10.3. СОВРЕМЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ПРОТЕКТОРОВ ШИН НА МЕСТЕ СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Сыромля Лариса Борисовна, преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники
Место работы: Дальневосточный юридический институт МВД России. Владивостокский филиал
Аннотация: Методика проведения предварительного исследования следов протекторов шин, как составляющая комплексной методики предварительного исследования разнообразных материальных следов, обнаруживаемых на месте совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), открывает новые подходы к исследованию следов протекторов шин «в полевых» условиях.
Основой создания алгоритмизированной методики явились информационно-познавательные закономерности, выявленные в результате исследований представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств, и применение новых научно-технических средств и технико-криминалистических методов. Для повышения эффективности процесса проведения предварительного исследования следов протекторов шин были разработаны современные информационно-аналитические базы.
Методика предварительного исследования следов протекторов шин на месте совершения ДТП позволяет получить достаточно важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, а именно, установить: тип транспортного средства (легковой автомобиль (седан, универсал, минивэн, купе, хэтчбэк, лимузин, микроавтобусов), кроссовер, ,внедорожник, пикап, грузовой автомобиль, автобус) и определить марку, модель или групповую принадлежность транспортного средства (к примеру, отнести его к группе транспортных средств, на которые установлены шипованные шины с многогранным по форме шипом, шины с цифровым индикатором износа и другие).
Внедрение разработанной нами модернизированной методики предварительного исследования следов протекторов шин и информационно-аналитических баз на портативных электронных носителях в деятельность экспертно-криминалистических и следственных подразделений органов внутренних дел позволит на качественно новом уровне расследовать и раскрывать не только дорожно-транспортные преступления, но и иные преступления, совершаемые с использованием транспортных средств.
Ключевые слова: предварительное исследование, следы протекторов шин, методика, осмотр места дорожно-транспортного происшествия
MODERN RESEARCH OPPORTUNITIES OF PROTECTORS TIRES TRACES ON THE PLACE OF THE ROAD ACCIDENT
Syromlya Larisa B., Lecturer of criminalistics and specialist equipment
Work place: Vladivostok Affiliate of Far East Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation: The methodology of preliminary study traces of tires as a component of a complex technique of preliminary study of various material traces detected at a road accident (RA) scene opens up new approaches to the study of traces of tires "in the field". Algorithmic techniques were based on information and cognitive patterns revealed by empirical studies of local samples of vehicles, and the use of new technological tools and technical and forensic methods. Modern information-analytical database of traces was developed to improve efficiency of the process of preliminary studies traces of tires.
The methodology of preliminary study traces of tires at the scene of an accident provides sufficiently important investigative information on the vehicle, fled from the accident scene, namely, to establish: the type of vehicle (passenger car (sedan, station wagon, minivan, coupe, hatchback, limousine, minibus), crossover ,SUV, pickup truck, truck, bus) and define the model, brand or group affiliation of the vehicle (for example, to group of vehicles, to refer to the group of vehicles equipped with studded tires with multifaceted form spike tires, with a digital wear indicator and others).
The introduction of modernized technique of the preliminary study traces of tires and analytical database of tracks on portable electronic storage devices in the activities of forensic and investigative units of internal affairs will allow to investigate and disclose not only traffic offenses, but also other crimes, committed with the use of vehicles, at a new level. Keywords: preliminary study, methodology, traces of tires, inspection of scene of a traffic accident.
Шина - основной конструктивный элемент большинства транспортных средств. Ежедневно более 2 млн новых шин производится мировой шинной промышленностью. Более 4 млрд шин одновременно находятся в эксплуатации. Структура шинного рынка обычно отражает структуру автомобильного транспорта в том или ином регионе [4, с. 5].
Предварительным исследованием следов протекторов шин на месте ДТП по определенным признакам (количеству колес, базе транспортного средства, колее передних и задних колес, модели шины) возможно установление типа, модели, марки транспортного средства или его групповой принадлежности. Изучением уголовно-процессуальной практики по ст. 264 УК РФ с 2010 по 2014 годы нами установлено, что в Приморском крае предварительное исследование
следов протекторов шин при осмотре мест совершения ДТП не проводится вообще. Причин этому множество, но одной из основных, наряду с упущениями профессиональной подготовки субъектов осмотров, является отсутствие алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов протекторов шин и современных информационно-аналитических баз данных, которые можно было бы для этого применять.
Обращает на себя внимание тот факт, что во многих методических рекомендациях по осмотру мест ДТП о предварительных исследованиях, проводимых на месте происшествия, вообще не упоминается, не говоря уже о тактике и методике их применения. Соответственно, у субъекта проведения предварительного исследования следов шин на месте ДТП возникает вопрос, какими справочными материалами необходимо руководствоваться для определения типа, марки и модели автомобиля, скрывшегося с места происшествия. Так Капитонов В.Е., Струков В.М., Чубченко А.Л. для установления модели и марки транспортного средства предлагают провести сравнение признаков, обнаруженных в следах протекторов шин, со справочными данными, заводскими каталогами или чертежами шин» [7, с. 16]. Постараемся разобраться в существе вопроса.
