Научная статья на тему 'Установление степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия'

Установление степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
965
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТЕПЕНЬ И ВИД ИЗНОСА ШИНЫ / СЛЕДЫ ПРОТЕКТОРОВ ШИН / ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ (ДТП)

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сыромля Лариса Борисовна

Методика установления степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия, открывает новые подходы к исследованию следов протекторов шин «в полевых» условиях. Основой создания методики явились информационно-познавательные закономерности, выявленные в результате исследований представительной эмпирической региональной выборки шин транспортных средств, и применение новых научно-технических средств и технико-криминалистических методов. Для повышения эффективности процесса проведения предварительного исследования степени и вида износа протекторов шин по следам была разработана комплексная информационно-аналитическая база данных следов транспортных средств. Модернизированная методика предварительного исследования степени и вида износа шины в следах протектора на месте ДТП, включает в себя: установление степени износа рисунка протектора шины в объемных и поверхностных следах (по глубине рисунка протектора, по отображениям признаков выпрессовок и индикаторов износа). Разработана система признаков индикаторов износа (предельных, предупредительных и дополнительных (буквенных, буквенно-цифровых, знаковых) в поверхностных и объемных следах протекторов шин отечественного и зарубежного производства для легковых и грузовых автомобилей, позволяющая устанавливать на месте ДТП степень износа протектора шины (сильный, средний, слабый), а также ориентировочно определять размер шины, ее бренд, линию бренда или модель шины; определение вида износа шины в объемных и поверхностных следах (равномерный износ, усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки, усиленный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки и другие). Определение вида износа рисунка протектора в следах шин позволяет диагностировать возможные неисправности транспортного средства, скрывшегося с места ДТП и особенности езды водителя. Внедрение разработанной нами методики предварительного исследования степени и вида износа в следах протекторов шин в деятельность экспертно-криминалистических и следственных подразделений органов внутренних дел позволит на качественно новом уровне расследовать и раскрывать не только дорожно-транспортные преступления, но и иные преступления, совершаемые с использованием транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сыромля Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE DEGREE AND TYPE OF WEAR OF THE TIRE TREAD PATTERN DURING THE PRELIMINARY EXAMINATION OF THE TRACKS AT THE SITE OF THE ROAD ACCIDENT

The technique of determining the degree and type of wear of the tire tread pattern during the preliminary examination of the tracks at the site of the road accident, opens up new approaches to the investigation of the tire tread marks "in field" conditions. The basis for the development of the methodology was information and cognitive regularities, revealed as a result of research on a representative empirical regional sample of vehicle tires, and the use of new scientific and technical tools and technical and forensic methods. To improve the efficiency of the preliminary study of the degree and type of tire tread wear, a comprehensive information and analytical database of vehicle tracks was developed in the wake of the traces. The modernized technique of preliminary investigation of the degree and type of tire wear in the tracks of the tread on the scene of an accident includes: determination of the degree of wear of the tire tread pattern in the volume and surface traces (in the depth of the tread pattern, in the displays of the molding and wear indicators). The system of signs of wear indicators (limiting, warning and additional (alphabetic, alphanumeric, signed) in surface and volumetric traces of tires of domestic and foreign tires for cars and trucks is developed. It allows to establish the degree of wear of the tire tread (strong, medium, weak), and also tentatively determine the size of the tire, its brand, brand line or model of the tire; determination of the type of tire wear in the volume and surface traces (uniform wear, increased wear of the tread pattern along the edges of the treadmill, increased wear of the tread pattern along the center of the treadmill and others). Determination of the type of wear of the tread pattern in the tire tracks allows to diagnose possible malfunctions of a vehicle that has disappeared from the place of an accident and the driver's ride. The introduction of our methodology for preliminary investigation of the degree and type of wear in the tracks of tire protectors to the activities of the expert and criminalistic and investigative divisions of the internal affairs bodies will make it possible to investigate and disclose not only road traffic crimes but also other crimes committed using vehicles.

Текст научной работы на тему «Установление степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия»

9.3. УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ И

ВИДА ИЗНОШЕННОСТИ РИСУНКА ПРОТЕКТОРА ШИНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ НА

МЕСТЕ СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Сыромля Лариса Борисовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Дальневосточный юридический институт МВД России. Филиал: Владивостокский филиал. Подразделение: кафедра криминалистики и специальной техники. Email: lorikcrim@yandex.ru

Аннотация: Методика установления степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия, открывает новые подходы к исследованию следов протекторов шин «в полевых» условиях.

Основой создания методики явились информационно-познавательные закономерности, выявленные в результате исследований представительной эмпирической региональной выборки шин транспортных средств, и применение новых научно-технических средств и технико-криминалистических методов. Для повышения эффективности процесса проведения предварительного исследования степени и вида износа протекторов шин по следам была разработана комплексная информационно-аналитическая база данных следов транспортных средств.

Модернизированная методика предварительного исследования степени и вида износа шины в следах протектора на месте ДТП, включает в себя:

- установление степени износа рисунка протектора шины в объемных и поверхностных следах (по глубине рисунка протектора, по отображениям признаков выпрессовок и индикаторов износа). Разработана система признаков индикаторов износа (предельных, предупредительных и дополнительных (буквенных, буквенно-цифровых, знаковых) в поверхностных и объемных следах протекторов шин отечественного и зарубежного производства для легковых и грузовых автомобилей, позволяющая устанавливать на месте ДТП степень износа протектора шины (сильный, средний, слабый), а также ориентировочно определять размер шины, ее бренд, линию бренда или модель шины;

- определение вида износа шины в объемных и поверхностных следах (равномерный износ, усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки, усиленный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки и другие). Определение вида износа рисунка протектора в следах шин позволяет диагностировать возможные неисправности транспортного средства, скрывшегося с места ДТП и особенности езды водителя.

Внедрение разработанной нами методики предварительного исследования степени и вида износа в следах протекторов шин в деятельность эксперт-но-криминалистических и следственных подразделе-

ний органов внутренних дел позволит на качественно новом уровне расследовать и раскрывать не только дорожно-транспортные преступления, но и иные преступления, совершаемые с использованием транспортных средств.

