Научная статья на тему 'Современные возможности патриотического воспитания студенческой молодежи'

Современные возможности патриотического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / PATRIOTISM / SOCIALISATION / INFORMATION-COMMUNICATIVE INTERACTION / SOCIAL NETWORK-SITES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляукина Г.А., Ефимов Е.Г.

Статья посвящена вопросам популяризации патриотизма как идеологии возрождения России среди молодежи, расширению спектра форм и методов данной деятельности путем использования современных интернет-технологий в патриотическом воспитании студенческой молодежи. Рассмотрены некоторые аспекты внеучебной деятельности с использованием веб-сайтов и страниц в социальных сетях, созданных студенческими общественными организациями в организациях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN POSSIBILITIES OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT''S YOUTH

Article is devoted questions of popularisation of patriotism as to ideology of revival of Russia among youth, to expansion of a spectrum of forms and methods of the given activity by use of modern Internet technologies in patriotic education of student's youth. Some aspects of nonlearning activity with use of web sites and pages in the social networks created by student's public organisations in the organisations of the higher vocational training are considered.

Текст научной работы на тему «Современные возможности патриотического воспитания студенческой молодежи»

УДК 355.233.231.1

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ляукина Г.А., ФГБОУ ВПО «КГЭУ», аспирант Ефимов Е.Г., ВолгГТУ, канд. ист. наук, доцент Контакты: ez07@mail.ru

Статья посвящена вопросам популяризации патриотизма как идеологии возрождения России среди молодежи, расширению спектра форм и методов данной деятельности путем использования современных интернет-технологий в патриотическом воспитании студенческой молодежи. Рассмотрены некоторые аспекты внеучебной деятельности с использованием веб-сайтов и страниц в социальных сетях, созданных студенческими общественными организациями в организациях высшего профессионального образования. Ключевые слова: патриотизм, социализация, информационно-коммуникативное взаимодействие, социальные сети

На протяжении последних лет внимание к понятиям «патриотизм», «гражданственность» со стороны государства неуклонно растет: принимаются государственные концепции и программы, реализуются федеральные и региональные проекты, направленные на вовлечение всех социальных институтов в организацию данной деятельности.

Недостаточное выполнение этих задач в структуре воспитательного процесса в системе образования влечет за собой деформацию социализации молодежи, преобладание в ней только приспособленческого аспекта, вытеснение трудовой мотивации, про-грессирование идей индивидуализма, политического и нравственного безразличия [1].

Актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью. По мнению С.Н. Иконникова и

122

В.Т.Лисовского в социальной структуре общества студенчество -социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры [2]. Таким образом, студенческая молодежь это тот социальный слой общества, который, прежде всего, является объектом, а может являться и субъектом патриотического воспитания, так как именно данной социально группе свойственны стремление к самореализации и качественному изменению социума. Духовное пространство студенческой среды, в котором происходит важнейший этап социализации личности, принятие или отрицание общественно значимых ценностей во многом определяет успех воспитательного процесса [3].

Русский литературный критик и публицист Н.А.Добролюбов еще в 1858 году писал: «Мы часто жалуемся, что у нас слабо развит патриотизм; это оттого, что деятельность массы отдельных лиц у нас почти совершенно разъединена с общим течением дел и, следовательно, круг интересов каждого необходимо мельчает» [4].

Актуальность этих выводов не исчезла со временем. К сожалению, множество опросов среди подростков и молодежи показывает, что уровень их интереса к происходящим вокруг социальным и политическим процессам, а также уровень их информированности об историческом прошлом своей страны недостаточно высоки. По мнению авторов данной статьи, такое отношение во многом обусловлено тем, что в системе образования по-прежнему превалируют лишь традиционные формы обучения и воспитания, в том числе и в плане формирования гражданственности и патриотизма.

В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015 годы» в системе мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается наряду с расширением и обогащением традиционных форм работы на всех уровнях также развитие форм и методов пат-

123

риотического воспитания на основе новых информационных технологий [5], которые все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формируют новые потребности и открывают возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет-документы, форумы, блоги — все это активно используется обучающимися. При этом молодежь все шире использует информационно-коммуникативные технологии не только в процессе обучения, самообразования, но и как средство ежедневного общения, используя десктопные и мобильные устройства.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн. человек. Ежедневно выходят в Сеть - 46% или 53,6 млн. взрослых россиян. При этом по данным Левада-Центр по состоянию на март 2014 года доля пользователей Интернет в возрасте 1824 года составляет 96% [6].