Справочные данные, содержащиеся в различных методических рекомендациях, которые потенциально можно было бы использовать при проведении предварительного исследования следов протекторов шин: определения типов и моделей автотранспортных средств по следам протекторов шин [1], следы шин автотранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике [14], получения розыскной и доказательственной информации в ходе предварительного исследования следов преступлений [6, с. 50-82], технико-криминалистические средства и методы розыска автотранспортных средств[7] и другие, содержат давно уже устаревшую информацию о шинах, технических характеристиках транспортных средств, рисунках протектора и о других параметрах). Кроме того, ранее разработанные методические рекомендации и справочники содержат в большей степени информацию о шинах транспортных средств отечественного производства, и очень скудные данные о шинах иномарок. В настоящее время доля иномарок легковых автомобилей от всего автопарка в России составляет практически 50%. При этом, в западной части страны преобладают европейские, корейские и американские бренды автомобилей, а на Востоке - практически полностью доминируют японские марки [16, с. 114].
На основании этого можно сделать неутешительный вывод о том, что имеющиеся в настоящее время в распоряжении специалистов, экспертов, следователей и оперативных сотрудников сведения о транс-
портных средствах и их шинах, используемые в раскрытии и расследовании преступлений, не актуальны.
Современные каталоги шин отечественного и иностранного производства, которые возможно было бы применять при проведении предварительного исследования следов протекторов шин, совершенно не удобны для использования, в силу следующих основных причин: в каталогах не указана первичная комплектация шин к автомобилям, только единичные каталоги располагают данной информацией (к примеру, каталоги шин Yokohama и другие); каталоги шин, выпускаемые иностранными производителями представлены, как правило, на зимний и летний сезон определенного года в отдельности (к примеру, каталог шин Bridgestone зима 2014-2015, лето 2015 и другие); в каталогах не всегда указаны все возможные размеры выпускаемых моделей шин (к примеру, в каталогах Nitto отмечено, что наличие типоразмеров может быть изменено без предварительного уведомления); и другие.
Выход из данной ситуации видится в необходимости актуализации ранее разработанных методик предварительного исследования следов шин, создания нового комплексного подхода к проведению предварительного исследования этих следов, и должного информационного обеспечения предварительного и экспертного исследования следов протекторов шин. Нами предпринята попытка решения этих проблем.
Считаем, что предварительное исследование следов протекторов шин проводимое на месте совершения ДТП, должно являться неотъемлемой частью комплексной методики предварительного исследования совокупности разнообразных материальных следов на месте ДТП. Это обусловлено тем, что вероятность установления модели, марки или групповой принадлежности транспортного средства значительно возрастает, если следы транспортных средств (следы протекторов шин, следы от выступающих деталей транспортного средства, следы лакокрасочных покрытий и другие) подвергать предварительному исследованию не разрозненно, а в совокупности, используя комплексный подход. Для совершенствования процесса проведения предварительного исследования следов протекторов шин нами была разработана информационно-аналитическая база данных, на основе которой планируется создание информационно-поисковой системы.
При исследовании представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств (200 автомобилей (в основном иномарок: Toyota, Daihatsu, Honda, Infiniti, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Shevrolet, Ssang Yong, Subaru, Suzuki и других), представляющих микромодель оцениваемой генеральной совокупности реально существующих и эксплуатируемых в Приморском крае транспортных средств) выявлены информационно-познавательные
закономерности, которые явились основной для создания обозначенной ниже алгоритмизированной методики проведения предварительного исследования следов протекторов шин при осмотре места ДТП с применением современных научно-технических средств и технико-криминалистических методов.
Представляется, что модернизированная методика предварительного исследования следов протекторов шин должна включать в себя следующие этапы:
- уточнение расположения и взаиморасположения следов протекторов шин относительно друг друга и других следов на месте ДТП;
- установление направления движения транспортного средства по следам, им оставленным на месте ДТП [15, с.81; 11, с. 62-67];
- определение количества колес транспортных средств на месте ДТП (по следам протекторов шин, образованным при стоянке автомобиля или при развороте с применением заднего хода) [13, с. 14-15];
- определение по следам протекторов шин признаков ходовой части транспортного средства (базы и колеи передних, задних колес) и радиуса (диаметра) поворота транспортного средства, установление по ним типа транспортного средства и отнесение к группе транспортных средств, среди которых находится разыскиваемое, с использованием соответствующей аналитической базы данных);
- определение модели (группы моделей шин) или размерной группы шины (отнесение шины к ряду размерных групп), устанавливаемых на автомобиль, на основе технических признаков шины, выявленных в ходе предварительного исследования следов протектора шины (ширины беговой дорожки, вида рисунка и его шага, диаметра шины) и специфических признаков (степени и вида изношенности протектора, наличие шипов противоскольжения или гнезд под шипы, производственных и эксплутационных дефектов протектора и других) с использованием соответствующей аналитической базы данных;
- определение типа, марки, модели или групповой принадлежности транспортного средства, на которые монтируются шины установленной модели (группы моделей шин) и размера (ряда размеров) с использованием соответствующей аналитической базы данных.