Ключевые слова: предварительное исследование, степень и вид износа шины, следы протекторов шин, осмотр места дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

DETERMINING THE DEGREE AND TYPE OF WEAR OF THE

TIRE TREAD PATTERN DURING THE PRELIMINARY EXAMINATION OF THE TRACKS AT THE SITE OF THE ROAD ACCIDENT

Syromlya Larisa Borisovna, PhD at law. Position: Senior lecturer. Place of employment: Far East Law Institute of MIA Russia. Branch: Vladivostok branch. Department: criminalis-tics and special equipment chair. E-mail: lorikcrim@yandex.ru

Annotation: The technique of determining the degree and type of wear of the tire tread pattern during the preliminary examination of the tracks at the site of the road accident, opens up new approaches to the investigation of the tire tread marks "in field" conditions.

The basis for the development of the methodology was information and cognitive regularities, revealed as a result of research on a representative empirical regional sample of vehicle tires, and the use of new scientific and technical tools and technical and forensic methods. To improve the efficiency of the preliminary study of the degree and type of tire tread wear, a comprehensive information and analytical database of vehicle tracks was developed in the wake of the traces.

The modernized technique of preliminary investigation of the degree and type of tire wear in the tracks of the tread on the scene of an accident includes:

- determination of the degree of wear of the tire tread pattern in the volume and surface traces (in the depth of the tread pattern, in the displays of the molding and wear indicators). The system of signs of wear indicators (limiting, warning and additional (alphabetic, alphanumeric, signed) in surface and volumetric traces of tires of domestic and foreign tires for cars and trucks is developed. It allows to establish the degree of wear of the tire tread (strong, medium , weak), and also tentatively determine the size of the tire, its brand, brand line or model of the tire;

- determination of the type of tire wear in the volume and surface traces (uniform wear, increased wear of the tread pattern along the edges of the treadmill, increased wear of the tread pattern along the center of the treadmill and others). Determination of the type of wear of the tread pattern in the tire tracks allows to diagnose possible malfunctions of a vehicle that has disappeared from the place of an accident and the driver's ride.

The introduction of our methodology for preliminary investigation of the degree and type of wear in the tracks of tire protectors to the activities of the expert and criminalistic and investigative divisions of the internal affairs bodies will make it possible to investigate and disclose not only road traffic crimes but also other crimes committed using vehicles.

Keywords: preliminary investigation, the degree and type of tire wear, tire tread marks, inspection of the place of the road accident.

По данным финских, а также австралийских исследователей, почти в 60 % аварий виноваты именно шины. При этом поврежденные шины становятся виновницами каждой седьмой аварии, почти 47% дорожно-

транспортных происшествий из них приходится на изношенные шины, более 30 % на шины, неподходящие погодным условиям, 13% на шины с неподходящим давлением [1].

Так эксперимент, проведенный одним из крупнейших производителей шин компанией Nokian на своем финском полигоне, наглядно продемонстрировал, какую роль играет износ протектора шины для обеспечения безопасности водителя транспортного средства: при скорости 5 км/ч пятно контакта протектора шины автомобиля с дорогой составляет 100%, но чем выше скорость, тем больше разница в пятне контакта. К примеру, на новых шинах при глубине протектора 8 миллиметров на скорости 12о км/ч пятно контакта с дорогой составляет уже 46%, а если протектор изношен до критичного уровня (остаточная высота протектора шины составляет 1,6 миллиметра), то пятно контакта на этой скорости составит лишь 6%. Таким образом, автомобиль не едет по дороге, а летит, слегка касаясь земли [1]. В связи с этим, автомобили с сильным (близким к критическому или критическим) износом являются наиболее подверженными ДТП. Степень износа протектора напрямую влияет на проходимость автомобиля, его устойчивость, а также управляемость на дороге при езде на различных скоростях.

Исходя из анализа «Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» шина считается непригодной к эксплуатации при [11]:

- появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);

- остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более: 1,6 мм - для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 (легковые - автомобили, грузовые, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, а также прицепы к ним, которые также не превышают этой массы), 2,0 мм -для транспортных средств категорий M2, M3 (автобусы, то есть все, у которых более восьми пассажирских мест); 1,0 мм - для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 (грузовики и прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 тонны); 0,8 мм - для транспортных средств категорий L (все мопеды, мотовелосипеды, мокики, а также мотоциклы, мотороллеры и квадроциклы);

- при остаточной глубине рисунка протектора зимних шин не более 4 мм (при отсутствии индикаторов износа).

Хотелось бы подчеркнуть, что впервые законодательно закреплены требования к остаточной глубине рисунка протектора зимних шин.

При исследовании шин различных брендов (Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Nitto, Toyo, Nancang, Goodyear, Michelin, Falken, Kumho, Hankook, Triangle, Nokian, и других) представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств (Toyota, Suzuki, Subaru, Ssang Yong Rexton, Shevrolet, Renault, Opel, Infiniti, Honda, BMV, Mazda, Lexus, Land Rover, Ford, Daihatsu и других) представляющих микромодель оцениваемой генеральной совокупности реально существующих и функционирующих транспортных средств в Приморском крае), установлено, что:

- только 10 % шин установленных на автомобили имеют малый износ рисунка протектора;

- 50 % шин имеют средний износ;

- 40 % шин имеют сильный (близкий к критическому или критический) износ. При этом большинство шин с зимним рисунком протектора с сильным износом часто имеют остаточную глубину 1,6 мм, а не законодательно закрепленную - 4мм. На шинах с летним рисунком протектора часто наблюдалось появление предельного индикатора износа, а на некоторых шинах даже предельные индикаторы были стерты на 50%.

В связи с этим считаем, что отдельного внимания при проведении предварительного исследования следов протекторов шин, оставленных транспортным средством на месте ДТП и скрывшимся с места преступления, заслуживает предварительное исследование степени и вида износа рисунка протектора.