Хорошо это или плохо для развития общества и молодого поколения, не является ли это заменой живого общения - это отдельный сложный вопрос. Однако не приходится сомневаться в объективной реальности существования огромного мира виртуальной коммуникации, ставшего неотъемлемой частью процесса социализации молодежи.

Мы считаем, что использование интернет-технологий является новым видом партнерства студента и педагога, студента и администрации, студента и общественной организации. При этом существующая среда (официальный сайт вуза или общественных организаций, социальные сети «ВКонтакте», «Мой мир», «Фейсбук» и др.) может стать пространством, где основы патриотического мировоззрения могут быть предложены профессионально.

Российский педагог И.Ф. Харламов отмечает, что в структуре патриотизма как личностного качества можно вы делить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный (взгляды, убеждения, знания), поведенческий и воле-

124

вой. Поскольку патриотизм носит деятельный характер, И.Ф. Харламов подчер кивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познава тельной и практической деятельности учащих ся просоциального характера [7].

Использование интернет-технологий позволяет сделать патриотическую деятельность более видимой и открытой для всех, позволяет создавать интернет-базы и реализовывать интернет -проекты, т.е. повысить мобильность деятельностной составляющей патриотического воспитания (в том числе, что немаловажно, увеличить охват участников социальных проектов и программ).

С помощью современных интернет-технологий можно быстро донести до большого количества посетителей содержательную идею, привлечь внимание к проблеме, задать позитивный настрой и ценностные ориентиры. При этом намеченные воспитательные цели достигаются за счет того, что студенты сами открывают для себя новые знания, делают выводы, сами определяют степень вовлечения в совместную деятельность в специально организованной среде. Это может быть работа над социальными проектами (фотоконкурс «Мы внуки Победы» или конкурс эссе «Спасибо деду за Победу», обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне и т.д.). Практика подобной работы в Казанском государственном энергетическом университете успешно разворачивается не только на страницах официального сайта, но и на веб-страницах студенческих организаций.

Одной из таких площадок являются студенческие сообщества «Подслушано», созданные на базе социальной сети «ВКонтакте». Группы подобного типа широко распространены в настоящее время как открытые платформы для обмена мнениями между студентами. Администратор группы выкладывает сообщения на те или иные темы, касающиеся жизни ВУЗа, либо анонимно, либо с указанием авторства.

Для анализа отражения темы патриотизма в неформальных студенческих сетевых сообществах нами были выбраны две группы данного типа. Группа «Подслушано. ВолгГТУ» насчитывает на

125

06.06.2015 4507 подписчиков и содержит 10161 запись. «Подслушано в Энерго» на 06.06.2015 насчитывает 4564 подписчиков и 4693 запись. На наш взгляд, в данных сообществах можно выделить три уровня отражения темы патриотизма:

1. Университет - в сообществе освещаются мероприятия или темы, так или иначе создающие положительный имидж ВУЗа. Чаще всего речь идет об обсуждении мероприятий, проводимых в учебном заведении: «Студент года 2015 в КГЭУ. Линар молодец! А исполнительница "этой песни простой" спела таки великолепно» (22.05.2015, Подслушано. Энерго); «С 2 по 5 июля 2015 г. на базе гостиницы "Ахтуба" в г. Волжском, планируется проведение окружного этапа конкурса «Студенческий лидер -2015» в Южном федеральном округе». (15.06.2015, ВолгГТУ)

2. Город - несмотря на акцент на жизни учебного заведения, в сообществе часто можно увидеть новости из жизни города. Они публикуются как в виде авторских сообщений, так и в виде репостов.