Мы считаем необходимым данные этапы уточнить и конкретизировать с учетом настоящего состояния шин транспортных средств (в силу ограниченности материала статьей остановимся только на некоторых этапах):
Этап 1- определение по следам протекторов шин признаков ходовой части (базы и колеи передних, задних колес) и радиуса (диаметра) поворота транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, установление по ним типа транспортного средства и отнесение к группе транспортных средств, среди которых находится разыскиваемое (с использованием соответствующей аналитической базы данных) включает следующие этапы.
Этап 1.1
- определение по следам протекторов шин признаков ходовой части транспортного средства (базы и колеи передних, задних колес) включает следующие этапы:
- измерение величины базы и колеи транспортного средства;
- сравнение размеров колеи передних, задних колес, базы транспортного средства с данными в информационно-аналитической базе, содержащей: модель, марку, год выпуска автомобиля и размерные характеристики базы, передней, задней колеи автомобиля. При работе с базой данных необходимо учитывать следующие особенности, выявленные в процессе исследования представительной эмпирической выборки транспортных средств:
- база транспортного средства величина постоянная, в процессе эксплуатации транспортного средства не изменяется;
- колея передних и задних колес транспортного средства может быть как одинаковой (к примеру, Toyota Tacoma 2011 года выпуска имеет колею передних колес и задних колес 1549 мм и другие), так и различной - у многих современных японских автомобилей (к примеру, Honda Fit 2011 года - колея передних колес 1455 мм, задних 1465 мм; Toyota Wish 2009 года - колея передних колес 1505 мм, задних 1470 мм и другие);
- колеи или базы одной и той же марки и модели, но разных годов выпуска часто совпадают (к примеру, Toyota Ractis 2006 года, Toyota Ractis 2009 и Toyota Ractis 2012 года имеет базу 2550 мм, колею передних колес 1485 мм, колею задних колес 1475 мм и другие);
- колеи или базы разных марок, моделей и годов выпуска транспортных средств могут совпадать (к примеру, Toyota Land Cruiser 200 2013 года выпуска и Lexus LX570 2012 года выпуска имеют базу 2850 мм, колею передних колес 1640 мм, колею задних колес 1635 мм и другие);
- колеи или базы разных марок и моделей могут различаться незначительно (к примеру, Nissan Note 2008 года имеет базу 2600 мм, колею передних колес 1470 мм, колею задних колес 1460 мм, а Toyota Corolla Fielder 2010 имеет базу 2600 мм, колею передних колес 1480 мм, колею задних колес 1465 мм и другие);
- при сравнении колеи передних и задних колес транспортного средства с данными в информационно-аналитической базе следует иметь в виду, что колея транспортного средства может изменяться и не совпадать с данными в базе по различным причинам:
- из-за загруженности автомобиля, механизма аварии (торможения, наезда на препятствие и других)[5, с. 87];
- за счет изменения параметров устанавливаемых дисков (до 200 мм). Нами был проведен эксперимент, в процессе которого на Toyota Corolla Axio 2010 г. с базой 2600 мм, колеей передних колес 1480 мм, колеей задних колес 1465 мм, были заменены все 4 диска бренда Toyota с оригинальными размерными характеристиками: 6JJ с вылетом ЕТ-45 на диски 6,5 JJ с вылетом ЕТ-35 (под вылетом понимается расстояние от плоскости симметрии обода до привалочной ступицы колеса (международное обозначение ЕТ). Чем меньше вылет, тем больше колесо выступает из колесной арки автомобиля) [9, с. 12]. Вследствие этого колея передних колес транспортного средства стала 1520 мм, колея задних колес транспортного средства стала 1505 мм, таким образом, колея передних и задних колес увеличилась на 40 мм;
- за счет износа элементов ходовой части транспортного средства: саленблоков, стоек стабилизатора, шаровых опор и других элементов (в среднем колея может увеличиться до10 мм);
- за счет установки дополнительной шайбы-проставки на заводскую ступицу колея может увеличиться от 10 до 20 мм.
Данная информация была получена в результате проведенных нами экспериментальных исследований и опроса специалистов сервисных центов по ремонту ходовой части транспортных средств Приморского края (Mercedes-Benz, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Suzuki, Hyundai, Renault, Chevrolet, Kia, Volkswagen, ВАЗ (Lada), автосервиса завода «Соллерс» и других).