Так при изучении материалов уголовных дел, связанных с ДТП (по ст. 264 УК РФ) в Приморском крае, установлено, что:

- предварительное исследование следов протекторов шин на месте ДТП не проводится, соответственно степень и вид износа протектора шины по следам не устанавливается;

- в протоколе осмотра места ДТП следы протекторов шин (объемные и поверхностные), в которых даже достаточно полно и четко, а не фрагментарно отобразился рисунок протектора, описываются довольно поверхностно, описанию же износа рисунка протектора вообще не уделено никакого внимания;

- объемные следы протекторов шин при осмотре места ДТП практически в 99 % случаев изымаются «фотопутем» - фотографируются на цифровой фотоаппарат (гипсовые слепки с объемных следов не изготавливаются), поэтому и в заключениях трасологиче-ских экспертиз (по следам протекторов шин), степень и вид износа рисунка протектора не описывается.

Модернизированная нами методика предварительного исследования следов протекторов шин на месте ДТП включает в себя методику установления степени и вида износа рисунка протектора шины. Данная методика предполагает для определения типа, марки, модели или групповой принадлежности транспортного средства установление по следам шин не только признаков ходовой части транспортного средства (базы и колеи передних, задних колес), диаметра поворота транспортного средства, технических признаков шины (ширины беговой дорожки, наружного диаметра шины, рисунка и его шага), но и специфических признаков (степени и вида износа рисунка протектора, наличия шипов противоскольжения или гнезд под шипы, броских дефектов производственного и эксплуатационного характера и других) [14].

Представляется, что предварительное исследование степени и вида изношенности рисунка протектора шины на месте ДТП должно включать в себя следующие этапы.

Этап 1- установление степени изношеннности рисунка протектора шины в объемных и поверхностных следах (по глубине рисунка протектора, по отображениям признаков выпрессовок и индикаторов износа).

Изношенность протектора шины для объемных следов ориентировочно возможно установить путем измерения глубины рисунка протектора (с помощью штангенциркуля или электронного глубиномера) и сравнением ее с глубиной рисунка протектора соответствующей новой модели шины [16, с. 131]. В технической литературе степень изношенности протектора шины выражается величиной (в миллиметрах) уменьшения высоты его выступов в сравнении с высотой

этих элементов новой шины или весом стертой части протектора [2, с. 323].

Так измерением глубины рисунка протектора новых моделей шин различных брендов (Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Nitto, Toyo, Nancang, Goodyear, Michelin, Falken, Pirelli, Kumho, Hankook, Triangle, Nokian, Tiger, Goodride, Hifly, Jinyu, Maxxis, Pro Comp, Sonny, Zeetex, Firestown, Integro и других), монтируемых на легковые автомобили (седаны, универсалы, минивэны, купе (родстеры, кабриолеты, гоночные «спортивные») хэтчбэки, лимузины, микроавтобусы), паркетники, кроссоверы, внедорожники (джипы) и представленных в Дальневосточной шинной сети, с использованием электронного глубиномера «Digital Tread Depth Gauge, Ravge: 0-25,4 mm / 0-1» установлено:

- большинство моделей шин с шоссейным (дорожным H/T (Half Terrain) рисунком протектора, устанавливаемые на легковые автомобили имеют глубину рисунка протектора: 6,38 мм, 6,75мм, 7,38мм, 7,50 мм, 7,60 мм, 7,65 мм, 7,68мм, 7,85 мм и другие; устанавливаемые на перкетники (кроссоверы) имеют глубину рисунка протектора: 8,20 мм, 8,84 мм, 9,07 мм, 9,15 мм; 9,25 мм и другие; устанавливаемые на внедорожники (джипы) имеют глубину рисунка протектора: 8,60 мм, 8,85 мм, 9,00 мм, 9,10 мм, 9,37 мм, 9,20 мм, 9,40 мм и другие;

- большинство моделей шин с вседорожным (универсальным A/T (All Terrain) рисунком протектора устанавливаемые на паркетники (кроссоверы) имеют глубину рисунка протектора: 9,30 мм, 9,55мм, 9,71 мм, 9,87 мм, 10,23 мм, 10,25мм и другие; устанавливаемые на внедорожники (джипы): 10,40 мм, 10,50 мм, 11,59 мм, 12,40 мм; 12,55мм, 13,89 мм и другие;

- большинство моделей шин с летним грязевым (внедорожным M/T (Mud Тerrain) рисунком протектора устанавливаемые на внедорожники (джипы), пикапы имеют глубину протектора: 14,12 мм, 15,21 мм, 15,26 мм, 15, 70 мм, 16,10 мм; 16,26 мм, 18,33мм, 18,73 мм, 18,81 мм, 22,88 мм, 23, 28 мм и другие;

- большинство моделей шин с зимним рисунком протектора устанавливаемые на легковые автомобили имеют глубину рисунка протектора: 8,36 мм, 8,50 мм, 8,65 мм, 8,92 мм, 9,10 мм и другие; устанавливаемые на паркетники (кроссоверы) имеют глубину рисунка протектора: 9,12 мм, 9,60 мм, 9,75 мм, 9,8 мм, 9,98 мм, 10,43 мм и другие; устанавливаемые на внедорожники (джипы): 10,2 мм, 10,80мм, 10,98 мм, 11,78 мм, 12,60 мм, 14,30 мм, 14,40 мм, 15,20 мм и другие.

Итак, шины различных типов: для легковых автомобилей, для паркетников, кроссоверов, для внедорожников (джипов) имеют разную глубину протектора в зависимости от соответствия рисунка сезонности применения и типу дорожного полотна. Так глубина протектора новых моделей шин для легковых автомобилей в среднем варьируется от 6 до 9 мм, для паркет-ников (кроссоверов) от 8 мм до 11 мм, для внедорожников от 9 мм до 24 мм.

Таким образом, предварительным исследованием на месте ДТП установив глубину объемного следа протектора шины и сравнив ее с номинальной глубиной протектора новой модели шины возможно ориентировочно установить не только степень износа шины, но и тип шины которой они оставлены (для легковых автомобилей, для паркетников, кроссоверов, для внедорожников (джипов), а при условии, что данные шины являются штатными для транспортного средства, скрывшегося с места ДТП возможно установить и его

тип: легковой автомобиль, паркетник, кроссовер, внедорожник (джип). Необходимо учитывать, что на глубину следа, оставленного протектором шины в мягком дорожном полотне (грунте, песке, снеге, грязи и других покрытиях), может влиять «нагруженность» транспортного средства (например, автомобиль может перевозить какой-либо тяжелый груз), соответственно глубина следа протектора увеличится [5, с. 86].