Например: «Друзья, 17 апреля пройдет открытие Высокоскоростной магистрали с участием и. о. президента РТ Рустама Мин-ниханова. Я - один из координаторов волонтеров данного мероприятия, и ищу людей готовых стать частью мероприятия такого уровня!». (9.04.2015, Подслушано. Энерго); «Управление МЧС хочет снести приют "Дино", обрекая на гибель всех его многочисленных обитателей. Приют просуществовал на базе министерства 3 года, а теперь, в результате передела собственности, их выселяют». (14.06.2015. Подслушано. ВолгГТУ)

3. Страна - не самый распространенный, но также присутствующий в группах уровень патриотизма, выражающийся в упоминании тем, актуальных для развития страны в целом. Одна из тем, вызывающий постоянный отклик у пользователей - празднование Дня победы. Например: «Страна ждет песню, которая отразит отношение и чувства поколения 21 -го века к Великой Победе, станет новым гимном Великого Дня Победы! Настало время найти новое звучание бла-

126

годарности поколений за героический подвиг наших дедов и прадедов. "Марш победителей" (№ 235) вышел в финал конкурса». (25.04.2015, Подслушано. Энерго); «Поздравляем с 70-летием Великой Победы. В этот праздник с глаз текут слёзы от горести за прошлое, от счастья и гордости за настоящее и будущее нашей священной земли. Слава героям принёсшим в наши дома и семьи счастье и надежду на светлое будущее!» (8.05.2015, Подслушано. ВолгГТУ)

На наш взгляд, важно, чтобы этот огромный пласт в жизни молодых людей не оставался как «параллельные миры» вне сферы педагогического влияния. Неслучайно одной из стратегических задач модернизации образования является «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий». Такое интернет-педагогическое влияние может носить:

• информационно-просветительский характер (анонсы и фото -отчеты мероприятий, исторический экскурс о фактах и личностях, веб-семинары),

• консультативный характер (вопросы-ответы на интересующие темы в области истории, политики, культуры и т.п., рекомендации по электронному фонду художественно-патриотических литературных и музыкальных произведений и т.д.),

• дискуссионный характер (обсуждение просмотренных фильмов, передач, исторических и политических событий),

• диагностический характер (выявление и профилактика экстремистских настроений, национализма и других социально-негативных явлений, тематические блиц-опросы и т.д.).

Кроме того, использование информационно - коммуникативных технологий является одним из перспективнейших направлений в работе преподавателей, организаторов в процессе формирования их собственной педагогической культуры.

127

Спектр активных предлагаемых форм взаимодействия достаточно широк: анонсирование социальных и патриотических мероприятий, конкурсы, акции, социальные проекты, размещение социальной рекламы, интернет-голосование и др. В вузе такое «информационно-емкое» взаимодействие со студентами могут осуществлять как административные структуры (управления воспитательной работы, деканаты), так и педагоги-кураторы, и сами студенческие общественные организации (союзы студентов, профсоюзные организации, патриотические центры, волонтерские центры, советы студентов общежитий, брейн-клубы и т.п.).

А.Н. Толстому принадлежат следующие слова: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Феномен патриотизма, как и в целом, российское общество, испытывает изменение в процессе социального развития во взаимодействии государства, общества и личности. В условиях вызовов и угроз современности сегодня необходимо проводить патриотическую работу на современном уровне. Активное профессионально-педагогическое использование новых информационно-коммуникативных технологий позволит повысить социальную активность молодежи, а также обеспечить историческую преемственность, возродить духовность, укрепить национальную безопасность.

Источники

1. Козлов А.А. О патриотизме и гражданственности. Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов. СПб.: «Элексис Принт», 2005. 228 с.

2. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование. М., 1972, С. 152.

3. Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи: монография. Калуга: Изд. дом «Эйдос», 2004. 274 с.

4. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в трех томах. Том первый. Статьи, рецензии и заметки (1853-1858). М., «Художественная литература», 1986.

128

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).

6. Пользователи интернета в России [Электронный ресурс]: сайт «Интернет в России и в мире». Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151, свободный. Загл. с экрана.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: уч. пособие. М.: Высш. школа, 1990. 576 с.

MODERN POSSIBILITIES OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT'S YOUTH

Ljaukina G.A., Efimov E.G.

Article is devoted questions of popularisation of patriotism as to ideology of revival of Russia among youth, to expansion of a spectrum of forms and methods of the given activity by use of modern Internet technologies in patriotic education of student's youth. Some aspects of non-learning activity with use of web sites and pages in the social networks created by student's public organisations in the organisations of the higher vocational training are considered. Keywords: patriotism, socialisation, information-communicative interaction, social network-sites.

Дата поступления 24.12.2015.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.