Таким образом, одинаковую базу и колею передних, задних колес или только одну из данных размерных характеристик ходовой части транспортного средства, как правило, в информационно-аналитической базе будут иметь сразу несколько автомобилей. Определение по следам протекторов шин размерных характеристик ходовой части автомобиля позволит значительно сузить группу транспортных средств, среди которых находится скрывшийся с места ДТП автомобиль.
Этап 1.2.
- определение радиуса (диаметра) поворота транспортного средства.
- установление минимального радиуса или диаметра поворота транспортного средства (впоследствии установление по нему радиуса);
- сравнение с данными в информационно-аналитической базе, содержащей: модель, марку, год выпуска автомобиля, габаритные размеры транспортного средства, минимальный радиус поворота и клиренс. При работе с базой данных необходимо учитывать следующие особенности, выявленные в процессе исследования представительной эмпирической выборки транспортных средств:
- одинаковый минимальный радиус поворота могут иметь сразу несколько автомобилей различных марок и моделей (к примеру, минимальный радиус поворота 5200 мм имеют: Nissan Cedric 1997 года, Toyota Prius 2009 года, Toyota Auris 2013 года, Toyota Corolla Fielder 2010, и другие; минимальный радиус поворота 6000 мм имеют: Toyota Land Cruiser 1999 года, Lexus LX- 470 2012, Mitsubisi Delica 2007 года и другие);
- по минимальному радиусу поворота не представляется возможным определить конкретную марку и модель транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, но можно определить группу транспортных средств, среди которых может находиться разыскиваемое, и тип транспортного средства. Для определения типа предлагается использование «европейской» классификации автомобилей) [8, с. 53-59] (в основу которой положены габаритные размерные характеристики транспортного средства): автомобили «А» - класса (малогабаритные автомобили длиной не более 3600 мм, шириной не более 1520 мм, тип кузова - 3-дверный и реже 5-дверный хэтчбек), «В» - класса (в основном хэтчбеки, реже седаны, универсалы длиной 3600-3900 мм, шириной 15201630мм), «С» - класса (автомобили с типом кузова - хэтчбек, седан, универсал, длиной 3900-4400 мм, шириной 1600-1750 мм), «D» - класса (средний класс, автомобили длиной 44004700 мм, шириной - 1700-1800 мм, с типом кузова - хэтчбек, седан, универсал и универсал повышенной вместимости), «Е» класс (высший, средний класс, бизнес-класс, автомобили длиной более 4600 мм, шириной более 1700 мм, типы кузовов - седаны и универсалы (редко 5-дверный хэтчбек), «G» класса (автомобили, имеющие кузов купе: подкласса G1 -серийные, подкласса G2 - автомобили ручной сборки), «H» класса (родстеры и кабриолеты: подкласс H1- серийные автомобили, подкласс Н2 - собранные вручную), «I» класса
(полноприводные универсальные авто с высоким клиренсом), «К» класса (подклассы: К1 - кроссоверы, паркетники, легкие внедорожники, К2 - средние внедорожники, K3 -тяжелые внедорожники, К4 - пикапы), «L» класса (минивэ-ны), «М» класса (коммерческий малый транспорт). Так, малогабаритные легковые автомобили (3-дверный и реже 5-дверный хэтчбек) имеют минимальный радиус поворота в среднем от 4000 до 5600 мм, легковые автомобили (хэтчбе-ки, купе, универсалы, седаны, кабриолеты, бизнес-класс, гольф-класс) имеют минимальный радиус поворота в среднем от 4500 до 5700 мм; кроссоверы, внедорожники, ми-нивэны, пикапы от 5700 мм до 6S00 мм.
Этап 2 - определение модели (группы моделей) или размерной группы (ряда размерных групп) шин, устанавливаемых на автомобиль, на основе технических признаков шины, выявленных в ходе предварительного исследования следов протектора шины (ширины беговой дорожки, диаметра шины, вида рисунка и его шага,) и специфических признаков (степени и вида изношенности протектора, наличие шипов противоскольжения или гнезд под шипы, производственных и эксплутаци-онных дефектов протектора и других) с использованием соответствующей аналитической базы данных:
Этап 2.1.