Для повышения эффективности процесса проведения предварительного исследования степени износа протекторов шин по следам была разработана комплексная информационно-аналитическая база данных следов протекторов шин, включающая рисунки протекторов более 200 моделей самых популярных шин различных брендов (к примеру, Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Nitto, Toyo, Nancang, Goodyear, Michelin, Falken, Pirelli, Kumho, Hankook, Triangle, Nokian, Tiger, Goodride, Hifly, Jinyu, Maxxis, Pro Comp, Sonny, Zeetex, Firestown, Integro и других), устанавливаемых на автомобили на Дальнем Востоке) [15]. База данных содержит фотографии протекторов шин и специфических признаков шины при их наличии (индикаторов износа, шипов шины, посадочных мест под шипы и других), а также наименование бренда и модели шины, страну производитель и год выпуска шины, глубину рисунка протектора шины).

Изучением уголовных дел по ст. 264 УК РФ в Приморском крае установлено, что на месте ДТП наиболее часто остаются поверхностные, а не объемные следы протекторов шин. Так Ф.П. Сова предлагал оценивать изношенность протектора шины в поверхностных и объемных следах, по наличию или отсутствию отображения в следе «выпрессовок» (круглых выступов диаметром до 2 мм, расположенных на выступающих элементах протектора и «гребешков» - тонких полосок, расположенных в центральной части беговой дорожки) и всех границ выступов, расположенных в средней части беговой дорожки, выделяя при этом три степени изношенности протектора: малоизношенный -характеризуется наличием отображения в следе вы-прессовок, при среднем износе - выпрессовки отсутствуют, границы всех выступающих элементов протектора различаются, при сильном износе - границы большинства выступов, расположенных в средней части беговой дорожки истерты [12, с. 27].

Хотелось бы отметить, что, предлагаемая оценка изношенности актуальна и на сегодняшний день, но требует некоторой модернизации в связи с тем, что современные технологии изготовления шин иностранными компаниями имеют свои особенности (в связи с огромным разнообразием различных пресс-форм) поэтому и «выпрессовки», отличаются друг от друга. В большинстве своем это круглые или конусовидные выступы диаметром от 1 до 2 мм и высотой до 2 мм, иногда заканчивающиеся «волоском» длиной от 2 до 10 мм, расположенные на всех выступающих элементах протектора, и поперечные или продольные полосы, пересекающие беговую дорожку (в основном от 1 до 9 полос, например, на шине Bridgestone В250 размером 175/70 R14 девять поперечных полос, на шине Intergo Super Shamper TSL размером 29х8,5 15LT одна продольная полоса). Это, так называемый, облой -технологические остатки, которые образовались после вулканизации, выдавливания резины в прессовой форме. Для того чтобы между бортом, беговой частью протектора шины и пресс-формы не было воздушных подушек, в пресс-форме устанавливаются воздушные

вентиляционные каналы и при вулканизации именно в них образуются выпрессовки [8, с. 54].

В настоящее время продолжаются исследования в области совершенствования конструкции воздухоот-водящих отверстий в пресс-формах с целью полного исключения образования выпрессовок (к примеру, мировым лидером по изготовлению двудольных и секторных пресс-форм компанией «A-Z» и другими) [7, с. 169]. Представляется, что если в скором времени пресс-формы перестанут содержать выпрессовки, то доминирующую роль в определении степени износа протектора по следу шины (особенно в поверхностных следах) займут отображения разнообразных видов индикаторов износа.

В России с 1993 года, а за рубежом еще ранее перестали производить шины без индикаторов износа [3, с. 43]. Исследованием представительной эмпирической региональной выборки шин транспортных средств для легковых автомобилей, кроссоверов, внедорожников (джипов) и грузовых автомобилей, представленных в шинной торговой сети на Дальнем Востоке установлено, что все современные модели шин российских и иностранных брендов имеют различные виды индикаторов износа протектора:

- на всех моделях шин иностранных и российских брендов на дне протектора (чаще всего на дне водо-отводящих канавок или выемок) имеются 6 предельных индикаторов износа, выполненных в виде поперечных гладких выступов «мостиков». Длина и ширина предельных индикаторов износа на различных моделях шин и даже на шинах одной модели, но разного размера различна (зависит от типоразмера шины, ширины канавок и выемок). На расположение предельного индикатора износа на плечевой зоне шины указывают маркировочные обозначения в виде: аббревиатуры TWI (Tread wear indicator), треугольника направленного вершиной в сторону протектора, фирменной фигуры или логотипа бренда. Когда шина достигает полного износа, то высота протектора сравнивается с высотой индикатора это указывает на то, что шина имеет сильный (критический) износ и требует замены;

- на многих моделях шин различных брендов имеются еще и дополнительные «предупредительные» 4 индикатора износа, расположенные на определенной высоте на дне протектора на равном расстоянии друг от друга по окружности шины и обозначающие, что шина изношена на 50% (в основном на шинах с зимним рисунком протектора, но и на некоторых моделях летних шин). На расположение предупредительного индикатора износа могут указывать маркировочные обозначения в виде снежинки (на зимних шинах) или вообще какие-либо указатели могут отсутствовать. Длина и ширина предупредительных индикаторов износа на различных моделях шин и даже на шинах одной модели, но разного размера различна.

