обращено внимание на соответствие требования ЕС в отношении соблюдения требований экономичности производства, эксплуатации, утилизации.

Вышеизложенное позволяет констатировать многостороннее рассмотрение актуальной проблемы и рекомендовать статью к публикации в открытом рецензируемом журнале.

Российский государственный гуманитарный

Университет, профессор,

к.э.н. В.А. Литвиненко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.