- предварительное исследование следа протектора шины при условии, что имеется возможность установления ширины беговой дорожки и диаметра шины протектора шины, но рисунок протектора не отобразился:
2.1.1 - определение ширины беговой дорожки и наружного диаметра протектора шины;
2.1.2
- сравнение ширины беговой дорожки и наружного диаметра шины с данными в информационно-аналитической базе (содержащей размер, ширину беговой дорожки, наружный диаметр шины (под нагрузкой автомобиля), с целью определения типа и размерной группы (нескольких размерных групп) шин, устанавливаемых на автомобиль, скрывшийся с места ДТП. При работе с информационно-аналитической базой необходимо учитывать некоторые особенности, выявленные в процессе исследования представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств:
- одинаковую ширину беговой дорожки могут иметь одна или несколько размерных групп шин различных брендов (к примеру, ширину беговой дорожки 160 мм могут иметь модели шин разных брендов, но одной размерной группы 195/65R 15: Bridgestone В250, Yokohama E70, Goodiear ZEA II и другие; ширину беговой дорожки 130 мм могут иметь шины различных брендов и размерных групп: Falken ЕР 03 размерами 145/S0R 12; Bridgestone Reva 2 размерами 165/S0R 13, Bridgestone MZ-3 размерами 175/70R 14 и другие);
- шины, относящиеся к разным размерным группам (установленные на автомобили (под нагрузкой) могут иметь одинаковый наружный диаметр шины и одинаковую ширину беговой дорожки (к примеру, Goodiear Integriti размером 225/65R17 и Falken S112 215/70R16 - имеют ширину беговой дорожки 1S0 мм и наружный диметр шины 6S0 мм, шины Dunlop SP Sport 2030 размером 175/60R 16 и Dunlop
LM 703 размером 175/65R 15 имеют ширину беговой дорожки 140 мм и наружный диметр 590 мм, и другие;
- шины, относящиеся к одной размерной группе могут отличаться друг от друга наружным диаметром шины как незначительно (к примеру, шины размером 235/55R18: Yokohama G-051 имеют наружный диаметр 680мм, шины Bridgestone DMV-1 - 690 мм, Dunlop SJ6 -710 мм), так и существенно (к примеру, шины размером 235/55R18 Dunlop SP SPORT 270 имеют наружный диаметр 800 мм (данные диаметра шины указаны под нагрузкой автомобиля);
- ширина беговой дорожки и наружный диаметр шины, установленные по следу на месте ДТП, могут не совпадать с размерами беговой дорожки и диаметром шины, указанным в базе данных по различным причинам: в зависимости от нагрузки на шину, давления воздуха в шине и других условий. Так согласно исследований шин отечественных автомобилей, проведенных Ф.П. Совой в 60-80-х годах 20 века, было установлено, что ширина беговой дорожки может изменяться от 5 до 15 мм [12, с. 22], диаметр шины неподвижного нагруженного колеса уменьшается против свободного диаметра в пределах от 29 до 35 мм (для легковых автомобилей) и от 22 мм до 90 мм (для грузовых шин) [14, с. 44].
Нами было проведены экспериментальные исследования с целью установления закономерностей изменения ширины беговой дорожки и наружного диаметра шины в поверхностных следах, оставляемых современными иностранными шинами транспортных средств в зависимости от изменения величины их внутреннего давления. В качестве объекта исследования были выбраны новые летние шины: Bridgestone Dueler 697(A/T -универсальные), Dunlop Grandtrek MT 2 (М/Т - грязевые), Bridgestone Ecopia EP 850(Н/Т - шоссейные) и зимние фрикционные шины Dunlop Grandtrek SJ 6. Рабочее давление воздуха в шинах с помощью стрелочного манометра пружинного типа было определено 2,2 атмосферы (атм), 1атм, 0,1 атм. Шины покрывались дактилоскопической краской и поочередно устанавливались на автомобиль Mitsubishi Pajero Evolution 1997 года выпуска, который проезжал по экспериментально установленному пути в 1,5 метра (в качестве подложки использовались рулонные обои). В результате проведенного эксперимента было установлено:
- ширина беговой дорожки шины: Bridgestone Dueler A/T 697 при 2,2 атм составляет 190 мм, при 1 атм -195мм, при 0,1 атм -200 мм; Dunlop Grandtrek MT 2 при 2,2 атм составляет 190 мм при 1 атм - 195 мм , при 0,1атм - 205 мм, Bridgestone Ecopia EP 850 при 2,2 атм составляет180 мм, при 1атм -200мм, при 0,1 атм - 210 мм, Dunlop Grandtrek SJ 6 при 2,2 атм составляет 200 мм , при 1атм - 205 мм, при 0,1 атм- 210 мм.
Итак, экспериментальным путем установлено, что в зависимости от давления в шине ширина беговой дорожки может изменяться от 5 до 30 мм. При этом наибольшему изменению ширины беговой дорожки в зависимости от давления в шине подвержены летние шины Bridgestone Ecopia EP 850 (до 30 мм), наименьшему - зимние шины Dunlop Grandtrek SJ 6 и шины Bridgestone Dueler A/T 697 (до 10 мм);
- наружный свободный диаметр шины (под свободным диаметром понимается диаметр шины при максимальном внутреннем давлении без нагрузки) Bridgestone Dueler A/T 697 составляет 770 мм, с нагрузкой автомобиля при давле-
нии в шине 2,2 атм составляет 760 мм, при 1 атм - 740 мм, при 0,1 атм -730 мм;
- наружный свободный диаметр шины Dunlop Grandtrek МТ2 составляет 750 мм, в нагруженном состоянии при давлении в шине 2,2 атм составляет 740 мм при 1 атм - 725мм, при 0,1 атм - 720 мм;
- наружный свободный диаметр шины Bridgestone Ecopia ЕР 850 составляет 770 мм, в нагруженном состоянии при давлении в шине 2,2 атм составляет 745 мм, при 1 атм -735мм , при 0,1 атм - 720 мм;
- наружный свободный диаметр шины Dunlop Grandtrek SJ 6 составляет 760 мм, в нагруженном состоянии при давлении в шине 2,2 атм составляет 740 мм, при 1 атм - 730 мм , при 0,1 атм - 710 мм.