Предупредительные индикаторы износа бывают следующих видов:

- в виде поперечных ребристых выступов (в основном имеющих от 3 до 4 ребер) (например, на шине Dunlop Graspic DS-2 имеются индикаторы износа с 4 ребрами, на шине Bridgestone Revo GZ, на шине Michelin X-ICE индикаторы износа с 3 ребрами и другие);

- в виде поперечных выступов с 3 продольными полосками в центральной части индикатора, как различной длины, (например, на шине Yokohama Geolandar

M/T G001, так и одинаковой длины (например, на шине Yokohama G012 и других);

- в виде поперечных выступов с рисунком по типу «клетка» (например, на шине Toyo G4 и других);

- в виде поперечных выступов с пересекающимися полосами в виде «х» (к примеру, на некоторых моделях шин Continental);

- в виде поперечного выступа с нанесенной на него снежинкой (например, на шине Bridgestone Spike 01, Кама NU 301 и других);

- в виде поперечного гладкого выступа (например, на шине Nancang SW 5, Viatti Vettore Brina и других);

Когда шина изнашивается до верхней грани предупредительного износа, то это означает средней износ протектора шины (у летних шин снижаются сцепные свойства с мокрой дорогой и они становятся более подверженными аквапланированию, у зимних шин стирается микропористый слой, что приводит к снижению сцепных свойств шины с ледяным дорожным покрытием и они становятся не пригодными для эксплуатации в зимних условиях.

Необходимо отметить, что согласно «Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» и одновременно с вступлением в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации 15.07.2013 № 588 в «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» [11], запрещается эксплуатация транспортных средств с зимними шинами, остаточная глубина протектора которых во время эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии (при отсутствии индикатора износа) составляет не более 4 мм. В связи с данными изменениями в законодательстве с 1 января 2015 года, зимние шины со средней степенью износа (достигшие предупредительного индикатора износа) являются не пригодными к эксплуатации;

- на моделях шин иностранных и российских брендов имеются дополнительные индикаторы износа: буквенные, буквенно-цифровые, знаковые (в виде пиктограмм, в виде круглых углублений и других обозначений):

- цифровые индикаторы износа имеются на некоторых моделях шин (например, Nokian, Maxxis, Матадор и другие (для легковых и грузовых автомобилей);

- на шинах для легковых автомобилей бренда Nokian имеется цифровой индикатор (Driving Safety Indicator, DSI) в виде цифр «2,3 «капли» и 4,5,6,7,8» (например, на летних шинах Nokian Hakka Z Suv и других) или без пиктограммы «капля» (например, на шине Nokian Hakka I3 и других), на зимних шинах Nokian имеются цифры «4,6,8» и рядом «снежинка» (особый индикатор износа под названием «Winter Safety Indicator», состоящая из шести слитных лучей (например, на шине Nokian Hakkapeliitta 8 Suv или без «снежинки» на шине Nordmen Suv и других). Цифры и пиктограмма или снежинка располагаются в одну вертикальную строку в центральной части беговой дрожки протектора;

- на китайских шинах для легковых автомобилей Maxxis NP 3 имеются цифры «2, 5» и «снежинка», состоящая из шести не соединенных между собой лучей. Цифры и снежинка располагаются в одну вертикальную строку в центральной части беговой дрожки протектора;

- на шинах для грузовых автомобилей бренда Nokian имеется цифровой индикатор (Driving Safety Indicator) в виде цифр «16», «12», «8 ,«4» расположенных в две строки «8, 16» и «4, 12» в центральной части беговой дрожки протектора (например, на шине Nokian NTR 45 и других) или в виде цифр «12», «8» и «4», расположенных в одну строку в центральной части беговой дорожки (например, на шине Nokian NTR 32 и других).

Цифровые индикаторы износа последовательно (в порядке убывания) начинают стираться при постепенном износе шины, так как «нарезаны» в протекторе на разную глубину (нарезка цифр производится на глубину в миллиметрах). К примеру, наибольшая цифра «8» среди цифр «2,3 «капли» и 4,5,6,7,8» на летней шине Nokian Hakka Z Suv имеет меньшую глубину и соответственно сотрется первой, наименьшая - «2» имеет наибольшую глубину и сотрется последней (шину следует заменить). Когда на летней шине уже стерлись цифры «8», «7», «6», «5» «4» и осталась «капля» и последующие за ней цифры «2,3» - это означает повышенный риск аквапланирования у шины с остаточной высотой протектора менее 4 мм. Когда же на зимней шине сотрется «снежинка», то остаточная глубина протектора будет около 4 мм и это означает, что износ протектора не в состоянии больше обеспечить необходимый уровень безопасности в зимнее время и шина не пригодна к эксплуатации;

- цифровой индикатор с рядом цифр «100%, 80%, 60%, 40%» (Driving Safety Indicator) и зимний индикатор в виде «снежинки» «Winter Safety Indicator», расположенные вертикально в центральной части беговой дорожки протектора (маркировка производится в процентах от высоты протектора) и указывает на остаточную глубину протектора шины в процентах (например, на шине Nokian Hakkapeliitta LT2). Индикаторы износа в виде цифр от «100%» до «40%» последовательно (в порядке убывания) начинают стираться при постепенном износе шины. Индикатор в виде «снежинки» сохраняется до тех пор, пока глубина канавок протектора составляет не менее 40 процентов от первоначального уровня. После того, как снежинка сотрется, шина считается не пригодной для эксплуатации в зимних условиях;

- цифровой индикатор в виде одной сегментированной цифры «8» в которой каждый сегмент «нарезан» в протекторе шины на разную глубину, и по мере износа по убыванию появляются цифры «6», «4», указывающие на остаточную глубину протектора (маркировка производится в миллиметрах) [9] (например, на шинах Matador для легковых автомобилей);

- индикаторы износа в виде круглых углублений:

- на некоторых моделях шин Falken имеются индикаторы «Rotation Wear Indicators» (наименование по каталогах Falken) - диаметром 5 мм, расположенные на боковых выступающих блоках беговой дорожки протектора. На новых шинах индикаторы имеют круглую форму, на шинах со средним износом приобретают квадратную форму и совсем стираются, когда износ составляет 2/3 от высоты протектора шины (например, на шинах, Falken ZE-912 и других);

- на некоторых моделях шин Hankook имеются индикаторы «Vehicle Alignment Indicator» (например, на Ventus S1 Evo 2 K117, Ventus S1 Evo 2 K120 и других) круглые индикаторы износа диаметром 5 мм и 2 мм расположенные рядом на боковых выступающих блоках беговой дорожки протектора, что позволяет контролировать износ и своевременно осуществлять ротацию шин по осям и сторонам (когда индикаторы