Итак, экспериментальным путем установлено, что в зависимости от давления в шине под нагрузкой (установленной на транспортное средство) наружный диаметр шины может изменяться на величину от 5 до 30 мм, а относительно свободного диаметра шины разница может достигать порядка 50 мм.
Ширина беговой дорожки играет важную роль для дифференциации устанавливаемых моделей шин на транспортное средство по типу. Так Ф.П. Сова выделял два основных типа шин: для легковых и грузовых автомобилей (для легковых автомобилей и легких грузовиков ширина беговой дорожки составляет от 92 до 160 мм, для грузовых автомобилей, автобусов от 140 до 590 мм) [14, с. 24]. В связи с появлением в России большого количества иномарок автопроизводителями и автодилерами стала применяться «европейская классификация» легковых автомобилей. На основе вариации данной европейской классификации легковых автомобилей и проведенного исследования представительной эмпирической региональной выборки шин современных транспортных средств нами предлагается деление шин на следующие типы (с соответствующей градацией по ширине беговой дорожки) при условии, что шины являются штатными (устанавливаемыми заводом изготовителем) к вышеуказанным транспортным средствам):
- шины для легковых и легкогрузовых автомобилей (седанов, универсалов, минивэнов, купе (родстеры, кабриолеты, гоночные «спортивные») хэтчбэков, лимузинов, микроавтобусов) имеют ширину беговой дорожки варьирующую от 120 до 170 мм;
- шины для кроссоверов, паркетников имеют ширину беговой дорожки, варьирующую от 170 до 220 мм;
- шины для внедорожников (легких, средних и тяжелых внедорожников, пикапов) имеют ширину беговой дорожки, варьирующуюся от 200 до 280 мм;
- шины для грузовых автомобилей и автобусов имеют ширину беговой дорожки, варьирующую от 200 до 525 мм.
При проведении предварительного исследования беговой дорожки шины на месте ДТП необходимо учитывать, что на автомобиле, скрывшемся с места происшествия, могут стоять и не штатные модели шин:
- на легковые автомобили (седаны, универсалы, минивэ-ны, купе (родстеры, кабриолеты, гоночные «спортивные»)
хэтчбэки, лимузины, микроавтобусы) могут устанавливаться шины с шириной беговой дорожки от 190 до 250мм;
- на кроссоверы и паркетники могут устанавливаться шины с шириной беговой дорожки от 220 до 270 мм;
- на внедорожники могут устанавливаться шины с шириной беговой дорожки от 240 до 320 мм.
Таким образом, по ширине беговой дорожки шины не представляется возможным определить конкретную модель шины, когда рисунок протектора шины не просматривается, но можно определить тип шины транспортного средства или принадлежность шины к ряду размерных групп (к примеру, след протектора шины, обнаруженный на месте ДТП, мог быть образован шиной размером 205/70R 15, размером 215/70R 16, размером 225/60R 17).
Этап 2.3 - предварительное исследование следа протектора шины при условии, что рисунок протектора отчетливо отобразился, включает следующие этапы:
Этап 2.3.1 - установление рисунка протектора шины при помощи разработанной классификации рисунков шин.
Хотелось бы отметить, что при изучении протоколов осмотров мест ДТП было установлено, что следы протекторов шин, в которых даже достаточно полно и четко, а не фрагментарно отобразился рисунок протектора, описываются довольно поверхностно (какая-либо классификация следов по рисунку протектора не применяется). Е.А. Лушин справедливо отметил, что в криминалистической литературе на сегодняшний день отсутствует общепринятая методика описания рисунков протектора шины) [10, с. 48-51].
Классификация шин с различными рисунками протекторов на: шины с дорожным рисунком протектора, шины с универсальным (комбинированным) рисунком протектора, шины с рисунком протектора повышенной проходимости, арочные шины, шины с регулируемым внутренним давлением воздуха, широкопрофильные шины, шины со съемным протектором, шины для спортивных и гоночных машин, шины с зимним рисунком протектора) [14, с. 15-16] устоялась в криминалистике и используется как общепринятая. Считаем, что данную классификацию следует модернизировать и дополнить, так как она не позволяет в полной мере учесть все многообразие современных рисунков протекторов шин.
Так, исходя из анализа Гостов по пневматическим шинам, технической литературы, посвященной исследованиям шин транспортных средств, закономерностей, выявленных нами в процессе исследований рисунков протекторов шин представительной эмпирической региональной выборки транспортных средств, предлагаем ввести в криминалистический оборот классификацию рисунков протекторов шин по следующим основаниям:
- по типу рисунка беговой дорожки протектора шины: симметричный, асимметричный, направленный (может быть как симметричный, так и асимметричный):
- по соответствию рисунка протектора шины типу дорожного полотна (асфальт, грунтовые дороги, пересеченная местность, песок, грязь и другие): шоссейный (дорожный H/T (Half Terrain), вседорожный (унивесальный A/T (All Terrain), грязевой (внедорожный M/T (Mud Terrain):
- по соответствию рисунка протектора шины сезонности применения:
- зимние: фрикционные (Скандинавского и Европейского типа) и шипованные;
- летние (шины с шоссейным, вседорожным и грязевым рисунком протектора).
Отображение ламелей (узких и глубоких прорезей на шашках, расположенных поперечно шине в виде множества рядов) в следе протектора шины является дифференцирующим признаком, позволяющим отличить зимние фрикционные шины от летних по рисунку протектора беговой дорожки. Так, В.А. Васильев, М.В. Поздняков и М.Е. Пахомов справедливо отмечают, что четкое отображение ламелей в следах протекторов шин позволяет выделять следы, образованные фрикционными шинами, и при производстве предварительного исследования на месте происшествия данный факт способствует сужению круга поиска автотранспортного средства, оставившего эти следы [2, с. 148].
Этап 2.3.2 - сравнение рисунка протектора шины с рисунками шин в информационно-аналитической базе для определения модели шины (группы моделей шин). Для облегчения поиска шин нами была создана база данных наиболее распространенных рисунков протекторов моделей шин автомобилей следующих производителей: Yokohama, Bridgestone, Dunlop, Nitto, Toyo, Nancang, Goodiear, Michelin, Falken, Kumho, Hankook, Triangle, Nokian, содержащая фотографию протектора модели шины, информацию о модели шины (наименование бренда и модели, год производства, страна производитель, глубина рисунка протектора).
Следует подчеркнуть, что в различных странах мира создаются информационно-поисковые системы и базы данных рисунков протекторов шин (к примеру, в Китае существует база данных протекторов шин, разработанная компаниями Qingdao Rubber Valley Intellectual Property и Intellectual Property Publishing House. В нее входят 520 тысяч рисунков протекторов из Евросоюза, Южной Кореи, Японии, Китая и США. Данная база позволяет производить поиск шины по изображению рисунка протектора [3]; и другие).
Представляется, что наличие базы международного уровня в экспертных и следственных подразделениях МВД России и, главным образом, ее использование при проведении предварительных исследований следов протекторов шин на месте ДТП наряду с информационно-поисковой системой следов ДТП регионального уровня позволило бы на качественно новом уровне рас-
следовать и раскрывать дорожно-транспортные преступления.
Этап 2.4 - предварительное исследование следа протектора шины при отображении в нем специфических признаков шины (степени изношенности рисунка протектора, наличия шипов противоскольжения или гнезд под шипы, броских дефектов производственного и эксплутационного характера и других особенностей).
Этап 3 - определение типа, марки и модели транспортного средства, отнесение к группе транспортных средств, на которые монтируются шины установленной модели (группы моделей шин) и размера (ряда размеров), с использованием соответствующей аналитической базы данных. База содержит данные о моделях автомобилей и устанавливаемых на них моделях шин (систематизированных по: бренду производителя шины; модели шины, стране производителя шины; году производства шины, размеру шины; штатности к транспортному средству; по типу рисунка протектора шины: по сезонности применения (зимний, летний); по соответствию рисунка протектора шины типу дорожного полотна: шоссейный (дорожный H/T (Half Terrain), вседорожный (унивесальный A/T (All Terrain), грязевой (внедорожный M/T (Mud Terrain); по рисунку беговой дорожки (симметричный, ассиметричный и направленный (симметричный или ассиметричный), по индексу скорости и нагрузки шины, по размерным техническим характеристикам шины - наружному диаметру шины, ширине беговой дорожки).
Если по следу протектора на месте ДТП удалось установить только размер шины (размерный ряд шин), то с помощью базы данных можно ориентировочно установить тип транспортного средства и отнести к группе транспортных средств, среди которых находится автомобиль, совершивший ДТП и скрывшийся с места преступления. Так, исходя из анализа представительной эмпирической выборки транспортных средств нами установлено, что:
- на легковые автомобили (седаны, универсалы, минивэ-ны, купе хэтчбэки, лимузины, микроавтобусы) наиболее часто устанавливаются иностранные шины следующих типоразмеров: 175/70R 13, 175/70R 14, 175/65R 14, 195/65 R 15, 185/70 R 14, 195/65 R 15, 195/65 R 15, 185/65 R 15, 205/70 R 15, 205/65R 15, 205/55R 16, 215/45R 17 и другие;
- на паркетники и кроссоверы наиболее часто устанавливаются иностранные шины следующих типоразмеров: 205/70 R 16, 215/65R 16, 225/65 R 17, 225/55 R 18, 235/55 R 19 и другие;
- на внедорожники (джипы) и пикапы наиболее часто устанавливаются иностранные шины следующих типоразмеров: 265/70 R 16, 235/55R 17, 265/65 R 17, 265/60 R 18, 285/60 R 18, 245/55R19; 285/50R 20 и другие.