диаметром 2 мм стираются и остаются только 5 мм, то шину следует заменить);

- на некоторых моделях шин Kumho (например, на шине Kumho Ecsta SPT KU3 и других) на выступающих блоках протектора поперек беговой дорожки шины имеются индикаторы в количестве 4 штук диаметром до 2 мм, которые не меняют форму, а исчезают, когда шину следует заменить;

- индикаторы износа в виде маркировки названия бренда шины (например, на шинах Nankang NS-20», буквы в слове «Nankang» нарезаны на различную глубину, при износе шины на 50% остаются только буквы «nkang», при сильном износе, когда глубина протектора составляет 1,6 мм и шину необходимо заменить остаются только две буквы «ng»;

- индикатор в виде прорези длиной 42 мм переменной глубины в центральной части ребра протектора и соответствующая ему шкала, расположенная рядом на дне канавки и состоящая из рисок и цифр «2,3,4,5,6 7». Глубина прорези плавно увеличивается от одного конца к другому, соответственно от цифры «7» до «2». По мере износа протектора шины длина прорези уменьшается [10] (например, на шине Кама EURO НК-129 для легковых автомобилей); на грузовых автомобилях прорези соответствуют цифры на дне канавке 12, 9, 6 и маркировка ножа (глубина прорези плавно увеличивается от одного конца к другому, соответственно от цифры «12» до «6» и «ножа», когда длина прорези уменьшится до отметки ножа, то протектор шины будет пригоден для нарезки нового рисунка (например, на шине Кама NT 202 и других);

- индикатор в виде ножа на поперечном выступе на дне канавки, означает, что протектор шины пригоден для нарезки нового рисунка (на шинах Кама для грузовых автомобилей (к примеру, на шине Кама NU 301, Кама NR 202 и других);

Полагаем, что своего рода индикаторами износа при проведении предварительного исследования могут служить нанесенные на протектор шины названия компании производителя, линии бренда, модели шины, размера шины или другие маркировки, нанесенные на глубину до 1 мм. Их наличие будет указывать на то, что шина имеет малый износ до 1о% (затем они истираются):

- маркировка бренда шины (например, «Hankook» на шине Ventus S1 Evo 2 K117, «Dunlop» на центральном ребре шины Dunlop EC 201, маркировка «Zeetex» на центральном ребре шины Zeetex HP 102 и другие);

- маркировка линии бренда шины (к примеру, «Ecsta» на выступающем центральном ребре шины Kumho Ecsta SPT KU31, маркировка «Ventus» на центральном ребре шины Hankook Ventus R-S3 Z222,

- маркировка модели шины (к примеру, «Nitto NT 650» на центральном ребре шины Nitto NT 650, «Dunlop SP Sport Maxx» на шине Dunlop SP Sport Maxx ; «Engens A1» на шине Sonny Engens A1, « Swimper TSL» на шине Integro Swimper TSL» и другие);

- маркировка размера шины на модели Jinyu YU 61 (к примеру, «235/45 Z R17», 215/70 R15 и другие);

- маркировка рисунка в виде листьев на «зеленых шинах» - шинах нового поколения с высоким уровнем эксплуатационных свойств, отвечающих современным экологическим требованиям (например, на шине Nokian Hakka Green) [4].

Таким образом, нами разработана система признаков индикаторов износа, позволяющая субъекту проведения предварительного исследования следов протекторов шин на месте ДТП определить степень изно-

са протектора шины: сильный износ, средний износ, малый износ. Признаки индикаторов износа могут отображаться как в поверхностных, так и в объемных следах (в зависимости от условий следообразования):

- признаки, указывающие в следе на малый износ протектора шины:

- отображение в центральной части следа беговой дорожки буквенных или буквенно-цифровых обозначений в виде: названий брендов шин (например Hankook, Dunlop, Zeetex и других); брендовой линейки компании (например, Ecsta, Ventus и других); модели шины (например, Nitto NT 650, Dunlop SP Sport Maxx, Nankang NS-20, Engens A1, Swimper TSL и других), размера шины (например, «235/45 ZR 17» на шине Jinyu YU 61 и других); категории шины (зеленые шины) - отображения в следе рисунков в виде «листьев» (например, шины Nokian Hakka Green и другие);

- отображение в центральной части следа беговой дорожки цифр и знаков: «2, 3 «капли» и 4, 5, 6, 7, 8» или «2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» - в следах от легковых летних шин Nokian; «4, 6, 8» и «снежинка» или «4, 6, 8» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «16, 12, 8, 4» или «12, 8, 4» - в следах от грузовых шин Nokian; «100%, 80%, 60%, 40%» и «снежинки» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «2 «снежинка» 5» - в следах от легковых китайских шин Maxxis NP 3; сегментированной «8» - в следах от легковых российских шин Matador;

- отображение по бокам следа беговой дорожки кругляшков: диаметром 5 мм - (в следах от шин некоторых моделей Falken); отображение 4 кругляшков диаметром 2 мм, расположенных поперек следа беговой дорожки шины - (в следах от некоторых моделей шин Kumho);

- отображение в центральной части следа «прорези» (полосы) длиной 42 мм, шириной 1,5 мм - в следах от российских шин Кама для легковых автомобилей;

- признаки, указывающие в следе на средний износ протектора шины:

- отображение в различных частях следа предупредительных ребристых индикаторов износа в виде «мостиков» в канавках беговой дорожки протектора: с продольными полосами от 3 до 4 штук во всю длину (например, в следах от некоторых моделей шин Dunlop, Bridgestone, Michelin, Kumho и других), с 3 продольными полосами в центральной части (например, на некоторых моделях шин Yokohama), с рисунком по типу «клетка» (например, на некоторых моделях шин Toyo), с пересекающимися полосами в виде «х» (например, на некоторых моделях шин Continental), с рисунком в виде снежинки (например, на некоторых моделях шин Bridgestone, Кама и других);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отображение в центральной части следа буквенных или буквенно-цифровых обозначений: «2, 3 «капля» и 4, 5, 6» или «2, 3, 4, 5, 6» или «2, 3, 4, 5» в следах от легковых летних шин Nokian; «4, 6» и «снежинка» или «4, 6» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «8, 4» - в следах от грузовых шин Nokian; 60%, 40%» и «снежинка» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «снежинка» 5» - в следах от легковых китайских шин Maxxis NP 3; «6» - в следах от легковых российских шин Matador; букв «nkang» (в следах от шин Nankang NS 20);

- отображение по бокам беговой дорожки в следе «квадратиков» (в следах от шин Falken (при стирании шины на 50% кругляшки становятся квадратами) с размерами сторон 5х5 мм;

- отображение в центральной части следа полосы в виде «прорези» длиной от 20 до 30 мм и шириной 1,5 мм (в следах от шин Кама для легковых автомобилей);

- признаки, указывающие в следе на сильный износ протектора шины:

- отображение в различных частях следа предельного поперечного гладкого индикатора износа в виде «мостика» в канавке или выемке;

- отображение в центральной части следа цифр: «2, 3 «капля» или «2, 3» или только цифры «2» - в следах от легковых летних шин Nokian; «4» и «снежинка» или «только «4» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «4» - в следах от грузовых шин Nokian; «40%» и «снежинка» или только «40%» - в следах от легковых зимних шин Nokian; «5» - в следах от легковых китайских шин Maxxis NP 3; «4» - в следах от легковых российских шин Matador; букв «ng» (в следах от шин Nankang NS 20);

- отображение в центральной части следа полосы в виде «прорези» длиной до 10 мм, шириной 1,5 мм (в следах от российских шин Кама);

- отображение в центральной части следа мостика в канавке или выемке с рисунком в виде «ножа» (в следах от российских грузовых шин Кама);

При проведении предварительного исследования изношенности протектора шины необходимо учитывать, что:

- цифры «8», «6», «4» отображаются в следах от протектора шины Nokian более округлыми, в следах же от российских шин Matador более квадратными (сегментированными);

- «снежинка» отобразившаяся в следе на поперечном индикаторе износа «мостике» указывает на сильный износ, не на нем - на малый износ протектора;

- если в объемном следе отобразился гладкий поперечный индикатор износа, то для констатирования сильной изношенности протектора шины обязательно нужно установить предельный это индикатор или предупредительный с верхней грани которого стерся рисунок (полосы, снежинка и другие обозначения) путем определения глубины объемного следа (если глубина следа около 1,6 мм, то отобразился предельный индикатор износа, если около 4 или 5 мм - предупредительный);

Таким образом, отображение в следе предельного, предупредительного или дополнительного (буквенного, буквенно-цифрового, знакового) индикаторов износа являются признаками рисунка протектора шины позволяющими значительно сузить группу моделей шин, которые были установлены на транспортное средство, скрывшееся с места ДТП, а именно отнести к шинам с малым, средним, сильным износом рисунка протектора, а так же ориентировочно установить бренд шины (например, Nokian, Dunlop, Nankang, Falken, Bridgestone, Kumho, Continental, Nitto, Nankang, Toyo, Кама, Матадор, и другие), определенную линию бренда (к примеру, Dunlop Sport Maxx, Kumho Ecsta, Hankook Ventus), категорию шин «зеленые» шины (к примеру, Nokian Hakka Green), размер шины, модель шины (к примеру, Nitto NT 650, Nankang NS-20 и другие).

Кроме того, предельные и предупредительные индикаторы износа располагаются по окружности шины в различных местах по отношению к шагу рисунка протектора. В связи с этим отображение данных индикаторов износа в следе в совокупности с установленным шагом рисунка протектора позволяют при следственном осмотре транспортного средства, предположи-

тельно совершившего ДТП в процессе предварительного исследования (сравнением рисунка протектора шины в следе с шиной транспортного средства) достаточно быстро установить каким участком шины вероятно оставлены следы на месте ДТП.

Этап 2. - предварительное исследование вида износа рисунка протектора шины (при условии, что след образован всей или большей частью поверхности протектора шины).

В технической литературе выделяют разнообразные виды износа протектора шины и соответственно причины его появления [13, С. 8-24]: ускоренный равномерный износ, усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки, усиленный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки, неравномерный износ беговой дорожки протектора шины, односторонний износ рисунка протектора шины, диагональный износ рисунка протектора шины, износ «на конус», «пилообразный» износ, «волнообразный» износ, «пятнистый» износ, износ «пятном», износ с оседанием (вдавливанием) ребра, износ ступеньки (скоса) плечевой зоны протектора шины, износ чередующихся грун-тозацепов.

Так предварительным исследованием установив вид изношенности рисунка протектора по следу, образованному всей или большей частью поверхности протектора шины, возможно диагностировать техническое состояние транспортного средства, скрывшегося с места ДТП или особенности езды водителя транспортного средства. Например, ускоренный равномерный износ может быть вызван: быстрой ездой по городским и загородным дорогам с большим количеством поворотов, подъемов и спусков, частым торможением и ускорением, частыми и резкими поворотами; усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки может быть вызван: эксплуатацией шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением, неисправностью автомобиля, связанной с несоответствием углов схода и развала колес, их нормативным значением; эксплуатацией шины с перегрузкой автомобиля сверх указанной производителем грузоподъемности; поворотами на высокой скорости, главным образом для передних колес; неравномерный износ беговой дорожки протектора может быть вызван износом ступиц и подшипников, неисправными амортизаторами и другими факторами.