Таким образом, предварительное исследование следов протекторов шин на месте совершения ДТП в короткие сроки позволяет получить достаточно важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места ДТП, а именно, установить:
тип транспортного средства определить марку, модель, или групповую принадлежность транспортного средства (к примеру, отнести его к группе транспортных средств, на которые установлены шипованные шины с многогранным по форме шипом, шины с цифровым индикатором износа, и другие).
Список литературы:
1. Василькова Л.И. Методические рекомендации по определению типов и моделей автотранспортных средств по следам протекторов шин. Ташкент. 1975. 119 с.
2. Васильев В.А., Пахомов М.Е., Поздняков М.В. Фрикционные шины как объект криминалистического исследования. Особенности отображения протектора фрикционных шин в следах наслоения // Современные проблемы противодействия преступности: материалы: всероссийской научно-практической конференции (22-23 июня 2010 г, Волгоград). Волгоград: ВА МВД России, 2010. С. 138-148.
3. В Китае создана обновленная база данных рисунков протекторов. [Электронный ресурс] URL: http://www.linaris.ru/newsview/250 (дата обращения: 12.02.2015).
4. Евзович В.Е., Райбман П.Г. Автомобильные шины, диски и ободья. М.: Автополис- плюс, 2010. 144с.
5. Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.1993. 155с.
6. Ищенко П.П. Получение розыскной и доказательственной информации в ходе предварительного исследования следов преступления. М., 1994. 190с.
7. Капитонов В.Е. и [др.]. Технико-криминалистические средства и методы розыска автотранспортных средств: Учебное пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 1997. 120с.
8. Колпаков А.Ф и [др.]. Идентификация и классификация транспортных средств при проведении таможенного контроля: учебное пособие. Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. 246с.
9. Ладыгин А.М. Колеса и шины. Краткий справочник. Выпуск №5. - М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2011. 128с.
10. Лушин Е.А. Методика описания следов шин в протоколах следственных действий // Российский следователь. М.: Юрист, 2014. №20. С. 48-51.
11. Судебная транспортно-трасологическая экспертиза. Методическое пособие для экспертов / Голдованский Ю.П [и др.] / отв. ред.: Корухов Ю.Г. М.: Изд-во ВНИИСЭ, 1977. 112с.
12. Сова Ф.П. Определение типов и моделей автотранспортных средств по следам шин. М.: ВНИИ МООП РСФСР, 1966. 53 с.
13. Сова Ф.П. Определение типов и моделей автотранспортных средств по следам шин. Учебное пособие. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: НИиРИО ВШ МВД СССР, 1973. 204 с.
14.Сова Ф.П. Следы шин автотранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике. Пособие. М., 1978. 254 с.
15. Хрусталев В.Н., Трубицин Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. СПб.:Питер, 2003. 208 с.
16. Целиков С. Ю. Краткий анализ ситуации на Российской авторынке. // Вопросы практической технологии изготовления шин. №1, 2010. С. 111-114.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью автора Сыромля Ларисы Борисовны на тему: «Современные возможности предварительного исследования следов протекторов шин на месте совершения
дорожно-транспортного происшествия» Статья Л.Б Сыромля является актуальной, соответствующей требованиям времени. Это связано с тем, что вопросы эффективного использования материальных следов в раскрытии и расследовании преступлений в настоящее время приобрели крайне острый характер. Но, несмотря на это, в Российской Федерации до сих пор не выработана научно обоснованная концепция собирания, предварительного и экспертного исследования и использования материальных следов преступлений.
Научная новизна состоит в том, что предлагаемая статья отличается комплексным подходом к изучению указанной проблемы в части собирания, предварительного исследования и использования, существенно изменившихся в настоящее время следов протекторов шин на месте дорожно-транспортного происшествия с точки зрения криминалистики.
Теоретическая значимость статьи определяется решением важной криминалистической проблемы, имеющей существенное значение для раскрытия и расследования не только дорожно-транспортных преступлений, но и широкого круга иных преступлений, совершаемых с использованием транспортных средств.
Практическая значимость статьи заключается в том, что изложенные в ней выводы направлены на повышение эффективности досудебного производства по дорожно-транспортным преступлениям.
Статья написана в научном стиле, хорошим литературным языком, что позволяет иметь достаточно ясное представление о предмете исследования.
Таким образом, статья Л.Б. Сыромля «Современные возможности предварительного исследования следов протекторов шин на месте совершения дорожно-транспортного происшествия» содержит теоретические и практические решения обозначенной проблемы, рекомендуется к публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, канд. юрид. наук
К.Н. Бадиков