Данные особенности необходимо в обязательном порядке учитывать при розыске и следственном осмотре транспортного средства (в процессе предварительного исследования шин), предположительно совершившего ДТП и скрывшегося с места преступления. Хотелось бы подчеркнуть, что специалист-автотехник не всегда присутствует на месте ДТП, в связи с чем, всем субъектам предварительного исследования следов шин на месте ДТП необходимо уметь определять вид изношенности протектора шины и проводить по нему диагностику возможных неисправностей транспортного средства, скрывшегося с места преступления и особенностей езды водителя. Полученную диагностическую информацию в последующем необходимо доводить до специалиста-автотехника проводящего технический осмотр транспортного средства, предположительно совершившего ДТП.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что методика предварительного исследования степени и вида изношенности шины в следах протектора на месте ДТП позволяет получить достаточно важную розыскную информацию о транспортном средстве,

скрывшемся с места ДТП, а именно, установить: степень износа шин (малую, среднюю, сильную), тип шины (для легковых автомобилей, для паркетников, кроссоверов, для внедорожников (джипов), по признакам индикаторов износа установить бренд шины (например, Nokian, Dunlop, Nankang, Falken, Bridgestone, Kumho, Continental, Nitto, Nankang, Toyo, Кама, Матадор, и другие), определенную линию бренда (например, Dunlop Sport Maxx, Kumho Ecsta ,Hankook Ventus), категорию шин (например, «зеленые» шины Nokian Hakka Green) или даже модель шины (например, Nitto NT 650, Nankang NS-20 и другие). Определение вида изношенности шины позволяет диагностировать возможные неисправности транспортного средства, скрывшегося с места ДТП и особенности езды водителя.

Внедрение разработанной нами модернизированной методики предварительного исследования следов протекторов шин в целом и предварительного исследования степени и вида износа в частности, а также комплексной информационно-аналитической базы данных следов транспортных средств на портативных электронных носителях в деятельность экспертно-криминалистических и следственных подразделений органов внутренних дел позволит на качественно новом уровне расследовать и раскрывать не только дорожно-транспортные преступления, но и иные преступления, совершаемые с использованием транспортных средств.

Список литературы:

1. Баршев В. Шина не катит. Вводятся новые требования к применению автомобильных покрышек авто // Российская газета. 2014. 11июня.

2. Бидерман В.Л [и др.]. Автомобильные шины (Конструкция, расчет, испытания, эксплуатация). М.: Гос-химиздат, 1963. 384 с.

3. Жосан А.А. Полудницын А.Д. Требования предъявляемые к автомобильным шинам и колесам. ФГОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет. Орел. 2009. 56 c.

4. «Зеленые» шины: мифы и реальность. Информационный бюллетень №1 «Сырьё, материалы и технология резиновой промышленности». ООО «Институт шинной промышленности». М., 2011. С. 21.

5. Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1993. 155 с.

6. Ларин А.Н., Черток Е.Е., Юрченко А.Н. Колесные узлы современных автомобилей (шины, камеры, диски). Монография. Харьков. ООО РИФ «МОНОАП». 2004. 260 c.

7. Настоящее и будущее вулканизационных пресс-форм для автомобильных шин. Информационный бюллетень №1 «Сырьё, материалы и технология резиновой промышленности». ООО «Институт шинной промышленности». М., 2011. С. 169.

8. Основы технологии производства шин. М.: «СИБУР - Русские шины», 2010. 99 с.

9. Патент РФ № 2390428. Шина для автомобиля с индикатором износа протектора / М. Мошко, Я. Котлос. Патентообладатель: Континентал Матадор Раббер, C.P.O (SK) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.freepatent.ru/images/patents/72/2390428/patent-2390428.pdf (дата обращения: 13.10.2017).

10. Патент РФ № 2314213. Индикатор степени износа шины / В.Н. Кудрявцев, Р.С. Ильясов, А.А. Махотин. Патентообладатель: ОАО «Нижнекамскшина» [Элек-

тронный ресурс]. URL: http: // www.freepatent.ru/images/ patents/153/2314213/patent-2314213.pdf (дата обращения: 13.10.2017).

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 02.12.2014) «О принятии технического регламента Таможенного союза» «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») // СПС Консультант Плюс.

12. Сова Ф.П. Следы шин автомототранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике. Пособие. М., 1978. 254 с.

13. Суворова О.Ф. Каталог дефекты автомобильных шин. ООО «НТЦ Кама». 2012. 107 с.

14. Сыромля Л.Б. Современные возможности предварительного исследования следов протекторов шин на месте совершения дорожно-транспортного происшествия / Л.Б. Сыромля // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 154-161.

15. Сыромля Л.Б. База данных следов транспортных средств / Свидетельство о государственной регистрации базы данных RU № 2016620505 от 20.04.2016. [Электронный ресурс]. URL: http: // www1.fips.ru / fips_servl / fips_servlet (дата обращения: 11.10.2017).

16. Хрусталев В.Н., Зайцев В.В. Участие специалиста криминалиста в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Учебное пособие. СЮИ МВД России. Саратов. 2011. 391 с.

Статья проверена в системе «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,56%

Рецензия

на научную статью автора Сыромля Ларисы Борисовны на тему: «Установление степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия»

Статья Л.Б Сыромля является актуальной, соответствующей требованиям времени. Это связано с тем, что вопросы эффективного использования материальных следов в раскрытии и расследовании преступлений в настоящее время приобрели крайне острый характер. Но, несмотря на это, в Российской Федерации до сих пор не выработана научно обоснованная концепция собирания, предварительного и экспертного исследования и использования материальных следов преступлений.

Научная новизна состоит в том, что предлагаемая статья отличается комплексным подходом к изучению указанной проблемы в части собирания, предварительного исследования и использования существенно изменившихся в настоящее время следов протекторов шин, с отображением в них системы признаков вы-прессовок и индикаторов износа, на месте дорожно-транспортного происшествия с точки зрения криминалистики.

Теоретическая значимость статьи определяется решением важной криминалистической проблемы, имеющей существенное значение для разработки мер совершенствования противодействия преступлениям указанной категории.

Практическая значимость статьи заключается в том, что изложенные в ней выводы направлены на повышение эффективности раскрытия и расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Статья написана в научном стиле, хорошим литературным языком, что позволяет иметь достаточно ясное представление о предмете исследования.

Таким образом, статья Л.Б. Сыромля «Установление степени и вида изношенности рисунка протектора шины при проведении предварительного исследования следов на месте совершения дорожно-транспортного происшествия» содержит теоретические и практические решения обозначенной проблемы, рекомендуется к публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, к.ю.н. К.Н. Бадиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.